Презентация картины Дмитрия Белюкина «Венчание Пушкина» в Музее-квартире Пушкиных на Арбате.
Москва, 2024 г.
Красной нитью сквозь все творчество Дмитрия Белюкина проходит пушкинская тема: А.С. Пушкин в разные периоды его жизни, пейзажи Тригорского и Михайловского. Постоянное возвращение к книгам любимого поэта, детальное изучение культуры первой четверти XIX века подтолкнули художника к мысли о создании серии произведений, отражающих мир Пушкина и мир его эпохи. На протяжении многих лет, начиная с конца 1990-х годов, Белюкин создавал прекрасные иллюстрации к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 2022 году художник представил серию картин на тему последней дуэли Пушкина. В 2024 году, в канун 225-летия со для рождения Пушкина cостоялось открытие отреставрированного Музея- квартиры Пушкиных на Арбате, где было представлено огромное полотно Белюкина «Вечание Пушкина». Пушкиниана художника продолжается.
Дмитрий Анатольевич Белюкин на пресс-конференции в Вологодской
областной картинной галерее, 2012 г.
Пушкиниана Дмитрия Белюкина начинается с его дипломной работы «Смерть Пушкина» и многочисленных эскизов к ней, которую он с отличием защитил в 1986 году в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Руководитель проекта Илья Сергеевич Глазунов (1930-2017), Царство ему небесное! Не только этой картиной радует нас художник, но и многочисленными изображениями поэта. Вернее, назвать картину, где мы видим поэта, только изображением нельзя - это целая «Пушкиниана». Белютин так ее и называет «Жизнь в свете Пушкина».
.А. Белюкин (род.1962). Смерть Пушкина. 1985-1986 гг. Холст, масло. 207 x 287 см.
Дипломная работа художника.
Д.А. Белюкин (род.1962). Вариант головы Пушкина на подушке и кувшина с водой.
Эскиз к картине «Смерть Пушкина». 1985 г. Бумага, масло. 25,7 x 28,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Елена. Этюд для образа Н.Н. Пушкиной к картине
«Смерть Пушкина». 1985 г. Бумага, масло. 35,8 x 24 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин и няня. 1985 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 26,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в театре. 1985 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 26,3 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Из книг поэта. 1986 г. Бумага, масло. 31,6 х 46,7 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин (род.1962). Натюрморт. Из книг поэта. 1986 г. Бумага, масло. 21,1 х 35,7 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин (род.1962). Библиотека Пушкина. Бумага, масло.
Д.А. Белюкин (род.1962). Чернильница и перо Пушкина. 1986 г.
Бумага, акварель, темпера. 21 x 16 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в Михайловском. 1995 г. Холст, масло. 35 х 55 см.
.А. Белюкин (род.1962). Новое стихотворение. 1995 г. Холст, масло. 52 x 80 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Тригорское. Пруд. 1995 г. Картон, масло. 49 х 79 см.
Дмитрий Белюкин на выставке «История Государства Российского». Ульяновск, 2016 г.
.
На картинах Белюкина и места, где бывал поэт, и люди, с которыми он встречался, друзья Пушкина – Е.А. Боратынский, Н.М. Языков, Осиповы-Вульф и др. Он даже описывает сон Татьяны в романе и отъезд Ленского из гостей. Описано так, как будто сам художник бывал в этом сне и на этом балу. Примечательно, что, для того чтобы описать бал, Дмитрий неоднократно побывал на проводимых любителями старины реконструкциях балов. На них все было, как в старину, только люди сегодняшние, с радостью посвящающие себя тому далекому и по душе близкому им времени.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском.
1989 г. Холст, масло. 86 x 126 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин и Языков в Михайловском. 1991 г. Холст, масло. 60 x 76 см.
В 1826 году Н.М. Языков гостил по соседству - в Тригорском у Прасковьи Осиповой.
Д.А. Белюкин (род.1962). Комната Зизи в Тригорском. 1998 г. Картон, масло. 23,5 x 30 см.
«Да вот в бутылке засмоленной
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобных талии твоей, Зизи,
Кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!»
(«Евгений Онегин», глава V)
Эти строки Александр Пушкин адресовал Евпраксии Вревской (в девичестве Вульф), сестре своего приятеля А.Н. Вульфа и младшей дочери Прасковьи Осиповой, владелицы Тригорского. Зизи - её домашнее прозвище Судя по всему, Евпраксия Вревская страстно любила поэта и, похоже, что Александр Сергеевич отвечал ей взаимностью. Она приказала сжечь после своей смерти пушкинские письма и никогда никому ничего не рассказывала об их отношениях... Именно Вревскую Пушкин посвятил во все запутанные преддуэльные отношения. Возможно, она была единственной, кто знал всё. Зизи пережила Поэта на 46 лет.
П.А. Вревский. Евпраксия Николаевна Вульф (1809–1883). 1829 г. Бумага, карандаш.
Из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Портрет баронессы Вревской, выполнен братом ее мужа — П. А. Вревским.
Д.А. Белюкин (род.1962). Столовая в Мураново. 1998 г. Холст, масло. 51 x 65 см.
В семье Тютчевых сохранилось предание, что Пушкин посетил Мураново. Это возможно. Боратынский встречался с Пушкиным нередко в течение шести лет - от 1826 г. до 1833 г. Пушкин мог навестить Мураново, которое принадлежало тогда Л.Н. Энгельгардту, автору известных «Записок», тестю Боратынского.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин-лицеист. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 18,7 x 25,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин в Царском селе. Камеронова галерея. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 22 x 30 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин у моря. 2000 г. Похоже на Гурзуф, справа гора Аю-Даг (Медведь-гора)
Д.А. Белюкин (род.1962). А.С. Пушкин в Михайловском. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 31 х 24,6 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин, надевающий пальто. 2001 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Яблоневый сад в Михайловском. 2003 г. Холст, масло.
Д.А. Белюкин (род.1962). Аллея Керн в Михайловском летом.
1996 г. Холст, масло.
Д.А. Белюкин (род.1962). Аллея Керн. Осень. 2003 г. Холст, масло. 100 x 200 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Михайловское. Первый снег. 1998 г. Холст, масло. 86 x 132 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Михайловская ссылка Пушкина. Зима 1825 года.
2003 г. Холст, масло. 89 х 81 см.
Презентация картины Дмитрия Белюкина «Венчание Пушкина» в Музее-квартире Пушкиных на Арбате.
Москва, 2024 г.
5 июня 2024 года, в канун 225-летия со для рождения А.С. Пушкина cостоялось открытие Музея- квартиры Пушкиных на Арбате. Музей претерпел изменение концепции и полную реконструкцию. Теперь мы можем присутствовать в настоящих интерьерах гостиной, столовой, кабинета Пушкина. Специально для одного из залов 1 этажа Д.А. Белюкин по просьбе Музея написал картину «Венчание Пушкина». Она показывает событие 2 марта 1831 года, состоявшееся в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, после которого молодые, их близкие и друзья приехали в арбатская квартиру.
Д.А. Белюкин (род.1962). Венчание Пушкина. 2023-2024 гг. Холст, масло. 218 х 335 см.
Венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой состоялось 18 февраля 1831 года в храме Вознесения Господня у Никитских ворот (Большая Никитская ул., д. 36 стр. 1), то есть совсем недалеко от того места, где они познакомились в декабре 1828 года на балу в особняке Кологривовых на Тверском бульваре. Выбор объяснялся просто: Гончаровы, жившие на Большой Никитской, были прихожанами этого храма.
Д.А. Белюкин (род.1962). Эскиз к картине «Венчание Пушкина». 2023 г. Оргалит, масло. 55 х 90 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Первоначальный эскиз картины «Венчание Пушкина». 2023 г.
Картон, масло. 22,5 x 38,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к фигурам Пушкина и Натали к картине «Венчание Пушкина». 2023 г.
Холст на картоне, масло. 53,5 x 60 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к образу Натали в свадебном платье со свечой.
2024 г. Холст, картон. 70 x 49 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к фигуре Лёвушки Пушкина, младшего брата
Александра Сергеевича. 2023 г. Картон, масло. 53,5 x 33,3 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд к фигуре дьячка, несущего свечу. 2023 г.
Картон, масло. 54 x 36,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Стихарь диакона середины XIX века. 2023 г.
Картон, темпера, масло. 50 x 35,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Напрестольное Евангелие их храма Николы в Толмачах.
2024 г. Картон, масло. 50,5 x 33 см.
Дмитрий Анатольевич дарит музею «Усадьба Лопасня-Зачатьевское» свою книгу «Альбом-монографию»
с благодарностью и признательностью за сохранение исторической памяти. 2023 г.
Первое полное издание романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» было опубликовано 20 марта 1833 года. С тех пор его иллюстрировали многие русские и советские художники. П.П. Соколов в 1855–1860 гг. выполнил 48 карандашных рисунков к «Евгению Онегину». в декабре 1828 года на балу в особняке Кологривовых на Тверском бульваре работал над иллюстрациями с 1928 по 1932 год и выпустил роман с рисунками в 1933 году. М.В. Добужинский работал над рисунками к роману в 1936-1938 гг., который вышел в Брюсселе в 1938 г. на русском языке, и другие издания.
М.В. Добужинский работал над рисунками к роману в 1936-1938 гг., который вышел в Брюсселе в 1938 году
на русском языке.
Дмитрий Белюкин, сын известного книжного иллюстратора Анатолия Белюкина, он еще и продолжатель семейной традиции – иллюстрировал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Книголюбы называют эти рисунки «симфонией иллюстрации». В каталоге его произведений, посвященных Пушкину, числится без малого 170 картин, из них полсотни – это иллюстрации к роману «Евгений Онегин». И это ещё не все: в самом романе насчитывается 180 цветных иллюстраций.
Д.А. Белюкин (род.1962). Вступление Пушкина к поэме «Евгений Онегин». Из книги А. С. Пушкин
«Евгений Онегин». Издательство «Андреевский флаг», Москва, 2002 г.
«Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где может, быть родились, вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня…».
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин у памятника Петру I в Санкт-Петербурге.
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин на бульваре. 1985 г. Бумага, акварель, темпера. 21,5 x 30,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Ленский и Онегин верхом. Левая и правая части разворота. 1998 г. Бумага, акварель, темпера. 42 x 30,5 см. (каждая)
Д.А. Белюкин (род.1962). Прогулка Татьяны в поле. 1998 г. Бумага, акварель, темпера.
32,7 х 23,8 см. Как сейчас помню из школьных сочинений незабываемое:
«Татьяна любила природу и часто ходила на двор».
Д.А. Белюкин (род.1962). Пир Онегина у Талона. 1985 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин перед балом. 1998-2000 гг. Бумага, гуашь.
30,6 х 20,1 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин (род.1962). Бал в Петербурге. 1999 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Высший свет Петербурга. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 21,5 x 30,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). У театра. 2000 г. Бумага, акварель, темпера.
Д.А. Белюкин (род.1962). Театр. Начало балета. Вельможи в первых рядах кресел.
1985-1999 гг. Бумага, акварель, темпера. 24 x 18 см.
«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет».
Д.А. Белюкин (род.1962). Белые ночи. Петербург (1). 1999 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Белые ночи. Петербург (2). 1999 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Летний сад. Левая часть разворота. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 20,7 x 30,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Летний сад. Правая часть разворота. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 20,7 x 30,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Летний сад зимой.
В 2019 году Д.А. Белюкин был награждён орденским знаком третьей степени
за заслуги перед отечественной культурой и возведён в достоинство кавалера
Императорского ордена Святой Анны.
Серия иллюстраций, посвящённая «Евгению Онегину», – одна из самых масштабных в творческом пути Дмитрия Белюкина. Жизнь художника неразрывно связана с Александром Пушкиным, его эпохой и поэзией, а роман стал его настольной книгой. «Работая над иллюстрациями, я выучил "Онегина" наизусть. Это моё любимое произведение. Книга мудрости, философии – глубочайшая вещь», – поделился Дмитрий Анатольевич. На самом деле, просмотрев иллюстрации Белюкина к «Онегину» хочется еще раз перечитать «энциклопедию русской жизни», как говорил неистовый Виссарион Белинский еще в середине 1840-х годов.
Д.А. Белюкин (род.1962). Пушкин и Онегин на Дворцовой набережной. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 19x29 см.
«…С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдалённый стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, вёслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая...»
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин в поместье.
Д.А. Белюкин (род.1962). Ленский в кабинете. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 35,5 x 26,2 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Утро Татьяны. 1999 г. Бумага, акварель, темпера. 23 x 36 см.
«Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…»
Д.А. Белюкин (род.1962). Татьяна пишет письмо Онегину. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 31,5 x 24,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Татьяна в гостиной. 1999 г.
Бумага, акварель, темпера. 32 x 25 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Москва. Выезд с Тверской на Манежную площадь.
Левая часть разворота. 1999-2000 гг. Бумага, акварель, темпера. 35 x 28 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Москва. Выезд с Тверской на Манежную площадь.
Правая часть разворота. 1999-2000 гг. Бумага, акварель, темпера. 37,5 x 30,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Бал в Московском Дворянском собрании. Левая часть разворота. 2000 г.
Бумага, акварель, темпера. 20 x 34,7 см.
Онегин: «Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне»
Д.А. Белюкин (род.1962). Бал в Московском Дворянском собрании. Правая часть разворота. 2000 г.
Бумага, акварель, темпера. 20 x 35,4 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Гости едут на именины. 2000-1999 гг. Бумага, акварель, темпера. 19,5 x 28,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Зимняя дорога. Левая часть разворота. 2000 г. Бумага, акварель, темпера. 19 x 33,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Зимняя дорога. Правая часть разворота. 2000 г. Бумага, акварель, темпера. 19 x 33,5 см.
Президент РАХ Зураб Церетели на открытии персональной юбилейной выставки работ Д.А. Белюкина
в выставочных залах академии. Москва, 2022 г.
«Пушкин - природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением, - и это оставшееся вдохновение, не превращенное прямым образом в данное произведение и всё же ощущаемое читателем, действует на нас неотразимо. Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою...» (Андрей Платонов)
Д.А. Белюкин (род.1962). Татьяна Ларина. 2000 г.
Бумага, акварель, темпера. 30,8 x 21,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Всадница. 2000 г. Бумага, акварель, темпера. 37,5 x 28 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Встреча гостей в усадьбе Лариных. Левая часть разворота.
2001 г. Бумага, акварель, темпера. 35 х 27 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Встреча гостей в усадьбе Лариных. Правая часть разворота.
2001 г. Бумага, акварель, темпера. 35 х 27 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Влюбленный Онегин. 1999 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Объяснения Онегина с Татьяной. 1999 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль. Левая и правая части разворота. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 2 х 39 x 32,5 см.
«Онегин твёрдою рукою
В лоб Ленского нацелил ствол,
Но тот вдруг дёрнул головою
И на Онегина пошёл.
Раздался треск и панталоны
По шву на Ленском разошлись.
И грянул выстрел! Он патроны
В запас припрятал там, надысь!
Онегин охнул - пуля метко
Ему попала прямо в глаз.
Вот так бывает, хоть и редко,
Что бог наказывает нас!»
Д.А. Белюкин (род.1962). После дуэли. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 20 x 28,4 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Евгений Онегин. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 37,5 x 26 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Раут у Татьяны. 2001 г. Бумага, акварель, темпера. 36 x 28 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Светский раут в Петербурге. Левая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 25,7 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Светский раут в Петербурге. Правая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 37 x 25,7 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Петербург. Дворцовая набережная. Левая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 24 x 37,3 см.
«А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит,
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке не раз
Уж отворял свой васисдас…»
Д.А. Белюкин (род.1962). Петербург. Дворцовая набережная. Правая часть разворота. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 24 x 35,5 см.
Д.А. Белюкин (род.1962). Онегин на коленях перед Татьяной. Объяснение. 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. 25,2 x 36,6 см.
Д.А. Белюкин на выставке «Дуэль А.С. Пушкина» в Государственном музее А.С. Пушкина. Москва, 2023 г.
В 2022 году Дмитрий Белюкин представил серию картин на тему последней дуэли А.С. Пушкина. Живописные полотна, созданные художником, посвящены последним дням жизни Пушкина. Известны немногочисленные изображения дуэли Пушкина (П.П. Соколов, А.М. Волков, А.А. Наумов и др.), однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Его уникальность не только в высочайшем исполнительском мастерстве художника, глубоком психологизме и эмоциональности образов, но и в том по-настоящему научном, скрупулезном внимании к историческим деталям, с какими Д.А. Белюкин подошел к созданию своих полотен. 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года в пятом часу вечера в предместье Петербурга на Чёрной речке состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение.
Адриан Маркович Волков (1827-1873). Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Невский проспект у кондитерской Вольфа и Беранже. 2022 г.
Холст, масло. 65 х 95 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Встреча Пушкина и его секунданта Данзаса перед дуэлью.
Д.А. Белюкин (род.1962). Несостоявшаяся встреча с Н.Н. Пушкиной по дороге на Чёрную речку.
2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 80 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин (род.1962). Приезд. Выбор места дуэли. 2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Протаптывают тропинку. 2022 г. Холст, масло. 65 х 85 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Секунданты и Дантес протаптывают дорожку для дуэли. На реконструкции рассказывают, что Пушкин во время
подготовки в основном сидел на шубе, что не позволило ему хорошо разогреться перед выстрелом.
Петр Петрович Соколов (1821-1899). Дуэль Пушкина с Дантесом. 1890 г.
Смерть поэта – не самая популярная тема у художников, обращавшихся к пушкинской биографии. Разумеется, существуют другие изображения дуэли Пушкина, однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Аналогов ему нет. Этот проект уникален, он представляет несомненную историко-документальную и художественную ценность. Все произведения выполнены с такой высокой степенью предметной детализации и законченности, что дают возможность рассматривать их в контексте исторической живописи второй половины XIX – начала XX века. Кроме того, Д.А. Белюкину удалось создать яркие и психологически достоверные образы поэта и его современников. Это – результат глубоких знаний мастера в области российской истории и пушкиноведения. Результат тщательного изучения творчества Пушкина, воспоминаний современников и литературоведческих исследований.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Данзас командует сходиться, 2022 г.
Холст, масло. 65 х 60 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
«Теперь сходитесь!». Позиция Пушкина и Дантеса до начала схождения к барьерам.
5 шагов до барьера. А барьер разделял противников на 10 шагов.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Выстрел Дантеса. 2022 г. Холст, масло. 65 х 100 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Дантес выстрелил первым, сходу, не доходя до барьера, когда Пушкин стоял уже у барьера и целился в противника.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Выстрел Пушкина. 2022 г.
Холст, масло. 65 х 48 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Пуля, выпущенная из пистолета Дантеса, попала Пушкину в живот - поэт упал на снег и настоял на
ответном выстреле. Поскольку он выронил при падении пистолет, дуэль считалась законченной.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Выстрел Пушкина. Ожидающий Дантес.
2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 48 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Дантес вернулся к барьеру и встал в дуэльную позицию - боком к противнику. Пушкин выстрелил,
произнеся при этом «Браво!». Попадание в пуговицу или руку спасло Дантесу жизнь.
Проект «Последняя дуэль» - это результат работы Д.А. Белюкина в сотрудничестве с научным содружеством пушкинских музеев – Всероссийским музеем А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и Государственным музеем А.С. Пушкина в Москве. Белюкину была предоставлена уникальная возможность работать в интерьерах мемориального кабинета квартиры А.С. Пушкина на Мойке, 12, использовать для натуры подлинные музейные предметы, принадлежавшие поэту. Успех проекта обусловлен «соавторством» мастера и пушкинистов, историков, исследователей предметов бытовой культуры XIX века, специалистов по костюмам и военной форме, к которым обращался Д.А. Белюкин во время своей работы над полотнами.
Алексей Аввакумович Наумов (1840-1895). Дуэль Пушкина с Дантесом. 1885 г.
Д.А. Белюкин (род.1962). Дуэль А.С. Пушкина. Ведут раненого Пушкина. 2022 г. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Не перевязав толком раненого, Пушкина повезли домой. Отсутствие врача на месте дуэли погубило поэта.
Д.А. Белюкин (род.1962). Никита Козлов вносит Пушкина в кабинет. 2022-2023 гг. Холст, масло. 65 х 90 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин на выставке «Дуэль А.С. Пушкина» в Государственном музее А.С. Пушкина. Москва, 2023 г.
«Деталь в картине – признак мастера. <…> Ты кропотливо собираешь материал, сидишь в библиотеках, изучаешь историю, костюм, интерьер, нюансы эпохи. <…> А без этого труда картина будет неубедительна» - отмечает художник. Все изображенное на этих полотнах – от фрагментов петербургской архитектуры до мельчайших элементов статских костюмов, военных мундиров и образцов оружия – исполнено с абсолютной, практически фотографической точностью, что превращает эту живописную серию из 11 картин в законченную исторически выверенную хронику событий того далекого январского дня, завершившегося трагедией на Черной речке.
Д.А. Белюкин (род.1962). Никита Козлов вносит Пушкина в кабинет (первоначальный оставленный вариант
картины с Н.Н. Пушкиной в кабинете). 2022 г. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Д.А. Белюкин (род.1962). Этюд кабинета Пушкина на Мойке с рабочим столом и открытой дверью. 2022 г.
Холст, масло. 51,5 x 53 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
А.С. Пушкин в гробу. Рисунок Федора Антоновича Бруни, 1837 г. ИРЛИ РАН, по которому была
сделана автолитография.
Через двое суток после дуэли на Черной речке 29 января (10 февраля) 1837 года Александр Сергеевич Пушкин скончался - лежа в кровати, в окружении семьи и родных, в своей квартире на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Два следующих дня гроб с телом Александра Пушкина оставался в квартире — проститься с ним пришли сотни самых разных людей - от прислуги до военных и чиновников. В ночь с 11 на 12 февраля (30 на 31 января) тело поэта перенесли в церковь Придворно-Конюшенного ведомства, где на утро состоялось его отпевание. Ни Наталья Николаевна, ни близкие Пушкина на отпевании не присутствовали. Отец поэта узнал о смерти сына только через 10 дней после его похорон… Морозной ночью 3 февраля в последний путь Пушкина сопровождали трое. Причем одним из них был жандармский офицер. Из близких лишь старый друг Александр Иванович Тургенев да приставленный к Саше с младенчества дядька Никита Козлов.
Д.А. Белюкин (род.1962). Жители Петербурга на набережной Мойки. Известие о смерти поэта. 2023 г.
Холст, масло. 65 х 95 см. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
18 февраля (6 февраля) 1837-го Пушкина похоронили в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря. Позднее, в 1841 году на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы поэта петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года». Памятник сохранился до наших дней в посёлке Пушкинские Горы Псковской области.
Памятник на могиле А.С. Пушкина в Святогорском монастыре. Пушкинские горы.
ИСТОЧНИКИ
Петр Константинович Губер (1886-1941) . Дон-Жуанский список А.С. Пушкина. Москва,
Издательство стандартов, 1990 г. Репринт издания «Петроград, 1923 г.» – 288 с., ил.
О фактах, изложенных в этой книге, в школе ничего не рассказывают. А между тем Донжуанский список А. С. Пушкина, в основу которого легли имена женщин, лично записанные поэтом в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой - супруги приятеля А.С. Пушкина, открывает нам великого поэта с еще одной, не до конца изученной стороны.