• Авторизация


«САМЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ» ПЬЕР БОННАР: ПРОЖИЛ ПОЛВЕКА С ЖЕНЩИНОЙ, О КОТОРОЙ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ И ЛЮБИЛ РИСОВАТЬ КОТИКОВ 17-12-2024 14:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 (700x673, 189Kb)

Вам приходилось когда-нибудь зрительные ощущения воспринимать на вкус? Глядя на сгущающиеся синие сумерки, слышать, как поют в ветвях засыпающие птицы? Ощущать бархатистость округлых боков спелого винограда и чувствовать аромат садовой клубники?
Пьер Боннар, которого называют величайшим колористом XX века, через сложные цветовые сочетания, наложение солнечных бликов и вечерних теней передаёт не просто гармонию пейзажа и красоту натюрморта, но все нюансы восприятия.

2 (595x700, 137Kb)
«Закат», 1913

3 (700x582, 157Kb)
«Натюрморт с глиняной посудой», 1918

4 (674x500, 123Kb)
«Терраса в Верноне», 1920, внесены изменения в 1939

Глядя на его картины, мы понимаем, что лиловый закат действительно накладывает на лица багровые тени; опускающийся вечер, разбавленный последними лучами заходящего солнца, накидывает на предметы в комнате оранжево-розовую кисею.

5 (481x700, 97Kb)
«Столовая с дверью в сад», 1930

6 (553x700, 164Kb)
«Кот у открытого окна»(вот он, спрятался за спиной собаки)

Ненастье – непременно серое, погожий солнечный день заливает всё вокруг расплавленным золотом, а раннее утро переливается словно перламутр.

7 (699x517, 84Kb)
«Монмартр под дождём», 1897

8 (700x661, 213Kb)
«Корзина бананов», 1926

9 (700x476, 125Kb)
«Пейзаж Ле-Канне»

На картинах Боннара махровая мимоза источает дурманящий аромат, вишня дразнит глянцевыми боками, пышные цветы превращаются в дивные растения райского сада, манящие нежными лепестками.

10 (700x604, 155Kb)
«Мимоза», 1915

11 (700x532, 135Kb)
«Натюрморт со скатертью»

12 (549x700, 113Kb)
«Анемоны», 1917

ПОБЕГ В ИСКУССТВО

Как часто бывает, в живопись Пьер Боннар пришёл не сразу: юноша, родившийся в семье чиновника, по настоянию отца изучал юриспруденцию в Сорбонне, но по велению сердца начал обучение в Академии Жюлиана – частной художественной академии художеств в Париже, а затем – в Школе изящных искусств.

13 (533x700, 136Kb)
Пьер Боннар. Автопортрет. 1889. Частное собрание

Пьер Боннар, сын Эжена Боннара, высокопоставленного чиновника Военного министерства, и уроженки Эльзаса Элизабет Мертцдорф, родился 3 октября 1867 года в пригороде Парижа Фонтен-о-Роз. «Автопортрет», 1889
Там в 1888 году образовалась группа «Наби» (от древнееврейского «пророк», «избранный»). Набиды, к которым примкнул Боннар, в основу положили поздний стиль Поля Гогена с главенством цветового начала, изобразительным символизмом, восточной орнаментальностью, пластичностью линий, декоративной обобщённостью форм. В живописи переплетались мотивы японской гравюры, французского народного искусства, африканской скульптуры и итальянских «примитивов».

14 (700x576, 137Kb)
«Девушка с попугаем», 1910

Каждую субботу члены «Наби», которым были придуманы тайные имена, собирались на Бульвар-дю-Монпарнас в квартире художника Поля Рансона, которую именовали «храмом». Вдохновлённые поэзией, музыкой, эзотерическими учениями Востока, молодые живописцы рядились в экзотические одежды, а сам хозяин мастерской появлялся перед ними в «костюме пророка».
Именно тогда было принято, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грёз. Позднее каждый из набидов изберёт свой путь в искусстве, но дружеские отношения они сохранят на всю оставшуюся жизнь.

15 (700x592, 141Kb)
«Пейзаж Ле-Канне», ок. 1935

«Картина – это собрание соединённых между собою пятен, создающих объект, полотно, по которому взгляд блуждает без всякой зацепки» (Пьер Боннар)

Первое время молодой художник пытается совмещать живопись с юриспруденцией и начинает работать в прокуратуре, куда, по собственному признанию, ходит «как на каторгу». Однако в 1891 году Боннар начал выставлять свои картины в «Салоне Независимых» и в галерее Le Barc де Boutteville, а в 1896 году Дюран-Рюэлем была организована первая персональная выставка талантливого живописца.

16 (567x699, 186Kb)
«Сад с красным деревом», 1909

В том же 1891 нарисованной им афишей восхитился Анри де Тулуз-Лотрек, и отец, по словам матери Боннара, плясал от счастья. Пьер принял решение окончательно порвать с юридической практикой – теперь «монтонная жизнь чиновника», которая так его угнетала, больше не маячила на горизонте.

17 (675x558, 140Kb)
Ширма «Средиземноморье» (триптих), 1911. Холст, масло. Центр, часть 407 х 152, боковые по 407 х 149 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1905 году Боннар отправился вместе с Эдуаром Вюйаром в путешествие по Испании. Затем были Англия, Голландия, Бельгия, Италия, Алжир, Тунис и южная Франция. Художник, до этого рисовавший эскизы мебели и афиши (в том числе для знаменитого кабаре Moulin Rouge), создававший театральные декорации и иллюстрировавший книги Октава Мирбо, Жюля Ренара и Поля Верлена, всё чаще обращается к пейзажной живописи.

18 (549x700, 128Kb)
«Узкая дорога в Ле-Канне», 1924

Он переносит на полотно райскую роскошь средиземноморских пейзажей и парижские улицы, используя насыщенные цветовые сочетания и создавая изысканные композиции, напоминающие замысловатые узоры персидских ковров или китайские шелка.

19 (700x557, 194Kb)
«Терраса в Верноне»

Помимо пейзажей Боннар обращается к теме уличных и бытовых сценок, пишет интерьеры, натюрморты и цветочные композиции.

20 (700x546, 146Kb)
«Мост искусств», 1905

21 (700x693, 146Kb)
«Конец ужина», 1907

22 (700x492, 94Kb)
«Голубая чашка», 1907

Тончайшие нюансы цвета, собранные в переливающуюся палитру, позволяли передать волшебную игру света, и комнаты в лучах «театрального» заката трансформировались в фантазийные миры, залитые лучами мириад ярчайших звёзд; пейзажи французской Ривьеры превращались в кущи райских садов, цветы источали нектар, а фрукты манили божественным вкусом амброзии.

23 (700x552, 176Kb)
«Фиолетовая сельская местность»

24 (618x700, 106Kb)
«Женщина на фоне интерьера», 1925

25 (628x700, 152Kb)
«Букет лютиков в голубой вазе», 1925

«Боннар выбрал точное время суток, когда электрический свет соперничает со светом уходящего дня. <…> Мгновение до или после – и этот баланс будет нарушен» (Ален Жобер)
Пьера Боннара называли последним проводником эстетики импрессионистов, но сам мастер отнюдь не рассыпался в ответных любезностях: он критиковал импрессионистов за недоработанность композиции и натуралистичность цвета.

26 (635x700, 128Kb)
«Самое красивое в музее – это окна», – утверждал Пьер Боннар, посетив Лувр. Окно в раме напоминает картину,
а картина, в свою очередь – окно, через которое мы смотрим на мир

Кроме того, в отличие от импрессионистов Боннар никогда не работал на пленэре. Впечатления момента он запечатлевал в эскизах, а затем приступал к картине, запуская ретроспективу воспоминаний: слой за слоем они переносились на холст, окрашенные эмоциями, чувствами, фантазиями и спектром красок внутреннего ока.

ЕГО «ОНА» И КОТИКИ

Мари Бурсэн (Maria Boursin) работала в цветочном магазине и буквально ослепила художника струящимся золотом пышных волос. Девушка с удивительными фиалковыми глазами стала для Пьера Боннара любовью, женой, музой и главной моделью: она изображена на 384 его полотнах.

27 (700x584, 124Kb)
«Девушка в соломенной шляпе» (Femme au Chapeau Rouge), 1903

Дочь провинциального плотника из Сент-Аман-Монрон, порвавшая все связи с семьёй, была окружена флёром таинственности: предпочитала, чтобы её называли Мартой де Мелиньи (настоящее имя возлюбленной стало известно Боннару только спустя 30 лет), скрывала истинный возраст – на поверку шестнадцатилетней «простушке» оказалось 24 – и сторонилась общества, замыкаясь в себе как жемчужина в раковине. Вероятно, девушка страдала различными фобиями, включая боязнь открытых пространств, и навязчивыми состояниями, заставлявшими её принимать ванну несколько раз в день.

28 (700x441, 197Kb)
«Nu dans le bain», 1936

Миниатюрная и грациозная, Марта обладала хрупким здоровьем, крайне подвижной психикой и непростым характером, но Пьер искренне любил её и находил удовольствие в множестве радостей и интимных мелочей повседневной жизни: он писал Марту, когда она отдыхает, спит или принимает ванну, одевается или неторопливо наводит лоск перед зеркалом. Именно к этому периоду идиллического тихого счастья относится цикл картин в стиле «ню».

29 (359x700, 66Kb)
«Nu dans un intérieur», vers 1935

«Боннар обладает силами феи, превращающей жёлтую тыкву в карету. Как она, он превращает банальный столик в ослепительную симфонию, а расписанный масляными красками умывальник становится под его кистью декорацией к «Сказкам тысячи и одной ночи» (Морис Дени)

Друзья считали Марту вздорной и сварливой женщиной, необузданной и дикой, которая отгородилась от мира со «своим Пьером», не желая ни с кем его делить. Но художник был очарован её красотой, томной негой, исходившей от всего её существа – к тому же, капризное и неуловимое Вдохновение расцветало рядом с ней.
Боннар часто вывозит Марту на юг Франции, да и сам снова и снова возвращается в Сен-Тропе, очарованный сочными красками субтропических ландшафтов; подолгу живёт в Каннах и Антибе.

30 (599x700, 198Kb)
«Боннар открыл для себя свет Лазурного берега в 1909 году. Для него это было откровением, подобным «Тысяче и одной ночи». С тех пор художник возвращался сюда практически ежегодно. В Сен-Тропе он приезжал к Синьяку и ходил с ним к морю. Вблизи Антиб – гостил у Ренуара в Кань-сюр-Мер. Грасс, Канны и наконец Ле-Канне с видом на Каннскую бухту, где 59-летний Боннар купил в 1925 году скромный дом» (Ален Жобер)
Едва ли не более частыми героями полотен Боннара становились животные: они присутствуют на трети из его 2300 работ.

31 (691x700, 108Kb)
Пьер Боннар и Пюсет, 1941 г. Фотограф Андре Остье

Художник испытывал к домашним питомцам – котам и собакам – настолько сильную сердечную привязанность, что нередко делал их центром композиции.

32 (597x600, 103Kb)
«Красная клетчатая скатерть», 1910

33 (553x700, 125Kb)
«Ребёнок и кошка», 1906

Изящные представители кошачьих с узкими раскосыми глазами и меланхоличными мордочками важно восседают за обеденным столом, а возле кресла, дивана и даже в ванной то и дело виднеется мокрый нос преданного друга.

ЛИСТАЙТЕ ГАЛЕРЕЮ:

34 (696x700, 145Kb)
Женщина с кошкой, или Требовательная кошка», 1912. Musée d’Orsay, Париж

Убю, Раважо, Пюсет, Блэк – любимцы мастера привнесли нотки уюта и трогательной непосредственности
в его полотна.

35 (700x393, 61Kb)

36 (640x620, 109Kb)
«Натюрморт с кошкой», 1924

Первым собственным домом живописец, покоривший все цвета радуги, обзавёлся в 1912 году в нормандском Верноне. Недалеко, в Живерни, творил знаменитый Клод Моне, у которого Боннар часто бывал в гостях.

37 (700x446, 108Kb)
«Весенний пейзаж», ок. 1935

38 (700x566, 219Kb)
«Сад в тени»

В 1925 году Пьер Боннар приобрёл виллу на Лазурном берегу – в Ле-Канне, и назвал её «Ле Боске» («Заросли»). К этому моменту он уже узаконил свои отношения с Мари Бурсэн – ни много ни мало после 30 лет совместной жизни.

39 (615x700, 142Kb)
Пьер Боннар, Артур и Хеди Ханлосер перед домом «Ле Боске» («Заросли»), Ле-Канне, 1927.
Фото из каталога к выставке «Боннар» Музей фонда Бейелер (Fondation Beyeler, Bâle, 2012)

Радость омрачило известие о самоубийстве бывшей возлюбленной художника Рене Моншати (Renée Monchaty), которая свела счёты с жизнью через месяц после заключения брака между Пьером и Мари.

40 (671x700, 182Kb)
«Лазурный берег», ок. 1923

Пьер Боннар и Мари Бурсэн прожили вместе 49 лет. Золотую годовщину любящей паре не суждено было отпраздновать: семейную идиллию оборвала смерть Мари 26 января 1942 года.
Прекрасная Марта позировала художнику бесчисленное количество раз, и беспощадное время не было властно над её лицом и телом.

41 (700x670, 166Kb)
«Миска молока», 1920

42 (700x546, 129Kb)
«Пейзаж Лазурного Берега», 1943

Боннар пережил фашистскую оккупацию и в 1946 году устроил ретроспективную выставку своих картин. Признанный мастер был крайне неприхотлив в быту: в путешествиях довольствовался скромными отельными номерами, не требовал роскоши или особенных удобств. Всё, что ему было необходимо – стол для работы, холст и кисти.

Стоимость полотен художника на исходе его жизни была весьма внушительна, но он сетовал только: «Все эти нули меня раздражают». Он не изменил себе: был прост в обращении с друзьями, коллегами, критиками и почитателями таланта, вёл скромный и уединённый образ жизни.

43 (678x455, 114Kb)
«Терраса», 1918

«Я надеюсь, что мои картины выдержат испытание временем и не потрескаются. Я бы хотел предстать перед молодыми художниками года 2000-го на крыльях бабочек», – писал он за несколько месяцев до смерти. Его мечты исполнились: ведь что, как не узорные крылья бабочки, овевают нас, когда мы смотрим на картины, будто написанные дивной пыльцой, опавшей с них.

44 (700x525, 149Kb)
«Пейзаж в Ле-Канне», 1938

45 (649x700, 143Kb)
«Осень: cборщики фруктов», 1912

©ГалопомПоЕвропам

46 (608x700, 134Kb)

47 (602x700, 107Kb)

48 (498x700, 119Kb)
49 (562x700, 785Kb)

Пьер Боннар скончался в Ле-Канне 23 января 1947 года.

ИСТОЧНИКИ

1972 Яворская - Боннар (400x520, 110Kb) 1975 Образ (404x520, 112Kb)
1. Н.В. Яворская. Пьер Боннар. Монография. Издательство «Искусство», Москва, 1972 г. – 128 с., ил. 2. Боннар. Альбом. Составитель и автор статьи А.Г. Костеневич. Издательство «Изобразительное искусство», Государственный Эрмитаж, Москва, 1976 г. – 29 с., 21 цв. ил.

Боннар и Наби в Эрмитаже (487x700, 128Kb)
3.Альберт Костеневич. Боннар и художники группы НАБИ. Альбом из коллекций
музеев России. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, Издательство «Паркстоун»,
Бурнемут, Англия, 1996 г. – 240 с., ил.

https://dzen.ru/a/YeZDTW4V3jRDRwJ7


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «САМЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ» ПЬЕР БОННАР: ПРОЖИЛ ПОЛВЕКА С ЖЕНЩИНОЙ, О КОТОРОЙ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ И ЛЮБИЛ РИСОВАТЬ КОТИКОВ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»