• Авторизация


РОБЕРТ ФАЛЬК И ЕГО САМАЯ НЕУДАЧНАЯ КАРТИНА 12-01-2025 15:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 scale_1200 (559x700, 160Kb)
Роберт Фальк. Автопортрет в белой рубашке. 1924 г.

Роберт Фальк был в чем-то похож на гениального живописца Хаима Сутина. Фальк относился к нему с глубоким уважением, не раз встречался с ним в Париже в 1930-е годы и позже записал: «У него так: пишет он, к примеру, 20 вещей, из них 10 – скверных, 3 – посредственных, 2 – прекрасных». Пропорции, конечно же, у каждого мастера свои, но среди неровного наследия Фалька есть одна работа – очевидная катастрофа. Работа была уничтожена автором в 1940 году, но в Третьяковке сохранился ее большой эскиз 1927 года.

1924 Фальк на своей первой персон выставке (496x700, 89Kb)
Роберт Фальк на своей первой персональной выставке. Москва, 1924 г.

К 1927-му Фальк уже десятый год преподавал в звании профессора живописи в высшем учебном заведении, которое тогда называлось ВХУТЕИН – Всесоюзный художественно–технический институт. Он занимал должность декана живописного факультета, среди его учеников было немало известных в будущем художников – С.А. Чуйков, Г.Г. Нисский, Е.П. Левина-Розенгольц, Н.М. Ромадин, В.Н. Остроумов и другие. На одной из своих студенток, Раисе Идельсон, Фальк был уже несколько лет счастливо женат. В 1924-м успешно прошла его персональная выставка в Третьяковке, он участвовал в VIX международной выставке искусств в Венеции. У сорокалетнего художника была работа, творчество, любовь.

2 scale_1200 (1) (700x498, 69Kb)
Роберт Фальк с учениками в Витебске. Слева направо: первый ряд - Л. Зевин, И. Бескин; второй ряд -
Р. Фальк, Р. Идельсон, Д. Морачев; третий ряд - А. Волхонский, С. Ривинсон, М. Кунин, Ф. Рабкина.
Фотография 1921 г.


Но одного у него не было – не было собственной жанровой картины на современную тему. Скажете: что за ерунда?! Нет, по меркам второй половины 1920-х это было жизненно важно, таких картин от советских художников ждали все: государство, критики, зрители. Сами художники мучительно и упорно искали новую картину, отражающую новую действительность, то попадая в тупики рецептов передвижничества, то рискуя экспериментами с обновленной формой, то прямодушно копируя с фотографии.

3 scale_1200 (2) (700x491, 100Kb)
Роберт Фальк. Заседание Волисполкома. Эскиз. 1927 г. Холст, масло. 120 х 170 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фальк всегда писал с натуры натюрморты, пейзажи, портреты. Картину на современную тему «Заседание Волисполкома» он решился написать к 10-летней годовщине революции. Волисполкомы существовали первые два года после Октябрьской революции в качестве органов исполнительной власти Советов в волостях России. В идеале это должен был получиться образ молодой революционной власти в виде коллективного портрета представителей народа. Фальк берет хорошо знакомый ему материал, проецируя сюжет на еврейское местечко. Художник несколькими годами ранее ездил в Витебск, где супруги останавливались у родственников жены. Фальк посещал как рынки, так и кладбища, делая множество зарисовок с конкретной целью – он работал тогда над декорациями к спектаклю «Ночь на старом рынке» в Государственном еврейском театре. Показать юных революционеров и мудрых стариков, преображенных новым революционным временем в хозяев жизни – схожая задача решалась разве что в отдельных рассказах Бабеля или Шолом-Алейхема, а вот в формате живописного произведения представить такое вряд ли возможно.

Здесь вымучена сюжетная канва, неестественное напряжение видно во всем, даже в громадном формате – для такого камерного живописца как Фальк – 120х170 см. В композиции обреченно и неубедительно подобран ходульный набор идеологических акцентов: кумачовые лозунги, портрет вождя и рука на перевязи. Обстоятельства ее создания лишь частично оправдывают такой результат: «Раиса Вениаминовна рассказывала мне, что перед сдачей эскиза на утверждение комиссии (картина делалась на заказ), Фальк заболел мучительным ревматизмом и не мог закончить эскиза, и его, тайком от автора, дописали верные и самоуверенные ученицы» – написала в воспоминаниях четвертая жена Фалька Ангелина Васильевна. Художник, загнанный в угол внешними обязательствами и вынужденный взяться за современную жанровую картину – такое положение невыносимо для Фалька, чему достаточно одного подобного свидетельства. В 1933-м Фальк в письме Раисе Идельсон из Франции даст ясную оценку этому направлению в живописи: «Каталог Кончаловского смотрел почти с отвращением... Не могла бы ты мне прислать несколько настоящих фотографий вещей Лабаса и Тышлера? Как это ни странно, это единственные художники (которых я знаю), которые меня сейчас по-настоящему интересуют и никто из так называемых живописцев, ни Лентулов, ни Куприн, Рождественский и т.д. Пожалуй еще немного Древин и Удальцова».

4 scale_1200 (3) (700x492, 140Kb)
Петр Кончаловский. «Миша, сходи за пивом». 1926 г.

5 scale_1200 (4) (700x563, 200Kb)
Аристарх Лентулов. Ай-Петри. 1926 г.

6 scale_1200 (5) (677x599, 123Kb)
Александр Куприн. Ленинский натюрморт. 1927 г.

7 scale_1200 (6) (700x488, 169Kb)
Петр Кончаловский. Купание Красной конницы. 1928 г.

8 scale_1200 (7) (700x473, 157Kb)
Александр Куприн. Московский металлоаффинерный завод. 1931 г.

9 scale_1200 (8) (532x700, 202Kb)
Илья Машков. Привет XVII съезду ВКП(б). 1934 г.

Фальк позже других своих товарищей поддался идеологическому давлению, начав активно и безуспешно осваивать жанровую картину. «Художественная критика того времени оказывала сильное влияние на их творчество, ибо молчаливо или гласно «несогласные», не укладывающиеся в теорию социалистического реализма, объявлялись формалистами. Это вынуждало художников подтягивать свое творчество к «натурным» формам выражения» (Манин В.С.). Так, «у Лентулова выпрямились линии его рисунка и дефигурации, бывшие данью этого большого таланта прихотям буржуазного упадка, им теперь совершенно отброшены» – писал А.В. Луначарский в 1924-м. С этого времени Петр Кончаловский с одинаковым аппетитом охватывал темы от «Миша, пойди за пивом» (1926) до «Купанья красной конницы» (1928), Александр Куприн пристраивал свой дар пейзажиста к индустриальным ландшафтам и заводским интерьерам, Илья Машков с энтузиазмом перечислял широкий продовольственный ассортимент выставок народного хозяйства.

10 scale_1200 (9) (642x700, 267Kb)
Роберт Фальк. Подруги. 1924.

Откликаясь на внешнее идеологическое давление, Фальк к 1928-му придет к тому, что критика определит как «сюжетный кризис». Тогда Фальк не смог самостоятельно освоить сюжетную картину и, опираясь на Сезанна, не смог скрыть этой опоры. «Подруги. Двойной портрет» (1924), «Ликбез» (1926), «Девушка у окна» (1926), и упомянутый выше «Волисполком» (1927) – в этих работах исполнение несвойственных Фальку публицистических обязанностей и невозможность их избежать привели к бесплодному компромиссу.

11 scale_1200 (10) (700x527, 91Kb)
Интерьер советского павильона на XIV международной выставке искусств в Венеции. 1924 г.
Слева работы Роберта Фалька, справа Василия Рождественского.

В 1928-м советские художники (уже без Фалька) вновь участвовали в Венецианском биеналле своими картинами. Критик Маргерита Сарфатти написала о Советском павильоне: «Республика Советов уделяет внимание вопросам искусства. Искусство, бывшее «служанкой религии», для него является служанкой идей, слугой у алтаря пропаганды. Своеобразие, новизна, оригинальность чувств может рождаться лишь в душе художника».

12 scale_1200 (11) (603x700, 177Kb)
Роберт Фальк. Девушка у окна (Портрет Р. Идельсон). 1926 г.

Неожиданный выход из тупиковой ситуации для Роберта Фалька открылся через "окно в Париж" - в 1928-м он уехал во Францию в командировку "с целью изучения классического наследия" - так значилось в официальном документе.

1929 Роберт Фальк в Париже (457x700, 89Kb)
Роберт Фальк в Париже. 1929 г.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО Фальк  Р.Р. «Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике». (377x600, 105Kb)ФОТО Фальк 1996 СЛОВО (448x600, 90Kb)
1. Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. Сост. и примеч. А.В. Щекин-Кротовой. Предисл. Мартироса Сарьяна. Москва, Издательство «Советский художник», 1981 г. – 256 с., ил. 2. Татьяна Левина. Роберт Фальк (1886-1958). Монография. Москва, Издательство СЛОВО/SLOVO, 1996 г. – 96 с., ил. (Серия «Картинная галерея»).
2018 Р.Фальк - Дополнение к каталогу-резоне. М, 3 квадрата, 2018. (400x500, 105Kb)2020 Антон Успенский. Роберт Фальк. Счастье живописца. Монография.Москва, Издательство « (415x500, 103Kb)
3. Роберт Фальк. Живопись. Дополнение к каталогу-резоне. Сост. Ю.В. Диденко. Москва, Издательство «Три квадрата», 2018 г. 280 с., ил. 4. Антон Успенский. Роберт Фальк. Счастье живописца. Монография. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2020 г. - 336 с., ил.

1.Мастера русского авангарда – Художник Роберт Рафаилович Фальк, части I - VI

2.https://dzen.ru/a/Y9gv5Qh41CZOaPDO


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РОБЕРТ ФАЛЬК И ЕГО САМАЯ НЕУДАЧНАЯ КАРТИНА | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»