С.П. Бочаров (р.1953). Автопортрет с дочерью. 1992 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Сергей Петрович Бочаров (род.1953 г.) – советский и российский художник-реалист, один из величайших художников современности. Он пишет картины, изображая в них пространство, в котором время является направлением. Глубина и иносказательность – это почерк Бочарова. История Сергея Бочарова - сплошные впечатления, изображенные красками реальности, он смог реализовать свой талант и постигнуть сложно ощутимую художественную истину. Профессор живописи. Преподавал живопись во ВГИКе, в Италии, Австрии, Итальянской академии художеств в Риме. Картины Сергея Бочарова находятся в собраниях русских и зарубежных музеев, в частных галереях и коллекциях Германии, Норвегии, Японии, Кореи, Франции, США, Италии.
Сергей Петрович Бочаров (род.1953 г.)
Славу Сергею Бочарову принесла Италия, где раз в пять лет проводится международный конкурс на лучшую картину, посвященную Венеции. Бочаров едет в этот город, в течение двух месяцев пишет картину «Вид на церковь Санта Мария де Салюте». и подает ее на конкурс. Жюри его работу оценило так: «Вот первый художник, который солнечную Венецию написал плачущей!» И присудило ему Гран-при. А самым первым русским художником, который получил эту премию, был Айвазовский.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Большой канал с видом на церковь Санта Мария дела Салюте. 1991 г.
Холст, масло. 96 х 158 см. Премия Гран-При, Италия.
В 1992 году Сергею Бочарову присуждается премия Гран-При по результатам знаменитого конкурса по виду Венеции, который устраивается один раз в 5 лет вот уже в течение 300 лет для художников всего мира. Профессор Итальянской академии художеств Сергей Бочаров вывозит своих студентов на практику, на пленэр, и там, одновременно, пишет картину «Венеция. Вид на церковь Санта Мария делла Салюте», приходя на канал в одно и то же время суток в течение двух месяцев, чтобы запечатлеть вид в определенном ракурсе освещения. При этом, он употребил художественный технический прием, при котором создавался эффект плача самой природы по гибнущему прекрасному городу в мажорном заходящем солнце, чем тронула сердца членов конкурсного жюри.
Последним победителем из России в этом конкурсе, до С.П. Бочарова, был 140 лет назад Айвазовский. Как победитель конкурса, Сергей Бочаров имел право продать музею Италии эту картину, которую специальная комиссия оценила в 50 тысяч долларов. Художник привез ее в Россию в надежде, что когда-нибудь она будет в русском музее.
Федерико Феллини (1920-1993). Фотография в Мюнхене 29 февраля 1970 г.
Легенда мирового кино – Федерико Феллини, будучи членом жюри, проголосовал за картину Бочарова и лично вручил Бочарову Гран-при. По воспоминаниям Бочарова: «У нас были теплые душевные отношения, и я долгое время жил в гостях гостеприимного Федерико. Дом находился в городе Кастель-Нуово в пятидесяти километрах от Рима. В то время я был беден, однако Феллини после того, как увидел мои картины, предложил пожить мне у него, и я с удовольствием согласился». На открытии персональной выставки Бочарова в Риме сказал о нем: «Никогда раньше я не видел столь высокопрофессионально убедительной современной живописи. Как член комиссии, не колеблясь, отдал первое место его картине. Художник показал Венецию красавицей, в напряженном вечернем мажорном цвете заходящего солнца, плачущей, и это не могло меня не тронуть. Раньше Сергей учился у великих итальянцев Эпохи Возрождения. Теперь же итальянцы учатся у него. Он преподает живопись в Риме. И блестяще. После росписи им «Таверны Джованни» возле Ватикана, он стал великим итальянцем. За эту работу я подарил ему фрак моего деда, чтобы он до конца жизни открывал в нем все свои вернисажи, и эту клятву он выполняет».
С.П. Бочаров (р.1953). Рим. Пьяцца Навона. Ночь. 1991 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Рим. Площадь цветов. Памятник Джордано Бруно. 1991 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Мост Реалто. 1992 г. Холст, масло. 60 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Коралловый мост и темная вода. 1991 г. Холст, масло. 45 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Дома на канале. 1991 г. Холст, масло. 40 х 30 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Одинокий кот. 1991 г. Холст, масло. 50 х 35 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Свежий ветер. Белье между домами. 1991 г.
Холст, масло. 60 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Голубой канал. Вид на дворец Бальби.
1991 г. Холст, масло. 50 х 35 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Италия. Розы в Лугано. 1991 г. Холст, масло. 20 х 40 см.
Сергей Бочаров в мастерской на фоне картины «Кремлевские бани». 1992 г.
Картина «Кремлевская баня» размером 110x140 см. написана Сергеем Бочаровым в 1992 году. Сюжет картины развернут в Георгиевском зале Кремля – зале русской воинской славы. И это святое для каждого из нас место путем обмана народа захватили и опошлили, превратив в баню голые безобразные тела так называемой власти. В центре картины президент Борис Ельцин, вокруг все легкоузнаваемые участники развала и грабежа великого государства – Лужков, Черномырдин, Шахрай, Чубайс, Бурбулис и их идейный вдохновитель Киссинджер. В 1996 году она должна была быть выставлена на персональной выставке в Центральном Доме Художников (ЦДХ) на Крымском валу в Москве, но за два часа до открытия выставки администрация ЦДХ картину сняла с показа, несмотря на протесты художника.
С.П. Бочаров (р.1953). Кремлевская баня (в Георгиевском зале). 1992 г. Холст, масло. 110 х 145 см.
Дальнейшая судьба картины оказалась весьма драматичной. Когда художник, получив основания опасаться гибели картины, вывез ее из подвала ЦДХ на автофургончике, он был остановлен якобы инспектором ГАИ за якобы нарушение правил уличного движения и приглашен в машину якобы инспектора для разговора. При этом, он был посажен так, чтобы не видеть своей машины. Когда художник был отпущен, он обнаружил, что картина похищена. Художник предусмотрительно попросил проверяющего предъявить документы и зафиксировал его звание и фамилию. Однако, при обращении в районное и городское подразделения ГАИ, оказалось, что такого инспектора не существует. Художник написал такую же картину ещё раз. И её снова украли! Не первая, не вторая картина, так никогда и нигде не всплыли. Тогда Бочаров выпустил много-много плакатов «Кремлёвской бани».
С.П. Бочаров (р.1953). Кремлевская баня (в Георгиевском зале). Фрагмент.
1992 г. Холст, масло. 110 х 145 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Триптих. Цирроз печени. Портрет первого Президента РФ
Бориса Николаевича Ельцина (1991-1999). 1991 г. Холст, масло. 108 х 96 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет жены с дочерью. 1992 г.
Холст, масло. 115 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Наташа Ануфриева. 1992 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Белая лошадь на Красной площади. Сброшенный. 1991 г.
Холст, масло. 75 х 85 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле весной. 1991 г. Холст, масло. 45 х 55 см.
Ярославский художественный музей.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Вид на Кремль c Большого Каменного моста. 1992 г. Холст, масло. 60 х 120 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Соборная площадь Московского Кремля. 1992 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Улица Разина. Снег. 1992 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с белой скатертью. 1992 г. Холст, масло. 110 х 95 см.
Сергей Бочаров в Венеции. 1990-е гг.
Тяготение художника Сергея Бочарова к монументально-эпическим формам было обусловлено особенно духовным климатом эпохи, а именно – радикальными переменами в жизни его Отечества. Наступила эпоха трагического разрушения великой страны, нравственного унижения граждан России, попрания идеалов русского социализма, идей справедливости и равноправия.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Большой канал в лунную ночь. 1993 г. Холст, масло. 70 х 165 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Большой канал и дворец Франкетто в полдень. 1993 г.
Холст, масло. 65 х 175 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Пьяцца Навона, Рим. 1992 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Солнечная Венеция. 1992 г. Холст, масло. 28 х 25 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Солнечный день в Венеции. 1993 г. Холст, масло. 50 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Вид на башню Святого Марка. 1993 г.
Холст, масло. 48 х 34 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Канал Сан Сильвестро. 1993 г.
Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Утро. 1993 г.
Холст, масло. 60 х 30 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Храм Весты в Риме. 1993 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Италия. Паджио Каяно. 1993 г. Холст, масло. 10 х 20 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Лунная ночь в Москве во время половодья. 1993 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с фазаном. 1993 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с полосатой драпировкой. 1993 г. Холст, масло. 80 х 110 см.
Сергей Бочаров за работой. 1990-е гг.
По словам коллег-студентов ВГИКА, они все вместе учились, все работали, все выставлялись и только Сергей Бочаров остался верен себе, реалистическому пути творчества, своему политическому выбору (все были уверены, что он вступил в КПСС для карьеры, Бочаров был во ВГИКе секретарем ВЛКСМ, но потом оказалось что он единственный из всех членов КПСС во ВГИКе не предал ее ряды до наших дней! Так может в этом тайна достижений и успехов в живописи Сергея Бочарова не только в новой России, но и во всем мире?!
С.П. Бочаров (р.1953). Заслуженный строитель СССР Семен Исаевич Свирский.
1994 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Татьяна Матвеевна Соколова. 1993 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Юля Соколова. 1994 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция в сумерках. 1994 г. Холст, масло. 110 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Двойной канал. 1994 г. Холст, масло. 80 х 200 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Розовый канал. 1995 г. Холст, масло. 27,5х27,5 см.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Свежий ветер. 1994 г. Холст, масло. 60 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Свежий ветер. 1996 г. Холст, масло. 31,5 х 21,5 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Отражение. 1994 г. Холст, масло. 60 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Белый канал. 1995 г. Холст, масло. 60 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Охотники. Из серии «ОНИ». 1996 г. Холст, масло. 150 х 250 см.
Сюжет картины «Охотники» взят с известной картины художника-передвижника В.Г. Перова «Охотники на привале», написанной в 1871 году (Холст, масло. 119х183 см.) и сейчас экспонирующейся в Третьяковской галерее. На пародийной картине Сергея Бочарова легко узнаваемы (слева направо): лидер партии ЛДПР В.В. Жириновский, мэр Москвы Ю.М. Лужков, премьер-министр В.С. Черномырдин, глава партии «Яблоко» Г.А. Явлинский и б. Председатель ВС РФ Р.И. Хасбулатов. Ну о чем могут говорить охотники на привале? Догадайтесь сами.
Художник всегда находится в гуще общественного сознания и гражданской активности народа. Именно живопись своей доступностью, независимостью от телевидения и прессы, дала ему возможность реализовать на практике новые художественные и патриотические идеи. Живопись Бочарова как художественное явление необычайно многогранна. Общественное предназначение его творений определило широту, обобщенность, концентрированность образного воздействия.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Закат. 1995 г. Холст, масло. 65 х 170 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Рим. У таверны на Пьяца Навона. 1995 г. Холст, масло. 80 х 68 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Арсенал. 1997 г. Холст, масло. 60 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Мыс Фиолент. Балаклава. 1996 г. Холст, масло. 70 х 116 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Мыс Фиолент. Крым. Сотворение мира. 1995 г. Холст, масло. 85 х 210 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Море у гостиницы «Ореанда», Ялта. 1997 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Ливанские кедры в Алупке. 1997 г. Холст, масло. 70 х 120 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта. Вход в мастерскую художника С.П. Бочарова на набережной.
1997 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Наш дворик в Ялте. 1997 г. Холст, масло. 57 х 62 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на гору Ай-Петри со скалы Айвазовского.
1993 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Сергей Бочаров в мастерской на фоне древнерусских икон. 2002 г.
В эпоху смуты живопись Бочарова обретает трагический пафос и сложную изобразительную структуру. Полотно «Грачи прилетели» - тревожное зрелище всерусской драмы конца XX века. Здесь в образе воронья изображены 500 журналистов, которые несут ложь с экранов телевизоров и газет и зомбируют наш народ. Сергей Бочаров достигает в своей работе слитности и единства всех элементов изображения. Развернутая по горизонтали композиция подобна встающей над панорамой города грозовой туче, пронизанной вспышками молний. Огромные массы теней и тревожные блики зарниц сливают воедино архитектуру города, лица журналистов, темное с голубыми просветами небо.
В образе духовной силы предстает митрополит. Владыка ведет за собой народ, а девочка рядом – символ России, она одета в платье красного цвета. Березка «пробивает» темную воронью тучу, и лучик вечернего света падает на древний Кремль. А на Манежной площади бежит человек, это – народ, убегающий от черного облака лжи журналистов, закрывшего синее небо правды России.
С.П. Бочаров (р.1953). Грачи прилетели. Из серии «ОНИ». 1997 г. Холст, масло. 200 х 300 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Грачи прилетели. Из серии «ОНИ». Фрагмент.
1997 г. Холст, масло. 200 х 300 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Машенька. Натюрморт с полевыми цветами. 1994 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с белой скатертью и графином. 1995 г. Холст, масло. 80 х 110 см.
С.П. Бочаров (р.1953). В Алупкинском парке. Этюд. 1998 г. Холст, масло.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. «Грот любви». Воспоминание о любви А.С. Пушкина. 1998 г.
Холст, масло. 110 х 145 см. Частное собрание.
О вечных истинах говорят картины Бочарова: о величии души человека-творца и совершенстве содеянного им, о пронзительной красоте природы. Бочаров, художник реалистической школы, покоряет не только высочайшим мастерством, но и присущим только ему взглядом на окружающую действительность. Он талантлив в пейзажах и натюрмортах. Серии крымских и венецианских пейзажей поражают великолепием колорита, завораживают, покоряют лиризмом и красотой. У художника есть любимые уголки на земле. Это Крым, Италия, Москва. Фантастически написано полотно, посвященное памяти А.С. Пушкина, «Грот любви». В основе его сюжета лежит исторический факт из жизни поэта времен его пребывания во дворце Воронцовых в Крыму.
С.П. Бочаров (р.1953). В окрестностях Бочарова ручья. 1998 г. Холст, масло. 100 х 135 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Набережная Ялты. Пинии. 1998 г. Холст, масло. 64 х 86 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Воронцовский дворец. 1999 г. Холст, масло. 40 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Алупка. Светлые камни. 1999 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Вид на Ай-Петри и Воронцовский парк. 1998 г.
Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Гурзуф. Ай-Даллары. 1999 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Урок анатомии доктора Владимира Владимировича Путина. 1999–2000 гг.
Холст, масло. 150 х 250 см.
Картина Сергея Бочарова «Урок анатомии доктора В.В. Путина», рассказывает о наших временах. На полотне 150х250 см действие происходит в морге. Доктор В.В. Путин проводит для своих учеников анатомический урок. Это узнаваемые одиозные лица олигархов, демократов и просто политиков, которые были при Ельцине и сейчас при Путине у власти. На первом плане в ракурсе лежит посиневший труп экс-президента Бориса Ельцина. Рядом его отрезанная на блюде голова, со знакомой для всех гримасой. Под тарелкой с головой - в центре автопортрет художника.
С.П. Бочаров (р.1953). Урок анатомии доктора Владимира Владимировича Путина. Фрагмент с автопортретом
художника. 1999–2000 гг. Холст, масло. 150 х 250 см.
Многих товарищей, изображённых на этом холсте, уже нет на нашей планете. А некоторые живее всех живых! Все изображенные персонажи одеты в западноевропейские костюмы – символ того, что ничего русского в них нет и взоры их обращены только на Запад. Композиция картины свидетельствует о сложном философическом характере действия, воплощенном в развернутой системе образов (Гусинский, Березовский, Путин, Ельцин), обобщенный (образ сатанизма) и символов (масонство). Работа написана в безукоризненной технике старых мастеров.
С.П. Бочаров (р.1953). Ливадийский дворец. Выход царской семьи. 1999 г. Холст, масло. 70 х 140 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта. Гостиница «Мариино» с моря. 1999 г. Холст, масло. 50 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта. Камни у гостиницы «Мaриино». 1999 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта. Камни у гостиницы «Мариино». 1999 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Каштановая аллея в Алупкинском парке. 1999 г. Холст, масло. 60 х 110 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Алупка. Вид на Воронцовский дворец. Пятидесятилетие. 1999-2006 гг.
Холст, масло. 70 х 140 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Волна у гостиницы «Ореанда». 2000 г. Холст, масло. 70 х 110 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Виноградники зимой. Крым. 2000 г. Холст, масло. 50 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Арка в Ливадии. 2000 г. Холст, масло. 30 х 25 см.
Сергей Бочаров. «Лихие» 1990-е годы.
На следующей картине - вид старой оптимистической Ялты 1997 года, города, ставшего второй родиной Сергея Бочарова, бесконечно дорогого его сердцу. «На первом плане трава – это написано 27 лет назад. Сейчас там стоит бетонный стеклянный дом. И вот этой гениальной по красоте, вот этим колоскам, листьям, цветам, камням – всего этого нет, там только бетон. За 70 лет советская власть по рукам всех била, кто прикасался к произведениям царской архитектуры. Казалось бы, разрушить и свое построить. Нет, это все сохранялось, это был старый город, слободка, она полностью сохранилась. Бетонные дома полностью...До Ласточкиного гнезда идут бетонные дома. Ну, до моря дело пока, действительно, не дошло... Будут яхт-клубы, будут бетонные пирсы и будут кораблики вот эти частные и моря не останется в нашей Ялтинской бухте. Поэтому осталась картина в таком виде, в каком мы застали это место в 1997 году. Вот и весь оптимизм» (Сергей Бочаров).
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Вид на Ялту с Поликуровского холма (Уходящая душа Ялты). 1997 г.
Холст, масло. 110 х 145 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта зимняя. Поликуровка. 2001 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 230.000 - 300.000 руб.
С.П. Бочаров (р.1953). Крымский дворик. 2000 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Гортензия нашего двора. 2000 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на Ялту с моря. 1981-2000 гг. Холст, масло. 60 х 177 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта. Улица Верхнее-Слободская. 2000 г. Холст, масло. 40 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Алупкинский Воронцовский дворец. 2001 г. Холст, масло. 40 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Алупка. Воронцовский дворец. 2001 г. Холст, масло. 35 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Алупка. Камни, cвежий ветер. 2001 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Аллея в Воронцовском парке. Отдых. 2001 г.
Холст, масло. 50 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Кипарисовая аллея в Ливадии. 2001 г.
Холст, масло. 50 х 40 см.
Сергей Бочаров за работой над картиной «Открытие Ливадийского Дворца
Царём Николаем Вторым и его семьёй в 1911г.» 2003-2013 гг.
Главной целью, к которой стремится Сергей Бочаров, остается отражение современных событий
в художественных образах.
С.П. Бочаров (р.1953). Явление народа. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев. 1999-2000 гг.
Холст, масло. 300 х 600 см.
Его картина «Явление народа» - огромная, три на шесть метров, работа потрясает сложной композицией и громадной силой живописи в красном и охристо-золотом колорите. Художник возвращает нас к величайшему шедевру Александра Иванова «Явление Христа народу». Как бы продолжая его тему из библейского сюжета, современное действие новой работы Бочарова переносится в Москву, на Софийскую набережную Москвы-реки, где роль Иоанна Крестителя выполняет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – до конца своих дней духовный пастырь православного патриотического движения России.
С.П. Бочаров (р.1953). Явление народа. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев.
Фрагмент (1). 1999-2000 гг. Холст, масло. 300 х 600 см.
Это он сказал, что в России есть две партии: партия патриотов и партия воров. Партия воров и изгнанных: Горбачев, Ельцин, Гусинский, Боровой, Новодворская, Юшенков, Березовской и др. Вот эти две партии и представлены на картине Сергея Бочарова. Свечение на Васильевском спуске символизирует народ. Картина посвящена патриотам России и написана художником с целью «собрать в кулак мужей Руси карающую силу в борьбе с антинародным режимом». Среди них - генералы Солуянов, Макашов, Варенников, здесь же Питирим, атаманы Филин, Козицын, Чуреков, писатели Распутин, Белов, Проханов и многие другие лидеры оппозиции. Группу народной дружины в древнерусских кольчугах ведет за собой Георгий Победоносец, в образе которого узнаются черты полководца Георгия Жукова.
С.П. Бочаров (р.1953). Явление народа. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев.
Фрагмент (2). 1999-2000 гг. Холст, масло. 300 х 600 см.
Наиболее правдоподобную расшифровку картины предложил публицист Вадим Кожинов. Согласно его трактовке, Сергей Бочаров посвятил картину истории бесконечных распрей между всеми оппозиционными силами, воплотив идею неоплатонизма, восходящие от примитивного либерального «Я» к творческому неистовству общественного патриотизма.
С.П. Бочаров (р.1953). Явление народа. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев.
Фрагмент (3). 1999-2000 гг. Холст, масло. 300 х 600 см.
Презентация этой картины в Москве состоялась 30 декабря 2003 года в Центральном Доме Художника
на Крымском Валу, только через три года после её создания.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет певицы Елены Максимовой. 2000 г. Холст, масло. 177 х 191 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет Народной певицы России Татьяны Петровой.
2001 г. Холст, масло. 200 х 120 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Дворик Саранцо Ван Аксель. 2001-2004 гг. Холст, масло. 50 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ялта. Массандровский пляж. 2001 г. Холст, масло. 70 х 175 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Рыбачья бухта в Алупке. 2001 г. Холст, масло. 80 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Пляж на набережной зимой. 2001 г. Холст, масло. 18 х 25 см.
С.П. Бочаров (р.1953). У Грота любви. 2001 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Люба Рублева. 2002 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Сергеем Бочаровым проведено несколько десятков персональных выставок в России и за рубежом. Его работы неоднократно выставлялись в Москве - в Центральном доме художников (1996, 1997, 2003-2004 гг.), в музее «Красные Палаты» (1999), на выставках в Государственной думе (1998) и Совете Федерации (2004), в Торгово-Промышленной палате (Международный Центр Торговли (2006 г.) и в Администрации Президента (2005).
В 2001 году он провел персональную выставку на Нижегородской земле, в 1998 и 2001 годах - в Ростове. Со своими работами он также посетил Ярославль, Рязань, города Крымского полуострова. За рубежом художник выставлялся во Франции, в Италии, в США, в Норвегии.
Бочаров носит звание профессора живописи. Его лекции слушали студенты ВГИКа, итальянские и австрийские молодые художники.
С.П. Бочаров (р.1953). Арзамас. Весенняя распутица. 2002 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на старый Ишим. 2002 г. Холст, масло. 57х116,5 см.
Ишимский музейный комплекс им. П.П. Ершова.
С.П. Бочаров (р.1953). Сибирь. Вид на Абалакский монастырь. 2002 г. Холст, масло. 48 х195 см.
Тобольский художественный (Губернский) музей.
С.П. Бочаров (р.1953). Начало зимы у стен Кремля в Тобольске. 2002 г. Дерево, масло. 46 х 125 см.
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
С.П. Бочаров (р.1953). Октябрьский Кремль в Тобольске (Тобольск. Подгора). 2002 г. Холст, масло. 20 х 30 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Тобольск. Нижний город. 2002 г. Холст, масло. 30 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Два дерева. Вид на Подгорный город древнего Тобольска. 2002 г.
Холст, масло. 70 х 120 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Тобольский Кремль в зиму. Вид на Никольский спуск. 2002 г. Холст, масло. 70 х 120 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Эстимейт 450.000 - 600.000 руб.
=
С.П. Бочаров (р.1953). Тобольск. Сибирская твердыня. 2002 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Сергей Бочаров на праздновании 70-летнего юбилея в Ливадийском дворце. 2023 г.