• Авторизация


ЛЮБА, ЛЮБОЧКА, ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА: 10 ФАКТОВ О ХУДОЖНИЦЕ ЛЮБОВИ ПОПОВОЙ 02-11-2024 16:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


0 scale_1200 (700x700, 116Kb)
Любовь Попова в своей мастерской. Москва, 1919 г. Музей современного искусства, Салоники, Греция.

В этом году отмечается пусть не круглая, но важная дата — 135 лет со дня рождения Любови Поповой. Художница прожила недолгую (всего 35 лет), но яркую жизни. Она прославилась как одна из самых самобытных представительниц русского авангарда, но еще важнее было то, что она стремилась преображать повседневность людей с помощью искусства. 3 ноября в Еврейском музее и центре толерантности открывается большая выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889−1924». Кто называл художницу «Любочкой» и другие факты о ее жизни мы собрали в нашем материале.


I

1 1909 Портрет девочки на фоне печки (Портрет сестры художницы Ольги). Х, м. 61,7х44,5 см. ГТГ. Дар Г.Костаки (500x700, 219Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Портрет девочки на фоне печки (Портрет сестры
художницы Ольги). 1909 г. Холст, масло. 61,7 х 44,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Георгия Костаки.

Любовь Попова родилась 24 апреля 1889 года в имении Красновидово (село Ивановское Звенигородского уезда Московской губернии) в богатой купеческой семье. Ее отец был успешным предпринимателем и владел суконной фабрикой. Мать происходила из обеспеченного дворянского рода, где любили и почитали искусство. Родители рано заметили творческие способности дочери и поддержали ее увлечение.

II

2 1914 Натюрморт со скрипкой (519x700, 115Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Натюрморт со скрипкой. 1914 г. Местонахождение неизвестно.

В конце XIX — начале XX века женщинам был закрыт путь в высшие учебные заведения. Попова училась в женской гимназии, а в 1907 году поступила в частную художественную школу Константина Юона и Ивана Дудина. В 1910-х будущая «амазонка авангарда» посетила Италию и Францию, где училась у известных кубистов Жана Метценже и Анри Ле Фоконье. У них Попова заимствовала мотивы скрипок и гитар и за три года увлечения кубизмом написала около 20 кубистических натюрмортов и десяток портретов.

III

3 1915 Портрет философа (Портрет брата художницы Павла Попова). Х, м. 89 х 63 см. ГРМ (551x700, 182Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Портрет философа (Портрет брата художницы Павла Попова).
1915 г. Холст, масло. 89 х 63 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

К 1916 году Любовь Попова приходит к собственному варианту беспредметного искусства, которое сочетало объем, цвет, линейность древнерусской живописи и приемы супрематизма. Под общим названием «Живописные архитектоники» с 1916 до 1918 года она создает несколько десятков работ, о которых позже напишет: «Наиболее характерной чертой нашего стиля является абстрактность, то главное отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности».

IV

4 1915 Натюрморт с подносом Х, м. 40 by 58cm.,(Собр. А.Ю. Смурзикова) Сотбис, Лондон, 2007 (700x478, 174Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Натюрморт с подносом. 1915 г. Холст, масло, коллаж. 40 х 58 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Б. собрание Я.Е. Рубинштейна, Москва.
Sepherot Foundation, Лихтенштейн. Картина экспонировалась на выставке «0,10» зимой 1915-1916 гг.

В 1918 году она вышла замуж за историка искусства Бориса фон Эдинга и родила сына. В 1919 году молодая семья заболела тифом. Попова потеряла мужа и осталась одна с маленьким ребенком на руках. Она не сразу нашла в себе силы вернуться к искусству. Но уже в 1920 году активно включилась в творческую, проектную и преподавательскую деятельность, отдавая всю себя работе.

V

5 1915 Композиция с фигурами. Юк, гуашь. 28.5 x 21 cm. Аук 888 Auctions, ОН, Канада, 2019. ЧС Ю.М. Носова (508x700, 156Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Композиция с двумя фигурами. 1915 г. Бумага, гуашь.
28.5 x 21 см. Аукцион 888 Auctions, Онтарио, Канада, 2019 г. Б. собрание Ю.М. Носова.

Наряду с Александрой Экстер и Варварой Степановой Попова смогла реализоваться в такой традиционно мужской профессии, как художник-постановщик. Художница занималась сценографией в театре Мейерхольда, и эта работа стала отправной точкой в истории театрального конструктивизма. Попова отказывается от классической смены декораций и конструирует «пространственную установку» — станок, который свободно стоял в пространстве сцены. Она даже задумывается о подъемном кране, к которому крепились бы щиты с лозунгами и экраны для кинохроники. Художница пользуется ограниченным количеством цветов, а эскизы выполняет в лаконичной стилистике конструктивизма чертежными инструментами.

VI

6 1914 Subject from a Dyer's Shop. Х, м. 71 x 89 см. МОМА, Нью-Йорк. (2) (700x557, 203Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Предметы из красильни (Subject from a Dyer's Shop). Раннее утро. 1914 г.
Холст, масло. 71 x 89 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

Любовь Попова была в числе первых женщин — педагогов ВХУТЕМАСа — первой советской школы искусства, архитектуры и дизайна. Вместе с Александром Весниным она разработала авторскую программу «Максимальное выявление цвета» на живописном факультете и «Цвет» на общем отделении. Попова также хотела создать во ВХУТЕМАСе «Производственную мастерскую», где студенты выполняли бы реальные заказы для производства: от оформления рекламы до разработки архитектурных конструкций, дизайна интерьеров, витрин и массовых театрализованных действий включая работу над костюмами.

ФОТО 1918 Любовь Попова со своим мужем Борисом фон Эдингом (Февраль 1918) (544x700, 93Kb)
Любовь Попова со своим мужем Борисом фон Эдингом. Февраль 1918 г.

Кипучую деятельность Поповой во ВХУТЕМАСе прервал конфликт между молодыми художниками-авангардистами и представителями более традиционных направлений искусства. В 1923 году новым ректором стал Владимир Фаворский. Вскоре он снял Попову с жалованья, не оставив возможности закрепиться ни на одном из факультетов.

VII

1915 Дама с гитарой. Х, м. 107 х 71,5 см. Смоленский музей-заповедник (487x700, 167Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Дама с гитарой. 1915 г. Холст, масло. 107 х 71,5 см.
Смоленский музей-заповедник

Важным этапом в творчестве Поповой стала работа с тканями. В 1922 году после трехлетнего перерыва в Москве вновь открылась Первая ситценабивная фабрика. Выпуская новую продукцию — ситец, байку и вуаль, предприятие столкнулось с идеологической проблемой: ткани по прежнему производили по эскизам западных журналов. Фабрике нужны были отечественные художники-конструктивисты, и, чтобы их найти, дали объявление в газете «Правда». На него и откликнулась Любовь Попова. Вместе с Варварой Степановой она создала несколько десятков орнаментов для ткани: контрастных цветов и с простыми геометрическими фигурами. Из них для производства отобрали около двадцати эскизов.

VIII

9 1916 Бирск. Х, м. 106 х69,6 см. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, дар Г.Костаки (462x700, 155Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Бирск. 1916 г. Холст, масло. 106 х 69,6 см.
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, дар Георгия Костаки.

Попова новаторски применяла идеи русского авангарда в самых разных областях. Она оформляла обложки журналов и нот, придумывала оригинальные шрифтовые композиции, рисовала театральные декорации и костюмы, разрабатывала текстиль и модели одежды. И даже создала авангардный эскиз для росписи фарфоровой посуды.

IX

8 1921 Пространственно-силовое построение. Фан, масло, мрамор. крошка. 112,3х112,5 см. МСИ Салоники, Кол. Г.Костаки (700x700, 174Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Пространственно-силовое построение. 1921 г.
Фанера, масло, мраморная крошка. 112,3х112,5 см. Музей современного искусства,
Салоники, Греция. Коллекция Георгия Костаки.

Любовь Попова ушла из жизни 25 мая 1924 года. Ей было всего 35 лет. Художница заразилась скарлатиной от сына, который умер за два дня до нее. В посмертной публикации писатель и критик Осип Брик называл Любовь Попову «самой радикальной, самой принципиальной из нас». А в некрологе в журнале «Леф» были такие строчки: «Таких не так уж много. А без них никакая революционная борьба немыслима».

X

11 scale_2400 (581x700, 96Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Живописная архитектоника. 1917 г. Холст, масло. 107 х 88 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

Кто же называл Любовь Попову «Любочкой»? Это был коллекционер Георгий Костаки, который внес большой вклад в сохранение наследия художницы. У Поповой был родной брат Павел, в квартире которого в Плотниковом переулке хранились картины сестры. Их и выкупил Костаки. А еще поехал к пасынку Павла Попова на дачу под Звенигород. Так Костаки обнаружил, что работой Любови Поповой заколочено окно. Продать произведение пасынок отказался, а вот обменять на аналогичный по размеру лист фанеры был согласен.

10 scale_2400 (571x700, 141Kb)
Л.С. Попова (1889-1924). Беспредметная композиция. 1921 г. бумага, гуашь, акварель,
графитный карандаш. 44 х 36 см. Пермская государственная картинная галерея.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889−1924» откроется в Еврейском музее и центре толерантности 3 ноября и продлится до 27 февраля 2025 года. В экспозицию войдет 280 живописных и графических произведений художницы и ее современников: Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье, Казимира Малевича, Александра Веснина, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой, эскизы тканей, биографические документы и фотографии, многие из которых будут показаны впервые. Генеральным партнером выставки стала компания «Роснефть». Проект реализован при поддержке банка ВТБ и благотворительного фонда «Сафмар».

ФОТО Ок.1920 Любовь Попова (Журнал Огонек).jpg (438x700, 141Kb)
Любовь Попова. Журнал «Огонек», фотография около 1920 г.

Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности

ИСТОЧНИКИ

ФОТО 2003 Амазонки авангарда, 2003 (525x700, 123Kb)
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова. Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва, Издательство «Галарт», 2001 г. Стр. 184-211. На обложке картина Л.С. Поповой «Композиция с фигурами». 1913 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

ФОТО Попова Каталог 1990 (515x700, 111Kb)
Л.С. Попова. 1889-1924. Каталог выставки произведений к 100-летию со дня рождения.
Авторы-составители Д.В. Сарабьянов, Н.Л. Адаскина. Москва, Государственная Третьяковская галерея,
АРС Пабликейшнс Лимитед, 1990 г. 216 стр., илл.

1.Амазонки русского авангарда. Любовь Сергеевна Попова. Части I-III

2.https://dzen.ru/a/Zw6RUsoIlSjYyoy6


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЛЮБА, ЛЮБОЧКА, ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА: 10 ФАКТОВ О ХУДОЖНИЦЕ ЛЮБОВИ ПОПОВОЙ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»