Владимир Яковлев на фоне своей картины. 1992 г. Источник: webkamerton.ru
Владимир Игоревич Яковлев (1934-1998) - одна из самых светлых и, вместе с тем, трагических фигур неофициального советского искусства. Глядя на нежные, трогательные картины Яковлева, трудно поверить в то, что его жизнь была не просто тяжелой, а невыносимой и закончилась в психоневрологическом интернате. Стремительно ухудшавшееся зрение заставило Яковлева отказаться от художественного образования, но все изменило знакомство с Василием Ситниковым. Именно Ситников раскрыл перед молодым художников возможности абстрактного искусства. Яковлев увлекся цветом и свободной формой. Последние двадцать лет жизни художник был практически слепым. Картины Владимира Яковлева - это история борьбы с тяжелым недугом. По его полотнам разного времени можно проследить, как менялся внутренний мир художника. Яковлев называл искусство средством преодоления смерти.
Владимир Яковлев. Фото Владимира Сычёва. Источник vladimirsichov.me
От занятий абстрактной живописью Владимир Яковлев отходит в 1958 году, и тогда же появляются картины, которые впоследствии принесут ему наибольшую популярность, - первые цветы и яблоки. Абстракция роднила его с западными экспрессионистами 50-х годов, но отказ от нее позволяет Яковлеву найти свой узнаваемый стиль. Он начинает экспериментировать с материалами, техниками и манерой письма. Именно тогда на холстах появляются стремительные штрихи, которые наносятся словно импульсивно, без раздумий. Однако помимо наиболее известных цветов и яблок, было еще и много других серий: «Рыбки», «Кораблики», «Березы», «Курочки», «Петушки» и «Женские торсы». Часто в работах Яковлева появляются образы хищников и беззащитных существ, как, например, кошка, пытающаяся поймать птичку. Так художник осмыслял тему несвободы - свое вынужденное пребывание в психиатрической лечебнице.
Владимир Яковлев на фоне своих картин на «Выставке портрета» в Горкоме художников-графиков.
Москва, 1977 г. Фото Игоря Пальмина.
В.И. Яковлев (1934-1998). Автопортрет. 1979 г. Картон, цветные карандаши.
66 х 46 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Лицо. 1975 г. Бумага, гуашь. 61 х 85,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г.
Лот продан за GBP 8.125 фунтов.
В.И. Яковлев (1934-1998). Композиция. 1974 г. Бумага, смешанная техника.
85 х 60 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Композиция. 1975 г. Картина экспонировалась
на презентации «Lyrical abstraction in Russia» PPT в 2016 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Дом. 1974 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Деревня. 1974 г. Бумага, гуашь. 84,5 х 57 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Композиция. 1975 г. Бумага, гуашь. 86 х 61 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Два белых цветка. 1974 г. Бумага, гуашь. 53 х 41,5 см.
AI Аукцион, Москва, 2015 г. Цена продажи $3.576 дол.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок. 1976 г. Картон, гуашь. 58,5 х 39 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 5.292 фунтов.
В.И. Яковлев (1934-1998). Яблоки и огурец. 1976 г. Бумага, акварель, гуашь. 45 х 55 см.
Галерея VLADEY, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с домом. 1976 г. Бумага, гуашь. 61,5 х 86 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
Группа участников «Выставки живописи» в Горкоме графиков. Москва, 1982 г. Слева направо: Владимир ЯКОВЛЕВ, Эдуард Штейнберг, Эдуард Дробицкий, Александр Харитонов, Вячеслав Калинин, Владимир Немухин, Мария Плавинская. Москва, 1982 г. Фото Игоря Пальмина.
Ближний круг Владимира Яковлева состоял из частью безродных, частью весьма родовитых космополитов, прихотью таланта или волей судеб оказавшихся в положении «поверх барьеров», то есть перешагнувших железный занавес. Кто-то шагнул символически, как Геннадий Айги, заговоривший по-русски и по-чувашски на языке французского поэтического модернизма (вместе с чешским поэтом и критиком Индржихом Халупецким, теоретиком «Группы 42» и специалистом по дада и сюрреализму, он в середине 1970-х напишет о Яковлеве монографию).
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет молодой девушки в розовых тонах. 1978 г.
Бумага, графитный карандаш, тушь. 60,1 x 84,8 см. Музей современного искусства ART4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женский портрет. 1979 г. Холст, масло. 80 х 101 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.И. Яковлев (1934-1998). Двойной портрет. 1977 г. Бумага, гуашь. 57 х 43 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Двое. 1978 г. Бумага, гуашь. 86 x 62 см.
Музей современного искусства АРТ4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет Кряквиной. 1979 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Музей современного искусства АРТ4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Абстрактная композиция. 1978 г. Галерея «Палисандр», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Лодка. 1980 г. Картон, масло. 52 х 71 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Одинокий цветок. 1978 г. Коллекция Михаила Алшибая, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Без названия. 1980 г. Бумага, гуашь. 90 х 65 см.
Галерея VLADEY, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Еще жив. 1980 г. Бумага, гуашь. 52,5 х 42 см.
Музей нонконформизма, Москва. Галерея Надежды Брыкиной.
В.И. Яковлев (1934-1998). Два красных парусника и крест. 1980-1990-e гг.
Холст, масло. 80 х 60 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Зимний пейзаж. 1980-е гг. Холст, масло. 60 х 96 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
Владимир Яковлев в своей квартира на Шелепихе. Москва, 1976 г.
Друзья и близкие Яковлева пытались обеспечить ему условия, пригодные для творчества. Им это удавалось с большим трудом, ведь, даже получив признание и мировую известность, художник продолжал жить в бедности, а Министерство культуры не спешило помогать ему материально. Владимир Яковлев не имел собственной мастерской и работал в маленькой комнатке, которая находилась рядом с родительской спальней и была завалена холстами и ватманами. Живописью же Яковлев мог заниматься только у кого-то в гостях: родители запрещали ему использовать плохо пахнущий растворитель в их небольшой коммунальной квартире, которая к тому же плохо проветривалась. В больнице, куда Яковлев часто попадал, условий для рисования тем более не было. Работать приходилось по ночам на кухне или же просто уходить в мастерские к друзьям. Яковлев рассказывал, что родители стали ценить его творчество, только когда оно начало приносить деньги.
В.И. Яковлев (1934-1998). Автопортрет с пеньком. 1980-е гг. Бумага, гуашь. 61 х 86 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет женщины в синем платье. Начало 1980-х гг. Бумага, гуашь. 43 х 61 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женщина с обнаженной грудью. 1980-е гг. Оргалит, масло. 60 х 80 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет психиатра. Конец 1980-х гг. Бумага, гуашь. 43,5 х 61,5 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет. 1980 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Музей современного искусства АRT4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Мужской портрет. 1980-е гг. Бумага, пастель.
29,8 x 21 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.И. Яковлев (1934-1998). Рыба с парусником. 1980-е гг. Холст, масло. 49 х 58 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Кошка с птицей в зубах. 1980-е гг. Бумага, масло. 50,5 х 72 см.
Музей современного искусства АRT4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Кошка с красными глазами. 1980-е гг. Картон, смешанная техника. 58 х 77 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Кошка с птицей. 1982 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Музей авангардного искусства (MAGMA), Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Три яблока и голубой цветок на столе. 1980-е гг. Оргалит, масло. 30 х 62 см.
Галерея «Свой круг», Москва. Собрание Александра Кроника.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с пятью лодками. 1981 г. Бумага, гуашь. 59 х 83,5 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
Прощальный вечер перед отъездом Георгия Костаки за границу. Слева направо: Михаил Шварцман, Леонид Ламм, Юрий Жарких, Сергей Есаян, Лев Кропивницкий, Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин, Георгий Костаки, Владимир ЯКОВЛЕВ, Галина Махрова, Владимир Вейсберг, Франциско Инфанте, Михаил Одноралов, Дмитрий Плавинский, Александр Рабин. 19 марта 1977 г. Фотография Игоря Пальмина.
Кто-то и в самом деле прошел насквозь, как изобретатель еврейского искусства художник-сионист Михаил Гробман, в итоге отбывший в Израиль. Некоторым, рожденным в эмиграции, удавалось пройти дважды - туда и обратно. Например, Андрею Волконскому, благословленному в гроб сходящим Рахманиновым (на его квартире состоялась первая московская выставка Яковлева). Или Олегу Прокофьеву, сыну композитора Сергея Прокофьева и мужу легендарной англичанки Камиллы Грей, чья шестидесятническая по духу книга «Великий эксперимент» возродила угасший было во всем мире интерес к русскому авангарду. Словом, Яковлева окружало изысканное общество, поощрявшее его талант, способное оценить спонтанность иной природы и уважать право на безумие. Так что он - едва ли не единственный из душевнобольных художников своего поколения - оказался не в гетто аутсайдеров, а в гетто «другого искусства», где «другое» имело исключительно политическое значение, хотя редко какой из тоталитарных режимов не поддастся соблазну признать это «другое» дегенеративным в психиатрическом понимании.
В.И. Яковлев (1934-1998). Без названия. 1985 г. Бумага, карандаш, пастель.
42 х 30 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Декоративный мотив. 1982 г. Бумага, гуашь. 61,8 х 86 см.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Три ромашки. 1981 г. Бумага, гуашь. 59 х 83,5 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок и маленький домик. 1988 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
Галерея VLADEY, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок. 1982 г. Бумага, гуашь. 55 х 43 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Красный цветок. 1983 г. Бумага, гуашь. 50 х 35 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок-глаз. 1983 г. Бумага, гуашь. 53 х 43,5 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Без названия. 1990 г. Бумага, гуашь. 52 х 37 см.
Музей современного искусства АRT4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Букет с яблоками. 1989 г. Бумага, гуашь. 60 х 42 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Композиция с четырьмя цветками. 1990 г. Бумага, гуашь. 36,5 х 51 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Натюрморт с двумя вазами. 1990 г. Оргалит, масло. 64 х 70 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пять яблок и белый цветок в голубой вазе. 1990 г. Бумага, гуашь. 54,5 х 76,5 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женский портрет с цветами и яблоком. 1990 г. Бумага, гуашь. 51 х 78 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
Владимир Яковлев с матерью Верой Яковлевой на выставке в Горкоме художников-графиков. Москва, 1983 г.
В начале 1970-х многие из этого изысканного общества эмигрировали, стало меньше тех, кто мог поддерживать Яковлева в его диалоге с мастерами русского авангарда, с Малевичем и Хлебниковым, с Шёнбергом, наконец, о котором он, вероятно, узнал от Волконского и от музыки которого, силясь ее проиллюстрировать, впал в депрессию. Разумеется, представлять Владимира Яковлева этаким чистым и не замутненным никакой школой и традицией образцом art brut неверно. Отчасти имелась даже семейная традиция - он был внуком Михаила Николаевича Яковлева (1880-1942)*, умеренного импрессиониста, удравшего из СССР в 1923-м, работавшего во Франции и Бельгии, вернувшегося в 1937-м в Москву и вскоре благополучно скончавшегося, что спасло родственников от возможных неприятностей - правда, значение дедовского «западного» искусства сводилось скорее к фамильным преданиям. Отчасти имелась и школа - домашняя академия Василия Ситникова, из которой вышло множество московских метафизиков, живописцев белого света. * См. мой пост о Михаиле Яковлеве…
В.И. Яковлев (1934-1998). Мужчина с бородой. 1990 г. Бумага, гуашь. 43 х 61 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет улицы. 1990 г. Бумага, гуашь. 59,5 х 72 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет с петухом. 1990 г. Бумага, гуашь. 54 х 74 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет мужчины в очках. 1990 г.
Бумага, гуашь. 55 х 39 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет с красными губами. 1990 г.
Бумага, гуашь. 70,5 х 52 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет мужчины в красном пиджаке. 1990-e гг.
Бумага, гуашь. 59 х 41 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Грустный портрет. 1990-е гг.
Бумага, гуашь. 59 х 41 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Обнаженная. 1990 г. Бумага, гуашь. 74,5 х 46,5 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Обнаженная. 1990-е г. Бумага, гуашь. 54,5 х 68 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Рыба и оранжевый парус. 1990 г. Бумага, гуашь. 52 х 72,5 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Кораблики. 1991 г. Бумага, гуашь. 30 x 42 см. Галерея АртПанорама, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Две кошки. 1990-e гг. Бумага, гуашь. 41 х 58,5 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Голубая кошка с птицей. Начало 1990-х гг. Бумага, гуашь. 42 х 59 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок на красном фоне. 1990 г.
Бумага, гуашь. 69 х 54 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Владимир Яковлев на вернисаже выставки «Топтание переступание». Москва, Галерея «Московская палитра»,
ул. Земляной Вал, д. 20. Фотография 1995 г.
Анатолий Зверев и Владимир Яковлев — два героя одного большого и с эпохи романтизма едва ли не главного художественного мифа, который, обобщая и упрощая, можно назвать мифом о безумном гении. Зверевский миф до сих пор пережевывает несметная толпа почитателей; Зверев с Яковлевым вышли на московскую подпольную сцену во второй половине 1950-х, когда, можно сказать, возник запрос на спонтанность — она стала означать нечто большее, чем оттепельную свободу ослабить ремень, расстегнуть верхнюю пуговицу мундира и дать немного лирики навыпуск. Эта спонтанность в каком-то смысле обозначала все то в мировом авангарде, что по известным причинам пришлось пропустить отечественной культуре: сюрреализм, игру бессознательного и поток сознания, абстрактный экспрессионизм (зверевский покровитель и пропагандист Георгий Костаки подавал своего подопечного как лирического абстракциониста французско-американского толка) и живопись как жест, art brut и право безумия. Право художника на безумие и право безумия на творчество.
В.И. Яковлев (1934-1998). Автопортрет. 1992 г. Бумага, гуашь.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женский портрет с цветком в вазе. Начало 1990-х гг. Холст, масло. 57 х 58 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женщина в желтой шляпе. 1990е гг. Бумага, гуашь. 41 х 58 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женский портрет с красным лицом. 1980-е гг.
Бумага, пастель, цветные карандаши. 24,5 х 20,5 см. Частное собрание.
В.И. Яковлев (1934-1998). Без названия. Начало 1990-х гг. Бумага, гуашь. 60 x 42 см.
Музей современного искусства АRT4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с деревьями. 1992 г. Бумага, гуашь. 60 х 85 см.
Галерея «КИНО», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Осенний пейзаж. Начало 1990-х гг. Холст, масло. 48,5 х 73 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с цветами. 1990е гг. Оргалит, масло. 42,2 х 60,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок-чаша. 1990-е гг. Оргалит, масло. 51 х 59 см. AI Аукцион, Москва, 2016 г.
Цена продажи $4.585 дол.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветы. 1990-е г. Бумага, гуашь. 55 x 75 см. Музей современного искусства АRT4,
Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветы и груши. 1990 г. Бумага, гуашь. 55,3 x 65,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок и яблоки. 1990 г. Бумага, гуашь. 61 x 43,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.И. Яковлев (1934-1998). Синий цветок. 1991 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок в вазе. 1990 г. Бумага, гуашь. 61 х 43 см.
Тульский музей-заповедник.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок. До 1991 г. Бумага, гуашь. 61,5 х 43 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Два друга: Владимир Яковлев (1934-1998) и Игорь Ворошилов (1939-1989).
Фото Владимира Сычёва, до 1989 г.
Так вот, если безумия в артистичном симулянте Звереве ни на грош, то в Яковлеве, с детства бывшем на психиатрическом учете, а в последние пятнадцать лет жизни практически не выходившем из сумасшедшего дома, оно самое что ни на есть подлинное. Может быть, это не так очевидно из мягкой и тихой, как и его помешательство, гуашевой живописи, изумительно тонкой в нюансах серого, где как будто не кипят никакие страсти, а только свет и умиротворение. И ни тени ван-гоговского темперамента, что могло бы возбудить любопытство публики. Культ Яковлева как был, так и остается уделом немногих ценителей.
В.И. Яковлев (1934-1998). Мужской портрет. 1992 г. Бумага, карандаш. 30 x 21 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Женский портрет. 1991 г. Бумага, гуашь. 63,5 х 44 см.
AI Аукцион, Москва, 2014 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с домом и лицами. 1993 г. Бумага, гуашь. 72,5 х 101 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с цветком. 1991 г. Бумага, гуашь. 49,5 х 63,5 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Натюрморт с двумя цветками и двумя яблоками.
1990-е гг. Бумага, гуашь. 60 х 42 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Белый цветок. 1991 г. Бумага, гуашь. 77,5 х 55 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок на голубом фоне. 1990е гг.
Бумага, гуашь. 61 х 43 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Корзина с яблоками. 1991 г. Бумага, уголь, гуашь.
61 х 42 см. Галерея «Свой круг», Москва.
Владимир Яковлев. 1980-е гг. Фото В. Янкилевского. The JJG collection-Russian Art since 1960, fr.
Работы Владимира Яковлева отличаются сложным композиционным построением. Их будто нарочито «неправильное» пространство создает впечатление неустойчивости, постоянной динамики. Картина оживает, а композиция приобретает сюрреалистичные черты, ее сложно объяснить логически. В одной работе художника можно заметить несколько абсолютно разных перспективных планов. Благодаря этому создается такая трудно уловимая, волшебная атмосфера полотен Владимира Яковлева. И поэтому их так сложно подделать! Попытки воспроизвести все эти уникальные композиционные черты не приводят к тому уровню чувств и переживаний, которые художник вкладывал в свои холсты.
В.И. Яковлев (1934-1998). Красный цветок (вверху надпись «Таблетки стрептоциТа»).
1992 г. Бумага, гуашь. 61 х 51 см. Частное собрание.
В.И. Яковлев (1934-1998). Березы. Грузинский национальный музей, Тбилиси.
В.И. Яковлев (1934-1998). Дерево в пейзаже. Бумага, масло. 48 x 70 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
Лот продан за GBP 6.250 фунтов.
В.И. Яковлев (1934-1998). Кошка с птицей в зубах. 1992 г. Оргалит, масло. 59 х 79 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Кошка, поймавшая птицу. 1992 г. Оргалит, масло. 58,5 х 70 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Рыба. Бумага, гуашь. 61 х 85 см. Частное собрание.
В.И. Яковлев (1934-1998). Анютины глазки. Экспонировались в саду
на выставке в «Новом Эрмитаже» в 2000 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок. 1991 г. Бумага, гуашь. 52 х 41 см.
Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Гиацинт. Открытка. Издание Центра
современного искусства, Москва.
В. Яковлев на прогулке в психоневрологическом интернате. 1980-1990-е гг. Фото Александра Забрина.
Несмотря на тяжелую судьбу Владимира Яковлева - светом или обещанием света полна его всякая работа - каждый портрет, пейзаж или натюрморт, а жанровый репертуар художника с годами, по мере ухода от абстракции, сделался бесхитростен, как у ребенка. Добрую половину его живописи составляют цветы, удивительные создания, земные звезды, наделенные даром светоносности, словно живой душой. Владимир Яковлев в 16 лет из-за нервного потрясения начинает терять зрение, а чуть позже у него развивается шизофрения. Скованный проблемами со здоровьем, а также социальными и бытовыми проблемами, Владимир Яковлев создает на холстах свой уникальный мир, наполненный чистой радостью. Все невзгоды осмысляются творчески, наделяя холсты глубокой эмоциональностью, светлой легкой энергетикой. Тьма безумия, накрывшая его в конце жизни, пришла вместе с окончательной слепотой.
«А каждое утро приходит что-то / светлое. / И хочется остаться / на этом светлом / как будто что / дома и вновь ушло / в призрачное» (Стихи Владимира Яковлева)
В.И. Яковлев (1934-1998). Мужской портрет с цветком-моноклем. 1993 г.
Бумага, гуашь. 50 х 38 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Мужской портрет. Датировки нет.
Бумага, гуашь. 62 х 42 см.
В.И. Яковлев (1934-1998). Мужской портрет. Бумага, гуашь. 30,7 х 42,7 см.
В.И. Яковлев (1934-1998). Пейзаж с деревом. 1995 г. Бумага, гуашь. 60 х 85 см.
Галерея Перфектум АРТ, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Натюрморт. 1996 г. Холст, масло. 40 х 60 см. Галерея «Открытый клуб», Москва.
Фрукты на подоконнике, за окном заснеженный двор - таков незамысловатый сюжет натюрморта, написанного за два года до кончины художника Владимира Яковлева. Композиция решена необычно; взгляд зрителя скользит, как на салазках, вниз и по диагонали подоконника, уходящего за границы холста. Горизонтальные перекладины оконной рамы уходят в бесконечность параллельными прямыми, как решетка, которая отделяет комнату от внешнего зимнего мира. От мрачных и темных тонов интерьера к светлым и солнечным за окном.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветы. Грузинский национальный музей, Тбилиси.
В.И. Яковлев (1934-1998). Цветок. Бумага, гуашь. 84,5 х 60 см.
Грузинский национальный музей, Тбилиси.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет. 1992 г. Отливка 2000 г. Бронза.
Высота 13 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В последние годы жизни Яковлев, наряду с живописью, вылепил несколько скульптурных фигур
из цветного пластилина, которые позднее были отлиты в бронзе.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет. 1990е гг. Отливка 1998 г. Бронза.
Высота 9 см. Галерея «Свой круг», Москва.
Наталья Шмелькова навещает В. Яковлева в психоневрологическом интернате №30. Москва, 1990 г.
Наталья Александровна Шмелькова (1942-2019) - геохимик, кандидат географических наук, писательница, мемуаристка. Подруга Анатолия Зверева, Леонида Губанова, Владимира Яковлева, Венедикта Ерофеева. С 1987 года Наташа бывала дома у Яковлевых - художник жил с родителями. В начале 80-х годов случилась катастрофа - один за другим ушли из жизни родители Яковлева, после чего Яковлев не смог жить один и попал в психоневрологический интернат №30, где он провел последние четырнадцать лет своей жизни. Н. Шмелькова часто навещала художника в психбольницах и всячески пыталась вытащить его на волю, например, с помощью фиктивного брака, для разрешения которого в компании Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского, Владимира Райкова и Анатолия Зверева ходила к главному психиатру Москвы. Но все эти годы он оставался верен искусству. Любимые сюжеты Владимира Яковлева - парусные лодки и пейзажи, портреты и животные, но, прежде всего, удивительные, таинственные цветы. Эти работы полны эмоций и переживаний, радости жизни и печали одиночества, глухого отчаяния и светлой надежды.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет с черно-белым цветком. 1994 г.
Бумага, гуашь. 50 х 37 см. Галерея «Свой круг», Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет. Бумага, гуашь. 29,5 х 21 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Лот продан за GBP 4.000 фунтов.
В.И. Яковлев (1934-1998). Мальчик. Бумага, пастель. 41 x 30 см.
Музей современного искусства АRT4, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Красный цветок на красном фоне. 1970-1980-е гг. Бумага, угольный карандаш, гуашь.
61 х 85 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2018 г. Эстимейт $4.000-7.000 дол.
Владимир Яковлев на вернисаже выставки «Топтание переступание». Галерея «Московская палитра»,
Москва, 1995 г.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Владимира Яковлева:
В.И. Яковлев (1934-1998). Двойной портрет. 1960-е гг. Коллекция Н. Котрелева.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет. 1960 г. Иллюстрация из каталога выставки
к 80-летию художника в Государственном литературном музее, 2014 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Натюрморт с яблоками. 1990-е гг. Бумага, гуашь. 50 х 70 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
В.И. Яковлев (1934-1998). Композиция. Иллюстрация из буклета к выставке в выставочном зале
товарищества «Истоки». Москва, ул. Варварка, 1994 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Яблоки. 1971 г. Оргалит, масло. 93 х 190 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
В.И. Яковлев (1934-1998). Тюльпаны в коричневом кувшине. https://artchive.ru/
>В.И. Яковлев (1934-1998). Фрагмент композиции. Иллюстрация из буклета к выставке
в выставочном зале товарищества «Истоки». Москва, ул. Варварка, 1994 г.
В.И. Яковлев (1934-1998). Бодлер. Бумага. акварель. 26,9 х 21,5 см.
Музей Органической Культуры, Коломна, Московская обл.
В.И. Яковлев (1934-1998). Два голубых цветка. 1974 г. Картон, масло.
70 х 49,5 см. Томский областной художественный музей.
В.И. Яковлев (1934-1998). Портрет Люси Вороновой. 9 мая 1998 г. Бумага, уголь. 29 х 39 см.
Один из последних рисунков В. Яковлева.
Наталья Шмелькова навещает В. Яковлева в психоневрологическом
интернате №30. Москва, 1990 г.
На рубеже 1970-1980-х друзья Владимира пытаются создать ему условия для творчества с помощью средств от продажи его работ. С 1983-го г. художник постоянно находится в психоневрологическом интернате, страдая от тяжелых недугов, в первую очередь – прогрессирующего упадка зрения, при этом продолжая работать.
К тому времени существовал фонд поддержки Яковлева. Что, в общем, помогало ему существовать. Но жить он продолжал в интернате №30, в Ясенево – ему требовался присмотр врачей.
Владимир Игоревич Яковлев умер 10 октября 1998 года от туберкулеза в московском психоневрологическом интернате № 30. Похоронен на Хованском кладбище в Москве.
Некоторые российские издания, посвященные творчеству Владимира Яковлева:
Буклет персональной выставки В. Яковлева в выставочном зале товарищества «Истоки».
Москва, ул. Варварка, 12. 1994 г.
1. Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Игорь Ворошилов. Живопись, графика. Каталог выставки. Москва, 1990 г. 2. «Другое искусство». Каталог выставки. Москва 1956-76. Т.2. На обложке фрагмент картины В. Яковлева.
3.«И хочется остаться на этом светлом...» К 80-летию Владимира Яковлева Каталог выставки в Государственном литературном музее. 2014 г. 4. Владимир Яковлев. «Бывает сон как зренье...» Каталог персональной выставки. 2014 г. – 160 с., ил.
Владимир Яковлев. Живопись, графика. Афиша выставки в Государственной
Третьяковской галерее. Москва, 1995 г.
Работы художника находятся в собраниях крупнейших музеев России: в Государственном Русском музее, Государственном центре современного искусства в Москве, Музее Российского государственного гуманитарного университета, Московском музее современного искусства, Музее Анатолия Зверева и во многих зарубежных музеях, а также в частных коллекциях.
Яковлеву приписывают афоризм: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
На фото: С.Т. Никольская, Соня Никольская, М.М. Фотиев, Владимир Яковлев и др. Фотография снята на квартире профессора Московского института стали и сплавов М.М. Фотиева в день рождения В. Яковлева 15 марта 1993 года. Фотография Льва Мелихова из каталога выставки Владимира Яковлева (Москва, 1995), выпущенного Третьяковской галереей к 60-летию художника.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2012 г.
– Стр. 69-70, 91, 338, 352-355, 457.