ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ IV25-06-2024 22:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Карло Лазинио (1759-1838). Портрет Джорджо Вазари. XIX в. Гравюра. 28,5 х 18 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джорджо Вазари (1511–1574) – итальянский художник, архитектор и художественный импресарио, родившийся в Ареццо, но усыновленный флорентийцем, был самым важным автором искусства итальянского Возрождения и маньеризма. Учился у Микеланджело, Андреа дель Сарто и Баччо Бандинелли. Работал преимущественно во Флоренции, где был придворным мастером герцогов Медичи, а также в Риме, Болонье, Венеции, Неаполе и других городах. В архитектурных работах сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Лучшей постройкой Вазари, созданной совместно с архитектором Б. Буонталенти, является ансамбль Уффици во Флоренции. Известность приобрёл как первый историк итальянского искусства, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Джорджо Вазари умер 27 июня 1574 года во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо в церкви Успения Пресвятой Девы Марии.
Вид на Студиоло. Дерево, масло, фрески. 1568-1570 гг. Палаццо Веккьо, Флоренция.
В 1568-1570 гг. Джорджо Вазари создает эскизы к «Студиоло» для великого герцога Франческо I Медичи в Палаццо Веккьо во Флоренции. Студиоло - это крошечная комната, куда ведет потайная винтовая лестница. Студия была посвящена геологическим, минералогическим и алхимическим интересам Франческо I Медичи, сына и преемника Козимо I. Его стены увешаны двумя рядами картин маслом на досках или панно, которые служат дверцами шкафов, содержащих научные книги, образцы и инструменты Франческо. Две дверцы, ничем не отличающиеся от дверц шкафов, прикрывают единственные окна: Франческо предпочитал работать при свечах. Восемь скульпторов изготовили бронзовые статуэтки, а картины написали двадцать четыре художника. Эта драгоценная комната - единственная в Европе комната XVI века, сохранившаяся с нетронутыми картинами маслом.
В 1569–1573 гг. Джорджо Вазари создает фрески в своем Доме во Флоренции и Церкви Санта Кроче.
В 1572 г. расписывает фрески в Апостольском дворце (Sala Regia) в Ватикане, в Риме.
Вид на потолок Студиоло. 1568-1570 гг. Дерево, масло, фрески. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Декоративные детали Студиоло. 1570 г. Сланец, масло.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), scuola. Видение графа Гуго. 1568 г. Холст, масло. Палаццо Питти.
Палатинская галерея, Флоренция.
Гуго, граф Шампаньский, крестоносец, один из основателей Ордена тамплиеров в XII веке.
Джорджо Вазари (1511-1574), scuola. Видение графа Гуго. Фрагмент (1).
1568 г. Холст, масло. Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), scuola. Видение графа Гуго. Фрагмент (2).
1568 г. Холст, масло. Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), scuola. Видение графа Гуго. Фрагмент (3).
1568 г. Холст, масло. Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), scuola. Видение графа Гуго. Фрагмент (4).
1568 г. Холст, масло. Палаццо Питти, Палатинская галерея, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), атрибуция. Чудо Святого Бенедикта. 1566 г.
Дерево, масло. 41 х 29,5 см. Частное собрание.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери. 1567 г. Дерево, масло.
Церковь Бадия Фиорентина, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Воскресение Христа со Святыми Космой и Дамианом.
Фрагмент (1). 1568 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Необычное изображение Христа в виде гигантского героя наподобие Геракла.
Джорджо Вазари (1511-1574). Воскресение Христа со Святыми Космой и Дамианом. Фрагмент (2).
1568 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Воскресение Христа со Святыми Космой и Дамианом. Фрагмент (3).
1568 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Воскресение Христа со Святыми Космой и Дамианом. Фрагмент (4).
1568 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Живописец Джорджо Вазари считал живопись своим призванием, и выделял этот вид искусства из всех остальных. Цикл фресок, созданных в Палаццо Веккьо во Флоренции, и роспись стен в Зале Реджа (Sala Regia) в Ватикане, с изображением сцен из жизни Папы Павла III, красноречивей всего говорят о его таланте художника. Работы мастера были очень востребованы, его картины пользовались невероятной популярностью у современников, хотя, в последующие эпохи подвергались критике и, по мнению некоторых современных экспертов, не прошли проверку временем.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери и двое святых. Триптих.
1568 г. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
«Успение Богоматери и двое святых» - прекрасное полотно Вазари, написанное в 1568 году. Вертикальная линия (фигуры в контрпункте святого Иоанна и Богоматери) подчеркивает восхождение Марии на небо, в то время как горизонтальная линия четко определяет нижнюю часть, земную, ночную, с апостолами, окружающими теперь пустую гробницу Марии, и верхнюю часть, светлую, которая выражает преображение человечества после воскресения и вознесения Иисуса.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери и двое святых. Триптих. Фрагмент (1). 1568 г.
Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери и двое святых. Триптих.
Фрагмент (2). 1568 г. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Успение Богоматери и двое святых. Триптих. Фрагменты (3 и 4). 1. Святой Бенедикт и Святой Николай де Бари (Николай Чудотворец). 2. Сан-Лоренцо (Святой Лаврентий) и Святой Августин. 1568 г. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери и двое святых. Триптих. Фрагмент (5).
Святая Схоластика. 1568 г. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери и двое святых. Триптих. Фрагмент (6).
Святая Иустина (Джустина) 1568 г. Церковь Бадиа Фиорентина, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство со Святым Иоанном. 1540-1545 гг.
Дерево, масло. 141 х 113 см. Музеи и галереи Брэдфорда, Англия.
Джорджо Вазари (1511-1574), атрибуция. Мадонна с Младенцем и Святыми. XVI в.
Дерево, масло. 92 х 67 см. Церковь Пятидесятницы в Баньо-а-Риполи, Флоренция.
Картина представляет собой Святое Семейство с Богородицей и Сыном в центре, молодым
Святым Иоанном справа, Святым Иосифом и женским персонажем в верхних углах.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Катерины Альберготти. 1568 г. Дерево, масло.
Государственный музей средневекового и современного искусства, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Голова епископа (возможно, Святого Амвросия
или Святого Доната). 1568-1569 гг. Дерево, масло. 63,5 х 40 см.
Национальный фонд, Таттон-Парк, Англия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Гробница Микеланджело Буонарроти
в Церкви Санта-Кроче, Флоренция. 1570-1578 гг.
Вазари спроектировал гробницу Микеланджело, своего кумира, в базилике Санта-Кроче во Флоренции, строительство которой было завершено в 1578 г. Легенда гласит, что Микеланджело выбрал место для гробницы, чтобы в Судный день первым, что он увидел, был купол Флорентийского собора Брунеллески.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 г. в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра. 20 февраля 1564 г. тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.
В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 г. в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Гробница Микеланджело Буонарроти
в Церкви Санта-Кроче, Флоренция. 1570-1578 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574). Честь, или Марс. 1569-1572 гг. Коллекция произведений искусства
Сберегательного банка Флоренции.
Джорджо Вазари (1511-1574). Благодать, или Божественный свет. 1569-1572 гг. Коллекция произведений
искусства Сберегательного банка Флоренции.
Джорджо Вазари (1511-1574). Добродетель или Нереида. 1569-1572 гг. Коллекция произведений искусства
Сберегательного банка Флоренции.
Джорджо Вазари (1511-1574). Фортуна. 1569-1572 гг. Коллекция произведений искусства
Сберегательного банка Флоренции.
Джорджо Вазари (1511-1574). Благовещение. 1570-1571 гг. Дерево (тополь), масло. D=157 см.
Музей Ференца Мора, Сегед, Венгрия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение пастухов. 1570-1571 гг.
Дерево, масло. 334 х 175,3 см. Художественный музей Чейзена,
Висконсинский университет, Мэдисон.
Джорджо Вазари (1511-1574). 1. Христос в Гефсиманском саду. 1570 г. Дерево, масло. 143,5 х 127 см. Национальный музей западного искусства, Токио. Второй экземпляр этой картины находится в Часовне лазарета Клаусуры монастыря Камальдоли, Тоскана, который завершен 31 декабря 1571 г. Единственная разница между двумя картинами заключается в цвете мантии Христа и одежды Петра, который на доске Камальдоли белый, а на японской доске - синий лазурит.
Джорджо Вазари (1511-1574). Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент (1). 1571 г. Дерево, масло.
Часовня лазарета Клаусуры монастыря Камальдоли, Тоскана.
Джорджо Вазари (1511-1574). Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент (2). 1571 г. Дерево, масло.
Часовня лазарета Клаусуры монастыря Камальдоли, Тоскана.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мертвый Христос с Богородицей, Святыми Космой, Дамианом и ангелом с символами страстей. 1568 г. Бывший алтарь в часовне Поджио-а-Кайано, ныне в собрании семейной виллы Медичи в Поджо-а-Кайано, недалеко от Флоренции.
Джорджо Вазари (1511-1574). Персей и Андромеда. 1570-1572 гг. Дерево, масло.
127 x 109 см. Студиоло Франческо Медичи, Палаццо Веккьо, Флоренция.
Картина «Персей и Андромеда» была создана Вазари приблизительно в 1570-1572 гг. На холсте изображен излюбленный многими мастерами эпохи Возрождения сюжет из античной мифологии: доблестный Персей освобождает юную Андромеду, дочь эфиопского царя, принесенную в жертву страшному чудовищу. Работа Вазари пропитана эротизмом, в то же время большое число второстепенных персонажей, обилие символов, буйство ярких красок и контрастов рождает ощущение хаоса и некоторой растерянности.
Джорджо Вазари (1511-1574). Персей и Андромеда. Фрагмент. 1570-1572 гг. Дерево, масло.
Студиоло Франческо Медичи, Палаццо Веккьо, Флоренция.
Взяв популярный сюжет о спасении Андромеды, мастер подал его в манере, характерной для маньеристов: каждый персонаж словно старается принять театральную позу. Главных героев окружает множество мифологических фигур, а на заднем фоне открывается панорама пейзажа. Но, что интересно, композиция не выглядит перегружено, все детали гармонично взаимосвязаны. Искусствоведы отмечают и великолепную проработку анатомии - в этом художник равнялся на Микеланджело.
Джорджо Вазари (1511-1574). Амур и Психея. 1549 г. Дерево, масло.
Музей кайзера Фридриха в Берлине.
Джорджо Вазари (1511-1574). 1. Святой Лука рисует Богородицу. 2. Святой Марк. 1570-1571 гг. Холст, масло.
2 х 177,8 х 99,1 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Джорджо Вазари (1511-1574). Неверие Святого Фомы. 1572 г.
Дерево, масло. Церковь Санта Кроче, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Восхождение Христа на гору Голгофу. 1572 г.
Дерево, масло. Церковь Санта Кроче, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Царь Давид и пророк Гад. 1536-1537 гг. Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение волхвов. Середина XVI в. Дерево, масло. Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Представление Христа в храме. Середина XVI в. Дерево, масло. Неаполь.
На лозунге надпись по латыни «Sanct Per Fidem Vicerunt Regna» (Святые царства, завоеванные верой)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мученичество Святого Стефана. 1571-1573 гг.
Дерево, масло. 300 х 163 см. Церковь Святого Стефана, Пиза.
Ныне Пинакотека Ватикана.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мученическая смерть Святого Петра. 1570 г.
Дерево (тополь), масло. 235 х 161 см. Музей истории искусств, Вена.
Джорджо Вазари был приверженцем маньеризма, к характерным особенностям которого относятся:
Чрезмерный спиритуализм;
Изломанность линий рисунка;
Перегруженность композиции;
Вычурность и искусственность сюжета;
Искаженное изображение фигур;
Применение ярких эффектов (игра с размерами, освещением и перспективой); Использование едкой цветовой палитры.
Вазари писал картины очень быстро, что объяснялось большим трудолюбием живописца, а также тем, что при создании масштабных полотен он пользовался услугами менее именитых молодых художников.
Джорджо Вазари (1511-1574). Варфоломеевская резня (Варфоломеевская ночь). Триптих. 1572 г. Фрески.
Королевский дворец (Sala Regia), Ватикан.
Джорджо Вазари (1511-1574). Варфоломеевская резня (Варфоломеевская ночь). Триптих.
Фрагменты (1 и 2). 1572 г. Фрески. Королевский дворец (Sala Regia), Ватикан.
Джорджо Вазари (1511-1574). Пятидесятница (Троица). 1574 г.
Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
Корнелис Корт (1533-1578), Антонио Лафрери (1512-1577). Пятидесятница.
Гравюра по картине Джорджо Вазари 1574 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Джорджо Вазари (1511-1574). Явление трех ангелов Аврааму с Сарой, Агаром и сыном
Измаилом. 1573 г. Национальный музей средневекового и современного искусства, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). 1. Святой Иоанн Евангелист. Дерево, масло. 180х98 см. 2. Святой Матфей Евангелист. Дерево, масло. 180х98 см. 1565-1574 гг. Церковь Святого Себастьяна, Ливорно.
Джорджо Вазари (1511-1574). Фрагменты. 1. Святой Иоанн Евангелист. Дерево, масло. 180х98 см. 2. Святой Матфей Евангелист. Дерево, масло. 180х98 см. 1565-1574 гг. Церковь Святого Себастьяна, Ливорно.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Иероним, кающийся в пустыне. XVI в.
Дерево, масло. 170 х 128 см. Музей Феша, Аяччо, Корсика.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет мальтийского рыцаря в доспехах
со шлемом на столе. XVI в. Дерево, масло. 71,7 x 57 см. Частное собрание.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет флорентийского джентльмена.
Музей Страда-Нуова (Musei di Strada Nuova), Палаццо Бьянко, Генуя.
Интерьер церкви Санта-Кроче, Флоренция.
В 1572-1574 гг. Вазари расписывает огромный купол Кафедрального собора во Флоренции неоконченной фреской «Страшный суд». Она была завершена Федерико Цуккаро с помощью Джованни Бальдуччи в 1574–1579 гг.
Вазари также оформлял убранство средневековых церквей Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче во Флоренции в маньеристском стиле своего времени. В Риме Вазари работает с Джакомо Бароцци да Виньола и Бартоломео Амманати для Виллы Джулия Папы Юлия III .
Джорджо Вазари (1511-1574). Возвращение папы Григория XI в Рим из Авиньона. Война восьми святых.
Фреска. 1572-1573 гг. Королевский дворец (Sala Regia), Ватикан.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Битва при Лепанто. Фреска. 1572-1573 гг.
Королевский дворец (Sala Regia), Ватикан.
Джорджо Вазари (1511-1574). Флот Священной лиги перед Мессиной. Фреска. 1572-1573 гг.
Королевский дворец (Sala Regia), Ватикан.
Священная лига организованная в 1511 году и спонсируемая римским папой Юлием II была направлена против преемника Карла VIII, Людовика XII с целью защиты Италии от угрозы французского господства.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Флот Священной лиги перед Мессиной. Фрагмент фрески.
1572-1573 гг. Королевский дворец (Sala Regia), Ватикан.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Страшный суд. Фреска. 1572-1579 гг.
Кафедральный собор, Флоренция.
Вазари и его мастерская написали фреску «Страшный суд» в 1572-1579 гг. на куполе Флорентийского собора.
Это был последний заказ Вазари для Медичи.
Занимающая площадь около 36.000 квадратных метров, фреска является самой большой в мире. Первоначально архитектор Брунеллески хотел, чтобы его купол был покрыт золотой мозаикой, как Флорентийский баптистерий. Но этот план так и не был реализован. Спустя 120 лет после смерти Брунеллески Козимо I поручил Вазари расписать купол. «Страшный суд» разделен на пять зон. В центре на троне восседает Христос, судья. Различные уровни, разделенные полосами, показывают других участников драмы - старейшин апокалипсиса, святых, члена семьи Медичи и проклятых в аду. По своей монументальности фигуры, парящие на фоне небес, напоминают фигуры Микеланджело, которого почитал Вазари. Вазари умер через 2 года после начала проекта. Его закончил Фредерико Цуккари.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Рох между Святыми Антонием Аббатом и Екатериной Александрийской.
1575-1604 гг. Рисунок по картине Рафаэллино дель Гарбо, ок.1485-1495 гг. Центр Дж. П. Гетти, Лос-Анджелес.
Джорджо Вазари (1511-1574). Гробница кардинала Антонио дель Монте. Алтарный образ «Обращение святого Павла». Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим. По обе стороны могилы Антонио и Фабиано дель Монте статуи «Справедливость» и «Религия» работы Бартоломео Амманнати (1511-1592).
Джорджо Вазари (1511-1574). Гробница кардинала Антонио дель Монте. Алтарный образ
«Обращение святого Павла». Фрагмент. Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим.
АРХИТЕКТУРА ДЖОРДЖО ВАЗАРИ
Конная статуя Козимо I Медичи, выполненная скульптором Джамболоньей в 1594 году, Флоренция.
Архитектурная карьера Вазари по-настоящему началась после его поступления ко двору герцога Козимо в 1554 году, и он спроектировал и выполнил множество зданий и планов Флоренции как для Козимо, так и для Папы римского. Он также реконструировал церковные интерьеры, в том числе готическую церковь Санта-Мария-Новелла, которую по указанию Тридентского собора он перестроил с целью улучшения возможностей прихожан видеть и слышать службы. Вазари также взял на себя задачу проектирования, реконструкции и обустройства Палаццо Веккьо во Флоренции, которое включало личные покои Козимо, его залы для собраний и офисы, предназначенные для его администраторов.
Здание Уффици во Флоренции. Одна из ранних фотографий Дворца.
Здание Уффици построено по проекту Джорджо Вазари в 1560-1580 гг. Впоследствии Вазари сыграл важную роль в том, чтобы герцог Козимо одобрил создание Академии художеств. Академия взяла свою модель идеального художника и свою образовательную программу из «Жизнеописаний» Вазари, который стремился обучать художников художественным навыкам, а также литературе и науке.
Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции.
Лучшей постройкой Вазари, созданной совместно с архитектором Б. Буонталенти, является ансамбль Уффици во Флоренции (1560–1585, ныне – музей), ранее здание правительственных Канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно.
Сооружение Уффици началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари. Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой. Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари. Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Картинная галерея Уффици занимает весь первый и второй этаж большого здания.
Галерея Уффици во Флоренции.
Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы. К главным особенностям архитектурных работ Вазари можно отнести приверженность строгим академическим канонам и классическим традициям. Коридор Вазари во Флоренции Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.
Галерея Уффици. Вид с реки.
Архитектурное творчество Вазари важнее, чем у художника. Лоджия Уффици, идущая от Палаццо Веккьо и выходящая на рекуАрно, открывая вид в конце его длинного узкого двора, является уникальным элементом городского планирования, который функционирует как общественная площадь, площадь Уффици. Это единственная улица эпохи Возрождения, сохранившаяся в неизменном виде.
Коридор Вазари над Понте Веккьо. Вид из галереи Уффици.
Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи, и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской, младшей дочерью императора Фердинанда I. Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.
План 750 метрового коридора Вазари над Понте Веккьо. 1565 г.
Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской. Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот». Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы, вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках, высота которых была значительно увеличена архитектором, появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.
Коридор Вазари во Флоренции вид с реки Арно.
Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio). Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде. Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников. В экспозиции можно найти и картину с автопортретом Джорджо Вазари. На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.
Интерьер коридора Вазари во Флоренции.
Не могу не сказать пару слов о бомбардировке гитлеровскими войсками Флоренции во время Второй мировой войны. В результате выхода Италии из войны в 1943 году нацисты оккупировали Флоренцию в течение года с 1943 по 1944 год. При отступлении в августе 1944 года в городе опасались, что нацисты разорят город и, в частности, взорвут мосты эпохи Возрождения через реку Арно. 30 июля все жители берегов реки были эвакуированы. Они искали убежища в огромном дворце, который был герцогской резиденцией Медичи. Командующий немецкой обороной в Италии Альберт Кессельринг рассчитал, что разрушение флорентийских мостов даст немцам время отступить и должным образом укрепить оборону в Северной Италии.
Вид на мост Понте Веккьо со стороны Ольтрарно после Ночи мостов с 3 на 4 августа 1944 г.
Разрушение мостов ощущалось по всему городу. Последним разрушенным мостом был Понте Санта-Тринита. Один немецкий офицер, участвовавший в разрушении, Герхард Вольф, приказал сохранить Понте Веккьо. До войны Вольф учился в этом городе, и Понте Веккьо служил драгоценным напоминанием о том времени. Позже флорентийский совет принял сомнительное решение почтить решение Вольфа сохранить древний мост, и Вольфу была установлена мемориальная доска на Понте Веккьо.
Британский офицер осматривает повреждения моста Понте Веккьо 11 августа 1944 года.
Автор: капитан Таннер, официальный фотограф Военного министерства.
Немцы взорвали не только мосты, но и здания вдоль реки. Многочисленные памятники архитектуры, дворцы и церкви были обращены в руины, центр города разрушен… Галерея Уффици не пострадала. По этому поводу существует две версии. По первой немцы заминировали Уффици, как и все остальное, но партизаны напали на них как раз тогда, когда они собирались взорвать. По второй некий немецкий офицер, влюбленный во Флоренцию и ее шедевры, в последний момент отказался дать приказ о разрушении Галереи.
Старый мост и набережная Арно после подрывов в августе 1944 года. Вид со стороны Уффици
Наступление союзных войск остановилось. По сути, единственной нитью, связывавшей оба берега Арно стал именно Коридор Вазари – открыто по мосту ходить было опасно, так как в городе работали фашистские снайперы. По секретному Коридору, частично заминированному, с большими рисками партизаны флорентийского Сопротивления сумели передать на другую сторону новость о том, что город по сигналу готов восстать и поддержать союзников, чтобы согласовать действия и изгнать итальянских «чернорубашечников» вместе с нацистами. Именно благодаря этому эфемерному каналу связи, построенному в далекую эпоху Ренессанса и чудом спасшемуся, стало возможным быстрое наступление, которое практически закончилось освобождением Флоренции 11 августа 1944 г.– день, который и сегодня празднуется в городе.
Вилла Джулия (Villa Dzhuliya), Рим.
Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый почерк. Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся: Вилла Джулия Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет. Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами, как Джакомо да Виньола, Бартоломео Амманати и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей.
Джорджо Вазари. Макет Виллы Джулия. Рим.
Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.
Палаццо деи Кавальери. Пиза, 1562 г.
Вазари также работал над прекрасным Палаццо деи Кавальери в Пизе. Ранее известный как Палаццо делла Карована, Вазари придал дворцу архитектурный вид в 1562 г. Дворец служил дворцом рыцарей Святого Стефана. Сейчас это часть Пизанского университета, основанного Наполеоном. Потрясающий фасад, спроектированный Вазари, украшен изысканными фресками под названием «сграффити». Верхний фасад украшен бюстами герцогов Медичи. Снаружи установлена статуя Козимо I Медичи, просто чтобы напомнить вам, что Флоренция завоевала Пизу.
Грот Буонталенти (по-итальянски также называемый «Гротта Гранде») расположен на крайнем севере садов Боболи, рядом со входом в коридор Вазари. Происхождение грота связано со строительством акведука, идущего от источника Джиневра, строительство которого началось в 1551 г. для подачи воды сначала в сады Боболи, а затем во дворец Веккьо. В дополнение к трубопроводу, ведущему из Садов во Дворец, было построено водохранилище, обеспечивающее непрерывную подачу воды даже в засушливые периоды. Первые работы начались в 1557 г. под руководством Давиде Фортини, зятя архитектора и скульптора Никколо Триболо, который курировал первый проект садов Боболи. В том же году задача была передана Джорджо Вазари, который создал фасад с тосканскими колоннами и пилястрами. На фасаде имелись две ниши, где в 1560 г. должны были стоять скульптуры Аполлона и Цереры работы Баччо Бандинелли. Позже водохранилище утратило свою первоначальную функцию, и великий герцог Франческо I решил превратить его в грот.
Грот Буонталенти, Флоренция.
Между 1583 и 1587 годами Бернардо Буонталенти руководил преобразованием водохранилища, изменив архитектурную планировку Вазари и спроектировав всю декоративную часть. В 1583 году были достроены стены трех комнат, составляющих грот. Между 1583 и 1584 годами скульптор Пьеро ди Томмазо Мати работал над созданием фигур в первой комнате, завершив их в следующем году размещением четырех рабов Микеланджело по углам комнаты. Между 1586 и 1587 годами Бернардино Поккетти выполнил роспись трех комнат. В 1587 году во втором зале была установлена скульптурная группа Винченцо де Росси.
Грот Буонталенти Флоренция.
Между 1592 и 1593 годами в третьей комнате была установлена чаша из африканского зеленого мрамора, поддерживаемая мраморной колонной с четырьмя фигурами сатиров; Венера Джамболоньи статуя была установлена на бассейн примерно в 1593 году. После смерти Франческо I работы продолжились под руководством его брата Фердинандо, который заказал фасад. Три внутренних помещения расположены не на одной линии друг с другом, а скорее смещены таким образом, что снаружи можно заглянуть вглубь Грота и в полной мере оценить красоту скульптуры Венеры.
ДОМ ВАЗАРИ В АРЕЦЦО
Дом Вазари (Casa Vasari) в Ареццо. Фасад.
Вазари был не бедным человеком и за свою жизнь накопил значительное состояние. Вазари купил дом в Ареццо в 1541 году и написал фрески в шести залах в период с 1542 по 1548 год. Фрески и картины на дереве показывают библейские и мифологические сцены, священные и светские аллегории, его «коллег» художников. Картины, которые дошли до нас, очень хорошо сохранились и сегодня позволили превратить этот дом в музей Casa Vasari в Ареццо. Самая важная комната - это Комната добродетели, которую Вазари расписал фресками, когда писал свои «Жизнеописания». Здесь изображены эпизоды из жизни самых известных художников древности. В «Комнате знаменитостей» представлены портреты Вазари его современников, в том числе портреты Микеланджело и Андреа дель Сарто. В доме Вазари также хранятся оригинальные рукописи «Житий» и 17 писем Микеланджело к Вазари, которые в настоящее время оспариваются.
Первоначально этот дом был в плане почти квадратным, а фасад был короче, чем сегодня. Первый этаж использовался как склады. На первом этаже жили Джорджо Вазари и его жена Николоза Баччи, которая, по традиции, изображается среди дам, нарисованных в так называемом зале Аполлона и Муз. На втором этаже жил Пьетро, дядя Джорджо, который занимал должность управляющего в те долгие периоды, когда художник отсутствовал. После смерти Вазари дом переходит в наследство членам его семьи. В 1687 году после смерти Франческо Марии, последнего представителя семьи, по завещанию Джорджо дом переходит к братству мирян Ареццо, которое имело большую связь с художником также за экономическую помощь ему после смерти его отца в 1527 году.
Андреа Сансовино (1467-1529). Портрет римского императора де Гальба.
1510-1515 гг. Майолика.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Лаззаро Вазари (1399-1469), дяди художника.
1542 г. Дом Вазари, Ареццо. Зал славы.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет художника Луки Синьорелли (1441-1523),
племянника Лаззаро Вазари. 1568 г. Дом Вазари, Ареццо. Зал славы.
Карло Портелли (умер в 1574 г.). Аллегория милосердия. 1555 г.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дом Вазари, Ареццо. Зал муз. 1542-1548 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дом Вазари, Ареццо. Зал муз. 1542-1548 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574). Иуда. Дом Вазари, Ареццо. 1542 г.
ДОМ ВАЗАРИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
Дом Вазари (Casa Vasari) во Флоренции. Фасад.
Есть два Дома Вазари, один во Флоренции и один в Ареццо. Во Флоренции Козимо I Медичи оставил палаццо в Борго Санта-Кроче в качестве резиденции для художника в 1557 году, а в 1561 году Козимо подарил дом Вазари в знак признания его заслуг. Вазари создал фрески в интерьере, из которых сохранились только фрески в салоне. Дворец, долго пренебрегали, был восстановлен в 1942, 1995 и экстенсивно в 2009-2011 годах, был внесен в список исторического памятника в 1933 году и с тех пор был открыт для посетителей через соседний музей Хорн из в Фондационе Хорн.
На фресках Большого зала изображены художественные аллегории, на западной стене - рождение живописи, на восточной стене - сиракузский скульптор Зевксис, на севере - история Апеллеса, а на юге - тринадцать художников из Витэ, современников Вазари.
Дом Вазари во Флоренции. Гостиная, каминная стена. Портрет Джорджо Вазари. 1565-1570 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дом Вазари во Флоренции. Салон. Портрет Микеланджело.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дом Вазари во Флоренции. Салон. Портрет Леонардо да Винчи.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дом Вазари во Флоренции. Салон. Портрет Рафаэля.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дом Вазари во Флоренции. Салон. Архитектор Брунеллески.
В своих жизнеописаниях Вазари посвятил 76 страниц Микеланджело, 28 - себе, 24 - Рафаэлю и только 14 - мастеру из Венеции Тициану. Джорджо Вазари был избран в совет и муниципалитет своего родного города Ареццо и, наконец, был возведен в высший титул гонфалоньера. В 1571 году от папы Пия V Вазари удостоился чести стать рыцарем Святого Петра.
Джорджо Вазари умер 27 июня 1574 года во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Santa Maria della Pieve di Arezzo).
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ IV | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»