ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЗАРЕ ДА СЕСТО / CESARE DA SESTO (1477-1523), УЧЕНИК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ 11-11-2024 20:09к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Фигура итальянского художника Чезаре да Сесто у постамента памятника
Леонардо да Винчи в Милане
Чезаре да Сесто (1477-1523) — итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи, живописец эпохи Возрождения и периода раннего маньеризма. Родился около 1477 года в городке Сесто-Календе в провинции Варезе. Был учеником и подмастерьем у Бальдассаре Перуцци в Риме в 1500-х годах. Огромное влияние на живопись Чезаре да Сесто оказало творчество гениального живописца и мыслителя Возрождения Леонардо да Винчи, с которым художнику довелось встречаться в Риме, что отчётливо просматривается в «Мадонне с младенцем». Позднее, в Южной Италии, он создал сложный и вычурный стиль, в котором соединились классицизм и наиболее характерные элементы раннего маньеризма. Чезаре провёл большую часть второго десятилетия XVI века к югу от Рима, прежде чем вернуться Милан в 1520 году, где написал полиптих «Мадонна во Славе со святыми» для церкви Сан-Рокко. Он умер в Милане в 1523 году.
Вид на Сесто Календе с видом на реку Тичино
Чезаре да Сесто (итал. Cesare da Sesto) родился около 1477 года в городке Сесто-Календе, близ озера Лаго-Маджоре в Ломбардии на севере Италии. Чезаре считается одним из леонардесков, или художников, находившихся под влиянием Леонардо да Винчи, таких как Бернардино Луини и Марко д’Оджоно. Этим последователям удавалось настолько хорошо копировать манеру да Винчи, что часто произведения художника не могли отличить от работ учеников. Этому способствовало и то, что Леонардо сам часто забрасывал неоконченные картины и дописывать их брались его ученики. Впрочем, критики отмечают, что последователям удавалось копировать лишь манеру да Винчи, но не его уникальный стиль. Как и Леонардо, Чезаре не имел фамилии в современном смысле; «да Сесто» — прозвище по городку Сесто-Календе в нынешней провинции Варесе, из которого он был родом.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Леда и лебедь (реплика на утраченную картину
Леонардо да Винчи). 1505-1510 гг. Дерево, масло. Уилтон-хаус, Уилтшир,
Юго-Западная Англия.
Эта картина Да Сесто находится в Уилтон-Хаусе недалеко от Солсбери, Великобритания. Другие версии, которые сейчас находятся в Галерее Боргезе (вероятно, также кисти Чезаре) и Уффици, считаются одними из трёх наиболее близких копий после утраченной работы Леонардо на эту тему.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Два эскиза обнажённой женщины. 1509 г. Бумага, перо, коричневые чернила,
черный мел. 13,1 х 12,2 см. Музей Бонна-Элле, Байонна, Франция.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Саломея получает голову Иоанна Крестителя. 1512-1514 гг.
Бумага, перо, коричневые чернила. 15,1 х 19,4 см. Институт искусств в Детройте, США.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Обморок Девы Марии, которую поддерживают три святые женщины, и три изображения мужчин (лицевая сторона); Святой Георгий и дракон (оборотная сторона). 1510 г. Бумага, перо, коричневые чернила, красный мел. 13,7 х 19,1 см. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святой Георгий и дракон (оборотная сторона). 1510 г. Бумага, перо,
коричневые чернила, красный мел. 13,7 х 19,1 см. Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Римский полководец между Минервой и Викторией. 1508-1512 гг.
Бумага, красный мел. 14,6 х 13,5 см. Государственные музеи Берлина, кабинет гравюры.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мученичество Святого Себастьяна. 1510-1515 гг.
Бумага, красный мел. 16,2 x 13,4 см. (лист). Королевская коллекция, Лондон.
Чезаре да Сесто (1477-1523), атрибуция. Дизайн гротескных украшений. 1511 г. Бумага, перо,
коричневые чернила, красный мел. 22,5 х 33,4 см. Институт Курто, Лондон.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Христом и донатором. Фреска. 1505-1515 гг.
Монастырь Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, Рим.
Фреска «Мадонна с Младенцем Христом и донатором», выполненная Чезаре между 1509 и 1512 гг. в люнете римского монастыря Сант’Онофрио. Поза Марии, сидящей на мраморной скамье, лицо, освещенное мимолетной улыбкой, поза и положение рук Иисуса во многом предвосхищают то, что позднее художник воплотит в «Святом семействе со Святой Екатериной».
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Христом и донатором. 1505-1515 гг. Фрагмент фрески (1).
Монастырь Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, Рим.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Христом и донатором. 1505-1515 гг. Фрагмент фрески (2).
Монастырь Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, Рим.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Христом и донатором. 1505-1515 гг.
Фрагмент фрески (3). Монастырь Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, Рим.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Христом и донатором. 1505-1515 гг.
Фрагмент фрески (4). Монастырь Сант-Онофрио-аль-Джаниколо, Рим.
В биографии Чезаре да Сесто нет информации о его учителях и о работах, написанных до второго десятилетия XVI века, которые, как предполагается, он провёл в Милане в кругу Леонардо да Винчи, но почти наверняка можно сказать, что он впервые появился в Риме примерно в 1505 году как помощник Бальдассаре Перуцци (1481-1536), у которого учился или работал. К этому периоду относятся люнет и тимпаны в монастыре Сан-Онофрио в Риме и несколько картин в Кампаньяно-Романо в окрестностях Рима.
Имя Чезаре да Сесто в документах впервые встречается в 1508 году, когда он сделал росписи в Ватиканском дворце (не сохранились) по заказу папы Юлия II.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Иисусом и Святыми Елизаветой,
Иоанном Крестителем и Михаилом. 1510 г. Дерево, перевед. на холст, масло. 95 х 69 см.
Лувр, Париж.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Дева Мария, Младенец Христос и Святой Иоанн Креститель.
1510-1515 гг. Дерево, масло. 80 х 63,5 см. Национальный музей античного искусства,
Лиссабон.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с деревом (Madonna dell’Albero). 1512-1520 гг.
Дерево, масло. 46 х 36 см. Пинакотека Брера, Милан.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с деревом (Madonna dell’Albero). Фрагмент.
1512-1520 гг. Дерево, масло. 46 х 36 см. Пинакотека Брера, Милан.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем. 1513-1514 гг. Дерево (тополь),
масло. 124,7 х 105 см. Баварская государственная картинная галерея, Мюнхен.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Саломея. 1510-1520 гг. Дерево, масло.
135,3 х 80 см. Национальная галерея, Лондон.
Саломея показывает отрубленную голову Иоанна Крестителя, когда палач кладёт её в чашу. Её мать Иродиада, которая затаила обиду на Иоанна Крестителя за то, что он назвал её брак с Иродом незаконным, убедила Саломею попросить у Ирода эту ужасную награду за её танец (Марк, 6:21–28). Мы оказываемся в роли Иродиады, которой преподносят объект нашего желания. Поза палача и поворот его головы перекликаются с позой Саломеи и подчёркивают контраст между её бледной красотой и его смуглым мускулистым телом. Стол опирается на каменную гарпию — полуженщину-полуптицу, олицетворяющую штормовые ветры. Существует три варианта этой композиции, написанной Чазаре да Сесто; оригинал, вероятно, находится в Художественно-историческом музее в Вене, а эта картина, возможно, является студийной копией. Влияние Леонардо можно заметить в драматических световых эффектах и «дымчатой» манере, в которой нарисовано лицо Саломеи.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Саломея с головой Иоанна Крестителя.
1512-1516 гг. Дерево, масло. 136 х 79 см. Музей истории искусств, Вена.
Амброджо Джованни Фигино (1548-1608). Копия головы Саломеи (по картине
Чезаре да Сесто). 1512-1516 гг. Бумага, красный мел. 44 x 29,6 см.
Епархиальный музей, Милан.
Амброджо Джованни Фигино (1548-1608). Копия головы Ионна Крестителя
(по картине Чезаре да Сесто). 1512-1516 гг. Бумага, красный мел. 44 x 29,6 см.
Епархиальный музей, Милан.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Христос, которому поклоняется кардинал
Оливьеро Карафа. 1511 г. Дерево, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Христос, которому поклоняется кардинал
Оливьеро Карафа. Фрагмент. 1511 г. Дерево, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Крещение Христа. 1512-1514 гг. Дерево, масло.
Частное собрание Галларати Скотти, Милан
Судя по всему, Чезаре да Сестол оставался в Центральной Италии по крайней мере до 1510 года, и среди его римских знакомых, помимо Бальдассаре Перуцци, был ломбардо-сиенский художник Джованни Содома, в котором всё ещё прослеживается влияние Леонардо; он также, должно быть, знал ранние римские работы Рафаэля. Практически наверняка Чезаре видел флорентийскую живопись первого десятилетия, а также более ранние работы Леонардо.
Бенедиктинское аббатство Святой Троицы, г. Кава-де-Тиррени, провинция Салерно.
Расположено высоко в горах в ущелье на холмах Финестре.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа, Мадонна на троне
со святыми бенедиктинцами. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 405 x 320 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени, провинция Салерно
Великолепный полиптих Чезаре да Сесто «Крещение Христа» был написан для Бенедиктинского аббатство Святой Троицы в городе Бадиа-ди-Кава. Работа эпохи Возрождения, написанная между 1514 и 1515 годами, была предметом «загадки» авторов, которая была раскрыта только в 1977 году.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (1).
Мадонна с путти. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 140 x 105 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (2).
Мадонна с путти. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 140 x 105 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (3). Мадонна с путти. 1514-1515 гг.
Дерево, темпера. 140 x 105 см. Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (4).
Святой апостол Пётр. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 85 x 63 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (5).
Святой апостол Павел. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 85 x 63 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа, Фрагмент (6).
Крещение Христа. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 162 x 106 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (7).
Святой Бенедикт. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 85 х 71 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа, Фрагмент (8).
Святой Григорий Великий. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 85 х 71 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа, Фрагмент (9). Святые Бог-Отец с апостолами
Филиппом, Иоанном, Апостолом с книгой, Иаковом старшим. 1514-1515 гг. Дерево, темпера. 34 х 113 см.
Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святые Схоластика, Мария Магдалина и Бенедикт Нурсийский. Фрагмент (10).
1514-1515 гг. Дерево, темпера. 34 х 68 см. Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Полиптих с Крещением Христа. Фрагмент (11). Один святой и два святых.
1514-1515 гг. Дерево, темпера. 34 x 68 см. Музей бенедиктинского аббатства Святой Троицы, Кава-де-Тиррени.
В 1513 году Да Сесто работал на Сицилии, Пребывание Чезаре в Милане было недолгим. В 1514 году в сопровождении своего помощника Алипрандо он покинул Милан (как и Леонардо годом ранее) и отправился на юг, почти наверняка снова через Рим (и, вероятно, через Флоренцию и Сиену), чтобы обосноваться примерно на шесть лет в Неаполе и Мессине.
В 1515 году он завершил монументальный полиптих «Мадонна во Славе, или Крещение Христа» для аббатства (монастыря) Сантиссима-Тринита (Пресвятой Троицы) в Кава-де-Тиррени и написал «Леду и лебедя», копию с картины Леонардо на ту же тему.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем, Святыми Иоанном Крестителем
и Георгием. 1513-1514 гг. Дерево, масло. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско.
Чезаре да Сесто (1477-1523). «Спаситель мира» (лат. Salvator Mundi) (после Леонардо).
1516-1517 гг. Дерево, масло. 65 х 50 см. Музей дворца короля Яна III в Вилянуве, Варшава.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем и ягнёнком (по картине Леонардо
да Винчи «Святая Анна, Богородица с Младенцем Христом». Лувр, Париж). 1515 г.
Дерево, масло. 37 х 30 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святое семейство со Святой Екатериной. 1515-1520 гг.
Дерево, перевед. на холст, масло. 89 x 71 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина поступила в Эрмитаж между 1763 и 1796 гг. из собрания Екатерины II. Приобретена за 5000 руб. из собрания сенатора Галеаццо Висконти в Милане под именем Леонардо да Винчи. Как работа Леонардо произведение включалось в каталоги Эрмитажа до 1899 г. Знаменитый французский писатель и художественный критик Стендаль считал ее лучшим из всего, что было создано Леонардо. Картина действительно отличается превосходным исполнением: мягкие, прозрачные тени «сфумато» придают фигурам весомость, колорит благороден и сдержан. Мастер прекрасно передал сложный ракурс фигуры наклонившегося вперед Иосифа, а движения и выражение лица смеющегося Младенца замечательно естественны. Для обеих женских фигур Чезаре да Сесто использовал одну и ту же модель. Марию и Екатерину роднит и взгляд из-под опущенных век, и таинственная значительность, которая восходит к женским образам Леонардо.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение Младенцу Христу с донатором.
1514-1515 гг. Дерево, масло. Епархиальный музей, Салерно.
Андреа Сабатини/Салерно (1487-1530). Рождество (по картине Чезаре да Сесто).
До 1545 г. Министерство культуры Италии, Рим.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с младенцем и Санта-Лючия. 1500-1523 гг.
Дерево, масло. Музей Замбони, Реджо-нель-Эмилия.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святой Иероним. 1520 г. Дерево, масло. 80,3 x 60,7 см.
Городская художественная галерея Саутгемптона, Южная Англия.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святой Иероним. До 1523 г. Дерево, масло. 127 х 105 см.
Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святая Екатерина Александрийская. 1500-1523 гг.
Дерево, масло. 61 х 48 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Чезаре да Сесто (1477-1523), атрибуция. Святая мученица. 1520-е гг.
Дерево, масло. 36 x 27 см. Галерея Боргезе, Рим.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мужской портрет. 1500-1523 гг. Дерево, масло.
49,6 х 42,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 1992 г
В 1516 году да Сесто вернулся в Милан, где написал «Крещение Христа» в соавторстве с Бернардино Бернарцано (ныне утраченое) и знаменитую картину «Саломея» (итал. Salomè), приобретённую императором Рудольфом II, ныне находящуюся в Художественно-историческом музее Вены. В 1517 году он вернулся в Южную Италию; в Мессине Чезаре создал одну из наиболее знаменитых своих работ «Поклонение волхвов» оказавшую влияние на многих художников Южной Италии. Эту картину можно увидеть в музее Каподимонте в Неаполе.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение волхвов. 1516-1519 гг.
Холст, масло. 326 х 270 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
«Поклонение волхвов» (датируется 1516-1519 гг.) - самая важная картина, написанная Да Сесто во время пребывания на юге, - продолжает синтез, задуманный им ранее, но в гораздо более сложных и утончённых формах. Старый леонардовский репертуар представлен в более утончённой манере и дополнен результатами изучения работ Рафаэля. В «Поклонении волхвов» также есть намёк, но не доказательство, на недавний контакт Чезаре с романизированными сиенцами Перуцци и Содомой. Следствием этого наиболее развитого вида взаимодействия между леонардовским прошлым и современным рафаэлевским стилем является стиль, который в принципе напоминает нынешний стиль Содомы, а по внешнему виду значительно от него отличается. Он является таким же приближением к современному классицизму, как и стиль Содомы: более последовательный, но менее энергичный, стремящийся к более утончённому, чем у Содомы, и более манерному изяществу.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение волхвов. Фрагмент (1). 1516-1519 гг. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение волхвов. Фрагмент (2). 1516-1519 гг. Холст, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение волхвов. Фрагмент (3). 1516-1519 гг.
Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение волхвов. Фрагмент (4). 1516-1519 гг.
Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Поклонение волхвов. Фрагмент (5). 1516-1519 гг.
Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко). 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан.
После «Волхвов» Да Сесто около 1520 года вновь вернулся в Милан, где создал другой свой шедевр — так называемый «полиптих Святого Роха» или «Полиптих с Мадонной во славе» (для собора Святого Роха, теперь в Кастелло Сфорцеско), с сопровождающими её одиночными фигурами святых для церкви. Ещё одна поездка в Рим для Чезаре, который всё больше восхищался Рафаэлем, в конце концов отяготила его багажом мотивов, которые в этой последней работе, отчасти из-за её архаичной ломбардской формы, он уже не мог синтетически комбинировать. Но в ходе своей карьеры он благодаря своей эклектичности достиг скромных исторических результатов, став проводником элементов рафаэлизма на севере и леонардизма на юге Италии.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко). Фрагмент (1). 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко).
Фрагмент (2). Святой Иоанн Креститель. 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко).
Фрагмент (3). Святой Иоанн Евангелист. 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко).
Фрагмент (4). Святой Себастьян. 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко).
Фрагмент (5). Святой Рох. 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна во славе (Полиптих Сан-Рокко).
Фрагмент (6). Святой Христофор. 1523 г. Дерево, масло.
Замок Сфорца, Милан
Чезаре да Сесто (1477-1523). Портрет молодой женщины (с автографом Леонардо
да Винчи). Бумага, сангина. 28 x 20 см. Частное собрание, Аскона кантон Тичино,
Швейцария.
В Швейцарии атрибутировали рисунок с портретом молодой женщины, известный с шестидесятых годов ХХ века, на котором есть надпись, приписываемая Леонардо да Винчи. Рисунок принадлежит коллекционеру из Асконы (кантон Тичино, Швейцария) и по сей день окутан тайной. Много лет спустя, наконец, секрет был раскрыт. Женский бюст, вероятно, эскиз картины, нарисованный в древней технике сангины (красный мел), был окончательно приписан Чезаре да Сесто, любимому ученику Леонардо да Винчи, который был впервые показан и представлен в Женеве во время пресс-конференции 2 апреля 2024 года в клубе Suisse de La Presse. Остается одна последняя загадка: что написал Леонардо да Винчи в драгоценном рисунке своего ученика? Загадка, которая, возможно, когда-нибудь будет раскрыта.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Портрет молодой женщины (Фрагмент с автографом
Леонардо да Винчи). Бумага, сангина. 28 x 20 см. Частное собрание, Аскона кантон Тичино,
Швейцария.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Этюд женской головы. Бумага, красный мел.
27,5 x 21,3 см. Галерея Академии, Венеция.
Чезаре да Сесто (1477-1523), follower. Саломея с головой Святого Иоанна Крестителя.
1600 г. Дерево, масло. 84,4 x 92,9 см. Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2015 г.
Эстимейт EUR 20.000 – 30.000 евро.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Воспоминания о Риме. Мадонна с поясом
(La Madone dite de la Ceinture). Музеи Ватикана.
Чезаре да Сесто (1477-1523), follower. Мадонна с Младенцем. XVI в. Дерево, масло.
Музей изящных искусств Валенсии, Испания.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем и юным Святым Иоанном
Крестителем. Холст, масло. 100 х 74 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Чезаре да Сесто (1477-1523), follower. Кающаяся Мария Магдалина.
Холст, масло. 91,4 х 71,1 см. Частное собрание.
Чезаре да Сесто (1477-1523), follower. Святой Иоанн Креститель в пустыне.
Холст, масло. 91,5 x 57,7 см. Частное собрание.
Чезаре да Сесто (1477-1523), сircle. Святой Себастьян. Холст, масло. 112 x 75 см.
Частное собрание.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Голова Святого Иеронима
(Testa di San Girolamo). Рисунок.
Историк и писатель Сильвано Винчети, автор в недавнем прошлом новых гипотез о Моне Лизе и других знаменитых картинах, координировал работу экспертов, которая привела к атрибуции рисунка Чезаре да Сесто. «Чезаре да Сесто, - объясняет Винчети, - это ученик, который больше всего осознал эмоциональную и художественную близость с великим тосканским гением эпохи Возрождения. Среди всех обогащений Леонардо, глубоко проникших в его тело и душу, следует подчеркнуть важность, которую Чезаре да Сесто придавал рисунку, его стремление к совершенству, сильной выразительности, всегда присутствующей в Леонардо. Следуя строгому историко-ретроспективному методу, мы приступили к повторению и упорядочению с подлинными документами последних 60-70 лет истории картин Да Сесто».
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем, Святым Иоанном и
музыкантом путти. Дерево, масло. 170 x 119 см. Аукцион Pandolfini Casa d'Aste,
Флоренция, 24.10.2024 г. Эстимейт EUR 12.000 – 18.000 евро.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном Крестителем.
Холст, масло. Аукцион Sotheby’s, Милан, 2008 г. Эстимейт EUR 40.000 – 60.000 евро.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Мадонна с Младенцем Христом и Святым Иоанном
Крестителем. XVI в. Холст, масло. 75 х 53 см. Музей замка Шато де Флёр,
Вильнёв-д'Аск, Франция.
Чезаре да Сесто (1477-1523), атрибуция. Мадонна с Младенцем.
Национальный дворец Синтры, Португалия.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святая Мария Магдалина. Фрагмент фрески.
Академия Каррара, Бергамо.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Крещение Христа. Офорт Игнацио Фумагалли (1778-1842). 1811 г.
16,1 х 20,8 см. Институт Курто, Лондон.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святое семейство с младенцем Иоанном
Крестителем и ангелом. Бумага, перо, коричневые чернила, красный мел.
16,9 x 12,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Что касается значения Чезаре да Сесто, искусствовед Винчети объясняет: «Просто помните, что именно благодаря его путешествиям по полуострову стиль леонардеско распространился даже в областях, которые никогда не касались мастера Винчи, таких как Южный Италия. В 1517 году его возвращение в Мессину, где он написал свою самую знаменитую работу «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Никколо (сегодня в Музее Каподимонте, Неаполь), которая стала образцом для подражания для многих художников Юга.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Тайная вечеря. Копия с фрески Леонардо да Винчи. 1550 г. Размер 700 см.
Приходская церковь Сант-Амброджо, Понте Каприаска, Швейцария.
На раме выгравированы имена всех двенадцати апостолов.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Тайная вечеря. Копия с фрески Леонардо да Винчи. Фрагмент (1). 1550 г.
Размер 700 см. Приходская церковь Сант-Амброджо, Понте Каприаска, Швейцария.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Тайная вечеря. Копия с фрески Леонардо да Винчи. Фрагмент (2). 1550 г.
Размер 700 см. Приходская церковь Сант-Амброджо, Понте Каприаска, Швейцария.
Чезаре да Сесто (1477-1523), scuola. Рождество. Дерево, масло. 47,8 х 36,5 см.
Музей Польди-Пеццола, Милан.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Святое семейство с младенцем Святым Иоанном Крестителем.
Медь, масло. 42,1 х 30,5 см. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Это копия с оригинала 1510 года в Элтон-Холле в Питерборо. Эти двое мужчин - святой Иосиф и (скорее всего) Захария, отец Иоанна Крестителя, хотя мнения о том, кто из них кто, расходятся. Однако фигура, практически идентичная мужчине справа, отчетливо выглядит как святой Иосиф в двух других известных группах Святого Семейства да Сесто.
Чезаре да Сесто (1477-1523), follower. Святое Семейство. Холст на дереве, масло.
74 x 63 см. Частное собрание.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Этюды голов - двое мужчин и две женщины.
Офорт Игнацио Фумагалли (1778-1842). 1811 г. Институт Курто, Лондон.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Этюды голов - двое молодых людей и двое детей.
Офорт Игнацио Фумагалли (1778-1842). 1811 г. Институт Курто, Лондон.
Чезаре да Сесто (1477-1523). Этюды голов - двое детей и двое мужчин среднего возраста.
Офорт Игнацио Фумагалли (1778-1842). 1811 г. Институт Курто, Лондон.
Чезаре да Сесто прожил недолгую жизнь. Он умер в 1523 году в Милане в возрасте 46 лет. Там же в Милане ему поставлен памятник на постаменте у монумента Леонардо да Винчи и его именем названа одна из улиц. В Италии также очень популярно красное и белое вино - вермут «Чезаре да Сесто».
Памятник Леонардо ла Винчи и Чезаре да Сесто в Милане на площади Пьяцца-делла-Скала.
Установлен в 1872 году. Скульптор Пьетро Магни.
Улица Чезаре да Сесто в Милане
Вермут красный и белый «Cesare da Sesto» по цене 5 - 6 евро за 1 литр.
Некоторые итальянские издания, посвященные творчеству Чезаре да Сесто:
Leonardo & Cesare da Sesto Nel Rinascimento Meridionale Catalog of the exhibition, Кава-де-Тиррени.
На обратной стороне обложки надпись гласит:
«Чезаре да Сесто…был очень дорогой и держался в большой цене наравне с Рафаэлем Урбинским, который также сказал, что он часто шутил по поводу величия, когда казалось, что они были близкими друзьями, какими они были в искусстве живописи, однако не имели ни малейшего уважения, чтобы найти истинно добрых слов, поскольку они просто сладко соревновались, поддразнивая друг друга, и что если и найдется в наше время он (такой человек), мир бы был благословен» (Джан Паоло Ломаццо, Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры, Милан, 1584 г., Книга II, глава I)
3. Афиша выставки Леонардо и Чезаре да Сесто в Южном Ренессансе в городе Кава ли Тирени. 4. Cesare da Sesto, 1477-1523 Paperback – Import, January 1, 1994
ИСТОЧНИКИ
Бернард Бернсон. Живописцы Итальянского Возрождения. Пер. с англ.
Н.А. Белоусовой и И.П. Тепляковой. Предисл. В.Н. Лазарева.
Вступ. ст. Н.А. Белоусовой. Москва, Издательство «Искусство», 1965 г. – Стр. 189.