• Авторизация


РАССТРЕЛЯННЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД - ВЕРА МИХАЙЛОВНА ЕРМОЛАЕВА (1893-1937). ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ, ЧАСТЬ II 10-01-2025 16:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


2024 Антонина Заинчковская. Вера Ермолаева (469x700, 83Kb)
Вера Ермолаева. Биография. Документы. Книжная графика. Текст и подготовка
к публикации документов Антонина Заинчковская. Москва, Издательство
«Ад Маргинем Пресс», «ABCdesign», 2024 г. – 304 с., ил.

Для широких кругов зрителей это почти забытое имя. В декабре 1934 года Вера Михайловна Ермолаева была арестована НКВД и осуждена на 3 года как социально опасный элемент за антисоветскую деятельность. Сослана в Карлаг. 20 сентября 1937 года ей предъявили повторное обвинение в антисоветской деятельности уже в Карлаге и 26 сентября 1937 года Вера Ермолаева была расстреляна и могила её неизвестна. Вот такая трагическая судьба. С тех пор художественное наследие Веры Михайловны стало фигурой умолчания в советском искусствоведении.
В конце прошлого года в Москве, в Галеев Галерее состоялась обширная выставка забытой художницы Веры Ермолаевой. К выставке была выпущена новая книга с исчерпывающими документами о ее жизни и творчестве. В аннотации к книге сказано: «она обладала редкой энергией и жизнелюбием, притягивала и организовывала молодежь, много и легко работала. Эти качества позволили ей в последние годы стать важной художницей лебедевского Детгиза, оформить десятки книг - в том числе текстов своих друзей-обэриутов… Но если станковое наследие авангарда могло пропасть или десятилетиями лежать в папках, то книги живут рассредоточенной жизнью тиража. Они тоже хрупки - маленькие литографированные листочки на скрепке - и спустя почти сто лет, собранные вместе, они смотрятся как живописная панорама великой эпохи».


1890-е Вера и Константин Ермолаевы (558x700, 149Kb)
Вера и Константин Ермолаевы. 1890-е гг.

Вера Михайловна Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии (ныне – Малосердобинский район Пензенской области). Ее отец, Михаил Сергеевич Ермолаев (1847-1911), был землевладельцем и занимал пост председателя земской управы уезда. Он также основал кооперативное общество под названием «Общество труда» и издавал либеральный журнал «Жизнь» (1899-1901), в котором публиковались труды Ленина, Горького и других. Ее мать, Анна Владимировна, родилась баронессой Унгерн-Унковской (1854 - ?), умерла рано. По отцовской линии среди предков Веры Михайловны были замечательные личности, своим родоначальником семья считала Савву Ермолаева, «подьячего Пензенской приказной избы, получившего в конце XVII в. за службу поместье в 60 четей земли в Завальном стане Пензенского уезда». Прабабка Веры Михайловны в 1804 году совершила полет на воздушном шаре над Москвой. Дед Сергей Петрович и его брат, Дмитрий Петрович, были участниками войны 1812-1814 годов, масонами, близкими кругу декабристов. В семье хранился альбом Кондратия Рылеева с его автографом.

1915-1916 Вера Ермолаева (382x700, 91Kb)
Вера Ермолаева. 1915-1916 гг.

В детстве Вера упала с лошади, в результате несчастного случая у нее были искалечены ноги, и она не могла ходить без помощи костылей. В 1902-1903 годах ее семья отправилась в Европу, где ее родители проконсультировались с врачами по поводу состояния их дочери. Ермолаева училась в различных школах в Париже, Лондоне и Лозанне. Несмотря на болезнь, Ермолаева была жизнерадостна, невероятно энергична и работоспособна. Она отправлялась в далекие путешествия, обожала верховую езду, могла управлять лодкой. «На озерах Вера Михайловна любила ходить под парусом, не страшилась непогоды, ветра, дождя».

1915 Женский портрет. Х, м. 84х68 см. Иркутский ХМ им. В.П. Сукачева (570x700, 114Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Женский портрет. 1915 г. Хост, масло. 84 х 68 см.
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева.

1918 Идущая фигура. Б, тушь, акв. 34 x26,5. ГРМ (548x700, 143Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Идущая фигура. 1918 г. Бумага, тушь, акварель.
34 x 26,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918 Комп. Бум, акв. 28,5 x34. ГРМ (700x553, 158Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция. 1918 г. Бумага, акварель. 28,5 x 34 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918 Эскиз декора к пьесе К. Ландау. Стр.36 (700x539, 193Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Эскиз декорации к пьесе К. Ляндау «Как огородник двух министров обманул
и на царевне женился» (не осуществлено). 1918 г. Бумага, акварель. 35 х 50 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1919 Табель-календарь на 1920 год. календарь. Бум, ксилография, типограф печать11, 9х 13,25 см. ГМИИ им.Пушкина (700x311, 85Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Табель-календарь на 1920 год. 1919 г. Бумага, ксилография. 11,9 х 13,2 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1920 Похоронщики. картон, линогравюра, гуашь. 13,8x11,5. ГТГ (594x700, 165Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Похоронщики. Эскиз декорации к постановке оперы А. Кручёных
«Победа над солнцем». Витебск, 1920 г. Картон, линогравюра, гуашь. 13,8 x 11,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1913 Восточный вечер. Фото (700x497, 102Kb)
Восточный вечер. Мастерская М.Д. Бернштейна. 15 декабря 1913 г. 1. Доктор медицинских наук Бернштейн. 2. Н.Ф. Лапшин. 3. М. Гадд. 4. О.М. Чернышева. 5. Б.Г. Бернштейн. 6. Е.Я. Яковлева. 7. Король. 8. Н.А. Алфераки. 9. Винклер. 10. М.А. Алфераки. 11. Г.П. Евангулов. 12. Ромберг.13. Находкин. 14. М.А. Алфераки. 15. М.А. Саско. 16. Лаванский. 17. Рохт. 18. Судравская-Ромберг. 19. В.М. Ермолаева. 20. Поляков. 21. К. Поляков. 22. К.А. Слепушкина-Воинова. 23. С.В. Воинов. 25. Гадд. 27. М.М. Корольков. 31. Н. Гэдд.

Художественное образование и ранняя взрослость

В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Россию. В 1905 году отец продал свое поместье и семья переехала в Санкт-Петербург. С 1906 по 1911 год Вера училась в гимназии княгини А.А. Оболенской в Санкт-Петербурге.
В 1912 году ее старший брат Константин, связавшийся с меньшевиками, был арестован царским правительством и сослан в Сибирь, на Ермаковский рудник под Иркутском.
С девятнадцати лет Ермолаева с 1911 по 1913 год училась в одной из самых популярных в среде левых художников студии известного мастера Михаила Бернштейна, изучавшего искусство в Лондоне, Берлине и Париже. В студии она заинтересовалась кубизмом и футуризмом Преподавание в мастерской было свободно от академического догматизма. Здесь Ермолаева познакомилась с М.В. Ле-Дантю, В.В. Рождественским, В.Е. Татлиным, В.В. Лебедевым, В.И. Козлинским, Е.И. Туровой, Н.И. Любавиной, С. Лебедевой, Николаем Лапшиным, Виктором Шкловским и Ильей Зданевичем. Преподавали в студии К.С. Петров-Водкин, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере. В «Портрете неизвестной» (около 1915), выполненном в то время, при очевидном следовании системе Поля Сезанна присутствуют элементы кубизма. Находясь в студии, она создала декорации к пьесе Зданевича «Янко 1» (1916).
В апреле 1914 г. Ермолаева уехала в Париж изучать живопись современных художников Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Андре Дерена. Однако, была вынуждена вернуться в Петербург из-за начала Первой мировой войны.

1920 Супрем построение (Suprematism Structure). Панно для праздничного оформл фасада здания. 1920 г. Бум, гуашь, карандаш. 50х43,5 см. (661x700, 181Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Супрематическое построение (Suprematism Structure).
Панно для праздничного оформления фасада здания. 1920 г. Бумага, гуашь, карандаш. 50 х 43,5 см.
Аукцион Sotheby's, Лондон, 5 июня 2018 г. Лот продан за GBP 262.000 фунтов.

1920 Эскиз праздничного оформления фасада здания. Витебск, Бум, гуашь, граф кар. 27,4x16,7 см. ГРМ (638x700, 170Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Эскиз праздничного оформления фасада здания. Витебск, 1920 г.
Бумага, гуашь, карандаш. 27,4 x 16,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925 Ник. Асеев - Топ-топ-топ. Рис. В. Ермолаевой. Л-д, Госиздат (521x700, 158Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Николай Асеев. Топ-топ-топ. Рисунки В. Ермолаевой.
Государственное издательство, Ленинград, 1925 г.

1927 Балерина. Бум, акв. 21 х 17. ЧС (486x700, 147Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Балерина. 1927 г. Бумага, акварель. 21 х 17 см.
Частное собрание.

1927 Человек с нотами. Аналитическая комп-я. Бум, акв. кар. 20 х 16 см. ЧС (577x700, 164Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Человек с нотами. Аналитическая композиция.
1927 г. Бумага, акварель, карандаш. 20 х 16 см. Частное собрание.

1920-е конец. Нева. Вид на Петропавловскую крепость. Литогр. 39,5х27; 16,8х31,4. Ивановский ХМ (700x483, 125Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Нева. Вид на Петропавловскую крепость. Конец 1920-х гг. Литография.
39,5х27 см. (лист); 16,8х31,4 см. (р.и.). Ивановский областной художественный музей.

1920-е конец-1934 Эскиз парфюмерного флакона (Зеленый шар). Бум, акв, коллаж. (677x700, 119Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Эскиз парфюмерного флакона (Зеленый шар). Конец 1920-х–1934 гг.
Бумага, акварель, коллаж. Галеев-Галерея, Москва.

1910-е Кружок Бескровное убийство — копия (700x475, 152Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Кружок «Бескровное убийство». «Снимок изображает одно из не очень
организационных собраний. Имея цель инсценировать на страх добрым родственникам стрррашную богему».

1915-1917 «Апогей победы злого божества Маскима». Рисунок для Ассиро-Вавилонского выпуска журнала (646x700, 202Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). «Апогей победы злого божества Максима». Рисунок для Ассиро-Вавилонского
выпуска журнала «Бескровное убийство». 1916 г.

В 1915-1916 годах вместе с Николаем Лапшиным, который позже станет одним из основателей русской школы книжной иллюстрации, Ермолаева стала членом футуристического кружка «Бескровное убийство». Члены этого кружка издавали журнал с таким же названием.
В 1915 году в квартире Ермолаевой проходила выставка работ Михаила Ле-Дантю.
В 1917 году она окончила Археологический институт в Санкт-Петербурге.
Она интересовалась религиозным и народным искусством, включая иконы, лубки (множественное число от лубок), раскрашенные вывески и т.д. Примерно в это же время она стала членом творческих коллективов «Свобода искусству» и «Искусство и революция».

1928 + Л.А. Юдин -Афиша театрализованного вечера ОБЭРИУТов Три левых часа в Доме печати. 24.01. Фонтан дом (537x700, 164Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937), Л.А. Юдин (1903-1941). Афиша театрализованного вечера
ОБЭРИУТов «Три левых часа» в Доме печати. 24 января 1928 г.
Музей Анны Ахматовой «Фонтанный дом», Санкт-Петербург.

1928 Два коня. Бум, гуашь. (700x549, 163Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Два коня. 1928 г. Бумага, гуашь. 35 х 43 см. Частное собрание.

1928 Баранцево море. Суда в бухте. ГРМ (700x406, 127Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Баренцево море. Суда в бухте. 1928 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1928 Баренцево море. Парусник. Бум, темп. 38,8 x 33,6. ГРМ (611x700, 171Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Баренцево море. Парусник. 1928 г. Бумага, темпера. 38,8 x 33,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Борис Ильин - 10 фокусов Чудодеева. 2 илл. (503x700, 157Kb)
Михаил Ильин. «10 фокусов Чудодеева». Иллюстрации В. Ермолаевой. Обложка. Бумага, гуашь, акварель, белила. 17,3 х 13 см. Москва-Ленинград, Госиздат, 1928 г. Частное собрание, Санкт-Петербург. Иллюстрации к этой книге экспонировались на Советской графической выставке в Амстердаме в 1929 году (Grafiek en boekkunst uit de Sovjet Union).

1928 Борис Ильин - 10 фокусов Чудодеева. 2 илл. — копия (514x700, 130Kb)
Михаил Ильин. «10 фокусов Чудодеева». Иллюстрации В. Ермолаевой.
Спинка обложки. Бумага, гуашь, акварель. 17,4 х 13 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1928 Обложка к книге В.Ермолаевой Собачки. Л., ГИЗ, 1928 (591x700, 112Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Обложка к книге «Собачки». Ленинград, Госиздат, 1928 г.

1928 Илл. к книге Собачки. Бум, акв, белила. (546x700, 154Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Иллюстрация к книге «Собачки». Ленинград, Госиздат, 1928 г.

1916 Вера Ермолаева (436x700, 115Kb)
Вера Ермолаева. 1916 г.

В 1918-1919 годах Вера Ермолаева работала в Петроградском городском музее. Она пожертвовала музею свою коллекцию расписных вывесок магазинов и опубликовала о них статью под названием «Петербургские вывески» в журнале «Искусство коммуны» 26 января 1919 года. Эта статья переведена на английский язык и опубликована в журнале А. Повелихиной и Е. Ковтун «Русские расписные вывески магазинов и художники-авангардисты» (Ленинград, 1991). Она жила в квартире на ул. Бассейной, где собирались художники и поэты. В квартире побывали Максим Горький и Владимир Маяковский? для которого она создавала рисунки к его пьесе «Мистерия Буфф» (не издано). Ермолова стала ассоциироваться с группой «Союз молодежи».

1918 Эскиз обложки к поэме Владимира Маяковского «Мистерия Буфф». Бум, акв. (516x700, 173Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Эскиз обложки к поэме Владимира Маяковского
«Мистерия Буфф». 1918 г. Бумага, акварель. (Не издано)

1928 Сидящая фигура. Бум, гуашь. 27,8 x27. ГРМ (691x700, 124Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Сидящая фигура. 1928 г. Бумага, гуашь. 27,8 x 27 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1928 Скачущие кони. Бум, акв. 34,5 x40,8. ГРМ (700x592, 141Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Скачущие кони. 1928 г. Бумага, акварель. 34,5 x 40,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1929 Натюр с бокалом. Бум, гуашь, акв, белила. 40 х 34. ЧС (612x700, 159Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Натюрморт с бокалом. 1929 г. Бумага, гуашь, акварель.
40 х 34 см. Частное собрание.

1928-1930 Илл к книге Шесть масок. Бум, гуашь, белила, тушь. (700x565, 147Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Иллюстрация к книге «Шесть масок». 1928-1930 гг. Бумага, гуашь, белила, тушь.
Галеев-Галерея, Москва.

1929 Хармс Д. Иван Иваныч Самовар. Рис. В. Ермолаевой. (555x700, 170Kb)
Даниил Хармс. «Иван Иваныч Самовар». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1929 г.

«Иван Иваныч Самовар был пузатый самовар,
трехведерный самовар.
В нем качался кипяток,
пыхал паром кипяток,
разъяренный кипяток;
лился в чашку через кран,
через дырку прямо в кран,
прямо в чашку через кран».

1929 Самовар (700x605, 159Kb)
Даниил Хармс. «Иван Иваныч Самовар». Рисунки В. Ермолаевой. Ленинград, Госиздат, 1929 г.

1929 Жучка пришла. Илл к книге Д.Хармса Иван Иваныч Самовар. М, ГИЗ.  Б, гуашь. 23,2х31,8. ЧС, СПб (700x573, 182Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Жучка пришла. Иллюстрации к книге Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».
Москва, Госиздат, 1929 г. Бумага, гуашь. 23,2 х 31,8 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1910-е Вера Ермолаева. ОРИГИНАЛ (688x700, 189Kb)
Вера Ермолаева. 1910-е гг

«Помимо работы над книгами современных писателей, Вера Михайловна иллюстрировала классиков. В течение нескольких лет с 1929 по 1931 год она иллюстрировала серию из 12 книг по мотивам басен Ивана Крылова, состоящую из небольших книг: «Ворона и лисица» (1930), «Демьянова уха» (1929), «Зеркало и обезьяна» (1929), «Квартет» (1929), «Мартышка и очки» (1929). Пространство обложек художница разделяла цветом на несколько геометрических фигур, размещая в них изображения и шрифты. Это позволяло создавать в пределах серии обложки разные по ритму и настроению. Рисунки в этих книгах чёрно-белые, выразительные, живые, напоминающие наброски или быстрые зарисовки с натуры. Это живое рисование отличало и более ранние работы Ермолаевой, например, иллюстрации к книге Михаила Ильина «Десять фокусов Чудодеева» (1928) или стихотворению Николая Асеева «Топ-топ-топ» (1925)» (Дарья Герасимова, «Библиогид»)

1930 Басня Крылова Мартыш и очки. Госиздат 2 (413x550, 113Kb)1930 Басня Крылова Мартыш и очки. Госиздат 1 (389x550, 97Kb)
1-2. Басня И.А. Крылова «Мартышка и очки». Рисунки В. Ермолаевой. Ленинград, Госиздат, 1929 г.

1929 Лебедь, щука и рак. (522x700, 198Kb)
Басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1929 г.

1929 Зеркало и обезьяна. (524x700, 184Kb)
Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1929 г.

1929 Демьянова уха. (536x700, 160Kb)
Басня И.А. Крылова «Демьянова уха». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1929 г.

1930 Две собаки. (503x700, 198Kb)
Басня И.А. Крылова «Две собаки». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1930 г.

1930 Квартет (504x700, 216Kb)
Басня И.А. Крылова «Квартет». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1930 г.

1930 Свинья под дубом (479x700, 180Kb)
Басня И.А. Крылова «Свинья под дубом». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1930 г.

1930 Лжец (510x700, 193Kb)
Басня И.А. Крылова «Лжец». Рисунки В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1930 г.

1930 Лжец. Илл (509x700, 135Kb)
Басня И.А. Крылова «Лжец». Рисунок В. Ермолаевой.
Ленинград, Госиздат, 1930 г.

1931 Кот и повар (517x700, 194Kb)
Басня И.А. Крылова «Кот и повар». Рисунки В. Ермолаевой.
Москва, ОГИЗ «Молодая гвардия», 1931 г.

1920-е Вера Михайловна Ермолаева. Фотография Фрагмент. (529x700, 141Kb)
Вера Михайловна Ермолаева. Фотография. 1920-е гг. Фрагмент.

После революции Ермолаева участвовала в конкурсах, спонсируемых Отделом изобразительных искусств (ИЗО) Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос), и экспериментировала с работой художницы в театре. В 1920 году она создала декорации к футуристической опере «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Кручёных. В 1922 году эти эскизы были представлены на выставке в Берлине. Музею современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке принадлежит эскиз одного из ее дизайнов для декораций под названием «Дизайн для Победы над солнцем». Ермолаева также создала декорации для «Войны и мира» Владимира Маяковского.

1920 Дизайн для «Победы над Солнцем» Грав. на дер, акв. 16,8 x 20,2 смю МОМА (700x578, 212Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Дизайн для «Победы над Солнцем». 1920 г. Гравюра на дереве, акварель.
16,8 x 20,2 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1920 Победа (700x550, 190Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем».
Витебск, УНОВИС. 1920 г. Ксилография, акварель. 27,5 x 35 см. Частное собрание, Париж.

1920 Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем». Витебск, УНОВИС. 1920 г (700x525, 100Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Эскиз декорации к опере М. Матюшина «Победа над Солнцем».
Витебск, УНОВИС. 1920 г. Картон, акварель. 32x40 см. Аукцион The Bry Sale, Бельгия, 2018 г.

1919 с фото Преподаватели Народной художественной школы в Витебске», 26 июля 1919 год (383x500, 64Kb)
Фрагмент фотографии «Преподаватели Народной художественной школы в Витебске».
26 июля 1919 г.

Книжная иллюстрация

В 1918 году Ермолаева стала одним из основателей книгоиздательской студии «Сегодня» в Петрограде. Студия издавала небольшими тиражами лубки (множественное число от лубок) и книжки с картинками, созданные в основном вручную. В этой студии работали художники Н. Лапшин, Ю. Анненков, Н. Альтман, Н. Любавина и Е. Турова. Иллюстрации Ермолаевой к публикациям «Сегодня» включают три работы Натана Венгрова («Мышата», «Петухов» и «Сегодня»), все опубликованные в 1918 году. Она также иллюстрировала «Пионеры» (1918), русский перевод стихотворения Уолта Уитмена. Студия подготовила 13 публикаций.
Ермолаева также создавала детские книги, для которых она как писала тексты, так и создавала иллюстрации. К ним относятся: «Внизу по Нилу» (хотя никогда в Египте не была) и «Собачки».
Вместе с Юдиным она создала новый тип книжек с картинками для детей. К ним относятся: «Кто кого?» и «Бумага и ножницы».
Примеры книжных иллюстраций Ермолаевой можно найти в библиотеках и музеях, включая Музей современного искусства.

1930 Вниз по Нилу. Два пейзажа (700x675, 246Kb)
Иллюстрации к книге В. Ермолаевой «Вниз по Нилу». Два пейзажа. 1. Плотина на Ниле. Бумага, гуашь, белила.
22,9 х 38,7 см. Ленинград, Госиздат, 1930 г. Частное собрание, Москва. 2. Возвращение в поселок.
Бумага, гуашь, белила. 22,9 х 38,7 см. Ленинград, Госиздат, 1930 г. Частное собрание, Москва.

1930 Илл к книге В.Ермолаеой Вниз по Нилу. Л, ГИЗ. Поле у стен храма. Б, гуашь, бел. 22,8х38,7. ЧС, Мск (700x354, 143Kb)
Иллюстрации к книге В. Ермолаевой «Вниз по Нилу». 3. Поле у стен храма. Бумага, гуашь, белила.
22,8 х 38,7 см. Ленинград, Госиздат, 1930 г. Частное собрание, Москва.

1930 Пейзаж с мостом. Из серии Беломорье. Бум, гуашь, белила, масло 47 x 56,7. ГРМ (700x585, 160Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Пейзаж с мостом. Из серии «Беломорье». 1930 г. Бумага, гуашь, белила, масло.
47 x 56,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1929 году Вера Ермолаева путешествовала с семьями Егорьевых и Шведе по Днепру. В 1930 году она совершила поездку с Р. Великановой на Север, на Белое море и создала цикл живописных произведений «Беломорье». Вместе с А. Введенским придумала книжку «Рыбаки», задуманную по впечатлениям от путешествий на Север.

1930 Гора. Бум, гуашь. 19 х 31,5. ЧС (700x434, 138Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Гора. 1930 г. Бумага, гуашь. 19 х 31,5 см. Частное собрание.

1930 Бухта. Бум, гуашь, белила. 19 х 30. ЧС (700x452, 135Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Бухта. 1930 г. Бумага, гуашь, белила. 19 х 30 см. Частное собрание.

1930 Дома у подножья горы. Бум, гуашь. 37,2 х 54,8 см. ЧС, Москва. (700x497, 165Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Дома у подножья горы. 1930 г. Бумага, гуашь. 37,2 х 54,8 см.
Частное собрание, Москва.

1930 Пейзаж с голубым заливом. Бум, гуашь. 39 х 56,5. ЧС (700x474, 142Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Пейзаж с голубым заливом. 1930 г. Бумага, гуашь. 39 х 56,5. Частное собрание.

1930 Северный пейзаж. Бум, темпера. 13 х 18. ЧС (700x495, 115Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Северный пейзаж. 1930 г. Бумага, темпера. 13 х 18 см. Частное собрание.

1930-е начало.  Черное море. (На розовом пляже). Бум, темпера, гуашь, белила. 20,9 x 29,5. ГРМ (700x484, 99Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Черное море (На розовом пляже). Начало 1930-х гг. Бумага, темпера, гуашь, белила.
20,9 x 29,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1919 Преподаватели витебского Народного художественного училища. Сидят слева направо Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, А (700x461, 139Kb)
Преподаватели витебского Народного художественного училища. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит неизвестная делопроизводительница училища. Фото - Витебск, 26 июля 1919 г.

Витебская художественная школа

В апреле 1919 года отделение изобразительных искусств (ИЗО) Наркомпроса отправило Ермолаеву в Витебск преподавать в Народном художественном училище. В ноябре 1919 года Ермолаева пригласила казимира Малевича в Витебск для руководства живописной мастерской. Знакомство с Казимиром Малевичем стало важным для ее художественного развития. В 1921 году, после ухода Марка Шагала, она стала директором школы. Вместе с Малевичем и его учениками Ермолаева создала организацию «УНОВИС» (Устроители нового искусства) – общество, которое позиционировало себя как исследовательская лаборатория, занимающаяся развитием искусства и художественной формы. В 1920 и 1921 годах работы Ермолаевой демонстрировались на выставках UNOVIS в Москве, а в 1922 году - в Берлине. Ермолаева является автором одного эссе «Об изучении кубизма» в альманахе «УНОВИС», 1920 г. №1. С 1920 по 1922 год она была членом и секретарем УНОВИС. Находясь в Витебске, она работала над серией фресок, вдохновленных супрематизмом.

1922 Уновис. Стр. 145 (700x518, 130Kb)
Объединение УНОВИС. Стоят (слева направо): Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят (слева направо): Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель. Фото - Витебск, 1922 г.

1930-е Автопортрет (559x700, 104Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Автопортрет. 1930-е гг. Бумага, гуашь, карандаш.
Галеев-Галерея, Москва.

1931 Портрет В.М. Киршона. Картон, пастель. 59,8х51. ГЛМ им.Даля (593x700, 110Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Портрет В.М. Киршона. 1931 г. Картон, пастель.
59,8 х 51 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

Владимир Михайлович Киршон (1902-1938) - русский советский писатель, публицист, драматург и поэт, сценарист, редактор. Арестован 29 августа 1937 года. Обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 28 июля 1938 года в Москве. 26 ноября 1955 года реабилитирован посмертно.
Самая известная песня на слова В.М. Киршона «Я спросил у ясеня...».
Стих впервые прозвучал в его пьесе «Большой день» в 1936 году:

Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»–
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» –
Тополь забросал меня осеннею листвой.

Я спросил у осени: «Где моя любимая?» –
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?» –
Долго дождик слёзы лил за моим окном.

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» –
Месяц скрылся в облаке – не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» –
Облако растаяло в небесной синеве…

Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылась, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний:
«Была тебе любимая, была тебе любимая,
Была тебе любимая, а стала мне жена!»

А в наше время песня «Я спросил у ясеня» впервые прозвучала на музыку Микаэла Таривердиева в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в 1976 году, в котором она была исполнена Сергеем Никитиным.

1930 около.  Стрекоза над прудом. Комп на тему басни И.А. Крылова Стрек и мур. Б, гуашь, бел. 29 х 33. ЧС (700x650, 152Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Стрекоза над прудом. Композиция на тему басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Около 1930 г. Бумага, гуашь, белила. 29 х 33 см. Частное собрание.

1930 Комп на тему басни И.А.Крылова Свинья под дубом Б, гуашь. 35х29. ЧС (562x700, 170Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция на тему басни И.А. Крылова
«Свинья под дубом». 1930 г. Бумага, гуашь. 35 х 29 см. Частное собрание.

1930 Страшный сон пионера. Эскиз для журнала Чиж. (525x700, 143Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Страшный сон пионера. Эскиз для журнала «Ёж».
Опубликован в номере №10 за 1928 г. Из собрания МИРА коллекция.

1932 Илл. к книге Евг. Шварца Поезд. (559x700, 139Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Иллюстрация к книге Евгения Шварца «Поезд».
Москва, Гослитиздат, 1932 г.

1930-е начало. Красное окно (Три вазы у раскрытого окна). Дер, гуашь. 44 х 32. ЧС, СПб (491x700, 117Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Красное окно (Три вазы у раскрытого окна).
Начало 1930-х гг. Дерево, гуашь. 44 х 32 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1925 Малевич в УНОВИСЕ. Стр.162 — копия (700x475, 135Kb)
Отделение ФТО ГИНХУКа. Около 1925 года. Слева направо: К.С. Малевич, В.М. Ермолаева, К.И. Рождественский,
А.А. Лепорская, М. Гипси, Р.М. Поземский, Л.А. Юдин.

Государственный институт художественной культуры

После возвращения в Петроград Ермолаева возглавила «лабораторию цвета» в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), который существовал с 1923 по 1926 год. Малевич, Татлин, Матюшин, Мансуров и Пунин были там начальниками отделов. Ее отношения с Малевичем ослабли после того, как ГИНХУК прекратил свою деятельность в 1926 году.

1932 Илл. к книге Л. Савельева Сильнее всех. Бум, акв, тушь, белила. (700x504, 92Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Иллюстрации к книге Л. Савельева «Сильнее всех». 1932 г.
Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание, Москва.

1932 Илл. к книге Л. Савельева Сильнее всех. Бум, акв, тушь, белила. Завод ночью. Б, гуашь,бел. 13,1х18,6. ЧС, Мск (700x488, 129Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Завод ночью. Иллюстрации к книге Л. Савельева «Сильнее всех». 1932 г.
Бумага, акварель, тушь, белила. 13,1 х 18,6 см. Частное собрание, Москва.

1932 Пейзаж с радугой. Бум, гуашь, белила. ЧС. (700x473, 95Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Пейзаж с радугой. 1932 г. Бумага, гуашь, белила. Частное собрание.

1932 Поля с забором. Из серии Пудость. Бум, темпера, белила, масло. 31,9 x 48,3. ГРМ (700x464, 101Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Поля с забором. Из серии «Деревня Пудость». 1932 г. Бумага, темпера,
белила, масло. 31,9 x 48,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1932-1933 Пейзаж с облаками. Бум, гуашь. 39 х 57,3 ЧС, Москва. (700x479, 130Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Пейзаж с облаками. 1932-1933 гг. Бумага, гуашь. 39 х 57,3 см.
Частное собрание, Москва.

1932-1933 Пейзаж (с малиновыми холмами). Бум, гуашь. 31,5 х 48. ЧС (700x452, 127Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Пейзаж (с малиновыми холмами). 1932-1933 гг. Бумага, гуашь. 31,5 х 48 см.
Частное собрание.

1932 Перчатки на синем. Бум, гуашь, белила. 24 х 32. ЧС (700x534, 140Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Перчатки на синем. 1932 г. Бумага, гуашь, белила. 24 х 32 см.
Частное собрание.

1932 Банка и хлеб. Бум, гуашь.  21,3 х 50. ЧС, москва. (700x280, 79Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Банка и хлеб. 1932 г. Бумага, гуашь. 21,3 х 50 см. Частное собрание, Москва.

1932 Натюрм с рыбами. Бум, гуашь, белила, масло. 22,6  42,5 см. Музей Царскосельская коллекция, СПб. (700x377, 112Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Натюрморт с рыбами. 1932 г. Бумага, гуашь, белила, масло. 22,6 х 42,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург.

Конец 1920-х - начало 1930-х годов

1930-е начало. В ДЕТГИЗе (700x497, 127Kb)
ДЕТГИЗ. В.М. Ермолаева, Е.А. Будогосский, В.Н. Думаревская, В.В. Лебедев. Начало 1930-х годов.

Начиная с 1925 года Ермолаева создавала иллюстрации к детским книгам, работая в ДЕТГИЗЕ, детском подразделении Государственного издательства.[7] Она иллюстрировала такие книги, как «Топ-топ-топ» (1925) Николая Асеева, «Много зверей» и «Рыбаки» Александра Введенского, «Поезд» Евгения Шварца (1929), «10 фокусов Чудодеева» (1929) М. Ильина, «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса (1930) и многие другие.

1933 Крестьяне с граблями. Бум, гуашь, белила. 29 х 22. ЧС (523x700, 146Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Крестьяне с граблями. 1933 г.
Бумага, гуашь, белила. 29 х 22 см. Частное собрание.

1933 Человек в ватнике. ГРМ (471x700, 130Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Человек в ватнике. 1933 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933 Человек с корзиной. Бум, гуашь. 26 x22,2. ГРМ (588x700, 113Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Человек с корзиной. 1933 г. Бумага, гуашь. 26 x 22,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 -- Комп на тему романа Сервантеса Дон Кихот. Дон Кихот и Санчо Панса. Б, темп. 43,3 x 31,8. ГРМ (504x700, 124Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция на тему романа Сервантеса «Дон Кихот».
Дон Кихот и Санчо Панса. 1933-1934 гг. Бумага, темпера. 43,3 x 31,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 -- Комп на тему романа Сервантеса Дон Кихот. Дон Кихот и Санчо Панса в лодке. Б, темп.  44,2 x 29,3. ГРМ (515x700, 105Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция на тему романа Сервантеса «Дон Кихот».
Дон Кихот и Санчо Панса в лодке. 1933-1934 гг. Бумага, темпера. 44,2 x 29,3.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 Женский портрет. б., гуашь, белила 43,7 x31,7. ГРМ (541x700, 106Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Женский портрет. 1933-1934 гг. Бумага, гуашь, белила.
43,7 x 31,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 Женщина в шляпе. Бум, гуашь, белила. 29,2 x 22. ГРМ (529x700, 89Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Женщина в шляпе. 1933-1934 гг.
Бумага, гуашь, белила. 29,2 x 22 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

1920-е Вера Ермолаева (486x700, 143Kb)
Вера Ермолаева. 1920-е годы.

В начале 1928 года Вера Ермолаева вступила в «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), в которое входили Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Даниил Хармс и др.
Летом 1928 года она путешествовала по берегам Баренцева моря с художницей П.В. Великановой. Она привезла серию гуашей. Эти гуаши произвели впечатление на Хармса и Введенского и вдохновили их на создание литературных произведений по мотивам произведений Ермолаевой.
Гуаши Ермолаевой 1928 года включают: «Сидящая женщина», «Три фигуры», «Аккордеонистка» и «Балерина». По словам искусствоведа Е.В. Ковтуна, в них чувствуется влияние кубизма, в частности Жоржа Брака.
В начале 1930-х годов Ермолаева переключила свое внимание с детских книг на книги для взрослых, особенно на произведения с философским, эпическим уклоном. Она иллюстрировала «Рейнеке Лиса» И.В. Гёте и «Дон Кихота» Сервантеса. Ее последние книжные иллюстрации состояли из серии гуашей, вдохновленных книгой Лукреция «О природе вещей». Она также немного преподавала. Начиная с 1931 года, давала уроки художнице Марии Казанской.

1933-1934 Мальчик с корзиной. Бум, гуашь, кар. 29 х 21,9. ЧС, СПб (535x700, 138Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Мальчик с корзиной. 1933-1934 гг.
Бумага, гуашь, карандаш. 29 х 21,9 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1933-1934 Спортсмен (на красном фоне). Из серии Спортсмен. Бум, гуашь 32 x22,5. ГРМ (472x700, 76Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Спортсмен (на красном фоне). Из серии
«Спортсмены». 1933-1934 гг. Бумага, гуашь. 32 x 22,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933 Мальчик. Бум, гуашь. 32 x21,7. ГРМ (476x700, 91Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Мальчик. 1933 г. Бумага, гуашь. 32 x 21,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 Мальчик на темном фоне. Из серии Мальчик. На обороте Спортсмен в красной майке. Из серии Спортсмен (551x700, 127Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Мальчик на темном фоне. Из серии «Мальчики».
1933-1934 г. На обороте «Спортсмен в красной майке». Из серии «Спортсмены».

1933-1934 Два мальчика. Б, гуашь. 25,2 x23. ГРМ (631x700, 116Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Два мальчика. 1933-1934 гг. Бумага, гуашь. 25,2 x 23 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 Мальчик, пускающий пропеллер. Из серии Мальчик. Бум, гуашь. 32 x 23,5. ГРМ (516x700, 73Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Мальчик, пускающий пропеллер. Из серии «Мальчики».
1933-1934 гг. Бумага, гуашь. 32 x 23,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1933-1934 Розовый ручей. Из серии Абхазия. Бум, гуашь. 32 х 43. ЧС (700x524, 159Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Розовый ручей. Из серии «Абхазия». 1933-1934 гг. Бумага, гуашь. 32 х 43 см.
Частное собрание.

1932-1933 Мария Казанская и Вера — копия (700x630, 184Kb)
Мария Казанская и Вера Ермолаева. 1932-1933 гг.

В 1929 году вместе с художниками Владимиром Стерлиговым, К.И. Рождественским, Л.А. Юдиным, Н.М. Суетиным и А.А. Лепорской она стала членом группы «Живописно-скульптурного реализма». В квартире Ермолаевой эти художники проводили еженедельные собрания, организовывали выставки живописи и устраивали дискуссии. Их деятельность, связанная с выставками, стала поводом для письменного доноса.
В начале 1930-х годов Ермолаева создала большой цикл картин под названием «Деревня». Здесь заметно влияние супрематизма. Работы этого цикла включают фигуративные картины, такие как «Баба со снопом», «Баба с ребенком» и «Баба с граблями». В 1934 году создала серию экспрессионистских натюрмортов.

1934 Композиция на тему поэмы Лукреция О природе вещей. Портик. Бум, темп, кар. 31,2 x 21,4. ГРМ (512x700, 94Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция на тему поэмы Лукреция «О природе вещей».
Портик. 1934 г. Бумага, темпера, карандаш. 31,2 x 21,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Композиция на тему поэмы Лукреция О природе вещей. Б, темп. 31,2 x 21,7. ГРМ (490x700, 90Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция на тему поэмы Лукреция «О природе вещей».
1934 г. Бумага, темпера. 31,2 x 21,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Звери на балконе. Комп на тему сказки И.В.Гёте Рейнеке-лис. Б, гуашь, бел. 29,5х22. ЧС, Мск (513x700, 162Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Звери на балконе. Композиция на тему сказки И.В. Гёте
«Рейнеке-лис». 1934 г. Бумага, гуашь, белила. 29,5 х 22 см. Частное собрание, Москва.

1934 Комп на тему сказки И.В.Гёте Рейнеке-лис. Цвет. литлгр. 29,6 х 22,2. ЧС, Мск (516x700, 146Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Композиция на тему сказки И.В. Гёте «Рейнеке-лис».
1934 г. Цветная литография. 29,6 х 22,2 см. Частное собрание, Москва.

1934 Илл. к книге Бориса Житкова Девчонки. Бум, гуашь, белила. (547x700, 102Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Трубочистка. Иллюстрация к книге Бориса Житкова
«Девчонки». 1927 г. Бумага, акварель. 18,5 х 15 см. Москва, Госиздат, 1928 г.
Частное собрание.

1934 Горшок и рюмка (на голубом). Бум, гуашь, белила 2 (700x492, 139Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Горшок и рюмка (на голубом). 1934 г. Бумага, гуашь, белила.

1934 Натюрм с вазой, бокалом и горшком. Бум, гуашь. 31,5 х 43. ЧС (700x523, 139Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Натюрморт с вазой, бокалом и горшком. 1934 г. Бумага, гуашь. 31,5 х 43 см.
Частное собрание.

1934 Натюрморт. Бум, тушь, гуашь, белила. 14,5 х 21,1. ЧС, Москва (700x503, 133Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Натюрморт. 1934 г. Бумага, тушь, гуашь, белила. 14,5 х 21,1 см.
Частное собрание, Москва.

1934 Натюрм с банкой. Бум, гуашь, белила. 10 х 12,7 см. ЧС, Москва. (700x574, 155Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Натюрморт с банкой. 1934 г. Бумага, гуашь, белила. 10 х 12,7 см.
Частное собрание, Москва.

1933-1934 Автопортрет. Бум, графит. кар (532x700, 115Kb)
В.М. Ермолаева (1893-1937). Автопортрет. 1933-1934 гг. Бумага, графитный карандаш.

25 декабря 1934 года Вера Ермолаева была арестована одновременно с несколькими другими художниками, в том числе Львом Гальпериным, Владимиром Стерлиговым, Марией Казанской и Ниной Коган. 29 марта 1935 года она была осуждена НКВД по статьям 58-10 и 58-11. Согласно материалам, относящимся к делу, В.М. Ермолаева была признана виновной в «антисоветской деятельности, выражавшейся в пропаганде антисоветских идей и в связывании себя с антисоветской интеллигенцией». Она была приговорена к трем годам лишения свободы и сослана в район Караганды. Там она оказалась в одном лагере В. Стерлиговым и Петром Соколовым. 20 сентября 1937 года тройка НКВД во второй раз признала ее виновной по статьям 58-10 и 58-11 и приговорила к высшей мере наказания - смертной казни. По свидетельству Стерлигова, последним видевшим художницу, Веру Михайловну посадили на баржу, отплывавшую в Аральское море. Считается, что Ермолаева была расстреляна 26 сентября 1937 года в трудовом лагере близ Караганды, Казахстан.
20 сентября 1989 года Вера Михайловна Ермолаева была посмертно реабилитирована из-за отсутствия состава преступления.

ФОТО Мемор доска (700x449, 92Kb)
Памятный знак «Последний адрес» на доме № 13 на 10-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге
в память о художнице Вере Ермолаевой. Установлен 25 марта 2018 г.

1968 Афиша неоткрывшейся выставки, 1968 (560x700, 84Kb)
Афиша не открывшейся выставки работ В.М. Ермолаевой, 1968 г.

Первая попытка организовать персональную выставку Веры Ермолаевой предпринималась в 1968 году и даже была выпущена афиша. Но выставку в итоге запретили. В 1970 году в Ленинграде состоялась ОДНОДНЕВНАЯ!!! выставка её сохранившихся работ. И только в 2008 году в Русском музее наконец состоялась большая ретроспективная выставка её сохранившихся работ. А в Москве первая выставка Веры Ермолаевой была в Галерее «На Шаболовке» в 2018 году. И теперь вот вторая выставка прошла в Москве в Галеев-Галерее.

2024 Афиша выст в Галеев галерее 2 (527x700, 130Kb)
Афиша выставки «Вера в Ермолаеву» в Галеев-Галерее.
Москва, 12 сентября – 12 ноября 2024 года.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К, Биографии. Стр. 318-322, 330.

Антон Успенский - Между ававнгардом и соцреализмом. Искусство ХХ1 век (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 48-49, 70, 87-89, 165, 312 и др.

1.Энциклопедия русского авангарда – Ермолаева Вера Михайловна

2.Ермолаева Вера Михайловна – Непокорённая стихия

3.Расстрелянный авангард – Вера Михайловна Ермолаева. Часть I


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РАССТРЕЛЯННЫЙ РУССКИЙ АВАНГАРД - ВЕРА МИХАЙЛОВНА ЕРМОЛАЕВА (1893-1937). ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ, ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»