• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ, ИМПРЕССИОНИСТ ДАНИИЛ ЯКОВЛЕВИЧ ЧЕРКЕС (1899-1971), ЧАСТЬ I 13-01-2025 20:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Д.Я. Черкес- маринист. — копия (700x528, 87Kb)
Даниил Яковлевич Черкес (1899-1971)

Даниил Яковлевич Черкес (1899-1971) - советский художник-маринист, портретист, мастер натюрморта и пейзажа, плакатист, художник-мультипликатор, один из первых создателей советской мультипликации. В 1917 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1918 году в Петрограде перешел в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в мастерскую С. Малютина, ассистентами которого были П. Корин и В. Яковлев. После службы добровольцем в Красной армии, Черкес вернулся во ВХУТЕМАС в мастерскую Петра Кончаловского, которую окончил в 1923 году. Был художником в театре им. Мейерхольда (1920-е-1930-е). Писал по преимуществу морские пейзажи, работал также как театральный и кино-художник, создавал плакаты. Член Союза советских художников, Заслуженный художник РСФСР.

1900-е Отец — присяжный поверенный Я. И. Черкес (503x700, 55Kb)
Отец - присяжный поверенный Яков Исаакович Черкес. 1900-е гг.

Ранние годы

Даниил Яковлевич Черкес родился 31 августа 1899 года в Москве. Пристрастие к рисованию унаследовал от отца. Яков Исаакович Черкес (1873-1938), уроженец Армянска из купеческой караимской семьи, выпускник феодосийской классической гимназии и юридического факультета Московского университета (1894), присяжный поверенный округа Московской судебной палаты (с 1902 года) и присяжный стряпчий Московского коммерческого суда (с 1897 года), управляющий табачной фабрики «Ява», был дружен с пейзажистом и коллекционером живописи И.С. Остроуховым, а также с театральным деятелем И. Э. Дуван-Торцовым. Арестован в 1937 году и расстрелян 7 апреля 1938 года в Туле на Тесницком полигоне. Мать - Софья Самуиловна Габай, дочь владельца табачной фабрики «Товарищество С. Габай» С.С. Габая и А.Ю. Габай. Превосходная коллекция отца всегда была доступна юному Даниилу Черкесу, - уже тогда он заинтересовался творчеством Александра Андреевича Иванова (1806-1858).
Увлечение живописью переплеталось с мечтой стать моряком. Однако первое взяло вверх и в 1918 году Черкес ушёл с кораблестроительного отделения политехнического института в Петрограде и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую С.В. Малютина, ассистентами которого были П.Д. Корин и В.Н. Яковлев.

1918 Натюрморт с конской головой. Х, м. 165 x 166 см. НУКУС (684x700, 151Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с конской головой. 1918 г. Холст, масло. 165 х 166 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус,
Узбекистан.

1920 Женщина в маске. Х, м. 94.5см x 57см. НУКУС (420x700, 118Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Женщина в маске. 1920 г. Холст, масло. 94,5 х 57 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1920-е Женщина в веках. Х, м. 180 х 115 см. ЮниКредит Банк (462x700, 124Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Женщина в веках. 1920-е гг. Холст, масло. 180 х 115 см.
Коллекция ЮниКредит Банка, Москва.

1925 Ростральная колонна. Бум серо-голубая, угольный кар, сангина, мел; 60х42 см. Аук Кардашиди арт, (552x700, 112Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ростральная колонна. 1925 г. Бумага серо-голубая, угольный карандаш,
сангина, мел. 60 х 42 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г. Эстимейт 45.000-47.000 руб.

1925 Ростральная колонна. Бум серо-голубая, угольный кар, сангина, мел; 60х42 см. Литфонд, 2017 (478x700, 135Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ростральная колонна. Фрагмент. 1925 г. Бумага серо-голубая,
угольный карандаш, сангина, мел. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.

1920-е Зимняя канавка. Ленинград. Бум,  кар, акв, 31,8 х 39,4 см. Литфонд, 2025. Эстим. 10.000 - 11.000 руб. (700x554, 182Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Зимняя канавка. Ленинград. 1920-е гг. Бумага, акварель, графитный карандаш.
31,8 х 39,4 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г. Эстимейт 10.000 – 11.000 руб.

1930-е На купании. Х, м. 43 x 105 см. НУКУС — копия (700x294, 94Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). На купании. 1930-е гг. Холст, масло. 43 x 105 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
«На живописных опытах Даниила Черкеса сказались как влияние Поля Сезанна, так и практика декорационной
работы в театре Мейерхольда, да и собственные пробы в салонной эротике» (Антон Успенский, с.23)

1930-1940-е Ню. Фанера, масло. 41,5×22,3 см.ЧС (379x700, 66Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натурщица. 1930-1940-е гг.
Фанера, масло. 41,5 х 22,3 см.
Частное собрание.

1930-е -- Обнага 34.8х49.5 см.. Аукцион.ру (525x700, 141Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1930-е гг. Холст, масло. 34,8 х 49,5 см.
хттпс:/auction.ru, 2025 г. Эстимейт 120.000 руб.

1931 Натюрморт с яблоками. НУКУС (700x493, 152Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с яблоками. 1931 г. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

В 1919 году регулярные занятия живописью были прерваны: Даниил Черкес ушёл добровольцем в Красную армию, где получил направление на только что организованные курсы командного состава. После демобилизации Черкес работал в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда в качестве художника-декоратора и художника-монтировщика сцены. Мейерхольд по-человечески и творчески увлекал Даниила Яковлевича. В спектакле Мейерхольда «Зори» по пьесе Верхарна Черкес работал художником-постановщиком.
Во ВХУТЕМАС Черкес вернулся в 1922 году, выбрав мастерскую Петра Кончаловского - зятя Василия Сурикова. В 1923 году окончил обучение программным пейзажем, написанным в подражание А.А. Иванову. Первые годы после окончания ВХУТЕМАСа были насыщенными разнообразной деятельностью: Черкес работал в «Музгизе» и «Молодой гвардии».

1934 Кабардинский триптих. Левая часть. Х, м. 62,5х62,3. Воронеж ХМ (700x700, 238Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Кабардинский триптих. Левая часть. 1934 г. Холст, масло. 62,5 х 62,3 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

1934 Кабардинский триптих. Правая часть. Х, м. 62,5х62,5. Воронеж ХМ (700x696, 242Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Кабардинский триптих. Правая часть. 1934 г. Холст, масло. 62,5 х 62,5 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

1934 Кабардинский триптих. Централ. часть. Х, м. 62,5х37,5. Воронеж ХМ (428x700, 142Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Кабардинский триптих. Центральная часть. 1934 г.
Холст, масло. 62,5 х 37,5 см. Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

1934 Коктебель. Х, м. 60х79. Воронежский обл ХМ им Крамского (700x534, 162Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Коктебель. 1934 г. Холст, масло. 60 х 79 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.

1937 Лекальщики. Х, м. 194х316 (!) РОСИЗО (700x401, 106Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лекальщики.1937 г. Холст, масло. 194 х 316 см. (!)
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

1938 Летний пейзаж (700x353, 111Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Летний пейзаж. 1938 г. Холст, масло.

1939 Вальпургиева ночь. Х, м. 69 x 73 см. НУКУС ОРИГИНАЛ (700x684, 264Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Вальпургиева ночь. 1939 г. Холст, масло. 69 х 73 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

Наиболее динамичной, завершенной и самостоятельной видится композиция Черкеса «Вальпургиева ночь» (1939). Установка была сделана на картинность - прочная компоновка в сложном квадратном формате вихря из человеческих тел, которые смерч прокручивает через свою воронку. Наделенные тайной властью вершат судьбами непосвященных это традиционное содержание мистерии изменено художником, его персонажи разобщены и бессильны перед суммой их индивидуального зла (тема появилась ко времени, когда Михаил Булгаков в 1936 году уже создал первую полную версию своего главного романа).

Мультипликация

В 1925 году с приходом на киностудию «Межрабпом-Русь» его судьба переменилась. По словам кинорежиссёра Эдуарда Назарова, Черкес «входил, если можно так сказать, в „Могучую кучку“ мультипликаторов, которые пришли в мультипликацию после окончания ВХУТЕМАСа». Вместе с И. П. Ивановым-Вано и Ю. А. Меркуловым Черкес принял участие в создании первого советского рисованного мультипликационного фильма «Каток» (1927). По мнению Э. Назарова, «Графике и пластике этого фильма завидуют до сих пор мультипликаторы нашей страны!» По словам Семёна Гинзбурга, «Успех изобразительного решения фильма „Каток“ состоял в том, что в нём было уловлено верное соотношение между рисунком и движением». В том же 1927 году Черкес снял в качестве сорежиссёра-постановщика и художника-мультипликатора детский художественный фильм «Сенька-африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. В его основу положены произведения Корнея Чуковского.

1927-1934 ВСЕ фильмы Л. Черкеса (700x538, 152Kb)
Список всех мультфильмов, снятых Даниилом Черкесом с 1927 по 1934 год.

1927 Эскиз к мультфильму Каток (1) (700x563, 117Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Эскиз к мультфильму «Каток» (1). 1927 г.

1927 Эскиз к мультфильму Каток (2) (700x572, 132Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Эскиз к мультфильму «Каток» (2). 1927 г.

В 1929 году Черкес снял «Похождения Мюнхгаузена» — мультипликационный фильм, ставший первой экранизацией сказки. Сценарий был написан им в соавторстве с Наталией Сац. По поводу этого фильма Э. Назаров сказал, что фильм «Похождения Мюнхгаузена» был снят в лучших традициях игрового фильма и комической мультипликации. Коллега, бывший однокурсник по ВХУТЕМАСу и товарищ - И. Иванов-Вано отзывался о Черкесе как о «блестящем рисовальщике», у которого он сам многому научился.
Помимо художественного игрового и мультипликационного кино в 1930 году Даниил Черкес снимает свой документальный фильм с включениями мультипликации – «Всесоюзная кочегарка».

1933 сцена. Царь и писарь Фильм Органчик. Бум, перо, тушь, аппликация32,3х25. Гос центр музей кино (700x518, 153Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Царь и писарь. Сцена из фильма «Органчик» (1). 1933 г. Бумага, перо, тушь,
аппликация. 32,3 х 25 см. Государственный центральный музей кино, Москва.

1933 сцена. Парад Фильм Органчик. Бум, перо, тушь, аппликация, гуашь.50,1х35, Гос центр музей кино (700x508, 152Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Парад. Сцена из фильма «Органчик» (2). 1933 г. Бумага, перо, тушь, аппликация,
гуашь. 50,1 х 35 см. Государственный центральный музей кино, Москва.

В годы Великой Отечественной войны Даниил Черкес работал в «Окнах ТАСС» в Москве. Авторский коллектив редакции состоял из бригад художников, поэтов, писателей, которые уже с 27 июня 1941 г. в кратчайшие сроки откликались на фронтовые события агитационными плакатами, открытками, листовками, работая без выходных и перерывов. Вся печатная продукция выполнялась вручную, с помощью многослойного наложения краски через трафареты – дело сложное и кропотливое. Требовалось действовать оперативно: многие плакаты создавались буквально за несколько часов – сразу после получения сводки с фронта. Художники трудились семьями: в частности, «Д.Я. Черкес резал трафареты, жена В.И. Чапиго – печатала плакаты». В 1942 году вышел его плакат: «В новом году - к новым победам!». Помимо работы в «Окнах ТАСС», в годы войны Д. Черкес писал картины на военную тему: «Здесь были немцы», «Русский лес», «Красная площадь. Декабрь. 1941». На картине «На фронт. Зима 1941» запечатлён знаменитый парад советских войск, проведённый 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Военным работам Д.Я. Черкеса присущи человечность, искренний, эмоциональный взгляд на происходящее в стране.

1941 На фронт. Зима 1941 г. Х, м. 120 x 129 см. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова (700x601, 191Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). «На фронт. Зима 1941». 1941 г. Холст, масло. 120 х 129 см.
Курганский областной художественный музей.

UooxkVyQUjM — копия (700x569, 146Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Красная площадь ночью. Декабрь 1941 года.

1940-е Днем и ночью. Бум, гуашь. 64 х 43 см.ДВХМ, Хабаровск (700x472, 108Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Днем и ночью. 1940-е гг. Бумага, гуашь. 64 х 43 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

1940-е До свидания. Бум, акв. 28,6х44. ХМ Республики Саха (Якутия) (700x501, 104Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). До свидания. 1940-е гг. Бумага, акварель. 28,6 х 44 см.
Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.

1940-e Пограничный катер. Карт, м. 27 х 47 см. Аук дом №1, 2024 (700x466, 121Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пограничный катер. 1940-е гг. Картон, масло. 27 х 47 см.
Аукционный дом № 1, Москва, 2024 г.

1940 Пристань. Бум. на карт, масло. 31 х 43,7 см. Литфонд, 2019. (700x495, 141Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пристань. 1940 г. Картон, масло. 31 х 43,5 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2019 г.

1940 Крым. Карт, м. 15,5 × 25 см. Аук дом Егоровых. Прод. 6.000 руб. (700x419, 147Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крым. 1940 г. Картон, масло. 15,5 х 25 см. Аукционный дом Егоровых,
Москва, 2022 г. Лот продан за 6.000 руб.

1942 Лето в лесу. Х, м. 60 х 75 см. СОВКОМ, 2014 г. Цена 55.000 руб (700x551, 249Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лето в лесу. 1942 г. Холст, масло. 60 х 75 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2014 г. Цена 55.000 руб.

1944 Сашка. Х, м. 70 х 58 см, (558x700, 126Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Сашка. 1944 г. Холст, масло. 70 х 58 см.

1946 Тюльпаны (700x589, 211Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Тюльпаны. 1946 г. Холст, масло. 59 х 73 см. Антикварный салон
«Вишневый сад на Трубной», Москва, 2016 г. Цена 180.000 руб.

Станковая живопись

В середине 1930-х годов Черкес ушёл из мультипликации и начал серьёзно заниматься станковой живописью. Впервые его пейзаж был представлена на выставке «Художники РСФСР за ХV лет» (1917-1932). Затем он выставлялся почти ежегодно.
В 1933 году создал серию акварелей, изображавших суровую красоту Коктебеля. По его словам, «для меня крымская степь никогда не была ни скучной, ни однообразной». В июне 1933 году в Италии проходила Международная выставка современного плаката, которая была открыта в Милане, в помещении «Уффичио Модерно». На ней присутствовал и отдел советского плаката, на котором было экспонировано 13 произведений, в том числе и плакат Д.Я. Черкеса. Он - автор плаката «Строителям социалистической индустрии – культурные социалистические города» (1932). Участвовал также в выставке плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути», которая состоялась в 1933 году в Москве к десятилетию со дня смерти В. И. Ленина.

В живописи Черкес нашёл себя не сразу. С конца 1930-х годов внимательно изучал пластику человеческого тела, работал над портретом. Он писал натюрморты и пейзажи, но с 1939 года, с первой его поездки по каналу имени Москвы отдался своей страсти - изображению воды. Многочисленные поездки дали художнику богатый и многообразный материал. Он лично ходил на рыбацких баркасах по Азовскому, Чёрному и Балтийскому (1948-1949) морям, на траулерах - по Баренцеву и Белому. В своих картинах он показал своеобразную красоту каждого из них.

1948 Подготовка к лову. картон, масло, 28x41,5. Гал АртПанорама, Мск (700x475, 136Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Подготовка к лову. 1948 г. Картон, масло, 28 х 41,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1949 Рыбаки у лодок. Бум, масло, 28,5x44,5. Гал АртПанорама, Мск (700x448, 115Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рыбаки у лодок. 1949 г. Бумага, масло, 28,5 х 44,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1950 Керчь. Шворят сети. Бум, м, 28,5x43. Гал АртПанорама, Мск (700x459, 98Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Керчь. Шворят сети. 1950 г. Бумага, масло. 28,5 х 43 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1950 На базе Досфлота. Бум, м, 26,3x43,3. Гал АртПанорама, Мск (700x427, 121Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). На базе Досфлота. 1950 г. Бумага, масло. 26,3 х 43,3 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
ДОСФЛОТ - Всесоюзное добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ), общественная организация -
предшественник ДОСААФа.

1950 Слива, пережившая войну. (485x700, 163Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Слива, пережившая войну. 1950 г.
1950-1960-е Пейзаж. Холст, масло. Аук дом №1, 2023 (700x669, 187Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пейзаж. 1950-1960-е гг. Холст, масло. Аукционный дом №1, Москва, 2023 г.

1950-е Раскопки. Мирмикея) Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», Керчь (3) (700x644, 212Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Раскопки Мирмекия. 1950-е гг. Восточно-Крымский историко-культурный
музей-заповедник», Керчь.

Мирмеки́йский саркофа́г — мраморный саркофаг, случайно обнаруженный в 1834 году (700x615, 145Kb)
Мирмекийский саркофаг - мраморный саркофаг, случайно обнаруженный в 1834 году на античном городище Мирмекий в Крыму, на Керченском полуострове (ныне в черте города Керчь). Сразу после находки большой саркофаг поступил в коллекцию Керченского музея древностей. В октябре 1851 года мирмекийский саркофаг (в двух частях и отдельно мелкие обломки) и другие вещи из музея в Керчи были перевезены в Петербург.

Здание Нового Эрмитажа, в котором выставлен мирмекийский саркофаг. СПб (700x525, 140Kb)
Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в котором выставлен мирмекийский саркофаг.

Учителями Даниила Черкеса были художники-реалисты С.В. Малютин, В.Н. Яковлев, П.Д. Корин и «сезаннист» П.П. Кончаловский. Постоянное общение с пейзажистом И.С. Остроуховым также очень помогло становлению художника. К периоду 1950-х - начала 1960-х годов относятся наибольшие достижения в творчестве Черкеса. Зоркое видение природы помогло ему понять своеобразие пейзажа Крайнего Севера и знойного юга, Прибалтики и Приазовья. Постоянно отыскивая типическое в пейзаже, художник достиг большого разнообразия в работах. На Балтике его привлекает жизнь рыбачьих посёлков; на севере он пишет белые ночи, в Керчи - солнечные пейзажи. Берега Чёрного моря художник наблюдает в разные времена года при различной погоде. Его привлекает то молочно-сизый туман, окутавший прибрежные скалы зимой, то яркая лазурь воды южного моря весной и летом.

1951 Три грации. Эскиз (525x700, 105Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Три грации. Эскиз. 1951 г.

1952 Улица в Гурзуфе. Х, м. 43,8х29,6. Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова (524x700, 92Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Улица в Гурзуфе. 1952 г. Холст, масло. 43,8 х 29,6 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

1950-е Черное море. Х, м. 50х80. Ставропольский ХМ (700x426, 80Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Черное море. 1950-е гг. Холст, масло. 50 х 80 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

1952 Крымский пейзаж (700x455, 108Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крымский пейзаж. 1952 г. Холст, масло.

1952 Черноморский прибой. Х, м. 49х79,5. ХМ Респ. САХА (700x447, 99Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Черноморский прибой. Гурзуф, Медведь-гора. 1952 г. Холст, масло. 49 х 79,5 см.
Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.

1953 Геническ. картон, масло, 15,5x25. Гал АртПанорама, Мск (700x430, 118Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Геническ. 1953 г. Картон, масло, 15,5 х 25 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1954 Волна (700x429, 109Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Волна. 1954 г. Холст, масло.

1954 КЛОСКИЙ ЗАЛИВ. Х, м. 18,5 х 27,5 см. ЧС 2 (700x446, 117Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухта или залив Клоски (Клоскы Баы) 1954 г. Холст, масло. 18,5 х 27,5 см.
Частное собрание.

1952 Среднеазиатский пейзаж (700x617, 129Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Среднеазиатский пейзаж. 1952 г. Холст, масло. 60 х 60 см.
Аукцион хттпс://kupitkartinu.ru/, Москва. Цена 40.000 руб.

В 1952-1954 годах по заданию Музея землеведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Д.Я. Черкес совершил две длительные поездки на Север. В коллекции ландшафтной живописи Музея землеведения МГУ находятся шесть работ Даниила Черкеса на тему Арктики, которые не только представляют собой образцовые произведения станковой живописи, но и отвечали главному требованию музея – служить научно-художественным средством передачи географической информации. Пейзажи Д.Я. Черкеса – строго реалистичные, выразительные – достоверно отражают климатические условия, рельеф, растительный и животный мир Заполярья. Как отмечал И. Ставропольский в газете «Водный транспорт», на картинах Черкеса любое судно - от парусной шхуны до океанского парохода - изображено верно по своей конструкции.

1952 Мурманский рыбпорт встречает победителей. Х, м. 60,2x137. Рыбинский муз-зап (700x302, 96Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Мурманский рыбпорт встречает победителей. 1952 г. Холст, масло. 60,2 х 137 см.
Рыбинский музей-заповедник, Ярославская обл.

1954 Лесотундра осенью. Х, м. 90 ×100. Музей землеведения МГУ (700x540, 188Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лесотундра осенью. 1954 г. Холст, масло. 90 х 100 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.

1955 В тундре летом. Х, м. 110×370 см (700x218, 70Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). В тундре летом. 1955 г. Холст, масло. 110 х 370 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.

1955 Зверосовхоз». Х, м. 110×90. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносо- (700x607, 193Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Зверосовхоз. 1955 г. Холст, масло. 110 х 90 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.

1955 Северные олени на летнем пастбище». Х, м.  80×90. Музей землеведения МГУ (700x567, 197Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Северные олени на летнем пастбище. 1955 г. Холст, масло. 80 х 90 см.
Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.

1955 Совхоз “Индустрия” Мурманской области». Х, м 110×295. Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (700x190, 74Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Совхоз «Индустрия» Мурманской области. 1955 г. Холст, масло. 110 х 295 см.
Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.

1955 Электрификация Севера». Х, м. 16×24 см. Музей землеведения МГУ (700x430, 124Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Электрификация Севера. 1955 г. Холст, масло. 16 х 24 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.

1954 Плавбаза 'Антарктика' (700x426, 112Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Плавбаза «Антарктика». 1954 г. Холст, масло.

1955 Дымы Мурмана. Х, м. 104х171. Музей ИЗО Респ. Карелия, Петрозаводск. (700x406, 95Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Дымы Мурмана. 1955 г. Холст, масло. 104 х 171 см. Музей изобразительных искусств
Республики Карелия, Петрозаводск.

В декабре 1953 года Черкес выехал в Крым, в Гурзуф в качестве художественного руководителя группы художников, разместившихся в Доме творчества художественного фонда СССР в здании, построенном Константином Коровиным. Как писал Черкес, «трудно представить себе лучшие условия для творческой работы, чем те, которые созданы в Гурзуфе…».
В 1956-1957 годах Черкес работал на севере, создав серию пейзажей (картины «Валуны у Ламбуш-озера. Карелия», «Онежское озеро у Петрозаводска», «Белая ночь. Мурманск»).
Серьёзно разрабатывалась Черкесом в течение ряда лет тема советского подводного флота. В 1958 году на выставке «40 лет Советских Вооружённых сил» экспонировалась картина «У родных берегов». В 1958 году Черкес получил благодарность от Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова «За работы военно-морской тематики».

1955 Севастополь. Х, м. 50x80. Гал АртПанорама, Мск (700x439, 121Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Легендарный Севастополь. 1955 г. Холст, масло. 50 х 80 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1956 Вручение переходящего знамени лучшей рыболовецкой бригаде. Х, м. 69х111,5. Костромской муз-зап (700x431, 128Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Вручение переходящего знамени лучшей рыболовецкой бригаде. 1956 г.
Холст, масло. 69 х 111,5 см. Костромской музей-заповедник.

1956 Белая ночь (Мурманск рыболовецкий). Х, м. 92x120,5. Вятский ХМ (700x532, 114Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Белая ночь (Мурманск рыболовецкий). 1956 г. Холст, масло. 92 х 120,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.

1956 Валуны у Ламбуш-озера. Х, м. 81х80. Пензен КГ (700x697, 208Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Валуны у Ламбуш-озера. Карелия. 1956 г. Холст, масло. 81 х 80 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1956 Ловля рыбы.  картон, масло, 15,5x25. Гал АртПанорама, Мск (700x428, 114Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ловля рыбы. 1956 г. Картон, масло. 15,5 х 25 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1956 Ловля рыбы.  картон, масло, 15,5x25. Гал АртПанорама, Фрагм (700x525, 154Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ловля рыбы. Фрагмент. 1956 г. Картон, масло. Галерея АртПанорама, Москва.

1956 На восходе. Х, м. 93 x 121. Новокузнецк ХМ (700x522, 93Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). На восходе. 1956 г. Холст, масло. 93 х 121 см. Новокузнецкий художественный музей.

1957 Утро на рейде. Х, м. 85х92. Томский ХМ (700x647, 155Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Утро на рейде. 1957 г. Холст, масло. 85 х 92 см. Томский художественный музей.

В 1958-1959 годах Даниил Черкес работал над большими триптихами «На Юге» и «На Севере». Первый был экспонирован на выставке «40 лет ВЛКСМ», второй - на выставке московских художников в 1959 году.

1958 Триптих На юге (700x327, 123Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Триптих. На юге. 1958 г. Холст, масло. Восточно-Крымский историко-культурный
музей-заповедник», Керчь.

1958 Триптих. На юге. Ч.2. На виноградниках. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», Керчь (2) (700x696, 200Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Триптих. На юге. Центральная часть. На виноградниках. 1958 г. Холст, масло.
Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», Керчь.
1958 Триптих. На юге. Ч.1. Черное море.  Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник (2) (343x700, 135Kb)1958 Триптих. На юге. Ч.3. Азовское море. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», (358x700, 87Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). 1. Триптих. На юге. Левая часть. Черное море. 1958 г. Холст, масло. 2. Триптих. На юге. Правая часть. Азовское море. Холст, масло. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь.

Летом. На отдыхе. Х, м., 64x59. Гал ВртПанорама, Мск (635x700, 506Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Летом. На отдыхе. Холст, масло. 64 х 59 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1958 Stone Courtyard (645x700, 224Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Уголок двора (Stone Courtyard). 1958 г. Аукционный дом КАМИНСКИ Ауцтионс,
Бостон, США, 2012 г.

1958 Still Life with Corn (700x516, 160Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с кукурузой. 1958 г. Аукционный дом КАМИНСКИ Ауцтионс,
Бостон, США, 2012 г.

Образы Ленинграда.

В 1958 году Даниил Черкес месяц провёл в Ленинграде и посвятил этому прекрасному городу серию светлых, поэтичных работ. В каждой из них – и в быстрых карандашных набросках, и в больших многофигурных композициях – передано мечтательное, восхищённое настроение. Всё узнаваемо: мосты, дворцы, набережные, и в то же время виден авторский неповторимый стиль Черкеса. Работы «На Петроградской стороне», «Смольный монастырь», «Канал Грибоедова» наполнены лирикой гармоничного сочетания природы и архитектуры. Пейзаж «Дом Блока», по признанию самого художника, перекликается со знаменитым стихотворением поэта «Ночь, улица, фонарь, аптека».

1958 -1950-е Прогулка по Ленинграду. Х, м. 50×65. ЧС (700x634, 185Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Прогулка по Ленинграду. 1950-е гг. Холст, масло. 50 х 65 см. Частное собрание.

1959 Белая ночь в Ленинграде. Х,м. 80х80. Краснолар ХМ (700x695, 219Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Белая ночь в Ленинграде. 1959 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

1958 Колокольня Никольского морского собора. Ленинград. Х, м. 60 х 65 см. Пензен Г (700x658, 165Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Колокольня Никольского морского собора. Ленинград. 1958 г.
Холст, масло. 60 х 65 см. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1956 Колокольня Новоспасского монастыря. Х, м. 70х49 см. Пензен КГ (490x700, 98Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Колокольня Новоспасского монастыря. 1956 г.
Холст, масло. 70 х 49 см. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1959 Ленинград. Похищение Прозерпины. Х, м, 92x85. Гал АртПанорама, Мск (537x700, 144Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ленинград. Похищение Прозерпины. 1959 г.
Холст, масло. 92 х 85 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1960-е пер.пол. Казанский собор. Бумага; уголь, сангина, мел. 59,5×64. ЧС (700x629, 160Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Казанский собор. Первая половина 1960- х гг. Бумага, уголь, сангина, мел.
59,5 х 64 см. Частное собрание.

1959 Лето. Аук KAMINSKI, 2012 г. (544x700, 163Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лето. 1959 г. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г.

1959 Будущие виноградники. Х, м. 80х80. Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова (700x690, 185Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Будущие виноградники. 1959 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

1959 Утро в скалах. Открытка (700x501, 151Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Утро в скалах. 1959 г. Открытка. Москва, «Советский художник».

1960 Малый рыболовецкий траулер. Х, м. 60,5х65. РОСИЗО (700x652, 189Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Малый рыболовецкий траулер. 1960 г. Холст, масло. 60,5 х 65 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

1960-е Рыбачий порт. Х, м. 65,0x60,5. Мурманский ХМ (644x700, 209Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рыбачий порт. 1960-е гг. Холст, масло. 65 х 60,5 см.
Мурманский художественный музей.

1961 Натюрморт с грушами (Айва). (2) (696x700, 228Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Айва (Quince). 1961 г. Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.

1970 Каталог выставки. Черкес Даниил Яковлевич (1899—1971). Вступ. ст. С. Капланова. Москва, Сов. худ., 28 стр.,илл. (525x700, 342Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с грушами. 1961 г. Обложка каталога
персональной выставки художника 1970 года.

19 декабря 1956 года а Москве в Выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком Мосту состоялась Выставка живописи и графики Д.Я. Черкеса и Н.И. Цейтлина. «Зритель не получит полного представления о Д.Я. Черкесе, если не сказать того, чего на выставке увидеть нельзя. Д.Я. Черкес - один из активных членов Московского союза художников, куда он вступил с момента основания Союза. Он - участник многих московских и всесоюзных выставок, начиная с выставки „15 лет Советской власти“. Последние годы Черкес выступает не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития».

1961 Горный пейзаж. Карт, м. 15 х 25 см. Гал АртПанорама, Мск (700x430, 139Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Горный пейзаж. 1961 г. Картон, масло. 15 х 25 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1961 Возрожденная Керчь. Х. м. 123,5х124. Томский ХМ. (686x700, 256Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Возрожденная Керчь. 1961 г. Холст, масло. 123,5 х 124 см.
Томский художественный музей.

1962 Крыши Керчи. (680x700, 177Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крыши Керчи. 1959 г. Холст, масло.

1962 Керчь. Новокарантинная слобода. Х, м. 65х60. Удмуртский ХМ (656x700, 204Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Керчь. Новокарантинная слобода. 1962 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.

1960-е Домики. Карт, м, 15x18. Гал АртПанорама, МСк (700x476, 192Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Домики. 1960-е гг. Картон, масло. 15 х 18 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1962 Симеиз. Х, м. 25,5 x 23,5 дюйм. Аук KAMINSKI, 2012 г. Цена 2.500 дол. (651x700, 200Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Симеиз. 1962 г. Холст, масло. 64,8 х 59,7 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.

1962 Каменный берег. Карт, м. 27,5 x 19,75 дюйм. Аук KAMINSKI, 2012 г. Цена 2.500 дол. (512x700, 175Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Каменный берег. 1962 г. Картон, масло. 69,9 х 50,2 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.

1962 Каменный берег. Карт, м. 4 x 6 дюйм. Аук KAMINSKI, 2012 г. Цена 500 дол (465x700, 122Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Каменный берег. 1962 г. Картон, масло. 15,3 х 10,6 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $500 дол.

1962 Сцена в порту. Дер, м. 27,5 x 19,75 дюйм.Аук KAMINSKI, 2012 г. Цена 3.000 дол. (508x700, 164Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Сцена в порту. 1962 г. Дерево, масло. 69,9 х 50,2 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $3.000 дол.

1962  На вахте. Х, м. 113х102. ЧС (631x700, 151Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). На вахте. 1962 г. Холст, масло. 113 х 102 см. Частное собрание

1961 Серый натюрморт. Х,м. 50х80. Удмуртский ХМ (700x432, 123Kb)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Серый натюрморт. 1961 г. Холст, масло. 50 х 80 см. Удмуртский республиканский
музей изобразительных искусств, Ижевск.

1954 Сарафанова-Легат К.Ф. - Портрет художника Черкеса Даниила Яковлевича, Бум, кар. 21 х 15 см. СОВКОМ, 2006. Эст 100–200 $ (485x700, 126Kb)
К.Ф. Сарафанова-Легат (1911-1989). Портрет художника Даниила Яковлевича
Черкеса. 1954 г. Бумага, карандаш. 21 х 15 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
2006 г. Эстимейт $100 – 200 дол.

Работу над ленинградскими пейзажами и зарисовками Д.Я. Черкес продолжил и в последующие годы. Над картиной «Ветер Октября» он начал работать ещё в поездке в Ленинград в 1958 г. Величественная архитектура не только служит фоном, но и усиливает впечатление: каменная колонна, словно грозный исполин, возвышается над происходящим, являясь немым свидетелем революционных событий. Полотно «Ветер Октября» он завершил в 1961 году.

ИСТОЧНИКИ

Антон Успенский - Между ававнгардом и соцреализмом. Искусство ХХ1 век (490x700, 94Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 21-24, 69.

1. Черкес, Даниил Яковлевич - Википедия

2.Даниил Черкес в Музее землеведения МГУ

3.
Гармония и красота в пейзажах художника

(Окончание следует)




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ, ИМПРЕССИОНИСТ ДАНИИЛ ЯКОВЛЕВИЧ ЧЕРКЕС (1899-1971), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»