• Авторизация


СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ХУДОЖНИК ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БЕЛЮКИН (род.1962 г.), ЧАСТЬ II 08-11-2024 22:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО 2024 Картина «Венчание Пушкина» в Музее-квартире Пушкиных на Арбате 2 (700x466, 90Kb)
Презентация картины Дмитрия Белюкина «Венчание Пушкина» в Музее-квартире Пушкиных на Арбате.
Москва, 2024 г.

Красной нитью сквозь все творчество Дмитрия Белюкина проходит пушкинская тема: А.С. Пушкин в разные периоды его жизни, пейзажи Тригорского и Михайловского. Постоянное возвращение к книгам любимого поэта, детальное изучение культуры первой четверти XIX века подтолкнули художника к мысли о создании серии произведений, отражающих мир Пушкина и мир его эпохи. На протяжении многих лет, начиная с конца 1990-х годов, Белюкин создавал прекрасные иллюстрации к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 2022 году художник представил серию картин на тему последней дуэли Пушкина. В 2024 году, в канун 225-летия со для рождения Пушкина cостоялось открытие отреставрированного Музея- квартиры Пушкиных на Арбате, где было представлено огромное полотно Белюкина «Вечание Пушкина». Пушкиниана художника продолжается.

2012 Дмитрий Анатольевич Белюкин в Вологодской картинной галерее. (497x700, 104Kb)
Дмитрий Анатольевич Белюкин на пресс-конференции в Вологодской
областной картинной галерее, 2012 г.

Пушкиниана Дмитрия Белюкина начинается с его дипломной работы «Смерть Пушкина» и многочисленных эскизов к ней, которую он с отличием защитил в 1986 году в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Руководитель проекта Илья Сергеевич Глазунов (1930-2017), Царство ему небесное! Не только этой картиной радует нас художник, но и многочисленными изображениями поэта. Вернее, назвать картину, где мы видим поэта, только изображением нельзя - это целая «Пушкиниана». Белютин так ее и называет «Жизнь в свете Пушкина».

1985-1986 Смерть Пушкина. Холст, масло 207x287 (700x493, 144Kb)
.А. Белюкин (род.1962). Смерть Пушкина. 1985-1986 гг. Холст, масло. 207 x 287 см.
Дипломная работа художника.

1985 Вариант головы на подушке и кувшина с водой. Бумага, масло 25,7x28,5 (606x700, 164Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Вариант головы Пушкина на подушке и кувшина с водой.
Эскиз к картине «Смерть Пушкина». 1985 г. Бумага, масло. 25,7 x 28,5 см.

1985 Елена. Этюд для образа Н.Н. Пушкиной. Бумага, масло 35,8x24 (476x700, 127Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Елена. Этюд для образа Н.Н. Пушкиной к картине
«Смерть Пушкина». 1985 г. Бумага, масло. 35,8 x 24 см.

1985 Пушкин и няня. Бумага, акварель, темпера 37x26,5 (528x700, 159Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин и няня. 1985 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 26,5 см.

1985 Пушкин в театре. Бумага, акварель, темпера 37x26,3 (476x700, 165Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в театре. 1985 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 26,3 см.

1986 Из книг поэта. Бум, масло. 31,6 х 46,7. ГМП, Москва (700x456, 120Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Из книг поэта. 1986 г. Бумага, масло. 31,6 х 46,7 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

1986 Натюрморт. Из книг поэта. Бум, масло. 21,1 х 35,7. ГМП, Москва (700x418, 94Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Натюрморт. Из книг поэта. 1986 г. Бумага, масло. 21,1 х 35,7 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

Библиотека Пушкина (532x700, 114Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Библиотека Пушкина. Бумага, масло.

1986 Чернильница и перо. Бумага, акварель, темпера 21x16 (588x700, 183Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Чернильница и перо Пушкина. 1986 г.
Бумага, акварель, темпера. 21 x 16 см.

1995 Пушкин в Михайловском. Холст, масло 35х55 (700x513, 168Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в Михайловском. 1995 г. Холст, масло. 35 х 55 см.

1995 Новое стихотворение. Холст, масло 52x80 (700x448, 111Kb)
.А. Белюкин (род.1962). Новое стихотворение. 1995 г. Холст, масло. 52 x 80 см.

1995 Тригорское. Пруд, 1995 (700x443, 115Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Тригорское. Пруд. 1995 г. Картон, масло. 49 х 79 см.

2016 выставка История Гос. Рос. в Ульяновске 1 (700x467, 123Kb)
Дмитрий Белюкин на выставке «История Государства Российского». Ульяновск, 2016 г.
.
На картинах Белюкина и места, где бывал поэт, и люди, с которыми он встречался, друзья Пушкина – Е.А. Боратынский, Н.М. Языков, Осиповы-Вульф и др. Он даже описывает сон Татьяны в романе и отъезд Ленского из гостей. Описано так, как будто сам художник бывал в этом сне и на этом балу. Примечательно, что, для того чтобы описать бал, Дмитрий неоднократно побывал на проводимых любителями старины реконструкциях балов. На них все было, как в старину, только люди сегодняшние, с радостью посвящающие себя тому далекому и по душе близкому им времени.

1989 Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском. Холст, масло 86x126 (700x466, 122Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском.
1989 г. Холст, масло. 86 x 126 см.

1991 Пушкин и Языков в Михайловском. Холст, масло 60x76 (700x543, 164Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин и Языков в Михайловском. 1991 г. Холст, масло. 60 x 76 см.
В 1826 году Н.М. Языков гостил по соседству - в Тригорском у Прасковьи Осиповой.

1998 Комната Зизи в Тригорском. Картон, масло 23,5x30 (700x536, 171Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Комната Зизи в Тригорском. 1998 г. Картон, масло. 23,5 x 30 см.

«Да вот в бутылке засмоленной
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобных талии твоей, Зизи,
Кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!»
(«Евгений Онегин», глава V)

Эти строки Александр Пушкин адресовал Евпраксии Вревской (в девичестве Вульф), сестре своего приятеля А.Н. Вульфа и младшей дочери Прасковьи Осиповой, владелицы Тригорского. Зизи - её домашнее прозвище Судя по всему, Евпраксия Вревская страстно любила поэта и, похоже, что Александр Сергеевич отвечал ей взаимностью. Она приказала сжечь после своей смерти пушкинские письма и никогда никому ничего не рассказывала об их отношениях... Именно Вревскую Пушкин посвятил во все запутанные преддуэльные отношения. Возможно, она была единственной, кто знал всё. Зизи пережила Поэта на 46 лет.

Евпраксия Николаевна Вульф (1809–1883) П. А. Вревский 1829. Россия Бумага, карандаш Из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина (534x700, 132Kb)
П.А. Вревский. Евпраксия Николаевна Вульф (1809–1883). 1829 г. Бумага, карандаш.
Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Портрет баронессы Вревской, выполнен братом ее мужа — П. А. Вревским.

1998 Столовая в Мураново. Холст, масло 51x65 (700x548, 162Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Столовая в Мураново. 1998 г. Холст, масло. 51 x 65 см.
В семье Тютчевых сохранилось предание, что Пушкин посетил Мураново. Это возможно. Боратынский встречался с Пушкиным нередко в течение шести лет - от 1826 г. до 1833 г. Пушкин мог навестить Мураново, которое принадлежало тогда Л.Н. Энгельгардту, автору известных «Записок», тестю Боратынского.

1999 Пушкин-лицеист. Бумага, акварель, темпера 18,7x25,5 (700x511, 184Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин-лицеист. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 18,7 x 25,5 см.

1999 Царское село. Камеронова галерея. Бумага, акварель, темпера 22x30 (700x479, 177Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в Царском селе. Камеронова галерея. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 22 x 30 см.
2000 Пушкин у моря (700x501, 92Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин у моря. 2000 г. Похоже на Гурзуф, справа гора Аю-Даг (Медведь-гора)

2001 А.С.Пушкин в Михайловском. Бумага, акварель, темпера 31х24,6 2001 (2) (472x700, 116Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). А.С. Пушкин в Михайловском. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 31 х 24,6 см.

2001 Пушкин, надевающий пальто (537x700, 121Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин, надевающий пальто. 2001 г.

2003 Яблоневый сад в Михайловском. 2003 (700x588, 228Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Яблоневый сад в Михайловском. 2003 г. Холст, масло.

1996 Аллея Керн летом. Х, м. (429x700, 173Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Аллея Керн в Михайловском летом.
1996 г. Холст, масло.

2003 Аллея Керн. Осень Холст, масло 100x200 (700x350, 142Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Аллея Керн. Осень. 2003 г. Холст, масло. 100 x 200 см.

1998 Михайловское. Первый снег. Холст, масло 86x132 (700x441, 135Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Михайловское. Первый снег. 1998 г. Холст, масло. 86 x 132 см.

2003 Михайловское. Ссылка. Холст, масло (636x700, 201Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Михайловская ссылка Пушкина. Зима 1825 года.
2003 г. Холст, масло. 89 х 81 см.

ФОТО 2024 Картина «Венчание Пушкина» в Музее-квартире Пушкиных на Арбате 4 (700x466, 122Kb)
Презентация картины Дмитрия Белюкина «Венчание Пушкина» в Музее-квартире Пушкиных на Арбате.
Москва, 2024 г.

5 июня 2024 года, в канун 225-летия со для рождения А.С. Пушкина cостоялось открытие Музея- квартиры Пушкиных на Арбате. Музей претерпел изменение концепции и полную реконструкцию. Теперь мы можем присутствовать в настоящих интерьерах гостиной, столовой, кабинета Пушкина. Специально для одного из залов 1 этажа Д.А. Белюкин по просьбе Музея написал картину «Венчание Пушкина». Она показывает событие 2 марта 1831 года, состоявшееся в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, после которого молодые, их близкие и друзья приехали в арбатская квартиру.

2023-2024 Венчание Пушкина. Холст, масло 218х335 см. + Коммент (700x453, 136Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Венчание Пушкина. 2023-2024 гг. Холст, масло. 218 х 335 см.

Венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой состоялось 18 февраля 1831 года в храме Вознесения Господня у Никитских ворот (Большая Никитская ул., д. 36 стр. 1), то есть совсем недалеко от того места, где они познакомились в декабре 1828 года на балу в особняке Кологривовых на Тверском бульваре. Выбор объяснялся просто: Гончаровы, жившие на Большой Никитской, были прихожанами этого храма.

2023 Эскиз к картине «Венчание Пушкина» Оргалит, масло 55х90 (700x464, 144Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Эскиз к картине «Венчание Пушкина». 2023 г. Оргалит, масло. 55 х 90 см.

2023 Первоначальный эскиз картины «Венчание Пушкина» Картон, масло 22.5x38.5 (700x468, 126Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Первоначальный эскиз картины «Венчание Пушкина». 2023 г.
Картон, масло. 22,5 x 38,5 см.

2023 Этюд к фигурам Пушкина и Натали к картине «Венчание Пушкина» холст, картон 53.5x60 (700x602, 140Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к фигурам Пушкина и Натали к картине «Венчание Пушкина». 2023 г.
Холст на картоне, масло. 53,5 x 60 см.

2024 Этюд к образу Натали в свадебном платье со свечёй. холст, картон 70x49 (485x700, 116Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к образу Натали в свадебном платье со свечой.
2024 г. Холст, картон. 70 x 49 см.

2023 Этюд к фигуре Лёвушки Пушкина. Картон, масло 53.5x33.3 (442x700, 112Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к фигуре Лёвушки Пушкина, младшего брата
Александра Сергеевича. 2023 г. Картон, масло. 53,5 x 33,3 см.

2023 Этюд к фигуре дьячка, несущего свечу. Картон, масло 54x36.5 (475x700, 123Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к фигуре дьячка, несущего свечу. 2023 г.
Картон, масло. 54 x 36,5 см.

2023 Стихарь диакона середины XIX века. Картон, темпера, масло 50x35.5 (498x700, 135Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Стихарь диакона середины XIX века. 2023 г.
Картон, темпера, масло. 50 x 35,5 см.

2024 Напрестольное Евангелие их храма Николы в Толмачах. Картон, масло 50.5x33 (462x700, 108Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Напрестольное Евангелие их храма Николы в Толмачах.
2024 г. Картон, масло. 50,5 x 33 см.

2023 Пушкинский праздник в усадьбе «Лопасня-Зачатьевское» (700x464, 104Kb)
Дмитрий Анатольевич дарит музею «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» свою книгу «Альбом-монографию»
с благодарностью и признательностью за сохранение исторической памяти. 2023 г.

Первое полное издание романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» было опубликовано 20 марта 1833 года. С тех пор его иллюстрировали многие русские и советские художники. П.П. Соколов в 1855–1860 гг. выполнил 48 карандашных рисунков к «Евгению Онегину». в декабре 1828 года на балу в особняке Кологривовых на Тверском бульваре работал над иллюстрациями с 1928 по 1932 год и выпустил роман с рисунками в 1933 году. М.В. Добужинский работал над рисунками к роману в 1936-1938 гг., который вышел в Брюсселе в 1938 г. на русском языке, и другие издания.

ФОТО Евгений Онегин. Илл. М. Добужинского. Брюссель, 1938 г. (700x458, 61Kb)
М.В. Добужинский работал над рисунками к роману в 1936-1938 гг., который вышел в Брюсселе в 1938 году
на русском языке.

Дмитрий Белюкин, сын известного книжного иллюстратора Анатолия Белюкина, он еще и продолжатель семейной традиции – иллюстрировал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Книголюбы называют эти рисунки «симфонией иллюстрации». В каталоге его произведений, посвященных Пушкину, числится без малого 170 картин, из них полсотни – это иллюстрации к роману «Евгений Онегин». И это ещё не все: в самом романе насчитывается 180 цветных иллюстраций.
Иллюстрации к поэме А. Пушкина Евгений Онегин. (700x504, 151Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Вступление Пушкина к поэме «Евгений Онегин». Из книги А. С. Пушкин
«Евгений Онегин». Издательство «Андреевский флаг», Москва, 2002 г.

«Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где может, быть родились, вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня…».
Онегин у памятника Петру 1 (2) (700x500, 131Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин у памятника Петру I в Санкт-Петербурге.

1985 Онегин на бульваре. Бумага, акварель, темпера 21,5x30,5 (700x434, 143Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин на бульваре. 1985 г. Бумага, акварель, темпера. 21,5 x 30,5 см.

1998 Ленский и Онегин верхом. Левая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 42x30,5 (400x525, 102Kb)1998 Ленский и Онегин верхом. Правая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 42x30,5 (401x525, 106Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Ленский и Онегин верхом. Левая и правая части разворота. 1998 г. Бумага, акварель, темпера. 42 x 30,5 см. (каждая)

1998 Прогулка Татьяны в поле. Левая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 32,7х23,8 (519x700, 134Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Прогулка Татьяны в поле. 1998 г. Бумага, акварель, темпера.
32,7 х 23,8 см. Как сейчас помню из школьных сочинений незабываемое:
«Татьяна любила природу и часто ходила на двор».

1985 --- Пир у Талона. 1985 (700x474, 144Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пир Онегина у Талона. 1985 г.

1998-2000 Онегин перед балом. Бум, гуашь. 30,6 х 20,1 см. ГМП, Москва (552x700, 182Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин перед балом. 1998-2000 гг. Бумага, гуашь.
30,6 х 20,1 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

1999 Бал в Петербурге. (557x700, 126Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Бал в Петербурге. 1999 г.

1999 Высший свет Петербурга. Бумага, акварель, темпера 21,5x30,5 (700x483, 143Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Высший свет Петербурга. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 21,5 x 30,5 см.

У театра (700x403, 102Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). У театра. 2000 г. Бумага, акварель, темпера.

1998 Вельможи в первых рядах кресел. Бумага, акварель, темпера 24x18. Глава ХХ (576x700, 180Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Театр. Начало балета. Вельможи в первых рядах кресел.
1985-1999 гг. Бумага, акварель, темпера. 24 x 18 см.

«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет».

1999 Белые ночи. Петербург (525x700, 101Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Белые ночи. Петербург (1). 1999 г.

1999 Белые ночи. Петербург (2) (525x700, 92Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Белые ночи. Петербург (2). 1999 г.

1999 Летний сад. Левая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 20,7x30,5 (700x456, 151Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Летний сад. Левая часть разворота. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 20,7 x 30,5 см.

1999 Летний сад. Правая часть разворота.Бумага, акварель, темпера 20,7x30,5 (700x446, 150Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Летний сад. Правая часть разворота. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 20,7 x 30,5 см.

Зимой в Летнем саду (588x700, 146Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Летний сад зимой.

2019 Награждение орденом Святой Анны за заслуги перед отечественной культурой (547x700, 101Kb)
В 2019 году Д.А. Белюкин был награждён орденским знаком третьей степени
за заслуги перед отечественной культурой и возведён в достоинство кавалера
Императорского ордена Святой Анны.

Серия иллюстраций, посвящённая «Евгению Онегину», – одна из самых масштабных в творческом пути Дмитрия Белюкина. Жизнь художника неразрывно связана с Александром Пушкиным, его эпохой и поэзией, а роман стал его настольной книгой. «Работая над иллюстрациями, я выучил "Онегина" наизусть. Это моё любимое произведение. Книга мудрости, философии – глубочайшая вещь», – поделился Дмитрий Анатольевич. На самом деле, просмотрев иллюстрации Белюкина к «Онегину» хочется еще раз перечитать «энциклопедию русской жизни», как говорил неистовый Виссарион Белинский еще в середине 1840-х годов.

1999 Пушкин и Онегин на Дворцовой набережной. Бумага, акварель, темпера 19x29. Глава XLVIII (700x393, 108Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин и Онегин на Дворцовой набережной. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 19x29 см.

«…С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдалённый стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, вёслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая...»

1999 Онегин в кабинете. Глава 23 (515x700, 121Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин в поместье.

1999 Ленский в кабинете. Бумага, акварель, темпера 35,5x26,2 (529x700, 133Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Ленский в кабинете. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 35,5 x 26,2 см.

1999 Утро Татьяны. Бумага, акварель, темпера 23x36 (700x480, 139Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Утро Татьяны. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 23 x 36 см.

«Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…»

1999 Татьяна пишет письмо Онегину. Бумага, акварель, темпера 31,5x24,5 (513x700, 128Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Татьяна пишет письмо Онегину. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 31,5 x 24,5 см.

1999 Татьяна в гостиной. Бумага, акварель, темпера 32x25 (505x700, 147Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Татьяна в гостиной. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 32 x 25 см.

1999-2000 Москва. Выезд с Тверской на Манежную площадь. Левая часть разворота)Бумага, акварель, темпера 35x28 (525x700, 167Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Москва. Выезд с Тверской на Манежную площадь.
Левая часть разворота. 1999-2000 гг. Бумага, акварель, темпера. 35 x 28 см.

1999-2000 Москва. Выезд с Тверской на Манежную площадь. (правая часть разворота)Бумага, акварель, темпера 37,5x30,5 (522x700, 168Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Москва. Выезд с Тверской на Манежную площадь.
Правая часть разворота. 1999-2000 гг. Бумага, акварель, темпера. 37,5 x 30,5 см.

2000 Бал в Московском Дворянском собрании. Левая часть разворота.Бумага, акварель, темпера 20x34,7 (700x446, 151Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Бал в Московском Дворянском собрании. Левая часть разворота. 2000 г.
Бумага, акварель, темпера. 20 x 34,7 см.

Онегин: «Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне»

2000 Бал в Московском Дворянском собрании. Правая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 20x35,4 (700x440, 136Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Бал в Московском Дворянском собрании. Правая часть разворота. 2000 г.
Бумага, акварель, темпера. 20 x 35,4 см.

2000-1999 Гости едут на именины. Бумага, акварель, темпера 19,5x28,5 (700x448, 127Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Гости едут на именины. 2000-1999 гг. Бумага, акварель, темпера. 19,5 x 28,5 см.

2000 Зимняя дорога. Правая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 19x33,5 (700x426, 109Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Зимняя дорога. Левая часть разворота. 2000 г. Бумага, акварель, темпера. 19 x 33,5 см.

2000 Зимняя дорога. Левая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 19x33,5 (2) (700x466, 121Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Зимняя дорога. Правая часть разворота. 2000 г. Бумага, акварель, темпера. 19 x 33,5 см.

2022 В выставочных залах Российской академии художеств открылась персональная юбилейная выставка работ Белюкина (700x525, 129Kb)
Президент РАХ Зураб Церетели на открытии персональной юбилейной выставки работ Д.А. Белюкина
в выставочных залах академии. Москва, 2022 г.

«Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...» (Андрей Платонов)

2000 Татьяна Ларина. Бумага, акварель, темпера 30,8x21,5 (552x700, 145Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Татьяна Ларина. 2000 г.
Бумага, акварель, темпера. 30,8 x 21,5 см.

2000 Всадница. Бумага, акварель, темпера 37,5x28 (557x700, 141Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Всадница. 2000 г. Бумага, акварель, темпера. 37,5 x 28 см.

2001 Встреча гостей в усадьбе Лариных. Левая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 35х27 (519x700, 170Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Встреча гостей в усадьбе Лариных. Левая часть разворота.
2001 г. Бумага, акварель, темпера. 35 х 27 см.

2001 Встреча гостей в усадьбе Лариных. Правая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 35х27 (512x700, 152Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Встреча гостей в усадьбе Лариных. Правая часть разворота.
2001 г. Бумага, акварель, темпера. 35 х 27 см.

1999 -- Влюбленный Онегин.1999 (700x469, 104Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Влюбленный Онегин. 1999 г.

1999 -- Объяснения Онегина с Татьяной. (540x700, 187Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Объяснения Онегина с Татьяной. 1999 г.
2001 Дуэль (386x515, 78Kb)2001 Дуэль. Правая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 39x32,5 (400x515, 98Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль. Левая и правая части разворота. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 2 х 39 x 32,5 см.

«Онегин твёрдою рукою
В лоб Ленского нацелил ствол,
Но тот вдруг дёрнул головою
И на Онегина пошёл.
Раздался треск и панталоны
По шву на Ленском разошлись.
И грянул выстрел! Он патроны
В запас припрятал там, надысь!
Онегин охнул - пуля метко
Ему попала прямо в глаз.
Вот так бывает, хоть и редко,
Что бог наказывает нас!»

2001 дуэль После дуэли. Бумага, акварель, темпера 20x28,4 (700x438, 139Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). После дуэли. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 20 x 28,4 см.

2001 Евгений Онегин. Бумага, акварель, темпера 37,5x26 (490x700, 119Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Евгений Онегин. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 37,5 x 26 см.

2001 Раут у Татьяны. Бумага, акварель, темпера 36x28 (543x700, 161Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Раут у Татьяны. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 36 x 28 см.

2001 Светский раут в Петербурге. Левая часть разворота. Бумага, акварель, темпера 37x25,7 (458x700, 148Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Светский раут в Петербурге. Левая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 25,7 см.

2001 Светский раут в Петербурге. Правая часть разворота. Бумага, акварель, темпераБумага, акварель, темпера 37x25,7 (475x700, 161Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Светский раут в Петербурге. Правая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 25,7 см.

2001 Петербург. Дворцовая набережная. Левая часть разворота.Бумага, акварель, темпера 24x37,3. Глава 35 (700x428, 112Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Петербург. Дворцовая набережная. Левая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 24 x 37,3 см.

«А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит,
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой васисдас…»

2001 Петербург. Дворцовая набережная. Правая часть разворота.Бумага, акварель, темпера 24x35,5 (700x430, 125Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Петербург. Дворцовая набережная. Правая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 24 x 35,5 см.

2001 Онегин на коленях перед Татьяной. Объяснение. Бумага, акварель, темпера 25,2x36,6 (700x464, 159Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин на коленях перед Татьяной. Объяснение. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 25,2 x 36,6 см.

2024 По сложившейся традиции в этот день Государственный музей А.С. Пушкина пригласил к себе всех (700x466, 80Kb)
Д.А. Белюкин на выставке «Дуэль А.С. Пушкина» в Государственном музее А.С. Пушкина. Москва, 2023 г.

В 2022 году Дмитрий Белюкин представил серию картин на тему последней дуэли А.С. Пушкина. Живописные полотна, созданные художником, посвящены последним дням жизни Пушкина. Известны немногочисленные изображения дуэли Пушкина (П.П. Соколов, А.М. Волков, А.А. Наумов и др.), однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Его уникальность не только в высочайшем исполнительском мастерстве художника, глубоком психологизме и эмоциональности образов, но и в том по-настоящему научном, скрупулезном внимании к историческим деталям, с какими Д.А. Белюкин подошел к созданию своих полотен. 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года в пятом часу вечера в предместье Петербурга на Чёрной речке состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение.

ФОТО Волков Адриан Маркович (1827-1873), Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом, 1869 г. (700x393, 115Kb)
Адриан Маркович Волков (1827-1873). Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869 г.

2022 Невский просп-т у кондитерской Вольфа и Беранже (встреча Пушкина и его секунданта Данзаса. Х, м. 65 х 95. ГМП, Москва+ Ком ко всей серии (700x475, 149Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Невский проспект у кондитерской Вольфа и Беранже. 2022 г.
Холст, масло. 65 х 95 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Встреча Пушкина и его секунданта Данзаса перед дуэлью.

2022-2023 Несостоявшаяся встреча с Н.Н.Пушкиной по дороге на Чёрную речку, Х, м. 65 х 80. ГМП, Москва (700x567, 118Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Несостоявшаяся встреча с Н.Н. Пушкиной по дороге на Чёрную речку.
2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 80 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

2022-2023 Приезд. Выбор места дуэли. Х, м. 65 х 90. ГМП, Москва (700x503, 118Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Приезд. Выбор места дуэли. 2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

2022 Дуэль А.С.Пушкина. Протаптывают тропинку, Х, м. 65 х 85. ГМП, Москва (700x534, 128Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Протаптывают тропинку. 2022 г. Холст, масло. 65 х 85 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Секунданты и Дантес протаптывают дорожку для дуэли. На реконструкции рассказывают, что Пушкин во время
подготовки в основном сидел на шубе, что не позволило ему хорошо разогреться перед выстрелом.

ФОТО Соколов П.П., Дуэль Пушкина с Дантесом, 18 (700x431, 128Kb)
Петр Петрович Соколов (1821-1899). Дуэль Пушкина с Дантесом. 1890 г.

Смерть поэта – не самая популярная тема у художников, обращавшихся к пушкинской биографии. Разумеется, существуют другие изображения дуэли Пушкина, однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Аналогов ему нет. Этот проект уникален, он представляет несомненную историко-документальную и художественную ценность. Все произведения выполнены с такой высокой степенью предметной детализации и законченности, что дают возможность рассматривать их в контексте исторической живописи второй половины XIX – начала XX века. Кроме того, Д.А. Белюкину удалось создать яркие и психологически достоверные образы поэта и его современников. Это – результат глубоких знаний мастера в области российской истории и пушкиноведения. Результат тщательного изучения творчества Пушкина, воспоминаний современников и литературоведческих исследований.

2022 Дуэль А.С.Пушкина. Данзас командует сходиться, Х, м. 65 х 60. ГМП, Москва (647x700, 132Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Данзас командует сходиться, 2022 г.
Холст, масло. 65 х 60 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
«Теперь сходитесь!». Позиция Пушкина и Дантеса до начала схождения к барьерам.
5 шагов до барьера. А барьер разделял противников на 10 шагов.

2022 Дуэль А.С.Пушкина. Выстрел Дантеса, Х, м. 65 х 100. ГМП, Москва (700x452, 100Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Выстрел Дантеса. 2022 г. Холст, масло. 65 х 100 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Дантес выстрелил первым, сходу, не доходя до барьера, когда Пушкин стоял уже у барьера и целился в противника.

2022 Дуэль А.С.Пушкина. Выстрел Пушкина, Х, м. 65 х 48. ГМП, Москва (517x700, 131Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Выстрел Пушкина. 2022 г.
Холст, масло. 65 х 48 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Пуля, выпущенная из пистолета Дантеса, попала Пушкину в живот - поэт упал на снег и настоял на
ответном выстреле. Поскольку он выронил при падении пистолет, дуэль считалась законченной.

2022-2023 Дуэль А.С.Пушкина. Выстрел Пушкина. Ожидающий Дантес, Х, м. 65 х 48. ГМП, Москва (519x700, 120Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Выстрел Пушкина. Ожидающий Дантес.
2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 48 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Дантес вернулся к барьеру и встал в дуэльную позицию - боком к противнику. Пушкин выстрелил,
произнеся при этом «Браво!». Попадание в пуговицу или руку спасло Дантесу жизнь.

Проект «Последняя дуэль» - это результат работы Д.А. Белюкина в сотрудничестве с научным содружеством пушкинских музеев – Всероссийским музеем А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и Государственным музеем А.С. Пушкина в Москве. Белюкину была предоставлена уникальная возможность работать в интерьерах мемориального кабинета квартиры А.С. Пушкина на Мойке, 12, использовать для натуры подлинные музейные предметы, принадлежавшие поэту. Успех проекта обусловлен «соавторством» мастера и пушкинистов, историков, исследователей предметов бытовой культуры XIX века, специалистов по костюмам и военной форме, к которым обращался Д.А. Белюкин во время своей работы над полотнами.

ФОТО Наумов Алексей Аввакумович (1840-1895) Дуэль Пушкина с Дантесом. 1885 г. (700x431, 130Kb)
Алексей Аввакумович Наумов (1840-1895). Дуэль Пушкина с Дантесом. 1885 г.



2022 Дуэль А.С.Пушкина. Ведут раненого Пушкина. Х, м. 65 х 90. ГМП, Москва (700x532, 101Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Ведут раненого Пушкина. 2022 г. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Не перевязав толком раненого, Пушкина повезли домой. Отсутствие врача на месте дуэли погубило поэта.

2022-2023 Никита Козлов вносит Пушкина в кабинет. Х, м. 65 х 90. ГМП, Москва (700x504, 103Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Никита Козлов вносит Пушкина в кабинет. 2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

2024 (700x596, 82Kb)
Д.А. Белюкин на выставке «Дуэль А.С. Пушкина» в Государственном музее А.С. Пушкина. Москва, 2023 г.

«Деталь в картине – признак мастера. <…> Ты кропотливо собираешь материал, сидишь в библиотеках, изучаешь историю, костюм, интерьер, нюансы эпохи. <…> А без этого труда картина будет неубедительна» - отмечает художник. Все изображенное на этих полотнах – от фрагментов петербургской архитектуры до мельчайших элементов статских костюмов, военных мундиров и образцов оружия – исполнено с абсолютной, практически фотографической точностью, что превращает эту живописную серию из 11 картин в законченную исторически выверенную хронику событий того далекого январского дня, завершившегося трагедией на Черной речке.

2022 Никита Козлов вносит Пушкина в кабинет (первоначальный оставленный варианты картины с Н.Н. Пушкиной в кабинете) (700x532, 135Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Никита Козлов вносит Пушкина в кабинет (первоначальный оставленный вариант
картины с Н.Н. Пушкиной в кабинете). 2022 г. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

2022 Этюд кабинета Пушкина на Мойке с рабочим столом и открытой дверью. Холст, картон 51,5x53 (700x686, 203Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд кабинета Пушкина на Мойке с рабочим столом и открытой дверью. 2022 г.
Холст, масло. 51,5 x 53 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

ФОТО Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г., ИРЛИ РАН, по которому была сделана автолитография. (700x529, 145Kb)
А.С. Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г. ИРЛИ РАН, по которому была
сделана автолитография.

Через двое суток после дуэли на Черной речке 29 января (10 февраля) 1837 года Александр Сергеевич Пушкин скончался - лежа в кровати, в окружении семьи и родных, в своей квартире на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Два следующих дня гроб с телом Александра Пушкина оставался в квартире — проститься с ним пришли сотни самых разных людей - от прислуги до военных и чиновников. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января) тело поэта перенесли в церковь Придворно-Конюшенного ведомства, где на утро состоялось его отпевание. Ни Наталья Николаевна, ни близкие Пушкина на отпевании не присутствовали. Отец поэта узнал о смерти сына только через 10 дней после его похорон… Морозной ночью 3 февраля в последний путь Пушкина сопровождали трое. Причем одним из них был жандармский офицер. Из близких лишь старый друг Александр Иванович Тургенев да приставленный к Саше с младенчества дядька Никита Козлов.

2023 Жители Петербурга на набережной Мойки. Известие о смерти поэта, Х, м. 65 х 95. ГМП, Москва (700x476, 116Kb)
Д.А. Белюкин (род.1962). Жители Петербурга на набережной Мойки. Известие о смерти поэта. 2023 г.
Холст, масло. 65 х 95 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.

18 февраля (6 февраля) 1837-го Пушкина похоронили в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря. Позднее, в 1841 году на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года». Памятник сохранился до наших дней в посёлке Пушкинские Горы Псковской области.

ФОТО Могила А.С. Пушкина в Святогорском монас 3 (700x471, 188Kb)
Памятник на могиле А.С. Пушкина в Святогорском монастыре. Пушкинские горы.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Дон-Жуан список (391x600, 91Kb)
Петр Константинович Губер (1886-1941) . Дон-Жуанский список А.С. Пушкина. Москва,
Издательство стандартов, 1990 г. Репринт издания «Петроград, 1923 г.» – 288 с., ил.
О фактах, изложенных в этой книге, в школе ничего не рассказывают. А между тем Донжуанский список А. С. Пушкина, в основу которого легли имена женщин, лично записанные поэтом в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой - супруги приятеля А.С. Пушкина, открывает нам великого поэта с еще одной, не до конца изученной стороны.

1.А.С. Пушкин и его время – Персональный сайт Д.А. Белюкина

2.Тема дуэли Пушкина в живописи


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ХУДОЖНИК ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БЕЛЮКИН (род.1962 г.), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»