СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ III24-01-2025 21:25к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Александр Николаевич Самохвалов в своей мастерской в Тучковом переулке.
Ленинград, середина 1950-х гг.
А.Н. Самохвалов написал свою знаменитую «Девушку в футболке» со школьной учительницы Евгении Адамовой, которая преподавала в школе, где училась дочка художника. Просто как-то Самохвалова вызвали на родительское собрание, а учительница пришла на него в обычной футболке, возможно, вела в это время физкультуру и не сочла нужным переодеваться. Самохвалов был впечатлён её образом, в котором чувствовался определённый вызов условностям старого дореволюционного времени.
Любопытно, что художник не успел представить «Девушку в футболке» жюри к юбилейной ленинградской выставке «Художники РСФСР за XV лет» 1932 года, как этого требовали правила. Незадолго до старта выставки Самохвалов попросил художника Игоря Грабаря собрать жюри и дать картине шанс участия в выставке. Изумленно рассмотрев картину, Грабарь ответил, что она столь великолепна, что не нуждается в сборе жюри. Картина стала настоящим символом эпохи, в 1937 г. ее отправили на Международную выставку в Париж. Там она получила золотую медаль, некоторые особо горячие художественные критики сравнивали это полотно с самой «Джокондой» Леонардо да Винчи.
Варианты картины А.Н. Самохвалова «Девушка в футболке». 1930-е гг.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло. 56,5 х 47 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
В 1933-1934 гг. Самохвалов создал свою культовую акварельную серию «Метростроевки», персонажи которой стали символом советской трудящейся молодежи. Из шахт метро Самохвалов направился на стадионы, где было множество юношей и девушек в спортивных костюмах. Наблюдая их, художник увлекся изяществом и стройностью тренированных тел. Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. Для Самохвалова «физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни». В спортивной серии появились несколько замечательных жизнерадостных полотен: «На стадионе», «После кросса» (оба 1934-1935) , «Физкультурница с букетом» (1935) и другие.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На стадионе. 1934-1935 гг. Холст, масло. 121 х 140,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка-дискобол. 1935 г. Бумага, цветная литография.
43х34,5 см. (лист); 51,5х44,2 см. (р.и.). Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). После кросса.
1934-1935 гг. Холст, темпера. 143 х 64 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Физкультурница с букетом.
1935 г. Холст, масло. 124,5 x 65,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На теннисной площадке.
Девушка с ракеткой. 1935 г. Холст, масло. 143,4 х 64,8 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Спортивная площадка (Игры с мячом). 1930-е гг.
Бумага, гуашь. 49,5 х 39 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Спортсменка. Холст, масло. 50 х 35,5 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с апельсином. 1934-1935гг.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Холст, масло. 82 х 56 см.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с веткой. 1934 г. Холст, масло.
Союз художников России, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров принимает парад физкультурников. 1935 г. Холст, масло. 305 х 372 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
После убийства Сергея Мироновича Кирова 1 декабря 1934 г. в живописи и скульптуре появляется множество его портретов и произведений на тему его реальной или мифической биографии. Самохвалов пишет портрет Кирова, картину «Киров на стройке» и, наконец, первую в своем творчестве «большую» картину-панно «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935). Художник давно мечтал и напряженно размышлял о многофигурной монументальной картине, о ее фресковом решении. Для этой работы он искал «фресковое решение», хотел, чтобы по технике картина напоминала старинные церковные росписи. Художник экспериментировал с цветами и использовал приглушенные теплые тона, стараясь поэтически раскрывать в них не только сегодняшнее, но и человеческое вечное. .
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров принимает парад физкультурников. Фрагмент (1). 1935 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров принимает парад физкультурников. Фрагмент (2).
1935 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в розовой майке. Эскиз к картине
«С.М. Киров принимает парад физкультурников». 1933 г. Холст, масло. 55,5 x 46,3 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Демонстрация молодых матерей перед трибуной.
1930-е гг. Бумага, акварель. 36,5 х 26,7 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
1939 г. Холст, темпера. 56,5 х 45,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт со статуэткой. Этюд к картине
«С.М. Киров принимает парад физкультурников». 1933 г. Холст, масло. 97,5 x 67,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вузовка. 1936-1937 гг. Холст, масло. 97 x 66 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка со сверлом. (Повторение в масле
акварельной версии «Девушки метростроя», 1934 г.). 1937 г. Холст, масло. 205 х 130 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка у бетоньерки. (Повторение в масле
акварельной версии «Девушки метростроя», 1934 г.). 1937 г. Холст, масло, темпера.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинградский пейзаж. 1936 г. Холст, масло.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Русская церковь. Этюд. 1936 г. Холст, масло. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Песчаный карьер в Лещиновке. 1936 г. Холст, масло. 58 х 89 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В порту. 1937 г. Холст на картоне, масло. 10 х 13,5 см. Частное собрание.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА В ПАРИЖЕ 1937 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Эскиз панно для советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году. Масштаб 1:10. 1935 г. Холст, масло. 121 х 121 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В 1936 году после успеха панно «С.М. Киров принимает парад физкультурников» Самохвалову было поручено огромное панно (6 х 6 метров) для заключительного зала Советского павильона Международной выставки в Париже. «Основной элемент композиции — шар, перетянутый широкой красной лентой, на которой написано «СССР». На нем стоит девушка со знаменем, и пламенный порыв этого знамени завершает композицию в центре холста. Шар этот поддерживают юноши в белом и окружают, приготовляясь к шествию, девушки в голубом с букетами цветов, как и бывает обычно на парадах. Справа - молодая семья. Физкультурница-мать в красной майке, стоя на коленях, успокаивает рвущегося вперед ребенка. Отец в черно-белой футболке стоит вместе с ними. Девушка, сидящая на земле, обращена к этой группе. На фоне - стадион. Ряды для зрителей и свободные группы пловцов, теннисистов и гребцов. В небе, на его фоне - ряд парашютистов распускает свои парашюты».
За это панно Высшее международное жюри на Международной выставке 1937 года в Париже присудило высшую награду—«Гран-при». После закрытия выставки панно было возвращено в СССР. В настоящее время его местонахождение неизвестно.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к панно «Советская физкультура». 1934 г. Холст на картоне, масло.
40 х 38 см. Оренбургский музей изобразительных искусств.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Эскиз панно для советского павильона
на Международной выставке в Париже в 1937 году. Фрагмент (1). 1935 г. Холст, масло.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Эскиз панно для советского
павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году. Фрагмент (2). 1935 г.
Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Этюд.
1937 г. Холст, масло. 240 х 115 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд головы к панно «Советская физкультура» (1935–1937). 1936 г.
Холст, темпера. 47 х 59 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мужская голова. Этюд к панно «Советская физкультура».
1935 г. Холст, масло. 54,5 х 31 см. Мордовский республиканский музей
изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд к панно «Советская физкультура». 1935 г.
Холст, масло. 66,2 х 36,5 см. Саратовский государственный художественный музей
им. А.Н. Радищева.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Серсо. 1938 г. Холст, масло. 69 х 44 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери. 1938 г. Картон, масло. 41,1 х 31,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
ТЕАТР 1935 г.
А.Н. Самохвалов плодотворно выступал также как художник театра. После успеха иллюстраций к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина его стали приглашать работать в театры. Он оформляет спектакль «Бесприданница» А.Н. Островского в Большом Драматическом Театре в Ленинграде (режиссер О.А. Морщихин, 1935). После Морщихина в театре появился художественный руководитель А.Д. Дикий, и Самохвалов получил приглашение на оформление нового спектакля. Но, увлеченный другой работой, он не мог принять приглашения и предложил другого художника, который и выполнил эту работу при его консультациях.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Бесприданница». Ленинград,
Большой Драматический Театр, режиссер С.А. Морщихин. 1935 г. Музей БДТ им. Г.А. Товстоногова,
Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз костюма Ларисы к спектаклю А.Н. Островского
«Бесприданница». Режиссер С.А. Морщихин. БДТ. 1935 г. Холст, гуашь. 25,5 х 41 см.
Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз костюма Одудаловой к драме А.Н. Островского
«Бесприданница». БДТ. 1935 г. Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково»,
Костромская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз театрального костюма. 1935 г.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва.
КНИГИ 1935-1938 гг.
Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: «Шедевр полиграфического искусства» (газета «Вечерний Ленинград»). Книгой и книжной графикой Самохвалов начал заниматься с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательствами «Радуга» и Детгиз. В 1935 г. Самохвалову предложили сделать иллюстрации к «Горю от ума» А.С. Грибоедова для Гослитиздата. Было сделано несколько эскизов, однако планы издательства изменились, и книга вышла без его иллюстраций, с одним рельефным оттиском на обложке по рисунку Самохвалова. Та же участь постигла и рисунки к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя в издательстве «Academia», которые вообще не были изданы. Самой крупной и самой неожиданной по исполнению была большая работа над иллюстрациями к роману «Лже-Нерон» (1937) Лиона Фейхтвангера, которую Самохвалов сделал на бумаге акварельной киноварью, и даже сам Фейхтвангер похвалил художника за присланные ему красные рисунки. Книга была издана в Ленинграде в издательстве «Художественная литература» в 1937 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1-2. Иллюстрации к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1935. Бумага, литография. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрации к поэме Н.М. Гоголя «Мертвые души». 1. Помещик Собакевич. 2. Чичиков у Коробочки. 1936 г. Бумага, литография. 36,6 х 26 см.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Иллюстрация к поэме Н.М. Гоголя «Мертвые души». Чичиков у Плюшкина. 1936 г. Бумага, литография. 36 х 26 см. 2. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Гаврилиада». 1937 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз иллюстрации. 1940-1950-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 11,5 х 16,3 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1-2. Иллюстрации к роману «Лже-Нерон» Лиона Фейхтвангера. Перевод В.С. Вальдмана. Ленинград. Художественная литература. 1937 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 3-4. Иллюстрации к роману «Лже-Нерон» Лиона Фейхтвангера. Перевод В.С. Вальдмана. Ленинград. Художественная литература. 1937 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к мифам «Двенадцать подвигов Геракла».
1938 г. Гравюра. 32,3 х 21,7 см. Пермская государственная художественная галерея.
В.И. ЛЕНИН. 1934-1940 гг.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В.И. Ленин выступает перед солдатами. 1934 г. Бумага, акварель.
Центральный дом художника, Москва.
По воспоминаниям А.Н. Самохвалова неизгладимое впечатление оставило для него посещение Смольного, состоявшееся еще в 1918 году. Тогда, как он писал: «…в движущейся в разных направлениях толпе, как вздох, как шелест, возникало это имя «Ленин! Ленин!»…Память сохранила слова: «Правильно поступили товарищи! Правильно. Так, только так мы должны поступать в настоящий момент»... Работа над картиной - сложная, длительная и ответственная. Для меня она становилась эпохой жизни, надолго поглощавшей все мои силы. Она мобилизовывала всю мою зоркость в направлении задач, поставленных в сфере замысла».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В коридорах Смольного. 1938 г. Холст, масло, темпера. 70 х 110 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н.Самохвалов писал в своих воспоминаниях: «Ленин проходил по коридору Смольного. Народ узнавал своего вождя. Сияние лиц людей, потрясенных встречей… Я долго искал. В нескольких вариантах эскизов пытался передать эти впечатления … Впечатления молодости были ярки… постоянно возникали перед глазами образы пролетариев революционного Петрограда, солдат, матросов, крестьян… И образ В.И. Ленина, освещавший все, придающий народной буре великое историческое значение… На последнем варианте эскиза коридор уходит вглубь картины. В.И. Ленин повернулся, чтобы войти в актовый зал».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «В коридорах Смольного». 1938 г. Холст, масло. 29 х 43 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов (Выступление Ленина
на II Всероссийском съезде Советов). 1940 г. Холст, масло. 385 x 355 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Картина «В.И. Ленин и И.В. Сталин на II-м съезде РСДРП» была написана А.Н. Самохваловым в 1940 году. Для нее в 1938 году было сделано более 30 этюдов. Позже фигура И.В. Сталина была переписана автором на фигуру рабочего, после чего картина получила название «Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов».
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Композиция строилась так: зритель находится как бы в президиуме. Горизонт несколько выше голов. Зал виден почти по оси. Ленин, бурный, порывистый, стремительным шагом идет по красной дорожке, проложенной от входной двери к президиуму. Набегом развивающаяся перспектива дорожки внизу и столь же стремительный перспективный набег люстр, положение В.И. Ленина в композиции - посредине, под люстрами, давали мне возможность развивать в фигуре В.И. Ленина наибольшую порывистую напряженность…Образ В.И. Ленина в картине центральный и первопланный не только по творческой идее, но и формально, по композиции. Я сосредоточиваю на нем все внимание зрителя. Именно он, прежде всего, мобилизует все силы восприятия».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова матроса к картине «В.И. Ленин и И.В. Сталин
на II-м съезде РСДРП». 1938 г. Холст на фанере, масло. 39,5 х 35 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рабочий (путиловец). Этюд к картине «Появление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1938 г. Холст на фанере, масло. 57,1 х 37 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старый рабочий (путиловец). Этюд к картине
«Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1938 г.
Холст, масло. 55 x 37 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старый рабочий. Эскиз к картине «Выступление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1938 г. Холст на фанере, масло.
41,5 х 32,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова крестьянина. Эскиз к картине «Появление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». Холст, масло. 41,5 х 38 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Красногвардеец. Этюд к картине «Появление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1940 г. Холст, масло. 73 х 48 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Путиловец. Холст на фанере, масло. 35,7 х 29,5 см.
Ярославский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет старика (на картине сидит слева от Ленина).
1940 г. Холст, масло. 46 х 37,5 см. Таганрогский художественный музей.
ВСХВ. 1939 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Хлопок. Эскиз панно для павильона на сельхозвыставке. Холст, масло. 78 х 118 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов писал в своих воспоминаниях: «Я был очень обрадован, когда мне было предложено написать панно «Хлопок» для павильона Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ)… Мне сразу же представилась огромная масса народа в торжественном шествии. Отдельные национальности нашей страны связаны с производством хлопка и с его промышленной обработкой … Я взялся за разработку эскиза … Меня увлекал этот замысел ... Я использовал изображение огромной лестницы, запроектированной архитектором, в монументальном панно для вводного зала павильона «Хлопок» на ВСХВ».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вручение Красного знамени. Эскиз. Холст, масло. 13 х 28 см. 1930-1940-е гг.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Подписание соцдоговора. Эскиз композиции для ВСХВ. Конец 1930-х гг.
Рисунок. 41 x 52,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
ПОРТРЕТЫ И ОДИН ПЕЙЗАЖ. 1939-1940 гг.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Делегатки. 1939 г. Холст, масло. 139 х 98 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Делегатки. Фрагмент. 1939 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Бориса Николаевича Самохвалова,
брата художника. 1940 г. Холст на фанере, масло. 44 х 36 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет летчика Ф.Б. Фариха. 1940 г.
Холст, масло. 50 х 37 см. Аукцион советского искусства ART-UNION,
Санкт-Петербург, 2013 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Молодой рабочий. 1940 г. Холст, масло. 71 х 56,3 см.
Пермская государственная художественная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет юноши. 1939 г. Холст, масло. 63,5 х 52,8 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девушки. 1940 г. Бумага, пастель. 32,5 х 27,7 см.
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пионерка. 1939 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в интерьере. 1940 г.
Холст, масло. 96,5 х 67,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г.
Лот продан за $131.000 дол.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Москва. Битцевский парк. 1939-1940 гг. Холст, масло. 110 х 120 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2009 г. Эстимейт 1.100.000-1.700.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Отдыхающая женщина. Эскиз. 1940 г. Холст, масло. 19,5 x 23,5 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натурщица (с желтым покрывалом). 1940 г.
Холст на картоне, масло. 39,4 х 28,2 см. Ярославский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В студии. 1940-е гг. Бумага, соус. 43,7 х 32 см.
Костромской музей-заповедник.
ВЫСТАВКИ.
В 1930-е годы А.Н. Самохвалов активно представлял советское искусство за рубежом на международных выставках: «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, Ленинград; 1933. Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва), «Гравюра и литография ленинградских художников» (1934, Ленинград), «Женщина в социалистическом строительстве» (1934, Ленинград), Выставка советской графики (1935, Неаполь), «Выставка советской иллюстрации к художественной литературе за 5 лет. 1931-1936» (1936, Москва), Выставка картин, посвящённых Красной армии (1937, Ленинград), Выставка, посвящённая 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина (1937, Казань), Международная выставка «Искусство и техника в современной жизни» (1937, Париж) и других.
В 1940 году в Ленинграде прошла первая персональная выставка Александра Самохвалова. В эти годы художник в основном писал портреты своих друзей и родственников, в том числе композитора Евгения Мравинского. Персональные выставки проходили в 1963-1964 гг. (Ленинград, Москва), 1968 г. (Волгоград), 1974 г. (Ленинград).
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Летчик. 1940-1950-е гг. Бумага, акварель. 17,9 х 12 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Моряк. 1940-1959-е гг. Бумага, акварель. 18 х 12,4 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Морской десант. 1940-е гг. Холст, масло.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Линкор. 1940-е гг. Холст, масло.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Поля. 1940-е гг. Холст, масло. 48 х 55 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пейзаж с домом под розовой крышей. 1940-1960-е гг.
Бумага, акварель. 13,5 х 10,5 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с ананасом. 1940 г. Холст, масло. 24,2 x 36,3 см.
Новокузнецкий художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с рябиной и зеленым яблоком.
Пер.пол.1940-х гг. Холст, масло. 64,4 х 44,6 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. После начала войны А.Н. Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А.С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Горячее сердце» А.Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина), «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад» и другие, а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты («Табачный капитан» и др.). Самохвалов не участвовал в «Окнах ТАСС», но сделал несколько плакатов и картин на военную тему.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Плакат «Красные артиллеристы! Точнее прицел». 1941 г.
Типографская печать. 53 х 70,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Превратим колхозы в неприступную крепость для врага. Редактор З.Л. Докторов.
Плакат. 1941 г. Типографская печать. Новосибирский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сталинградцы (Город не сдается). 1947 г. Холст, масло. 200 х 245 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов писал о картине: «Идет бой за…каждый дом Сталинграда… командир ранен. Над ним склонилась медсестра. Другая…взяла из рук командира автомат и двинулась к окну, чтобы занять его место…Бой будет продолжаться».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз 1 к картине «Сталинградцы (Город не сдается)». 1940-е гг.
Холст, масло. 32,3 х 37 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз 2 к картине «Сталинградцы (Город не сдается)». 1940-е гг.
Холст, масло. 36,5 х 32,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Медсестра. Эскиз к картине «Сталинградцы
(Город не сдается)». 1944 г. Холст, масло. 54 х 45 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2020 г. Эстимейт 250.000 - 500.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дежурный противопожарный. 1942 г.
Холст, масло. 80 х 55 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На дежурстве. Начало блокады. 1943 г. Холст, масло. 270 х 275 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Командир. 1942 г. Холст, масло. 65,5 х 43,5 см.
Таганрогский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пулеметчик. Этюд. 1940-е гг. Холст, масло. 48,5 х 42,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в гимнастёрке. 1940-е гг.
Холст, масло. 66,5 х 48 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет М.Г. Филипповой, гримера
Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина. 1942 г. Холст, масло. 110 х 80 см.
Ярославский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце».
Режиссер В. Кожич, А. Даусон. 1942 г. Бумага, гуашь. 29,2 х 42 см. Музей-заповедник А.Н. Островского
«Щелыково», Костромская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сад. Эскиз декорации III действия к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце».
1942 г. Бумага, гуашь. 17,8 х 29,5 см. Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к постановке «Табачный капитан» В.В. Щербачева
в Московском государственном театре оперетты. 1942 г. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы костюмов к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце», 1942 г. 1. Матрена. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,3х20,9 см. 2. Параша. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,5х20,9 см. Оба - Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы костюмов к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце», 1942 г. 3. Параша и Гаврила. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,5х20,3 см. 4. Градобоев. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,2х21,2 см. Оба - Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
По-разному критики и современники оценивали и воспринимали творчество А.Н. Самохвалова. Хотя и для почитателей его таланта, и для неприемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического «рая». При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, А.Н. Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Концерт Мравинского в Новосибирской филармонии. 1943 г.
Картон, масло. 34,4 x 42,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Концерт Марии Юдиной с оркестром. 1943 г. Холст на картоне, масло. 31 х 40 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации II акта пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». 1943 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плафона к пьесе Эжена Скриба «Стакан воды». 1943 г.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы вставок-панно к пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», 1943 г. 1. Венера и Марс. 2. Возвращение. Оба - Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы вставок-панно к пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», 1943 г. 3. Диана.
4. Посвящение в воины. Оба - Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз панно. 1943 г. Галерея «Элизиум», Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бальная зала. Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1943 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет народного артиста РСФСР К.В. Скоробогатова
(в роли А.В. Суворова). 1943 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Новосибирский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз костюма А.В. Суворова к спектаклю по пьесе
И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского «Полководец Суворов». 1943 г.
Новосибирский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет народной артистки СССР
Е.П. Корчагиной-Александровской. 1943 г. Холст, масло. 100,6 х 75 см.
Новосибирский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю «Бабьи сплетни». Государственный академический
театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинград. 1944 г. Холст на фанере, гуашь, карандаш. 34,3 х 60 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю «Бабьи сплетни». Государственный академический
театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинград. 1944 г. Холст на фанере, гуашь, карандаш. 34,5 х 60 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю «Бабьи сплетни». Государственный академический
театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинград. 1944 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Встреча друзей. 1945 г. Холст, масло. 160 х 185 см. Частное собрание.
В 1947 году А.Н. Самохвалов был награжден дипломом Всекохудожника за картину «Встреча друзей». В своей книге «Мой творческий путь» он писал: «В этой картине у меня изображена встреча в ресторане, война кончилась, все присутствующие нарядные и здоровые, и вот встретились… ведь это тоже было, это тоже правда». «Встреча друзей» написана художником сразу после окончания Великой Отечественной войны. Картина оказалась выразительнее многих монументальных полотен, посвящённых поколению победителей. Здесь запечатлен эпизод первых послевоенных дней, когда советскими людьми особенно остро ощущались все формы и краски многообразия мирной жизни… Все это было призвано передать не только радость встречи друзей, но и эмоциональный подъем людей, ощутивших радость долгожданной Победы».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Встреча друзей. Эскиз к картине. 1945 г. Холст на фанере, масло. 31,5 х 35,7 см.
Ярославский художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Официантка. Этюд к картине «Встреча друзей».
1945 г. Новокузнецкий художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Летний праздник. Середина 1940-х гг. Бумага, смешанная техника.
46 x 53 см. (в раме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Первомайское утро. 1944 г. Холст, масло. 56 х 45 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло. 53,5 х 44,7 см.
Орловский музей изобразительных искусств.
После окончания Великой Отечественной войны А.Н. Самохвалов вернулся в Ленинград из эвакуации в Новосибирске, работал над картинами на военную тематику, над групповыми портретами участников войны. Среди них картины «Сталинградцы», «Бойцы вспоминают минувшие дни» и «Встреча друзей».
Принимал участие в росписях Дворца Советов в Москве. Преподавал на факультете монументальной живописи в ЛВХПУ в 1948-1951 гг. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), награждён орденом Ленина (1967).