Сергей Петрович Бочаров – советский и российский художник-реалист. Родился в Сибири, а живописи учился в Краснодаре, Париже, Санкт- Петербурге, Москве. Четыре специальных образования, два из которых получены едва ли не в самых престижных столичных вузах - Российской академии художеств в Санкт-Петербурге и ВГИКе в Москве, сделали его разносторонним художником. В качестве художника участвовал в съемках 18 фильмов, среди которых «Сталкер», «Поездка в Висбаден», «Забавы молодых». Преподает живопись в России, Италии, Австрии. Трижды становился обладателем премии Гран-при в Италии и Франции. Последний раз подобную награду привез в Россию Айвазовский 140 лет назад. Его картины находятся в собраниях российских и зарубежных музеев, в частных коллекциях Германии, Норвегии, Японии, Кореи, Франции, США, Италии. Сейчас живет и работает в Ялте.
Семья Бочаровых. Слева направо: Пётр Тарасович, Сергей Петрович, Василий Петрович,
Любовь Андреевна Бочаровы. Начало 1960-х гг.
Сергей Петрович Бочаров родился 27 сентября 1953 года в Новосибирской области, станция Баган, Андреевского района. Отец — Петр Тарасович Бочаров, герой и инвалид Великой Отечественной войны 1 группы, награждён орденом Красной Звезды, орденом Славы 1-й и 2-й степени, орденом Великой Отечественной войны 1-й степени и другими. Отец потрясал детей виртуозным рисунком одной линией лебедя, зайца и лошади. Лишь только учась в училище, Сергею удалось превзойти отца в их рисовании. Мать - Любовь Андреевна Бочарова (Козлова), простая крестьянка-колхозница, была первым учителем рисования сына. В три года увидела у сына любовь к рисованию и ежедневно требовала рисуночек. Удивительно, но по сохранившимся первым работам видно, что Сергей не делал «детские рисунки» - у него уточка, дерево, как в жизни.
С.П. Бочаров (р.1953). Первая любовь. Портрет Елены Сапсай, Енакиево.
1968 г. Холст, масло. 60 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Одинокая путница. 1970 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Осень в пригороде Парижа. Красный зонтик. 1970 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Франция. Первый снег. 1970 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Эскиз к кинофильму «Сталкер». 1976 г. Холст, темпера. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Эскиз к кинофильму «Сталкер». 1976 г. Холст, темпера. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Рыба. 1977 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Балчуг, улица Пятницкая. ХХ век. 1978 г. Холст, масло. 50 х 65 см.
Рославльский историко-художественный музей, Смоленская обл.
С.П. Бочаров (р.1953). Степь. Донецкая шахта имени Скочинского. 1979 г. Картон, темпера. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Таня. 1978 г. Холст, масло. 50 х 40 см.
В семь лет Сергея отправляют к тёте в город Енакиево продолжать учебу в изостудии Дома Пионеров под руководством Ивана Филипповича Гриненко. Слава о его таланте педагога дошла и до Сибири. Абсолютно все ученики Ивана Филипповича стали художниками. Прекрасно сдав экзамены по рисованию при поступлении в Симферопольское училище, но получив двойку за диктант на украинском языке. Сергей не отчаялся, и через год, в 1969 году блестяще выдержал конкурс в Краснодарское художественное училище.
С.П. Бочаров (р.1953). Бабушкины сказки. 1980 г. Холст, масло. 38 х 21см.
С.П. Бочаров (р.1953). Котёнок. 1980 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет сына. Молоко. 1979 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Больной Тарас. 1980 г. Холст, масло. 50 х 60 см. Собрание Гарига Басмаджяна.
С.П. Бочаров (р.1953). Кафе в Париже. 1980 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на Московский Кремль с гостиницы «Интурист». 1980 г. Холст, масло. 80 х 145 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Площадь Куйбышева (ныне Биржевая площадь). 1980 г. Холст, масло. 60 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Ковров. Владимирская обл. 1980 г. Холст, масло. 62 х 72 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Сибирь. Моя деревня (Река Кан и старообрядческая деревня).
1980 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Наш двор в Сибири. 1980 г. Картон, темпера. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с оранжевой драпировкой. 1980 г. Холст, масло. 96 х 108 см.
Сергей Бочаров на службе в Советской Армии занимался своим любимым делом.
В 1972 году Сергей Бочаров окончил Краснодарское художественное училище. Во время учебы, как один из лучших студентов, Сергей Бочаров был поощрён наградной поездкой «По Ленинским местам». Начинающий художник не терял время зря и писал этюды. Однажды к нему в Москве подошла пожилая дама, она заинтересовалась его работой. Поговорив с Сергеем, оценив его целеустремленность и увлеченность живописью, дама, а это была Надя Леже (Ходасевич) — жена знаменитого французского художника Фернана Леже, пригласила одаренного юношу в свою студию в Париже. Это был подарок судьбы. Художник обрел возможность копировать старых мастеров, в том числе и «Джоконду» великого Леонарда да Винчи в Лувре. Именно там Сергей сделал для себя много открытий, так необходимых для достижения мастерства. Студию Нади Леже Бочаров окончил с дипломной работой «Кафе Греко».
С.П. Бочаров (р.1953). Валерий Золотухин. 1981 г. Холст, масло. 100 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Артист советского цирка Александр Фриш. 1981 г. Холст, масло. 110 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Вид на Пятницкую улицу. 1981 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Кузнецкий мост. 1981 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на старый Вильнюс. 1981 г. Холст, масло. 70 х 140 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Стирка. 1981 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Первые и примкнувшие. 1981-1986 гг. Холст, масло. 70 х 160 см.
Одна из первых политических картин художника, в которых он изображает современные сюжеты с сакральным подтекстом. Комментариев в сети не нашел. Но, по-моему, здесь показан сюжет на Красной площади с мэром Москвы Юрием Лужковым, за ним идет Михаил Горбачев, Борис Ельцин и другие. Что хотел изобразить художник, это надо спросить у самого Бочарова.
С.П. Бочаров (р.1953). Иоанн Креститель на Красной площади. 1982 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вечер клуба «Кому за тридцать» в ДК «Новатор». 1982 г. Холст, масло. 110 х 140 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2008 г. Цена 650.000 руб.
Людям старшего поколения этот обычай хорошо знаком.
С.П. Бочаров (р.1953). Вечерний туалет. 1982 г. Холст, масло. 57 х 55 см. Собрание Гарига Басмаджяна.
С.П. Бочаров (р.1953). Кирилло-Белозерский монастырь. Полощут белье. 1982 г. Холст, масло. 100 х 200 см.
Великий режиссер-документалист Роман Кармен рассказал, что во время посещения мастерской Пабло Пикассо во Франции гениальный оператор Урусевский снимал кино о том, как Пикассо рисует. Туда же был приглашен юноша, который также участвовал в одновременном сеансе создания портрета рядом с Мэтром. Натурщицей была жена хозяина. Юноша из СССР Сергей Бочаров очень быстро схватил сходство, и уже через 15 минут на нас смотрел живой взгляд Жаклин. Все были в восторге от портрета Сергея, на что Жаклин сказала: «Ну чему же тут удивляться – он ведь русский!». Художники обменялись своими рисунками. Великий Пикассо подписал свой рисунок: «Лучшему рисовальщику моего любимого Советского Союза».
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Улица Разина (Варварка). 1982 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Семейный портрет в чёрной раме. Мастерская. 1982 г.
Холст, масло. 76 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Урок рисования. 1982 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Тарас и кот. 1982 г. Холст, масло. 60 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Виталик. 1982 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Наталия Рюмина. 1982 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Люся. 1982 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет с букетом хризантем. 1982 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Панорама Ялты. 1982 г. Холст, масло. 60 х 170 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с бокалом. 1982 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
Сергей Бочаров. Фотография на обороте открытки «Адам и Ева», 1983 г.
Затем была служба в Советской Армии. Не потеряв художественных навыков, после демобилизации Сергей поступил в Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который окончил в 1975 году с дипломной работой «Куликовская битва. Подвиг Михаила Бренка», а затем учился во Всесоюзном Государственном институте кинематографии (ВГИК) в Москве (Дипломная работа - серия эскизов к кинофильму «Шахта»). В 1976 году знаменитый режиссер Андрей Тарковский, удивленный величайшим творческим уровнем работ студента 2-го курса Бочарова, пригласил его принять участие в создании фильма «Сталкер». Бочаров, по его словам, нарисовал около пяти тысяч раскадровок к фильму. Этим он сразил А. Тарковского наповал. Однако в окончательном варианте фильма в титрах фамилия Бочарова не указана. После окончания ВГИКа Бочаров работал на киностудии имени М. Горького художником-постановщиком. Сергей снял 18 художественных фильмов, среди которых - «Без права на провал» (1984), «Шутки в сторону» (1984), «На златом крыльце сидели» (1986), «Забавы молодых» (1987), «Поездка в Висбаден» (1989), «Детство Тёмы» (1990) и других.
С.П. Бочаров (р.1953). Кадр из фильма «Поездка в Висбаден». 1989 г. Режиссёр Евгений Герасимов.
Автор сценария Алексей Баталов. В главных ролях Сергей Жигунов, Зиновий Гердт и др.
С.П. Бочаров (р.1953). Адам и Ева. Диптих. 1983 г. Холст, масло. 200 х 85 см. (каждая)
С.П. Бочаров (р.1953). Ева. Диптих. 1983 г.
Холст, масло. 200 х 85 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Адам. Диптих. 1983 г.
Холст, масло. 200 х 85 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Зарплата. 1983 г. Холст, масло. 110 х 145 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на собор Василия Блаженного в лунную ночь. Москва обворожительная.
1983 г. Холст, масло. 100 х 200 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Кремль. Соборная площадь зимой. 1983 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Бахчисарай. 1983 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Дождливый Рим. Площадь Барберини. 1983 г. Холст, масло. 70 х 80 см.
Сергей Бочаров и Алла Васильевна Ханило, заместитель директора дома-музея А.П. Чехова в Ялте
с 1946-го по 2017 гг.
Сергей Бочаров работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта и других жанрах. Особое место в его творчестве занимает станковая живопись в жанре группового портрета, выражающего тему современной России. Здесь портреты советских космонавтов, групповой портрет летчиц-героинь 46-го авиаполка, участниц Великой Отечественной войны. портреты родителей, друзей и просто красивых женщин.
С.П. Бочаров (р.1953). Долгожители космоса. 1983 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет космонавта Виктора Петровича Савиных. Мечта.
1980-е гг. Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет космонавта Валентина Витальевича Лебедева. 1984 г.
Холст, масло. 100 х 80 см. Художественный музей Новочебоксарска, Чувашская Республика.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Улица Варварка. 1983 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Улица Степана Разина (Варварка). 1983 г. Картон, масло. 60 х 160 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Библиотека имени В.И. Ленина. 1984 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Вид на Васильевский спуск с Большого Каменного моста. 1984 г.
Холст, масло. 100 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на старую Ялту с гостиницы «Крым». 1984 г. Холст, масло. 30 х 70 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Скала «Парус». 1983 г. Холст, масло. 95 х 125 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Эскиз к кинофильму «Шутки в сторону». 1983 г. Картон, темпера. 50 х 70 см.
Режиссёр Виталий Макаров. В главных ролях: Ольга Кабо, Михаил Светин, Игорь Ясулович и др.
С.П. Бочаров (р.1953). Интерьер реставратора. 1983 г. Холст, масло. 50 x 55 см.
Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска».
Также Бочаровым написан триптих «Золотой век», включая с натуры портрет Л.И. Брежнева (1981 г.), М.С. Горбачева (1984), портреты матери и отца (1984-1985), портрет Владимира Высоцкого (1979 г.) и многие другие.
С.П. Бочаров (р.1953). Триптих. Золотой век. Портрет с натуры Генерального Секретаря ЦК КПСС
Леонида Ильича Брежнева. 1981 г. Холст, масло. 108 х 96 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Триптих. Рвущийся. Портрет первого Президента СССР
Михаила Сергеевича Горбачева. 1984 г. Холст, масло. 108 х 96 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Владимир Высоцкий и его демоны. 1977-1980 гг. Холст, масло. 100 х 80 см.
На картине Бочарова лицо великого барда с петлей на шее, а удавку затягивают демоны - известные и популярные друзья. Их лица практически замазаны, но узнать можно - портреты представлены в левом и правом углу картины, среди которых Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Эльдар Рязанов, Андрей Дементьев – демоны, виновные в смерти Высоцкого. Интересны мысли В.В. Высоцкого о своем портрете: «Впервые в моей жизни художник писал меня с натуры, и я ему позировал. Портрет Сергея Бочарова оказал влияние на мое творчество. Я не верил, но Бочаров, как клещ, в меня вцепился и сделал целую картину моей жизни, вместо обычного портрета я увидел себя с другой стороны. Он как бы собрал правдивый взгляд народа на мою жизнь».
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет матери. 1984 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет отца. 1985 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Групповой портрет летчиц-героинь 46-го авиаполка. 1985 г. Холст, масло. 200 х 250 см.
Сергей Бочаров так прокомментировал свою работу: «Вечная память великим Женщинам-Героиням. А Евдокия Борисовна Пасько еще ЖИВА!!! Она четвертая справа, в очках. Забеременела на фронте, родила дома и опять вернулась в свой полк на фронт! Перед началом написания картины, меня многие Героини спрашивали, не боюсь ли я их рисовать? И согласились позировать лишь в том случае, если изображу их молодыми. Потребовали даже дать клятву. Я им сказал, что, клянусь, всех изображу 20-25-ти лет! Они, довольные, рассмеялись и сказали, что будут довольны и 40 годами. Нет, - сказал я, - будете на моей картине 20-летними!»
С.П. Бочаров (р.1953). Москва. Рижский рынок. Перестройка. 1985 г. Холст, масло. 110 х 145 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Дюрнштайн. Австрия. 1986 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Крым. Алупкинский парк. Любимое дерево. 1986 г. Холст, масло. 100 х 130 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Спящий ребенок. 1986 г. Холст, масло. 50,5 х 44,5 см.
Сергею Бочарову заказывали свои портреты король Норвегии Олаф (1989), Президент КНДР Ким Ир Сен (1987), итальянский модельер Джани Версаче, дружба с которым длилась в течении 10 лет (1989), французский модельер Пако Рабанн (1989), знаменитые певцы Элтон Джон (1977), Лучано Паворотти (1991), хитрый немец Хайнц, семейные портреты – потрясают проникновением в сокровенный мир персонажей и тонким психологизмом. Художнику удается ухватить внутреннюю суть портретируемых, раскрыть их душу.
Сергей Бочаров у картины «Портрет Версаче». 1989 г.
С модельером Джанни Версаче Сергей Бочаров познакомился в Италии, когда гостил у Федерико Феллини. Желая помочь бедному русскому художнику заработать деньги на квартиру в Москве, режиссер познакомил его с известным модельером. Портрет Джанни Версаче написан художником в 1989 году. Композиция портрета сформировалась во время первого сеанса позирования, на который модельер пришел обнаженный ниже пояса и принял позу, запечатленную на полотне. Бочаров отвернул все обнажённые скульптуры к стене. А Версаче нарисовал как есть. Все детали картины: и костюм портретируемого, и предметы интерьера подлинные, о чем свидетельствует отпечаток пальца Джанни Версаче, который он поставил по завершению работы. Однако, несмотря на свое богатство, модельер не захотел заплатить художнику запрошенную сумму в 130 тысяч долларов. Позднее в споре за картину своим неосторожным высказыванием оскорбил патриотические чувства С. Бочарова. В результате художник пообещал никогда не продавать портрет и свое слово он сдержит, несмотря на многочисленные попытки со стороны родственников модельера приобрести его за любые деньги.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет итальянского модельера Джанни Версаче. (Версаче без штанов).
1989 г. Холст, масло. 100 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет французского модельера Пако Рабана. 1989 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Портрет короля Норвегии Олафа. 1989 г.
Холст, масло. 70 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Художник Антонина Таптыкова. 1988 г.
Холст, масло. 90 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вика Рюмина. 1989 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Хитрый немец Хайнц. 1988 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт. Сибирь. В сенях. 1984 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с устрицей. 1986 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с яблоками. 1986 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с ягодами. 1986 г. Холст, масло. 50 х 65 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Столик из замка Сан-Суси. 1986 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Натюрморт с птицами. Воспоминание о подарке Президента КНДР Ким Ир Сена.
1989 г. Холст, масло. 130 х 170 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Цветы и свиристель. 1986 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
Сергей Бочаров в Венеции. 1980-е гг.
Вот что рассказал Паворотти о написанном с него портрете (в сети нет): «Я не знаю ни одного современного художника так мастерски пишущего портрет, как этот русский – Бочаров. У него не только блестящая техника живописи, но и характер философа. Меня Сергей Бочаров изобразил с выражением страстного душевного порыва. Он показал, каким я могу и должен стать. На картине гармоническая личность с полным воплощением чувств и раздумий. На портрете он поднял меня так высоко, что я всю жизнь буду стремиться к моему идеалу!»
С.П. Бочаров (р.1953). Фонтан в Вене. 1986 г. Холст, масло. 50 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Площадь. Эскиз к кинофильму «Поездка в Висбаден» (1). 1986 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Эскиз к кинофильму «Поездка в Висбаден» (2). 1986 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Эскиз к кинофильму «Поездка в Висбаден» (3). 1987 г. Картон, масло. 35 х 50 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вена. Хофбург. 1987 г. Холст, масло. 80 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вена. Фиакры на Хельденплац. 1987 г. Холст, масло. 80 х 150 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вилла Лихтейнштейн в Валтице близ Вены. 1987 г. Холст, масло. 82 х 127 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Улица в Загорске. 1986 г. Холст, масло. 70 х 85 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2009 г. Цена 300.000 руб.
С.П. Бочаров (р.1953). Загорск. Вид на Троице-Сергиеву лавру. 1988 г. Холст, масло. 90 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Обнаженная. 1984 г. Холст, масло. 60 х 175 см.
Сергей Бочаров за работой над картиной «Неравный брак». 1989 г.
Большое полотно «Неравный брак» 1989 года открыло серию его работ «ОНИ».
С.П. Бочаров (р.1953). Неравный брак. (Из серии «ОНИ»). 1989 г. Холст, масло. 200 х 289 см.
Место действия в картине - Грановитая палата московского Кремля, зал царской власти. Название заимствовано у картины русского художника Василия Пукирева (1862), но оно лишь помогает художнику иллюстрировать тот факт, что России с сегодняшней Америкой не по пути, а в самой России сегодня существует только два класса, как определил Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Один класс – это патриоты, любящие Россию всегда и в любой ситуации. Другой класс – это воры, которые любят и представляют Америку, хотя самой Америке они нужны только как пятая колонна в России. Вместе с тем, они жаждут жить как элита на Западе, но для этого они выбирают не путь служения России, а грабеж ее богатств и народа. Для них главное то, что в народе называется «кормушка».
Молодая, красивая и богатая невеста в русском костюме ХIХ века – наша Родина, сухой старик-жених – экс-президент США Буш-старший, символизирующий западную демократию. Взгляд невесты с надеждой обращен на маленькую группу патриотов, которые остались служить своему народу. Девочка в белом – Россия. Официант, обслуживающий народно-патриотическую группу - автопортрет. Вот эта действительность и отражена в картине высокохудожественными средствами на мировом профессиональном уровне, подвигнувшем Лондонскую национальную галерею к попытке приобрести эту картину.
С.П. Бочаров (р.1953). Танцы в ДК «Новатор». 1987 г. Холст, масло. 140 х 175 см.
Камчатский краевой художественный музей.
С.П. Бочаров (р.1953). Эскиз к кинофильму «Забавы молодых». 1987 г. Картон, темпера. 50 х 70 см. Режиссёр Евгений Герасимов по сценарию Виктора Мережко. В ролях: Станислав Любшин, Марина Зудина, Нина Русланова, Валентина Теличкина, Николай Парфёнов, Виктор Павлов, Вячеслав Невинный, Алексей Серебряков и др.
С.П. Бочаров (р.1953). КНДР. Пхеньян социалистический. 1988 г. Картон, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Северная Корея. Город Механсан. 1988 г. Картон, масло. 60 х 90 см.
эС.П. Бочаров (р.1953). Осло. Норвегия. 1989 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Вид на Королевский дворец в Осло. 1989 г. Холст, масло. 50 х 70 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Дождь в Осло. 1989 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Эйдсволл. Норвегия. 1989 г. Холст, масло. 50 х 60 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Битва. 1990 г. Холст, масло. Частное собрание, Франция.
Сергей Бочаров за работой над картиной «Венеция. Мост Вздохов». 1990 г.
Современный русский художник Сергей Бочаров в качестве своего творческого девиза выбрал афоризм, приписываемый Аристотелю: «Искусство предназначено для очеловечивания человеческих чувств». Этому закону подчиняются все картины этого автора. Его работы отличаются реализмом, глубокой идейностью, искренним патриотическим служением российскому народу. Все это роднит их с творчеством передвижников. Сергей Бочаров – член Союза художников и Союза кинематографистов России. Является обладателем трех международных премий Гран-При за картины «Битва» (Франция), «Венеция. Большой канал. Вид на церковь Санта-Мария делла Салюте» и «Крым. Черное синее море. Мыс Ай-Тодор» (Италия).
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Мост Вздохов. 1990 г. Холст, масло. 115 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Белье венецианских каналов. 1989 г. Холст, масло. 20 х 18 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. 1990 г. Холст, масло. 70 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Последний луч. 1990 г.
Холст, масло. 70 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Утренний свет. 1990 г.
Холст, масло. 70 х 40 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Венеция. Вечер у собора Санта-Мария. 1990 г. Холст, масло. 25 х 20 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Из серии «Фонтаны Рима». 1990 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Рим. Площадь Испании. 1990 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Светлана Юренева. 1990 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
С.П. Бочаров (р.1953). Маша Юренева. 1990-1991 гг. Холст, масло. 100 х 80 см.
Сергей Бочаров за работой. Справа дочь Маша с котом «Дедушкой». 1990- гг.
Семья художника
Жена — Бочарова Галина Ивановна (Рахманова), 1954 года рождения - известно, что она выпускница Краснодарского художественного училища, а затем Государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Художник-график и живописец.
В семье Бочаровых 17 детей - Александр, 1971; Иван, 1973; Ольга и Дарья, 1975; Тарас, 1976; Пётр, 1977; Руслан, 1978; Александр, 1979; Людмила, 1980; Валентина, 1981; Андрей, 1982; Николай, 1984; Владимир, 1986; Елена, 1987; Максим, 1988; Мария, 1989; Наталия, 1991 (Сведения из Википедии).
Один из детей Бочаровых - Александр - воевал в Афганистане, где он погиб.