Александр Николаевич Самохвалов. Ленинград, 1920-е гг.
Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) стал известен как автор полотен в стиле соцреализма. На своих картинах живописец изображал характерных представителей эпохи - советских рабочих и спортсменов. Также Самохвалов работал как иллюстратор и скульптор: книги с его рисунками выходили в издательствах «Детская литература» и «Изогиз», а декоративные тарелки и статуэтки по его эскизам выпускали на Государственном фарфоровом заводе. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта». В 1930-е годы была создана знаменитая акварельная серия «Метростроевки». Именно ему принадлежит знаковое произведение «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника. В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, он получил Гран-при Международной выставки. Интересный советский художник, чьи полотна отличались от обычного соцреализма и зачастую были ближе импрессионизму.
Группа участников 2-й выставки художественного объединения «Круг художников». Первый ряд слева направо сидят: Г.Н. Траугот, С.А. Чугунов, Г.И. Иванов, В.В. Пакулин, Е.С. Забровский. Второй ряд слева направо сидят: М.А. Федоричева, Г.Б. Пьянкова, Т.И. Купервассер, Н.В. Иванова (Ленинградская), Н.С. Могилевский. Сзади слева направо стоят: А.Л. Малахин, А.Н. САМОХВАЛОВ, А.Ф. Пахомов, Я.М. Щур, В.А. Денисов, Д.Е. Загоскин, М.Ф. Вербов, А.И. Русаков, Т.Е. Гернет, П.А. Осолодков, А.И. Коротеев, В.И. Малагис. Фотография 1928 г.
А.Н. Самохвалов состоял сразу в нескольких художественных обществах, среди которых — «Мир искусства» (1917 г.), «Община художников» (1922 г.), «Объединение новых течений» (1922 г.), «Жар-цвет» (1924 г.), «Круг художников» (1926-1929 гг.), «Октябрь» (1930-1932 гг.). На их выставках он представлял картины «Семья рыбака», «Кондукторша», «Щебенщики». На большей части полотен Александр Самохвалов изображал рабочих. Его интересовал облик современного ему «человека труда» и современной ему женщины - служащей, рабочей. Он создал картины «Работница с напильником», «Работница, засучивающая рукава». Искусствовед Мария Чегодаева писала: «В основе творческого замысла этих портретов было не фотографическое копирование, а стремление к типически обобщенно-реалистическому изображению. Художник мечтал о фреске, в которой он мог бы воспеть труд нового общества».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ткацкий цех. 1929 г. Холст, масло, темпера. 68 х 98 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1929 году Самохвалов по заданию издательства «Изобразительное искусство» был командирован в город Иваново-Вознесенск (сейчас Иваново) на ткацкие фабрики, чтобы написать картины о ткацком производстве. Он собрал материал в виде девяти акварельных этюдов работниц и двух картин - «Ткацкий цех» (1929, ГРМ) и «Печатный цех» (местонахождение не установлено).
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Ткацкий цех». 1929 г. Бумага, акварель. 29 х 36,2 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2023 г. Эстимейт 330.000 - 600.000 руб.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ткачка. Эскиз к картине «Ткацкий цех». 1930 г.
Бумага, акварель. 26,6 х 21,3 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У станка. Эскиз к картине «Ткацкий цех». 1930 г.
Бумага, акварель, гуашь, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Шпульница. Эскиз к картине «Ткацкий цех». 1930 г.
Бумага, акварель, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В цехах меланжевого комбината. 1930 г. Бумага, акварель, карандаш. 31,5 х 43 см.
Псковский музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). По морям, морям, морям. Плакат.
Конец 1920-х гг. Бумага, хромолитография. 61 х 44 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката «Молодежь, иди в соцсоревнование
и ударничество». 1928 г. Бумага, чёрная акварель, гуашь. 43,6 x 30,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Молодая работница. 1928 г. Холст, темпера. 65 x 50,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница, засучивающая рукава (Комсомолка). 1929 г.
Холст, масло. 82,5 х 57,5 см. Нижегородский государственный художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с напильником. 1929 г.
Холст, масло. 107 х 70 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница с поднятой рукой.
1929-1930 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд к неосуществлённой картине «Радость жизни». 1928 г.
Аукционный дом Arcadia Auction House, Рим.
1928 г. А.Н. Самохвалов (1894-1971). Этюд к неосуществлённой картине
«Радость жизни». Холст на картоне, бумага, акварель, гуашь. 32 x 19 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Теннисистки. 1920-е гг. Бумага, акварель,
графитный карандаш, белила. 20 х 14 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мальчик с самолётиком. 1920-1930-е гг.
Холст, масло. 70 х 52 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Натюрморт. Астры. 1929 г. Холст на картоне, масло.
41 х 26 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2005 г. Эстимейт $8.000-10.000 дол.
В отличие от многих художников советского времени, которые не смогли принять грандиозные перемены в стране, Александр Самохвалов принял идеи строительства социализма и стремился максимально выполнить задачи общества. В частности, он много работал над созданием образа современника, формируемого в социалистическом обществе. В 1930-1932 гг. Самохвалов проводил летние месяцы недалеко от Пскова в коммуне «Ленинский путь», где создал серию портретов и пейзажей. «Из 30 работ, представляющих творческий результат командировки Самохвалова в коммуну «Ленинский путь», наибольший интерес и художественную ценность представляют восемь портретов членов коммуны и пять маленьких пейзажей. Эти портретные этюды - не портреты в обычном узком значении этого термина, не фотографическое копирование, а стремление к типическому реалистическому обобщению - вот что лежит в основе творческого замысла этих портретов. И в этих портретах ударников социалистических полей художник действительно поднимается на значительную высоту обобщения в типических образах коммунаров, обобщения отнюдь не за счет лишения их индивидуальной конкретности» (Н.З. Стругацкий)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Товарищ Степанов – кузнец коммуны «Ленинский путь».
Из серии «В коммуне «Ленинский путь». 1931-1932 гг. Холст, масло. 63 х 41 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На страже Родины. 1930 г. Холст, масло, темпера. 130 х 97 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница. 1930 г. Картон, масло. 33,8 х 24 см.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница в синем халате.
1930 г. Бумага, акварель. 26,8 х 10,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Тракторная молотьба. 1930 г. Бумага, акварель. 36 х 86 см.
Псковский музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Освоение трактора. 1930 г. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В совхозе. 1930-е гг. Коленкор, масло. 13 х 14 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева с женой и дочерью.
1931-1932 гг. Холст, масло. 40 х 69 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачёва. 1931-1932 гг.
Холст, масло. 60,5 х 51,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Полевые работники - комсомольцы коммуны. 1930-1931 гг.
Холст, масло. 61 х 39 см. Херсонский художественный музей им. А.А.Шовкуненко, Украина.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет полевой работницы Анны Ульяновой.
Из серии «В коммуне «Ленинский путь». 1931-1932 гг. Холст, масло. 61,5 х 39,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с граблями. 1930-1932 гг. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Женщина с лошадью. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
32 х 29,2 см. Вологодская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Детские ясли коммуны «Ленинский путь». 1931-1932 гг. Холст, масло. 44 х 67 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Детские ясли (Утро). 1930 г. Бумага, акварель. 23,3 x 32,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В яслях (Утро). 1930 г. Бумага, акварель. 17 x 12,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Что особенно запечатлелось - это детские ясли и комната для маленьких красивого красного цвета с геометрическими фигурами простейших форм на стенах. Это были расцвеченные, почти супрематические изображения круга, квадрата, треугольника и так далее, дававшие младенцам представления об изначальных формах пространства».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Передача детей в ясли. 1930 г. Бумага, акварель, гуашь.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Внимание к ребенку (Ясли). 1930 г. Бумага, акварель.
43 х 26,8 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из книги Натана Стругацкого «Александр Самохвалов. Страницы книги»: «Свои пять маленьких пейзажных этюдов Самохвалов привез из командировки в коммуну летом 1932 года. Эти работы представляют попытку установления нового жанра в пейзаже. Эти этюды лишены «литературщины», это не лирический пейзаж, не ботанический протокол. Новое в пейзажах Самохвалова - по-новому «художественное освоение» природы, новое к ней отношение. Это колхозный пейзаж - не потому, что в нем нет декоративно эффектной пестроты крестьянского хозяйства. Это, если так можно выразиться, производственный пейзаж, в нем - производственное отношение к земле, к широким пространствам полей, как к объекту производительной деятельности человека - работников социалистического сельского хозяйства. Эти широкие просторы, открытые горизонты не манят в "неведомую даль", они предлагают себя для ударного социалистического труда. Конечно, Самохвалов в этюдах лишь ставит проблему нового жанра в пейзаже, ставит и делает первые попытки правильного решения этой ответственной и сложной проблемы».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пейзаж. 1932 г. Бумага, масло. 19,5 x 23,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Пейзаж. 1932 г. Бумага, масло. 19 x 23,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Земли коммуны «Ленинский путь». 1930-1931 гг. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Утро на полях коммуны «Ленинский путь». 1931 г. Бумага, акварель. 31,7 х 43,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Утро в коммуне «Ленинский путь». 1930-1931 гг.
Холст, масло 60 х 45 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Бык Мишка. Из серии «Коммуна Ленинский путь». 1931-1932 гг.
Холст, масло. 45 х 65 см. Псковский музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дворик. 1930 г. Холст на картоне, масло. 20 х 22 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Березы у пруда. 1930-е гг. Картон, масло. 37 х 27 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). 1931 Ремонт паровоза. Холст, масло, темпера. 82,5 х 86 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: Я мечтал написать поэму о паровозе и о людях, его построивших и управляющих им. Обстоятельства сложились так, что я смог написать лишь эскиз этой поэмы. Это небольшой холст, но все же это был этап в моем творческом труде, и в нем отразился также некий этап нашей истории, когда после разрушений, нанесенных войной империалистической и войной гражданской, после разрухи восстанавливался транспорт нашей страны, и эти огнедышащие гиганты, эти пожиратели пространства получали новую жизнь… Рабочий, квалифицированный мастер устраняет неполадку в золотниках над цилиндром. Молодой рабочий, лежа на мостике, помогает ему. Другой рабочий, "культурник", укрепляет на перилах мостика плакат-лозунг. Четвертый, стоящий спиной, приводит в порядок детали цилиндра. В глубине сложного механизма видна фигура еще одного рабочего, обследующего исправность деталей. Все движения работающих людей, их ритмы и движения конструкций машины располагаются в единой плоскости».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет тракториста Гаврилова. Из серии «В коммуне
«Ленинский путь». 1931 г. Холст, масло. 61,5 х 38 см. Костромской музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Совпартшколовец Сидоров. 1931 г.
Холст, масло. 60 х 37 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работницы А. Федорова и А. Егорова.
Из серии «В коммуне «Ленинский путь». 1931 г. Холст, масло.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница. 1930-е гг. Холст, масло. 57 x 40 см.
Самарский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Мать с ребенком. 1931-1932 гг. Картон, темпера. 45 х 35 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Маслодел Мария Ивановна Голубева. 1931-1932 гг.
Холст, масло. 59,5 х 38 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В кухне. Из серии «В коммуне «Ленинский путь». 1931 г.
Бумага, сангина. 43,5 x 32 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Свинарка. Из серии «В коммуне «Ленинский путь».
1931 г. Бумага, сангина. 43,5 x 32 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. 1932-1933 гг. Холст, масло, темпера. 198,5 х 276 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В своей крупноформатной картине Самохвалов изображает членов коммунистической молодежной организации ВЛКСМ, демонстрирующих целеустремленность коллектива в подготовке к обороне страны. Несмотря на милитаристский характер занятий, кажется, что речь идет, скорее, о спортивном мероприятии. Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Картина была связана с пятнадцатилетием Красной Армии. Однажды, катаясь на лодке с друзьями, Н.З. Стругацким и Л.А. Мессом, я увидел небольшой участок поля, занятый молодежным стрельбищем. Девушки с винтовками лежа стреляли по цели, где-то тут же учились строю комсомольцы… Я написал эскиз будущей картины… Композиция картины очень ясная. На зеленом лугу переднего плана группа девушек, лежа, вырабатывает в себе снайперские навыки. Яркие, цветные одежды молодежи обогащают колорит картины». К композиции сохранились два этюда. Один из них – «Девушка на военной учёбе», другой – «Комсомолец с винтовкой».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (1). 1932-1933 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (2). 1932-1933 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (3). 1932-1933 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (4). 1932-1933 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (5). 1932-1933 гг. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (6). 1932-1933 гг.
Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Военизированный комсомол. Фрагмент (7). 1932-1933 гг.
Холст, масло, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Осоавиахимовка. Этюд к картине «Военизированный комсомол».
1932 г. Холст, масло. 120 x 116 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Комсомолец. Этюд к картине «Военизированный комсомол».
1932 г. Холст, темпера. 142,5 х 64 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В.И. Ленин провозглашает Советскую власть. Тверской краеведческий музей.
Как говорил великий Ленин: «Наш лозунг должен быть один - учиться военному делу настоящим образом», 1918 г.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Ленин и Сталин в годы Гражданской войны».
1930-е гг. Холст, масло. 45 х33 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Ленин. Конец 1920-х – начало 1930-хх гг.
Холст, масло. 51 x 33.5 см. Коллекция современного искусства «ДК Громов»,
Санкт-Петербург. Собрание Игоря Суханова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к картине «Встреча представителей Республики».
1930-е гг. Холст, масло. 30 х 21,5 см. Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В XIV годовщину Октября закрепим достижения
колхозов и совхозов. Плакат. 1931 г. Бумага, хромолитография. 104,8 х 73,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката «Советская индустрия». 1930-е гг.
Бумага, гуашь, акварель. 19,3 х 13,2 см. Тверская областная картинная галерея.
Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Кондукторша», 1928; «Девушка с ядром», 1933, Третьяковская галерея; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933-1934, Русский музей) — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом.
Сам художник рассказывал, как создавалась эта серия: «На каждый лист по строгому рабочему плану отводилось два дня; если за это время мне не удавалось закончить, я оставлял завершение листа до окончания всей работы. В противоположность серии коммунаров, где работа происходила на глазах у всех, здесь ни одна из работниц Метростроя не догадывалась, что за ее работой, за ее движениями наблюдают, имея в виду ее изображение. На месте я даже не делал никаких зарисовок. Только в случае чрезмерной зыбкости впечатления заносил в маленькую записную книжку ту или иную черту. После каждого похода на Метрострой вырисовывались с достаточной яркостью два-три образа. Их я и осуществлял в акварелях». «Метростроевки» впервые были показаны на выставке в Ленинграде и репродуцированы в журнале «Искусство», 1935 г. № 2.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Давай раствор! (В приволжских степях). 1934 г.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка. 1934 г. Холст, масло. 93,5 х 68 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка, несущая арматуру. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,3 x 28,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Метростроевка, несущая лопаты. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,2 x 28,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Откатчицы. Эскиз-вариант. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,5 x 28,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Перед душем. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,2 x 28,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). С лопатой. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,6 х 28,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Со сверлом (С отбойным молотком).
Из серии «Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,5 х 28,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Стакан молока. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,2 х 28,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В советское время на вредных работах давали бесплатно стакан молока.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У бетоньерки. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,3 х 28,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У крана. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,1 х 28,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). У лебедки. Из серии
«Девушки метростроя». 1934 г. Бумага, акварель. 45,2 х 28,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Работница-строитель. 1934 г. Холст, масло. 96 х 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На стройке. 1945. Бумага, акварель.
Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кузбасс.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в футболке. 1932 г.
Холст, масло, темпера 102 х 64 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Именно Самохвалову принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов - «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач. В 1932 году Самохвалов написал картину «Девушка в футболке». На ней он изобразил учительницу-активистку Евгению Адамову. «Девушка в футболке» - прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушке вид современный. Ее облик - простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека - участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее» (А. Самохвалов. Книга воспоминаний «Мой творческий путь»)
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в футболке. Фрагмент. 1932 г. Холст, масло, темпера.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в футболке. Этюд. 1932 г.
В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Французские критики назвали эту картину «советской Джокондой». Художник вспоминал: «Я помалкивал, но в душе меня не радовало это прозвище, так как Джоконда была изображена улыбающейся иронически, со сложенными руками. У моей девушки еще не было улыбки, но если бы она появилась, то была бы совсем другой — улыбкой готовности к действию». Французы писали о простоте композиции, грамотном подборе цветов.
Фарфоровая статуэтка по картине А.Н. Самохвалова «Девушка в футболке». 1930-е гг.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка в футболке. 1930-е гг. Бумага, автолитография.
59,8 х 34 см. (лист); 72,3 х 52 см. (р.и.). Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
В Париже Самохвалов получил и другие награды. Вместе с другими художниками он оформлял советский павильон. Для него Александр Дейнека создал панно «Лучшие люди Страны Советов», Алексей Пахомов - «Советские дети», а сам Самохвалов - «Советский спорт». Их совместная работа получила Гран-при выставки, высшую награду. В конце 1937 года панно перевезли назад в СССР. Однако, где оно сейчас - неизвестно.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На Красной площади. Эскиз. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 12 х 17 см.
Галерея «Стеклянное небо», Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). На стадионе. 1931 г. Бумага, акварель. 43,8 х 63,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз плаката на спортивную тему. 1930 г.
Бумага, акварель. 13,9 х 9,1 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с мячом. 1933 г. Бумага, пастель. 59 х 44 см.
Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с ядром. 1933 г.
Холст, масло. 124,5 х 65,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Эскиз к панно «Парад физкультурников». 1932 г.
Холст, масло. 42 x 62,5 см. (в раме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девочка на берегу в красной косынке. 1934 г.
Холст, масло. 40,5 х 63 см. Государственный художественный музей
Алтайского края, Барнаул.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девушки в белом чепце. 1934 г.
Картон, масло. 39 х 29 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет девочки в красной шапочке. 1934 г.
Холст на фанере, масло. 34 х 26 см. Тульский музей изобразительных искусств.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет летчика. 1933 г. Холст, масло. 89 х 64 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 1.200.000 - 2.000.000 руб.
Третью награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Самохвалов получил за иллюстрации к роману Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города». Над ними художник работал больше трех лет. Он вспоминал: «Очень нелегкое дело жить в обществе таких чудовищных образов и следовать за сатириком тяжкими путями».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Вариант титульного листа для книги М.Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». 1933 г. Бумага, раскрашенная автолитография. 37 х 26,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге М.Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». 1933 г. Бумага, литография. 37 х 26,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к главе «Органчик» для книги
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1933 г. Бумага, литография.
20,4 х 17,9 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге М.Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». 1933 г. Бумага, литография.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к главе «Соломенный город» к книге
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Бумага, литография. 37 х 26,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к главе «О корени происхождения
глуповцев» книги Салтыкова-Щедрина М.Е. «История одного города». 1933 г.
Бумага, литография. 22,4 х 18,8 см. Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге М.Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». 1933 г. Бумага, литография. 33 х 24 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города» (М.- Л., Academia, 1935). 1933 г. Бумага, литография. 37,4 х 25,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Иллюстрация к книге «Истории одного города»
М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1933 г. Бумага, литография. 15,3 х 10 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Заставки к книге М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города» (М.; Л.: Academia, 1935) 1933 г. Бумага, литография. 37,3 х 26,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ: «МЫ ШЕСТВУЕМ ВДВОЕМ»
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Екатерины Петровны Самохваловой,
жены художника. 1930 г. Холст на картоне, масло. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Екатерина Петровна Самохвалова (1889-1951) – первая жена А.Н. Самохвалова.
Александр Самохвалов был женат дважды. Его первой супругой стала Екатерина Петровна Самохвалова. В браке у них родились две дочери - Мария и Алла. В 1920-х и 1930-х гг. художник написал несколько портретов жены и дочерей. Среди них картины «Мать с ребенком», «Портрет дочери Аллы» и «Портрет Е.П. Самохваловой, жены художника».
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Е.П. Самохваловой. Калька, темпера, тушь.
На обороте надпись от руки: «Темпера. Принадлежит Марии Александровне Самохваловой.
Ленинград, В.О. Большой просп., д.8, кв.17»
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет Екатерины Петровны Самохваловой,
жены художника. 1940 г. Холст, масло. 50,5 х 38,5 см. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери Аллы. 1932 г.
Бумага, акварель. 36 х 29 см. Псковский музей-заповедник.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Девушка с мячом (Портрет дочери Марии). 1933 г.
Холст, масло. 55 х 46,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Дочь Мария. 1939 г. Холст, масло. 27,5 x 22,5 см.
Галерея ART-MOST, Самара.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери Марии. 1940 г.
Холст, масло. 61,6 x 43,5 см. Новокузнецкий художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери Аллы. 1946 г. Холст, масло. 97 х 67 см.
Киргизский национальный музей изобразительных искусств, Бишкек.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери Аллы. 1943 г. Холст, масло. 55 x 46 см.
Новокузнецкий художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет дочери Аллы. Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина, Украина.
Со своей второй супругой Марией Алексеевной Клещар (1915-2000), Самохвалов познакомился в 1950 году за три года до создания портрета «Под солнцем». Она была медсестрой и работала санинспектором. Клещар позировала художнику, когда тот создавал серию иллюстраций к роману Алексея Чаплыгина «Разин Степан». В 1951 году его первая супруга Екатерина умерла, и вскоре Самохвалов женился на Марии Клещар. Они прожили вместе 21 год до кончины художника. Он был старше её на 21 год.
Александр Самохвалов несколько раз изображал супругу на своих картинах. Он написал ее портреты: «Портрет М.А. Клещар-Самохваловой», «Под солнцем» и «Голубые сумерки». Вместе с Клещар художник работал над иллюстрациями к «Евгению Онегину» Александра Пушкина и «Анне Карениной» Льва Толстого.
Жене Самохвалов посвящал и стихи:
Устав от клеветы людской, ты осушила слезы.
Твой чистый голос песней зазвенел.
Мой посох брошен за борт моста.
Рука в твоей надежна и тверда.
Мы шествуем вдвоем - как это хорошо и просто,
Пусть с нами шествуют суровые года.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Под солнцем (портрет жены М.А. Клещар-Самохваловой).
1953 г. Холст, масло. 40 х 31 см. Частное собрание, Москва.
Портрет «Под солнцем», датируемый 1953 годом, - самое ранее из известных живописных изображений Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой, второй жены художника, созданное в Гурзуфе в Доме творчества художников имени Константина Коровина.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет М.А. Клещар-Самохваловой,
жены художника. 1957 г. Холст, масло. 47,5 х 37,5 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет супруги М.А. Клещар-Самохваловой.
1957 г. Холст, масло. 95 х 68 см. Волгоградский музей изобразительных искусств
им. И.И. Машкова.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет М.А. Клещар, жены художника. 1950-е гг.
Холст, масло. 73 х 64 см. Ивановский областной художественный музей.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Портрет жены художника. Холст, масло. 93 х 67,5 см.
Аукционный дом MacDougall's Arts Ltd., Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 11.700 фунтов.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). В саду. 1930-е гг. Холст, масло. Частное собрание.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Обнаженная. Этюд. 1930-1940-е гг. Холст, масло. 73 х 59,7 см.
Тверская областная картинная галерея.
А.Н. Самохвалов (1894-1971). Стоящая обнаженная. 1930-е гг. Бумага, карандаш.
40 х 29,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.Н. Самохвалов и Н.З. Стругацкий. Фотография 1930 г.
Натан Залманович Стругацкий (1892-1942) - советский искусствовед, библиограф.
Отец писателей Аркадия и Бориса Стругацких.
А.Н. Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 1930-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А.Н. Островского (режиссёр С.А. Морщихин, 1935, БДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А.Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы имени А.С. Пушкина) и другие. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы им. А.С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 337-338, 380-381.
Ответ на комментарий #Слава44, Спасибо, уважаемый, за отзыв. Рад что помог. Репродукции беру из книг, да, сканирую. Но в основном беру из открытых источников, очень хорошие репро непосредственно на сайтах музеев