• Авторизация


ЧЕШСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ ФРАНТИШЕК КУПКА / FRANTIŠEK KUPKA (1871-1957), ЧАСТЬ I 29-11-2024 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1905 Автопортрет. Х, м. 65 х 65 см. Нац. галерея, Прага ОРИГИНАЛ (693x700, 161Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. 1905 г. Холст, масло. 65 х 65 см.
Национальная галерея, Прага.

Франтишек Купка (1871-1957) – французский художник чешского происхождения, представитель модерна, один из основоположников абстрактного искусства. Купка родился в 1871 году в городке Опочно, в Австро-Венгерской империи (ныне в Чехии). Получил формальное образование в Пражской академии искусств и Академии изящных искусств в Вене. Переехав в Париж, он проявил сильный интерес к современному искусству, пока работал иллюстратором для журналов. Недолгое время посещал Академию Жюльена и Школу изящных искусств, прежде чем попасть в среду художников группы ««Section d’Or» (Золотое сечение). В течение своей карьеры он перешел от фигуративных картин, таких как его автопортрет «В желтой гамме» (1907), к теоретически обоснованной абстракции, представленной в «Дисках Ньютона» (1912). Франтишек Купка входит в тройку славянских патриархов абстрактного искусства и выходцев из России, наравне с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем.

Автопортрет. Рисунок (330x456, 57Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. Литография.

Франтишек Купка (чеш. Frantisek Kupka, также известный как Frank Kupka или François Kupka) родился 23 сентября 1871 года в небольшом городке Опочно в Австро-Венгерской империи (ныне Чехия). Его родителями были Жозефа Шпачкова и Вацлав Купка, помощник местного нотариуса. Франтишек был старшим из пяти детей в семье. Через год посте рождения семья будущего художника переезжает в Добрушку. Там Франтишек, когда ему исполнится 14 лет, будет учиться у седельных дел мастера Жозефа Шишки, бывшего по совместительству руководителем тайного спиритического общества. С юности Франк увлекался различными модными для того времени занятиями, прежде всего оккультизмом, связи в котором (этим увлекались состоятельные люди) помогли ему в дальнейшем стать художником.

1891 Эдип и Сфинкс. ВКонтакте 2 (700x691, 128Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Эдип и Сфинкс. 1891 г. Рисунок. VKontakte.ru

1891 Смерть Генриха Гейне. Бум, гуашь. 39,1 х 49,7 сm. Нац гал, Прага (700x549, 112Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Смерть Генриха Гейне. 1891 г. Бумага, гуашь. 39,1 х 49,7 см.
Национальная галерея, Прага.

1895-1896 Второй (Другой) берег (Берег Марны) Х, м. 46  х 38 см Нац гал, Прага (567x700, 144Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Другой берег (Берег Марны). 1895 г.
Холст, масло. 46 х 38 см. Национальная галерея, Прага.

1896 Danse Macabre 2 (700x448, 213Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Танец смерти. Париж, 14 сентября 1896 г. Рисунок. 13 x 20,5 см.

1896 FEMME AUX SINGES. Бум, акв, граф. 22,7 x 13,3 cм. ЧС (416x700, 96Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина-обезьяна (Femme aux Singes).
1896 г. Бумага, акварель, графит. 22,7 x 13,3 cм. Частное собрание.

1898 Прогресс в живописи. Бум, уголь, белила. 59 х 33 см (528x700, 132Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прогресс в живописи. 1898 г.
Бумага, уголь, белила. 59 х 33 см. Галерея-аукцион Кодль, Пльзень Чехия.

1897 The Book Lover I (Библиоман). Х, м, 94 х 151 см. Коллекция Пражского Града, Прага (700x433, 169Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Любитель книг (Библиоман). 1987 г. Холст, масло. 94 х 151 см.
Коллекция Пражского Града, Прага.

1897 Этюд. Бум, гуашь, акв. 11,1-8 x 10,25 дюйм. Аук  Leland Little Auctions, 2013, Хиллсборо, Север. Каролина. Прод $19,000 дол. (646x700, 178Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Этюд «В саду». 1897 г. Бумага, гуашь, акварель.
28,3 х 26 см. Аукцион Leland Little Auctions, Хиллсборо, Северная Каролина, 2013 г.
Лот продан за $19.000 дол.

1898 The-Lotus-Soul. Бум, акв. 38,5 × 57,7 cm. Нац гал, Прага (700x448, 122Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Лотос-Душа (The-Lotus-Soul). Триптих. 1898 г. Бумага, акварель. 38,5 х 57,7 см.
Национальная галерея, Прага.

Триптих «Душа лотоса» открывается сюжетом «Начало жизни». В нем максимально отражено единство женщины и стихии воды: водяные лилии и человеческий эмбрион, плавающий в круге света, соединенном пуповиной с цветком. Как и «Волна» (1902), этот триптих апеллирует к образно-символическому ряду божественного и одновременно стихийного аспекта женщины.

1898. Ж-на с длинной шеей. Х, м. 54x63 cm. Кол. Вайтфорд и Хьюгс, Лондон (700x597, 165Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина с длинной шеей. 1898 г. Холст, масло. 54 x 63 см.
Коллекция Вайтфорд и Хьюгс, Лондон.

1898 Обнаженная Габриэль (700x396, 100Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Лежащая обнаженная Габриэль. 1898 г. Бумага, гуашь, акварель.

1899 Argent. Money. Х, м. 81 x 81 см. Нац гал, Прага (663x700, 220Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Деньги. 1899 г. Холст, масло. 81 x 81 см.
Национальная галерея, Прага.

1899 Дураки. Литогр. 33,3 × 70,1 см; Лист 49,4 × 82,7 см. Ин-т иск, Чикаго (700x288, 119Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Дураки (Les Fous). 1899 г. Литография. 33,3 х 70,1 см.
Институт искусств, Чикаго.

1899 Portrét paní Kupkové (533x700, 125Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет пани Нини Купка. 1899 г.
Бумага, уголь. 56 x 43 см. Частное собрание.

1906 Ф. Купка в саду Пюто (620x700, 141Kb)
Франтишек Купка в саду в Пюто. 1906 г.

Одним из членов спиритического клуба был сам губернатор Добрушки, который, увидев работы юноши, сделал Купке первый заказ, а затем протежировал его поступление в Школу ремесел. В 1888 году Купке удалось поступить в Художественно-промышленное училище в Яромеже, а уже на следующий год он успешно выдержал экзамены в Пражскую академию художеств, в которой он учился в 1881-1891 гг. на факультете исторической и религиозной живописи. Затем последовала Вена, где он продолжил свое обучение в Венской академии художеств (1891-1892). На него повлиял художник и социальный реформатор Карл Вильгельм Дифенбах (1851-1913) и его натуралистический образ жизни. Купка сполна окунулся в богемную жизнь, причем увлекался натурщицами не только как моделями. Сам же он запал в душу датчанке Марии Брун, модели, которая «поддерживала его финансово», как деликатно выражаются биографы. Вместе они много путешествовали по Скандинавии, а с 1895 года обосновались в Париже, где Купка посещал академию Жюльена, а затем учился у Жана-Пьера Лорана в Школе изящных искусств. Через три года Мария умерла от рака. Художник довольно быстро утешился в объятиях натурщицы Габриэллы с Монмартра. Именно она запечатлена на картинах знаменитого цикла «Деньги».

1899 Медитация. Картон, уголь, мел. 60,5 х 44,7 см. Худ. галерея в Остраве (507x700, 140Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Медитация. 1899 г. Картон, уголь, мел. 60,5 х 44,7 см.
Художественная галерея в Остраве, Чехия.

В «Медитации» персонаж обнажен и стоит на коленях лицом к озеру, перед величественной горой. Когда он был студентом, Купка зарабатывал деньги, работая экстрасенсом, но он никогда не связывался со спиритическими группами, считая их несерьезными.

1899 Восхищение Гуашь, уголь, акварель, карандаш и пастель на бумагею 39,4 x 37,8 см. MOMA (700x696, 165Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Восхищение. 1899 г. Бумага, гуашь, уголь, акварель, карандаш и пастель.
39,4 x 37,8 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.

1900 Show Girl. Бум, паст. 41.5x50.8 cm. Allen Memorial Art Museum, Oberlin College, Ohio, USA (700x570, 170Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Шоу-герл. 1900 г. Бумага, пастель. 41,5 x 50,8 см.
Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.

1900-1902 Водяные лилии. Бум, цвет. акватинта, 34,5×34,7 см. Париж, Центр Помпиду (700x695, 222Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Рождение, или Начало жизни. 1900-1902 гг.
Бумага, цветная акватинта. 34,5 х 34,7 см. Центр Помпиду, Париж.

1900 Rocks on the coast (700x505, 96Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Скалы на побережье. 1900 г. Бумага, гуашь. 21,5 x 29,5 см.
Частное собрание.

1900 The Conqueror Worm - Alberto Martini (634x700, 250Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Червь-завоеватель. Иллюстрация к стихотворению
Эдгара По «The Conqueror Worm». 1900 г.

1900 The victorious dragon. Мел и тушь на бумаге (456x700, 186Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Победоносный дракон. 1900 г. Бумага, тушь, мел.

1900-1903 Вызов - Черный идол. Цвет. офорт. 34,7 х 34,7 см. Нац гал, Прага (700x699, 154Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Голос тишины. Сопротивление - Черный идол. 1900-1903 гг.
Гравюра травлением (Etching). 34,7 х 34,7 см. Национальная галерея, Прага.
То же самое - Бумага, цветная акватинта. 44,8 х 38,2 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

«Сопротивление» - одна из четырех гравюр Купки из серии под названием «Путь тишины». Ее название отсылает к трактату русского теософа Елены Блаватской «Голос тишины» (1889). Гравюры в серии были своего рода визуальным напоминанием о современном Человеке в поисках, который должен обратиться не только к великим древним культурам, но и к космическим законам Вселенной. «Сопротивление» было вдохновлено поэмой Эдгара По «Страна грез» 1844 года о паломнике, путешествующем по темному и пустынному ландшафту, где Эйдолон, называемый Ночью, восседает прямо на черном троне. На сцене доминирует колоссальная фигура правителя с головой сфинкса. На рисунке владыка земли с вызовом смотрит на небеса. Второе название картины «Вызов».

1900-1903 Вызов - Черный идол. Бум, гуашь (579x700, 157Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Голос тишины. Сопротивление - Черный идол. 1900-1903 гг.
Бумага, гуашь. 56 х 47 см. Частное собрание, Париж.

1900-е WIZARD (ČARODĚJNÍK) (518x700, 155Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Волшебник. 1900 г. Бумага, акварель, перо, тушь.
32 х 23,5 см Впервые опубликован в журнале «Cocorico», № 37, 15 июля 1900 года.
Вот такие «волшебники» водилисть во Францмм задоло до наших Кашпировского, Чумака и др.

1901 Ill. to Josef Svatopluk Machar's book Roses should bloom here,(тушь, карандаш, акварель) на бум 37х24. ЧС (462x700, 95Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к книге Йозефа Сватоплука Махара
«Здесь должны цвести розы». 1901 г. Бумага, тушь, карандаш, акварель. 37 х 24 см.
Частное собрание.
Йозеф Сватоплук Махар (1864-1942) - чешский поэт, писатель, публицист, политик.

1900-е Portrait de jeune fille, tête de profil (570x700, 129Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет молодой девушки в профиль. 1893 г.
Холст, масло. 30,5 x 25,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2001 г.
Лот продан за GBP 2.350 фунтов.

1902 Sleepin  Face. Мел и уголь на бумаге. (549x700, 168Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Спящее лицо. 1902 г. Бумага, уголь, мел. 24 x 18 см.

1907 La gama amarilla 79 x 79 см. France, Paris, Centre Pompidou (700x697, 147Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет в желтой гамме (The yellow Scale). 1907 г.
Холст, масло. Музей изящных искусств Хьюстона, США.

В Париже первое время Купка зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с конца XIX века до первых лет XX века он активно работал как карикатурист и иллюстратор в журналах и анархистской прессе (под псевдонимом Поль Реньяр). Купка выпустил для печати несколько сотен графических работ. Его вклад очень разнообразен: от символистских композиций до репортажей о текущих событиях, включая сатирическую критику общественного договора. Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков «Мир», «Деньги», «Проституция» (1902-1904). Оформил своими иллюстрациями целый ряд книг, в том числе многотомный труд Реклю «Человек и земля». А уже окончательно сформировался как разносторонний художник в Париже, поселившись на Монмартре, будучи первопроходцем (или в числе первых) новых художественных направлений.

1901 Вид из окна кареты. Бум, гуашь, акв с картонной накладкой. 50,6 x 60 см. MOMA (700x588, 175Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вид из окна кареты. 1901 г. Бумага, гуашь, акварель с картонной накладкой.
50,6 x 60 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.

1901 Баллада (Радости жизни) Дер, м. 83,5 х 126,5 см. Нац гал, Прага (700x447, 155Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Баллада о Европе (Радости жизни). 1901-1902 гг. Дерево, масло. 83,5 х 126,5 см.
Национальная галерея, Прага.

Когда Купка писал это полотно, он был глубоко погружен в изучение языческой древности и символизма. В картине он изобразил двух своих возлюбленных, скачущих верхом по берегу моря, - безвременно умершую датчанку Марию Брюн и нынешнюю француженку Габриэль. В письме писателю Мачару в 1902 г. он писал: «Тонкими, совсем простыми средствами я хочу выразить кое-что из того, что я чувствовал, когда сидел один на берегу моря. Берег моря и облака - это гудит от какой-то неведомой радости. В воздухе словно радостно танцуют тысячи эльфов... У всех нас есть стремление к радости, к некоему чистому нематериальному ощущению благополучия. Я желаю каждому, кто увидит это картину, чтобы испытать такие чувства...».

1902 Front cover of the ‘L’Argent’ issue, from ‘L’Assiette au Beurre’ (531x700, 223Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). «Наука побеждает деньги». Специальный выпуск
журнала «L’Assiette au Beurre» (Масляная тарелка или Свиная бочка). 1902 г.

Humanitas (630x700, 176Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Гуманизм. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.

Argent-Kupka-13 (700x421, 166Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Деньги. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.

Argent-Kupka-08 Международная банда капиталистов - из цикла Деньги. 1901 год (700x332, 150Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Международная банда капиталистов. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.

Argent-Kupka-07 (700x494, 219Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Нет войне! Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.

1902 Антропоиды, 1902. Гуашь на картоне, 59,5 × 62 см. Нац гал, Прага (700x665, 180Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Антропоиды. 1902. Картон, гуашь. 59,5 × 62 см. Национальная галерея, Прага.

1902 Always poor (636x700, 264Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Всегда бедный. Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.

1902 Эскиз памятного листа рабочей выставки в Праге. Бум, гуашь. 54,1 х 43,8 см. Нац гал, Прага (565x700, 103Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз памятного листа рабочей выставки в Праге.
1902 г. Бумага, гуашь. 54,1 х 43,8 см. Национальная галерея, Прага.

Argent-Kupka-10 (523x600, 141Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Из серии «Наука побеждает деньги». 1902 г.
Нет проституции!

1902 Фольклорный фестиваль в Нейи. Бум, уголь, чернила. 52,4 х 44,5 см. Нац гал, Прага (593x700, 152Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Фольклорный фестиваль в Нейи. 1902 г.
Бумага, уголь, чернила. 52,4 х 44,5 см. Национальная галерея, Прага.

1903 Женщина в кафе. Бум, тушь. (484x700, 166Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Дамы в кафе. 1903 г. Бумага, тушь. 21 х 13,5 см.
Частное собрание.

1907-1908 Автопортрет (The yellow Scale). Х, м. 79 х 79. МСИ, ПАриж (663x700, 159Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет в желтой гамме (The yellow Scale).
1907-1908 гг. Холст, масло. 79 х 79 см. Центр Помпиду, Париж.

Графические работы рубежа веков свидетельствуют о духовных исканиях Купки и влиянии символизма на художника. В картине «Медитация» персонаж стоит на коленях лицом к озеру, перед величественной горой. Когда он был студентом, Купка зарабатывал деньги, работая экстрасенсом, но он никогда не связывался со спиритическими группами, считая их несерьезными.
Когда он снова всерьез занялся живописью, к тому времени, когда он переехал в Пюто в 1906 году, он придавал все большее значение цвету, бесконечно усиливая его в «Жиголетте в красном» или в «Автопортрете в желтой гамме», мастерская и знаковая картина его исследований.

1902-1903 Волна. Картон, гуашь, акв. 40.8 x 50.2. Нац гал, Прага (700x502, 154Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Волна. 1902-1903 гг. Картон, гуашь, акварель. 40,8 x 50,2 см.
Национальная галерея, Прага.

«Волна» написана в Париже, в этот период Купка следовал символистской традиции. Изображенная среди бушующей стихии девушка кажется частью самой стихии. Символизм картины построен на контрастах: вода и камень, неподвижное и ни на мгновенье не останавливающееся, хрупкость и мощь. И на сопоставлениях: женщина и волна, развевающаяся одежда и летящие брызги воды, небрежно собранные в пучок волосы и изогнутые гребни волн, едва прикрытое тело и девственная красота природы.
Женщина и вода – ответы на вопрос «откуда появилась жизнь», они обе стоят у истоков. Купка всю жизнь пытался решить задачу соединения видимого и непознаваемого, воплотить «вечное космическое движение». Позже он будет делать это посредством абстрактных картин.

1903 Путь молчания (Сфинксы) I. Карт, масло. 58,5  х 69 см. Нац гал, Прага (700x584, 259Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Путь тишины I (Сфинксы). 1903 г. Картон, масло. 58,5 х 69 см.
Национальная галерея, Прага.

1903 Путь Тишины II (Путь в бесконечность) Холст, пастель. 80 х 90 см. Нац гал, Прага ОРИГИНАЛ (700x623, 105Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Путь Тишины II (Путь в бесконечность). 1903 г. Холст, пастель. 80 х 90 см.
Национальная галерея, Прага.

1903 The Way of Silence II. Цвет. литогр. 34.13 x 34.77 cm. Ин-т иск. Миннеаполиса (700x698, 189Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Путь тишины II. Вариант. 1903 г. Цветная литография.
34,1 x 34,8 см. Институт искусств Миннеаполиса, США.

1903 Pele-Mele (434x700, 107Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Обложка сборника стихов Йозефа Сватоплука Махара
«Pele-Mele» (Всякая всячина). 2-е издание. Прага, 1903 г.

1903 Женщина перед картиной. Карт, м., 45 х 38,5 см. Галерея Кодль (Западночешская галерея в Пльзене), (593x700, 139Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина перед картиной. 1903 г. Картон, масло. 45 х 38,5 см.
Галерея Кодль, Пльзень Чехия.

1903 Nude Girl at the Seaside (673x700, 124Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Обнаженная девушка на берегу моря. 1903 г.
Картон, пастель, темпера, масло. 44 х 43 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г.
Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.

1904 Купальщица . Х, м. 56 х 56 см. ЧС (696x700, 129Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщица. 1904 г. Холст, масло. 56 х 56 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2015 г. Лот продан за EUR 295.800 евро.

ANDRÉE SE DÉSHABILLANT Х, м. 41 by 33cm ЧС (560x700, 141Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Андре раздевается. Холст, масло. 41 х 33 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 72.100 фунтов.

1903 Boudoir scene. Х, м. (580x700, 195Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина в зеркале. 1903 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Галерея Zlatá Husa Gallery, Прага. Коллекция Владимира Железного.

1904-1905 Les danseuses, Бум, сангина, уголь. 44,7 х 53,8 см. Нац гал, Прага (700x691, 149Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Танцоры. 1904-1905 гг. Бумага, сангина, уголь. 44,7 х 53,8 см.
Национальная галерея, Прага.

1905 Deux danseuses. Центр Помпиду. ОРИГИНАЛ (700x689, 172Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Два танцора. 1905 г. Холст, масло. 38 х 46,5 см.
Центр Помпиду, Париж.

1903 В доме романиста (Новеллист). Бум, акв, чернила. 47,5 x 41,5 см. ЧС (534x700, 249Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). В доме романиста (Новеллист). 1903 г.
Бумага, акварель, чернила. 47,5 x 41,5 см. Частное собрание.

1902-1904 Рисунок (552x700, 215Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Рисунок без названия. 1902-1904 гг.

1904 Сотворение человека. Бум, тушь, акв. 44,5 × 60 см. Опублик в «Тарелке с маслом», Религии, № 162. Париж, музей Орсе, хранится в Лувре. (700x419, 171Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Сотворение человека. 1904 г. Бумага, тушь, акваредь. 44,5 х 60 см.
Опубликовано в журнале «Тарелке с маслом», Религии, № 162. Париж, Музей Орсэ, хранится в Лувре.

1904 Богиня Разума. Бум, тушь, акв. Опублик в «Тарелке с маслом», Религии, № 162,60 × 44,5 см. Париж, музей Орсе, хранится в Лувре. Покупка, 2001. (582x700, 175Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Богиня Разума. 1904 г. Бумага, тушь, акварель.
Опубликовано в журнале «L'assiette au beurre» (Тарелке с маслом), Религии, № 162,
60 х 44,5 см. Париж, Музей Орсэ, хранится в Лувре.

1904 Couverture de L'assiette au beurre du 7 mai 1904 (565x700, 132Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Религии. Обложка журнала «L'assiette au beurre»
(Тарелка с маслом), от 7 мая 1904 г.

1904 From the Religion cycle (516x700, 168Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Распятие. Опубликовано в журнале «L'assiette au beurre»
(Тарелке с маслом), Религии, № 162. 1904 г.

1904 Les caricatures antireligieuses (528x700, 188Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Турецкий Бог. Опубликовано в журнале
«L'assiette au beurre» (Тарелке с маслом), Религии, № 162. 1904 г.

1910 Автопортрет. Х, м, 46 х 55 см. Нац гал, Прага ОРИГИНАЛ (700x580, 130Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет. 15.IX.1910 г. Холст, масло. 46 х 55 см.
Национальная галерея, Прага.

В 1906 году Купка поселился в парижском пригороде Пюто, где он стал соседом художника Жака Вийона, и в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon d’Automne). Евгения Строб, которую друзья называли Нини, ради Купки бросила своего мужа и трехлетнюю дочь. Лишь спустя шесть лет Франтишек женился на Нини и она переехалак нему в Пюто. Она стала не только женой, но и убежденной поклонницей его искусства. Главной сферой его творчества со временем стала живопись. Увлеченный, наряду с теософской мистикой, научными теориями света и цвета (от Ньютона до Шеврейля), Купка перешел от символизма и неоимпрессионизма («Автопортрет с женой», 1908, Национальная галерея, Прага) к беспредметным композициям. Среди характерных работ последнего рода - «Космическая весна» (1911-1920, там же), «Красные и синие круги» (1911-1912, Музей современного искусства МОМА, Нью-Йорк).

1905 Procession. Aquatint on paper (700x537, 171Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Процессия. 1905 г. Бумага, офорт. 33 x 38 см.
Коллекция Владимира Железного, Прага.

1905 Песня песней о Соломоне. В дословном переводе и возвращении на сцену Жана де Боннефона впервые была исполнена в Париже (614x700, 129Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Песнь песней царя Соломона. В дословном переводе
и возвращении на сцену Жана де Боннефона впервые была исполнена в Париже. 1905 г.

1904 The Song of Songs (Песнь песней царя Соломона) Бум, гравюра (661x700, 290Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Песнь песней царя Соломона. 1904 г. Бумага, гравюра.

1905 Wood Engraving illustration No 2. for ‘Le Cantique des Cantiques Qui Est Sur Salomon’ (663x700, 200Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация № 2 к «Песне песней царя Соломона».
1905 г. Гравюра на дереве.

1905 Wood Engraving illustration for ‘Le Cantique des Cantiques Qui Est Sur Salomon’ (686x700, 151Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация № 3 к «Песне песней царя Соломона».
1905 г. Гравюра на дереве. 39,4 х 29,3 см. Частное собрание, Нью-Йорк.

1909 Прометей. Б, гуашь, тушь, акв, кар. 29,0 x 22,3 см. MOMA 2 (2) (467x700, 122Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей. 1909 г. Бумага, гуашь, акварель,
тушь, карандаш. 29 x 22,3 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.

1905 Prometheus in chains. Бум, тушь, кар. (700x626, 268Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (1). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш. 34 x 38,5 см.

1905 Prometheus in chains (1) Карандаш и тушь на бумаге (700x627, 215Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (2). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.

1905 Prometheus in chains (3) (700x623, 241Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (3). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.

1905 Prometheus in chains (4) (532x700, 147Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (4). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.

1905 Prometheus in chains (5) (524x700, 185Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (5). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.

1905 Prometheus in chains (6) (474x700, 178Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Прометей в цепях (6). 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.

1904 The man and the earth, (528x700, 159Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Из цикла «Человек и земля». 1904 г.
Бумага, тушь, карандаш.

1905 Плакат для Человек и Земля д'Элизе Реклю, Литография на бумаге, 135 × 95 см. ЧС (495x700, 155Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Рекламный плакат для книги «Человек и Земля»
Элизе Реклю. 1905 г. Литография. 135 х 95 см. Частное собрание.
Элизе Реклю, полное имя Жак Элизе Реклю (1830-1905) — французский географ и историк, член
Парижского Географического общества, убеждённый вегетарианец и анархист.

1905 Плакат для Человек и Земля д'Элизе Реклю, (675x700, 203Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Рекламный плакат для книги «Человек и Земля»
Элизе Реклю. Фрагмент. 1905 г. Литография. Частное собрание.

1904 Вы должны отдать его нам! [мир]. Рисунок для специального выпуска L’Assiette au Beurre La Paix, 2 (700x459, 125Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Ты должен нам его отдать! [мир]. Рисунок для специального выпуска журнала
«L'Assiette au Beurre La Paix», 1904 г. Музей Орсэ, Париж, хранится в Отделе графики Лувра.

В Париже в начале 1900-х годов Купка вошел в круг художников, включая Марселя Дюшана, Фернана Леже и Фрэнсиса Пикабиа, которые проводили столько же времени, обсуждая искусство и идеи, сколько и создавая работы. Благодаря этим обсуждениям Купка все больше убеждался, что цвет сам по себе может вызывать сильные чувства, подобно музыке, и его живопись становится более яркой, экспериментальной и абстрактной. Фактически, он создал то, что в то время было одним из первых нерепрезентативных полотен европейского художника, и стал ключевой фигурой в движении орфизма. Гийом Аполлинер придумал этот термин «орфизм» примерно в 1912 году в ответ на работы Купки, Фрэнсиса Пикабиа, Робера Делоне и других, которые проложили путь от кубизма и футуризма к абстракции.

1905 Портрет жены художника мадам Купка. Х, м. 63 х 63. La Piscine, Musée d’Art et d’Industrie, Roubaix (59) (700x591, 155Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет жены художника мадам Купка. 1505 г. Холст, масло. 63 х 63 см.
Музей искусства и промышленности, г. Рубе, Франция.

1905 Портрет жены художника мадам Купка II. Х, м. 66 х 66 см. Нац гал, Прага (700x698, 148Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет жены художника мадам Купка II. 1505 г. Холст, масло. 66 х 66 см.
Национальная галерея, Прага.

1905-1909 Portrait de Madame Kupka, Х, м. 66 × 63 cm. ЧС, Париж (661x700, 117Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет мадам Евгении Купка. 1905-1909 гг. Холст, масло. 66 × 63 см.
Частное собрание, Париж.

1906 Der rosenfarbe Hut [The `Pink Hat].  Х, м. 65 x 64 cm. ЧС (689x700, 215Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Розовая шляпа. 1906 г. Холст, масло. 65 x 64 см.
Частное собрание.

1905 Три грации. Эскиз. Карандаш и тушь на бумаге (700x606, 195Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Три грации. Эскиз к картине «Осеннее солнце». 1905 г. Бумага, тушь, карандаш.

1905 Три грации. Осенний сон. Эскиз. Бум, тушь. (700x618, 203Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Три грации. Эскиз к картине «Осеннее солнце». Бумага, тушь. 1905 г.

1906 Bañistas. 22.9 x 28.5 (700x565, 226Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщицы. 1906 г. Бумага, гуашь, акварель. 22,9 x 28,5 см.
Национальная галерея, Прага.

1906 La Liberte (540x700, 198Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Свобода. Обложка номера «La Liberte» из журнала
«L’Assiette au Beurre». 1906 г.

1905 Тайны строительства Метрополитена. Бум, тушь, уголь и акв. 45 х 74. Музей Орсэ (700x273, 87Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Тайны строительства Метрополитена. 1905 г. Бумага, тушь, уголь и акварель.
45 х 74 см. Музей Орсэ, Париж.

«Тайны строительства Метрополитена» вписывается в линию работы преданного иллюстратора. На рисунке Купка задокументировал один из самых впечатляющих эпизодов строительства парижского метро - прокладка первой подводной линии Орлеан-Клиньянкур, соединяющей север и юг Парижа, работы над которым начались в 1905 году. На переднем плане выделены лопата и ров, символы обработки этой земли, уже не сельскохозяйственной, а промышленной и подземной. Две вертикальные фигуры возвышаются над группой сгорбленных, движущихся рабочих и наблюдают за сложной строительной площадкой; один из них, поднимающийся по лестнице, виден только наполовину и, кажется, выходит из подводной лодки, как с «Наутилуса» Жюля Верна, который умер в том же 1905 г.

1906 La Vérité concernant Pyecraft. Бум, тушь, кар. 24 x 16,5 cm. ЧС (484x700, 130Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Правда о Пайкрафте. 1906 г.
Бумага, тушь, карандаш. 24 x 16,5 см. Частное собрание.
«Правда о Пайкрафте» - британский фантастический комедийный рассказ Герберта Уэллса. Впервые он был опубликован в журнале «Стрэнд» (апрель 1903 г.), а затем включён в сборник «Двенадцать рассказов и мечта» в 1903 г.
1906 L'Affranchie (illustration de la partition 'L'Affranchie' par le Père Lapurge). Б, гуашь. 29 х 24,5 см Кристис Париж 2010.  Прод. 6500 евро (700x687, 216Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация к партитуре Пера Лапуржа «L'Affranchie» (Вольноотпущенница).
1906 г. Литография. 29 х 24,5 см. Частное собрание.

Анархистская песня Пера Лапуржа «L'Affranchie»
«В восемнадцать лет, как роза
При первых весенних поцелуях
Внутри меня, я почувствовал что-то
вроде дрожи, сковавшей мои чувства.
Мне снился сон о шторме,
Когда лодочник без пути
уносит меня в самый прекрасный из моих снов
На лодке Купидона…»

1906 The Chestnut Tree in Blossom. Дер, м. 76 x 65 (574x700, 200Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Каштан в цвету. 1906 г. Дерево, масло. 76 x 65 см.
Музей Кампа, Прага.

1906 The tree (700x697, 251Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Дерево (The Tree). 1906 г. Холст, масло. 68 х 68 см.
Центр Помпиду, Париж.

1906 Woman and horse (668x700, 268Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина и лошадь. 1906 г. Дерево, масло. 55 х 53 см.

1909-1910 František Kupka (1871-1957) (700x460, 89Kb)
Франтишек Купка за работой на фоне картины «Апофеоз Елены». 1906 г.

В серии «Жиголетки» (Gigolettes, 1908–1910) Купка использует в качестве моделей парижских проституток и сутенеров, изображая современные сюжеты в архаичной и стилизованной манере. Способ изображения фигур напоминает фрески критских и минойских дворцов.
В 1909 году Купка создает свой шедевр - «Клавиши фортепиано. Озеро» (Национальная галерея в Праге). Эта картина является поворотным моментом в творчестве художника. Картина сочетает в себе образные и абстрактные элементы. В нижнем углу пальцы пианиста стучат по черно-белым клавишам, которые начинают плавать в мерцающем озере. Отражающая поверхность воды, кажется, пульсирует силой музыки, а клавиши фортепиано соединяют рябь с красочным пейзажем, над которым гуляют группы людей.

1906 Проект росписи (Апофеоз Елены), Холст, масло, 72,1 × 97 см. ЧС (700x508, 150Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Проект росписи «Апофеоз Елены». 1906 г. Холст, масло. 72,1 х 97 см.
Частное собрание.

1906 Осеннее солнце, Х, м. 103 х 117. Нац гал, Прага (700x623, 193Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Осеннее солнце. 1906 г. Холст, масло. 103 х 117 см.
Национальная галерея, Прага.

1906 Купальщица. Бум, пастель и уголь. 29,1 x 39,8 см MOMA (700x498, 144Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщица. 1906 г. Бумага, пастель и уголь. 29,1 x 39,8 см.
Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.

1907 Купальщица. Х, м. 63 x 80 см. (700x548, 212Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Купальщица. 1907 г. Холст, масло. 63 x 80 см. Центр Помпиду, Париж.
На мастер-картине «Купальщица» Купка исследует оптические эффекты легкого движения воды
на обнаженном теле и на камне.

1907 L'Assiette au beurre n°324. (528x700, 179Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Европа. Обложка журнала «L'Assiette au beurre n°324».
Париж, 1907 г.

1906-1907 В Булонском лесу. Х, м, 65 х 65 см, Нац галерея, Прага. (2) (688x700, 299Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). В Булонском лесу. 1906-1907 гг. Холст, масло. 65 х 65 см.
Национальная галерея, Прага.

1906 Вавилон. Х, м. 70x104 cm. Нац гал, Прага (700x459, 154Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Вавилон. 1906 г. Холст, масло. 70 x 104 см. Национальная галерея, Прага.

1906 Колосс Родосский. Х, м. 70 х 104 см. Нац гал, Прага (700x457, 165Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Колосс Родосский. 1906 г. Холст, масло. 70 х 104 см.
Национальная галерея, Прага.

1906 Дымоходы (Дымящие трубы) Х, м. 47 х 55,5 см. Музей Орсэ (700x596, 134Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Дымоходы (Дымящие трубы). 1906 г. Холст, масло. 47 х 55,5 см.
Музей Орсэ, Париж.

1905 Пруд. Х, м. 55 х 46 см. ЧС (579x700, 152Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Пруд. 1905 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Аукцион Christie’s, Париж, 2009 г. Лот продан за EUR 79.000 евро.

1907 LE BOIS (583x700, 149Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Деревья. 1907 г. Картон, гуашь. 30,7 х 25,9 см.
Частное собрание.

1908 Автопортрет с женой (700x634, 180Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Автопортрет с женой Евгенией. 1908 г. Холст, масло. 100 х 110 см.
Национальная галерея, Прага.

Так Купка одним из первых стал отходить от реальности, осваивая в своих работах фовизм, орфизм, кубизм и пр. В частности, увлечение абстрактными композициями сам художник объяснял так:
«…Природа все время меняется, ее суть – в метаморфозах. Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись…».
Тем не менее, многим поклонникам художника особенно нравится его цикл символических работ, наполненный величественностью и космизмом, обозначенный, как «Дорога тишины».

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (489x700, 87Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрации к трагедии «Эринии» (Les Erinnyes) Леконта де Лиля. Издательство A.Romagnol, Париж,1908 г. - 125 стр., 11 трехцветных композиций, некоторые из которых украшены золотом, и 21 оригинальная гравюра Купки.
1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (1 KLYTAIMNESTRA) (700x585, 200Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Клитемнестра. Иллюстрация к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (2 ORESTE) (700x672, 186Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Орестея. Иллюстрация к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.
1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (3 KASSANDRA) (700x570, 159Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Кассандра. Иллюстрация к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (4) (504x700, 182Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (4) к трагедии «Эринии»
Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (5) (700x601, 200Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (5) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (6) (670x700, 202Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (6) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (7) (700x616, 178Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (7) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (8) (700x686, 248Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (8) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (9) (501x700, 187Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (9) к трагедии «Эринии»
Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (13) (700x657, 174Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (10) к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 Study of chapter (700x605, 262Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Эскиз иллюстрации к трагедии «Эринии» Леконта де Лиля

1908 Illustrations for Les Erinnyes by Leconte de Lisle (12) (464x700, 145Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Иллюстрация (11) к трагедии «Эринии»
Леконта де Лиля. 1908 г.

1908 PORTRAIT DU GRAVEUR ERNEST DELOCHE. Карт, паст. 47 х 49 см. ЧС2 (700x672, 86Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Портрет гравера Эрнеста Делоша. 1908 г. Картон, пастель. 47 х 49 см.
Частное собрание.

1909-1910 Франтишек Купка за работой (700x393, 81Kb)
Франтишек Купка за работой в студии. Фрагмент фотографии 1906 г.

Что поражает в Купке, так это его очень быстрый переход от одного стиля к другому, особенно в то время. Он перешел от несколько гротескных обнаженных натур к «Осеннему солнцу» (его первая презентация в Салоне в 1906 году) к портретам жиголетт, цвета которых напоминают фовистов (хотя ему совсем не нравилось, что его сравнивают с Ван Донгеном), или к «Живописному проекту фрески» очень декоративна. На мастер-картине «Купальщица» (1907) Купка исследует оптические эффекты легкого движения воды на обнаженном теле и на камне. В серии пастелей «Женщина, собирающая цветы» (1909-1910) он разбил движение на вертикальные полосы, связав цвет с каждым состоянием движения. Синий цвет указывает на остановку, красный или оранжевый - на движение.

1908 Губная помада I (Carmín nº 1). 63.5 x 63.5 см. Музей Жоржа Помпиду (700x673, 223Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Губная помада I (Carmín nº 1). 1908 г. Холст, масло. 63,5 x 63,5 см.
Центр Помпиду, Париж.

1908 Губная помада II. Х, м. Музей Жоржа Помпиду (512x700, 169Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Губная помада II. 1908 г. Холст, масло.
Центр Помпиду, Париж.

1907-1908 Губная помада. Бум, паст. 60 х 48 см. Сотбис Л-н 2011. 40,000 - 60,000 GBP (542x700, 141Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Губная помада. Эскиз. 1907-1908 гг. Бумага, пастель.
60 х 48 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
1908 Девушка с мячом. Бум, паст. 62,2 x 47,5 см. MOMA (456x600, 150Kb)1908 Маленькая девочка с воздушным шариком», Х, м, 114 х 70 см. Франция, Париж. Центр Помпиду, (359x600, 135Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). 1. Девушка с мячом. 1908 г. Бумага, пастель. 62,2 x 47,5 см. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк. 2. Маленькая девочка с воздушным шариком. 1908 г. Холст, масло. 114 х 70 см. Центр Помпиду, Париж.

1909 Жиголетта в красном. Холст, масло, 46 × 55. Центр Помпиду (700x584, 120Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Жиголетта в красном. 1909 г. Холст, масло. 46 х 55 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909 Голова шлюхи (700x596, 221Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Голова шлюхи. 1909 г. Бумага, акварель. 28 x 32,5 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909 Обнаженная женщина. Бум, паст. 41 х 61 см. Аук интернет-портал ART+, Прага, 2011 г. (700x541, 67Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Обнаженная женщина. 1909 г. Бумага, пастель. 41 х 61 см.
Интернет-портал ART+, Прага, 2011 г.

1909 Сон», Карт, масло. 30,5 x 31,5 см, Музей Бохума. (700x682, 269Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Сон. 1909 г. Картон, масло. 30,5 x 31,5 см.
Немецкий музей горного дела, Бохум, Германия.

1909-1910 Planes by Colors, Large Nude. Х, м. 150,1 х 180,8 см. Solomon R. Guggenheim Museum, НЙ (700x580, 181Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Цветные плоскости. Большая обнаженная. 1909-1910 гг.
Холст, масло. 150,1 х 180,8 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

В этой работе Купка изобразил фигуру своей жены Евгении в ярких оттенках фиолетового, зелёного, жёлтого и синего, разработав инновационную технику моделирования, основанную на цвете, а не на линиях или тенях. Она делит её тело на тональные плоскости таким образом, что становится видимой её «внутренняя форма». Это раскрытие невидимого имеет решающее значение, поскольку Купка считал, что только через чувства, через физический опыт мы можем достичь экстрасенсорного, метафизического измерения и впоследствии интуитивно понять всеобщую схему, лежащую в основе существования.

1909 ТАНГО_Бум, паст. 30 х 30. Kollekciya_Karla_Flinkera_Parizh (700x696, 264Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Танго. 1909 г. Бумага, пастель. 30 х 30 см. Галерея Карла Флинкера, Париж.

1909-1910 Женщина, собирающая цветы 1. Бум, пастель.. 45 х 47 см. Центр Помпиду (моно) (700x658, 209Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы I. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 45 х 47 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909-1910 Женщина, собирающая цветы 2. Бум, паст, акв, граф. 45 × 47,5 см. Париж, Центр Помпиду, (700x672, 134Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы II. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 48 х 49,5 см.
Центр Помпиду, Париж.

1909-1910 Женщина, собирающая цветы 3. ЧС (668x700, 158Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина, собирающая цветы. 1909-1910 гг. Бумага, пастель. 54 х 51,8 см.
Частное собрание.

1909 Клавиши фортепиано. Озеро. Х, м. 79 x 72. Нац гал, Прага (636x700, 243Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Клавиши фортепиано. Озеро. 1909 г. Холст, масло. 79 x 72 см.
Национальная галерея, Прага.

1909 Klávesy piana – Jezero. Sketch (632x700, 171Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Клавиши фортепиано. Озеро. Эскиз. 1909 г.
Бумага, акварель. 28,7 х 26,5 см. Аукционный дом Sýpka, Прага, 2009 г.
Эстимейт 550.000 крон.

1909-1910 Женщина для Галлиена, или Вкус Галлиена (Актриса кабаре) Х, м. 108 x 100. Нац гал, Прага (641x700, 171Kb)
Франтишек Купка (1871-1957). Женщина для Галлиена, или Вкус Галлиена (Актриса кабаре).
1909-1910 Холст, масло. 108 x 100 см. Национальная галерея, Прага.

frantisekkupka00kupk_0006 (525x700, 84Kb)
Франтишек Купка. Фотография 1900-е гг.

Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». В работах 1908-1911 годов - Купка испытал влияние фовизма и пуантилизма. Полотна, созданные в 1910-1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1912 году принял участие выставке кубизма «Section d’Or» (Золотое сечение) в Салоне независимых (Salon des Indépendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.

ИСТОЧНИКИ

Франтишек Купка – абстракционист, легионер и медиум

(Продолжение следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЧЕШСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-АБСТРАКЦИОНИСТ ФРАНТИШЕК КУПКА / FRANTIŠEK KUPKA (1871-1957), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»