Густав Климт ( 1862, Вена —1918, Вена) — австрийский художник и декоратор, один из самых ярких представителей венского модерна.
Живопись Климта — череда парадоксов. Исполненная психологизма и броской эстетики, она не имеет связи с живой природой. Происходит из синтеза работ древних мастеров Средиземноморья, Междуречья, Японии. Вдохновлена позолоченно-парчовыми творениями венецианцев периода кватроченто (Кривелли), пронизана навязчиво-бледными тонами голландских и бельгийских (Тороп, Кнопф) символистов. В руках любого другого художника подобная рафинированная эклектика не имела бы шансов на выживание.
Карло Кривелли. 1. «Mария Магдалина», около 1480, дерево, темпера. Рейксмюсеум, Амстердам.
2. «Мадонна делла Канделетта», центральная створка полиптиха собора в Камерино,
между 1490 и 1492, дерево, темпера, масло, Пинакотека Брера, Милан
Ян Тороп, «Портрет Мари Жанетт де Ланж», 1900, холст, масло, Рейксмюсеум, Амстердам [1/2]
Ян Тороп, «Брук в Уотерленде», 1889, холст, масло, Художественный музей Индианаполиса
У Климта не было, да и не могло быть творческого единомышленника или стилистического двойника.
Только скромные последователи и малочисленные подражатели.
Густав Климт, «Голова девушки в профиль», около 1880, холст, масло,
частная коллекция
Густав Климт, «Портрет Клары Климт», около 1880, холст, масло,
Музей Леопольда, Вена
Густав Климт, «Аллегория скульптуры», 1889, карандаш, акварель, картон,
Музей прикладного искусства, Вена
Живопись Климта бесконечно чувственна, но лишена ксенофильной толерантности, характерной для большинства европейских художников той эпохи. Красавицы Климта до угловатости стройны, но их плечи и бёдра круглятся плавностью линий, образованных мягкими, нежными мазками. Они отказываются подчиняться устоявшимся нормам пластики; их движения не вписываются в любимые академистами круговые траектории. Их странная красота разом отрицала как наследие Ренессанса, так и анатомические изыскания Дега. При этом органично совмещая старинные иконописные мотивы с передовыми дизайнерскими тенденциями, будто бы взятыми прямиком из журналов моды.
Густав Климт, Nuda Veritas (Обнажённая истина), 1899 г.
Холст, масло. 244 x 56,5 см. (с рамой 260 x 64,5 см.)
Австрийская национальная библиотека, Вена
Густав Климт, «Портрет Эмили Флеге», 1902, период «Золотая фаза»,
холст, масло. 181 х 84 см. Венский музей, Вена
Густав Климт, «Даная», 1907-1908, период «Золотая фаза», холст, масло, 77 х 83 см. Галерея Вюртле, Вена
Густав Климт, «Юдифь и голова Олоферна», 1901, период «Золотая фаза»,
холст, масло, 84 × 42 (с рамой 98 x 48 x 5 см). Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт, «Фриз Бетховена: Враждебные силы», дальняя стена, 1902, штукатурка, казеиновая краска, позолота.
215 x 630 см. Галерея Бельведер, Вена
Густав Климт, «Флорентийское кватроченто. Венера», 1890-1901 гг.
Художественно-исторический музей, Вена.
Климта можно смело называть антимонументалистом. Его цветовые мелодии сконфуженно умолкают там, где требуются крупные формы и твёрдые линейные доминанты. Виртуозная работа мастера со световыми и красочными пятнами не спасает композиции на больших открытых пространствах. Идеи Климта работают только там, где всё мозаично, неплотно, зыбко... И всё же сильным мира сего однажды пришло в голову заказать у него роспись плафонов Венского университета. Итог работы превзошёл самые смелые ожидания поклонников, но и самые ужасные опасения ненавистников. Сегодня «Медицину», «Философию» и «Юриспруденцию» стало принято считать сильнейшими творениями Густава Климта.
Густав Климт, «Факультетские картины». От трёх «факультетских картин» в настоящее время
сохранились только эскизы и чёрно-белые фотографии оригиналов. «Юриспруденция» [1/3]
Густав Климт, «Медицина»
Густав Климт, «Философия»
Шедеврами, опередившими своё время. Но лично я (и не я одна, если речь идёт о современном профессиональном сообществе) их таковыми не считаю. Хотя в окружении венского неоренессанса эти силуэты смотрятся очень современно. Если не дерзко. Только это невозможное соседство и оправдывает их существование. Видите, дорогой читатель: на стороне Климта снова играет Его высочество Парадокс...
Густав Климт, «Древнеитальянское искусство. Святые с херувимами», 1890-1901 гг.
Художественно-исторический музей, Вена.
Густав Климт, «Римское кватроченто. Экклексия», 1890-1901 гг.
Художественно-исторический музей, Вена.
Густав Климт, «Египетское искусство. Нехбет», 1890-1901 гг.
Художественно-исторический музей, Вена.
Повторюсь: живопись Климта — совсем не про силу и лихой размах. Она — про ускользающие, призрачные эманации прекрасных мгновений, существующих в нашем грешном мире не дольше искусственно синтезированных квантовых частиц. Никто больше не умел и не умеет творить, думать и чувствовать так, как это делал он. За это его и любят. За это же его ненавидят.
P.S.
Дополним немного иллюстративный ряд Густава Климта в этом замечательном рассказе
Густав Климт, Зрительный зал старого Бургтеатра. 1888 г. Холст, масло. 91,2 х 103 см.
Венский музей, Вена.
Густав Климт, Портрет пианиста Иосифа Пембаура. 1890 г. Холст, масло. 69 х 55 см.
Государственный тирольский музей, Инсбрук, Австрия.
Густав Климт, Девушка на природе. 1893 г. Холст, масло. 32,4 x 24 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 4.321.250 фунтов.
Густав Климт, Женский портрет. 1894 г. Холст, масло. 168 x 84 см.
Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт, Портрет Сони Книпс. 1898 г. Холст, масло. 145 х 146 см. Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт, Портрет Гермины Галлии. 1904 г. Холст, масло. 170,5 х 96,5 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Густав Климт. 1. Золотые рыбки (Моим критикам). 1901-1902. Холст, масло. 185,5 x 71,5 см.
Золотурнский художественный музей, Золотурн, Швейцария. 2. Юдифь II (Саломея). 1909 г.
Холст, масло. 178 х 46 см. Городской музей Венеции, Галерея Ка Пезаро.
Густав Климт, Портрет Адели Блох-Бауэр I. 1907 г. Холст, масло, позолота. 185,5 x 71,5 см.
Новая галерея Нью-Йорка, США.
Густав Климт, Портрет Фритцы Ридлер. 1906 г. Холст, масло. 153 х 133 cм.
Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт, Три возраста женщины. 1905 г. Холст, масло.180 х 180 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Густав Климт, Смерть и жизнь. 1910-1911 гг. Холст, масло. 180,8 x 200,6 см.
Музей Леопольда, Вена.
Густав Климт, Дева (Богородица). 1913 г. Холст, масло. 190 х 200 см.
Национальная галерея, Прага.
Густав Климт, Подруги. 1916-1917 гг. Холст, масло. 99 х 99 см. Уничтожена при пожаре в замке
Иммендорф в 1945 году.
Густав Климт, Невеста (не окончена). 1917-1918 гг. Холст, масло. 191 х 165 см.
Галерея Бельведер, Вена. Фонд Климта.
Густав Климт, Адам и Ева (Грехопадение). 1917-1918 гг.
Холст, масло. 175 х 60 см. Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт, «Поцелуй», 1908-1909, холст, масло, 180 х 180 см. Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт умер в шесть часов утра 6 февраля 1918 года в Вене после перенесенного инсульта в возрасте 55 лет
и похоронен на Хитцингском кладбище
Послевоенное надгробие Густава Климта на Хитцингском кладбище в Вене работы Йозефа Шагерля
А что скажете Вы, уважаемый читатель? Как сложились Ваши отношения с живописью мастера парадокса? Желаю Вам приятного просмотра! И с удовольствием прочту Вашу точку зрения.
ИСТОЧНИКИ
1. Viennа 1900. Klimt, Schiеle, аnd Thеir ТimеsA Total Work of Art. Catalog Exhibition. 2011 - 272 p., il. 2. VIENNA 1900 by Rainer Metzger. TASHEN, 2022. – 96 p., il.
3.Илона Сармани-Парсонс. Густав Климт. Альбом-монография. Пер. А.А. Чередниченко. Москва, Издательство СЛОВО/SLOVO, 1995 г. - 104 с., ил. (Серия «Картинная галерея»). 4. Карез Патрик. Климт. Эпоха и жизнь венского художника. Роман-биография. Пер. с нем. Т.Ф. Датченко. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 2019 г. - 672 с., ил. (Серия «Жизнь замечательных людей», вып. 1799)