ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО САЛЬВИАТИ / FRANCESCO SALVIATI (1510-1563), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II06-01-2025 23:24к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джузеппе Макферсон (1726-1780). Портрет Сальвиати. 1772-1780 гг.
Слоновая кость, акварель. 7 x 5,5 см. Королевский музей, Лондон.
Франческо де Росси взял фамилию Сальвиати в честь одного из своих покровителей в Риме, кардинала Джованни Сальвиати (1490-1553). После обучения во Флоренции у Баччо Бандинелли и Андреа дель Сарто, Сальвиати стал одним из ведущих представителей нового маньеристского стиля, охватившего город. Он был плодовитым и востребованным портретистом, которым восхищались. Действительно, его коллега-художник и летописец Джорджо Вазари не скупился на похвалы в адрес работ Сальвиати и, в частности, его портретов: «Он придавал большую красоту и изящество каждому типу головы...У него была очень изящная и утончённая манера рисовать драпировки... и одевать своих персонажей в новую модную одежду; он проявлял фантазию и разнообразие в головных уборах, обуви и других украшениях». Сальвиати работал как во Флоренции, так и в Риме, побывал в Венеции, Болонье, во Франции в Фонтенбло. Художник умер в Риме в 1563 году в возрасте около 53 лет и похоронен в римской церкви Сан-Джироламо Делла Карита.
Панорама Флоренции XVI века. Гравюра.
В 1549 году Франческо Сальвиати украсил капеллу маркграфа Бранденбургского в Санта-Мария-дель-Анима. где, по крайней мере, «Воскресение» отражает предыдущие замыслы. В 1550-1551 гг. он написал «Святых» у алтаря и «Рождение Крестителя» в оратории Сан Джованни Деколлато («Усекновение главы Иоанна Крестителя» выполнено по его рисункам, но выполнено последователем). Около 1551-1552 гг. он завершил «Свадьбу в Кане Галилейской» в трапезной Сан Сальваторе в Лауро.
Два пастуха бросились к яслям, где только что родился Иисус. Они поклоняются Богоматери и св. Иосифу и отдают дань уважения младенцу. Наверху два ангела, которые привели их в пещеру, держат ленту со словами «GLORIA IN EXCELSIS DEO», что означает рождение того, кого христиане считают Сыном Божьим. Картина отражает модели Микеланджело и Рафаэля, а также изучение древней скульптуры, важное упражнение для всех художников зрелого Возрождения.
Франческо Сальвиати (1510-1563), circle. Поклонение волхвов. Дерево, масло. 52 x 179,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г. Лот продан за GBP 41.825 фунтов.
Франческо Сальвиати, также известный как Франческо де Росси или Чеккино, был одним из ведущих художников-фрескистов-маньеристов флорентийско-римской школы. Он был близким другом и современником художника и биографа Джорджо Вазари, который назвал его стиль la piu bella maniera (самой красивой манерой) среди флорентийских художников. К тому же Сальвиати был прекрасный рисовальщик.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем.
Дерево, масло. 113,5 x 92,7 см. Музей изобразительных искусств Лейпцига, Германия.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Копия «Святого Семейства» из Голландии.
Дерево, масло. 109 х 86 см. Музей Прадо, Мадрид.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Мадонна с Младенцем и Святой Анной.
1535-1545 гг. Дерево, масло. 33 х 26 см. Музей Гране, Экс-ан-Прованс, Франция.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Святое семейство со Святым Иоанном.
1540-1550 гг. Дерево, масло. Частное собрание, Флоренция.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Святое семейство. Дерево, масло. 95 х 77 см.
Кафедральный собор и Епархиальный музей, Леоне, Испания.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Святое Семейство со Святым Иоанном Крестителем.
1540-1545 гг. Дерево, масло. 131 х 97 см. Коллекция Роберта Кэби, Шампиньи, Франция.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Мадонна с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем.
1550 г. Бумага, коричневые чернила, перо, кисть. 21,6 x 18 см. Мерополитен-музей, Нью-Йорк.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Обращение Святого Павла. 1544-1545 гг. Холст, масло.
Галерея Дориа Памфили, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563), follower. Аллегория грамматики. Холст, масло. 88 x 134,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.
Франческо Сальвиати (1510-1563), studio. «Весна» из цикла «Времена года». Холст, масло.
119,3 x 107 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г. Лот продан за GBP 14.400 фунтов.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Аллегория триумфа Венеры. 1545 г. Бумага, акварель.
11,4 х 10 см. Частное собрание.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Эскиз декоративного капителя. 1544 г. Бумага бежевая, чернила, карандаш.
18,4 x 25 см. Частное собрание.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Лежащий обнаженный натурщик. 1550 г. Бумага, красный и белый мел.
27 х 39,7 см. Центр Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Дизайн вазы. 1545 г. Бумага, коричневые чернила,
перо. 41,1 x 27,6 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд, Англия.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Дизайн вазы с лилиями Геркулеса и Фарнезе. 1540 г.
Бумага, коричневые чернила, перо. 40,6 x 27,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Мужской портрет. 1545 г. Дерево, масло.
Коллекция Шорр, Лондон.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет флорентийского дворянина. 1546 г.
Дерево, масло. 102,2 х 82,6 см. Сент-Луисский художественный музей, штат Миссури.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет флорентийского дворянина. Фрагмент в богатой раме. 1546 г.
Дерево, масло. 102,2 х 82,6 см. Сент-Луисский художественный музей, штат Миссури, США.
На втором плане хорошо виден Святой Иероним-отшельник со львом.
Франческо Сальвиати (1510-1563), атрибуция. Мужской портрет, предположительно
из семьи Альбицци. 1550-1565 гг. Дерево, масло. 127,6 х 93,8 см.
Художественный музей Вустера, штат Массачусетс, США.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет Джованни Медичи с черными полосами (Джованни делла Банде Нере). 1546-1548 гг. Холст, масло. 65 х 46 см. (рама). Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция.
Джованни делла Банде Нере (1498-1526), предводитель отряда кондотьеров «Черная банда» (Banda Nere), отец Великого герцога Тосканского и Флоренции Козимо 1 Медичи. Его история жизни достойна приключенческого романа. Более подробно о жизни последнего кондотьера из семьи Медичи можно почитать здесь
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет Джованни Медичи (Джованни Делла Банде Нере).
Фрагмент. 1546-1548 гг. Холст, масло. Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция.
Палаццо Риччи-Саккетти на улице Виа Джулия, Рим. Здание было построено в 1542 году по проекту архитектора Антонио Сангалло Младшего. На главном фасаде здания до сих пор виден герб Папы Римского и его главного заказчика, Павла III Фарнезе (годы правления 1534-1549. Между 1552 и 1554 годами кардинал также распорядился, чтобы Франческо Сальвиати и другие художники-маньеристы украсили парадное помещение.
Палаццо Риччи-Саккетти, Рим. Зимний зал аудиенций. Общий вид.
На первом этаже Дворца заслуживает внимания зал аудиенций кардинала Риччи, называемый Sala dei Mappamondi из-за двух глобусов (итал. Mappamondo) – земного и небесного. Зал украшен фресками художника-маньериста Франческо Сальвиати и вспомогательными материалами, написанными в 1552–1554 годах и изображающими Истории Давида.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида (3 сцены). Зимний зал аудиенций.
Вид на стену с окнами. Фрески. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида (3 сцены). Зимний зал аудиенций. Вид на стену
с окнами. Фрески. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Зимний зал аудиенций. Фреска. 1552-1554 гг.
Палаццо Риччи-Саккетти, Рим. Сцена над центральным изображением представляет Давида,
щадящего спящего Саула.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Третья сцена в верхнем левом углу изображает
Мелхолу, спасающую Давида от преследований Саула. Фреска. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Давид танцует перед Ковчегом Завета
в присутствии Мелхолы. Фреска. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
В центре Давид танцует перед Ковчегом Завета. Мы видим фигуру Мелхолы, смотрящей в окно, которая видит танцующего Давида и презирает его за это, потому что он таким образом обнажился перед служанками своих слуг, как обнажаются только глупцы.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фигура Кайроса (Возможность).
Ангел правосудия и Аллегория случая. Фрески. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Ангел правосудия
и Аллегория случая. Фрески. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Зимний зал аудиенций. Фрески.
1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Слева и справа от картины танцующего Давида мы видим на раме картины двух обнаженных или только очень легко одетых юношей. Они принадлежат не изображенной сцене, а миру парных фигур, которые держат светотеневые изображения на других стенах над сценами. Замечательный третий обнаженный юноша с крыльями на плечах и ногами, балансирующими весами на лезвии бритвы, — это бог Кайрос, олицетворение Возможности.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Зимний зал аудиенций. Фреска.
Фрагмент обнаженного юноши. 1552-1554 гг. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Палаццо Риччи-Саккетти, Рим. Зимний зал аудиенций. Общий вид. 4 сцены.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фрески. Фрагмент (1). Купание Вирсавии (в центре).
Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фрески. Фрагмент (2). Купание Вирсавии (в центре).
Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фрески. Фрагмент (3).
Купание Вирсавии (в центре). Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фрески. Фрагмент (4).
Купание Вирсавии (в центре). Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фрески. Фрагмент (5).
Вирсавия идет к царю Давиду. Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории царя Давида. Фрески. Фрагмент (6).
Купание Вирсавии (в центре). Палаццо Риччи-Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Авессалом. Фреска. 1553-1554 гг. Палаццо Риччи Саккетти, Рим.
Авессалом (иврит. «отец мира») - третий сын Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура. За изнасилование своей сестры Фамари (Тамары) убил брата Амнона; позже восстал против отца, был разбит, во время бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Авессалом. Фреска. Фрагмент (1). 1553-1554 гг. Палаццо Риччи Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Авессалом. Фреска. Фрагмент (2). 1553-1554 гг.
Палаццо Риччи Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Смерть Саула. Фреска. 1553-1554 гг. Палаццо Риччи Саккетти, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Смерть Саула. Фреска. Фрагмент. 1553-1554 гг. Палаццо Риччи Саккетти, Рим.
К этому периоду также относится полотно «Адам и Ева» (Галерея Колонна, Рим) для брата кардинала Аламанно Сальвиати, которое было отправлено во Флоренцию в 1553 году. Примерно в то же время Сальвиати начал цикл фресок «Давид» в Палаццо Саккетти для кардинала Джованни Риччи, состоящий из галереи с историями Давида на расписном архитектурном фоне, вдохновленные древними украшениями.
Согласно Джорджо Вазари, Сальвиати завершил капеллу Киджи в Сан-Мария-дель-Пополо в 1554 году: конечные фигуры алтаря с «Рождеством Богородицы» работы Себастьяно дель Пьетто (композиция Сальвиати вытекает из рисунка венской галереи Альбертина), тондо с «Временами года» и «Сотворение мира» на барабане купола. Аналогичную датировку имеют две фигуры на входе виллы Джулия; украшение виллы началось в апреле 1553 года.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Адам и Ева. 1554 г. Холст, масло. 240 x 200 см.
Галерея Колонна, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Адам и Ева. Фрагмент (1). 1554 г. Холст, масло. 240 x 200 см.
Галерея Колонна, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Адам и Ева. Фрагмент (2) слева внизу. 1554 г. Холст, масло.
Галерея Колонна, Рим.
Капелла Киджи церкви Санта Мария дель Пополо, Рим.
Капелла Киджи была пожалована папой Юлием II в 1507 году сиенскому банкиру Агостино Киджи, который считался одним из самых богатых людей эпохи Возрождения. Для убранства капеллы Киджи нанял Рафаэля и других известных художников. В капелле Киджи по рисункам Рафаэля были изготовлены лишь мозаики, которые он сам разработал. По рисункам Франческо Сальвиати были расписаны на подкупольном барабане восемь медальонов «Сотворение мира и первородный грех» (1552-1554) и масляные росписи по стене «Аллегории времен года» (1550), соответственно четыре масла.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (1).
Отделение света от тьмы. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (2).
Сотворение Солнца и Луны. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (3).
Сотворение Земли. Отделение суши от воды. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо,
Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (4).
Сотворение Адама. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (5).
Сотворение Евы. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (6).
Сотворение животных. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (7).
Первородный грех. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории о сотворении мира из «Книги Бытия». Фреска (8).
Изгнание из Рая. 1552-1554 гг. Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Киджи, Рим.
Капелла Киджи церкви Санта Мария дель Пополо, Рим. Вверху два медальона Франческо Сальвиати
из цикла «Аллегории времен года» (1550). Слева – «Зима», справа – «Весна».
Франческо Сальвиати (1510-1563). Аллегория времен года – Зима. Около 1550 г. Часовня Киджи.
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Иконография картин времен года классическая. Зима - старик в меховой шапке, греющий руки у жаровни.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Аллегория времен года – Весна. Около 1550 г. Часовня Киджи.
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Весна представлена как молодая женщина, держащая букет цветов с цветочным венком на голове.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Аллегория времен года – Лето. Около 1550 г. Часовня Киджи.
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Лето - женщина, держащая колосья с венком из пшеницы на голове.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Аллегория времен года – Осень. Около 1550 г. Часовня Киджи.
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Осень - молодой человек под виноградной лозой с чашей.
Франческо Сальвиати (1510-1563), Джованни Баттиста Риччи (1537-1627). Поклонение волхвов. Фреска.
290 x 350 см. 1551-1600 гг. Библиотека Герциана, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563), Джованни Баттиста Риччи (1537-1627). Поклонение волхвов. Фреска.
Фрагмент. 1551-1600 гг. Библиотека Герциана, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Папа Евгений IV поручает Рануччо
командование папскими войсками. 1553 г
Отделка виллы Джулии началась в апреле 1553 г. К середине 1550-х годов следует отнести и серию эскизов гобеленов с изображением «Времен года и эпох мира» (Флоренция, Уффици; Стокгольм, Национальный музей). Девять гобеленов аналогичного сюжета появились в описи имущества Якопо Сальвиати 1583 года. Влияние школы Фонтенбло, очевидное в границах, могло быть получено как от французских художников, работавших в Палаццо Саккетти, так и через гравюры; натурализм пейзажей предполагает встречу с Питерем Брейгелем во время его поездки в Рим в 1553 году.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет дамы. 1555 г. Дерево, масло. 67 x 52 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет Козимо I Медичи. 1560 г.
Музей Стибберта, Флоренция.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет Людовика Каппони. 1550-1555 гг.
Дерево, масло. 117 х 86 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Лодовико Каппони-мла́дший (1534-1614) - итальянский банкир, меценат и дворянин,
представитель семейства Каппони.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет джентльмена, держащего письмо. 1554 г.
Дерево, масло. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2014 г. Эстимейт $70.000 - 90.000 дол.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет джентльмена. XVI в.
Дерево, масло. 94 x 74 x 0,5 см. Коллекция Сегецца (Seghezza), Генуя.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет молодого человека с письмом.
1550-1560 гг. Дерево, масло. 95 х 77 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Сальвиати (1510-1563), атрибуция. Погрудный портрет джентльмена.
Холст, масло. 47,7 x 38,1 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2018 г.
Лот продан за $27.500 дол.
В 1556-1557 гг. Сальвиати провел около двух лет во Франции, в Фонтенбло, где его стиль снискал ему признание. Вазари вместо этого датирует его пребывание во Франции в 1554 году. Там он работал на кардинала Карла Лотарингского, члена семьи Гиза, в замке Дампьер, недалеко от Париж, но участие кардинала в войне против Англии зимой 1557-1558 годов положило конец его художественному покровительству. «Портрет человека ордена Святого Михаила» (ранее в Колтиаги, Лондон; нынешнее расположение неизвестно), канцлером которого был кардинал Лотарингии, можно приблизить к французскому периоду из-за типичной скандинавской техники блестящих прозрачных вуалей. Поэтому Сальвиати вернулся в Рим, остановившись в Милане, чтобы посетить Леоне Леони и Флоренцию. А сейчас возвращаемся в Рим, во Дворец Фарнезе.
Палаццо Фарнезе в Риме. Строительство велось почти весь XVI век. Уже больше ста лет во дворце
размещается посольство Франции.
Около 1552 года Сальвиати взялся за украшение «гостиной» Палаццо Фарнезе в Риме для кардинала Рануччо фресками, напоминающими комнату Константина в Ватикане. Сальвиати изобразил прошлые и настоящие характеры семьи Фарнезе на войне и в мире, на службе Церкви и Государству. Боковые стены помещения, вероятно, были в основном закончены еще до отъезда Сальвиати во Францию, около 1555-1556 гг. Сальвиати также выполнил рисунки для двух задних стенок (Аукцион Christie's, Лондон, 1982 г.) в последние годы своей жизни, хотя цикл был завершен Таддео и Федерико Цуккари.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Зал Славы Фарнезе. Сцены из истории семейства Фарнезе. Фрески.
1555-1556 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
В 1495 году кардинал Алессандро Фарнезе (1468-1549) приобрёл дворец П. Феррица. В 1534 году А. Фарнезе стал Папой римским под именем Павла III и переселился в Ватикан. Алессандро Фарнезе был поклонником античности, знатоком латинской литературы, членом римской Академии. Он собрал превосходную коллекцию античной скульптуры. У кардинала было четверо детей, один из его внуков, Рануччьо Фарнезе (1530-1565), герцог Пармский, пригласил живописца Франческо Сальвиати для росписей интерьеров палаццо из истории царя Давида на тему апофеоза семьи Фарнезе. Другой внук, Одоардо Фарнезе (1573-1626), заказал болонскому академисту Аннибале Карраччи росписи первого этажа, так называемой Галереи Фарнезе. Росписи на мифологические сюжеты осуществлены в 1595-1603 годах А. Карраччи в сотрудничестве с братом Агостино и учениками Джованни Ланфранко и Доменикино. В 1911 году владельцы здания продали его правительству Франции, поэтому ныне в Палаццо Фарнезе размещается французское посольство.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Фарнезе. Фреска. 1555-1556 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Фарнезе. Фрески. Фрагмент (1). 1555-1556 гг.
Палаццо Фарнезе, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Фарнезе. Фрески. Фрагмент (2). 1555-1556 гг.
Палаццо Фарнезе, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Фарнезе. Фрески. Фрагмент (3).
Фарнезе герой, Венера и Кузница Вулкана. 1555-1556 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Фарнезе. Фрагмент (4). Фиктивный гобелен над Фарнезе с Фортуной и Добродетелью, держащей Папскую тиару с голубем Святого Духа и Добродетелью, окруженной Стойкостью, Благоразумием и Фортуной, Изобилием и Миром. Фреска. 1555-1556 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Папы Павла III. Фрески. 1555-1556 гг. Палаццо Фарнезе, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Апофеоз Папы Павла III. Фреска. Фрагмент. 1555-1556 гг. Дворец Фарнезе, Рим.
Среди последних работ Сальвиати – «Благовещение» для церкви Сан-Джованни Маджоре в Неаполе, вероятно, выполненное для семьи камбий из Флоренции, и многочисленные рисунки для металлических подносов (Виндзорский замок, Королевская библиотека; Лондон, Музей Виктории и Альберта и т.д.). Сальвиати был также прекрасным портретистом. Его работы в этом жанре отличаются точностью психологических характеристик модели и богатством цветовой палитры, напоминающей о живописной традиции Северной Италии. И он продолжал работать портретистом («Человек с письмом», коллекция Контини, Флоренция).
Франческо Сальвиати (1510-1563), атрибуция. Портреты пяти художников: Джотто, Донателло, Микеланджело,
Рафаэля и Брунеллески. Холст, масло. 23,5 х 70,1 см. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Портреты, погрудные, находятся в ложных нишах, разделенных пилястрами, на которых стоят обнаженные путти, поддерживающие декоративные надписи над нишами.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет Козимо I Медичи.
Холст, масло. 127 x 86,5 см. Частное собрание, Монако.
Франческо Сальвиати (1510-1563), circle. Портрет мужчины, держащего письмо.
Холст, масло. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $15.000 - 20.000 дол.
Франческо Сальвиати (1510-1563), circle. Портрет джентльмена в черной вышитой тунике.
Дерево, масло. 116 x 87,1 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2013 г.
Эстимейт GBP 3.000 – 5.000 фунтов.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Мужской портрет. Дерево (орех), масло.
64,5 х 48 см. Частное собрание.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Мужской портрет. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. На сайте музея не значится.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет молодого человека. Дерево, масло.
Музей изящных искусств, Хьюстон, США.
Франческо Сальвиати (1510-1563), follower. Портрет джентльмена.
Медь, масло. 18,1 x 13,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет рыцаря в черной тунике с белым
воротником и орденом Святого Михаила. Дерево, масло. 50,2 x 35,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г. Лот продан за GBP 120.000 фунтов.
Франческо Сальвиати (1510-1563), атрибуция. Портрет кондотьера. До 1563 г.
Холст, масло. 45 х 37 см. Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2011 г.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Портрет молодого человека. 1530-1550 гг. Холст, масло. D=41 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.
По своему тревожному, вечно неудовлетворенному темпераменту, необычайному воображению, утонченному вкусу и своего рода романтизму, Франческо Сальвиати был близок Полидоро да Караваджо, подлинным наследником которого он является. Его многогранный талант проявился в самых разных областях, начиная с эскизов гобеленов и книжных иллюстраций и кончая ювелирными работами. Его творчество представляет собой квинтэссенцию итальянской «манеры» в искусстве.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Триумф Психеи, принимающей подношения и почести, как богиня.
1539-1541 гг. Палаццо Гримани-ди-Сан-Лука, Венеция.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Триумф Психеи, принимающей подношения
и почести, как богиня. Фрагмент. 1539-1541 гг. Палаццо Гримани-ди-Сан-Лука, Венеция.
Франческо Сальвиати (1510-1563), follower. Святая Екатерина Александрийская.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2000 г. Лот продан за $12.925 дол.
Франческо Сальвиати (1510-1563), follower. Портрет дамы в белом платье
с розовой отделкой. Дерево, масло. 106,7 х 82 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г.
Лот продан за GBP 8.750 фунтов.
В начале 1562 года с помощью кардинала Фарнезе и Пирро Лигорио Сальвиати получил давно желаемый заказ выполнить фрески для sala regia. К сентябрю, однако, его бывший ученик Джузеппе Порта был уже включен в проект, а Сальвиати, не выдержав конкуренции, покинул свой пост (некоторые предварительные эскизы хранятся в Виндзоре, Санкт-Петербурга и др.).
Последним заказом Сальвиати был цикл с «Историями Богородицы», фресками около 1562-1563 гг. в Сан-Марчелло-Аль-Корсо для кардинала Маттео Грифони.
Франческо Сальвиати (1510-1563), мастерская. Мадонна с попугаем. До 1563 г. Дерево, масло.
www.necspenecmetu.tumblr.com
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории Девы Марии. Благовещение. До 1563 г.
Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории Девы Марии. Рождество Марии. До 1563 г.
Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Истории Девы Марии. Коронование Марии. До 1563 г.
Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, Рим.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Мученичество Святого Лаврентия.
Дерево, масло. 30,5 х 21,5 см. Частное собрание.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Ecce Homo. Дерево, масло. 43,2 х 32,7 см.
Частное собрание.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Христос с крестом. Дерево, масло. 44 х 33 см.
Аукцион Sotheby’s, 2007 г.
Франческо Сальвиати (1510-1563). Слава. Фрагмент фрески. Палаццо Фарнезе, Рим.
Эта последняя важная работа Сальвиати перед его смертью в 1563 году является одним
из самых экстравагантных, остроумных и утонченных произведений этого жанра.
Джузеппе Порта (1520-1575). Примирение Папы Александра III и Федерико Барбароссы.
По рисунку Сальвиати. 1565-1575 гг. Ватикан, Апостольский дворец, зал Регия.
Портрет флорентийского художника Франческо Сальвиати (1510-1563) из книги Джорджо Вазари «Жизнеописания», издание 1568 года.
Франческо Сальвиати умер 11 ноября 1563 года в Риме в возрасте около 53 лет и был похоронен в римской церкви Сан-Джироламо Делла Карита.
Как признал Джорджо Вазари, трагедия Сальвиати заключалась в том, что он так и не нашел постоянной работы при дворе, где его навыки декоратора были бы полностью использованы. Вазари также подчеркивал трудную личность художника; однако, его работы были широко восхищены в интеллектуальных кругах того времени и, в частности, кардинал и Папа Фарнезе оказались верными покровителями.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том V. Перевод и коммент. А.И. Венедиктова под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 103-139 и др., илл. 33-37. Имя Сальвиати встречается также в тт. III и IV «Жизнеописаний» Вазари.
1. Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. – Стр. 180, ил. 2. Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега», 2009 г. – Стр. 57.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО САЛЬВИАТИ / FRANCESCO SALVIATI (1510-1563), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»