СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ХУДОЖНИК - ТРАНСАВАНГАРДИСТ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ВЕРХОЛАНЦЕВ (род. в 1937 году), ЧАСТЬ I 29-09-2024 21:24к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Михаил Михайлович Верхоланцев в своей мастерской. Москва, 2014 г.
Фотография Бориса Сысоева.
Михаил Михайлович Верхоланцев (род. 25 апреля 1937 года, Москва) - советский и российский художник-трансавангардист. График, дизайнер, живописец и музыкант. В 1961 году окончил Московское высшее художественно-промышленное (Строгановское) училище. С 1956 года - участник всесоюзных и международных выставок. Гравюры Михаила Верхоланцева представляли российское искусство на 30 крупнейших международных выставках и биеннале графики. С 1972 года - член Творческого союза художников России (б. Московский объединённый комитет художников-графиков на б. Грузинской). Заслуженный художник Российской Федерации (2007). Член-корреспондент (2012), действительный член (2020) Российской Академии художеств. Действительный член Академии народного искусства (2013). Живёт и работает в Москве.
М.М. Верхоланцев. Мои бабушка и дед. Архивная фотография. Барвиха, 1903 г.
Михаил Михайлович Верхоланцев родился 25 апреля 1937 года в Москве. Отец - Михаил Осипович Зюк, участник Гражданской войны, впоследствии командир дивизии, расстрелян в 1937 году. Мать, Нина Васильевна Верхоланцева, училась в студии Ассоциации Художников России у Ильи Машкова и в Ленинградской Академии художеств. После расстрела мужа выслана в город Весьегонск Тверской области, где преподавала в школе немецкий язык и рисование. Михаил Верхоланцев заболел костным туберкулёзом в возрасте полутора лет и лечился в диспансерах на Яузе, в 1941 году диспансер был эвакуирован в Молотовскую область, посёлок Пожва. В 1943 году санаторий вернулся в Москву. В конце 1944 года мать Нина Васильевна Верхоланцева выписала пропуск и привезла выздоровевшего сына в г. Весьегонск, где отбывала ссылку. Так как Миша не умел ходить, то в школу был оформлен только в 1945 году.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Гравёр. Ранняя ксилография. 1956 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ночной путник. 1956 г. Продольная гравюра на буке.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Пруд в Останкино. 1956 г.
Продольная гравюра на фанере.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Путник. 1960-е гг. Гравюра.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Легкоатлеты. 1960-е гг. Гравюра.
М.М. Верхоланцев (род.1937). В. Шекспир «Гамлет». Форзац. 1962 г.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2015 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Арфистка. 1964 г. Бумага, торцовая гравюра на дереве. 13,2 х 12,5 см.
Аукционный дом № 1, Москва, 2019 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Купание в бассейне «Москва». 1962 г. Продольная гравюра на берёзе.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Сновидение. Ex Libris Виталия Стацинского. 1970 г. Бумага, автоксилография.
23,6 х 16,4 см. Аукционный дом Егоровых, Москва. Аукцион №58.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Гипертрофия. Ex Libris Людмилы Комаровской. 1970 г.
Торцовая ксилография в два цвета.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris В.К. Кошкина. 1972 г. Ксилография.
12х8,6 (лист); 8х6,5 см. (р.и.). Краснодарский краевой художественный музей
им. Ф.А. Коваленко.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris Альберта Мякина. 1972 г. Экслибрис. 14,1 х 15,1 см.
Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris братьев М.М. и М.М. Верхоланцевых. Бумага, торцовая ксилография.
14,8 х 21 (лист); 4 х 8,6 см. (р.и). 1971 г. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Автопортрет с арфой. 1975 г. Ксилография. Галерея Михаила Верхоланцева на сайте ArtLib.ru. И все последующие репродукции (в том числе и фотографии автора), кроме особо оговоренных, взяты с этого сайта: Авторские галереи > Верхоланцев Михаил Михайлович
Предки художника по материнской стороне – прапрадед Василий Николаевич и прадед Николай Васильевич Баснины – были коллекционерами и замечательными знатоками гравюры, бабушка Анна Николаевна Баснина-Верхоланцева была ученицей М.А. Врубеля. Значительную часть домашней библиотеки Верхоланцевых занимали книги по искусству. Понимание красоты и интерес к изобразительному творчеству заложены были в будущем художнике генетически. А его художественные ориентиры определились довольно рано. На их формирование повлияло знакомство с творчеством флорентийца последней трети Кватроченто Антонио Поллайоло. Характеру Михаила Верхоланцева уже тогда созвучно было позднее Кватроченто с его сильными, подчас драматическими сюжетами и образами. И именно гравюру Поллайоло «Битва десяти обнаженных воинов» выбрал для раннего своего копирования юный художник.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Обложка журнала РТ «Радио и Телевидение».
1966 г. №23.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Обложка журнала «Культура и жизнь». 1980 г. № 8.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Эскиз обложки журнала «В мире книг». 1975 г. № 8.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Две музыки. 1975 г. Торцовая ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Дева и единорог. Ex Libris Sv. Piilman. 1975 г.
Торцовая гравюра в две доски.
Фантастический сюжет. Ex Libris Анатолия Попова. 1975 г. Ксилография в два цвета.
М.М. Верхоланцев (род.1937). 15-й Международный конгресс экслибриса Sol. Wull.
1974 г. Бумага, ксилография. 15 х 10,5 см. Краснодарский краевой художественный
музей им. Ф.А. Коваленко.
М.М. Верхоланцев (род.1937). 17-й Международный конгресс экслибриса. Лугано, 1978 г.
Гравюра на дереве. 16,1 x 12,6 см. Коллекция П.Т. Альбрехтсен.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Самсон. 1977 г. Бумага, акварель, тушь, перо.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Там мой закат. 1979 г. Бумага, акварель, карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Там мой закат. 1979 г. Бумага, акварель, карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris А.С. Зуева. 1979 г. Бумага, ксилография.
Вологодская областная картинная галерея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Две эстетики (Неоплатонизм и контрверсийность).
Ex Libris Evgenei Coracis. 1982 г. Ксилография в два цвета.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris J. Argo. 1982 г. Ксилография. Вологодская областная картинная галерея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Орфей. Ex Libris Jerzego Połomskiego. 1977 г. Торцовая гравюра на дереве.
Ежи Поломский (пол. Jerzy Połomski, 1933-2022) - польский певец и актёр.
Михаил Верхоланцев играет на лютне на концерте старинной музыки. Музыка для виуэлы или лютни
Луиса Нарваэса. Зал Центрального дома культуры железнодорожников, Москва. Архивное фото 1985 г.
Михаил Верхоланцев окончил школу № 1 г. Весьегонска в 1955 году и сразу поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское, а с 2009 –Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова) на отделение мебели факультета промышленных искусств. В 1961 году Верхоланцев завершил обучение в Строгановском училище. Помимо занятий по рисунку, композиции и живописи, немало часов он проводил в библиотеке, подолгу рассматривая в фонде редких книг оттиски гравюры XVI века. Одновременно с этим с пристрастием изучал ксилографию в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Фантом Леонардо. Из серии «Портреты 1975-1995». 1982 г.
Торцовая ксилография. Гравюра для конкурса «Футорология» в Синт- Никлаасе, Бельгия.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris В.И. Краюшкина. 1982 г. Вологодская областная картинная галерея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ex Libris М.Д. Тылевича. 1982 г. Ксилография.
Вологодская областная картинная галерея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Плакат к фильму «Король Лир». СССР, 1970 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). В. Шекспир «Гамлет». Мышеловка. Шмуцтитул к книге
«Гамлет в русских переводах». Издательство «Радуга», 1985 г. Ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). В. Шекспир. Офелия, Гертруда, Полоний. Шмуцтитул к книге
«Гамлет в русских переводах». Издательство «Радуга», 1985 г. Торцовая гравюра на дереве.
М.М. Верхоланцев (род.1937). В. Шекспир «Гамлет». Бедный Йорик. Шмуцтитул к книге
«Гамлет в русских переводах». Издательство «Радуга», 1985 г. Торцовая ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). В. Шекспир «Гамлет». Сцена с флейтой. Шмуцтитул к книге
«Гамлет в русских переводах». Издательство «Радуга», 1985 г. Торцовая ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). В. Шекспир «Гамлет». Лаэрт. Шмуцтитул к книге
«Гамлет в русских переводах». Издательство «Радуга», 1985 г. Торцовая ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Эдип и сфинкс. Ex Libris М. Игнатькова. 1985 г.
Торцовая гравюра на дереве.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Душа и тело. Ex Libris V. Voropanov. 1985 г. Ксилография. 22 × 16,5 см.
Частное собрание.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Купальщицы. Ex Libris Selle. 1975 г. Торцовая гравюра на дереве. 11 х 11 см.
Михаил Михайлович Верхоланцев, сын Н.В. Верхоланцевой, праправнук В.Н. Баснина, московский художник-график,
с женой - Ольгой Николаевной Мишиной. 1999 г.
До 1966 года Михаил Верхоланцев преподавал в Строгановское училище, его учениками были Б.Французов, А. Харламов, М. Кагаров, В. Васильев, А. Панин. Спустя пять лет после окончания училища Верхоланцев окончательно встает на путь художника-графика и работает сначала в качестве художника журнала РТ «Радио и Телевидение», а чуть позднее начинается его сотрудничество с издательствами «Правда», «Советский писатель», «Детская литература», «Наука», «Педагогика», «Радуга», «Молодая гвардия», «Союзинформкино».
М.М. Верхоланцев (род.1937). Н.В. Гоголь. Портрет. Эскиз и оригинал к шмуцтитулу.
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, тушь, перо.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Два шмуцтитула к повестям «Нос»
и «Невский проспект». Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, тушь, перо.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Достоевский. Белые ночи. Обложка к сборнику повестей Ф. Достоевского.
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, темпера, акварель, тушь.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Достоевский «Кроткая». Иллюстрация к сборнику повестей
Ф. Достоевского. Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, темпера, чернила, тушь.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Достоевский. Белые ночи.
Иллюстрация к сборнику повестей Ф. Достоевского.
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, темпера, акварель, тушь.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Первая и четвёртая полосы обложки для книги А. Казанцева «Гибель Фаэны».
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Форзац и нахзац для книги А. Казанцева «Гибель Фаэны».
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Обложка книги А. Казанцева «Гибель Фаэны».
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Архитектурный ландшафт. Шмуцтитул к книге А. Казанцева «Гибель Фаэны».
Издательство «Радуга», 1986 г. Бумага, темпера, акварель, тушь перо.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Архитектурная фантазия. 1966 г. Бумага, торцовая ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Король Лир. Шмуцтитул к книге Вильяма Шекспира «Трагедии».
Издательство «Детская литература», 1987 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Арчимбольдеска. Иллюстрация к сборнику стихов
Михаила Могилевича «Когда травы поют». Издательство «Советский писатель», 1987 г.
Бумага, тушь, перо.
Михаил Верхоланцев. Мещера, июнь 2013 г.
В 1960–1970-е годы печатная графика страны переживала особое время – никогда еще в истории отечественной культуры свободная гравюра не была столь политизирована. «Романтика рабочих будней», новостройки и образы советских рабочих и колхозников – тематика, которой был очерчен круг интересов графики тех лет, и стилистика «сурового стиля» не просто не привлекали Верхоланцева, но были категорически противоположны и его эстетическим пристрастиям, и его художественным устремлениям. Художник не вписывался в общий контекст искусства тех лет: его цельный и свободолюбивый характер не терпел диктата политических мифологем в искусстве.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Первая и четвёртая страницы обложки к книге рассказов Теодора Мазилу
«Прогулка на лодке». Издательство «Радуга», 1986 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Иллюстрация к книге Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». 1989 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Иллюстрация к книге Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». 1989 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). После бала. Из иллюстраций к сборнику рассказов о любви Л.Н. Толстого.
Издательство «Радуга», 1989 г. Бумага, темпера, цветные чернила, карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Два гусара. Из иллюстраций к сборнику рассказов о любви Л.Н. Толстого.
Издательство «Радуга», 1989 г. Бумага, чернила, карандаш, темпера.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Альберт. Из иллюстраций к сборнику рассказов о любви Л.Н. Толстого.
Издательство «Радуга», 1989 г. Бумага, темпера, цветные чернила, карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Корней Васильев. Из иллюстраций к сборнику рассказов о любви Л.Н. Толстого.
Издательство «Радуга», 1989 г. Бумага, чернила, карандаш, темпера.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Дьявол. Из иллюстраций к сборнику рассказов Л.Н. Толстого.
Издательство «Радуга», 1990 г. Бумага, цветные чернила, угольный карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Инициалы для издательства «МИР» на 4-х языках. 1985 г.
Бумага, торцовая ксилография. 13,3 х 20,2 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Эмблема издательства «Советский писатель». 1934-1984 гг.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Сорок четвёртый год. 1986 г. Бумага, акварель, карандаш.
Такими по воспоминаниям художник запомнил людей тех лет.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Пляж в Паланге. 1989 г. Бумага, акварель, карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Меланхолия. Из серии «Аллегории 1970-2015». 1986 г.
Бумага, торцовая ксилография. 16,4 х 18,1 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Дедал и Икар покидают Крит. 1987 г.
Бумага, торцовая ксилография. 12,5 х 8,7 см.
Дизайнер шрифта Тагир Сафаев на презентации альбома Михаила Верхоланцева, в котором впервые
применён его новый шрифт. Фото 2011 г.
Поэтому иллюстрация и дизайн печатного издания, не входившие в противоречия с его мироощущением, стали для Верхоланцева основной областью применения таланта. Станковая гравюра, которая создавалась им в оставшееся от книжной графики время, чаще была очерчена кругом миниатюр экслибрисного направления –так он избегал необходимости «идти в ногу со временем». Его обширные знания выплескиваются в темах мифологии, литературы, истории, музыки, а сила характера и мироощущение – в страстной и мощной экспрессии образов. Экспозиция рассматриваемой нами выставки отчетливо демонстрирует: он сохранил эти качества и саму направленность искусства на протяжении всего творчества.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Форзац к книге «Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г.
Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Геракл, держащий небосвод. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Геракл обманывает Атласа и уносит яблоки. Иллюстрация
к книге «Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Геракл и кентавры. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Кони Диомеда. Фрагмент разворота книги «Двенадцать подвигов Геракла».
1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Укрощение коней Диомеда. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Кони Диомеда. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Немейский лев. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Тройственный Герион. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Геракл и Альцеста. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Адмет, тоскующий об Альцесте. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Стимфалийские птицы. Иллюстрация к книге
«Двенадцать подвигов Геракла». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Верхоланцев за работой над гравюрой. Фото галереи ArtLib.ru
Значительную часть творчества Верхоланцева занимает книжная графика. В багаже его книжной графики – карело-финский эпос «Калевала», шекспировский «Гамлет», «Дон Кихот» Сервантеса, «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого, произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И. Гончарова, Ф.Д. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, А.М. Горького, А. Платонова, А. Казанцева, В. Шергина и многих других советских и зарубежных писателей. . Художник воспринимает книгу как объект целостного дизайна, в котором важно все – от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации. Обладающий обширными знаниями и редким талантом эмоционального изложения мысли на бумаге, с трепетом и восторгом он рассуждает об искусстве шрифта и о том ушедшем в историю времени.
М.М. Верхоланцев (род.1937). 5 лет Чернобыльской катастрофе 26.4.1986. Квартблок марок.
Почта СССР, 1991 г. Тираж 1.500.000 экз.
М.М. Верхоланцев (род.1937). 5 лет Чернобыльской катастрофе 26.4.1986. Конверт с маркой спецгашения. 1991 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Эротическая сцена среди горного ландшафта. Ex Libris В.М. Бакуменко. 1990 г.
Ксилография. 9,6 х 10 см. Вологодская областная картинная галерея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Ричеркар на темы Россо Фьорентино. 1991 г. Ксилография.
Ричеркар в переводе с итальянского - поиск, нащупывание, старинная полифоническая форма на основе имитации.
Ричеркар был формой свободной полифонической композиции в XVI веке, ранней разновидностью фуги.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Сила музыки (Орфей и Эвридика). 1990-е гг.
Бумага, торцовая ксилография с 2-х досок. 16 х 11,8 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Экслибрис. В память о Жаке Калло. 1992 г.
Бумага, торцовая ксилография. 21,1 х 14,9 (лист); 13 х 10,3 см. (р.и.)
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Сон. 1994 г. Бумага, акварель, сангина.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Солнце Иберии. 1993 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Блистательные любовники. 1995 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
По повод эротики М. Верхоланцев написал специальную статью «Идеальная эротика или игра без правил»
для двухтомника эротического экслибриса из коллекции Вениамина Худолея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Гиппомен и Аталанта. Ex Libris Жерно Блума. 1994 г. Бумага, торцовая ксилография.
Вологодская областная картинная галерея.
По беотийскому сказанию, сохранившемуся у Овидия, Гиппомен – победитель в беге и муж Аталанты,
участницы похода аргонавтов за золотым руном.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Экслибрис Жерно Блума (Гротеск с эротической темой).
1995 г. Ксилография. 15,1 х 11,6 см. Вологодская областная картинная галерея.
Михаил Верхоланцев на открытии выставки «Андрей Платонов в графике» в художественном музее
им. Крамского в рамках Платоновского фестиваля. Воронеж, 2012 г.
Обширные знания Верхоланцева проявились и в тематике (мифология, религия, литература, музыка, танец), и даже в стилевых характеристиках его работ, успешно синтезирующих современность мышления и изобразительного языка с маньеристической причудливостью и гротескной напряженностью образов. Интересно отметить еще одну важную черту в художественном творчестве Михаила Верхоланцева –значение его собственного музыкального опыта.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Екатерина, дочь художника. 1996 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Портрет дочери Сони. 1997 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Белая ночь. 1997 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Гиппомен и Аталанта. 1997 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Гиппомен и Аталанта. 1998 г. Холст, масло. 90 х 80 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Предчувствия Лембрука. 1996 г. Бумага, темпера, акварель, тушь, перо. 30 х 40 см.
Вильгельм Лембрук (1881-1919), немецкий скульптор, художник и график, предчувствовал грядущие катастрофы XX века. Герои его скульптур и офортов – страдающие мыслители, такие же тонкокожие, как и сам Лембрук, всё знающие о своей неизбежной гибели. В центре живописной композиции – коленопреклоненная женщина, лишь отдаленно напоминающая Коленопреклоненную Лембрука. Справа и слева мы видим живописные транскрипции Поверженного и Сидящего. Мистическую торжественность завершает высокое облачное небо, написанное в духе скандинавского модерна. В 1919 году Лембрук покончил жизнь самоубийством из-за своих чувств к актрисе Элизабет Бергнер.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Души брабансонов. 1996 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Брабансоны - средневековые наёмные военные отряды XII века, получившие своё название от герцогства
Брабанта, находились на службе у французских и английских королей.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Пенаты утром. 1997 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Перфеличе. Поздравительная открытка к Рождеству. 1997 г.
Торцовая ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Карело-финский эпос «Калевала».
Лоухи спасает Вяйнямяйнена. 1997 г. Торцовая гравюра на дереве.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Апокалипсис. Видения Иоанна Богослова на острове Патмос.
1998 г. Ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Давид, исцеляющий больную душу. 1998 г.
Торцовая гравюра на дереве. Гравюра исполнена для известного врача онколога В.В. Худолея.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Автопортрет с арфой, «Габриэли и я» (совместный портрет
автора с Джованни Габриэли, органистом базилики Святого Марка в 1585-1612 годах).
1991 г. Гравюра на дереве. 16 х 14 см.
В творчестве Верхоланцева тема музыки возникает неоднократно. Необычная пластика и удивительная музыкальность – таково впечатление от живописных работ Михаила Верхоланцева. К слову, музыка занимает особое место в жизни художника: жена Ольга Николаевна Мишина − хормейстер, певица, преподаватель Академии им. Гнесиных. В семье две дочери. Дочь София − профессиональная флейтистка, выступает под именем Sofia de Salis. Сам Михаил Михайлович хорошо играет на гитаре и лютне. Чуткий к ритмическому рисунку, мелодике и инструментальному звучанию, прекрасно разбирающийся в стилистике музыкальных произведений, на протяжении всего творчества он обращается к творчеству композиторов, близких ему по духу, черпая вдохновение в их музыке. При этом в каждой из работ трактовка визуального образа удивительно точна и абсолютно адекватна характеру музыкального материала.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Компьютерная композиция из двух гравюр. 1998 г.
Холст, плотерная печать. Работа куплена на благотворительном аукционе Сотбис.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Клио. 1997 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Морские псалмы, 1998 г. Бумага, акварель, карандаш.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Морские псалмы. 1998 г. Холст, масло. 80 х 90 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Феб и Пан. 1998 г.
«Состязание Феба и Пана» - кантата И.С. Баха, BWV 201. Сюжет заимствован у Овидия.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Феб и Пан. 1999 г. Холст, масло. 150 х 140 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Пир снобов. 1998 г. Бумага, акварель.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Гиппомен и Аталанта. 1999 г. Бумага, акварель.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Вирсавия. 2000 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Давид и Саул. 2001 г. Холст, масло.
Царь Саул страдал душевными расстройствами, Давид часто лечил и успокаивал царя музыкой.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Эдип и Сфинкс. Молодой Эдип выслушивает загадки
Сфинкса и готов его убить посохом. 2001 г. Холст, масло. 55 х 50 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Св. Симеон-Богоприимец, Св. Анна-пророчица, Богородица с Эммануилом
и Св. Иосиф. 2000 г. Торцовая ксилография в два цвета. 12 х 11 см.
Михаил Верхоланцев. Фото, июль 2013 г.
Гравюра – не единственная область творчества художника. Живописец, дизайнер, автор картонов к гобеленам, эссеист, певец и музыкант (мандола, мандолина, лютня), он иногда кажется человеком, живущим вне времени. Личность уникальная и одаренная, Михаил Верхоланцев – до сих пор (!) исповедующий эстетику позднего Ренессанса и маньеризма – сам кажется пришельцем откуда-то из Ренессанса, но не эпохи спокойной и тихой гармонии Рафаэля и Леонардо, а периода позднего творчества страстного и мощного Микеланджело. При этом он все же наш современник: ироничный насмешник и отчаянный смельчак, посмевший в период политического диктата остаться самим собой, свободным, независимым художником, имеющим поразительной широты кругозор, глубокие знания человеческой культуры и острый аналитический ум.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Автопортрет с коллекционером Кириллом Авелевым. 2001 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Двойной портрет. 2000 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Проект гобелена - Феб и Артемида (Луна и Солнце). 2001 г.
Бумага, акварель, темпера. Гобелен выткан в Китае.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Проект гобелена. Светлые прямоугольники – мебель. 1999 г. Цифровая печать.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Венера Пантормо. 2001 г. Холст, масло.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Фламенко (Танец с кастаньетами). 2002 г. Бумага, акварель.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Выход Феба. 2004 г. Холст, масло. 140 х 130 см.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Эскиз гобелена. 2001 г.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Экслибрис Клауса Роделя. 2002 г. Бумага, ксилография. 3,7 x 5,1 см. (р.и.)
М.М. Верхоланцев (род.1937). Лотона, Зевс, Аполлон и Артемида. 2003 г.
Торцовая ксилография в две доски.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Дон Кихот и водяные мельницы. 2003 г. Ксилография.
М.М. Верхоланцев (род.1937). Рождение Пегаса. 2003 г. Торцовая гравюра на дереве.
Михаил Верхоланцев и академик РАХ Борис Мессерер на выставке «Сюрреализм и Livre D, Artiste»
в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 2014 г.
Изобразительный язык Михаила Верхоланцева уникален. В таком сложном и редком виде гравюры как ксилография художник создал свой уникальный художественный стиль, которому присуще сочетание совершенной техники с экспрессией и композиционной энергией.