Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) - советский живописец, график, иллюстратор. После революции вернулся в Бежецк, где принимал участие в праздничном оформлении города, создал проекты Дворца труда и Народного дома. Важным событием, повлиявшим на формирование художника, стала поездка в Самарканд (1921) в составе экспедиции Института истории материальной культуры, а также участие в реставрационных работах в Георгиевском соборе Старой Ладоги (1926). Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у К.С. Петрова-Водкина. В 1933-1934 гг. создал культовую акварельную серию «Метростроевки». За картину «Девушка в футболке» в 1937 г. получил Гран-При на Международной выставке в Париже. Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Новосибирске вместе с ленинградским БДТ. Занимался театрально-декорационной живописью. За четыре года до смерти за выдающийся вклад в развитие искусства Самохвалова наградили орденом Ленина и званием заслуженного деятеля искусств РСФСР. А.Н. Самохвалов скончался в Ленинграде в 1971 г. в возрасте 76 лет. Похоронен на Комаровском кладбище.
Александр Николаевич Самохвалов в своей мастерской в Тучковом переулке.
Ленинград, середина 1950-х гг. Фрагмент фото.
После возвращения из эвакуации в Ленинград А.Н. Самохвалов получил мастерскую для творческой работы. Во время войны здесь работал график П.А. Шиллинговский. Здесь разместилась уже начатая картина «Бойцы вспоминают», для которой он написал ряд новых этюдов для новой формулировки этой картины - воспоминания о Великой Отечественной войне. Среди этих этюдов - старая мать и молодая мать с ребенком на руках, советский офицер, рассказывающий о бое, мальчик, молодой офицер и голова старого рабочего, несколько вариантов изображения офицера за столом. Все собрались за столом. Интеллигентная семья молодых связана с пролетариями-родителями: старая мать, старый рабочий — отец. Следы войны уже стерты. За роялем женщина, которую рассказ о войне отвлек от музыки. о войне отвлек от музыки. В концепции изображения Самохвалов не следовал ни Перову, ни Репину. Он стремился видеть все своими глазами. Единственное, что руководило им, это правдивость, реальность и открытость профессионального действия: мазка и линии, проведенной кистью, но без всякого акцентирования.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бойцы вспоминают минувшие дни. 1948 г. Холст, масло. 235 х 338 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старая мать. Этюд к картине «Бойцы вспоминают».
1948 г. Холст, масло. 49,7 x 38,5 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд мужской головы к картине «Бойцы вспоминают».
1948 г. Холст, масло. 38 х 35 см. Галерея искусства XX века «Прошлый Век».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка - боец. 1945 г. Холст, масло. 50,5 х 40 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1940-1950-е гг. Холст, масло. 47,2 х 42,8 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2011 г. Эстимейт 450.000 - 600.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет студентки Татьяны Кочедышкиной. 1950 г.
Картон, масло. 28 х 23 см. Галерея ART-MOST, Самара. Цена 174.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд. 1947 г. Хост на картоне, масло.
42 х 28 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). По местам боевой славы. 1945 г. Холст, масло. 45 х 37 см.
Аукцион советского искусства ART UNION, Санкт-Петербург, 2013 г. Эстимейт 450.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Домны Кузбасса. Эскиз. 1944 г. Холст, гуашь. 30,3 х 24,7 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Н. Самохвалов писал: «Я видел этот доменный огненный пафос с белыми огнями сверкающей электросварки в этом фантастическом сплетении ферм. То он, пылающий огнем плавки, весь скрывающийся в тучах багрово освещенного снизу пара - совсем уже фантастический, как своего рода сооруженный руками людей Везувий. Причем людей, постоянно занятых ремонтом сложнейших конструкций этого гиганта, никогда не было видно. Их невозможно было разглядеть в этом фантастическом сплетении ферм. Я сделал три этюда и две небольшие картины («Домны Кузбасса», «Чугун идет»).
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Домны Кузбасса. 1947 г. Холст, масло. 139 х 110 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Чугун идет. Металл идёт. 1947 г. Холст, масло. 112 x 89,7 см.
Новокузнецкий художественный музей.
Другую задачу общества А.Н. Самохвалов видел в выполнении картин о советской жизни на заказ. Так появились полотна «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935), «Сталинградцы» (1947), «Парад Победы» (1947), «Киров и Сталин на Волховстрое» (1950) и другие.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Парад Победы на Красной площади. (С.М. Буденный и К.Е. Ворошилов у мавзолея Ленина). 1947 г. Холст, масло. 21 х 25 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 1.000.000 - 1.500.000 руб.
Парад Победы состоялся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года - исторический парад в честь победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне. Принимать парад поручили маршалу Георгию Жукову, а командовать войсками — маршалу Константину Рокоссовскому. Ряд источников свидетельствует, что Сталин не принимал парад самостоятельно, потому что не обладал достаточными навыками верховой езды. Вместе с С.М. Буденным и К.Е. Ворошиловым Сталин стоял на мавзолее Ленина. На мероприятии проводилась церемония повержения немецких знамён и штандартов, после парада они были отправлены в Центральный музей Вооружённых Сил. В Параде Победы приняли участие 35 325 человек: 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров (от младшего лейтенанта до полковника), 31 116 сержантов и солдат, 1400 военных музыкантов, а также 1850 единиц техники.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). И.В. Сталин и В.М. Молотов присутствуют при низложении немецких знамен. Эскиз росписи для неосуществленного проекта Дворца Советов. 1944 г. Бумага, графитный карандаш. 88 х 64 см. Аукционный дом Егоровых, Москва. Лот продан за 24.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Степан Разин». 1950-е гг. Холст на картоне, масло. 25 х 42 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им И.И. Машкова.
Еще одна незавершенная картина А.Н. Самохвалова «Степан Разин», от которой сохранились только эскизы.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бурлак. Этюд к картине «Степан Разин». 1949 г.
Холст, масло. 39,5 x 30,5 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова мужчины. Этюд к картине «Степан Разин».
1949 г. Холст, масло. 39,5 x 30,5 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова юноши. Этюд к картине «Степан Разин».
1949 г. Холст, масло. 39,5 x 30,5 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинград. Первомайская демонстрация. 1950-е гг. Бумага, гуашь. 17,5 х 36,7 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 250.000 - 350.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет жены М.А. Клещар-Самохваловой. Конец 1950-х гг.
Холст, масло. 50,5 х 36,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женский портрет. 1950-е гг. Холст, масло. 50,5 х 40,5 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На набережной. 1950-е гг. Холст на фанере, масло. 54,5 х 45 см.
Орловский музей изобразительных искусств.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Гала-концерт в московской филармонии. 1950-1956 гг. Холст, масло. 150 х 175 см.
(А. Самохвалов. Мой творческий путь. Л., 1977 г.)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В филармонии. Этюд. 1950 г. Холст, масло. 55 x 48,8 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). И.В. Сталин и С.М. Киров на Волховстрое. 1950 г. Холст, масло. 170 х 150 см.
Частное собрание, Лондон.
На этой картине А. Н. Самохвалов показал И.В. Сталина и С.М. Кирова в производственном помещении Волховской ГЭС. Волховская гидроэлектростанция являлась первой крупной ГЭС в России. Её строительство началось в огненном 1918 году и было закончено в 1926 году. Строительство Волховской ГЭС – это начало строительства при Советской власти первых крупных предприятий в стране. На картине художник показал Сталина и Кирова на одном из таких, вводимых в строй предприятий энергетического комплекса страны. Посещение Сталиным Волховстроя относится к 1928 году.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). И.В. Сталин и С.М. Киров на Волховстрое. Эскиз. 1950 г.
Коленкор на картоне, масло. 33 x 49 см. Галерея Art Globe, Москва, 2025 г. Эстимейт 562.500 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Турбинный зал. Эскиз. Холст, масло. 19 х 21,5 см. Галерея Коносьеръ, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров и М.И. Калинин в Баку в 1923 году. 1947 г. Холст, масло. 115 х 150,8 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У Сталина. Эскиз. До 1953 г. Холст, масло. 51 х 78 см.
Местонахождение неизвестно.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аппассионата (У А.М. Горького). 1961 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. В.И. Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена в исполнении Исая Добровейна.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Май. Народное гулянье в парке. 1950-1959 гг.
Холст, масло. 85,5 х 70 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Фейерверк. Васильевский остров. 1950-е гг.
Холст, масло. 95,5 х 70,5 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинградский дворик. 1950-е гг. Холст, масло. 80 х 70 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лестница Святогорского монастыря. 1950-е гг. Холст, масло. 56 x 44 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Набросок к портрету А.С. Пушкина. 1950-е гг.
Бумага, карандаш. 22,3 х 15,8 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аллея Керн в Михайловском. 1950-е гг. Холст, масло.
AI Аукцион, Москва, 2023 г. Лот продан за 4,5 миллиона руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Могила А.С. Пушкина. 1950-е гг. Холст, масло. 67 x 45 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лето. 1950-е гг. Холст, масло. 109 х 78 см.
Сарапульский музей-заповедник, Удмуртская Респ.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дорога в Тригорское. 1959-1960 гг. Холст, масло. 50,3 x 59 см.
Тверская областная картинная галерея.
После возвращения из эвакуации в 1948-1951 годах Александр Самохвалов преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Он вел занятия на факультете монументально-декоративной живописи. В 1950-х гг. Самохвалов продолжил сотрудничать с ленинградскими издательствами и фарфоровыми заводами. В эти годы изменился стиль художника. Он писал: «Изменения, которые произошли в структуре моей изобразительной концепции, в данном случае можно было бы определить… как усложненность объемно-пространственной трактовки изображаемого, большую детальность в рисунке». В портретах этих лет Самохвалов тщательно прорабатывал лица героев. Среди его картин 1950-х годов - масштабное полотно «Племя молодое».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Племя молодое. 1959-1960 гг. Холст, масло. 208 х 229 см.
Ангарский городской музей, Иркутская обл.
Тема картины навеяна стихотворением А.С. Пушкина «Вновь я посетил…», написанное им в 1835 году
за два года до своей смерти, в котором были эти строки:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд к картине «Племя молодое». 1960-е гг.
Холст, масло. 29,6 х 23,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Прогулка на мотоцикле. 1950-е гг
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Горный пейзаж. 1958 г. Холст на картоне, масло. 49 х 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крымские горы. 1958 г. Холст, масло. 35 х 46,5 см.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Березки. 1958 г. Холст, масло. 79,5 х 58 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Цветущий багряник. Этюд. 1958 г. Холст на картоне, масло. 31,2 х 39,3 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Южный пейзаж. Конец 1950-х-начало 1960-х гг.
Холст на картоне, масло. 70 x 49,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крым. Новый свет. 1950-1959 гг.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Элегия. 1958 г. Холст на картоне, масло. 26,5 х 40,7 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с бессмертниками. 1956 г. Холст, масло. 60 х 79,5 см.
Ярославский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт со скрипкой. Этюд. 1958 г.
Холст, масло. 62 х 54 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт со скрипкой. 1950-е гг. Холст, масло.
111,3 х 90 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000).
Натюрморт с баклажанами. 1956 г. Холст, масло. 52 x 44 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Кафе «Гурзуф». 1956 г. Картон, масло. 50 х 50,3 см.
Art gallery «ARKA», Санкт-Петербург.
Александр Самохвалов - интересный советский художник, чьи полотна отличались от обычного соцреализма и зачастую были ближе импрессионизму, как, например, «Кафе Гурзуф» 1956 года. Самохвалов много писал жену, она позировала ему и для жанровых многофигурных композиций. Так, она послужила моделью для центральной женской фигуры в картине «Кафе Гурзуф» (молодая женщина за столом в розовой блузке). Моделью для другой женской фигуры первого плана, - женщины слева в жёлтом платье с красной сумочкой через руку, поднимающейся по ступенькам, - стала жена друга Самохвалова, с семьей которого они вместе отдыхали в Гурзуфе.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голубые сумерки. 1960 г. Холст, масло. 112 х 90 см.
Брянский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Над крышами Ленинграда. 1960 г. Холст, масло. 112,5 х 90 см.
Новосибирский государственный художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Алые паруса. 1960-1969 гг.
Бумага на картоне, темпера. 94 х 70 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная (На пляже). Этюд. 1960 г.
Картон, масло. 26 х 19 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Лежащая обнаженная. 1961 г. Холст, масло. 35 х 52 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Купальщицы. Эскиз. 1960 г. Холст, масло. 46 х 38 см.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Купальщицы. 1960-е гг. Холст, масло. 60 x 49 см. (в раме).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. 1958 г. Холст, масло. 38 х 27,5 см.
Art gallery «ARKA», Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Желтая с цветами. Ню. Sinitza.gallery.ru
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. 1950-е гг.
Бумага, акварель. 27 х 14 см.
Ивановский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На пляже. Гурзуф. 1964 г. Бумага, гуашь. 62 х 47 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Утро. Няня. 1964 г. Бумага, акварель. 57,7 х 40,8 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Стоящая обнаженная со спины.
1965 г. Холст, масло. 138,5 х 58,5 см. Частное собрание.
.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд. 1960-е гг.
Коленкор, акварель. 17,5 х 10 см.
Тверская областная картинная галерея.
М.А. Клещар-Самохвалова и А.Н. Самохвалов на открытии выставки
произведений художника в Ленинградском Доме писателей. 1962 г.
В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены. Мария Алексеевна Клещар-Самохвалова (1915–2000) – советский живописец. С 1951 года жена А.Н. Самохвалова. Ее формирование как художника под влиянием Самохвалова началось с 1952 года в ленинградской мастерской в Тучковом переулке. Писала портреты, пейзажи, натюрморты. Позировала Самохвалову для многих картин и этюдов. Являлась членом ЛОСХа. После смерти мужа, Мария Алексеевна принимала деятельное участие в сохранении его художественного и литературного наследия, издании сочинений, организации юбилейных выставок.
М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000), А.Н. Самохвалов (1894-1971).
Автопортрет с коралловой нитью. Конец 1950-х гг. Холст, масло. 75,5 x 61,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000).
Портрет работницы. 1962 г. Холст, масло. 83 x 57,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000). Портрет старушки.
1962 г. Холст, масло. 61 x 68,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Копия фрагмента фрески Пьеро делла Франческа
«Мадонна дель Парто». Конец 1960-е гг. Холст, масло. 53 x 49,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На выставке. 1960-е гг. Холст, масло. 69 x 89,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Гурзуф ночью. 1961 г. Бумага, акварель. 37 х 28,5 см.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Крыши города с куполом собора Святой Екатерины. 1963-1964 гг.
Бумага, гуашь. 27 х 37,4 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На полях Родины. Этюд. 1963 г. Картон, масло. 16,8 х 48,3 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сосны. Этюд. 1964 г. Холст, масло. 75 х 100 см. Галерея ART-MOST, Самара.
А.Н. Самохвалов (1894-1971), атрибуция. Летний пейзаж. Этюд. Картон, масло. 17,1 х 23,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вид из окна мастерской. 1960-е гг.
Холст, темпера. 89,5 х 67,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971), М.А. Клещар-Самохвалова (1915-2000).
Гладиолусы на розовом фоне. 1962 г. Холст, масло. 97,5 x 67,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Александр Блок в рабочем пикете. 1964 г.
Холст, масло. 200 х 151 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Сюжет картины «Александр Блок в рабочем пикете» навеян воспоминаниями А.Н. Самохвалова о выступлении Александра Блока на поэзовечере, состоявшемся в конференц-зале Академии художеств, где он выступал в военной одежде и рассказом В. Маяковского о встрече с поэтом у костра рабочего пикета на набережной Невы. «Я никогда не был лично знаком с А. Блоком, но как поэта я узнал его еще в ранней юности, в период жизни в Петербурге и Петрограде и бывал почти на всех его выступлениях. Я знал, что Блок приветствует революцию и изображал Блока идущим за революцией, как автора поэмы «Двенадцать» и «Скифы». Некоторые образы «Двенадцати» вошли в композицию как образы времени. Я не иллюстрировал поэму Блока, но образы революционный держащих шаг естественно сочетались с образом поэта. Он здесь, у костра, среди тех, кто совершил революцию».
Фото Александр Блок и Владимир Маяковский. Открытка
Этот эпизод из жизни Александра Блока в мемуарах В. Маяковского дословно записан так:
«Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: „Нравится?“ — „Хорошо“, — сказал Блок, а потом прибавил: „У меня в деревне библиотеку сожгли“». А все подробности этой легенды писатель Владимир Березин опровергает в своей статье «Встреча у костра» см. здесь
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинград - город герой. Бумага, акварель. 46 х 59,5 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «На полях Родины». 1963 г. Картон, масло. 34,7 х 58,7 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в футболке. 1963 г. Повторение картины 1932 г.
Холст, масло. 106 х 73,5 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Моделью Самохвалов выбрал свою соседку – учительницу дочери Евгению Петровну Адамову. Сама она говорила, что получилась непохожей на себя. Вместо застенчивой, скромной учительницы – строгая, волевая красавица. Евгения Петровна не любила рассказывать о позировании в мастерской и вообще не любила лишнего внимания к себе. А когда художник попытался нарисовать ее еще раз, с ракеткой в руках, картина не получилась – только эскиз остался. Дальнейшая жизнь Жени Адамовой была яркой и богатой драматическими событиями – брак с комиссаром-подводником, погибшим во время Великой Отечественной войны, участие в партизанском движении на Украине. Она работала в школе до преклонных лет. Евгения Петровна скончалась в 1977-м году.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Девушка с букетом. 1966 г. Холст, масло. 38х30 см. 2. Парижанка. 1963 г.
Холст, масло. 147х88 см. Обе - Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в шляпе. 1963 г. Холст, масло. 136 х 113 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Слушающая музыку. 1965 г. Картон, гуашь. 74,6 х 45,7 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В лаборатории. 1968 г. Холст, масло. 128 х 68 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Теннис. 1968-1971 гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ночной Гурзуф. 1968 г. Холст, масло. 86 x 71 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ночной Гурзуф. 1968 г. Бумага, акварель.
Бежецкий мемориально-литературный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Зимний пейзаж. Этюд. Холст, масло. 24 х 16,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Аппассионата (Строители коммунизма). 1967 г. Холст, масло. 240 x 300 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Поздний Самохвалов никому не нравится, а зря: может, его послевоенные полотна – это такие «Дорианы Греи», которые остались цветущими в жизни, а вовсе не на холстах. Последняя его большая работа «Аппассионата (или «Строители коммунизма»). Аппассионата – название сонаты Людвига ван Бетховена и одноименной картины А.Н. Самохвалова - коллаж, многотомное собрание советских идеальных типажей, взятых из картин разных лет. Картина производит впечатление своего рода живописных «мемуаров», прощальной встречи художника со своими любимыми героями. Раскрывая суть замысла многофигурного полотна, Самохвалов писал: «На картине «Аппассионату» исполняют в наше время, и ее слушают все – и юные, и седые, и рабочие, и ученые. Словом, все! И даже прежние мои герои – «Девушка в футболке», комсомолец и партшколовец и мать из картины «На страже Родины». Все строители коммунизма. Все! И это меня увлекает».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Аппассионата (Строители коммунизма)». 1967 г.
Картон, масло. 15,5 х 22 см. Тверская областная картинная галерея.
Несколько наспех склеенная огромная композиция напоминает общее фото для доски почета. Выстроившись у бюста Ленина, герои слушают любимое произведение вождя (исполняет взъерошенный шестидесятник). Вся сцена залита солнцем, но свет перекрывает громоздящийся за окном символ стройки – подъемный кран. Допустим, советская молодежь всех пяти поколений так и осталась молодой, но даже если бы персонажи не перессорились на концерте, Ленин на их фоне в своем – увы, дореволюционном! – костюме-тройке выглядел бы явным анахронизмом. Поэтому на всякий случай он остался гипсовым. За роялем пианист, чем-то, может напоминающий самого Бетховена, мощным ударом вызывает из музыкального инструмента потрясающие звуки сонаты "Аппассионаты", те самые, о которых В.И. Ленин сказал М. Горькому: "Ничего не знаю лучше "Appassionata", готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка». Слушали и постановили: продолжать считать знаменитую сонату Бетховена «нечеловеческой музыкой». Подробности написания «Апассионаты» см. здесь
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Студентка. Эскиз к картине «Аппассионата
(Строители-коммунизма)». 1967 г. Холст, масло. 130 x 70 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девушки. Этюд к картине «Аппассионата
(Строители коммунизма)». 1967 г. Холст, масло. 60,2 х 38,4 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет электротехника Сергея Александровича Ринкевича (1886-1955).
Холст, масло. 87,5 х 100 см. Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2024 г. Лот продан за $12.000 дол.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Председатель колхоза товарищ Олимпиадова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мальчик. Этюд. Дерево, левкас, масло. 52,2 х 41,2 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщины в темной комнате. Картон, масло.
35 х 25 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Персональные выставки А.Н. Самохвалова проходили в 1963-1964 (Ленинград, Москва), 1968 (Волгоград), 1974 (Ленинград), 1994, 2014 (ГРМ), 2019-2020 (ГРМ, совместно с А.А. Дейнекой, Санкт-Петербург).
А.Н. Самохвалов - автор искусствоведческих статей «Работа над натурой», «От замысла к картине», «Портрет эпохи» и других. Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996), увидевших свет уже после смерти художника во многом благодаря его вдове М.А. Клещар-Самохваловой.
В 1967 году за четыре года до смерти за выдающийся вклад в развитие искусства Самохвалова наградили орденом Ленина и званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дьявол. Разрываясь между добром и злом.
Этюд для автопортрета. Бумага, смешанная техника. 30 х 21 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Египетский мотив. Аукционный дом Accademia Fine Art,
Монако, 2015 г. Эстимейт EUR 3.400 евро.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обращение к подводникам перед выходом в море. Бумага, акварель.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Баскетбол. Эскиз. Холст, масло. 80 х 100 см. Галерея ART-MOST, Самара.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Стог сена (а-ля Клод Моне)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Поезд. Коленкор, темпера. 17,4 х 32 см. (лист); 11 х 26,5 см. (р.и.).
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Паровоз. Этюд. Коленкор, масло. 13,7 х 11,8 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В парке. Эскиз.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с комодом. Холст, масло. 22 х 27 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. Холст, масло. 49 х 38,8 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Кити и Анна на балу. Иллюстрация к роману
Л.Н. Толстого «Анна Каренина». 1952 г. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Эскиз. 1963 г. Бумага, акварель. Тверская областная картинная галерея.
Зарубежная критика о творчестве А.Н. Самохвалова:
А.Н. Самохвалова причислили к ленинградской школе, но в этом контексте он нетипично общительный в начале своей карьеры. Поразителен тотальный уход мотивного круга из публичной в частную сферу в послевоенный период. Он не рисует больше лихих комсомольцев-добровольцев, играющих в войну. Отступление не является чем-то необычным для советского искусства того времени, но, в отличие, например, от Гелия Коржева, перспектива рабочего класса также была оставлена: теперь доминирует почти буржуазное благополучие, с крымским солнцем и материальным потребительством: красивые платья и шляпы, кафе, машины и фабричные игрушки. На самом деле, подлинной классовой перспективы и до войны не было. Рабочие Самохвалова были не классовыми представителями, а идеальными типами, образцами здорового, уравновешенного человека в современном, оптимистичном к будущему обществе.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Приезд В.И. Ленина в Петроград. 1969 г. Открытка.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рабочий. Этюд к картине «Провозглашение
Советской власти». 1969 г. Холст на картоне, масло. 39 х 31 см.
Вологодская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Анна Ахматова. Поэзовечер в Академии.
1969 г. Бумага, карандаш. 31 х 15 см. Волгоградский музей
изобразительных искусств им И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В автобусе. 1970 г. Холст, масло. 90 х 102 см.
Аукционный дом Shapiro Auctioneers, Нью-Йорк, 2020 г. Цена $245.000 дол.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Оксана. 1970 г. Холст, масло. 49 х 35 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с цветком (не окончена). 1970 г.
Холст, масло. 117 х 76 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ожидание. 1971 г. Холст, масло. 69 х 49 см.
Частное собрание. Одна из последних неоконченных картин Самохвалова.
Александр Николаевич Самохвалов. Ленинград, 1952 г. ЦГАЛИ.
А.Н. Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года в возрасте 76 лет. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием с федеральным уровнем охраны.
Произведения Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.
Памятник А.Н. Самохвалову на Комаровском некрополе в Санкт-Петербурге.
Вторая супруга художника М.А. Клещар-Самохвалова пережила мужа почти на 30 лет
Могила М.А. Клещар-Самохваловой на Смоленском православном кладбище в С-Петербурге.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах.
Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии.
Стр. 337-338, 380-381.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 38-39, 57, 60, 179, 190, 319.
Ответ на комментарий vit4109 #vit4109, Спасибо. Очень интересно, с виду советский соцреалист, орденоносец Ленина, а копнешь поглубже -а-ля импрессионист!