ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ БАТТИСТА НАЛЬДИНИ / GIOVANNI BATTISTA NALDINI (1537-1591). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, Ч.I09-09-2024 21:45к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джованни Баттиста Нальдини (1537-1591). Гравюра. Итальянская школа, XVIII век.
Джованни Баттиста Нальдини (1537-1591) – итальянский художник позднего Возрождения создал уникальный маньеристский стиль, который позаимствовал не только у своих мастеров Якопо Понтормо и Джорджо Вазари, но и у их учителя Андреа дель Сарто. Нальдини пришел в студию Понтормо в двенадцать лет и оставался там около восьми лет. После смерти Понтормо он учился в Риме примерно с 1560 по 1563 год. По возвращении во Флоренцию Вазари нанял его для помощи в оформлении Палаццо Веккьо. С тех пор, хотя у него было множество покровителей по всей Тоскане, Нальдини работал в основном под руководством Вазари на семейство Медичи. Он помогал с оформлением погребального памятника Микеланджело и расписал четыре алтаря для местных церквей в рамках планов реконструкции Вазари.
Вид Флоренции. Гравюра 1745 г.
Джованни Баттиста Нальдини или Джамбаттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini)– сын Маттео, сапожника, родился во Флоренции 3 мая 1535 года, а не в 1537 году, как долгое время считалось. В очень юном возрасте его отправили на воспитание в госпиталь Невинных, отсюда и его прозвище Нальдини, под покровительство дона Винченцио Боргини, который в последующие годы окажется одним из его самых щедрых защитников. В возрасте 12 лет Нальдини поступил учиться в мастерскую Якопо Каруччи, известного как Якопо Понтормо (1494-1557). Здесь, также работал его родной отец, взятый на службу Понтормо.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. 1550-1590 гг.
Церковь Святого Юлиана, Кастильоне Фиорентино, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и шестью святыми.
1550-1560 гг. Церковь Святой Марии, Дикомано близ Флоренции.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мадонна с Младенцем и шестью святыми.
Фрагмент. 1550-1560 гг. Церковь Святой Марии, Дикомано близ Флоренции.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Мученичество Святой Екатерины Александрийской
и чудо с Колесом. 1550-1584 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Пистойя, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Встреча Святой Марии и Елизаветы (Visitazione).
1550-1590 гг. Дерево, масло. Музей Этрусской академии и города Кортона, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Поклонение пастухов. 1550-1591 гг.
Дерево, масло. Аукцион Mercato Antiquario, Болонья, 1990 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святое семейство со Святой Екатериной
и Святым Иоанном Крестителем в детстве. 1555-1560 гг.
Дрезденская картинная галерея.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Христос, несущий крест. 1556 г.
Церковь Бадиа Церковь Бадиа Фиорентина (Флорентийское аббатство),
Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Христос, несущий крест. Фрагмент. 1556 г.
Церковь Бадиа Церковь Бадиа Фиорентина (Флорентийское аббатство),
Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Распятие с Мадонной, Святой Марией
Магдалиной и Иоанном Богословом. 1550-1591 гг. Дерево, масло.
Галерея во дворце Корсини, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Фасад палаццо Бранконио дель Аквила с утраченного проекта Рафаэля.
1560 г. Рисунок пером. Галерея Уффици, Флоренция.
Искусствоведами отмечено участие Нальдини в последних работах Якопо Понтормо, все еще частично неуловимыми годами, проведенными с Якопо, который между 1555 и 1556 годами не преминул отметить в своем дневнике свою нетерпимость к повторяющейся небрежности молодого ученика - теперь это может быть задокументирован только через небольшой графический корпус, распространенный по всей Флоренции. Листы - копии и упражнения, вдохновленные композициями мастера и Андреа дель Сарто, - представляют собой документальное свидетельство той сильной склонности к рисовальной практике, которая сопровождала Нальдини на протяжении всей его карьеры.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Распятие, скорбящие, ангелы и шесть святых из алтаря собора Пистойи.
1565-1566 гг. Городской музей в ратуше (Museo Civico), Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), атрибуция. Отдых на пути в Египет.
1560-1570-е гг. Дерево (тополь), масло. 44,2 х 31,3 см.
Коллекция Уоллеса, Лондон.
На картине Нальлини Мария кормит грудью младенца Иисуса, а Иосиф смотрит на нее. Каменистая обстановка на открытом воздухе предполагает, что сцена призвана проиллюстрировать историю Бегства в Египет, рассказанную в Евангелии от Матфея (II, 13–15). После того, как во сне Иосиф увидел предупреждение о поисках Иисуса царем Иродом, он повел свою молодую семью в изгнание в Египет.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Поклонение волхвов. 1560-1565 гг.
Дерево, масло. 81 х 63,5 см. Дрезденская картинная галерея.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Несение креста на Голгофую. 1563-1565 гг.
Дерево, масло. Художественный музей Спенсера при Канзасском университете,
город Лоуренс, штат Канзас.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Несение креста. 1560-е гг. Тондо. Медь, масло.
D=14 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2023 г. Лот продан за $52.920 дол.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Заалтарный образ «Восхождение Христа
на Голгофу». 1566-1570 гг. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Заалтарный образ «Восхождение Христа
на Голгофу». Фрагмент. 1566-1570 гг. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста вместе с благочестивыми женщинами, Святыми Никодимом,
Иосифом Аримафейским, Иеронимом и двумя святыми Невинными. 1566 г. Фреска на терракоте.
Музей дельи Инноченти (Воспитательный дом), Флоренция.
Сцена Пьеты изображена в ограниченном пространстве, пейзаж с тремя крестами, видимыми на заднем плане. Вершина горы пейзажа напоминает гору Голгофу, где был распят Христос. У подножия холма, с правой стороны картины, находится схематическое изображение скальной гробницы, где будет похоронен Христос. Парадоксально, но сцена предполагает, что тело Христа будет помещено туда, но жест Христа с двумя пальцами в форме буквы «V» подразумевает Его выживание и победу над смертью.
Рисунок сцены «Снятие с креста» раскрывает визуальное заимствование Нальдини композиции из мраморной статуи «Флорентийской Пьеты» Микеланджело (Пьета Бандини) 1550-1555 годов, которая сейчас находится в Музее собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Микеланджело (1475-1564). Флорентийская Пьета (Bandini Pietà). Неоконченная работа,
окончил Тиберио Калькани, 1550-1555 гг. Мрамор. Музей собора Санта-Мария-дель-Фьоре,
Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. Фрагмент. 1566 г. Фреска на терракоте.
Музей Музей дельи Инноченти (Воспитательный дом), Флоренция.
Нальдини, был воспитанником этого Приюта и его покровитель Винченцо Боргини, заказал у него работу для комплекса Невинных и украшения часовни под патронажем Приюта в церкви Сан-Симоне. Фреска была частично уничтожена, но до наших дней дошли две «плитки», которые Боргини сохранил для себя: первая представляет собой собрание лучших голов на фреске и небольшой эскиз.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. Мария Магдалина и Святой Никодим. Эскиз. 1566 г.
Фреска на терракоте. Музей Музей дельи Инноченти (Воспитательный дом), Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. Мария Магдалина и Святой Никодим. Эскиз. 1566 г.
Фреска на терракоте. Фрагмент. Музей Музей дельи Инноченти (Воспитательный дом), Флоренция.
После смерти Якопо Понтормо в 1557 году Нальдини пришлось заняться собственной профессиональной деятельностью. Осенью 1560 года он решил продолжить обучение и переехал в Рим, где выработал свой собственный, в высшей степени индивидуальный стиль, изучив более поздние работы Рафаэля (1483-1520).
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Портрет Данте Алигьери (1265-1321).
1550-1591 гг. Дерево, масло. 85 х 63 см. Аукцион Mercato Antiquario, Милан, 1970 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Портрет Франческо Петрарки (1304-1374).
1550-1591 гг. Дерево, масло. 85 х 63 см. Аукцион Mercato Antiquario, Милан, 1970 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Благовещение. 1570 г. Дерево, масло.
Церковь Святых Якопо и Мартина в Уццано, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), Джованни Бальдуччи (1560-1630).
Мистический брак Святой Екатерины, с пророками и святыми. 1568-1591 гг.
Городской музей, Прато, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), Джованни Бальдуччи (1560-1630).
Мистический брак Святой Екатерины, с пророками и святыми. Фрагмент.
1568-1591 гг. Городской музей, Прато, Италия.
Погребальный памятник Микеланджело Буонарроти. 1564-1574 гг.
Мрамор, темпера. Базилика Санта-Кроче, Флоренция
18 февраля 1564 года в Риме умер Микеланджело, не дожив немного до 89 лет. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра. 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли. В начале марта того же года тело скульптора было тайно перевезено на родину, во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года во францисканской церкви Санта-Кроче. Джованни Нальдини, как преданный поклонник мастера, принимал активное участие в подготовке похорон Микеланджело, а в 1570 году создал фреску «Пьета (Оплакивание Христа» с ангелами для погребального памятника Микеланджело в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Проект и бюст Микеланджело работы Джорджо Вазари.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Фреска «Пьета» (Оплакивание Христа).
Бюст Микеланджело работы Джорджо Вазари. 1564-1574 гг. Мрамор.
Базилика Санта-Кроче, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Три ангела. Деталь декора фрески слева для гробницы
Микеланджело Буонарроти. 1564-1574 гг. Базилика Санта-Кроче, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Три ангела. Деталь декора фрески справа для гробницы
Микеланджело Буонарроти. 1564-1574 гг. Базилика Санта-Кроче, Флоренция.
В Риме, воспользовавшись завидным авансом, Нальдини сначала часто посещал Марко Маркетти из Фаэнцы, а позже, учитывая их общие антикварные интересы, поддерживал профессиональные отношения с Джованни Антонио Дозио. Согласно принятой практике обучения флорентийских художников, в городе он усердно пытался практиковать копирование, сочетая упражнения по древней скульптуре с изучением великих фигуративных циклов XVI века, из тех, которые были завершены Рафаэлем и его учениками Полидоро Караваджо во главе, в компании с его соотечественником Франческо Сальвиати.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Вирсавия в купальне. 1570-е гг.
Холст, масло. 182 х 150 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина приобретена в 1825 году у флорентийского художника К. дель Кьяро.
Ранее в собрании Строцци и собрании графа Пекори во Флоренции.
Библейская легенда о том, как царь Давид увидел во время купания жену своего военачальника, Вирсавию, и пленился ее красотой, послужила для Нальдини поводом к созданию большой крупнофигурной композиции. В центре - обнаженная красавица, окруженная полуобнаженными прислужницами. В глубине второго плана едва заметная фигура царя Давида, любующегося с балкона Вирсавией. Сравнение картины Нальдини с более ранними маньеристическими произведениями показывает, что у Нальдини не остается и следа от прежней остроты, неожиданности, свежести восприятия предшественников. Основное для него — изображение красивого женского тела.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Вирсавия в купальне. Фрагмент. 1570-е гг.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
По существу, Нальдини несколько раз показывает одну и ту же женщину (у Вирсавии и ее служанок одинаковые черты лиц и даже прически), пять раз проецируя фигуру на плоскость, что позволяет увидеть ее с разных точек зрения. Цвет, в сущности, не играет для Нальдини никакой роли, картина кажется почти монохромной. Главное для художника, типичного представителя флорентинской школы,- четкий рисунок. Человеческое тело и предметы — драгоценности, сосуды на блюде, чаша для омовения ног — все дано с одинаковой тщательностью и интересом. Человек перестает играть главную роль, он становится как бы в один ряд с предметами и, как они, служит для создания красивой, декоративной и холодной по сути сцены.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). 1. Аллегория снов. 1570-1572 гг. Дерево, масло. 117 x 68 см. 2. Аллегория снов. Фрагмент (1). Студиоло Франческо I. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Аллегория снов. Фрагмент (2). 1570-1572 гг. Студиоло Франческо I.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Сад любви. 1550-1591 гг. Дерево, масло. 42 х 60 см.
Коллекция А.Г. Габричевского, Москва. Не нашлось хорошего цветного изображения этой сюжетной картины.
О коллекции искусствоведа Александра Георгиевича Габричевского (1891-1968) можно почитать немного здесь
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Сад любви. 1550-1591 гг. Дерево, масло. 42 х 60 см.
Коллекция А.Г. Габричевского, Москва.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Сбор амбры (Добыча темного янтаря).
1570-1571 гг. Дерево, масло. 127 x 89 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), атрибуция. Святое семейство с Святой Елизаветой
и младенцем Святым Иоанном Крестителем. 1570-1580 гг. Холст, масло. 126 x 101 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Христос во Славе, ангелы и святые. 1570-1572 гг.
Дерево, масло. Коллекция Salocchi, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Распятие с Богородицей, Магдалиной
и Святым Иоанном. 1570-е гг. Холст, масло. Церковь Сан-Феделе, Поппи,
провинция Ареццо.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. 1570-е гг. Холст, масло.
Церковь Сан Франческо ди Паола, Флоренция.
Опыты, которые Нальдини получил во время своего пребывания в Риме, продолжавшегося по крайней мере до 1563 года, пригодились художнику для выполнения украшений, устроенных по случаю римской свадьбы Альберико I Кибо, принца Масса и Изабеллы Капуанская, которые могут быть частично реконструированы только благодаря сохранившимся эскизам в Британском музее и Лувре. По сравнению с графическими эскизами, относящимися к годам ученичества Понтормо, эти листы обнаруживают первый, но не робкий подход к более подвижному и живому почерку, типичному для лексики Полидоро да Караваджо (1499-1543), проявляющейся, в частности, в пристрастии к более мелкому и живому штриху и для более выразительной светотени.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Христос во Славе со Святыми Агнессой и Еленой. 1571 г.
Дерево, масло. 49 х 32 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Представление Иисуса в храме. 1572 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция. Алтарь Соммайи.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие Христа с креста. 1572 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие Христа с креста. Фрагмент (1). 1572 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие Христа с креста. Фрагмент (2). 1572 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Оплакивание умершего Христа. 1572 г.
Дерево (тополь), масло. 123,6 х 90,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Англичане придумали простое объяснение двойника экспозиции – не копия, не вариант «Снятия Христа с креста» из Флоренции, а просто картина находится в частной коллекции и в настоящее время экспонируется в Национальной галерее в Лондоне.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Ecce Homo. 1571 г. Дерево (тополь), масло.
35,3 x 24,2 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 04.07.2024 г.
Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Ecce Homo. 1572 г. Дерево, масло.
51,7 x 35,5 см. Церковь Крайст-Черч, Оксфордский университет.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. 1572-1573 гг.
Холст, масло. Базилика Санта-Кроче, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Снятие с креста. 1583 г. Холст, масло.
Базилика Санта-Кроче, Флоренция. Атрибуция Федерико Дзери.
Период повышения квалификации в Риме не заставил себя долго ждать и принес ожидаемые плоды после его возвращения на родину, где, по сути, карьера Нальдини сделала решающий поворот, благодаря которому за короткое время он вышел на авансцену местной художественной сцены. панорама. 16 июля 1564 г. он был принят в Академию рисования. Также художник сначала принял участие в подготовке похорон Микеланджело (1564 г.), а в следующем году – в подготовке к свадьбе великого герцога Франциска I с Иоанной Австрийской (1565 г.).
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождество Христово. 1573 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождество Христово. Фрагмент (1). 1573 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождество Христово. Фрагмент (2). 1573 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождество Христово. Фрагмент (3). 1573 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Рождество Христово. Фрагмент (4). 1573 г.
Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Святой Бенедикт среди тихих и мрачных святых.
1573-1575 гг. Дерево, масло. 41,5 x 37 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591) и мастерская, атрибуция. Представление Иисуса в храме. 1575-1580 гг.
Оратория Сан-Пьерино, Флоренция.
Подтвердив ожидания своих покровителей Вазари и Боргини, Джамбаттиста Нальдини вместе с Франческо Морандини, Джованни Страдано и Якопо Цукки был задействован на престижной новостройке, которая в тот период возводилась в районе Ареццо Флоренции и они помогали Вазари в оформлении самого большого зала Salone dei Cinquecento (Салон деи Чинквеченто, или Зал пятисот) в Палаццо Веккьо. В это же время Нальдини получил свои первые религиозные заказы: многолюдное «Положение во гроб», написанное в 1566 году во флорентийской церкви Сан-Симоне и запомнившаяся, как одна из «первых его работ» «Несение креста, или Шествие на Голгофу», созданная в том же году для церкви Бадиа Фиорентина во Флоренции и цикла картин малого формата, предназначенных для собора Дуомо в Пистойе.
Джорджо Вазари (1511-1574) и мастерская. Апофеоз Козимо I Медичи. потолок зала Salone dei Cinquecento
(Салон деи Чинквеченто, или Зал пятисот). Палаццо Веккьо, Флоренция. 1563-1565 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574) и мастерская. Апофеоз Козимо I Медичи. Medici (1519-1574).
Дерево, масло. 54 х 54 см. Зал пятисот. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1563-1565 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574) и мастерская. Аллегория города Ареццо. Потолок зала пятисот.
Палаццо Веккьо, Флоренция. 1563-1565 гг.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Портреты Джорджо Вазари и его помощников. 1563-1565 гг.
Дерево, масло. 130 х 250 см. Музей Палаццо Веккьо, Флоренция.
Здесь представлены главные сотрудники Джорджо Вазари в деле реконструкции Большого зала (слева направо): Бернардо ди Монна Маттеа, мастер-каменщик; Баттиста Боттичелли, мастер по дереву; Стефано Вельтрони да Монте Сан Савино, мастер позолоты; наконец, художник Марко Маркетти из Фаэнцы. Вот так, честно и откровенно Вазари признал, что в Палаццо Веккьо он работал не один, а с помощниками или сотрудниками, по итальянски это звучит как «Giorgio Vasari e aiuti».
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Путти со свитком письма. 1563-1565 гг. Дерево, масло.
Музей Палаццо Веккьо, Флоренция. На свитке по латыни подтверждается авторство Джорджо Вазари.
Джорджо Вазари (1511-1574) и мастерская. Захват Монтериджони.
Потолок зала пятисот. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1563-1565 гг.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Истории Марии. Фрески (1). 1566-1570 гг. Базилика Богоматери Смирения,
Пистойя. Алтарь Роспильози (Rospigliosi).
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Истории Марии. Фрески (2-3). 1566-1570 гг.
Базилика Богоматери Смирения, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Истории Марии. Фрески (4). 1566-1570 гг.
Базилика Богоматери Смирения, Пистойя.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Истории Марии. Фрески (5). 1566-1570 гг.
Базилика Богоматери Смирения, Пистойя.
Завершив к 1568 году несколько небольших работ, предназначенных для сопровождения монументального алтаря Вазари в церкви Сан-Кроче в Боско-Маренго, 5 июня 1569 года Нальдини был назначен консулом Академии рисунка и занимал эту должность в 1575, 1578, 1579 и 1585 годах.
Джорджо Вазари (1511-1574) и мастерская. Успение Богородицы. 1568 г.
Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574) и мастерская. Успение Богородицы. Фрагменты. 1568 г.
Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Явление Иисуса святому Фоме Аквинскому.
1567-1569 гг. Монументальный комплекс Санта-Кроче и Всех Святых, Боско Маренго, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Милостыня Святого Винсента Феррера.
1567-1569 гг. Монументальный комплекс Санта-Кроче и Всех Святых, Боско Маренго, Италия.
Винсент Феррер (1350-1419) - доминиканский монах и проповедник из Валенсии, который получил известность
как миссионер и логик. Он почитается как святой католической церкви.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Жертвоприношение Исаака. 1567-1569 гг.
Монументальный комплекс Санта-Кроче и Всех Святых, Боско Маренго, Италия.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), Джованни Бальдуччи (1560-1630). Святое семейство и святые Доминик
и святая Екатерина Сиенские. Триптих. 1578 г. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591), Джованни Бальдуччи (1560-1630).
Святое семейство со святыми. Триптих. Центральная панель. 1578 г.
Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Пьета со святыми. 1578 г.
Музей Сан-Пьетро, Колле ди Валь д'Эльза, Сиена.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Пьета со святыми. Фрагмент. 1578 г.
Музей Сан-Пьетро, Колле ди Валь д'Эльза, Сиена.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Оплакивание Христа. 1578 г. Дерево, масло. Аукцион Sotheby’s, 2006 г.
Между 1570 и 1571 годами Нальдини вызвали для выполнения еще одного проекта, продвигаемого двором Медичи, - украшения кабинета Франческо I в Палаццо Веккьо во Флоренциию. Нальдини уехал во Флоренцию, по настоянию дона Боргини, который дальновидно лично приложил все усилия, чтобы представить молодого протеже влиятельному Джорджо Вазари (1511-1574), ключевой фигуры в культурной политике Козимо I. Здесь Нальдини начал работать по оформлению главных залов Студиоло Франческо I в Палаццо Веккьо. Он написал два маньеристских полотна: «Аллегория снов» (1570-1572) и «Сбор амбры» (1570-1571). Несколько позже Нальдини написал еще один всеми признанный шедевр «Страсти Христовы» (1577-1580).
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. 1577-1580 гг. Дерево, масло. Из б. Госпиталя Милосердия.
Городской музей, Прато.
Страсти Христовы — страдания (духовные и физические), перенесённые Иисусом Христом в последние дни земной жизни для искупления грехов человечества. Чаще всего под Страстями Христовыми имеются в виду события, описанные в Евангелиях, от момента Входа Господня в Иерусалим до Великой пятницы: Тайная вечеря, молитва Христа в Гефсиманском саду, предательство Иуды Искариота, арест, суд Синедриона, допрос у римского прокуратора Понтия Пилата, избиение, отвержение народом, путь на Голгофу, распятие и смерть на кресте.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (1). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (2). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (3). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (4). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (5). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (6). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (7). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (8). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Страсти Христовы. Фрагмент (9). 1577-1580 гг. Дерево, масло.
Из б. Госпиталя Милосердия. Городской музей, Прато.
Во Флоренции Нальдини заказывают несколько алтарей для обновления убранства великих базилик после Контрреформации: в церкви Санта-Мария-Новелла и церкви Санта-Кроче. Он написал также запрестольный образ «Призвание апостола Матфея» на алтаре Сан-Маттео для часовни Сальвиати в церкви Сан-Марко во Флоренции, где он работал вместе с Франческо Морандини. Однако, стиль Нальдини пока еще страдал от влияния уроков живописи Андреа дель Сарто.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря. Фреска. Склеп часовни Сан-Сальвиати,
Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря. Фрагмент фрески (1).
Склеп часовни Сан-Сальвиати, Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря. Фрагмент фрески (2).
Склеп часовни Сан-Сальвиати, Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря. Фрагмент фрески (3).
Склеп часовни Сан-Сальвиати, Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Ангел слева. Воскрешение Лазаря. Фрагмент фрески (4).
Склеп часовни Сан-Сальвиати, Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Ангел справа. Воскрешение Лазаря. Фрагмент фрески (5).
Склеп часовни Сан-Сальвиати, Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря, херувимы и видение Иезекииля. Фреска.
Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
Джамбаттиста Нальдини (1537-1591). Воскрешение Лазаря, херувимы и видение Иезекииля. Фрагмент фрески.
Церковь Сан-Марко, Флоренция. 1580 г.
В 1580-е годы в Риме Нальдини по заказу флорентийца Джованни Баттисты Альтовити украсил капеллу Святого Иоанна Крестителя в церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти (1580). Он перенял формы Вазари, но чувство и энергия его искусства, хотя и смягченные, пришли от Понтормо. У дель Сарто Нальдини впитал интимные, сентиментальные и живописные элементы. В то время как его учителя ставили линию выше цвета, Нальдини использовал цвет, часто с сильно нагруженной кистью, для создания ритмов на своих панелях. В живописи Нальдини работал под влиянием творчества Андреа дель Сарто, часто до такой степени, что их произведения были почти неразличимы.
ИСТОЧНИКИ
Н.Е. Элиасберг. Андреа дель Сарто. Москва, Издательство «Искусство»,
1973 г. 64 стр., илл.