Даниил Яковлевич Черкес (1899-1971) - советский художник-маринист, портретист, мастер натюрморта и пейзажа, плакатист, художник-мультипликатор, один из первых создателей советской мультипликации. В 1917 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1918 году в Петрограде перешел в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) в мастерскую С. Малютина, ассистентами которого были П. Корин и В. Яковлев. После службы добровольцем в Красной армии, Черкес вернулся во ВХУТЕМАС в мастерскую Петра Кончаловского, которую окончил в 1923 году. Был художником в театре им. Мейерхольда (1920-е-1930-е). Писал по преимуществу морские пейзажи, работал также как театральный и кино-художник, создавал плакаты. Член Союза советских художников, Заслуженный художник РСФСР.
Отец - присяжный поверенный Яков Исаакович Черкес. 1900-е гг.
Ранние годы
Даниил Яковлевич Черкес родился 31 августа 1899 года в Москве. Пристрастие к рисованию унаследовал от отца. Яков Исаакович Черкес (1873-1938), уроженец Армянска из купеческой караимской семьи, выпускник феодосийской классической гимназии и юридического факультета Московского университета (1894), присяжный поверенный округа Московской судебной палаты (с 1902 года) и присяжный стряпчий Московского коммерческого суда (с 1897 года), управляющий табачной фабрики «Ява», был дружен с пейзажистом и коллекционером живописи И.С. Остроуховым, а также с театральным деятелем И. Э. Дуван-Торцовым. Арестован в 1937 году и расстрелян 7 апреля 1938 года в Туле на Тесницком полигоне. Мать - Софья Самуиловна Габай, дочь владельца табачной фабрики «Товарищество С. Габай» С.С. Габая и А.Ю. Габай. Превосходная коллекция отца всегда была доступна юному Даниилу Черкесу, - уже тогда он заинтересовался творчеством Александра Андреевича Иванова (1806-1858).
Увлечение живописью переплеталось с мечтой стать моряком. Однако первое взяло вверх и в 1918 году Черкес ушёл с кораблестроительного отделения политехнического института в Петрограде и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую С.В. Малютина, ассистентами которого были П.Д. Корин и В.Н. Яковлев.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с конской головой. 1918 г. Холст, масло. 165 х 166 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус,
Узбекистан.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Женщина в маске. 1920 г. Холст, масло. 94,5 х 57 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Женщина в веках. 1920-е гг. Холст, масло. 180 х 115 см.
Коллекция ЮниКредит Банка, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ростральная колонна. 1925 г. Бумага серо-голубая, угольный карандаш,
сангина, мел. 60 х 42 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г. Эстимейт 45.000-47.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ростральная колонна. Фрагмент. 1925 г. Бумага серо-голубая,
угольный карандаш, сангина, мел. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Зимняя канавка. Ленинград. 1920-е гг. Бумага, акварель, графитный карандаш.
31,8 х 39,4 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2024 г. Эстимейт 10.000 – 11.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). На купании. 1930-е гг. Холст, масло. 43 x 105 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
«На живописных опытах Даниила Черкеса сказались как влияние Поля Сезанна, так и практика декорационной
работы в театре Мейерхольда, да и собственные пробы в салонной эротике» (Антон Успенский, с.23)
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натурщица. 1930-1940-е гг.
Фанера, масло. 41,5 х 22,3 см.
Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Обнаженная. 1930-е гг. Холст, масло. 34,8 х 49,5 см.
хттпс:/auction.ru, 2025 г. Эстимейт 120.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с яблоками. 1931 г. Холст, масло. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
В 1919 году регулярные занятия живописью были прерваны: Даниил Черкес ушёл добровольцем в Красную армию, где получил направление на только что организованные курсы командного состава. После демобилизации Черкес работал в Первом театре РСФСР под руководством В.Э. Мейерхольда в качестве художника-декоратора и художника-монтировщика сцены. Мейерхольд по-человечески и творчески увлекал Даниила Яковлевича. В спектакле Мейерхольда «Зори» по пьесе Верхарна Черкес работал художником-постановщиком.
Во ВХУТЕМАС Черкес вернулся в 1922 году, выбрав мастерскую Петра Кончаловского - зятя Василия Сурикова. В 1923 году окончил обучение программным пейзажем, написанным в подражание А.А. Иванову. Первые годы после окончания ВХУТЕМАСа были насыщенными разнообразной деятельностью: Черкес работал в «Музгизе» и «Молодой гвардии».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Кабардинский триптих. Левая часть. 1934 г. Холст, масло. 62,5 х 62,3 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Кабардинский триптих. Правая часть. 1934 г. Холст, масло. 62,5 х 62,5 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Кабардинский триптих. Центральная часть. 1934 г.
Холст, масло. 62,5 х 37,5 см. Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Коктебель. 1934 г. Холст, масло. 60 х 79 см.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лекальщики.1937 г. Холст, масло. 194 х 316 см. (!)
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Летний пейзаж. 1938 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Вальпургиева ночь. 1939 г. Холст, масло. 69 х 73 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
Наиболее динамичной, завершенной и самостоятельной видится композиция Черкеса «Вальпургиева ночь» (1939). Установка была сделана на картинность - прочная компоновка в сложном квадратном формате вихря из человеческих тел, которые смерч прокручивает через свою воронку. Наделенные тайной властью вершат судьбами непосвященных это традиционное содержание мистерии изменено художником, его персонажи разобщены и бессильны перед суммой их индивидуального зла (тема появилась ко времени, когда Михаил Булгаков в 1936 году уже создал первую полную версию своего главного романа).
Мультипликация
В 1925 году с приходом на киностудию «Межрабпом-Русь» его судьба переменилась. По словам кинорежиссёра Эдуарда Назарова, Черкес «входил, если можно так сказать, в „Могучую кучку“ мультипликаторов, которые пришли в мультипликацию после окончания ВХУТЕМАСа». Вместе с И. П. Ивановым-Вано и Ю. А. Меркуловым Черкес принял участие в создании первого советского рисованного мультипликационного фильма «Каток» (1927). По мнению Э. Назарова, «Графике и пластике этого фильма завидуют до сих пор мультипликаторы нашей страны!» По словам Семёна Гинзбурга, «Успех изобразительного решения фильма „Каток“ состоял в том, что в нём было уловлено верное соотношение между рисунком и движением». В том же 1927 году Черкес снял в качестве сорежиссёра-постановщика и художника-мультипликатора детский художественный фильм «Сенька-африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. В его основу положены произведения Корнея Чуковского.
Список всех мультфильмов, снятых Даниилом Черкесом с 1927 по 1934 год.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Эскиз к мультфильму «Каток» (1). 1927 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Эскиз к мультфильму «Каток» (2). 1927 г.
В 1929 году Черкес снял «Похождения Мюнхгаузена» — мультипликационный фильм, ставший первой экранизацией сказки. Сценарий был написан им в соавторстве с Наталией Сац. По поводу этого фильма Э. Назаров сказал, что фильм «Похождения Мюнхгаузена» был снят в лучших традициях игрового фильма и комической мультипликации. Коллега, бывший однокурсник по ВХУТЕМАСу и товарищ - И. Иванов-Вано отзывался о Черкесе как о «блестящем рисовальщике», у которого он сам многому научился.
Помимо художественного игрового и мультипликационного кино в 1930 году Даниил Черкес снимает свой документальный фильм с включениями мультипликации – «Всесоюзная кочегарка».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Царь и писарь. Сцена из фильма «Органчик» (1). 1933 г. Бумага, перо, тушь,
аппликация. 32,3 х 25 см. Государственный центральный музей кино, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Парад. Сцена из фильма «Органчик» (2). 1933 г. Бумага, перо, тушь, аппликация,
гуашь. 50,1 х 35 см. Государственный центральный музей кино, Москва.
В годы Великой Отечественной войны Даниил Черкес работал в «Окнах ТАСС» в Москве. Авторский коллектив редакции состоял из бригад художников, поэтов, писателей, которые уже с 27 июня 1941 г. в кратчайшие сроки откликались на фронтовые события агитационными плакатами, открытками, листовками, работая без выходных и перерывов. Вся печатная продукция выполнялась вручную, с помощью многослойного наложения краски через трафареты – дело сложное и кропотливое. Требовалось действовать оперативно: многие плакаты создавались буквально за несколько часов – сразу после получения сводки с фронта. Художники трудились семьями: в частности, «Д.Я. Черкес резал трафареты, жена В.И. Чапиго – печатала плакаты». В 1942 году вышел его плакат: «В новом году - к новым победам!». Помимо работы в «Окнах ТАСС», в годы войны Д. Черкес писал картины на военную тему: «Здесь были немцы», «Русский лес», «Красная площадь. Декабрь. 1941». На картине «На фронт. Зима 1941» запечатлён знаменитый парад советских войск, проведённый 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Военным работам Д.Я. Черкеса присущи человечность, искренний, эмоциональный взгляд на происходящее в стране.
Д.Я. Черкес (1899-1971). «На фронт. Зима 1941». 1941 г. Холст, масло. 120 х 129 см.
Курганский областной художественный музей.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Красная площадь ночью. Декабрь 1941 года.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Днем и ночью. 1940-е гг. Бумага, гуашь. 64 х 43 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Д.Я. Черкес (1899-1971). До свидания. 1940-е гг. Бумага, акварель. 28,6 х 44 см.
Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пограничный катер. 1940-е гг. Картон, масло. 27 х 47 см.
Аукционный дом № 1, Москва, 2024 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пристань. 1940 г. Картон, масло. 31 х 43,5 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2019 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крым. 1940 г. Картон, масло. 15,5 х 25 см. Аукционный дом Егоровых,
Москва, 2022 г. Лот продан за 6.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лето в лесу. 1942 г. Холст, масло. 60 х 75 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2014 г. Цена 55.000 руб.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Сашка. 1944 г. Холст, масло. 70 х 58 см.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Тюльпаны. 1946 г. Холст, масло. 59 х 73 см. Антикварный салон
«Вишневый сад на Трубной», Москва, 2016 г. Цена 180.000 руб.
Станковая живопись
В середине 1930-х годов Черкес ушёл из мультипликации и начал серьёзно заниматься станковой живописью. Впервые его пейзаж был представлена на выставке «Художники РСФСР за ХV лет» (1917-1932). Затем он выставлялся почти ежегодно.
В 1933 году создал серию акварелей, изображавших суровую красоту Коктебеля. По его словам, «для меня крымская степь никогда не была ни скучной, ни однообразной». В июне 1933 году в Италии проходила Международная выставка современного плаката, которая была открыта в Милане, в помещении «Уффичио Модерно». На ней присутствовал и отдел советского плаката, на котором было экспонировано 13 произведений, в том числе и плакат Д.Я. Черкеса. Он - автор плаката «Строителям социалистической индустрии – культурные социалистические города» (1932). Участвовал также в выставке плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути», которая состоялась в 1933 году в Москве к десятилетию со дня смерти В. И. Ленина.
В живописи Черкес нашёл себя не сразу. С конца 1930-х годов внимательно изучал пластику человеческого тела, работал над портретом. Он писал натюрморты и пейзажи, но с 1939 года, с первой его поездки по каналу имени Москвы отдался своей страсти - изображению воды. Многочисленные поездки дали художнику богатый и многообразный материал. Он лично ходил на рыбацких баркасах по Азовскому, Чёрному и Балтийскому (1948-1949) морям, на траулерах - по Баренцеву и Белому. В своих картинах он показал своеобразную красоту каждого из них.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Подготовка к лову. 1948 г. Картон, масло, 28 х 41,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рыбаки у лодок. 1949 г. Бумага, масло, 28,5 х 44,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Керчь. Шворят сети. 1950 г. Бумага, масло. 28,5 х 43 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). На базе Досфлота. 1950 г. Бумага, масло. 26,3 х 43,3 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
ДОСФЛОТ - Всесоюзное добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ), общественная организация -
предшественник ДОСААФа.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Слива, пережившая войну. 1950 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Пейзаж. 1950-1960-е гг. Холст, масло. Аукционный дом №1, Москва, 2023 г.
Мирмекийский саркофаг - мраморный саркофаг, случайно обнаруженный в 1834 году на античном городище Мирмекий в Крыму, на Керченском полуострове (ныне в черте города Керчь). Сразу после находки большой саркофаг поступил в коллекцию Керченского музея древностей. В октябре 1851 года мирмекийский саркофаг (в двух частях и отдельно мелкие обломки) и другие вещи из музея в Керчи были перевезены в Петербург.
Здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в котором выставлен мирмекийский саркофаг.
Учителями Даниила Черкеса были художники-реалисты С.В. Малютин, В.Н. Яковлев, П.Д. Корин и «сезаннист» П.П. Кончаловский. Постоянное общение с пейзажистом И.С. Остроуховым также очень помогло становлению художника. К периоду 1950-х - начала 1960-х годов относятся наибольшие достижения в творчестве Черкеса. Зоркое видение природы помогло ему понять своеобразие пейзажа Крайнего Севера и знойного юга, Прибалтики и Приазовья. Постоянно отыскивая типическое в пейзаже, художник достиг большого разнообразия в работах. На Балтике его привлекает жизнь рыбачьих посёлков; на севере он пишет белые ночи, в Керчи - солнечные пейзажи. Берега Чёрного моря художник наблюдает в разные времена года при различной погоде. Его привлекает то молочно-сизый туман, окутавший прибрежные скалы зимой, то яркая лазурь воды южного моря весной и летом.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Три грации. Эскиз. 1951 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Улица в Гурзуфе. 1952 г. Холст, масло. 43,8 х 29,6 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Черное море. 1950-е гг. Холст, масло. 50 х 80 см.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крымский пейзаж. 1952 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Черноморский прибой. Гурзуф, Медведь-гора. 1952 г. Холст, масло. 49 х 79,5 см.
Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Геническ. 1953 г. Картон, масло, 15,5 х 25 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Волна. 1954 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Бухта или залив Клоски (Клоскы Баы) 1954 г. Холст, масло. 18,5 х 27,5 см.
Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Среднеазиатский пейзаж. 1952 г. Холст, масло. 60 х 60 см.
Аукцион хттпс://kupitkartinu.ru/, Москва. Цена 40.000 руб.
В 1952-1954 годах по заданию Музея землеведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Д.Я. Черкес совершил две длительные поездки на Север. В коллекции ландшафтной живописи Музея землеведения МГУ находятся шесть работ Даниила Черкеса на тему Арктики, которые не только представляют собой образцовые произведения станковой живописи, но и отвечали главному требованию музея – служить научно-художественным средством передачи географической информации. Пейзажи Д.Я. Черкеса – строго реалистичные, выразительные – достоверно отражают климатические условия, рельеф, растительный и животный мир Заполярья. Как отмечал И. Ставропольский в газете «Водный транспорт», на картинах Черкеса любое судно - от парусной шхуны до океанского парохода - изображено верно по своей конструкции.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Мурманский рыбпорт встречает победителей. 1952 г. Холст, масло. 60,2 х 137 см.
Рыбинский музей-заповедник, Ярославская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лесотундра осенью. 1954 г. Холст, масло. 90 х 100 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). В тундре летом. 1955 г. Холст, масло. 110 х 370 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Зверосовхоз. 1955 г. Холст, масло. 110 х 90 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Северные олени на летнем пастбище. 1955 г. Холст, масло. 80 х 90 см.
Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Совхоз «Индустрия» Мурманской области. 1955 г. Холст, масло. 110 х 295 см.
Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Электрификация Севера. 1955 г. Холст, масло. 16 х 24 см. Музей землеведения МГУ
им. М.В. Ломоносова, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Плавбаза «Антарктика». 1954 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Дымы Мурмана. 1955 г. Холст, масло. 104 х 171 см. Музей изобразительных искусств
Республики Карелия, Петрозаводск.
В декабре 1953 года Черкес выехал в Крым, в Гурзуф в качестве художественного руководителя группы художников, разместившихся в Доме творчества художественного фонда СССР в здании, построенном Константином Коровиным. Как писал Черкес, «трудно представить себе лучшие условия для творческой работы, чем те, которые созданы в Гурзуфе…».
В 1956-1957 годах Черкес работал на севере, создав серию пейзажей (картины «Валуны у Ламбуш-озера. Карелия», «Онежское озеро у Петрозаводска», «Белая ночь. Мурманск»).
Серьёзно разрабатывалась Черкесом в течение ряда лет тема советского подводного флота. В 1958 году на выставке «40 лет Советских Вооружённых сил» экспонировалась картина «У родных берегов». В 1958 году Черкес получил благодарность от Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова «За работы военно-морской тематики».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Легендарный Севастополь. 1955 г. Холст, масло. 50 х 80 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Вручение переходящего знамени лучшей рыболовецкой бригаде. 1956 г.
Холст, масло. 69 х 111,5 см. Костромской музей-заповедник.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Белая ночь (Мурманск рыболовецкий). 1956 г. Холст, масло. 92 х 120,5 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Валуны у Ламбуш-озера. Карелия. 1956 г. Холст, масло. 81 х 80 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ловля рыбы. 1956 г. Картон, масло. 15,5 х 25 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). На восходе. 1956 г. Холст, масло. 93 х 121 см. Новокузнецкий художественный музей.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Утро на рейде. 1957 г. Холст, масло. 85 х 92 см. Томский художественный музей.
В 1958-1959 годах Даниил Черкес работал над большими триптихами «На Юге» и «На Севере». Первый был экспонирован на выставке «40 лет ВЛКСМ», второй - на выставке московских художников в 1959 году.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Триптих. На юге. 1958 г. Холст, масло. Восточно-Крымский историко-культурный
музей-заповедник», Керчь.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Триптих. На юге. Центральная часть. На виноградниках. 1958 г. Холст, масло.
Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», Керчь.
Д.Я. Черкес (1899-1971). 1. Триптих. На юге. Левая часть. Черное море. 1958 г. Холст, масло. 2. Триптих. На юге. Правая часть. Азовское море. Холст, масло. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Летом. На отдыхе. Холст, масло. 64 х 59 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Уголок двора (Stone Courtyard). 1958 г. Аукционный дом КАМИНСКИ Ауцтионс,
Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с кукурузой. 1958 г. Аукционный дом КАМИНСКИ Ауцтионс,
Бостон, США, 2012 г.
Образы Ленинграда.
В 1958 году Даниил Черкес месяц провёл в Ленинграде и посвятил этому прекрасному городу серию светлых, поэтичных работ. В каждой из них – и в быстрых карандашных набросках, и в больших многофигурных композициях – передано мечтательное, восхищённое настроение. Всё узнаваемо: мосты, дворцы, набережные, и в то же время виден авторский неповторимый стиль Черкеса. Работы «На Петроградской стороне», «Смольный монастырь», «Канал Грибоедова» наполнены лирикой гармоничного сочетания природы и архитектуры. Пейзаж «Дом Блока», по признанию самого художника, перекликается со знаменитым стихотворением поэта «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Прогулка по Ленинграду. 1950-е гг. Холст, масло. 50 х 65 см. Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Белая ночь в Ленинграде. 1959 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Колокольня Никольского морского собора. Ленинград. 1958 г.
Холст, масло. 60 х 65 см. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Колокольня Новоспасского монастыря. 1956 г.
Холст, масло. 70 х 49 см. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Ленинград. Похищение Прозерпины. 1959 г.
Холст, масло. 92 х 85 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Казанский собор. Первая половина 1960- х гг. Бумага, уголь, сангина, мел.
59,5 х 64 см. Частное собрание.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Лето. 1959 г. Аукционный дом KAMINSKI Auctions,
Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Будущие виноградники. 1959 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Утро в скалах. 1959 г. Открытка. Москва, «Советский художник».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Малый рыболовецкий траулер. 1960 г. Холст, масло. 60,5 х 65 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Рыбачий порт. 1960-е гг. Холст, масло. 65 х 60,5 см.
Мурманский художественный музей.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Айва (Quince). 1961 г. Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Натюрморт с грушами. 1961 г. Обложка каталога
персональной выставки художника 1970 года.
19 декабря 1956 года а Москве в Выставочном зале Союза художников СССР на Кузнецком Мосту состоялась Выставка живописи и графики Д.Я. Черкеса и Н.И. Цейтлина. «Зритель не получит полного представления о Д.Я. Черкесе, если не сказать того, чего на выставке увидеть нельзя. Д.Я. Черкес - один из активных членов Московского союза художников, куда он вступил с момента основания Союза. Он - участник многих московских и всесоюзных выставок, начиная с выставки „15 лет Советской власти“. Последние годы Черкес выступает не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития».
Д.Я. Черкес (1899-1971). Горный пейзаж. 1961 г. Картон, масло. 15 х 25 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Возрожденная Керчь. 1961 г. Холст, масло. 123,5 х 124 см.
Томский художественный музей.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Крыши Керчи. 1959 г. Холст, масло.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Керчь. Новокарантинная слобода. 1962 г. Холст, масло. 65 х 60 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Домики. 1960-е гг. Картон, масло. 15 х 18 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Симеиз. 1962 г. Холст, масло. 64,8 х 59,7 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Каменный берег. 1962 г. Картон, масло. 69,9 х 50,2 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $2.500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Каменный берег. 1962 г. Картон, масло. 15,3 х 10,6 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $500 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). Сцена в порту. 1962 г. Дерево, масло. 69,9 х 50,2 см.
Аукционный дом KAMINSKI Auctions, Бостон, США, 2012 г. Цена $3.000 дол.
Д.Я. Черкес (1899-1971). На вахте. 1962 г. Холст, масло. 113 х 102 см. Частное собрание
Д.Я. Черкес (1899-1971). Серый натюрморт. 1961 г. Холст, масло. 50 х 80 см. Удмуртский республиканский
музей изобразительных искусств, Ижевск.
К.Ф. Сарафанова-Легат (1911-1989). Портрет художника Даниила Яковлевича
Черкеса. 1954 г. Бумага, карандаш. 21 х 15 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
2006 г. Эстимейт $100 – 200 дол.
Работу над ленинградскими пейзажами и зарисовками Д.Я. Черкес продолжил и в последующие годы. Над картиной «Ветер Октября» он начал работать ещё в поездке в Ленинград в 1958 г. Величественная архитектура не только служит фоном, но и усиливает впечатление: каменная колонна, словно грозный исполин, возвышается над происходящим, являясь немым свидетелем революционных событий. Полотно «Ветер Октября» он завершил в 1961 году.
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 21-24, 69.