Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. 1905 г. Холст, масло. 65 х 65 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957) – французский художник чешского происхождения, представитель модерна, один из основоположников абстрактного искусства. Купка родился в 1871 году в городке Опочно, в Австро-Венгерской империи (ныне в Чехии). Получил формальное образование в Пражской академии искусств и Академии изящных искусств в Вене. Переехав в Париж, он проявил сильный интерес к современному искусству, пока работал иллюстратором для журналов. Недолгое время посещал Академию Жюльена и Школу изящных искусств, прежде чем попасть в среду художников группы ««Section d’Or» (Золотое сечение). В течение своей карьеры он перешел от фигуративных картин, таких как его автопортрет «В желтой гамме» (1907), к теоретически обоснованной абстракции, представленной в «Дисках Ньютона» (1912). Франтишек Купка входит в тройку славянских патриархов абстрактного искусства и выходцев из России, наравне с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем.
Франтишек Купка (чеш. Frantisek Kupka, также известный как Frank Kupka или François Kupka) родился 23 сентября 1871 года в небольшом городке Опочно в Австро-Венгерской империи (ныне Чехия). Его родителями были Жозефа Шпачкова и Вацлав Купка, помощник местного нотариуса. Франтишек был старшим из пяти детей в семье. Через год посте рождения семья будущего художника переезжает в Добрушку. Там Франтишек, когда ему исполнится 14 лет, будет учиться у седельных дел мастера Жозефа Шишки, бывшего по совместительству руководителем тайного спиритического общества. С юности Франк увлекался различными модными для того времени занятиями, прежде всего оккультизмом, связи в котором (этим увлекались состоятельные люди) помогли ему в дальнейшем стать художником.
Франтишек Купка (1871-1957). Эдип и Сфинкс. 1891 г. Рисунок. VKontakte.ru
Франтишек Купка (1871-1957). Смерть Генриха Гейне. 1891 г. Бумага, гуашь. 39,1 х 49,7 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Другой берег (Берег Марны). 1895 г.
Холст, масло. 46 х 38 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Танец смерти. Париж, 14 сентября 1896 г. Рисунок. 13 x 20,5 см.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина-обезьяна (Femme aux Singes).
1896 г. Бумага, акварель, графит. 22,7 x 13,3 cм. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Прогресс в живописи. 1898 г.
Бумага, уголь, белила. 59 х 33 см. Галерея-аукцион Кодль, Пльзень Чехия.
Франтишек Купка (1871-1957). Любитель книг (Библиоман). 1987 г. Холст, масло. 94 х 151 см.
Коллекция Пражского Града, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд «В саду». 1897 г. Бумага, гуашь, акварель.
28,3 х 26 см. Аукцион Leland Little Auctions, Хиллсборо, Северная Каролина, 2013 г.
Лот продан за $19.000 дол.
Франтишек Купка (1871-1957). Лотос-Душа (The-Lotus-Soul). Триптих. 1898 г. Бумага, акварель. 38,5 х 57,7 см.
Национальная галерея, Прага.
Триптих «Душа лотоса» открывается сюжетом «Начало жизни». В нем максимально отражено единство женщины и стихии воды: водяные лилии и человеческий эмбрион, плавающий в круге света, соединенном пуповиной с цветком. Как и «Волна» (1902), этот триптих апеллирует к образно-символическому ряду божественного и одновременно стихийного аспекта женщины.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина с длинной шеей. 1898 г. Холст, масло. 54 x 63 см.
Коллекция Вайтфорд и Хьюгс, Лондон.
Франтишек Купка (1871-1957). Деньги. 1899 г. Холст, масло. 81 x 81 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Дураки (Les Fous). 1899 г. Литография. 33,3 х 70,1 см.
Институт искусств, Чикаго.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет пани Нини Купка. 1899 г.
Бумага, уголь. 56 x 43 см. Частное собрание.
Франтишек Купка в саду в Пюто. 1906 г.
Одним из членов спиритического клуба был сам губернатор Добрушки, который, увидев работы юноши, сделал Купке первый заказ, а затем протежировал его поступление в Школу ремесел. В 1888 году Купке удалось поступить в Художественно-промышленное училище в Яромеже, а уже на следующий год он успешно выдержал экзамены в Пражскую академию художеств, в которой он учился в 1881-1891 гг. на факультете исторической и религиозной живописи. Затем последовала Вена, где он продолжил свое обучение в Венской академии художеств (1891-1892). На него повлиял художник и социальный реформатор Карл Вильгельм Дифенбах (1851-1913) и его натуралистический образ жизни. Купка сполна окунулся в богемную жизнь, причем увлекался натурщицами не только как моделями. Сам же он запал в душу датчанке Марии Брун, модели, которая «поддерживала его финансово», как деликатно выражаются биографы. Вместе они много путешествовали по Скандинавии, а с 1895 года обосновались в Париже, где Купка посещал академию Жюльена, а затем учился у Жана-Пьера Лорана в Школе изящных искусств. Через три года Мария умерла от рака. Художник довольно быстро утешился в объятиях натурщицы Габриэллы с Монмартра. Именно она запечатлена на картинах знаменитого цикла «Деньги».
Франтишек Купка (1871-1957). Медитация. 1899 г. Картон, уголь, мел. 60,5 х 44,7 см.
Художественная галерея в Остраве, Чехия.
В «Медитации» персонаж обнажен и стоит на коленях лицом к озеру, перед величественной горой. Когда он был студентом, Купка зарабатывал деньги, работая экстрасенсом, но он никогда не связывался со спиритическими группами, считая их несерьезными.
Франтишек Купка (1871-1957). Восхищение. 1899 г. Бумага, гуашь, уголь, акварель, карандаш и пастель.
39,4 x 37,8 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Шоу-герл. 1900 г. Бумага, пастель. 41,5 x 50,8 см.
Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.
Франтишек Купка (1871-1957). Рождение, или Начало жизни. 1900-1902 гг.
Бумага, цветная акватинта. 34,5 х 34,7 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Скалы на побережье. 1900 г. Бумага, гуашь. 21,5 x 29,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Червь-завоеватель. Иллюстрация к стихотворению
Эдгара По «The Conqueror Worm». 1900 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Победоносный дракон. 1900 г. Бумага, тушь, мел.
Франтишек Купка (1871-1957). Голос тишины. Сопротивление - Черный идол. 1900-1903 гг.
Гравюра травлением (Etching). 34,7 х 34,7 см. Национальная галерея, Прага.
То же самое - Бумага, цветная акватинта. 44,8 х 38,2 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
«Сопротивление» - одна из четырех гравюр Купки из серии под названием «Путь тишины». Ее название отсылает к трактату русского теософа Елены Блаватской «Голос тишины» (1889). Гравюры в серии были своего рода визуальным напоминанием о современном Человеке в поисках, который должен обратиться не только к великим древним культурам, но и к космическим законам Вселенной. «Сопротивление» было вдохновлено поэмой Эдгара По «Страна грез» 1844 года о паломнике, путешествующем по темному и пустынному ландшафту, где Эйдолон, называемый Ночью, восседает прямо на черном троне. На сцене доминирует колоссальная фигура правителя с головой сфинкса. На рисунке владыка земли с вызовом смотрит на небеса. Второе название картины «Вызов».
Франтишек Купка (1871-1957). Голос тишины. Сопротивление - Черный идол. 1900-1903 гг.
Бумага, гуашь. 56 х 47 см. Частное собрание, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Волшебник. 1900 г. Бумага, акварель, перо, тушь.
32 х 23,5 см Впервые опубликован в журнале «Cocorico», № 37, 15 июля 1900 года.
Вот такие «волшебники» водилисть во Францмм задоло до наших Кашпировского, Чумака и др.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к книге Йозефа Сватоплука Махара
«Здесь должны цвести розы». 1901 г. Бумага, тушь, карандаш, акварель. 37 х 24 см.
Частное собрание.
Йозеф Сватоплук Махар (1864-1942) - чешский поэт, писатель, публицист, политик.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет молодой девушки в профиль. 1893 г.
Холст, масло. 30,5 x 25,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2001 г.
Лот продан за GBP 2.350 фунтов.
Франтишек Купка (1871-1957). Спящее лицо. 1902 г. Бумага, уголь, мел. 24 x 18 см.
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет в желтой гамме (The yellow Scale). 1907 г.
Холст, масло. Музей изящных искусств Хьюстона, США.
В Париже первое время Купка зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с конца XIX века до первых лет XX века он активно работал как карикатурист и иллюстратор в журналах и анархистской прессе (под псевдонимом Поль Реньяр). Купка выпустил для печати несколько сотен графических работ. Его вклад очень разнообразен: от символистских композиций до репортажей о текущих событиях, включая сатирическую критику общественного договора. Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков «Мир», «Деньги», «Проституция» (1902-1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Реклю «Человек и земля». А уже окончательно сформировался как разносторонний художник в Париже, поселившись на Монмартре, будучи первопроходцем (или в числе первых) новых художественных направлений.
Франтишек Купка (1871-1957). Вид из окна кареты. 1901 г. Бумага, гуашь, акварель с картонной накладкой.
50,6 x 60 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Баллада о Европе (Радости жизни). 1901-1902 гг. Дерево, масло. 83,5 х 126,5 см.
Национальная галерея, Прага.
Когда Купка писал это полотно, он был глубоко погружен в изучение языческой древности и символизма. В картине он изобразил двух своих возлюбленных, скачущих верхом по берегу моря, - безвременно умершую датчанку Марию Брюн и нынешнюю француженку Габриэль. В письме писателю Мачару в 1902 г. он писал: «Тонкими, совсем простыми средствами я хочу выразить кое-что из того, что я чувствовал, когда сидел один на берегу моря. Берег моря и облака - это гудит от какой-то неведомой радости. В воздухе словно радостно танцуют тысячи эльфов... У всех нас есть стремление к радости, к некоему чистому нематериальному ощущению благополучия. Я желаю каждому, кто увидит это картину, чтобы испытать такие чувства...».
Франтишек Купка (1871-1957). «Наука побеждает деньги». Специальный выпуск
журнала «L’Assiette au Beurre» (Масляная тарелка или Свиная бочка). 1902 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Гуманизм. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Деньги. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Международная банда капиталистов. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Нет войне! Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Всегда бедный. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз памятного листа рабочей выставки в Праге.
1902 г. Бумага, гуашь. 54,1 х 43,8 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Нет проституции!
Франтишек Купка (1871-1957). Фольклорный фестиваль в Нейи. 1902 г.
Бумага, уголь, чернила. 52,4 х 44,5 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Дамы в кафе. 1903 г. Бумага, тушь. 21 х 13,5 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет в желтой гамме (The yellow Scale).
1907-1908 гг. Холст, масло. 79 х 79 см. Центр Помпиду, Париж.
Графические работы рубежа веков свидетельствуют о духовных исканиях Купки и влиянии символизма на художника. В картине «Медитация» персонаж стоит на коленях лицом к озеру, перед величественной горой. Когда он был студентом, Купка зарабатывал деньги, работая экстрасенсом, но он никогда не связывался со спиритическими группами, считая их несерьезными.
Когда он снова всерьез занялся живописью, к тому времени, когда он переехал в Пюто в 1906 году, он придавал все большее значение цвету, бесконечно усиливая его в «Жиголетте в красном» или в «Автопортрете в желтой гамме», мастерская и знаковая картина его исследований.
Франтишек Купка (1871-1957). Волна. 1902-1903 гг. Картон, гуашь, акварель. 40,8 x 50,2 см.
Национальная галерея, Прага.
«Волна» написана в Париже, в этот период Купка следовал символистской традиции. Изображенная среди бушующей стихии девушка кажется частью самой стихии. Символизм картины построен на контрастах: вода и камень, неподвижное и ни на мгновенье не останавливающееся, хрупкость и мощь. И на сопоставлениях: женщина и волна, развевающаяся одежда и летящие брызги воды, небрежно собранные в пучок волосы и изогнутые гребни волн, едва прикрытое тело и девственная красота природы.
Женщина и вода – ответы на вопрос «откуда появилась жизнь», они обе стоят у истоков. Купка всю жизнь пытался решить задачу соединения видимого и непознаваемого, воплотить «вечное космическое движение». Позже он будет делать это посредством абстрактных картин.
Франтишек Купка (1871-1957). Путь тишины I (Сфинксы). 1903 г. Картон, масло. 58,5 х 69 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Путь Тишины II (Путь в бесконечность). 1903 г. Холст, пастель. 80 х 90 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Путь тишины II. Вариант. 1903 г. Цветная литография.
34,1 x 34,8 см. Институт искусств Миннеаполиса, США.
Франтишек Купка (1871-1957). Обложка сборника стихов Йозефа Сватоплука Махара
«Pele-Mele» (Всякая всячина). 2-е издание. Прага, 1903 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина перед картиной. 1903 г. Картон, масло. 45 х 38,5 см.
Галерея Кодль, Пльзень Чехия.
Франтишек Купка (1871-1957). Обнаженная девушка на берегу моря. 1903 г.
Картон, пастель, темпера, масло. 44 х 43 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г.
Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщица. 1904 г. Холст, масло. 56 х 56 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2015 г. Лот продан за EUR 295.800 евро.
Франтишек Купка (1871-1957). Андре раздевается. Холст, масло. 41 х 33 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 72.100 фунтов.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина в зеркале. 1903 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Галерея Zlatá Husa Gallery, Прага. Коллекция Владимира Железного.
Франтишек Купка (1871-1957). Танцоры. 1904-1905 гг. Бумага, сангина, уголь. 44,7 х 53,8 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Два танцора. 1905 г. Холст, масло. 38 х 46,5 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). В доме романиста (Новеллист). 1903 г.
Бумага, акварель, чернила. 47,5 x 41,5 см. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Рисунок без названия. 1902-1904 гг.
Франтишек Купка (1871-1957). Сотворение человека. 1904 г. Бумага, тушь, акваредь. 44,5 х 60 см.
Опубликовано в журнале «Тарелке с маслом», Религии, № 162. Париж, Музей Орсэ, хранится в Лувре.
Франтишек Купка (1871-1957). Богиня Разума. 1904 г. Бумага, тушь, акварель.
Опубликовано в журнале «L'assiette au beurre» (Тарелке с маслом), Религии, № 162,
60 х 44,5 см. Париж, Музей Орсэ, хранится в Лувре.
Франтишек Купка (1871-1957). Религии. Обложка журнала «L'assiette au beurre»
(Тарелка с маслом), от 7 мая 1904 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Распятие. Опубликовано в журнале «L'assiette au beurre»
(Тарелке с маслом), Религии, № 162. 1904 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Турецкий Бог. Опубликовано в журнале
«L'assiette au beurre» (Тарелке с маслом), Религии, № 162. 1904 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. 15.IX.1910 г. Холст, масло. 46 х 55 см.
Национальная галерея, Прага.
В 1906 году Купка поселился в парижском пригороде Пюто, где он стал соседом художника Жака Вийона, и в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon d’Automne). Евгения Строб, которую друзья называли Нини, ради Купки бросила своего мужа и трехлетнюю дочь. Лишь спустя шесть лет Франтишек женился на Нини и она переехалак нему в Пюто. Она стала не только женой, но и убежденной поклонницей его искусства. Главной сферой его творчества со временем стала живопись. Увлеченный, наряду с теософской мистикой, научными теориями света и цвета (от Ньютона до Шеврейля), Купка перешел от символизма и неоимпрессионизма («Автопортрет с женой», 1908, Национальная галерея, Прага) к беспредметным композициям. Среди характерных работ последнего рода - «Космическая весна» (1911-1920, там же), «Красные и синие круги» (1911-1912, Музей современного искусства МОМА, Нью-Йорк).
Франтишек Купка (1871-1957). Процессия. 1905 г. Бумага, офорт. 33 x 38 см.
Коллекция Владимира Железного, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Песнь песней царя Соломона. В дословном переводе
и возвращении на сцену Жана де Боннефона впервые была исполнена в Париже. 1905 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Песнь песней царя Соломона. 1904 г. Бумага, гравюра.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация № 2 к «Песне песней царя Соломона».
1905 г. Гравюра на дереве.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация № 3 к «Песне песней царя Соломона».
1905 г. Гравюра на дереве. 39,4 х 29,3 см. Частное собрание, Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей. 1909 г. Бумага, гуашь, акварель,
тушь, карандаш. 29 x 22,3 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (1). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш. 34 x 38,5 см.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (2). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (3). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (4). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (5). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (6). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Из цикла «Человек и земля». 1904 г.
Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Рекламный плакат для книги «Человек и Земля»
Элизе Реклю. 1905 г. Литография. 135 х 95 см. Частное собрание.
Элизе Реклю, полное имя Жак Элизе Реклю (1830-1905) — французский географ и историк, член
Парижского Географического общества, убеждённый вегетарианец и анархист.
Франтишек Купка (1871-1957). Рекламный плакат для книги «Человек и Земля»
Элизе Реклю. Фрагмент. 1905 г. Литография. Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Ты должен нам его отдать! [мир]. Рисунок для специального выпуска журнала
«L'Assiette au Beurre La Paix», 1904 г. Музей Орсэ, Париж, хранится в Отделе графики Лувра.
В Париже в начале 1900-х годов Купка вошел в круг художников, включая Марселя Дюшана, Фернана Леже и Фрэнсиса Пикабиа, которые проводили столько же времени, обсуждая искусство и идеи, сколько и создавая работы. Благодаря этим обсуждениям Купка все больше убеждался, что цвет сам по себе может вызывать сильные чувства, подобно музыке, и его живопись становится более яркой, экспериментальной и абстрактной. Фактически, он создал то, что в то время было одним из первых нерепрезентативных полотен европейского художника, и стал ключевой фигурой в движении орфизма. Гийом Аполлинер придумал этот термин «орфизм» примерно в 1912 году в ответ на работы Купки, Фрэнсиса Пикабиа, Робера Делоне и других, которые проложили путь от кубизма и футуризма к абстракции.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет жены художника мадам Купка. 1505 г. Холст, масло. 63 х 63 см.
Музей искусства и промышленности, г. Рубе, Франция.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет жены художника мадам Купка II. 1505 г. Холст, масло. 66 х 66 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет мадам Евгении Купка. 1905-1909 гг. Холст, масло. 66 × 63 см.
Частное собрание, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Розовая шляпа. 1906 г. Холст, масло. 65 x 64 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Три грации. Эскиз к картине «Осеннее солнце». 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.
Франтишек Купка (1871-1957). Три грации. Эскиз к картине «Осеннее солнце». Бумага, тушь. 1905 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщицы. 1906 г. Бумага, гуашь, акварель. 22,9 x 28,5 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Свобода. Обложка номера «La Liberte» из журнала
«L’Assiette au Beurre». 1906 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Тайны строительства Метрополитена. 1905 г. Бумага, тушь, уголь и акварель.
45 х 74 см. Музей Орсэ, Париж.
«Тайны строительства Метрополитена» вписывается в линию работы преданного иллюстратора. На рисунке Купка задокументировал один из самых впечатляющих эпизодов строительства парижского метро - прокладка первой подводной линии Орлеан-Клиньянкур, соединяющей север и юг Парижа, работы над которым начались в 1905 году. На переднем плане выделены лопата и ров, символы обработки этой земли, уже не сельскохозяйственной, а промышленной и подземной. Две вертикальные фигуры возвышаются над группой сгорбленных, движущихся рабочих и наблюдают за сложной строительной площадкой; один из них, поднимающийся по лестнице, виден только наполовину и, кажется, выходит из подводной лодки, как с «Наутилуса» Жюля Верна, который умер в том же 1905 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Правда о Пайкрафте. 1906 г.
Бумага, тушь, карандаш. 24 x 16,5 см. Частное собрание.
«Правда о Пайкрафте» - британский фантастический комедийный рассказ Герберта Уэллса. Впервые он был опубликован в журнале «Стрэнд» (апрель 1903 г.), а затем включён в сборник «Двенадцать рассказов и мечта» в 1903 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к партитуре Пера Лапуржа «L'Affranchie» (Вольноотпущенница).
1906 г. Литография. 29 х 24,5 см. Частное собрание.
Анархистская песня Пера Лапуржа «L'Affranchie»
«В восемнадцать лет, как роза
При первых весенних поцелуях
Внутри меня, я почувствовал что-то
вроде дрожи, сковавшей мои чувства.
Мне снился сон о шторме,
Когда лодочник без пути
уносит меня в самый прекрасный из моих снов
На лодке Купидона…»
Франтишек Купка (1871-1957). Каштан в цвету. 1906 г. Дерево, масло. 76 x 65 см.
Музей Кампа, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Дерево (The Tree). 1906 г. Холст, масло. 68 х 68 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина и лошадь. 1906 г. Дерево, масло. 55 х 53 см.
Франтишек Купка за работой на фоне картины «Апофеоз Елены». 1906 г.
В серии «Жиголетки» (Gigolettes, 1908–1910) Купка использует в качестве моделей парижских проституток и сутенеров, изображая современные сюжеты в архаичной и стилизованной манере. Способ изображения фигур напоминает фрески критских и минойских дворцов.
В 1909 году Купка создает свой шедевр - «Клавиши фортепиано. Озеро» (Национальная галерея в Праге). Эта картина является поворотным моментом в творчестве художника. Картина сочетает в себе образные и абстрактные элементы. В нижнем углу пальцы пианиста стучат по черно-белым клавишам, которые начинают плавать в мерцающем озере. Отражающая поверхность воды, кажется, пульсирует силой музыки, а клавиши фортепиано соединяют рябь с красочным пейзажем, над которым гуляют группы людей.
Франтишек Купка (1871-1957). Проект росписи «Апофеоз Елены». 1906 г. Холст, масло. 72,1 х 97 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Осеннее солнце. 1906 г. Холст, масло. 103 х 117 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщица. 1906 г. Бумага, пастель и уголь. 29,1 x 39,8 см.
Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщица. 1907 г. Холст, масло. 63 x 80 см. Центр Помпиду, Париж.
На мастер-картине «Купальщица» Купка исследует оптические эффекты легкого движения воды
на обнаженном теле и на камне.
Франтишек Купка (1871-1957). Европа. Обложка журнала «L'Assiette au beurre n°324».
Париж, 1907 г.
Франтишек Купка (1871-1957). В Булонском лесу. 1906-1907 гг. Холст, масло. 65 х 65 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Вавилон. 1906 г. Холст, масло. 70 x 104 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Колосс Родосский. 1906 г. Холст, масло. 70 х 104 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Дымоходы (Дымящие трубы). 1906 г. Холст, масло. 47 х 55,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Пруд. 1905 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Аукцион Christie’s, Париж, 2009 г. Лот продан за EUR 79.000 евро.
Франтишек Купка (1871-1957). Деревья. 1907 г. Картон, гуашь. 30,7 х 25,9 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет с женой Евгенией. 1908 г. Холст, масло. 100 х 110 см.
Национальная галерея, Прага.
Так Купка одним из первых стал отходить от реальности, осваивая в своих работах фовизм, орфизм, кубизм и пр. В частности, увлечение абстрактными композициями сам художник объяснял так:
«…Природа все время меняется, ее суть – в метаморфозах. Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись…».
Тем не менее, многим поклонникам художника особенно нравится его цикл символических работ, наполненный величественностью и космизмом, обозначенный, как «Дорога тишины».
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрации к трагедии «Эринии» (Les Erinnyes) Леконта де Лиля. Издательство A.Romagnol, Париж,1908 г. - 125 стр., 11 трехцветных композиций, некоторые из которых украшены золотом, и 21 оригинальная гравюра Купки.
Франтишек Купка (1871-1957). Клитемнестра. Иллюстрация к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Орестея. Иллюстрация к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Кассандра. Иллюстрация к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (4) к трагедии «Эринии»
Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (5) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (6) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (7) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (8) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (9) к трагедии «Эринии»
Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (10) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз иллюстрации к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (11) к трагедии «Эринии»
Леконта де Лиля. 1908 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет гравера Эрнеста Делоша. 1908 г. Картон, пастель. 47 х 49 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка за работой в студии. Фрагмент фотографии 1906 г.
Что поражает в Купке, так это его очень быстрый переход от одного стиля к другому, особенно в то время. Он перешел от несколько гротескных обнаженных натур к «Осеннему солнцу» (его первая презентация в Салоне в 1906 году) к портретам жиголетт, цвета которых напоминают фовистов (хотя ему совсем не нравилось, что его сравнивают с Ван Донгеном), или к «Живописному проекту фрески» очень декоративна. На мастер-картине «Купальщица» (1907) Купка исследует оптические эффекты легкого движения воды на обнаженном теле и на камне. В серии пастелей «Женщина, собирающая цветы» (1909-1910) он разбил движение на вертикальные полосы, связав цвет с каждым состоянием движения. Синий цвет указывает на остановку, красный или оранжевый - на движение.
Франтишек Купка (1871-1957). Губная помада I (Carmín nº 1). 1908 г. Холст, масло. 63,5 x 63,5 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Губная помада II. 1908 г. Холст, масло.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Губная помада. Эскиз. 1907-1908 гг. Бумага, пастель.
60 х 48 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
Франтишек Купка (1871-1957). 1. Девушка с мячом. 1908 г. Бумага, пастель. 62,2 x 47,5 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк. 2. Маленькая девочка с воздушным шариком. 1908 г. Холст, масло. 114 х 70 см. Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Жиголетта в красном. 1909 г. Холст, масло. 46 х 55 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Голова шлюхи. 1909 г. Бумага, акварель. 28 x 32,5 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Обнаженная женщина. 1909 г. Бумага, пастель. 41 х 61 см.
Интернет-портал ART+, Прага, 2011 г.
Франтишек Купка (1871-1957). Сон. 1909 г. Картон, масло. 30,5 x 31,5 см.
Немецкий музей горного дела, Бохум, Германия.
Франтишек Купка (1871-1957). Цветные плоскости. Большая обнаженная. 1909-1910 гг.
Холст, масло. 150,1 х 180,8 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
В этой работе Купка изобразил фигуру своей жены Евгении в ярких оттенках фиолетового, зелёного, жёлтого и синего, разработав инновационную технику моделирования, основанную на цвете, а не на линиях или тенях. Она делит её тело на тональные плоскости таким образом, что становится видимой её «внутренняя форма». Это раскрытие невидимого имеет решающее значение, поскольку Купка считал, что только через чувства, через физический опыт мы можем достичь экстрасенсорного, метафизического измерения и впоследствии интуитивно понять всеобщую схему, лежащую в основе существования.
Франтишек Купка (1871-1957). Танго. 1909 г. Бумага, пастель. 30 х 30 см. Галерея Карла Флинкера, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы I. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 45 х 47 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы II. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 48 х 49,5 см.
Центр Помпиду, Париж.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 54 х 51,8 см.
Частное собрание.
Франтишек Купка (1871-1957). Клавиши фортепиано. Озеро. 1909 г. Холст, масло. 79 x 72 см.
Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка (1871-1957). Клавиши фортепиано. Озеро. Эскиз. 1909 г.
Бумага, акварель. 28,7 х 26,5 см. Аукционный дом Sýpka, Прага, 2009 г.
Эстимейт 550.000 крон.
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина для Галлиена, или Вкус Галлиена (Актриса кабаре).
1909-1910 Холст, масло. 108 x 100 см. Национальная галерея, Прага.
Франтишек Купка. Фотография 1900-е гг.
Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». В работах 1908-1911 годов - Купка испытал влияние фовизма и пуантилизма. Полотна, созданные в 1910-1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1912 году принял участие выставке кубизма «Section d’Or» (Золотое сечение) в Салоне независимых (Salon des Indépendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.