• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ III 24-01-2025 21:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1950-е серед. Александр Николаевич Самохвалов в своей мастерской в Тучковом переулке. (509x700, 99Kb)
Александр Николаевич Самохвалов в своей мастерской в Тучковом переулке.
Ленинград, середина 1950-х гг.

А.Н. Самохвалов написал свою знаменитую «Девушку в футболке» со школьной учительницы Евгении Адамовой, которая преподавала в школе, где училась дочка художника. Просто как-то Самохвалова вызвали на родительское собрание, а учительница пришла на него в обычной футболке, возможно, вела в это время физкультуру и не сочла нужным переодеваться. Самохвалов был впечатлён её образом, в котором чувствовался определённый вызов условностям старого дореволюционного времени.
Любопытно, что художник не успел представить «Девушку в футболке» жюри к юбилейной ленинградской выставке «Художники РСФСР за XV лет» 1932 года, как этого требовали правила. Незадолго до старта выставки Самохвалов попросил художника Игоря Грабаря собрать жюри и дать картине шанс участия в выставке. Изумленно рассмотрев картину, Грабарь ответил, что она столь великолепна, что не нуждается в сборе жюри. Картина стала настоящим символом эпохи, в 1937 г. ее отправили на Международную выставку в Париж. Там она получила золотую медаль, некоторые особо горячие художественные критики сравнивали это полотно с самой «Джокондой» Леонардо да Винчи.

ФОТО ++ Девушка в футболке. 1930-е гг. (700x518, 109Kb)
Варианты картины А.Н. Самохвалова «Девушка в футболке». 1930-е гг.

1940-е Автопортрет. Х, м. 56,5 х 47 см. Волгоград (570x700, 204Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло. 56,5 х 47 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

В 1933-1934 гг. Самохвалов создал свою культовую акварельную серию «Метростроевки», персонажи которой стали символом советской трудящейся молодежи. Из шахт метро Самохвалов направился на стадионы, где было множество юношей и девушек в спортивных костюмах. Наблюдая их, художник увлекся изяществом и стройностью тренированных тел. Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. Для Самохвалова «физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни». В спортивной серии появились несколько замечательных жизнерадостных полотен: «На стадионе», «После кросса» (оба 1934-1935) , «Физкультурница с букетом» (1935) и другие.

1934-1935 На стадионе. Х,м.121х140,5 ГРМ (700x602, 140Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На стадионе. 1934-1935 гг. Холст, масло. 121 х 140,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Девушка-дискобол. Бум, цв. литогр. 43х34,5 51,5х44,2. Музей ИЗО Кузбасса (554x700, 162Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка-дискобол. 1935 г. Бумага, цветная литография.
43х34,5 см. (лист); 51,5х44,2 см. (р.и.). Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.

1934-1935 После кросса. Холст, масло. ГРМ (303x700, 77Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). После кросса.
1934-1935 гг. Холст, темпера. 143 х 64 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Физкультурница с букетом. Х, м. 124,5 x 65,8 cm. ГТГ (312x700, 73Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Физкультурница с букетом.
1935 г. Холст, масло. 124,5 x 65,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1935 На теннисной площадке. Девушка с ракеткой. Х, м. 143,4 х 64,8. Курская КГ (333x700, 95Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На теннисной площадке.
Девушка с ракеткой. 1935 г. Холст, масло. 143,4 х 64,8 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

Спортив. ++ площадка (Игры с мячом). Бум, гуашь. 49,5×39 см. ЧС (2) (557x700, 123Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Спортивная площадка (Игры с мячом). 1930-е гг.
Бумага, гуашь. 49,5 х 39 см. Частное собрание.

Спортсменка. ++ Х, м. 50х35,5 см. (Аукцион) (510x700, 118Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Спортсменка. Холст, масло. 50 х 35,5 см.
Частное собрание.

1934-1935 Девочка с апельсином. Х, м. 82х56. ХМ Алтайского края (471x700, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка с апельсином. 1934-1935гг.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Холст, масло. 82 х 56 см.

1934 Натюрморт с веткой. Х, м. Союз худ-в России (568x700, 133Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с веткой. 1934 г. Холст, масло.
Союз художников России, Москва.

1935 С.М.Киров принимает парад физкультурниковХ, м. 306 х 373 см. ГРМ. ОРИГИНАЛ (700x564, 215Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров принимает парад физкультурников. 1935 г. Холст, масло. 305 х 372 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После убийства Сергея Мироновича Кирова 1 декабря 1934 г. в живописи и скульптуре появляется множество его портретов и произведений на тему его реальной или мифической биографии. Самохвалов пишет портрет Кирова, картину «Киров на стройке» и, наконец, первую в своем творчестве «большую» картину-панно «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935). Художник давно мечтал и напряженно размышлял о многофигурной монументальной картине, о ее фресковом решении. Для этой работы он искал «фресковое решение», хотел, чтобы по технике картина напоминала старинные церковные росписи. Художник экспериментировал с цветами и использовал приглушенные теплые тона, стараясь поэтически раскрывать в них не только сегодняшнее, но и человеческое вечное. .

1935 СОВЕТСКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА. Эскиз панно к Междкнародной выставке в Париже. Деталь 3 (700x466, 141Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров принимает парад физкультурников. Фрагмент (1). 1935 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 С. М. Киров принимает парад физкультурников. Деталь (700x642, 211Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С.М. Киров принимает парад физкультурников. Фрагмент (2).
1935 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933 Девушка в розовой майке. Эскиз к картине Киров принимает парад физкультурников Х, м. 55,5x46,3. ДВХМ,Хаб (596x700, 143Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в розовой майке. Эскиз к картине
«С.М. Киров принимает парад физкультурников». 1933 г. Холст, масло. 55,5 x 46,3 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1930-е Демонстрация молодых матерей перед трибуной. Бум, акв. 36,5х26,7 см. Тверская КГ (501x700, 140Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Демонстрация молодых матерей перед трибуной.
1930-е гг. Бумага, акварель. 36,5 х 26,7 см. Тверская областная картинная галерея.

1930-е Портрет С.М. Кирова. Х, темпера. 56,5 х 45,5 см. Гос. музей истории СПб. (584x700, 170Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
1939 г. Холст, темпера. 56,5 х 45,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1933 Натюрм со статуэткой. Этюд к картине «С. М. Киров принимает парад физкулт. Холст, масло. 97,5 x 67,5. ГРМ (486x700, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт со статуэткой. Этюд к картине
«С.М. Киров принимает парад физкультурников». 1933 г. Холст, масло. 97,5 x 67,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1936-1937 Вузовка. Холст, масло. 97 x 66 см. ГРМ (484x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вузовка. 1936-1937 гг. Холст, масло. 97 x 66 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1937 Метростроевка со сверлом. Х, м. 205 х 130 ГРМ (440x700, 102Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка со сверлом. (Повторение в масле
акварельной версии «Девушки метростроя», 1934 г.). 1937 г. Холст, масло. 205 х 130 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1937 Метростроевка у бетоньерки. Х, м, темп. ВМИИ им. И.И.Машкова (444x700, 119Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка у бетоньерки. (Повторение в масле
акварельной версии «Девушки метростроя», 1934 г.). 1937 г. Холст, масло, темпера.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1936 Ленинградский пейзаж (602x700, 159Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленинградский пейзаж. 1936 г. Холст, масло.

1936 Русская церковь. Этюд (700x523, 145Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Русская церковь. Этюд. 1936 г. Холст, масло. Частное собрание.

1936 Песчаный карьер в Лещиновке. Х, м. 58 х 89 см. ЧС (700x456, 132Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Песчаный карьер в Лещиновке. 1936 г. Холст, масло. 58 х 89 см.
Частное собрание.

1937 В ПОРТУ. Х. на карт, м. 10 х 13,5 см. ЧС (700x521, 189Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В порту. 1937 г. Холст на картоне, масло. 10 х 13,5 см. Частное собрание.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА В ПАРИЖЕ 1937 г.

1935 Советская физ-ра. Панно для сов 600 × 600 см. Н-Тагил ВИКИ (682x700, 166Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Эскиз панно для советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году. Масштаб 1:10. 1935 г. Холст, масло. 121 х 121 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

В 1936 году после успеха панно «С.М. Киров принимает парад физкультурников» Самохвалову было поручено огромное панно (6 х 6 метров) для заключительного зала Советского павильона Международной выставки в Париже. «Основной элемент композиции — шар, перетянутый широкой красной лентой, на которой написано «СССР». На нем стоит девушка со знаменем, и пламенный порыв этого знамени завершает композицию в центре холста. Шар этот поддерживают юноши в белом и окружают, приготовляясь к шествию, девушки в голубом с букетами цветов, как и бывает обычно на парадах. Справа - молодая семья. Физкультурница-мать в красной майке, стоя на коленях, успокаивает рвущегося вперед ребенка. Отец в черно-белой футболке стоит вместе с ними. Девушка, сидящая на земле, обращена к этой группе. На фоне - стадион. Ряды для зрителей и свободные группы пловцов, теннисистов и гребцов. В небе, на его фоне - ряд парашютистов распускает свои парашюты».
За это панно Высшее международное жюри на Международной выставке 1937 года в Париже присудило высшую награду—«Гран-при». После закрытия выставки панно было возвращено в СССР. В настоящее время его местонахождение неизвестно.

1935-1934 Эскиз к панно Советская физкультура. Х. на карт, м. 40х38. Оренбург ХМ (662x700, 173Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к панно «Советская физкультура». 1934 г. Холст на картоне, масло.
40 х 38 см. Оренбургский музей изобразительных искусств.

1935 СОВЕТСКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА. Эскиз панно к Междкнародной выставке в Париже. Деталь (525x700, 131Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Эскиз панно для советского павильона
на Международной выставке в Париже в 1937 году. Фрагмент (1). 1935 г. Холст, масло.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1935 Советская физкультура. Эскиз панно к Парижу. Фрагмент Тверском краеведческом музее (394x700, 122Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Эскиз панно для советского
павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году. Фрагмент (2). 1935 г.
Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1937 Советская физ-ра. Этюд. Х, м. 240 х 115 см. ЧС (333x700, 106Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Советская физкультура. Этюд.
1937 г. Холст, масло. 240 х 115 см. Частное собрание.

1936 Этюд головы. Этюд к панно «Советская физкультура» (1935–1937) Холст, темпера. 47 х 59 ГРМ (2) (700x576, 188Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд головы к панно «Советская физкультура» (1935–1937). 1936 г.
Холст, темпера. 47 х 59 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Мужская голова к панно Советская физкультура. Х, м. 54.5х31. Мордовский ХМ (396x700, 93Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мужская голова. Этюд к панно «Советская физкультура».
1935 г. Холст, масло. 54,5 х 31 см. Мордовский республиканский музей
изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.

1935 Этюд к панно «Советская физкультура»Х,м. 66,2х36,5. Саратов ХМ (385x700, 66Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд к панно «Советская физкультура». 1935 г.
Холст, масло. 66,2 х 36,5 см. Саратовский государственный художественный музей
им. А.Н. Радищева.

1938 Серсо. Х, м. 69х44. Костром муз-зап (453x700, 86Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Серсо. 1938 г. Холст, масло. 69 х 44 см.
Костромской музей-заповедник.

1938 Портрет дочери. Карт, м. 41,1х31,5 см. Тверская КГ (537x700, 116Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери. 1938 г. Картон, масло. 41,1 х 31,5 см.
Тверская областная картинная галерея.

ТЕАТР 1935 г.

А.Н. Самохвалов плодотворно выступал также как художник театра. После успеха иллюстраций к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина его стали приглашать работать в театры. Он оформляет спектакль «Бесприданница» А.Н. Островского в Большом Драматическом Театре в Ленинграде (режиссер О.А. Морщихин, 1935). После Морщихина в театре появился художественный руководитель А.Д. Дикий, и Самохвалов получил приглашение на оформление нового спектакля. Но, увлеченный другой работой, он не мог принять приглашения и предложил другого художника, который и выполнил эту работу при его консультациях.

1935 Эскиз декора к  драме А.Н. Островского Бесприданница. Л-д, БДТ, реж. С.А. Морщихин. Музей БДТ им.Товстоног (700x546, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Бесприданница». Ленинград,
Большой Драматический Театр, режиссер С.А. Морщихин. 1935 г. Музей БДТ им. Г.А. Товстоногова,
Санкт-Петербург.

1935 Эскиз костюма Ларисы к спектаклю Бесприданница. Реж. С.А. Морщихин. БДТ. Х, гуашь. 25,5х41 см. Щелыково (436x700, 67Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз костюма Ларисы к спектаклю А.Н. Островского
«Бесприданница». Режиссер С.А. Морщихин. БДТ. 1935 г. Холст, гуашь. 25,5 х 41 см.
Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1935 Эскиз костюма Одудаловой к драме Островского Бесприданница (410x700, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз костюма Одудаловой к драме А.Н. Островского
«Бесприданница». БДТ. 1935 г. Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково»,
Костромская обл.

1935 Эскиз театрального костюма. ГЦТМ (427x700, 130Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз театрального костюма. 1935 г.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва.

КНИГИ 1935-1938 гг.

Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: «Шедевр полиграфического искусства» (газета «Вечерний Ленинград»). Книгой и книжной графикой Самохвалов начал заниматься с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательствами «Радуга» и Детгиз. В 1935 г. Самохвалову предложили сделать иллюстрации к «Горю от ума» А.С. Грибоедова для Гослитиздата. Было сделано несколько эскизов, однако планы издательства изменились, и книга вышла без его иллюстраций, с одним рельефным оттиском на обложке по рисунку Самохвалова. Та же участь постигла и рисунки к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя в издательстве «Academia», которые вообще не были изданы. Самой крупной и самой неожиданной по исполнению была большая работа над иллюстрациями к роману «Лже-Нерон» (1937) Лиона Фейхтвангера, которую Самохвалов сделал на бумаге акварельной киноварью, и даже сам Фейхтвангер похвалил художника за присланные ему красные рисунки. Книга была издана в Ленинграде в издательстве «Художественная литература» в 1937 г.

1935 Горе от ума (400x570, 110Kb)1935 к комедии А.Грибоедова «Горе от ума». 1935. Бумага, литография. ТОКГ. (408x570, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1-2. Иллюстрации к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1935. Бумага, литография. Тверская областная картинная галерея.
1936 Мертвые души (414x550, 117Kb)1936 Чичиков у Коробочки. ГогольМертвые души. 1936Бумага,литогр36,6х26 (421x550, 170Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрации к поэме Н.М. Гоголя «Мертвые души». 1. Помещик Собакевич. 2. Чичиков у Коробочки. 1936 г. Бумага, литография. 36,6 х 26 см.

1936 Чичиков у Плюшкина.ГогольМертвые души. Бумага,литогр36,6х26 (413x650, 168Kb)Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина Гаврилиада. ХХ в. Мордов ХМ (381x650, 177Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1. Иллюстрация к поэме Н.М. Гоголя «Мертвые души». Чичиков у Плюшкина. 1936 г. Бумага, литография. 36 х 26 см. 2. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Гаврилиада». 1937 г.
1940-1950-е Эскиз илл. Бум, акв,гуашь. 11,5х16,3 см. Тверская (700x485, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз иллюстрации. 1940-1950-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 11,5 х 16,3 см.
Тверская областная картинная галерея.
1937 Фейхтвангер-2 (книга) (408x550, 113Kb)1937 Фейхтвангер-1 (книга) (400x550, 102Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1-2. Иллюстрации к роману «Лже-Нерон» Лиона Фейхтвангера. Перевод В.С. Вальдмана. Ленинград. Художественная литература. 1937 г.
Лже-Нерон (406x550, 129Kb)Лже-Нерон 2 (409x550, 138Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 3-4. Иллюстрации к роману «Лже-Нерон» Лиона Фейхтвангера. Перевод В.С. Вальдмана. Ленинград. Художественная литература. 1937 г.

1938 К мифам «Двенадцать подвигов Геракла». Гравюра32,3х21,7. Пермская ХГ (534x700, 167Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к мифам «Двенадцать подвигов Геракла».
1938 г. Гравюра. 32,3 х 21,7 см. Пермская государственная художественная галерея.

В.И. ЛЕНИН. 1934-1940 гг.

1934 Lenin-speaking-in-front-of-soldiers-watercolors-1934 (700x491, 144Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В.И. Ленин выступает перед солдатами. 1934 г. Бумага, акварель.
Центральный дом художника, Москва.

По воспоминаниям А.Н. Самохвалова неизгладимое впечатление оставило для него посещение Смольного, состоявшееся еще в 1918 году. Тогда, как он писал: «…в движущейся в разных направлениях толпе, как вздох, как шелест, возникало это имя «Ленин! Ленин!»…Память сохранила слова: «Правильно поступили товарищи! Правильно. Так, только так мы должны поступать в настоящий момент»... Работа над картиной - сложная, длительная и ответственная. Для меня она становилась эпохой жизни, надолго поглощавшей все мои силы. Она мобилизовывала всю мою зоркость в направлении задач, поставленных в сфере замысла».

1938 В коридорах Смольного. Х, м, темп. 70х110 см. ВМИИ им. И.И.Машкова (700x433, 117Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В коридорах Смольного. 1938 г. Холст, масло, темпера. 70 х 110 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

А.Н.Самохвалов писал в своих воспоминаниях: «Ленин проходил по коридору Смольного. Народ узнавал своего вождя. Сияние лиц людей, потрясенных встречей… Я долго искал. В нескольких вариантах эскизов пытался передать эти впечатления … Впечатления молодости были ярки… постоянно возникали перед глазами образы пролетариев революционного Петрограда, солдат, матросов, крестьян… И образ В.И. Ленина, освещавший все, придающий народной буре великое историческое значение… На последнем варианте эскиза коридор уходит вглубь картины. В.И. Ленин повернулся, чтобы войти в актовый зал».

1938 Эскиз к картине. В коридорах Смольного. Х, м. 29х43 см. Волгоград (700x476, 130Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «В коридорах Смольного». 1938 г. Холст, масло. 29 х 43 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1938-1940 Появление В.И.Ленина на 2-м Всероссийском съезде Советов. Х, м. 385 х 355 см. ГРМ (700x663, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов (Выступление Ленина
на II Всероссийском съезде Советов). 1940 г. Холст, масло. 385 x 355 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Картина «В.И. Ленин и И.В. Сталин на II-м съезде РСДРП» была написана А.Н. Самохваловым в 1940 году. Для нее в 1938 году было сделано более 30 этюдов. Позже фигура И.В. Сталина была переписана автором на фигуру рабочего, после чего картина получила название «Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов».
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Композиция строилась так: зритель находится как бы в президиуме. Горизонт несколько выше голов. Зал виден почти по оси. Ленин, бурный, порывистый, стремительным шагом идет по красной дорожке, проложенной от входной двери к президиуму. Набегом развивающаяся перспектива дорожки внизу и столь же стремительный перспективный набег люстр, положение В.И. Ленина в композиции - посредине, под люстрами, давали мне возможность развивать в фигуре В.И. Ленина наибольшую порывистую напряженность…Образ В.И. Ленина в картине центральный и первопланный не только по творческой идее, но и формально, по композиции. Я сосредоточиваю на нем все внимание зрителя. Именно он, прежде всего, мобилизует все силы восприятия».

1938 Голова матроса к картине В.И.Ленин и И.В.Сталин на II-м съезде РСДРП. Х. на фан, м. БГХМ им. М.В.Нестерова. (556x700, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова матроса к картине «В.И. Ленин и И.В. Сталин
на II-м съезде РСДРП». 1938 г. Холст на фанере, масло. 39,5 х 35 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.

1938 Рабочий (путиловец). Этюд к картине Появл Ленина. Х. на фанере, м. 57,1х37 см; 56,2х36,2 см. Тверская КГ (463x700, 124Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Рабочий (путиловец). Этюд к картине «Появление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1938 г. Холст на фанере, масло. 57,1 х 37 см.
Тверская областная картинная галерея.

1938 Старый рабочий (путиловец). Этюд к картине Появл Ленина...Х, м. 55 x 37. ГРМ (460x700, 138Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старый рабочий (путиловец). Этюд к картине
«Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1938 г.
Холст, масло. 55 x 37 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938 Старый рабочий. Эскиз к картине Холст на фан, м. 41,5х32,5. Музей Карелии (539x700, 154Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Старый рабочий. Эскиз к картине «Выступление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1938 г. Холст на фанере, масло.
41,5 х 32,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Голова ++ крестьянина. Б.г. Х, м. 41,5х38 см. Севастополь ХМ им.Кроша (646x700, 149Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Голова крестьянина. Эскиз к картине «Появление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». Холст, масло. 41,5 х 38 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

1940 Красногвардеец. Этюд к картине  съезде Советов. Х, м. 73 х 48. Астрахан (452x700, 152Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Красногвардеец. Этюд к картине «Появление
В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов». 1940 г. Холст, масло. 73 х 48 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.

Путиловец ++. Холст на фанере, масло. ЯХМ (546x700, 166Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Путиловец. Холст на фанере, масло. 35,7 х 29,5 см.
Ярославский художественный музей.

1940 Портрет старика. Х, м. 46 х 37,5. Таганрог ХМ (587x700, 193Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет старика (на картине сидит слева от Ленина).
1940 г. Холст, масло. 46 х 37,5 см. Таганрогский художественный музей.

ВСХВ. 1939 г.

1939 Хлопок. Панно для павильона на ВСХВ. Холст, темпера. 300 × 700 см. Костром муз-зап (700x469, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Хлопок. Эскиз панно для павильона на сельхозвыставке. Холст, масло. 78 х 118 см.
Костромской музей-заповедник.

А.Н. Самохвалов писал в своих воспоминаниях: «Я был очень обрадован, когда мне было предложено написать панно «Хлопок» для павильона Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ)… Мне сразу же представилась огромная масса народа в торжественном шествии. Отдельные национальности нашей страны связаны с производством хлопка и с его промышленной обработкой … Я взялся за разработку эскиза … Меня увлекал этот замысел ... Я использовал изображение огромной лестницы, запроектированной архитектором, в монументальном панно для вводного зала павильона «Хлопок» на ВСХВ».

Вручение ++ (передача)  Красногознамени. Эскиз. Х, м. 13 х 28 см. ЧС (700x317, 93Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вручение Красного знамени. Эскиз. Холст, масло. 13 х 28 см. 1930-1940-е гг.
Частное собрание.

1938-1939 1930-е кон. Подписание соцдоговора. Эскиз композиции для ВСХВ. 41 x 52,5; 33 x 43. ГРМ (700x555, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Подписание соцдоговора. Эскиз композиции для ВСХВ. Конец 1930-х гг.
Рисунок. 41 x 52,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

ПОРТРЕТЫ И ОДИН ПЕЙЗАЖ. 1939-1940 гг.

1939 Делегатки. Х,м. 139х98 см. ГРМ (500x700, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Делегатки. 1939 г. Холст, масло. 139 х 98 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1939 Делегатки. Деталь (469x700, 105Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Делегатки. Фрагмент. 1939 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1940 Портрет Бориса Николаевича Самохвалова, брата художника. Х. на фанере, м. 44х36 см. Тверская КГ (596x700, 157Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Бориса Николаевича Самохвалова,
брата художника. 1940 г. Холст на фанере, масло. 44 х 36 см.
Тверская областная картинная галерея.

1940 Портрет летчика Ф.Б. Фариха. Х, м, 50 х 37 см. Аук Art-Union. 24.11.2013. (526x700, 133Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет летчика Ф.Б. Фариха. 1940 г.
Холст, масло. 50 х 37 см. Аукцион советского искусства ART-UNION,
Санкт-Петербург, 2013 г.

1940 Молодой рабочий. Х, м. 71х56,3. Пермская ХГ (553x700, 133Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Молодой рабочий. 1940 г. Холст, масло. 71 х 56,3 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1939 Портрет мальчика (юноши). Х, м. 63,5 х 52,75 см. ЧС (569x700, 145Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет юноши. 1939 г. Холст, масло. 63,5 х 52,8 см.
Частное собрание.

1940 П-т девушки. Бум, пастель. 32,5х27,7. ХМ им. Словцова 2 (608x700, 92Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девушки. 1940 г. Бумага, пастель. 32,5 х 27,7 см.
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюменская обл.

1939 Пионерка. (534x700, 78Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пионерка. 1939 г.

1940 Девушка в интерьере. Х, м. 96,5 х 67,5 см. Shapiro_Auctions (479x700, 169Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в интерьере. 1940 г.
Холст, масло. 96,5 х 67,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г.
Лот продан за $131.000 дол.

1939-1940 Москва. Битцевский парк. Х, м. 110х120. СОВКОМ 2009. Эст 1.100.000-1.700.000 руб. (2) (700x660, 201Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Москва. Битцевский парк. 1939-1940 гг. Холст, масло. 110 х 120 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2009 г. Эстимейт 1.100.000-1.700.000 руб.

1940 Отдыхающая женщина. Х, м. 19.5 x 23.5 cm. ЧС (700x575, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Отдыхающая женщина. Эскиз. 1940 г. Холст, масло. 19,5 x 23,5 см.
Частное собрание.

1940 Натурщица (с желтым покрывалом) Х. на карт, м. 39,4 х 28,2 ЯХМ (495x700, 154Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натурщица (с желтым покрывалом). 1940 г.
Холст на картоне, масло. 39,4 х 28,2 см. Ярославский художественный музей.

1940-е Рисунок. В студии. Бум, соус. 43,7х32 см. Кострома (502x700, 58Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В студии. 1940-е гг. Бумага, соус. 43,7 х 32 см.
Костромской музей-заповедник.

ВЫСТАВКИ.

В 1930-е годы А.Н. Самохвалов активно представлял советское искусство за рубежом на международных выставках: «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, Ленинград; 1933. Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва), «Гравюра и литография ленинградских художников» (1934, Ленинград), «Женщина в социалистическом строительстве» (1934, Ленинград), Выставка советской графики (1935, Неаполь), «Выставка советской иллюстрации к художественной литературе за 5 лет. 1931-1936» (1936, Москва), Выставка картин, посвящённых Красной армии (1937, Ленинград), Выставка, посвящённая 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина (1937, Казань), Международная выставка «Искусство и техника в современной жизни» (1937, Париж) и других.
В 1940 году в Ленинграде прошла первая персональная выставка Александра Самохвалова. В эти годы художник в основном писал портреты своих друзей и родственников, в том числе композитора Евгения Мравинского. Персональные выставки проходили в 1963-1964 гг. (Ленинград, Москва), 1968 г. (Волгоград), 1974 г. (Ленинград).

1940-1950-е Летчик. Бум, акв. 17,9х12 см. Тверская (484x700, 125Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Летчик. 1940-1950-е гг. Бумага, акварель. 17,9 х 12 см.
Тверская областная картинная галерея.

1940-1950-е Моряк. Ьум, акв. 18,0х12,4 см. Тверская (486x700, 131Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Моряк. 1940-1959-е гг. Бумага, акварель. 18 х 12,4 см.
Тверская областная картинная галерея.

1940-е Морской десант (536x700, 167Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Морской десант. 1940-е гг. Холст, масло.

1940-е Линкор (700x572, 161Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Линкор. 1940-е гг. Холст, масло.

1940-е Поля. Х, м. 48х55 см. Тверская КГ (700x608, 218Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Поля. 1940-е гг. Холст, масло. 48 х 55 см. Тверская областная картинная галерея.

1940-1960-е Пейзаж с домом под розовой крышей. Бум, акв. 13,5х10,5 см. Тверская (554x700, 159Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пейзаж с домом под розовой крышей. 1940-1960-е гг.
Бумага, акварель. 13,5 х 10,5 см. Тверская областная картинная галерея.

1940 Натюрморт с ананасом. Х, м. 24.2x36.3. Новокузнецк (700x457, 160Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с ананасом. 1940 г. Холст, масло. 24,2 x 36,3 см.
Новокузнецкий художественный музей.

1940-е пер.пол. Натюрморт с рябиной и зеленым яблоком. Х, м. 64,4х44,6. ХМ Алтай края (489x700, 143Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт с рябиной и зеленым яблоком.
Пер.пол.1940-х гг. Холст, масло. 64,4 х 44,6 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. После начала войны А.Н. Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А.С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Горячее сердце» А.Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина), «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад» и другие, а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты («Табачный капитан» и др.). Самохвалов не участвовал в «Окнах ТАСС», но сделал несколько плакатов и картин на военную тему.

1941 Плакат «Красные артиллеристы! Точнее прицел» Типогр. печать. 53 х 70,5 см.Вологда где (700x529, 200Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Плакат «Красные артиллеристы! Точнее прицел». 1941 г.
Типографская печать. 53 х 70,5 см. Вологодская областная картинная галерея.

1941 Превратим колхозы в неприступную крепость для врага+Докторов З. Л. (Редактор), Новосиб ХМ (700x511, 214Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Превратим колхозы в неприступную крепость для врага. Редактор З.Л. Докторов.
Плакат. 1941 г. Типографская печать. Новосибирский художественный музей.

1947 Сталинградцы.  Х, м. 200 х 245 см. ГРМ ОРИГИНАЛ (700x596, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сталинградцы (Город не сдается). 1947 г. Холст, масло. 200 х 245 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.Н. Самохвалов писал о картине: «Идет бой за…каждый дом Сталинграда… командир ранен. Над ним склонилась медсестра. Другая…взяла из рук командира автомат и двинулась к окну, чтобы занять его место…Бой будет продолжаться».

1940-е Эскик картине «Город не сдается».(2) Сталинградцы. 1940-е. Холст, масло. 32,3 х 37. Волгоград (700x610, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз 1 к картине «Сталинградцы (Город не сдается)». 1940-е гг.
Холст, масло. 32,3 х 37 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1940-е Эскиз картине «Город не сдается».(1) Сталинградцы.  Холст, масло. 36,5 х 32,5. Волгоград (700x636, 149Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз 2 к картине «Сталинградцы (Город не сдается)». 1940-е гг.
Холст, масло. 36,5 х 32,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1944 МедсестраЭскиз к картине «Сталинградцы (Город не сдается). Х,м.54х45. СОВКОМ 2020. Эст 250.000-500.000 руб (584x700, 147Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Медсестра. Эскиз к картине «Сталинградцы
(Город не сдается)». 1944 г. Холст, масло. 54 х 45 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2020 г. Эстимейт 250.000 - 500.000 руб.

1942 Дежурный противопожарный (483x700, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дежурный противопожарный. 1942 г.
Холст, масло. 80 х 55 см. Частное собрание.

1942-1943 Дежурство на крыше. (700x700, 182Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На дежурстве. Начало блокады. 1943 г. Холст, масло. 270 х 275 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

1942 Командир. Х, м. 65,5 х 43,5. Таганрог ХМ (469x700, 160Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Командир. 1942 г. Холст, масло. 65,5 х 43,5 см.
Таганрогский художественный музей.

1940-е Этюд. Пулеметчик. Х, м. 48,5х42,5 см. Волгоград (518x700, 153Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пулеметчик. Этюд. 1940-е гг. Холст, масло. 48,5 х 42,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1940-е Девушка в гимнастёрке. Х, м. 66,5 х 48 см. Рус Север, Архан (2) (500x700, 145Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в гимнастёрке. 1940-е гг.
Холст, масло. 66,5 х 48 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1942 Портрет М.Г.Филипповой, гримера Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. Х, м. 110 х 80. ЯХМ (488x700, 98Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет М.Г. Филипповой, гримера
Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина. 1942 г. Холст, масло. 110 х 80 см.
Ярославский художественный музей.

1942 Эскиз дек к спект Горячее сердце. Реж. В. Кожич, А.Даусон. гуашь. 29,2х42 см.  Ще (700x477, 108Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце».
Режиссер В. Кожич, А. Даусон. 1942 г. Бумага, гуашь. 29,2 х 42 см. Музей-заповедник А.Н. Островского
«Щелыково», Костромская обл.

1942 Эскиз декорации III действия - Сад к спектаклю Горячее сердце.   Б, гуашь. 17,8х29,5 см. Муз Щелыково (700x422, 137Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Сад. Эскиз декорации III действия к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце».
1942 г. Бумага, гуашь. 17,8 х 29,5 см. Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

1942 Эскиз декорации к постановке  Табачный капитан В.В.Щербачева. (700x389, 181Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к постановке «Табачный капитан» В.В. Щербачева
в Московском государственном театре оперетты. 1942 г. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
1942 Эскиз костюма Матрены к спектаклю Горячее сердце. Б, кар, гуашь, белила. 29,3х20,9 см. Щелыково (405x565, 92Kb)1942 Эскиз костюма Параши к спектаклю Горячее сердце. Б, кар, гуашь, белила. 29,5х20,9 см. Щелыково (381x565, 91Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы костюмов к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце», 1942 г. 1. Матрена. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,3х20,9 см. 2. Параша. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,5х20,9 см. Оба - Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.
1942 Эскиз костюмов Параши и Гаврилы к спектаклю Горячее сердце. Б, кар, гуашь, белила. 29,5х20,3 см. Щелыково (391x565, 84Kb)1942 Эскиз костюма Градобоева к спектаклю Горячее сердце. Б, кар, гуашь, белила.29,2х21,2 см. Щелыково (400x565, 89Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы костюмов к спектаклю А.Н. Островского «Горячее сердце», 1942 г. 3. Параша и Гаврила. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,5х20,3 см. 4. Градобоев. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 29,2х21,2 см. Оба - Музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская обл.

По-разному критики и современники оценивали и воспринимали творчество А.Н. Самохвалова. Хотя и для почитателей его таланта, и для неприемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического «рая». При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, А.Н. Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.

1943 Концерт Мравинского в Носиб. филармонии. Карт, м. 34,4 x 42,8 (в раме). ГРМ (700x502, 127Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Концерт Мравинского в Новосибирской филармонии. 1943 г.
Картон, масло. 34,4 x 42,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1943 Концерт Марии Юдиной с оркестром. (700x555, 158Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Концерт Марии Юдиной с оркестром. 1943 г. Холст на картоне, масло. 31 х 40 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1943 Эскиз декорации II акта пьесы Эжена Скриба Стакан воды. ГРМ (700x465, 113Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации II акта пьесы Эжена Скриба «Стакан воды». 1943 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1943 Эскиз плафона к пьесе Скриба Стакан воды. Тверская (700x259, 77Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плафона к пьесе Эжена Скриба «Стакан воды». 1943 г.
Тверская областная картинная галерея.
1943 Эскиз вставки-панно к пьесе Скриба Стакан воды. Венера и Марс. Тверская (1) (400x620, 121Kb)1943 Эскиз вставки-панно к пьесе Скриба Стакан воды. Возвращение (400x620, 115Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы вставок-панно к пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», 1943 г. 1. Венера и Марс. 2. Возвращение. Оба - Тверская областная картинная галерея.
1943 Эскиз вставки-панно к пьесе Скриба Стакан воды. Диана Тверская (1) (397x620, 115Kb)1943 Эскиз вставки-панно к пьесе Скриба Стакан воды. Посвящ. в воины (405x620, 102Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскизы вставок-панно к пьесе Эжена Скриба «Стакан воды», 1943 г. 3. Диана.
4. Посвящение в воины. Оба - Тверская областная картинная галерея.

1943 Эскиз панно (Галерея Элизиум) (700x317, 82Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз панно. 1943 г. Галерея «Элизиум», Москва.

1943 Эскиз декорации. Бальная зала. Маскарад. Ленинград, 24,8х40,4. ГЦТМ (700x525, 97Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бальная зала. Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1943 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1943 Портрет Портрет народного артиста РСФСР Скоробогатова (в роли Суворова) Х, м. 120х100 см. Новосибирск ХМ (577x700, 167Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет народного артиста РСФСР К.В. Скоробогатова
(в роли А.В. Суворова). 1943 г. Холст, масло. 120 х 100 см.
Новосибирский художественный музей.

1943 Эскиз костюма Суворова к спектаклю по пьесе И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского «Полководец Суворов» Новосиб ХМ (476x700, 101Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз костюма А.В. Суворова к спектаклю по пьесе
И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского «Полководец Суворов». 1943 г.
Новосибирский художественный музей.

1943 П-т народ артистки СССР Е.П. Корчагиной-Александровской. Х, м. 100,6х75 см. Новосибирск ХМ (510x700, 143Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет народной артистки СССР
Е.П. Корчагиной-Александровской. 1943 г. Холст, масло. 100,6 х 75 см.
Новосибирский художественный музей.

1944 Эскиз дек Бабьи сплетни.. Х. на фанере, гуаш,кар 34,3х60, ГЦТМ (700x397, 97Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю «Бабьи сплетни». Государственный академический
театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинград. 1944 г. Холст на фанере, гуашь, карандаш. 34,3 х 60 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1944 Эскиз дек Бабьи сплетни. . Х. на фанере, гуаш,кар 34,5х60. ГЦТМ (700x341, 66Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю «Бабьи сплетни». Государственный академический
театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинград. 1944 г. Холст на фанере, гуашь, карандаш. 34,5 х 60 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1944 Эскиз декорации. Бабьи сплетни. Ленинград, ГЦТМ (700x252, 78Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз декорации к спектаклю «Бабьи сплетни». Государственный академический
театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинград. 1944 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1945 Встреча друзей. Холст, масло. 160 ×185 см. Частное собрание. (700x619, 139Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Встреча друзей. 1945 г. Холст, масло. 160 х 185 см. Частное собрание.

В 1947 году А.Н. Самохвалов был награжден дипломом Всекохудожника за картину «Встреча друзей». В своей книге «Мой творческий путь» он писал: «В этой картине у меня изображена встреча в ресторане, война кончилась, все присутствующие нарядные и здоровые, и вот встретились… ведь это тоже было, это тоже правда». «Встреча друзей» написана художником сразу после окончания Великой Отечественной войны. Картина оказалась выразительнее многих монументальных полотен, посвящённых поколению победителей. Здесь запечатлен эпизод первых послевоенных дней, когда советскими людьми особенно остро ощущались все формы и краски многообразия мирной жизни… Все это было призвано передать не только радость встречи друзей, но и эмоциональный подъем людей, ощутивших радость долгожданной Победы».

1945 Встреча друзей. Эскиз. Холст на фанере, масло.  31,5 х 35,7 см. ЯХМ.jpg (700x597, 121Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Встреча друзей. Эскиз к картине. 1945 г. Холст на фанере, масло. 31,5 х 35,7 см.
Ярославский художественный музей.

1945 Встреча друзей. Официантка. Этюд к картине. Новокузнецкий художественный 3 (364x670, 133Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Официантка. Этюд к картине «Встреча друзей».
1945 г. Новокузнецкий художественный музей.

1940-е серед. Летний праздник. Бум, смеш. тех. 46 x 53 (в раме). ГРМ (700x616, 233Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Летний праздник. Середина 1940-х гг. Бумага, смешанная техника.
46 x 53 см. (в раме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1944 Первомайское утро. Х, м. 56х45.Саратов (558x700, 134Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Первомайское утро. 1944 г. Холст, масло. 56 х 45 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1940-е Автопортрет Холст, масло. 53,5 х 44,7 см. Орловский МИИ. (491x600, 113Kb)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Автопортрет. 1940-е гг. Холст, масло. 53,5 х 44,7 см.
Орловский музей изобразительных искусств.

После окончания Великой Отечественной войны А.Н. Самохвалов вернулся в Ленинград из эвакуации в Новосибирске, работал над картинами на военную тематику, над групповыми портретами участников войны. Среди них картины «Сталинградцы», «Бойцы вспоминают минувшие дни» и «Встреча друзей».
Принимал участие в росписях Дворца Советов в Москве. Преподавал на факультете монументальной живописи в ЛВХПУ в 1948-1951 гг. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), награждён орденом Ленина (1967).

(Окончание следует)





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ САМОХВАЛОВ (1894-1971). ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ», ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»