Лев Евгеньевич Кропивницкий. Фото Льва Мелихова, 1985 г.
Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922-1994) - считал себя первым советским абстракционистом. Родившийся в семье Евгения Кропивницкого, ученика авангардистов начала века, чудом уцелевший на войне и чудом переживший сталинские лагеря, в своих работах создает мифопоэтический мир, наполняет его различными животными, фантастическими существами и случайными лицами, хаотично размещая их на холсте, вопреки законам композиции. Свои первые абстрактные работы он создает на поселении в далеком Балхаше после восьми лет лагерей. Но если эти события подтверждаются документами и справками, то факт создания в самом начале 1950-х абстрактных композиций воспринимается и поныне как легенда, настолько это неправдоподобно. По-видимому, будущий Вазари истории неофициального советского искусства не преминет развить эту легенду, чтобы ввести имя русского художника в список мастеров между Джексоном Поллоком и Виллемом Де Кунингом.
Лев Кропивницкий (слева) и Оскар Рабин на открытии однодневной выставки
в Институте мировой экономики и международных отношений. Москва, 1969 г.
Для того чтобы изобразить уродливый мир сталинских лагерей, требовалось придумать совершенно новый живописный язык. Ни один из существующих языков не был способен справиться с этой задачей. Вопрос о реализме даже не стоял. В середине 1960-х годов палитра Кропивницкого была строгой и лаконичной. Каждую из его картин можно было назвать экспрессивной симфонией живописного аскетизма. В его произведениях доминировал серый цвет, со своей тонкой гармонией, разнообразными оттенками и переходами от белого к черному.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация к стихотворению Валерия Брюсова
(Автопортрет с орхидеей). 1977 г. Бумага, офорт. 27х23 см. (лист), 15,5х13 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Робот и орхидеи. 1977 г. Офорт. 16 x 10 см.
Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Из серии «Москва». Сюжет 1. Площадь Прямикова (бывшая Андроньевская).
1977 г. Офорт. 39,7 х 48,4 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Из серии «Москва». Сюжет 2. Яуза. 1977 г.
Офорт. 62 x 46,7 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Из серии «Москва». Сюжет 3. Мост. 1977 г. Офорт.
47 x 34 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Из серии «Москва». Сюжет 4. Арбатская площадь. 1977 г.
Офорт. 47,3 х 34 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Из серии «Москва». Сюжет 5. Шоссе энтузиастов. 1977 г. Офорт. 47 х 34 см.
Белгородский государственный художественный музей.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Экслибрис Льва Кропивницкого. 1977 г. Бумага, офорт.
31х23,5 см. (лист), 15,5х8,5 см. (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Экслибрис С.Г. Ивенского. 1977 г. Бумага, офорт.
30,5×23,5 см (лист), 18,5×14,5 см (оттиск). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Ex libris С. Ивенского. 1979 г. Офорт. 14,4 х 9,9 см. Музей фресок Дионисия, филиал федерального государственного бюджетного учреждения культура «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Вологодская обл.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Ex libris С. Ивенского. 1979 г. Офорт. 12,7 х 11,6 см. Музей фресок Дионисия, филиал федерального государственного бюджетного учреждения культура «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», Вологодская обл.
Лев Кропивницкий (1922-1994). На тему стихотворения Валерия Брюсова «Чудовища».
1978 г. Цветной офорт, акватинта. 74 х 59 см. Иркутский областной художественный музей
им. В.П. Сукачева.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Воздух. Из цикла «Четыре стихии». 1980 г.
Холст, масло. 110 x 90 см. www.art.biblioclub.ru
Лев Кропивницкий и художник Михаил Одноралов в Горкоме графиков. Москва, 1976 г.
В 1973 году Лев Кропивницкий вступил в Союз художников СССР, стал членом Горкома графиков на Малой Грузинской. В 1970-е годы он перешел от абстрактного искусства к новой системе фигуративного искусства с элементами мифологического экспрессионизма и сюрреализма. Художник продолжал много работать в живописи и графике, теперь, однако, особое внимание уделялось последней, в частности офорту. Кропивницкий создавал не только абстрактную живопись, но еще и графику, иллюстрации, картины в стиле мистического экспрессионизма. В 1980 году он создал цветные офорты по мотивам романа Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества», опубликованного в журнале «Иностранная литература». С середины 1980-х приоритеты художника вновь сместились в область живописи — художественный язык Кропивницкого значительно обновился, а его произведения обогатились мотивами парадоксальности и абсурда.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Портрет отца Евгения Кропивницкого. 1980 г.
Офорт. 11,9 х 9,9 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Портрет отца Евгения Кропивницкого. Офорт. 23 х 33,5 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Автопортрет с волком. 1980-е гг. Офорт. 11,4 х 18,3 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2016 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Автопортрет с носорогом. 1980-е гг. Офорт. 11,7 х 17 см. (оттиск).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2016 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Козы. Из цикла «Годовые знаки». 1979 г.
Офорт. 11,8 х 8,9 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Обезьяны. Из цикла «Годовые знаки». 1980 г.
Офорт. 8,8 х 6,7 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Композиция с обезьяной. Из цикла «Капризы подсознания».
1985 г. Офорт. 14,2 х 11,2 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Собаки. Из цикла «Годовые знаки».
1982 г. Офорт. 13 х 8,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Дева в год собаки. Из цикла «Годовые знаки».
1982 г. Офорт. 23,6 х 15,9 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Свиньи. Из цикла «Годовые знаки».
1983 г. Офорт. 11,1 х 8,6 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Буйвола. Из цикла «Годовые знаки».
1985 г. Офорт. 9,8 х 7,1 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Тигра. Из цикла «Годовые знаки».
1986 г. Офорт. 12,2 х 8,2 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Прощальный приём художников у Георгия Костаки накануне его эмиграции из СССР. Москва, 19 марта 1977 г. Слева направо: Михаил Шварцман, Леонид Ламм, Юрий Жарких, Сергей Есаян, Лев Кропивницкий (лысый в очках рядом с Георгием Костаки), Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин, Владимир Яковлев, Галина Махрова, Владимир Вейсберг, Франциско Инфанте, Михаил Одноралов, Дмитрий Плавинский, Александр Рабин. Фото Игоря Пальмина.
На картинах Кропивницкого кошмары и химеры соседствовали со скепсисом, иронией и остроумием. Художник постоянно вводил в свои работы символы. Огромные задумчивые кошки, бычьи головы, скарабеи, монахини и различные фантастические существа с клювами появлялись на его картинах вопреки законам пространства и времени. Каждое полотно было овеяно духовностью, на каждом изображалась человеческая душа, душа без вершины и дна, неподвластная земному притяжению.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Манкурт. Иллюстрация к роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».
Лист 4. 1982 г. Офорт. 32,4 х 40,2 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Падение (на тему научной фантастики). 1984 г. Офорт. 37 х 49,5 см.
Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова, Тюменская обл.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Epr. d'Art. Клеопатра. Записки из подполья.1978 г. Бумага, акватинта.
22 x 25 см. Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Стихия воды. Из цикла «Четыре стихии». 1979 г.
Офорт. 66,5 х 50,5 см. Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова, Тюменская обл.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Земля (с быком и обнаженной женской фигурой).
Из цикла «Четыре стихии». 1979 г. Офорт, акватинта. 64,5×44,6 см.
Аукцион ARTinvestment.RU, Москва, 2024 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Автоэкслибрис. 1987 г. Офорт. 12 х 9,9 см.
Музей Международного Мемориала, Москва.
Вячеслав Калинин, Дмитрий Краснопевцев и Лев Кропивницкий на открытии выставки в Горкоме графиков.
Москва, 1983 г. Фото Игоря Пальмина.
На одном из холстов Кропивницкого («Два быка») изображены бычьи головы с фаллическими рогами и необычайно умными «выражениями лиц». Эту картину интерпретируют как изображение темной чувственности, всепобеждающей силы животного эротизма и триумфа телесной природы человека над угнетаемой душой. Но согласно «законам» советского абсурда полотно Кропивницкого не воспринималось как изображение отношений между телом и духом. Один партийный функционер увидел в «Двух быках» нечто более «осязаемое», чем аллегорию слепой страсти. По его мнению, главной темой картины была не абстрактная сила, движущая всеми мировыми процессами, а обличение отдельных индивидуумов и их житейских нужд. Кропивницкий был обвинен в «карикатуризме» и клевете на коммунистическую партию.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Автопортрет с саламандрой. Лист из серии
«Капризы подсознания». 1987 г. Офорт. 24,3 х 16 см. Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Портрет Фаины Петровой. 1986 г. Офорт.
Стихи Константина Герасимова.
Лев Кропивницкий (1922-1994). «Блажной жантильом». 1985 г. Офорт. 29,8 х 23 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Эсхатологический раёк. Стихи автора.
Единственный экземпляр. 1985 г. Офорт. 51 х 38 см.
Аукцион «Антиквариум», Москва, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация к своему стихотворению «Верх-Низ».
1986 г. Офорт, акватинта. 48,2 х 31,7 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2007 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Лист из серии «Капризы подсознания».
1987 г. Офорт. 40,5 х 27,8 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Карнавал. 1988 г. Холст, масло. 124,5 x 86,4 см.
Частное собрание
Лев Кропивницкий (1922-1994). Красавица. 1987 г. Офорт. 24 х 15,8 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
А помните знаменитый фильм «Красотка» (1990) с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Там музыкальную шапку "Pretty Woman" в начале картины исполняет Рой Орбисон. Как говорят в Одессе – почувствуйте разницу...
Roy Orbison - Oh, Pretty Woman. Live, 1985.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Лист из серии «Капризы подсознания». 1987 г.
Офорт. 21,5 х 16 см. Аукционный дом Artmaximum, Германия, 2019 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Лист из серии «Капризы подсознания». 1987 г.
Офорт. 24,3 х 17,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Лист из серии «Капризы подсознания». 1987 г.
Офорт. 21,5 х 16,1 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Маски и животные. Из цикла «Капризы подсознания».
1987 г. Офорт и акватинта. 24,4 х 15,6 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2007 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Танец козы. Из цикла «Капризы подсознания».
1987 г. Офорт. 24,7 х 15,7 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Эпр. д'Арт. Козел. 1987 г.
Офорт, 11 x 6,5 см. Аукцион Antonija, Рига, 2017 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Скромное животное. Из цикла «Капризы подсознания».
1987 г. Офорт. 20 х 17,5 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Лист из серии «Капризы подсознания». 1987 г. Офорт, 24,8 х 15,8 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Лист из серии «Капризы подсознания». 1987 г. Офорт. 17 х 21 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Альманах «Мансарда», составленный и изданный Львом Кропивницким. Фирма «Контакт-ТМТ», 1992 г.-248 с., ил. Обложка и титульный лист.
Лев Кропивницкий. Капризы подсознания. Стихи и рисунки 1961-1989 гг.
Москва, Издательство «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1990 г.-112 с., ил.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Потрет Генриха Сапгира. 1988 г. Рисунок из книги
Генриха Сапгира «Пушкин, Буфарев и другие». Москва, Раритет-537, 1992 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Бешенство (Madness). 1988 г. Оргалит, масло, 70 х 75 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $2.500-5.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Прогулка II. 1987 г. Оргалит, масло. 72 х 52,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2014 г. Лот продан за $2.500 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Падающая ведьма. 1988 г. Бумага, пастель, тушь.
60 х 43 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Падающая ведьма. 1988 г. Холст, масло. 150,5 x 100 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г. Эстимейт $3.500 – $4.500 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Падающая ведьма. 1988 г. Холст, масло.125 х 81 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 520.000 - 1.000.000 руб.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Цирк 1. 1988 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 7.000-9.000 фунтов.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Чародей. 1988 г. Рисунок пером.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Голгофа. Декабрь 1989 г.
Холст, масло. 140 х 90 см. Арт-студия Кентавр, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Голгофа. 1989 г, Холст, масло.
Источник passportmagazine.ru
Лев Кропивницкий (1922-1994). Гарем-5. 1989 г. Холст, масло. 120 x 100 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Родственные души II. 1989 г. Холст, масло. 90 x 80,4 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 2.295 фунтов.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Композиция. 1989 г. Холст, масло. 150,5 х 100,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 4.000-6.000 фунтов.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Карлик. 1989 г. Холст, масло. 150,5 x 100,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г. Эстимейт $3.500 – 4.500 дол.
Лев Евгеньевич Кропивницкий. Фото Игоря Пальмина, 1971 г.
Откровенность брутального живописного жеста сменилась достаточно интимным экспрессионизмом, питающимся сугубо личными переживаниями и литературными ассоциациями — сериями «Саломея», «Девушки и быки», иллюстрациями к Габриэлю Гарсиа Маркесу, Валерию Брюсову, Михаилу Булгакову, Чингизу Айтматову. На этом этапе - в 1970-1980-е годы — его жизненным идеалом, похоже, был Пикассо, предъявляющий запоздалый счет к миру. Но тем не менее за ним всегда оставалось звание «того, кто начал русское современное искусство».
Лев Кропивницкий (1922-1994). Космос. 1989 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Аукцион ARTinvestment.RU,
Москва, 2016 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Космос. 1989 г. Холст, масло. 200 x 120 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2016 г. Эстимейт $5.000-7.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Космос. 1989 г. Бумага, пастель, тушь. 56,4 х 38,2 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Путь II. 1989 г. Холст, масло. 105 х 80 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Путь СССР. 1990 г. Холст, масло. 170 х 120 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Расцветший. 1989 г, Бумага, пастель, тушь.
60 х 43 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Расцветший жезл-II. 1989 г. Холст, масло. 98,5 x 68,7 см.
Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Научно-технический прогресс. 1990 г.
Холст, масло. 173 x 96,5 cm. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2014 г.
Эстимейт $5.000 - 7.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). C`est La Vie (франц.«Такова жизнь»). 1990 г.
Холст, масло. 178 x 92 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г.
Эстимейт $3.000 - 5.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Тотальная субстанция. 1990 г. Холст, масло.
173 x 96,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г.
Лот продан за $$7.200 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Нимфа и кентавр. 1990 г. Холст, масло.
121,5 х 91 см. Музей современного искусства, Москва, ул. Петровка, 25.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Кентавр и Нимфа. Из цикла «Капризы подсознания».
1989-1990 гг. Офорт. 24,7 х 16 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Хитрики. 1989 г. Рисунок.
Вениамин Смехов на открытии выставки Льва Кропивницкого в Центральном Доме Художника.
Слева Кропивницкий и его жена Галина Давыдовна. Москва, 1988 г.
И совсем особый художественный язык в «Автопортрете года лошади» (1990) – ироничный, утрированный, с элементами фигуративного искусства, к которому художник обратился в 1970-е годы, органично сочетая фольклорную, немного наивную, манеру с динамикой и экспрессией. «Автопортрет года лошади», как и многие другие работы 1980–1990-х годов, – новый для художника сплав живописного и словесного выражения темы. Изображение и буквы, составляющие название картины, становятся равноценными композиционными элементами, формирующими единое пластическое живописное поле. Усложнилась и фактура живописи, отличающаяся разнообразными наслоениями и смелыми столкновениями красочных масс, интенсивно звучащими цветовыми отношениями.
Лев Кропивницкий (1922-1994). 1990 Автопортрет года лошади. 1990 г.
Холст, масло. 100 х 65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Дух существует. 1990 г.
Холст, масло. 121 х 59 см. FEDINI Gallery, Москва, Сколково.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Дух действует на плоть №5. 1990 г.
Холст, масло. 137 x 87,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г.
Эстимейт $3.000 – 4.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Инопланетяне (Чужие). 1990 г. Холст, масло. 90 х 79 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Прогулка. 1990 г. Холст, масло. 91,5 x 91,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $3.438 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Прогулка. 1989 г. Рисунок.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Прогулка. 1986-1987 гг. Холст, масло.100 х 81 см.
Частное собрание.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Мышиная травка. 1990 г. Холст, масло.178 x 91,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г. Эстимейт $3.000 – 5.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Скачка (Гоночная пара). 1990 г. Холст, масло. 97 x 82 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $8.000 – 10.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Совы на шкафу. 1990 г. Холст, масло. 96,5 х 92 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 6.000-9.000 фунтов.
Пригласительный билет на первую персональную выставку Льва Кропивницкого в ЦДХ. Москва, 1988 г.
Многочисленные автопортреты Л. Кропивницкого органично вошли в систему его живописных произведений с присущими ей ассоциациями, символикой, метафоричностью. Они стали выражением внутреннего состояния художника, его переживания неустойчивости и конфликтности окружающей реальности, главной приметой которой он называл абсурдность, парадоксальность и повышенную экспрессивность. Лев Кропивницкий в своем стремлении «создать живописную форму, соответствующую духу времени и психологии века», стал легендой советского нонконформизма.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Святой Георгий и дракон. 1990 г. Холст, масло. 92 х 178,5 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 5.000-7.000 фунтов.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Саломея (Фаина Петрова). 1990 г.
Холст, масло. 173 x 92 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2014 г.
Эстимейт $5.000 – 7.000 дол.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Эстер. 1990 г. Холст, масло. 140 x 91,7 см.
Музей современного искусства и галерея KGallery, Бексли, штат Огайо.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Танец козы. 1991 г. Холст, масло. 100х79,5 см.
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Год Козы. Из цикла «Годовые знаки». 1991 г.
Офорт. 10,8 х 7,8 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). На прошлой неделе было семь черных понедельников
подряд. 1991 г. Холст, масло. 170 х 90 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Хоть эмоцио, хоть рацио. 1991 г.
Холст, масло. 170 х 90 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Учит... 1991 г. Холст, масло.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Братья. Из цикла «Капризы подсознания». 1990 г.
Лист 19. 1990 г. Офорт. 24,2 х 15,8 см. Музей Международного Мемориала, Москва.
Евгений Кропивницкий. Земной уют. Стихи под ред. Г. Сапгира.
Художник Лев Кропивницкий. Москва, Издательство «Прометей», 1989 г.-32 с.,ил.
Генрих Сапгир. Черновики Пушкина, Буфарев и другие. Иллюстрации Льва
Кропивницкого. Москва, Издательство «Раритет-537», 1992 г.-208 с., ил.
Лев Кропивницкий на выставке в частной галерее Бостона, США. 1990 г.
Мастерская Кропивницкого, находившаяся в Москве в доме №18 по Старой Басманной улице, была местом сбора многочисленных представителей творческой интеллигенции. Кропивницкий был известен как отличный хозяин. Он увлекался астрологией и нередко составлял гороскопы для своих друзей. Художник развлекал гостей, играя на гитаре, исполняя романсы и декламируя стихи собственного сочинения. В его поэзии затрагивались те же темы, что и в живописи и графике. Когда он начинал говорить о вечности, его слушатели забывали о своих повседневных заботах. За столом, на котором всегда было много вкусной еды, гости Кропивницкого обсуждали все подряд - от средневековой архитектуры до африканских ритуалов, от технологии приготовления сигар до секретов рыцарей-тамплиеров. В гостях у Кропивницкого люди могли чувствовать свободу - гражданскую, творческую, духовную. Затхлые советские стереотипы оставались за порогом его мастерской.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Эскиз обложки для книги «Генрих Сапгир. Пушкин, Буфарёв
и другие. Лев Кропивницкий. Графика». Слева Кропивницкий, справа Сапгир. 1992 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Расцветший жезл № 29.
1992 г. Холст, масло. 169,5 х 89,2 см. Q-Art Gallery, Москва.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Девушка и вино. 1992 г. Холст, масло. 80 х 61 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Вино. 1992 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Рецидивы бытия. 1992 г. Холст, масло. 70 x 50 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Розовый ангел. 1992 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Сансара. 1992 г. Холст, масло, аппликация.
169 x 90 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Сансара (санскр. «блуждание, странствование») - круговорот рождения и смерти в мирах,
ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Танец № 5. 1992 г. Холст, масло. 150 х 90 см.
Музей современного искусства, Москва, ул.Петровка, 25.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Обнаженные. Картина экспонировалась на выставке «Неофициальное искусство
в СССР 1970-е годы» в галерее «Даев 33». Москва, 2008 г.
Лев Кропивницкий. Фото Игоря Пальмина
После начала «Перестройки» у Кропивницкого начинается новый этап творческой жизни. В 1988 г. состоялись персональные выставки в Костромском областном музее изобразительных искусств, а затем в Тюменском музее изобразительных искусств и в Московском музее искусства народов Востока. В 1989 г. совершает поездки в Италию и Англию, где принимает участие в выставке «Сто лет русского искусства». В том же году проходит персональная выставка художника в Праге.
В 1990 г. в Центральном Доме художника в Москве проходит принципиально важная для Льва Кропивницкого его персональная выставка. В два последующих года персональные выставки художника проходят в Финляндии, США, Германии, Испании.
Шарль Бодлер. Избранное. На рус. и фр. яз. Состав. и худож. Л.Е. Кропивницкий. Москва, Издательский дом «Александр Севастьянов», 1993 г. Обложка и титульный лист.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация (1) к книге стихов Шарля Бодлера
«Избранное». 1993 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация (2) к книге стихов Шарля Бодлера
«Избранное». 1993 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация (3) к книге стихов Шарля Бодлера
«Избранное». 1993 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация (4) к книге стихов Шарля Бодлера
«Избранное». 1993 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация (5) к книге стихов Шарля Бодлера
«Избранное». 1993 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Иллюстрация (6) к книге стихов Шарля Бодлера
«Избранное». 1993 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Бык и две девушки. 1993 г. Холст на картоне, масло. 49,5 х 68 см.
Аукцион ARTinvestment.RU, Москва, 2016 г.
Лев Кропивницкий (1922-1994). Бык и Дева. 1993 г. Холст, масло.
Аукцион ARTinvestment.RU, Москва, 2016 г.
Лев Евгеньевич Кропивницкий (1922-1994). www.artnet.com
Но война и долгое пребывание в лагерях не прошли бесследно для здоровья Льва Евгеньевича Кропивницкого. 26 мая 1994 года он скончался в Москве от кровоизлияния в мозг в возрасте 71 года. При жизни Лев Кропивницкий был классиком, после смерти он стал легендой русского нонконформизма. Нонконформистом он был больше «эстетическим», чем «политическим», и, в отличие от многих, никогда не стремился во всех подробностях изобразить убожество советской жизни. Таким образом, его наследие выходит за рамки времени и места и становится универсальным. В 1995 году в Музее В.А. Тропинина, директором которого была его жена Галина Давыдовна, прошла посмертная экспозиция творчества художника.
Плита колумбария Донского кладбища, за которой в нише находится урна с прахом
Л.Е. Кропивницкого и его жены Г.Д. Кропивницкой.
Большинство работ Кропивницкого находятся в зарубежных музеях, Музее Циммерли в Нью-Брансуике, США, и др. и частных коллекциях. В России искусство Льва Кропивницкого представлено в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Новом музее Аслана Чехоева в Санкт-Петербурге и в частных коллекциях. Кроме того, внушительное количество его работ хранится в собрании его жены Галины и дочери Натальи Кропивницкой.
Как участника Великой Отечественной войны и реабилитанта, несмотря на все его выкрутасы, советские власти не трогали Льва Кропивницкого и даже при жизни издательство «Советский художник» (!) выпустило каталог его выставки:
Лев Кропивницкий. Живопись, графика. Каталог выставки. Москва, Издательство «Советский художник», 1989 г.
Каталог издали постфактум, когда его выставка в 1988 году уже прошла.
Галина Кропивницкая и др. Лев Кропивницкий. 1922-1994. Жизнь и творчество. 1995 г.
В издание включены разделы «Из неопубликованного. 1941–1990», «О художнике и поэте
Льве Кропивницком. Некрологи, статьи, стихи, воспоминания. 1959–1994».
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 31-35, 71-75, 141-143, 145, 148, 150, 359, 362-368, 370-375, 433-434.