Ман Рэй (1890-1976, Эммануэль Радницкий) - первый американский художник-модернист,
модный фотограф и кинорежиссёр.
Ман Рэй: Автопортрет
Ман Рэй родился как Эммануэль Радницкий в 1890 году в семье русско-еврейских иммигрантов в Филадельфии. Его отец - портной из Киева и мать -швея из Минска вскоре перевезли семью в Бруклин, штат Нью-Йорк, где Рэй провел большую часть своего детства. Его семья сменила фамилию на Рэй из-за опасений антисемитизма. Его имя превратилось в Ман Рэй после того, как он сократил свое прозвище Мэнни (Эммануэль) до Ман (Человек). На протяжении большей части своей карьеры он держал в секрете еврейское происхождение своей семьи, хотя влияние профессии его родителей заметно во многих его работах.
Ман Рэй: Танцовщица на канате в окружении своих теней, 1916, стиль дадаизм, холст, масло
В 1912 году он поступил в школу Феррера и начал развиваться как серьезный художник. В 1915 году Рэй познакомился с Марселем Дюшаном и вскоре у них завязалась крепкая дружба. Эта новая дружба помогла определить интерес Рэя к теме движения и направила его внимание к сюрреализму и дадаизму.
Рэй работал в стилях: кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм. Пожалуй, больше всего его помнят как фотографа, но он всегда считал себя прежде всего художником, для которого «искусством было всё».
Ман Рэй: "Загадка Исидора Дюкасса" (The Enigma of Isidore Ducasse), 1920 г. Предмет, завёрнутый в войлок и бечёвку. Национальная галерея Австралии, Паркес
Влияние Марселя Дюшана и его помощь очевидны в этом предмете, в котором швейная машинка завёрнута в армейское одеяло и перевязана бечёвкой. Название принадлежит французскому поэту Исидору Дюкассу (1846-70), а образ взят из его книги "Песни Мальдорора" (1869):
"Прекрасна, как случайная встреча на анатомическом столе, швейной машинки и зонтика".
Однако завернутый предмет Мана Рэя был загадкой и наводил не столько на мысль о швейной машинке, сколько о каком-то совершенно неопределенном и, следовательно, потенциально более тревожащем присутствии.
Для художников-дадаистов были важны случайные эффекты, и это произведение во многом соответствует их духу, но оно также отражает интерес сюрреалистов к раскрытию творческой силы бессознательного. Оригинальный объект был создан, а затем демонтирован после того, как была сделана фотография. Рэй не стал раскрывать "загадку" и задумал фотографию как загадку, которую зрители должны были разгадать, а название давало подсказку.
Ман Рэй: Удача. 1938 г. Холст, масло 61 x 73,7. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Ман Рэй отказался от традиционного превосходства живописи над фотографией и с удовольствием работал в обеих формах. Дадаизм и сюрреализм убедили его в том, что идея, мотивирующая произведение искусства, важнее самого произведения искусства.
Ман Рэй: Подарок, 1921 г. Утюг и гвозди, Музей современного искусства, Нью-Йорк (копия утраченного оригинала)
Это произведение искусства было сделано во второй половине дня в день открытия первой персональной выставки Мана Рэя в Париже. Оно предназначалось в качестве подарка владельцу галереи, поэту Филиппу Супо, и Рэй в последний момент добавил его на выставку. Своим угрожающим сочетанием домашнего уюта и садомазохизма этот предмет, по-видимому, привлек к себе необычное внимание, но к концу дня подарок исчез.
Рэй взял простой домашний предмет, утюг, и придал ему другие свойства, пприлеив к нему гвоздики. Гвоздики, которые могут за все цепляться, контрастируют с утюгом, который предназначен для плавного скольжения, и в результате и то и другое становится бесполезным.
Фотография служит не столько для иллюстрации реальности, сколько для выражения сюрреалистически вдохновленных образов, фантазий и видений художника.
Ман Рэй: Поцелуй, 1922 г. Желатиновая серебряная печать. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
В отличие от шедевра символизма - картины Густава Климта "Поцелуй", "Поцелуй" Рэя выполнен в виде фотограммы. Фотограмма - это изображение, сделанное на фотобумаге без помощи фотоаппарата. Для создания этого изображения Ман Рэй как минимум трижды подвергал бумагу воздействию света. Каждый раз в качестве трафарета использовался другой набор объектов: пара рук, пара целующихся голов (своей и его тогдашней возлюбленной, Кики де Монпарнас) и два подноса, которые, кажется, почти целуют друг друга своими угловыми носиками. С каждой экспозицией бумага темнела там, где она не была закрыта.
Ман Рэй: Кики де Монпарнас в образе одалиски. Фото 1925 г.
Ман Рэй утверждал, что изобрел фотограмму вскоре после того, как эмигрировал из Нью-Йорка в Париж в 1921 году. Хотя, на самом деле, такая практика существовала с самых ранних дней фотографии, Рэй был оправдан в художественном смысле, поскольку в его руках фотограмма была не механической копией, а непредсказуемым живописным приключением. Эти снимки иногда носят автобиографический характер: на многих изображены его возлюбленные.
Ман Рэй: Объект, подлежащий уничтожению, 1923 г. Метроном с вырезанной
фотографией глаза на маятнике. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Изначально это произведение было задумано как молчаливый свидетель в студии Рэя, наблюдающий за тем, как он рисует. У него была оригинальная идея:
"Художнику нужна аудитория, поэтому я прикрепил фотографию глаза к качающейся стрелке метронома, чтобы создать иллюзию, что за мной наблюдают, пока я рисую". Таким образом, скульптура служила молчаливым и постоянным наблюдателем за работой художника. Во второй версии, 1932 года, Рэй заменил фотографии с глазом на фото Ли Миллер, своей бывшей возлюбленной, после того как она ушла от него и вышла замуж за преуспевающего египетского бизнесмена.
Ман Рэй: Ли Миллер. 1929 г. Желатиновый серебряный отпечаток. 26,7 х 20,6 см.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Он хотел "наброситься" на Миллер, "разрушая её" в своих работах, на которых она изображена, и поэтому эта вторая версия сопровождалась следующими инструкциями:
"Вырежьте глаз с фотографии того, кого любили, но кого больше не увидите. Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его в соответствии с желаемым темпом. Продолжайте работать на пределе выносливости. Хорошо прицелившись молотком, постарайтесь разрушить его целиком одним ударом."
Позже объект был восстановлен, увеличен в несколько раз и переименован в "Неразрушимый Объект".
Жан Огюст Доминик Энгр: Большая купальщица. 1808 г.
Холст, масло. 146 × 97,5 см. Лувр, Париж.
Ман Рэй: Скрипка Энгра. 1924 г. Чёрно-белая фотография, серебряно-желатиновая печать,
отретушированная карандашом и тушью. 31 × 24,7 см.
Государственный музей современного искусства, Париж.
Вдохновлённый картиной Жана-Огюста-Доминика Энгра "Большая купальщица", Рэй использовал для этой работы в качестве модели Кики де Монпарнас в тюрбане. Он превратил женское тело в музыкальный инструмент, нарисовав звуковые отверстия у неё на спине, обыгрывая идею воплощения одушевлённого тела. На протяжении всей своей карьеры Ман Рэй был очарован сопоставлением объекта с женским телом.
Многие художники-сюрреалисты, в том числе Рэй, восхищались работами Энгра за то, что он изображал искажённые женские фигуры. Хорошо известная страсть Энгра к скрипке породила во французском языке разговорный термин "Скрипка Энгра", означающее хобби. Многие описывают Le Violon d'Engres как визуальный каламбур, изображая его музу, Кики, как "виолончелистку" Рэя. "Скрипка Энгра" считается одной из наиболее известных фотографий не только самого автора, но и сюрреализма в целом. В 2022 г. аукционный дом Christie’s продал авторский отпечаток с первого негатива за $12,4 млн, что сделало «Скрипку Энгра» самой дорогой фотографией в истории.
Ман Рэй: Чёрное и белое, 1926 г. Желатиновая серебряная печать, Центр Пола Гетти, Лос-Анджелес
Эта фотография, на которой голова Кики де Монпарнас изображена рядом с африканской церемониальной маской, носит название, которое отражает как чёрно-белую съемку, так и цвет кожи. Она была создана в то время, когда африканское искусство и культура были в моде. Овальные лица этих двоих выглядят почти одинаковыми по своему безмятежному выражению, но он противопоставляет её мягкое бледное лицо блестящей, черной маске. Он упрощает конфликт в обществе, превращая его в проблему освещения и образности в эстетике: один овал рядом с другим овалом; один, лежащий на боку, контрастирует с другим, стоящим вертикально; один освещён сверху, а другой сбоку.
Ман Рэй: Стеклянные слезы, 1932 г. Желатиновая серебряная печать. Центр Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Эта обрезанная фотография, выглядящая почти как кадр из фильма, демонстрирует интерес Ман Рэя к кинематографическому повествованию. Глаза модели и ресницы, покрытые тушью, смотрят вверх, заставляя зрителей задуматься, куда она смотрит и что является источником её беспокойства. Картина была создана вскоре после разрыва художника со своей ассистенткой и любовницей Ли Миллер. Рэй создал несколько работ в качестве мести возлюбленной, которая бросила его (по аналогии с "Неразрушимым объектом"). На самом деле, модель - это не настоящая женщина, а модный манекен со слезами из стеклянных бусин на щеках. Здесь Ман Рэй снова демонстрирует свой интерес к реальному и нереальному, бросая вызов смыслу натюрмортной фотографии.
Одна из самых запоминающихся картин Ман Рэя "Время наблюдения" - "Влюбленные", или, как ее стали называть в народе, "Губы". На ней изображены губы его возлюбленной Ли Миллер, парящие в небе над Парижской обсерваторией. Полное погружение Ман Рэя в работу по раскрашиванию губ позволило ему забыть о своей растущей ненависти к фотографии и окунуться в предпочитаемый им "высокий и требовательный уровень сюрреалистической деятельности". Конечно, не случайно губы Ли на картине парят в воздухе, наслаждаясь возвышенностью, сложенные в легкой улыбке, более красные, чем могут быть губы, накрашенные помадой. Действительно, цвет губ такой же эмансипированный, как и сама тема: женщина ушла, женщина улетела.
Ман Рэй: Три грации, фото 1936 г.
Сокрушительный разрыв пары в 1932 году вдохновил на создание некоторых из их самых известных произведений искусства. Но Ман Рэй и Ли Миллер помирились в 1937 году и оставались близки до конца своей жизни.
Они запечатлены вместе в Лондоне в 1975 году.
Андре Бретон однажды назвал Ман Рэя "досюрреалистом" ("pre-Surrealist"), что точно описывает естественную склонность художника к этому стилю. Ещё до того, как это движение сформировалось, в середине 1920-х годов, его творчество, созданное под влиянием Марселя Дюшана, имело сюрреалистический оттенок, и он продолжал опираться на идеи движения на протяжении всей своей жизни. Его работы в конечном счёте сыграли очень важную роль в популяризации сюрреализма.
Портрет Мана Рэя и Сальвадора Дали, Париж. Снимок сделан 16 июня 1934 года.
Мари Берта Оренш, Макс Эрнст,...
Ман Рэй постоянно стремился стирать границы между художественными дисциплинами.
Ман Рэй: композитор Игорь Стравинский, фото
Ман Рэй: композитор Арнольд Шёнберг, фото
Ман Рэй: писатель Олдос Хаксли, фото 1934 г.
Ман Рэй: художник Ив Танги, фото Париж, 1934 г.
Ман Рэй: писатель, художник Генри Миллер и Маргарет Нейман, фото 1942 г.
Ман Рэй: актриса Ава Гарднер, фото 1950 г.
Ман Рэй: Пабло Пикассо и Жаклин Рок, фото 1955 г.
Ман Рэй: писательница Гертруда Стайн и ее портрет работы Пикассо.
Ман Рэй: поэт и писатель Жан Кокто, фото.
Ман Рэй: архитектор Ле Корбюзье, фото.
Ман Рэй: художник Фрида Калло, фото.
Ман Рэй: художник Пит Мондриан, фото.
Ман Рэй: художник Анри Матисс, фото.
Ман Рэй: Александр Алехин - русский шахматист, четвёртый чемпион мира
по шахматам, фото.
Ман Рэй умер 18 ноября 1976 года в Париже в возрасте 86 лет и похоронен на кладбище Монпарнас.
Могила Мана Рэя на кладбище Монпарнас в Париже.
Во всем мире выходят сотни книг, посвященные жизи и творчеству сюрреалиста Мана Рэя:
1. Man Ray. Photographs 1920-1934 Paris. Published by Harford Connecticut/ New York: James Thrall Soby/Random House, 1934. 2. Georges Ribemont-Dessaignes, Peintres Nouveaux. Man Ray. Les Peintres Nouveaux, Nr. 37, Paris, Busson, o.J. 1930.
3.MAN RAY. Self Portrait. Boston: Atlantic Monthly / Little Brown, 1963. Octavo, original black cloth gilt, renewed endpapers, original dust jacket. 4. Ман Рэй. Портреты / Авт. статей: О. Аверьянова, Т. Пеппер, М. Уорнер; ред. Л. Платова; пер. с англ.: Н. Гормли, М. Ласточкина; дизайн-макет: М. Афанасьев, П. Пополов. М.: СканРус, 2013. – 208 с., цв. ил.
ИСТОЧНИКИ
Ален и Одетт Вирмо. Мэтры сюрреализма. Пер. с франц. Москва, Издательство «Академический проект», 1996 г. Стр. 171-173. 2. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. Состав. и общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, СЗКЭО «Кристалл», Москва, «Оникс», 2005 г. Стр.243-246.