• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ IV 27-01-2025 20:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1960-е А. Смохвалов. Фото (493x700, 78Kb)
Александр Николаевич Самохвалов. Фото 1960-е гг.

Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) - советский живописец, график, иллюстратор. После революции вернулся в Бежецк, где принимал участие в праздничном оформлении города, создал проекты Дворца труда и Народного дома. Важным событием, повлиявшим на формирование художника, стала поездка в Самарканд (1921) в составе экспедиции Института истории материальной культуры, а также участие в реставрационных работах в Георгиевском соборе Старой Ладоги (1926). Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у К.С. Петрова-Водкина. В 1933-1934 гг. создал культовую акварельную серию «Метростроевки». За картину «Девушка в футболке» в 1937 г. получил Гран-При на Международной выставке в Париже. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске вместе с ленинградским БДТ. Занимался театрально-декорационной живописью. За четыре года до смерти за выдающийся вклад в развитие искусства Самохвалова наградили орденом Ленина и званием заслуженного деятеля искусств РСФСР. А.Н. Самохвалов скончался в Ленинграде в 1971 г. в возрасте 76 лет. Похоронен на Комаровском кладбище.

1950-е Самохвалов  Александр Николаевич (513x700, 71Kb)
Александр Николаевич Самохвалов в своей мастерской в Тучковом переулке.
Ленинград, середина 1950-х гг. Фрагмент фото.

После возвращения из эвакуации в Ленинград А.Н. Самохвалов получил мастерскую для творческой работы. Во время войны здесь работал график П.А. Шиллинговский. Здесь разместилась уже начатая картина «Бойцы вспоминают», для которой он написал ряд новых этюдов для новой формулировки этой картины - воспоминания о Великой Отечественной войне. Среди этих этюдов - старая мать и молодая мать с ребенком на руках, советский офицер, рассказывающий о бое, мальчик, молодой офицер и голова старого рабочего, несколько вариантов изображения офицера за столом. Все собрались за столом. Интеллигентная семья молодых связана с пролетариями-родителями: старая мать, старый рабочий — отец. Следы войны уже стерты. За роялем женщина, которую рассказ о войне отвлек от музыки. о войне отвлек от музыки. В концепции изображения Самохвалов не следовал ни Перову, ни Репину. Он стремился видеть все своими глазами. Единственное, что руководило им, это правдивость, реальность и открытость профессионального действия: мазка и линии, проведенной кистью, но без всякого акцентирования.

1948 Бойцы вспоминают минувшие дни. Х. м. 235 х 338 см. ЧС (700x490, 159Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бойцы вспоминают минувшие дни. 1948 г. Холст, масло. 235 х 338 см.
Частное собрание.

1948 Старая мать. Этюд к картине Бойцы вспоминают. 49,7x38,5 см. Тверская КГ (532x700, 129Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старая мать. Этюд к картине «Бойцы вспоминают».
1948 г. Холст, масло. 49,7 x 38,5 см. Тверская областная картинная галерея.

1948 Бойцы вспоминают. Этюд головы. Х, м. 38 х 35 см (650x700, 169Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд мужской головы к картине «Бойцы вспоминают».
1948 г. Холст, масло. 38 х 35 см. Галерея искусства XX века «Прошлый Век».

1945 Девушка - боец. Х, м. 50,5х40. ГМИИ РТ, Казань (561x700, 189Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка - боец. 1945 г. Холст, масло. 50,5 х 40 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1940-1950-е Женский портрет. Х, м. 47,2х42,8. СОВКОМ 2011. Эст 450.000-600.000 руб (630x700, 146Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1940-1950-е гг. Холст, масло. 47,2 х 42,8 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2011 г. Эстимейт 450.000 - 600.000 руб.

1950 Портрет студентки Татьяны Кочедышкиной Карт, м. 28 х 23 см. Аук ART-MOST, Самара. Цена 174.000 руб. (545x700, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет студентки Татьяны Кочедышкиной. 1950 г.
Картон, масло. 28 х 23 см. Галерея ART-MOST, Самара. Цена 174.000 руб.

1947 Обнаженная. Этюд. Х. на карт, м. 42 х 28 см. ГРМ (452x700, 102Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд. 1947 г. Хост на картоне, масло.
42 х 28 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1945 In places of military glory. (592x700, 178Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). По местам боевой славы. 1945 г. Холст, масло. 45 х 37 см.
Аукцион советского искусства ART UNION, Санкт-Петербург, 2013 г. Эстимейт 450.000 руб.

1944 Домны Кузбасса. Холст, гуашь. 30,3х24,7. ХМ Кузбасса, Кемерово (571x700, 158Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Домны Кузбасса. Эскиз. 1944 г. Холст, гуашь. 30,3 х 24,7 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

А.Н. Самохвалов писал: «Я видел этот доменный огненный пафос с белыми огнями сверкающей электросварки в этом фантастическом сплетении ферм. То он, пылающий огнем плавки, весь скрывающийся в тучах багрово освещенного снизу пара - совсем уже фантастический, как своего рода сооруженный руками людей Везувий. Причем людей, постоянно занятых ремонтом сложнейших конструкций этого гиганта, никогда не было видно. Их невозможно было разглядеть в этом фантастическом сплетении ферм. Я сделал три этюда и две небольшие картины («Домны Кузбасса», «Чугун идет»).

1947 Домны Кузбасса. Х, м. 139х110. (Кемеровский ГМИИ Кузбасса) (539x700, 132Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Домны Кузбасса. 1947 г. Холст, масло. 139 х 110 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1947 Чугун идет. Металл идёт. Х, м. 112,0x89,7. Новокузнецк ХМ 2 (568x700, 121Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Чугун идет. Металл идёт. 1947 г. Холст, масло. 112 x 89,7 см.
Новокузнецкий художественный музей.

Другую задачу общества А.Н. Самохвалов видел в выполнении картин о советской жизни на заказ. Так появились полотна «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935), «Сталинградцы» (1947), «Парад Победы» (1947), «Киров и Сталин на Волховстрое» (1950) и другие.

1947 Парад Победы на Красной площади (Буденный и Ворошилов у мавзолея Ленина). Х, м. 21 х 25 см. (700x610, 148Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Парад Победы на Красной площади. (С.М. Буденный и К.Е. Ворошилов у мавзолея Ленина). 1947 г. Холст, масло. 21 х 25 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 1.000.000 - 1.500.000 руб.

Парад Победы состоялся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года - исторический парад в честь победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне. Принимать парад поручили маршалу Георгию Жукову, а командовать войсками — маршалу Константину Рокоссовскому. Ряд источников свидетельствует, что Сталин не принимал парад самостоятельно, потому что не обладал достаточными навыками верховой езды. Вместе с С.М. Буденным и К.Е. Ворошиловым Сталин стоял на мавзолее Ленина. На мероприятии проводилась церемония повержения немецких знамён и штандартов, после парада они были отправлены в Центральный музей Вооружённых Сил. В Параде Победы приняли участие 35 325 человек: 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров (от младшего лейтенанта до полковника), 31 116 сержантов и солдат, 1400 военных музыкантов, а также 1850 единиц техники.

1944Сталин и Молотов присутствуют при низложении немецких знамен. Эскиз росписи для неосуществленного проекта Дворца Советов (502x700, 117Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). И.В. Сталин и В.М. Молотов присутствуют при низложении немецких знамен. Эскиз росписи для неосуществленного проекта Дворца Советов. 1944 г. Бумага, графитный карандаш. 88 х 64 см. Аукционный дом Егоровых, Москва. Лот продан за 24.000 руб.

1950-е Эскиз к картине Степан Разин. Х. на карт.25х42 см. ВМИИ им. И.И. Машкова (700x434, 105Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Степан Разин». 1950-е гг. Холст на картоне, масло. 25 х 42 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им И.И. Машкова.
Еще одна незавершенная картина А.Н. Самохвалова «Степан Разин», от которой сохранились только эскизы.

1949 Бурлак. Этюд к картине Степан Разин. Х, м. 39,5x30,5 см. Тверская КГ (550x700, 183Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бурлак. Этюд к картине «Степан Разин». 1949 г.
Холст, масло. 39,5 x 30,5 см. Тверская областная картинная галерея.

1949 Голова мужчины. Этюд к картине Степан Разин. Х, м. 39,5x30,5 см. Тверская КГ (565x700, 169Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова мужчины. Этюд к картине «Степан Разин».
1949 г. Холст, масло. 39,5 x 30,5 см. Тверская областная картинная галерея.

1949 Голова юноши. Этюд к картине Степан Разин. Х, м. 39,5x30,5 см. Тверская КГ. (555x700, 105Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова юноши. Этюд к картине «Степан Разин».
1949 г. Холст, масло. 39,5 x 30,5 см. Тверская областная картинная галерея.

1950-е Ленинград. Первомайская демонстрация. Бум.Гуашь. 17.5х36.7. СОВКОМ 2008. Эст 250.000 - 350.000 руб (700x341, 101Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинград. Первомайская демонстрация. 1950-е гг. Бумага, гуашь. 17,5 х 36,7 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 250.000 - 350.000 руб.

1950-е конец. Портрет жены. Х, м. 50,5х36,5 ГРМ (495x700, 135Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет жены М.А. Клещар-Самохваловой. Конец 1950-х гг.
Холст, масло. 50,5 х 36,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1950-е Женский портрет. Х, м. 50,5 х 40,5. Курская КГ (566x700, 157Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1950-е гг. Холст, масло. 50,5 х 40,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

1950-е На набережной. Холст на фанере, масло. 54,5 х 45 см. Орловский ХМ (574x700, 135Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На набережной. 1950-е гг. Холст на фанере, масло. 54,5 х 45 см.
Орловский музей изобразительных искусств.

1950-1956 Гала-концерт в московской филармонии. Х, м. 150 × 175 см. (700x579, 164Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Гала-концерт в московской филармонии. 1950-1956 гг. Холст, масло. 150 х 175 см.
(А. Самохвалов. Мой творческий путь. Л., 1977 г.)

1950 В филармонии. Этюд. Х, м. 55x48,8. ДВХМ, Хаб (622x700, 134Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В филармонии. Этюд. 1950 г. Холст, масло. 55 x 48,8 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1950 Сталин и Киров на Волховстрое. Х, м. 170 х 150 см. (Частное собр, Лондон) 2 (632x700, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). И.В. Сталин и С.М. Киров на Волховстрое. 1950 г. Холст, масло. 170 х 150 см.
Частное собрание, Лондон.

На этой картине А. Н. Самохвалов показал И.В. Сталина и С.М. Кирова в производственном помещении Волховской ГЭС. Волховская гидроэлектростанция являлась первой крупной ГЭС в России. Её строительство началось в огненном 1918 году и было закончено в 1926 году. Строительство Волховской ГЭС – это начало строительства при Советской власти первых крупных предприятий в стране. На картине художник показал Сталина и Кирова на одном из таких, вводимых в строй предприятий энергетического комплекса страны. Посещение Сталиным Волховстроя относится к 1928 году.

1950 Сталин и Киров на Волховстрое. Эскиз. Коленкор на картоне; масло. 33 x 49 см. Аук Литфонд 2018 г. (700x476, 120Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). И.В. Сталин и С.М. Киров на Волховстрое. Эскиз. 1950 г.
Коленкор на картоне, масло. 33 x 49 см. Галерея Art Globe, Москва, 2025 г. Эстимейт 562.500 руб.

Турбин. зал ГЭС. Эскиз. Холст, масло, 19х21,5 см (700x625, 178Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Турбинный зал. Эскиз. Холст, масло. 19 х 21,5 см. Галерея Коносьеръ, Москва.

1947 С.М. Киров и М.И. Калинин в Баку. 1923 г. Х, м. 115,0 х 150,8 см. ГМИСПб. (700x527, 171Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров и М.И. Калинин в Баку в 1923 году. 1947 г. Холст, масло. 115 х 150,8 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1953 до. У СТАЛИНА. Рис. 51х78 см. — копия (600x389, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У Сталина. Эскиз. До 1953 г. Холст, масло. 51 х 78 см.
Местонахождение неизвестно.

1961 Эскиз к картине Аппассионата. В.И.Ленин и Н.К.Крупская в гостях у А.М.Горького слушают. Х, м. 40,5x47. Тверская КГ (700x601, 171Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аппассионата (У А.М. Горького). 1961 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. В.И. Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена в исполнении Исая Добровейна.

1950-1959 МАЙ (Народное гулянье в парке) Х, м. 85,5×70 см. ЧС (560x700, 184Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Май. Народное гулянье в парке. 1950-1959 гг.
Холст, масло. 85,5 х 70 см. Частное собрание.

1950-е Фейерверк. Васильевский остров. Х, м. 95,5 х 70,5 см. (512x700, 152Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Фейерверк. Васильевский остров. 1950-е гг.
Холст, масло. 95,5 х 70,5 см. Частное собрание.

1950-е Ленинградский дворик. Х, м. 80 х 70. Вологда где (567x700, 177Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинградский дворик. 1950-е гг. Холст, масло. 80 х 70 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1950-е Лестница Святогорского монастыря. Х, м. 56x44 см. Тверская КГ (700x521, 188Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лестница Святогорского монастыря. 1950-е гг. Холст, масло. 56 x 44 см.
Тверская областная картинная галерея.

1950-е Набросок к портрету А.С. Пушкина. Бум, кар. 22,3х15,8 см. Тверская (496x700, 140Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Набросок к портрету А.С. Пушкина. 1950-е гг.
Бумага, карандаш. 22,3 х 15,8 см. Тверская областная картинная галерея.

1950-е Аллея Керн. (534x700, 158Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аллея Керн в Михайловском. 1950-е гг. Холст, масло.
AI Аукцион, Москва, 2023 г. Лот продан за 4,5 миллиона руб.

1950-е Могила А.С. Пушкина. Х, м. 67x45 см. Тверская КГ (487x700, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Могила А.С. Пушкина. 1950-е гг. Холст, масло. 67 x 45 см.
Тверская областная картинная галерея.

1950-е Лето. Х,м. 109х78 см. Сарапульский муз-зап (498x700, 188Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лето. 1950-е гг. Холст, масло. 109 х 78 см.
Сарапульский музей-заповедник, Удмуртская Респ.

1959-1960 Дорога в Тригорское. Х, м. 50,3x59 см. Тверская КГ (700x500, 161Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дорога в Тригорское. 1959-1960 гг. Холст, масло. 50,3 x 59 см.
Тверская областная картинная галерея.

После возвращения из эвакуации в 1948-1951 годах Александр Самохвалов преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Он вел занятия на факультете монументально-декоративной живописи. В 1950-х гг. Самохвалов продолжил сотрудничать с ленинградскими издательствами и фарфоровыми заводами. В эти годы изменился стиль художника. Он писал: «Изменения, которые произошли в структуре моей изобразительной концепции, в данном случае можно было бы определить… как усложненность объемно-пространственной трактовки изображаемого, большую детальность в рисунке». В портретах этих лет Самохвалов тщательно прорабатывал лица героев. Среди его картин 1950-х годов - масштабное полотно «Племя молодое».

1959-1960 Племя молодое» Х, м. 208х229 см. Городской музей Ангарского городского округа Городской (700x631, 229Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Племя молодое. 1959-1960 гг. Холст, масло. 208 х 229 см.
Ангарский городской музей, Иркутская обл.

Тема картины навеяна стихотворением А.С. Пушкина «Вновь я посетил…», написанное им в 1835 году
за два года до своей смерти, в котором были эти строки:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет».

1960-е Племя молодое. Этюд. Х, м. 29,6х23,7 см. Тверская КГ (563x700, 112Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд к картине «Племя молодое». 1960-е гг.
Холст, масло. 29,6 х 23,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1950-е Прогулка на мотоцикле (700x577, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Прогулка на мотоцикле. 1950-е гг

1958 Горный пейзаж. Холст на картоне, масло 49 х 69 ГРМ (700x504, 160Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Горный пейзаж. 1958 г. Холст на картоне, масло. 49 х 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1958 Крымские горы. Холст, масло. 35 х 46,5 см. (700x483, 122Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крымские горы. 1958 г. Холст, масло. 35 х 46,5 см.

1958 Березки. Холст, масло. 79.5х58. Костром муз-зап (574x700, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Березки. 1958 г. Холст, масло. 79,5 х 58 см.
Костромской музей-заповедник.

1958 Березки. Фрагмент. Кострома (700x525, 122Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Березки. Фрагмент. 1958 г. Холст, масло. Костромской музей-заповедник.

1958 Цветущий багряник. Этюд. Х. на карт, м. 31,2х39,3 см. Тверская УГ (700x546, 175Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Цветущий багряник. Этюд. 1958 г. Холст на картоне, масло. 31,2 х 39,3 см.
Тверская областная картинная галерея.

1950-е кон.-начало 1960-х. Южный пейзаж. Х. на карт, м. 70 x 49,3. ГРМ (497x700, 161Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Южный пейзаж. Конец 1950-х-начало 1960-х гг.
Холст на картоне, масло. 70 x 49,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1950-1959 Новый свет (700x502, 117Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крым. Новый свет. 1950-1959 гг.

1958 Элегия. Х. на карт, м. 26,5х40,7 см. Тверская КГ (700x455, 94Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Элегия. 1958 г. Холст на картоне, масло. 26,5 х 40,7 см.
Тверская областная картинная галерея.

1956 Натюрморт с бессмертниками. Х, м. ЯХМ. (700x529, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с бессмертниками. 1956 г. Холст, масло. 60 х 79,5 см.
Ярославский художественный музей.

1958 Натюрморт со скрипкой. Х, м. 62x54 см. ДВХМ,Хаб (2) (590x700, 149Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт со скрипкой. Этюд. 1958 г.
Холст, масло. 62 х 54 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1950-е Натюрморт со скрипкой. Х, м. 111,3 х 90. ГРМ (564x700, 134Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт со скрипкой. 1950-е гг. Холст, масло.
111,3 х 90 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1956 + Клещар-Самохвалова Мария Алексеевна (1915-2000), Натюр с бакланами. Х, м. 52 x 44. ГРМ (565x700, 216Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000).
Натюрморт с баклажанами. 1956 г. Холст, масло. 52 x 44 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1956 Кафе «Гурзуф» Карт, м. 50х50,3 см. Art gallery «ARKA», СПб. (700x648, 226Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Кафе «Гурзуф». 1956 г. Картон, масло. 50 х 50,3 см.
Art gallery «ARKA», Санкт-Петербург.

Александр Самохвалов - интересный советский художник, чьи полотна отличались от обычного соцреализма и зачастую были ближе импрессионизму, как, например, «Кафе Гурзуф» 1956 года. Самохвалов много писал жену, она позировала ему и для жанровых многофигурных композиций. Так, она послужила моделью для центральной женской фигуры в картине «Кафе Гурзуф» (молодая женщина за столом в розовой блузке). Моделью для другой женской фигуры первого плана, - женщины слева в жёлтом платье с красной сумочкой через руку, поднимающейся по ступенькам, - стала жена друга Самохвалова, с семьей которого они вместе отдыхали в Гурзуфе.

1960 Голубые сумерки. Х, м. 112х90 см. Брянский ХМ (564x700, 163Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голубые сумерки. 1960 г. Холст, масло. 112 х 90 см.
Брянский областной художественный музей.

1960 Над крышами Ленинграда. Х, м. 112,5х90 см. Новосибирск ХМ (559x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Над крышами Ленинграда. 1960 г. Холст, масло. 112,5 х 90 см.
Новосибирский государственный художественный музей.

1960-1969 Алые паруса. Бум. на дер, темп. 94 х 70 см. ЧС (517x700, 173Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Алые паруса. 1960-1969 гг.
Бумага на картоне, темпера. 94 х 70 см. Частное собрание.

1960 Обнаженная (На пляже). Этюд. Карт, м. 26х19 см. Тверская КГ2 (527x700, 128Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная (На пляже). Этюд. 1960 г.
Картон, масло. 26 х 19 см. Тверская областная картинная галерея.

1961 Лежащ. обнага. Х, м. 35 х 52 см. ЧС (700x566, 68Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лежащая обнаженная. 1961 г. Холст, масло. 35 х 52 см. Частное собрание.

1960 Купальщицы. Холст, масло, 46х38 см (542x700, 131Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Купальщицы. Эскиз. 1960 г. Холст, масло. 46 х 38 см.

1960-е Купальщицы. Х, м. 60 x 49. (в раме) ГРМ (600x700, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Купальщицы. 1960-е гг. Холст, масло. 60 x 49 см. (в раме).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1958 Обнаженная Oil on canvas, 38х27,5. Art gallery «ARKA», СПб. (515x700, 123Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. 1958 г. Холст, масло. 38 х 27,5 см.
Art gallery «ARKA», Санкт-Петербург.

Желтая ++ с цветами. Ню. (439x700, 101Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Желтая с цветами. Ню. Sinitza.gallery.ru

1950-е Об-на. Бум, акв. 27х14 см. Иваново (364x700, 107Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. 1950-е гг.
Бумага, акварель. 27 х 14 см.
Ивановский областной художественный музей.

1964 На пляже. Гурзуф. Карт, гуашь. 62 х 47 см. ЧС (531x700, 123Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На пляже. Гурзуф. 1964 г. Бумага, гуашь. 62 х 47 см.
Частное собрание.

1964 Утро. Няня. Бум, акв. 57,7х40,8 см. Волгоград (499x700, 127Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Утро. Няня. 1964 г. Бумага, акварель. 57,7 х 40,8 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им И.И. Машкова.

1965 Standing Nude from the Back. Х, м. 138.5 х 58.5 см. ЧС (289x700, 79Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Стоящая обнаженная со спины.
1965 г. Холст, масло. 138,5 х 58,5 см. Частное собрание.

1960-е Обнаженная. Этюд. Коленкор, акварель. 17,5 х 10 см. Тверская КГ (400x700, 114Kb)
.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд. 1960-е гг.
Коленкор, акварель. 17,5 х 10 см.
Тверская областная картинная галерея.

1962 М.А. Клещар Самохвалова  и А. Н. Самохвалов на открытии выст-ки пр-й художника в Ленинград (618x700, 99Kb)
М.А. Клещар-Самохвалова и А.Н. Самохвалов на открытии выставки
произведений художника в Ленинградском Доме писателей. 1962 г.

В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены. Мария Алексеевна Клещар-Самохвалова (1915–2000) – советский живописец. С 1951 года жена А.Н. Самохвалова. Ее формирование как художника под влиянием Самохвалова началось с 1952 года в ленинградской мастерской в Тучковом переулке. Писала портреты, пейзажи, натюрморты. Позировала Самохвалову для многих картин и этюдов. Являлась членом ЛОСХа. После смерти мужа, Мария Алексеевна принимала деятельное участие в сохранении его художественного и литературного наследия, издании сочинений, организации юбилейных выставок.

1950-е кон. + Клещар-Самохвалова Мария Алексеевна (1915-2000), Автопортрет с коралловой нитью. Х, м. 75,5 x 61,5. ГРМ (572x700, 126Kb)
М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000), А.Н. Самохвалов (1894-1971).
Автопортрет с коралловой нитью. Конец 1950-х гг. Холст, масло. 75,5 x 61,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1962 + Клещар-Самохвалова Мария Алексеевна (1915-2000) П-т работницы. Х, м. 83 x 57,5. ГРМ (471x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000).
Портрет работницы. 1962 г. Холст, масло. 83 x 57,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1962 -нач. 1960-х + Клещар-Самохвалова Мария Алексеевна (1915-2000) П-т старушки. Х, м. 61 x 68,5. ГРМ (612x700, 138Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000). Портрет старушки.
1962 г. Холст, масло. 61 x 68,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1960-е конец. Копия фрагмента фрески Пьеро делла Франческа «Мадонна дель Парто». Х, м. 53 x 49,6. ГРМ (665x700, 165Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Копия фрагмента фрески Пьеро делла Франческа
«Мадонна дель Парто». Конец 1960-е гг. Холст, масло. 53 x 49,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1960-е На выставке. Х, м. 69x89,5 см. Тверская КГ (562x700, 128Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На выставке. 1960-е гг. Холст, масло. 69 x 89,5 см.
Тверская областная картинная галерея.

1961 Gurzuf in the Night. Бум.акв.,37х28,5. 1961 (536x700, 104Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Гурзуф ночью. 1961 г. Бумага, акварель. 37 х 28,5 см.

1963-1964 Крыши города с куполом собора святой Екатерины. Бумага, гуашь. 27 х 37,4Тверская (2) (700x521, 104Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крыши города с куполом собора Святой Екатерины. 1963-1964 гг.
Бумага, гуашь. 27 х 37,4 см. Тверская областная картинная галерея.

1963 На полях Родины. Этюд. Карт, м. 16,8х48,3 см. Тверская КГ (700x250, 93Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На полях Родины. Этюд. 1963 г. Картон, масло. 16,8 х 48,3 см.
Тверская областная картинная галерея.

1964 Сосны. Этюд. (700x541, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сосны. Этюд. 1964 г. Холст, масло. 75 х 100 см. Галерея ART-MOST, Самара.

Летний ++ пейзаж. Этюд. АТТР. Б.г. Карт, м. 17,1х23,5 см. Тверская КГ (700x512, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971), атрибуция. Летний пейзаж. Этюд. Картон, масло. 17,1 х 23,5 см.
Тверская областная картинная галерея.

1960-е Вид из окна мастерской. Х, темп. 89,5 х 67,5. ГРМ (535x700, 108Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вид из окна мастерской. 1960-е гг.
Холст, темпера. 89,5 х 67,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1962 + Клещар-Самохвалова Мария Алексеевна (1915-2000) Гладиолусы на розовом фоне. Х, м. 97,5 x 67,8. ГРМ (485x700, 122Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000).
Гладиолусы на розовом фоне. 1962 г. Холст, масло. 97,5 x 67,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1964 Александр Блок в рабочем пикете. Холст,масло 200 х 151 см. ГРМ (518x700, 168Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Александр Блок в рабочем пикете. 1964 г.
Холст, масло. 200 х 151 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сюжет картины «Александр Блок в рабочем пикете» навеян воспоминаниями А.Н. Самохвалова о выступлении Александра Блока на поэзовечере, состоявшемся в конференц-зале Академии художеств, где он выступал в военной одежде и рассказом В. Маяковского о встрече с поэтом у костра рабочего пикета на набережной Невы. «Я никогда не был лично знаком с А. Блоком, но как поэта я узнал его еще в ранней юности, в период жизни в Петербурге и Петрограде и бывал почти на всех его выступлениях. Я знал, что Блок приветствует революцию и изображал Блока идущим за революцией, как автора поэмы «Двенадцать» и «Скифы». Некоторые образы «Двенадцати» вошли в композицию как образы времени. Я не иллюстрировал поэму Блока, но образы революционный держащих шаг естественно сочетались с образом поэта. Он здесь, у костра, среди тех, кто совершил революцию».

Открытки фото А.Блок, В.Маяковский. (700x470, 103Kb)
Фото Александр Блок и Владимир Маяковский. Открытка

Этот эпизод из жизни Александра Блока в мемуарах В. Маяковского дословно записан так:
«Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: „Нравится?“ — „Хорошо“, — сказал Блок, а потом прибавил: „У меня в деревне библиотеку сожгли“». А все подробности этой легенды писатель Владимир Березин опровергает в своей статье «Встреча у костра» см. здесь

Ленинград - город герой. Б.г. Бум, акв. 46 х 59,5 см. ЧС (700x549, 198Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинград - город герой. Бумага, акварель. 46 х 59,5 см. Частное собрание.

1963 Эскиз к картине «На полях Родины». Карт, м. 34,7х58,7 см. Тверская КГ (700x415, 104Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «На полях Родины». 1963 г. Картон, масло. 34,7 х 58,7 см.
Тверская областная картинная галерея.

1963 Девушка в футболке. Вариант. Х, м, 106х73,5. Пензен КГ (462x700, 88Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в футболке. 1963 г. Повторение картины 1932 г.
Холст, масло. 106 х 73,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Моделью Самохвалов выбрал свою соседку – учительницу дочери Евгению Петровну Адамову. Сама она говорила, что получилась непохожей на себя. Вместо застенчивой, скромной учительницы – строгая, волевая красавица. Евгения Петровна не любила рассказывать о позировании в мастерской и вообще не любила лишнего внимания к себе. А когда художник попытался нарисовать ее еще раз, с ракеткой в руках, картина не получилась – только эскиз остался. Дальнейшая жизнь Жени Адамовой была яркой и богатой драматическими событиями – брак с комиссаром-подводником, погибшим во время Великой Отечественной войны, участие в партизанском движении на Украине. Она работала в школе до преклонных лет. Евгения Петровна скончалась в 1977-м году.

1966 Девуш с букетом. Х, м. 38 х 30 см. ЧС (434x700, 78Kb)1963 Парижанка. Х, м. 147 х 88 см. ЧС (336x700, 54Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Девушка с букетом. 1966 г. Холст, масло. 38х30 см. 2. Парижанка. 1963 г.
Холст, масло. 147х88 см. Обе - Частное собрание.

1963 Девушка в шляпе. Х, м, 136 х 113 см. ЧС (477x700, 83Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в шляпе. 1963 г. Холст, масло. 136 х 113 см.
Частное собрание.

1965 Слушающая музыку. (450x700, 73Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Слушающая музыку. 1965 г. Картон, гуашь. 74,6 х 45,7 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1968 В лаборатории. Х, м. 128 х 68 см. Вологда (370x700, 72Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В лаборатории. 1968 г. Холст, масло. 128 х 68 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1968 Игра в теннис. (627x700, 134Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Теннис. 1968-1971 гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1968 Ночной Гурзуф. Х, м. 86x71 см. Тверская КГ (2) (588x700, 195Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ночной Гурзуф. 1968 г. Холст, масло. 86 x 71 см.
Тверская областная картинная галерея.

1968 Ночной Гурзуф. Бум, акв.  Бежецкий мемориально-литературный музей. (516x700, 140Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ночной Гурзуф. 1968 г. Бумага, акварель.
Бежецкий мемориально-литературный музей.

Зимний ++ пейзаж. Этюд. Б.г. Х, м. 24х16,5 см. Тверская КГ (476x700, 152Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Зимний пейзаж. Этюд. Холст, масло. 24 х 16,5 см.
Тверская областная картинная галерея.

1967 Апассионата (Строители коммунизма). Холст,масло. 240х300. ГРМ (700x559, 157Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аппассионата (Строители коммунизма). 1967 г. Холст, масло. 240 x 300 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Поздний Самохвалов никому не нравится, а зря: может, его послевоенные полотна – это такие «Дорианы Греи», которые остались цветущими в жизни, а вовсе не на холстах. Последняя его большая работа «Аппассионата (или «Строители коммунизма»). Аппассионата – название сонаты Людвига ван Бетховена и одноименной картины А.Н. Самохвалова - коллаж, многотомное собрание советских идеальных типажей, взятых из картин разных лет. Картина производит впечатление своего рода живописных «мемуаров», прощальной встречи художника со своими любимыми героями. Раскрывая суть замысла многофигурного полотна, Самохвалов писал: «На картине «Аппассионату» исполняют в наше время, и ее слушают все – и юные, и седые, и рабочие, и ученые. Словом, все! И даже прежние мои герои – «Девушка в футболке», комсомолец и партшколовец и мать из картины «На страже Родины». Все строители коммунизма. Все! И это меня увлекает».

1967 Эскиз к картине «Аппассионата».  Картон, масло. 15,5 х 22Тверская КГ (700x483, 135Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Аппассионата (Строители коммунизма)». 1967 г.
Картон, масло. 15,5 х 22 см. Тверская областная картинная галерея.

Несколько наспех склеенная огромная композиция напоминает общее фото для доски почета. Выстроившись у бюста Ленина, герои слушают любимое произведение вождя (исполняет взъерошенный шестидесятник). Вся сцена залита солнцем, но свет перекрывает громоздящийся за окном символ стройки – подъемный кран. Допустим, советская молодежь всех пяти поколений так и осталась молодой, но даже если бы персонажи не перессорились на концерте, Ленин на их фоне в своем – увы, дореволюционном! – костюме-тройке выглядел бы явным анахронизмом. Поэтому на всякий случай он остался гипсовым. За роялем пианист, чем-то, может напоминающий самого Бетховена, мощным ударом вызывает из музыкального инструмента потрясающие звуки сонаты "Аппассионаты", те самые, о которых В.И. Ленин сказал М. Горькому: "Ничего не знаю лучше "Appassionata", готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка». Слушали и постановили: продолжать считать знаменитую сонату Бетховена «нечеловеческой музыкой». Подробности написания «Апассионаты» см. здесь

1967 Студентка. Эскиз к картине Строители-комунизма. Х, м. 130x70 см. Тверская КГ (411x700, 106Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Студентка. Эскиз к картине «Аппассионата
(Строители-коммунизма)». 1967 г. Холст, масло. 130 x 70 см.
Тверская областная картинная галерея.

1967 Портрет девушки. Этюд к картине Аппассионата (Строители коммунизма) Х, м. 60,2х38,4 см.  Тверская КГ (440x700, 89Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девушки. Этюд к картине «Аппассионата
(Строители коммунизма)». 1967 г. Холст, масло. 60,2 х 38,4 см.
Тверская областная картинная галерея.

П-т Сергея АлександровичаРанкевича (1886-1955). Х, м. 87,5 х 100 см. Аук Шапиро, 2024. Прод. 12 000 USD (700x628, 115Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет электротехника Сергея Александровича Ринкевича (1886-1955).
Холст, масло. 87,5 х 100 см. Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2024 г. Лот продан за $12.000 дол.

Председатель колхоза товарищ Олимпиадова (540x700, 163Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Председатель колхоза товарищ Олимпиадова.

Мальчик. Этюд. Б.г. Дерево, левкас, масло. 52,2х41,2х2,5 см. Тверская КГ (556x700, 102Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мальчик. Этюд. Дерево, левкас, масло. 52,2 х 41,2 см.
Тверская областная картинная галерея.

Женщины в темной комнате. Б.г. Карт, масло. 35 х 25 см. ХМ Алтай края (485x700, 131Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщины в темной комнате. Картон, масло.
35 х 25 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Персональные выставки А.Н. Самохвалова проходили в 1963-1964 (Ленинград, Москва), 1968 (Волгоград), 1974 (Ленинград), 1994, 2014 (ГРМ), 2019-2020 (ГРМ, совместно с А.А. Дейнекой, Санкт-Петербург).
А.Н. Самохвалов - автор искусствоведческих статей «Работа над натурой», «От замысла к картине», «Портрет эпохи» и других. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996), увидевших свет уже после смерти художника во многом благодаря его вдове М.А. Клещар-Самохваловой.
В 1967 году за четыре года до смерти за выдающийся вклад в развитие искусства Самохвалова наградили орденом Ленина и званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Дьявол. Разрываясь между добром и злом. Этюд для автопортрета. Б, см. тех. 30х21 см. ЧС (495x700, 128Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дьявол. Разрываясь между добром и злом.
Этюд для автопортрета. Бумага, смешанная техника. 30 х 21 см.
Частное собрание.

Египетский мотив. Аук Accademia Fine Art, Монако, 2015 г. Эстимейт 3.400 евро. (660x700, 189Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Египетский мотив. Аукционный дом Accademia Fine Art,
Монако, 2015 г. Эстимейт EUR 3.400 евро.

Обращение к подводникам перед выходом в море. Бум, акв. (700x570, 221Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обращение к подводникам перед выходом в море. Бумага, акварель.

Баскетбол. 80 х 100.АРТ-МОСТ, Самара (700x619, 203Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Баскетбол. Эскиз. Холст, масло. 80 х 100 см. Галерея ART-MOST, Самара.

Стог сена (почти Клод Моне) (700x535, 152Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Стог сена (а-ля Клод Моне)

Поезд. Коленкор, темпера.11х26,5 см (17,4х32 см) Тверская КГ (Госфонд) (700x354, 49Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Поезд. Коленкор, темпера. 17,4 х 32 см. (лист); 11 х 26,5 см. (р.и.).
Тверская областная картинная галерея.

Паровоз (524x700, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Паровоз. Этюд. Коленкор, масло. 13,7 х 11,8 см.
Тверская областная картинная галерея.

В парке (554x700, 146Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В парке. Эскиз.

Натюрморт с комодом. Холст; масло. 22 х 27 см. ЧС (700x577, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с комодом. Холст, масло. 22 х 27 см. Частное собрание.

Натюрморт. Б.г. Х, м. 49х38,8 см. Тверская КГ (557x700, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. Холст, масло. 49 х 38,8 см.
Тверская областная картинная галерея.

1950-е нач. Кити и Анна на балу». (490x700, 123Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Кити и Анна на балу. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Анна Каренина». 1952 г. Тверская областная картинная галерея.

1940-е иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Бумага, акварель. ТОКГ..preview (504x640, 47Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Эскиз. 1963 г. Бумага, акварель. Тверская областная картинная галерея.

Зарубежная критика о творчестве А.Н. Самохвалова:
А.Н. Самохвалова причислили к ленинградской школе, но в этом контексте он нетипично общительный в начале своей карьеры. Поразителен тотальный уход мотивного круга из публичной в частную сферу в послевоенный период. Он не рисует больше лихих комсомольцев-добровольцев, играющих в войну. Отступление не является чем-то необычным для советского искусства того времени, но, в отличие, например, от Гелия Коржева, перспектива рабочего класса также была оставлена: теперь доминирует почти буржуазное благополучие, с крымским солнцем и материальным потребительством: красивые платья и шляпы, кафе, машины и фабричные игрушки. На самом деле, подлинной классовой перспективы и до войны не было. Рабочие Самохвалова были не классовыми представителями, а идеальными типами, образцами здорового, уравновешенного человека в современном, оптимистичном к будущему обществе.

1969 Приезд Ленина в Петроград. Открытка (700x554, 195Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Приезд В.И. Ленина в Петроград. 1969 г. Открытка.

В.И. Ленин ++. (Галерея Коносьеръ) (541x700, 164Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В.И. Ленин. Эскиз. Галерея Коносьеръ, Москва.

1969 Рабочий. Этюд к картине Провозглашение Советской власти. Х. на карт, м. 39 х 31. Вологда (549x700, 114Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рабочий. Этюд к картине «Провозглашение
Советской власти». 1969 г. Холст на картоне, масло. 39 х 31 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1969 Анна Ахматова. Поэзовечер в Академии. Бум, каран. 31 х 15. Волгоград (322x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Анна Ахматова. Поэзовечер в Академии.
1969 г. Бумага, карандаш. 31 х 15 см. Волгоградский музей
изобразительных искусств им И.И. Машкова.

1970 В автобусе. Х, м. 90 х 102 см. Аук Шапиро НЙ 2020. Цена 245.000 дол США Оригинал (700x553, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В автобусе. 1970 г. Холст, масло. 90 х 102 см.
Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2020 г. Цена $245.000 дол.

1970 Оксана. Х, м. 49 х 35 см. ЧС (420x700, 68Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Оксана. 1970 г. Холст, масло. 49 х 35 см.
Частное собрание.

1970 Девушка с цветком (не окончена). Х, м. 117х76 см. Тверская КГ (458x700, 85Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с цветком (не окончена). 1970 г.
Холст, масло. 117 х 76 см. Тверская областная картинная галерея.

1971 Ожидание. Х, м. 69 х 49 см. ЧС (384x700, 85Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ожидание. 1971 г. Холст, масло. 69 х 49 см.
Частное собрание. Одна из последних неоконченных картин Самохвалова.

1952 Самохвалов. Ленинград. ЦГАЛИ СПб. (469x700, 93Kb)
Александр Николаевич Самохвалов. Ленинград, 1952 г. ЦГАЛИ.

А.Н. Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года в возрасте 76 лет. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны.

Произведения Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

ФОТО Памятник Самохвалову на Комаровском Некрополе СПб (525x700, 213Kb)
Памятник А.Н. Самохвалову на Комаровском некрополе в Санкт-Петербурге.
Вторая супруга художника М.А. Клещар-Самохвалова пережила мужа почти на 30 лет

Могила Клещар-Самохваловой  на Смоленском православном кладбище в СПб. (700x525, 186Kb)
Могила М.А. Клещар-Самохваловой на Смоленском православном кладбище в С-Петербурге.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах.
Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии.
Стр. 337-338, 380-381.

Антон Успенский - Между ававнгардом и соцреализмом. Искусство ХХ1 век (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 38-39, 57, 60, 179, 190, 319.

1.Александр Самохвалов – виртуальный Русский музей, живопись

2.Не соцреализм: художник Александр Самохвалов


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Слава44 29-01-2025-12:06 удалить
Ответ на комментарий vit4109 # vit4109, Спасибо. Очень интересно, с виду советский соцреалист, орденоносец Ленина, а копнешь поглубже -а-ля импрессионист!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ IV | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»