Пётр Митрофанович Шухмин (1894‑1955) - советский график и живописец. Родился в 1894 г. в Воронеже. Учился в студии В.Н. Мешкова в Москве (1912) и в Академии художеств (1912-1916) у И.И. Творожникова, А.В. Маковского, Д.Н. Кардовского. Пётр Шухмин был участником Первой мировой войны, а затем и Гражданской войны. Лишь в 1921 году он вновь взял в руки кисти и карандаши. Художнику были чужды живописные новации 1910-х годов и времени первых лет становления нового искусства, поэтому естественным было его участие в Ассоциации художников революционной России (1922). В 1920-е годы он обращается к теме Гражданской войны. Но наибольшую известность принесли художнику во время Великой Отечественной войны плакаты «Окна ТАСС». В 1934-1936 гг. преподавал в Академии художеств и в Институте прикладного и декоративного искусства (1948-1952) в Москве. Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Пётр Митрофанович Шухмин умер 2 мая 1955 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Пётр Митрофанович Шухмин родился 13 (25 января по новому стилю) 1894 года в Воронеже в многодетной семье. Из мещан. Отец Петра занимался мелкой торговлей и тем содержал семью, а мама вела нехитрое домашнее хозяйство и занималась воспитанием троих детей: Бориса, Петра и Татьяны. Семья жила небогато, но дружно, дети старались во всем помогать матери и не быть обузой.
П.М. Шухмин (1894‑1955). За единство Российской Коммунистической Парии (большевиков). Рисунок для журнала «Красный перец», 1923 г. № 17. Бумага, тушь, акварель. 29 х 26 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва (б. Музей революции СССР)
П.М. Шухмин (1894‑1955). Привет от Советской России Германии. Рисунок для журнала «Красный перец», 1923 г.
№ 12. Бумага, тушь, акварель. 37 х 29 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
В октябре 1923 года Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала планировал осуществить вооружённое Коммунистическое восстание в Германии - восстание с целью захвата власти немецкими коммунистами в Веймарской республике. Революция была запланирована на октябрь-ноябрь 1923 года, но была предотвращена в результате слабой организационной работы российских и германских коммунистов и действий военных частей Рейхсвера.
8 и 9 ноября 1923 года в Мюнхене была предпринята попытка государственного переворота в Веймарской республике лидером НСДАП Адольфом Гитлером, Эрихом Людендорфом и их сподвижниками. Но «пивной путч» тоже провалился. Все зачинщики, в том числе Гитлер, были арестованы и приговорены к тюремным срокам различной длительности с отбыванием в тюрьме.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Гонимые Октябрем. Рисунок для журнала «Красный перец», 1923 г. № 13.
Бумага, гуашь, акварель. 27 х 37 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Руки прочь от Китая. Рисунок для журнала «Красный перец», 1924 г. № 22.
Бумага, тушь. 37 х 37 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Три кита советского аппарата. Рисунок для журнала «Красный перец», 1923 г. № 5.
Бумага, тушь, акварель. 31 х 25,5 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Что видно Красному перцу из подвала. Рисунок для журнала «Красный перец»,
1923 г. № 16. Бумага, тушь, акварель. 16 х 36 см. Государственный центральный музей современной истории России,
Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Главное звено. Рисунок для журнала «Красный перец», 1924 г. № 11.
Бумага, тушь, акварель. 36 х 31 см. Государственный центральный музей современной истории России,
Москва. На рисунке лозунг В.И. Ленина: «Если мы теперь за это звено достаточно крепко ухватимся,
мы всей цепью в ближайшем будущем овладеем наверняка».
П.М. Шухмин (1894‑1955). Как надо чтить память Ленина. Рисунок для журнала «Красный перец»,
1925 г. № 3. Бумага, тушь, акварель. 44 х 36 см. Государственный центральный музей
современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Беспризорники. Иллюстрация для журнала «Красный перец». 1924 г.
Бумага, гуашь, акварель. 38,5 х 36,5 см. Государственный центральный музей современной истории России,
Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Проводник. Эпизод из гражданской войны. 1923 г. Фанера, масло. 153 х 153 см.
Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
Рисовать Пётр начал рано, удивив этим и друзей, и родителей, имевших весьма отдаленное отношение к искусству. Мама Петра знала много народных песен и, обладая хорошим голосом, любила петь и вообще всячески поощряла любое проявление творчества у детей, поэтому, видя увлечение сына рисованием, старалась всячески способствовать развитию его художественных способностей. В 1911 г. Шухмин окончил Воронежское реальное училище, параллельно посещая занятия в Воронежской бесплатной рисовальной школе и демонстрируя серьезные успехи в обучении основам художественного мастерства. Играл в любительских спектаклях.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953).
1920-1929 гг. Бумага, сангина, карандаш. 98,2 х 69 см. Государственный центральный музей
современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925). 1925 г.
Бумага, сангина, уголь. 63 х 49 см. Государственный центральный музей современной
истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет Феликса Эдмундовича Дзержинского (1877-1926).
Из архива газеты «Известия»
П.М. Шухмин (1894‑1955). Под знаменем ВКП(б) по пути Ленина идем к социализму.
1927 г. Литография. 71 х 67 см. Вологодский государственный музей-заповедник.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Обложка журнала «Красная нива». 1927 г. № 8
П.М. Шухмин (1894‑1955). На страже СССР. 1927 г.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Рабочий-металлист. 1926 г. Бумага, сангина, уголь. 79,5 х 95 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Роковая ошибка. Рисунок для журнала «Красный перец», 1925 г. № 4.
Бумага, белила, тушь, карандаш.38х34. Государственный центральный музей современной
истории России, Москва. Иллюстрация к народному присловию «Поздно пить Боржоми».
П.М. Шухмин (1894‑1955). Работница. Комсомолка. Отличница. 1927 г.
В конце 1911 года семья Шухминых в поисках лучшей доли переехала на постоянное местожительства в Москву, где Пётр Шухмин начал брать уроки рисования у известного русского живописца и графика, будущего доктора искусствоведения и профессора Всероссийской академии художеств Василия Никитича Мешкова (1867–1946), посещая его художественную мастерскую. Будучи опытным педагогом, Василий Никитич оценил природное дарование своего ученика, фактически дав ему базовое художественное образование.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Приказ о наступлении. 1928 г. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил РФ,
Москва.
После окончания Гражданской войны история Советской Армии становится главной и любимой темой творчества Шухмина. Одной из работ, посвященных трагическим событиям в истории страны стала картина «Приказ о наступлении». В какой-то мере и картина является автобиографичной. Только пережив минуту такого волнующего подъема, мог художник вложить в нее столько суровой силы и мужества. Именно такими, как на картине, были безымянные бесчисленные герои гражданской войны — боевые друзья Шухмина. Полотно является достаточно типичным для творчества молодых художников тех лет. В нем проявляется композиционное мастерство и хорошая техническая подготовка живописца.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Танкисты. 1928 г. Холст, .масло. 203 х 231 см.
Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Журнал «Красная Нива». Декабрь 1928 г. № 50. Обложка.
П.М. Шухмин (1894‑1955). В Военной академии РККА - на занятиях. 1930-е гг.
П.М. Шухмин (1894‑1955). У Смольного. 1930 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Десант с «Авроры» 1917 г. 1931 г. Холст, масло.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). XII лет Октября. Эскиз к плакату. 1929 г. Бумага, гуашь, карандаш.
73 х 52 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
У подножия стола капиталист пишет «Долой советскую власть!»
П.М. Шухмин (1894‑1955). Коминтерн. 1929 г. Эскиз к плакату. Бумага, соус. 74 х 60 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Милиционер на посту. 1932 г.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Обложка журнала. 1933 г. Бумага, тушь, акварель. 36,8 х 25,7 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955), Д.Н. Кардовский (1966-1943). Маневры Красной Армии. Эскиз панорамы. 1931-1939 гг.
Холст, масло. 80 х 278 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути. 1930-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 26 х 52 см. Переславль-Залесский музей-заповедник, Ярославская обл.
Именно Василий Никитич Мешков посоветовал Петру Шухмину поступать в столичную Императорскую Академию художеств, и в 1912 году молодой художник отправился в Санкт-Петербург, где с первого раза поступит в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился Шухмин у выдающихся педагогов академии тех лет: Ивана Ивановича Творожникова (1848–1919) — замечательного русского живописца-жанриста, академика Императорской Академии художеств; Александра Владимировича Маковского (1869–1924) - выдающегося русского живописца и графика, активного члена Товарищества передвижных художественных выставок, академика и профессора академии, а также у Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943) - известного русского и будущего советского художника-графика, профессора и действительного члена Академии художеств.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет актрисы Ольги Николаевны Андровской (1898-1975).
1940 г. Бумага, уголь, сангина. 189 х 100 см. Челябинский государственный музей
изобразительных искусств.
Шухмину нравилось учиться в училище, но закончить его было не суждено, поскольку в 1916 году студент последнего курса Шухмин ушел на фронт. Февральская революция способствовала его выдвижению в члены полкового комитета, а Октябрьская революция застала его уже председателем полкового комитета. Затем солдаты избрали его командиром полка. С честью пронес Шухмин звание красного командира через годы гражданской войны. Он участвовал в сражениях против Краснова, Деникина, Врангеля, боролся с бандитизмом на Украине. О живописи пришлось на время забыть… Только после окончания Гражданской войны в конце 1921 года Петр Шухмин, демобилизовавшись, вернулся в Москву.
П.М. Шухмин (1894‑1955). К.С. Станиславский. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага, акварель, белила, карандаш. 45 х 35,5 см.
Музей Московского Художественного театра (МХАТ), Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Вл.И. Немирович-Данченко. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага на картоне, сангина. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). О.Л. Книппер-Чехова. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага на картоне, сангина. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). А.К. Тарасова. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага на картоне, сангина. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). В.И. Качалов. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага, акварель, гуашь. 41,5 х 30 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). И.М. Москвин. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага на картоне, сангина. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Л.М. Леонидов. Портрет в жизни 1940-1950-е гг.
Бумага на картоне, сангина. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Н.П. Хмелев. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага на картоне, сангина. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). М.М. Тарханов. Портрет в жизни. 1940-1950-е гг.
Бумага, карандаш. 45 х 35 см. Музей МХАТ, Москва.
Вот что писал художник об этом тяжелом времени в своей автобиографии:
«Здесь, на фронте изобразительного искусства, я застал разгул и свистопляску так называемых левых (конструктивистов, беспредметников и прочих, и прочих). Реалистическое искусство было подвергнуто анафеме. Заниматься им, по мнению головки “эстетов”, считалось признаком “дурного тона”, отсталостью, провинциализмом, а главное — делом, безусловно, реакционным.
Нужно было всему этому противопоставить традиции русской школы живописи, основанной на принципе реализма. Нужно было начать борьбу за создание реалистической картины. Для меня существовал тогда и существует поныне только один принцип, только один путь в изобразительном искусстве — путь реализма. Естественно поэтому, что я примкнул к группе товарищей, основавших Ассоциацию художников революционной России — АХРР, провозгласившую принцип героического реализма».
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 253, эскиз. 1941 г. Бумага, гуашь, трафаретная печать. 67х 87 см.
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Москва.
С изображением поражения немецкого оккупанта русским бойцом.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 9. 28 июня 1941 г.
Текст Литбригады. Бумага, хромолитография. 73 x 29 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Ты на советском рубеже
Искал посадочной площадки!
Лети, лети! Тебе уже
Готово место для посадки!
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 401. Собаке собачья смерть.
Текст Арк. Когана. 1942 г. Бумага, трафарет.
Пермская государственная художественная галерея.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 404. «По заслугам дадено...».
Текст Мих. Шульмана. 1942 г. Бумага, трафарет. 189,5 х 95 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 418. Славная годовщина.
Текст Мих. Шульмана. 1942 г. Бумага, трафарет.
Пермская государственная художественная галерея.
На пощаду, немец, не надейся
Мы недаром презираем смерть.
Славные бойцы красноармейцы
Вышли победить иль умереть!..
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 463. Весенние «побеги».
Стихи Алексея Машистова. 1942 г. Бумага, трафарет.
Пермская государственная художественная галерея.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 475. Не в бровь, а в глаз. 1942 г.
Бумага, трафарет. 165 х 100 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 478/478а. Наша армия сильна!
1942 г. Бумага, трафарет. Пермская государственная художественная галерея.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 498. Успехи на лице.
Текст. Вас. Лебедева-Кумача. 1942 г. Бумага, трафарет.
Пермская государственная художественная галерея.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 511. Народные мстители. 1942 г.
Бумага, трафарет. 220 х 94,5 см. Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 543. Иди, мой сын, отбей врага!
Текст Вас. Лебедева-Кумача. 1942 г. Бумага, трафарет. 191 х 114 см.
Ярославский художественный музей.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 574/574а. Ни шагу назад! 1942 г.
Бумага, трафарет. Егорьевский историко-художественный музей, Московская обл.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 577. Русская сила. Текст из газет
и Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»». 1942 г. Бумага, трафарет. 226,5 х 80 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Получившему прекрасное классическое образование Петру Шухмину были глубоко неприемлемы живописные новации 1910-х годов и времени первых лет становления нового искусства. В своем творчестве он последовательно придерживался умеренных реалистических позиций. Основой его сложных многофигурных композиций являлся практически безупречный, подробный, выразительный академический рисунок. Уделяя в своих работах большое внимание проработке деталей, Шухмин добивался особой материальной убедительности в передаче фактуры предметов и аксессуаров, при этом его раннему творчеству свойственна определенная стилизация, придающая его произведениям большую монументальность и строгость.
П.М. Шухмин (1894‑1955), П.В. Мальков (1900-1953), П.П. Соколов-Скаля (1899-1961). Разгром фашистов под Москвой. Панно. 1942 г. Холст, масло. 385 х 615 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Афиша концерта Центрального ансамбля Краснофлотской песни и пляски ВМФ СССР в помещении Государственного ордена Ленина академического Малого театра СССР 11, 12, 13, 14 августа 1942 г. Постановка Е. Дзиган. Художники: Лауреат Сталинской премии П.М. Шухмин и П.П. Снопков.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 586. «Бейтесь до последней капли крови...» (Ленин).
1942 г. Бумага, трафарет. 180 х 81 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 579. Сталинградская битва. 1942 г.
Бумага, трафарет. 165 х 78 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
«Воины Красной Армии! Пусть каждый рубеж под Сталинградом, каждая улица и дом, где засели гитлеровцы
станет для них могилой! Опрокинуть и отбросить вражеские полчища – таков боевой приказ Родины!»
П.М. Шухмин (1894‑1955). Казнь немецкими фашистами Героя Сов Союза комсомольца Саши Чекалкина в 1941 г.
1942 г. Картон, гуашь.70 х 59 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
.М. Шухмин (1894‑1955). Танковая атака провалилась. Карикатура для журнала «Фронтовой юмор»,
1942 г. № 3. Бумага, тушь. 37 х 25,7 см. Государственный центральный музей современной истории России,
Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Немцы у автомобиля. Карикатура для журнала. 1942 г. Бумага, тушь. 28,5 х 25 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Неудавшаяся пирушка. 1942 г. Бумага, тушь. 32,2 х 28,5 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Два советских летчика. Рисунок для журнала «Фронтовой юмор».
1941-1042 гг. Бумага, тушь. 37 х 27,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 655. Все для фронта! Все для победы!
Текст Демьяна Бедного. 1943 г. Бумага, трафарет. 173,5 х 122 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 699/669а. Под знаменем Ленина,
под водительством Сталина вперед... 1943 г. Бумага, трафарет. 233 х 110 см.
Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
Основной темой произведений П. Шухмина в 1920-е годы стала тема прошедшей Гражданской войны. Одной из наиболее известных картин, посвященных трагическим событиям в недавней истории страны, явилась картина «Приказ о наступлении» (1925). В 1928 году в Москве открылась десятая выставка АХРР (Ассоциации художников революционной России), посвященная десятилетию Красной армии. К числу лучших картин, экспонировавшихся на этой выставке, принадлежало как раз полотно «Приказ о наступлении» Петра Шухмина. Картина является достаточно типичной для творчества молодых художников тех лет. В ней отчетливо проявляется композиционное мастерство и хорошая техническая подготовка живописца.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова.
1943 г. Холст, масло.100 x 80 см. Государственный центральный музей современной
истории России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет маршала Советского Союза Ф.И. Толбухина. 1943 г.
Холст, масло.100 x 80 см. Государственный центральный музей современной истории
России, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет гвардии старшего лейтенанта И.В. Туркевича. 1943 г.
Картон, пастель. 70 х 59 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 792/792а. По-гвардейски. Текст Демьяна Бедного.
1943 г. Бумага, трафарет. 174 х 122 см Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 750 «Расторговался немец крупно...».
Текст Демьяна Бедного. 1943 г. Бумага, трафарет. 211 х 79 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 219. Месть! Плакат. Текст Демьяна Бедного.
1943 г. Бумага, трафарет. 40,2 x 31,8 см. Государственный исторический музей, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Железнодорожник! Помни, задержка одного вагона
на сутки лишает фронт...Плакат. 1943 г. Бумага, трафарет. 58 х 54,2 см.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого Санкт-Петербург.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 766. Сын полка. Текст А. Жарова.
1943 г. Бумага, трафарет.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 890. Подарок с Востока.
Текст А. Жарова. 1944 г. Бумага, трафарет. 170,5 х 82 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 898. Срок наступил.
Текст Веры Инбер. 1944 г. Бумага, трафарет. 175 х 87 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Стихотворение Веры Инбер «Срок наступил» посвящено началу операции по полному
освобождению Ленинграда от фашистской блокады.
«По краю неба вспышки огневые,
Громами опоясан горизонт.
Пришел в движенье Ленинградский фронт, –
Настали дни для немцев роковые.
Блокированный ими Ленинград
Идет на них гранитною стеною,
Он шлет на них артиллерийский град,
Он косит их атакой штыковою...»
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 920. Родные братья.
Текст А. Жарова. 1944 г. Бумага, трафарет. 184 х 85,5 см.
Пермская государственная художественная галерея.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 953. Смерть немецким захватчикам!
23 февраля 1944 года. Бумага, трафарет. 162 х 84 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Плакат несёт агитационную направленность на усиление борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков. На рисунке помещена выдержка из Приказа Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 23 февраля 1944 года ко Дню Советской Армии и Военно-Морского Флота: «Враг терпит поражение за поражением. Однако он ещё не разбит. Гитлеровские разбойники, видя приближение своей гибели и неизбежность возмездия за все чудовищные злодеяния, совершённые ими на нашей земле, сопротивляются с яростью обречённых. Они бросают в бой последние силы и резервы, цепляются за каждый метр советской земли, за каждый выгодный рубеж».
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 988. «Наша интеллигенция обогатила советскую науку и технику, культуру и искусство новыми выдающимися достижениями и открытиями» (Из Приказа Верховного Главнокомандующего тов. Сталина 1 мая 1944 года). Бумага, трафарет. 161,5 х 87 см. Пермская государственная художественная галерея.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 988. Фрагмент. 1944 г. Бумага, трафарет.
Пермская государственная художественная галерея.
В 1930-е годы Пётр Шухмин активно пробовал себя в плакате («Под знаменем ВКП(б) по пути Ленина идем к социализму», 1927; «XXI лет Октября», 1929; «Коминтерн», 1929; «Вошь разносит сыпной тиф, береги себя, береги коллектив!», 1930).
Но наибольшую известность принесли художнику плакаты Великой Отечественной войны, когда художник активно включился в работу по выпуску оборонных плакатов «Окна ТАСС», являясь одним из самых производительных авторов этой мастерской («Ни шагу назад!», № 574, 1942; «Смерть немецким захватчикам!», №953, 1944). За серию плакатов «Окна ТАСС», за вклад в поднятие боевого духа в период войны награждён Государственной премией СССР второй степени, в составе ведущих художников «окон», Куркрыниксов, Соколова-Скали, Савицкого, Черемных, Радлова (1942).
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1032. Репин и белофинские дикари.
Текст Демьяна Бедного. 1944 г. Бумага, трафарет. 186 х 85 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Плакат посвящается трагедии, случившейся во время Великой Отечественной войны, когда в июне 1944 г. белофинские войска-изверги при отступлении разрушили и осквернили дом-музей И.Е. Репина в Пенатах. Музей был полностью восстановлен и открыт для посетителей только через 18 лет в 1962 году.
Руины дома И. Е. Репина. Июнь 1944 г. Неизвестный фотограф.
«Здесь наш великий Репин жил.
Но банда гнусная горилл
Дотла сожгла его «Пенаты».
Факт этот ясно подтвердил,
Что белофинские солдаты
Немецкой выучкой богаты!
— Жги! Разоряй! Хватай! Бери!
В час окончательной расплаты
Узнают эти дикари,
Ответя за свои все вины,
Что значит превращать в руины
Культуры нашей алтари!»
(Демьян Бедный)
Руины дома И. Е. Репина. Июнь 1944 г. Неизвестный фотограф.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1020. Артиллерия - бог войны.
Текст Сергея Спасского. 1944 г. Бумага, трафарет. 175 х 88,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1020. Артиллерия - бог войны. Эскиз. 1944 г.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1022. Столица Литвы - Вильнюс освобожден!
Текст Вас. Лебедева-Кумача. 1944 г. Бумага, трафарет. 172,5 х 86,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
«Вильнюс наш – говорят нам сегодня
Величавые залпы Москвы.
Флаг советский торжественно поднят
Над свободной столицей Литвы!
Пробил час, – ненавистное иго
Скоро сбросит литовский народ.
Мы идем! Слышат Таллин и Рига
Наших танков стремительный ход»
(Вас. Лебедев-Кумач)
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1076. Да здравствует освобожденная
Советская Украина! 16 октября 1944 г. Бумага, трафарет. 153,5 х 86 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1098. Да здравствуют артиллеристы и миномётчики Красной Армии! (Из призывов ЦК ВКП (б) к 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции). 1944 г. Бумага, трафарет. 157,5 х 87 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1111. Слава воинам - артиллеристам!
Текст Вас. Лебедева-Кумача. 1944 г. Бумага, трафарет. 175 х 86 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1144. Ленин с нами.
Текст Вас. Лебедева-Кумача. Бумага, трафарет. 132 х 79 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
«В тылу и на фронте - ЛЕНИН С НАМИ,
В бою и в работе, везде и всегда.
Он наше оружие, наше знамя,
Он путеводная наша звезда»
(Вас. Лебедев-Кумач)
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1242. «Да здравствует великий организатор и вдохновитель исторической победы советского народа над германским империализмом – наш любимый вождь и учитель товарищ Сталин!». 24 мая 1945 г. Бумага, трафарет. 156 х 87 см Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1248. Бесславный конец. Текст Демьяна Бедного. 1 июня 1945 г. Бумага, трафарет. 148,5 х 122,5 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Маршал Жуков на картине
Смотрит строго. — Немцы тут?
— Ждут приказа. — Пусть войдут!
Немцы — трое, в высшем чине —
По известной всем причине
Мрачно перышком скребут:
Проиграв войну, в Берлине
Расписалися: «Капут!»
(Демьян Бедный)
П.М. Шухмин (1894‑1955). Окно ТАСС № 1317. Сдержим свое слово!
29 сентября 1945 г. Текст Мих. Шульмана. Бумага, трафарет. 125 х 99 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Пётр Шухмин с успехом работал в различных художественных жанрах. Являясь автором преимущественно исторических полотен, а история Советской армии являлась главной и любимой темой его творчества, Пётр Митрофанович неоднократно обращался и к портрету, запечатлев современных ему деятелей культуры и военачальников. Среди его многочисленных произведений портреты артистов, политических и военных деятелей, в том числе Б.В. Щукина, Д.Д. Шостаковича, А.П. Чехова, Б.М. Шухмина, М.В. Фрунзе, М.И. Калинина, Ф.И. Толбухина, Л.А. Говорова и многих других. Его произведениям всегда были свойственны выразительность композиции, строгость колорита.
Награды и премии П.М. Шухмина
Сталинская премия второй степени (1942) — за серию политических плакатов и карикатур в «Окнах ТАСС»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
П.М. Шухмин (1894‑1955). Батальная сцена. На поле боя. 1946 г. Холст, масло. 90 х 109,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, 2008 г. Цена 75.000 руб.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Отражение танковой атаки. 1945 г. Холст, масло. 135 х 182 см.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ, Санкт-Петербург.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Непокоренные. 1948 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Пограничник. Холст на картоне, масло. 52 х 100 см.
Межпоселенческое социально-культурное объединение Данковского муниципального р-на Липецкой обл.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Литейщики. 1940-е гг. Холст, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Портрет Вольфа Мессинга. 1946 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). У памятника Пушкину. 1949 г. Бумага серая, гуашь,
карандаш, карандаши цветные. 58,9 х 44,5. Государственный музей А.С. Пушкина,
Москва.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Иллюстрация к роману Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. 1949 г.
Бумага, смешанная техника. 35 х 44 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Цена 35.000 руб.
П.М. Шухмин (1894‑1955). А.П. Чехов. 1950-е гг. Бумага, карандаш.
Челябинский музей изобразительных искусств.
П.М. Шухмин (1894‑1955). Узбекский мальчик. 1950-е гг. Холст, масло. 43 х 33 см.
Таганрогский художественный музей.
П.М. Шухмин (1894‑1955). «1905 год». 1951-1955 гг. Холст, масло. 202 х 231 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Много времени Шухмин уделял преподавательской деятельности, преподавал во Всероссийской Академии художеств (1934–1936), Институте прикладного и декоративного искусства в Москве (1948–1952).
Пётр Митрофанович Шухмин умер 2 мая 1955 года в возрасте 61 год. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Рядом упокоилась и жена художника - заслуженная артистка РСФСР Н.И. Сластенина-Шухмина (1889–1966), пережившая мужа на одиннадцать лет.
Могила художника П.М. Шухмина и его жены Н.И. Сластениной-Шухминой на Новодевичьем кладбище Москвы.
Сегодня произведения И.М. Шухмина украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея Вооруженных сил России, Музея современной истории России. Плакаты Петра Митрофановича Шухмина хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Таганрогского художественного музея, Челябинского государственного музея изобразительных искусств. в многочисленных частных российских и зарубежных коллекциях.
П.М. Шухмин. Буклет. Издательство «Советский художник» Художественного Фонда СССР,
1950 г. – 8 стр., 7 ч/б. ил. Единственное издание Шухмина, которое удалось найти в сети.
Плакаты П.М. Шухмина хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея политической истории России, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Вологодского государственного музея-заповедника, Тверского государственного объединенного музея, Центрального военно-морского музея, Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Ярославского художественного музея, в частных коллекциях России и зарубежья.
ИСТОЧНИКИ
1. Р.С. Кауфман. Советская тематическая картина 1917-1941. Ответ. ред. акад. И.Э. Грабарь. Москва, Издательство Академии наук СССР, 1951 г. – 172 с., ил. Тираж 10.000 экз. 2. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х тт. Том 2 М-Я. Глав. ред. В.М. Полевой. Москва, Издательство «Советская энциклопедия», 1986 г. – 432 с., ил. Тираж 200.000 экз.