ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРОСПЕРО ФОНТАНА / PROSPERO FONTANA (1512-1597), БОЛОНСКАЯ ШКОЛА06-07-2024 12:50к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма - в том числе ради будущего России. Поэтому мы продолжим говорить об искусстве, напоминая нашим читателям, что в мире вечно «Зеленеет древо жизни» (И.В. Гёте «Фауст»)
Портрет Просперо Фонтаны (1512-1597). The Rockwell Center for American
Visual Studies, Стокбридж, штат Массачусетс.
Просперо Фонтана (1512-1597) – итальянский художник позднего Возрождения. Большая часть его работ принадлежит к маньеризму, который зародился в Риме и Флоренции в 1520-х годах, но получила более широкое распространение в Италии после разграбления Рима в 1527 году. Фонтана работал главным образом в Риме, Болонье, Парме и Флоренции. Начал свое обучение у болонского художника Инноченцо да Имола. Затем Фонтана присоединился к мастерской Перино дель Вага, где он приобрел опыт в отделке фресок. Фонтана продолжил свою работу ассистентом Джорджо Вазари и Таддео Цуккаро в Риме и некоторое время работал с Франческо Приматиччо над оформлением дворца Фонтенбло во Франции. В конце концов Фонтана стал фаворитом и получать заказы от Папы римского Юлия III. В числе лучших учеников Фонтаны - братья Лодовико и Агостино Карраччи. А его дочь, художница Лавиния Фонтана, по полярности превзошла отца.
Джованни Баттиста Мартини (1707-1784). Вид Болоньи в XVIII веке.
Просперо Фонтана (итал. Prospero Fontana) родился в 1512 году в Болонье в простой семье. Отец Просперо, Сильвио Фонтана, был каменщиком. В начале своей карьеры Просперо учился у Инноченцо да Имола, последователя Рафаэля. Будучи подростком, немногим более 16 лет, Фонтана работал помощником Перино дель Ваги, бывшего ученика Рафаэля, в украшении Палаццо Дориа в Генуе, городе, где он работал, хотя и с перерывами, почти 10 лет. Однако индивидуальный вклад Фонтаны в росписи Палаццо Дориа оспаривается искусствоведами. В Генуе Фонтана испытал влияния художественной среды, созданной последователями Рафаэля - Джулио Романо и Джованни Антонио Порденоне.
Перино дель Вага (1501-1547), Просперо Фонтана (1512-1597). Эскиз праздничного оформления
плавучей платформы или баржи. 1530-1540 гг. Рисунок. 31,4 х 47,4 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет кардинала. Ок.1540 г. Холст, масло.
123,2 х 109,2 см. Музей Нортона Саймона, Пасадина, Лос-Анджелес.
Просперо Фонтана (1512-1597). 1-2. Блаженная Диана дельи Андало исповедуется со Святым Домиником. Фрагмент. 1545 г. Музей базилики Святого Доминика, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Мистический брак Святой Екатерины Александрийской.
1540-е гг. Дерево, масло. 75 х 60 см. Музей изящных искусств Страсбурга, Франция.
Просперо Фонтана (1512-1597). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми. 1540-гг.
Дерево, масло. 298 x 181см. Церковь Санта-Мария-дель-Бараккано, Болонья.
Ныне в Берлинской картинной галерее.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. 1548-1549 гг.
Дерево, масло. Национальная Пинакотека, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. Фрагмент (1). 1548-1549 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. Фрагмент (2). 1548-1549 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. Фрагмент (3). 1548-1549 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. Фрагмент (4). 1548-1549 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. Фрагмент (5). 1548-1549 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Положение Христа во гроб. Фрагмент (6). 1548-1549 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Контакты Фонтаны с художниками-маньеристами продолжались в те годы, когда он работал ассистентом Джорджо Вазари над проектами в Риме и Флоренции. Несмотря на такое воздействие прогрессивных влияний, в этот период он продолжал писать в основном в консервативном стиле, как в «Блаженной Диане дельи Андало» (1545; Болонья, Церковь Сан-Доменико).
В 1539 году Просперо женился на Антонии де Бонарди, принадлежавшей к известной семье болонских печатников. У них родились две дочери, Эмилия и Лавиния. Эмилия умерла в 1568 году, всего через пять лет после свадьбы с Флориано Бертелли. Просперо учил в своей мастерской оставшуюся в живых дочь Лавинию (1552, Болонья - 1614, Рим), которой он передал свои способности превосходного портретиста.
Лавиния Фонтана (1552-1614). Автопортрет в студии. 1579 г. Дерево, масло. D=15,7 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Просперо Фонтана (1512-1597). Поклонение волхвов. 1548-1550 гг.
Дерево, масло. 318 х 186 см. Берлинская картинная галерея.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем.
1548-1551 гг. Дерево, масло. 79 х 65 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое семейство со Святой Цецилией и еще одним Святым.
1550-1555 гг. Дерево (тополь), масло. 77,3 x 65 x 3,4 см. Дрезденская картинная галерея.
Просперо Фонтана (1512-1597). Мистический брак Святой Екатерины Александрийской.
1550-1600 гг. Епархиальный музей и художественная галерея, Имола, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597), атрибуция. Святое семейство с младенцем
Иоанном Крестителем. 1550-е гг. Дерево, масло. 16 х 11 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Диспут Святой Екатерины. 1551 г. Дерево, масло.
361 x 178 см. Церковь Санта-Мария-дель-Бараккано, Болонья. Второй вариант картины
(58 х 31 см.) находится в Капитолийском музее в Риме.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое Семейство со Святой Екатериной Александрийской
и младенцем Иоанном Крестителем. 1551-1556 гг. Дерево (тополь), масло. 84,5 х 65,7 см.
Художественный музей Северной Каролины, город Роли, США.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое семейство со Святым Иеронимом,
женщиной-мученицей и младенцем Святым Иоанном Крестителем. 1552-1555 гг.
Дерево, масло. 102,2 х 82,8 см. Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Просперо Фонтана (1512-1597), сircle. Исаак и Иаков. 1550-1575 гг.
Дерево, масло. 96 x 67,5 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Добродетель, побеждающая Удачу.
Эскиз лепного рельефа для виллы Джулия в Риме. 1553 г.
Бумага, перо, тушь, черный мел. 36 x 24 см. Королевская коллекция, Лондон.
С 1548 года Фонтана работал между Римом и Болоньей: в 1550 году он выполнил фрески со сценами из жизни императора Константина во Дворце Виола в Болонье, в 1550-1551 годах он руководил оформлением Ватиканского Бельведера в Риме для папы Юлия III, а в 1551 году он выполнил фрески с изображением Добродетелей и богов в Палаццо Бокки в Болонье.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет кардинала Джованни Марии Чокки дель Монте,
впоследствии Папы Юлия III. 1553 г. Холст, масло. 98 х 83 см.
Университетская библиотека, Болонья
Палаццина делла Виола, Болонья. Построена в конце XV – начале XVI века.
Палаццина делла Виола в Болонье была построена Аннибале II Бентивольо в конце 1400-х годов как «казино для тайных и уединенных удовольствий», как определил его придворный поэт Дж. Сабадино дельи Ариенти. Самые впечатляющие картины находятся в репрезентативной Зале Магна, стены которой украшены фресками «Истории Константина и Папы Сильвестра» Просперо Фонтаны (1550 г.).
Просперо Фонтана (1512-1597). Истории Папы Сильвестра и императора Константина. Фреска. 1550 г.
Палаццина делла Виола, Болонья.
Казино наслаждения внутри стен было уникальным примером, поскольку обычно такие дома строились в сельской местности или на холмах. «Для мужчин в семье, конечно, было удобно иметь возможность принимать «посетителей» вдали от своих жен, даже если жены были настолько же информированы, насколько и смирились, потому что в то время это был широко распространенный обычай для богатых и влиятельных мужчин. иметь что-то вроде гарема».
Просперо Фонтана (1512-1597). Истории Папы Сильвестра и императора Константина. Фреска.
Фрагмент (1). 1550 г. Палаццина делла Виола, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Истории Папы Сильвестра и императора Константина. Фреска.
Фрагмент (2). 1550 г. Палаццина делла Виола, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Истории Папы Сильвестра и императора Константина.
Фреска. Фрагмент (3). 1550 г. Палаццина делла Виола, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Первокурсник. 1555 г. Миниатюра из монастырской книги. Впервые была показана на выставке в Средневековом городском музее Болоньи в 2016 г. Репродукция опубликована в журнале «Gagarin Magazine». Вот такой журнал издается в Италии.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет женщины средних дет. 1550-е гг.
Дерево, масло. 58 х 49 см. Музей изящных искусств Страсбурга, Франция.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет францисканского проповедника
Франческо Панигаролы (1548-1594). 1550-1597 гг. Холст, масло. 135,3 х 98,2 см.
Музей Гране, Экс-ан-Прованс, Франция.
Просперо Фонтана (1512-1597). 1. Поклонение пастухов. 2. Поклонение волхвов. 1560-1570 гг. Медь, масло. 2 х 52,5 х 24,3 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк. Эстимейт $30.000 - 50.000 дол. за пару.
Эти изысканные и яркие медные панели являются важным дополнением к корпусу Просперо Фонтана. Они относятся к середине его карьеры, примерно к 1560-1570 годам после того, как он работал с Приматиччо в Фонтенбло и до того, как он вернулся в Болонью. В течение этого десятилетия мы находим полное выражение североитальянского маньеризма, с которым он впервые столкнулся молодым художником, помогая Джорджо Вазари в Риме и Флоренции, и от которого он отвернулся после возвращения в Болонью в 1570-х годах.
Вилла Джулия (Villa Dzhuliya), Рим.
В начале 1553 года Просперо Фонтана снова был в Риме, где работал с Таддео Цуккаро в оформлении виллы Джулия. Сейчас там располагается Национальный этрусский музей. Вилла Джулия была возведена между 1551 и 1555 годами как загородное убежище для папы римского Юлия III. Спроектированный Виньолой, Амманнати и Джорджо Вазари, она имела большое значение в развитии архитектуры маньеризма. Из современных описаний известно, что здания были искусно украшены фресками и лепниной. Немногие из этих работ сохранились, но среди тех, которые сохранились, - украшения потолков северного и южного залов на первом этаже Казино, приписываемых Просперо Фонтане и Таддео Цуккаро.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Зал Фортуны. Фрески росписи потолка. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Бальный зал с лепниной Федерико Брандани из Урбино. Фрески росписи потолка. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Бальный зал. Фрески росписи потолка. Пасторальная сцена с женщинами. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Бальный зал. Роспись потолка. Пасторальная сцена с женщинами. Фрагмент. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей
Вилла Джулия, Рим. Зал Фортуны. Фрески росписи потолка. Диана, купающаяся с нимфами.
1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей
Вилла Джулия, Рим. Зал Фортуны. Фрески росписи потолка. Диана, купающаяся с нимфами.
Фрагмент. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей
Вилла Джулия, Рим. Зал Фортуны. Фрески росписи потолка. Диана и ее нимфы. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Зал Фортуны. Фрески росписи потолка. Танец Дианы и нимф. 1552-1553 гг.
Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия, Рим. Вакханалия.
Фреска. 1551 г.
Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия, Рим.
Вакханалия. Фрагмент фрески. 1551 г.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Столовая зала. Фрески росписи потолка. Вакханалия. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Столовая зала. Фрески росписи потолка. Вакханалия. Фрагмент (1). 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Столовая зала. Фрески росписи потолка. Вакханалия. Фрагмент (2). 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей
Вилла Джулия, Рим. Столовая зала. Фрески росписи потолка. Вакх и реки вина. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей
Вилла Джулия, Рим. Столовая зала. Фрески росписи потолка. Нимфы. 1552-1553 гг.
Вилла Джулия, Рим.
Каждый из потолков на Вилле разделен на девять прямоугольников, содержащих пять больших работ с лепниной и четыре фресковых панно. Эти более крупные работы окружены рамами, заполненными небольшими фресками и лепными орнаментами. Тематика основных лепных работ была определена следующим образом: в северной комнате: Фортуна, побежденная добродетелью, эмблема Юлия и четыре классические добродетели: Благоразумие, Умеренность, Справедливость и Стойкость; а в южной комнате: Фортуна, побежденная добродетелью, и три христианские добродетели: Вера, Надежда и милосердие, а также религия.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Семь холмов Рима - Капитолийский холм. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Семь холмов Рима - Холм Целиан с Колизеем.1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Семь холмов Рима - Холм Эсквилин.1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия, Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Семь холмов Рима - Холм Авентин.1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Семь холмов Рима - Холм Авентин.1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Семь холмов Рима - Холм Виминале.1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал А. Фрески росписи потолка. Вид на виллу Джулия в 16 веке. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал В. Фрески росписи потолка. Триумф Галатеи. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал В. Фрески росписи потолка. Поместье. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал В. Фрески росписи потолка. Времена года – весна. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Фрески росписи потолка. Времена года – зима.1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал D. Фрески росписи потолка. Олицетворение мира. 1552-1553 гг.
Просперо Фонтана (1512-1597), Таддео Цуккаро (1529-1566). Национальный этрусский музей Вилла Джулия,
Рим. Благородный этаж, зал D. Фрески росписи потолка. Олицетворение музыки. 1552-1553 гг.
Около 1560 года Фонтана отправился во Францию, где недолгое время работал с Приматиччо во Дворце Фонтенбло. Однако этот опыт, оказавшийся очень важным для Фонтаны, был недолгим: из-за болезни ему пришлось вернуться в Италию и с большим трудом удалось вернуть долг за подъемные. Также около 1560 года кардинал Тиберио Криспо поручил Фонтане украсить фресками свой дворец в городе Больсена, ныне Палаццо Дель Драго.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет кардинала Карла Лотарингского (1567-1607).
1561 г. Холст, масло. 200,6 х 117 см. Музей Кунстхаус, Цюрих.
Просперо Фонтана (1512-1597). Диспут Святой Екатерины. Фреска. 1560-1580 гг.
Базилика Святого Доминика, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Диспут Святой Екатерины. Фреска. Фрагмент (1). 1560-1580 гг.
Базилика Святого Доминика, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Диспут Святой Екатерины. Фреска. Фрагмент (2). 1560-1580 гг.
Базилика Святого Доминика, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Диспут Святой Екатерины. Фреска. Фрагмент (3). 1560-1580 гг.
Базилика Святого Доминика, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Диспут Святой Екатерины. Фреска. Фрагмент (4). 1560-1580 гг.
Базилика Святого Доминика, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Крещение Христа. 1561 г. Дерево, масло.
Церковь Сан Джакомо Маджоре, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Снятие с креста (Пьета). 1563 г. Дерево (тополь), масло.
193 х 116,5 см. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.
Первое убедительное использование маньеристского стиля у Просперо Фонтаны встречается в таких работах этого периода, как «Диспут Святой Екатерины» (ок. 1560; Болонья, Мадонна дель Бараккано). Вскоре после этого Фонтана сопровождал Джорджо Вазари (с которым он уже сотрудничал в Римини) во Флоренцию, где помогал Вазари в росписи Палаццо Веккьо (1563-1565), а в 1565 году был принят в основанную Вазари Флорентийскую академию художеств.
Просперо Фонтана (1512-1597). Воскресение Христа. 1563-1565 гг. Частное собрание.
Картина экспонировалась на XXIX Биеннале антиквариата во Флоренции в 2015 г.
В качестве художника-портретиста в Риме Просперо Фонтана был представлен Римскому папе Юлию III самим Микеланджело и некоторое время получал жалованье от папского престола. С 1550 по 1555 год Фонтана работал над несколькими проектами для Папы Юлия III, где, среди прочего, руководил украшением Бельведера, в котором нарисовал портрет папы Римского в Ватикане (1553); работал в замке Сант-Анджело. Вместе с Таддео Цуккаро и Пьетро Венале украшал фресками частную резиденцию Папы виллу Джулия в Риме. Вилла была построена на винограднике, подаренном Джованни Поджи Папе римскому, когда Поджи был назначен кардиналом в январе 1551 года, и все еще была недостроена, когда Юлий умер в марте 1555 года. В этот последний период пребывания в Риме Фонтана также расписал фресками зал, известный как «Лоджия дель Приматиччо», в Палаццо ди Фиренце на Кампо-Марцио (Марсовом поле), тогда принадлежавшего брату папы Бальдуино дель Монте.
Просперо Фонтана (1512-1597). 1. Успение Пресвятой Богородицы и Святые (после реставрации). 1570 г. Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан. 2. Успение Богородицы и четыре святых покровителя Болоньи (не реставрировано). 1570-1573 гг. Холст, масло. Палаццо Маньяни, Болонья.
Недавно отреставрированный в реставрационной лаборатории Пинакотеки Брера в Милане большой алтарный образ Просперо Фонтаны «Успение Богородицы и Святые» (1570) в диалоге с другой аналогичной картиной художника были выставлены на выставке из площади Палаццо Маньяни в Болонье рядом с его рисунком из Галереи Уффици.
Просперо Фонтана (1512-1597). Успение Пресвятой Богородицы и Святые
(в процессе реставрации). 1570 г. Дерево, масло. Реставрационная лаборатория
Пинакотеки Брера в Милане.
Просперо Фонтана (1512-1597). Успение Пресвятой Богородицы и Святые
(после реставрации). 1570 г. Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Просперо Фонтана (1512-1597). Успение Пресвятой Богородицы и Святые. Фрагмент.
1570 г. Дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.
Просперо Фонтана (1512-1597). Успение Богородицы и четыре святых покровителя Болоньи.
(не реставрировано). 1570-1573 гг. Холст, масло. Палаццо Маньяни, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Истории семьи Вителли между 1474 и 1564 годами. Фрагмент фрески.
1572-1573 гг. Палаццо Вителли -а-Сант-Эджидио, Читта-ди-Кастелло, Умбрия.
Просперо Фонтана (1512-1597). Вечный Отец (Eterno Padre). Фреска. 1579 г. Центральная часовня.
Собор Святого Петра, Болонья. э
Просперо Фонтана (1512-1597). Распятие. 1580 г. Дерево, масло.
360 х 230 см. Музей Сан Джузеппе, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет пожилого человека в пальто, отороченном мехом.
1575-1579 гг. Холст, масло. 113 х 97 см. Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2015 г.
Лот продан за EUR 137.200 евро.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет рыцаря и сенатора Эмилио Замбеккари.
1587 г. Холст, масло. 139 х 108 см. Аукцион Sotheby’s, Милан, 2009 г.
Эстимейт EUR 20.000 – 30.000 евро.
Просперо Фонтана (1512-1597), circle. Портрет дамы с кружевным воротником.
Предполагаемый портрет Бьянки Каппелло в возрасте 32 лет. Ок.1580 г.
Дерево, масло. 25,5 х 20,5 см. Аукционный дом KOLLER, Цюрих, 2018 г.
Лот продан за 4.375 швейцар. франков.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет рыжеволосой девушки. 1590-е гг.
Бумага на дереве, масло. 36,5 х 25,5 см. Королевский замок, Варшава.
Просперо Фонтана следовал маньеристскому стилю Джорджо Вазари, пока в 1570-х годах не поселился в Болонье. Вернувшись в Болонью в 1570 году, Просперо Фонтана снова уехал в следующем году в Читта-ди-Кастелло, где получил задание украсить Палаццо Вителли. Работа занимала его с помощниками с 1572 по 1574 год. Из Читта-ди-Кастелло Фонтана окончательно вернулся в Болонью.
Просперо Фонтана (1512-1597). Поклонение пастухов. До 1597 г. Дерево, масло.
Галерея Эстензе, Модена, Италия.
Просперо Фонтана (1512-1597). Поклонение пастухов. Фрагмент. До 1597 г. Дерево, масло.
Галерея Эстензе, Модена, Италия.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое семейство со Святыми Елизаветой и Иоанном.
Музей Палаццо Кьерикати, Виченца, Италия.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое семейство со Святыми Екатериной
и Иоанном Крестителем. Дерево, масло. 85 х 70 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Святое семейство со Святыми Екатериной
и Иоанном Крестителем. 1539-1545 гг. Дерево, масло. 82 х 60 см.
Городской музей Кастельвеккьо, Верона.
Просперо Фонтана (1512-1597), circle. Мистический брак Святой Екатерины.
Дерево масло. 58 x 46,5 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597), circlre. Мистический брак Святой Екатерины.
Холст, масло. 78 × 63 см. Частное собрание.
В 1576 году в Болонье Фонтана был одним из нескольких художников и интеллектуалов, которые откликнулись на призывы кардинала Габриэле Палеотти к художникам создать четкие и убедительные религиозные произведения в соответствии с предложениями Тридентского собора. Использование описательного натурализма и убедительной экспрессии характеризует поздний стиль Фонтаны, например, в «Святом Алессио, раздающем милостыню» (1576; Болонья, Церковь Джакомо Маджоре). Его последнее важное общественное поручение относится к концу 1570-х годов, когда он внес свой вклад в оформление перестроенной апсиды Святого Петра в Болонье. Хотя он продолжал рисовать и в 1590-х годах, Просперо не смог отреагировать на реформу болонской живописи, инициированную семьей Карраччи.
Просперо Фонтана (1512-1597). Распятие. Художественно-промышленный музей, Сент-Этьен, Франция.
Просперо Фонтана (1512-1597). Пьета. Дерево, масло. Музей изящных искусств Валансьена, Франция.
Просперо Фонтана (1512-1597), атрибуция. Святое семейство со Святым Иеронимом,
Святой Екатериной и младенцем Святым Иоанном Крестителем. Дерево, масло.
100,8 x 74,9 см. Музей Боуз, Замок Барнард, Англия.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет юриста Флориано Моратти. Холст, масло. 114 х 100 см.
Палаццо Фава, выставочный дворец, Болонья.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет дворянина с медальоном Святого Георгия.
Холст, масло. 63,5 х 44,5 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет дочери Лавинии Фонтаны (1552-1614).
Дерево, масло. 60 х 46 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Портрет неизвестной молодой дамы.
Городской музей Монтепульчано, Италия.
Просперо Фонтана (1512-1597), circle. Венера, Марс и Амур. Дерево, масло. 120 x 100 см.
Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597). Три парки. Дерево, масло. 143 x 103 см.
Частное собрание.
К концу своей карьеры Просперо Фонтана открыл школу искусств в Болонье, сыгравшую заметную роль в становлении эмилианской живописи во второй половине XVI века. Однако к концу жизни его буквально затмили братья Карраччи, которые занимались в его школе. Фонтана был превосходным портретистом (этот навык он передал своей дочери Лавинии). Среди его самых известных учеников были Лодовико Карраччи, Агостино Карраччи, Лоренцо Саббатини и Денис Калверт.
Просперо Фонтана (1512-1597). Иисус Христос. Дерево, масло. 42 х 32 см.
Аукционный дом Hampel, Мюнхен, 2023 г. Эстимейт EUR 10.000 - 12.000 евро.
Просперо Фонтана (1512-1597). Презентация Иисуса в храме. Атрибуция Федерико Дзери.
Холст, масло. 142 х 103 см. Частное собрание, Италия.
Просперо Фонтана (1512-1597), circle. Крещение Христа. Холст, масло.
35,5 x 23,5 см. Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597), circle. Крещение Христа. Холст, масло. 95,5 x 75 см.
Частное собрание.
Просперо Фонтана (1512-1597), атрибуция. Портрет астролога. Дерево, масло.
100,3 х 82,3 см. Галерея Спада (Gallery Spada), Рим.
Просперо Фонтана (1512-1597), атрибуция. Мадонна с Младенцем и Святыми.
Палаццо Россо, Музей Страда Нуова, Генуя.
Просперо Фонтана (1512-1597). Дама с мопсом. Аукцион Cambi Casa d'Aste, Генуя, 2024 г.
Просперо Фонтана (1512-1597). Дама с мопсом. Фрагмент. Аукцион Cambi Casa d'Aste, Генуя, 2024 г.
Просперо Фонтана (1512-1597), circle. Портрет девушки. Холст, масло. 66 x 53,5 см.
Частное собрание.
Последние женские портреты Фонтаны уже близко напоминают портреты русских художников XVIII века -
Левицкого, Рокотова и Боровиковского.
«Портрет Просперо Фонтаны из книги Карло Чезаре Мальвазии
«Жизни болонских художников», том I. Болонья, 1678 г.
Просперо Фонтана умер в 1597 году в Болонье в возрасте около 85 лет.
Его ранний стиль считается консервативным. Он постепенно включал элементы маньеризма в свой стиль после работы с выдающимися художниками этого движения. Он является одним из первых основоположников болонской школы живописи. Его стиль сравнивали со стилем Паоло Веронезе.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. - Стр.166, 350-354, 360, 604. Обложка и супер.
У Джорджо Вазари нет отдельной биографии Просперо Фонтаны, но он часто его упоминает в биографиях других художников - в своей обширной биографии, у Таддео Цуккаро, Приматиччо и др.