ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ II20-06-2024 23:14к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джорджо Вазари. 1570 г. Неизвестный гравер.
Джорджо Вазари (1511-1574) – итальянский художник-маньерист, архитектор и историк искусства. Картины Вазари вызывали восхищение его современников, несмотря на то, что были лишь слабым подражанием мощному искусству Микеланджело (который был для художника идолом). Причиной тому было изменение эстетических вкусов времени: на смену мощи и торжественной величавости Ренессанса пришла манерная суетность маньеризма. Художник работал в самых разных городах по всей Италии: Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе, Ареццо. Самой замечательной работой мастера является роспись стен и потолка в большом зале Палаццо Веккьо во Флоренции. Талант Вазари был универсален: он проявил себя не только как живописец, но и как архитектор, создав блистательный ансамбль Уффици во Флоренции. В 1562 году он основал во Флоренции Академию художеств. Вазари был удивительно доброжелательным человеком, свободным от тщеславия и зависти к успехам коллег. Его суждения об искусстве были остры, точны и свободны от предвзятости и вкусовой ограниченности.
Портрет Джорджо Вазари со 2-го издания «Жизнеописаний». 1568 г.
Джорджо Вазари первоначально по всем источникам наняли хозяева домов семьи Медичи во Флоренции и Риме, а также он работал, среди прочего, в Венеции, Неаполе и Ареццо. С 1553 г. Вазари был близок к Медичи во Флоренции и в 1562 г. основал Флорентийскую академию художеств, в которой великий герцог и Микеланджело были первыми директорами учреждения, а тридцать шесть художников были выбраны в качестве членов. В 1558 г. по заказу Луки Торриджани Вазари создал картину «Туалет Венеры», которая сейчас находится в собрании Государственной галереи Штутгарта.
Джорджо Вазари (1511-1574). 1. Святой Донат и Святой Стефан. 2. Святой Павел и Святой Георгий. 3. Лазарь и Святая Мария Магдалина 1563-1564 гг. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Погребальный алтарь, памятник для себя и членов семьи, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). 4. Святой Антонио и Святой Франциск. 1563-1564 г. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо. 5. Ловцы птиц. 1550-1560 гг. Холст, масло. 212 х 101,9 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $600.000 – 800.000 дол.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество с поклонением пастухов. 1554 г.
Сланец, масло. 51 х 44 см. Музей Сумайя, Мехико.
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета под Солнцем и Луной. 1550-е гг.
Коллекция банка Монте-деи-Паски, Сиена. Палаццо Киджи Сарачини.
Джорджо Вазари (1511-1574). Крещение Святого Павла. 1550-1599 гг. Дерево, масло.
60 х 43,5 см. Музей и галерея Университета Боба Джонса, Гринвилл, штат Южная Каролина.
Джорджо Вазари (1511-1574). Крещение Савла. 1550-1552 г. Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, часовня Дель Монте, Рим. Художник и автор трактатов Джованни Бальоне засвидетельствовал тот факт, что Вазари поместил в это произведение свой автопортрет (справа)
Джорджо Вазари (1511-1574). Два путти. Аллегория лета. 1550-1560 гг. Дерево, масло. 90,2 х 78,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г. Эстимейт $400.000-600.000 дол. за пару.
Джорджо Вазари (1511-1574). Два путти. Аллегория зимы. 1550-1560 гг. Дерево, масло. 80,5 х 79,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г. Эстимейт $400.000-600.000 дол. за пару.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория осени (Аллегория осенних фруктов). 1570-1574 гг.
Дерево, масло. 80 х 80 см. Коллекция Алана, Ньюарк, штат Делавэр.
«Аллегория терпения» одна из самых важных картин Джорджо Вазари из коллекции Медичи, ранее принадлежавшая кардиналу Леопольдо Медичи. В настоящее время находится в Палаццо Питти. Работа имеет сложную историю, поскольку ее приписывали многим художникам, включая Пармиджанино, Франческо Сальвиати и Джироламо Сициоланте. Теперь она признана шедевром Вазари в сотрудничестве с испанским художником Гаспаром Бесеррой. Епископ Ареццо и посол Козимо I Бернардетто Минербетти заказал Вазари «Аллегорию терпения», попросив его создать картину, которая в некотором роде олицетворяла бы главное достоинство его характера - терпение. Художник черпал вдохновение для своей работы из античных скульптур. На картине изображена женщина, прикованная цепью к скале, терпеливо ожидающая, когда кувшин наполнится водой, изливающий капли, необходимые для размыва камня и возвращения ей свободы.
Джорджо Вазари (1511-1574), Гаспар Бесерра (1520-1568). Аллегория терпения.
Фрагмент (3). 1551 г. Дерево, масло. Палаццо Питти, Флоренция.
Образ стал настолько успешным, что герцог Эрколе II д'Эсте заказал Вазари новую версию «Терпения».
Работа была предназначена для украшения Апартаментов терпения в Кастелло Эстенсе в Ферраре.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория терпения. 1552 г.
Холст, масло. 197,8 x 108,8 см. Коллекция Клеша, Лондон.
Джорджо Вазари (1511-1574). Несение креста. 1555-1564 гг. Дерево, масло. 58,4 х 43,2 см.
Художественный музей Спенсера, Канзасский университет, Лоуренс, штат Канзас.
Картина была заказана другом Вазари Винченцо Боргини, интеллектуалом и писателем, имеющим тесные связи с двором Медичи. На этой картине Вазари с необычайной силой и мастерством изобразил один из самых трагических и эмоциональных эпизодов в жизни Христа: Иисус несет свой крест по пути к Голгофа. Безжалостная жестокость солдат контрастирует с мучительной нежностью женщин, которые смотрят на усталого Христа, стоящего на коленях на пределе своих сил. Эта увлекательная и сложная композиция - плод творчества человека, который был «Homo Universalis», человеком универсального духа, потому что Вазари был художником, скульптором, архитектором и писателем. Эпоха Возрождения человек, если таковой когда-либо существовал, до такой степени, что ему приписывают само появление термина «Ренессанс». Существует еще несколько версий «Несения креста», в том числе в коллекции «Jaime Eguiguren, Arte y Antigüedades» (Хайме Эгигурен Искусство и антиквариат) в Монтевидео, Уругвай и в частном собрании в Германии.
Хранитель музея Нортона Саймона Скотт Хеффли рассматривает картину Вазари «Несение креста» после
реставрации. Хорошо видна живопись на доске «Дерево, масло». Толщина доски обычно 2–3 сантиметра.
Джорджо Вазари (1511-1574). Христос-Пантократор. 1553 г. Дерево, масло. 90,8 см х 71 см.
Частное собрание.
Этот портрет Вазари «Христос-Пантократор» был написан для влиятельного банкира Биндо Альтовити (великого мецената, который был открыто враждебен семье Медичи), недавно обнаруженный искусствоведом Карло Фальчиани в частной коллекции и, возможно, был эскизом к картине «Несение креста».
Джорджо Вазари (1511-1574). Святая Троица.1553 г. Музей изящных искусств Нанси,
Франция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Обезглавливание Святого Иоанна Крестителя.
1553 г. Дерево, масло. Церковь Сан-Джованни Деколлато, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Юдифь и Олоферн. 1554 г. Дерево, масло. 108 х 79,7 см.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури.
Палаццо Веккьо, Флоренция. Зал 500 (пятисот). Размеры 54 х 23 метра.
Восхитительный кессонный потолок, построенный между 1563 и 1565 гг. в зале 500 Палаццо Веккьо, представляет собой серию картин на тему возвышения Козимо I, обрамленных великолепной позолоченной резьбой. 42 панно были выполнены командой из нескольких художников под руководством Джорджо Вазари, за иконографический сюжет отвечал Винченцо Боргини: в первоначальных эскизах центр должен был быть занят аллегорией Флоренции, однако сам Козимо I пожелал, чтобы в этом месте был представлен он сам во славе. Художниками, участвовавшими в оформлении, помимо самого Вазари, были Джованни Страдано, Якопо Дзукки, Джованни Баттиста Нальдини, Стефано Вельтрони, Томмазо ди Баттиста дель Верроккьо, Просперо Фонтана, Марко Маркетти, Орацио Порта, Санти ди Тито и Ридольфо дель Гирландайо. Вокруг центральной панели с апофеозом Козимо I распознаются аллегории некоторых районов Флоренции и владений герцогства, эпизоды Пизанской войны (1496-1509) и войны с Сиеной, а также портреты некоторых сотрудников Вазари.
Джорджо Вазари (1511-1574). Роспись Палаццо Веккьо во Флоренции. Зал 500. Фрески. 1555-1572 гг.
Фрески были написаны первоначально для зала суда в честь побед великого князя Козимо Медичи 1:
1. Поражение пизан у башни Сан Винченцо.
2. Осада Ливорно Максимилианом I Австрийским (1459-1519)
3. Штурм крепости Стампас в Пизе.
4. Ночной штурм крепости недалеко от Порта Камоллия в Сиене.
5. Взятие Порто-Эрколе.
6. Победа Козимо I в Марчиано на Валь-ди-Кьяна.
Джорджо Вазари (1511-1574). Батальная сцена на восточной стене Зала 500 в Палаццо Веккьо. 1555-1572 гг.
Первоначально над интерьерами зала трудились такие корифеи, как Микеланджело и да Винчи. Это единственные пример совместной работы двух титанов Возрождения. К сожалению, выполненные ими фрески были уничтожены в ходе реконструкции, проведенной во второй половине XVI века.
Неоконченные росписи стен, начатые Микеланджело и Леонардо да Винчи, по просьбе Козимо Медичи расписал Джорджио Вазари, но по легенде за своими фресками он сохранил роспись да Винчи. Есть мнение, что под гигантской фреской Вазари на военную тему под названием «Битва при Марчиано» находится не менее грандиозная фреска Леонардо да Винчи. Поиски утраченной батальной фрески да Винчи «Битва при Ангьяри» ведутся уже не одного столетие.
Джорджо Вазари (1511-1574). 6. Битва при Марчиано на Валь-ди-Кьяна. Фреска, к-я якобы закрывает фреску
Леонардо да Винчи. 1570-1571 гг. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Почему пришли к выводу, что фреска Леонардо скрыта именно здесь? На фреске Вазари есть изображение
группы солдат, несущих вымпел со словами «Cerca Trova» (Ищите и обрящете).
Джорджо Вазари (1511-1574). 6. Битва при Марчиано в Валь-ди-Кьяна. Фреска, к-я якобы закрывает фреску
Леонардо да Винчи. Фрагмент. 1570-1571 гг. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Искусствоведы уверены, что это - знак, намеренно оставленный Вазари потомкам. Леонардо получил заказ на «Битву при Ангьяри» от флорентийских правителей в 1503 году. По сообщениям, оставленным Джорджо Вазари, фреску можно было видеть в Палаццо Веккьо еще в 1565 году, однако предполагается, что Леонардо ее не завершил. Новаторство Да Винчи было во всем - в изображении действующих лиц, в композиции. Выражения лиц людей, также как и морд животных, движимых сильными переживаниями, имеют нечто общее.
В 1555-1572 годах семья Медичи решила реконструировать зал. В результате фреска Леонардо была утрачено - его место заняла фреска Вазари «Битва при Марчиано».
Джорджо Вазари (1511-1574). 1. Поражение пизан у башни Сан Винченцо. 1569 г. Зал 500.
Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Джорджо Вазари (1511-1574). 2. Осада Ливорно Максимилианом I Австрийским (1459-1519)
1555-1572 гг. Зал 500. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж
Джорджо Вазари (1511-1574). 3. Штурм крепости Стампас в Пизе. 1568-1570 гг.
Зал 500. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Джорджо Вазари (1511-1574). 4. Ночной штурм крепости недалеко от Порта Камоллия в Сиене. 1568-1570 гг.
Зал 500. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Джорджо Вазари (1511-1574). 5. Взятие Порто-Эрколе. Фреска. 760 х 610 см.
1568-1570 гг. Зал 500. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Джорджо Вазари (1511-1574). Лоренцо Медичи получает подарки от послов. 1556-1558 гг. Фреска.
345 х 280 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофано Герарди (1508-1556). Оскопление Урана Сатурном
(Сатурн кастрирует своего отца Урана). 1556-1560 гг. Дерево, масло. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофано Герарди (1508-1556). Оскопление Урана Сатурном
(Сатурн кастрирует своего отца Урана). Фрагмент (1). 1556-1560 гг. Дерево, масло.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофано Герарди (1508-1556). Оскопление Урана Сатурном
(Сатурн кастрирует своего отца Урана). Фрагмент (2). 1556-1560 гг. Дерево, масло.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Папа Климент VII и король Франции Франциск I. Фреска. 1556-1562 гг.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Автопортрет с женой Николозой Баччи в образах Святого Лазаря и Святой
Марии Магдалины. 1563-1564 гг., Ареццо. (А по-моему Вазари кажется в образе А.С. Пушкина)
Здесь настало самое время немного рассказать о личной жизни Джорджо Вазари, хотя я и не люблю такие темы. Дождливым промозглым декабрьским утром 1549 года в главной капелле базилики Сан Франческо в Ареццо яблоку было негде упасть. Сюда набилось полгорода, чтобы посмотреть редкую для того времени церемонию венчания Николозы Баччи, дочери известного аптекаря Франческо Баччи, благородного аретинского гражданина и Джорджо Вазари, сына горшечника, который хоть и выбился в люди, но как был ремесленником, так им и остался. У Вазари ранее был роман с сестрой Николозы Маддаленой, в результате этого добрачного союза у него было двое детей. Фактически, его брак с Николозой был тяжелым после смерти Маддалены. Тем не менее, несмотря на мнения скептиков, и хотя Вазари часто расставался с Николозой, он любил свою жену и сожалел о том, что их союз остался бездетным.
Николоза Баччи, жена Джорджо Вазари. Бронзовая медаль.
После свадьбы молодожены поселились в доме, купленном Вазари в 1547 г. за 2 года до свадьбы в предместье Сан Вито, недостроенным, зато с большим участком земли. Этот дом, которому Вазари посвятит большую часть своей оставшейся жизни по украшению стен и сводов. Дом оставался во владении семьи до тех пор, пока в 1687 году не умер последний наследник, и после нескольких смен владельца он перешел к итальянскому государству, которое превратило в посвященный ему музей.
Дом-музей Вазари в Ареццо. Фасад.
Джорджо был в восторге от своей Козины, так он сократил неблагозвучную Николозу. Он посвящает ей стихи, рисует кучу ее портретов, и она, конечно же в полном восторге, а как иначе, ведь он – лучший живописец, ее Джорджо…Он наверняка забывает ей рассказать, как по заказу того же Ипполито пишет довольно скабрезные полотна для палаццо веселого кардинала, и тот его всячески поощряет, «одевает с иголочки» и вообще осыпает милостями, заказывая очередную живописную вакханалию. Не исключено, что натурщицей для одной из самых «живописных» картин Вазари «Туалет Венеры» послужила любимая Козина.
Джорджо Вазари (1511-1574). Туалет Венеры. 1558 г. Дерево (тополь), масло.
154 х 124,7 см. Государственная галерея Штутгарта, Германия.
На этой картине, написанной в 1558 году для флорентийца Луки Торриджани, аналог которой «Триумф Вакха» находится в Саратовском музее, Вазари изображает богиню любви, смотрящую на свою красоту в зеркало. Однако, ее лицо кажется странно искаженным, почти мужским. По-видимому, художник ссылается на неоплатоника Марсилио Фичино: последний называл душу влюбленного зеркалом, отражающим образ возлюбленной. Три грации служат и украшают богиню. И еще прилетает Купидон с цветочными украшениями. (Для любителей частной жизни Вазари см. подробности здесь в 2-х частях: Николоза Баччи. Замужем за первым искусствоведом 1)
Джорджо Вазари (1511-1574). Сон Якова. 1557-1558 гг. Дерево, масло. 224,6 х 237 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.
Джорджо Вазари (1511-1574). Апостолы Петр и Иоанн Благословляют народ Самарии.
1557 г. Дерево, масло. 186 x 136 гг. Берлинская картинная галерея.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна милосердия. 1557 г. Тондо. Шелк, масло. D=192 см.
Епархиальный музей, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Коронация Девы Марии. 1560-1565 гг. Дерево, масло.
Церковь Святого Франциска, Читта-ди-Кастелло, Умбрия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Распятие. 1560-1565 гг. Дерево, масло.
Церковь Сан-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Джорджо Вазари (1511-1574). Пророк Элеазар (Елисей). 1560-1570 гг.
Дерево, масло. 41 х 29 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Вот и еще один шедевр Вазари «Пророк Элеазар» из Галереи Уффици. Картина представляет собой чудо Элеазара. Пророк находился в городе Галгало, где бушевал голод. Был приготовлен суп, чтобы накормить его и детей пророков, собравшихся в столовой, но он оказался ядовитым, потому что был приготовлен из диких трав. Затем Елисей высыпал в кастрюлю муку, и суп чудесным образом стал съедобным (II книга царей, 4, 38-41). Картина попадает в ту категорию картин, в которых Вазари адаптирует изобретения больших запрестольных образов для нужд частного и малого формата. Алтарь был сделан для трапезной монастыря Сан-Пьетро в Перудже по заказу аббата Якопо Деи. Как мы знаем из писем Вазари Боргини, таблицы очень удовлетворили заказчика.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мученичество святого Стефана. 1560-е гг.
Холст, масло. 300 х 163 см. Пинакотека Ватикана.
Сложные и изящные позы, красивые драпировки, множество символичных деталей — характерные приметы авторского стиля Вазари. «Мученичество святого Стефана» (около 1560). Это образец экспрессии, которую так любили мастера-маньеристы. Толпа обрушивает град камней на мученика. Просветлённое смирение, с которым тот принимает казнь, резко контрастирует с агрессией мучителей. И снова — композиционная насыщенность, сложное взаимодействие множества персонажей.
Джорджо Вазари (1511-1574). 1. Святой Донат. 2. Святой Доминик. 1563-1564 гг.
Коллекция произведений искусства Сберегательного банка Флоренции (Cassa di Risparmio di Firenze)
Джорджо Вазари (1511-1574). Апеллес, рисующий Кампаспу. 1565-1570 гг. Фреска. Дом Вазари, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Лука, изображающий Богородицу, 1565 г.
Базилика Сантиссима Аннунциата (Базилика Пресвятого Благовещения), Флоренция.
Удивительная самовозвеличивающая реклама, даже для такого гениального художника, как Вазари,
на которой Вазари нарисовал свой собственный автопортрет в образе святого Луки.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мастерская художника. Фреска. 1563 г.
Дом Вазари, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мастерская художника. Фрагмент фрески. 1563 г.
Дом Вазари, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Салон «История Зевса». Фреска. 1565-1570 гг.
Дом Вазари, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рыбалка (Ловля рыбы). 1561-1565 гг. Холст, масло.
195,6 х 161,9 см. Частное собрание, Нью-Йорк.
Джорджо Вазари (1511-1574). Благовещение. 1564-1567 гг.
Дерево, масло, 216 х 166 см. Лувр, Париж.
Историки искусств считают датой написания картины «Благовещение» 1564-1567 годы. Масштабная работа (выполненная маслом на дереве была первым заказом кардинала Ипполита Медичи. Основа сюжета – канонический библейский мотив, к которому обращались многие художники эпохи Возрождения: архангел Гавриил предстает перед Девой Марией с благой вестью о ее непорочном зачатии. Контрастность цвета, замысловатость поз, обилие сложных символов, – все эти особенности так характерны для творчества Вазари. Обращает на себя внимание типичный антураж современной для художника эпохи, на фоне которого изображены библейские события многовековой давности. Картина является частью художественной коллекции парижского Лувра.
В марте 1565 г. Вазари пишет портреты для предстоящего брака Франческо Медичи и Иоанны Австрийской, одетых в маскарадные костюмы по генеалогии богов. Бракосочетание происходило 18 декабря 1565 г. (К сожалению, в сети портреты не обнаружены, возможно, они вообще не сохранились).
Джорджо Вазари (1511-1574). Папа Климент VII обручает Екатерину Медичи и Анри II Французского
28 октября 1533 г. Фреска, написана через 17 лет после этого события в 1550 г.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Элеоноры Толедской, жены Козимо I Медичи.
1560 г. Фреска. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Элеонора Толедская, дочь вице-короля Неаполя Педро Толедского, жены Козимо I Медичи, герцога Флоренции и Сиены. Этот портрет вдохновлен другим портретом Бронзино (сейчас хранится в Королевском дворце Пизы)
Джорджо Вазари (1511-1574). Брак в Кане Галилейской. 1566 г. Дерево, масло.
40 х 28 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Страдано (1523-1605).
Осада Монтериджони. 1563-1565 гг. Дерево, масло. 540 х 250 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Чудо Святого Бенедетто - на картине изображен эпизод войны с Сиеной, посвященный этапу подготовки к штурму города-крепости Монтериджони. Действительно, на картине можно увидеть волов, везущих пушки, бомбардиров и остальную армию. Монтериджони с его типичными очертаниями выделяется на заднем плане.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Страдано (1523-1605). Захват Кашины.
1563-1565 гг. Дерево, масло. 540 х 250 см. Палаццо Веккьо, Флоренция. 1-й этаж.
Джорджо Вазари (1511-1574). Кузница Вулкана. 1564 г. Дерево, масло. 38 х 28 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Эта небольшая картина является частью серии, созданной Вазари и художниками его круга для Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы, на сюжеты, основанные на сочинениях Винченцо Боргини. Сюжет картины навеян отрывком из «Илиады» Гомера, в котором поэт описывает Вулкана, бога огня, который намеревается выковать меч Ахилла. Сидя на переднем плане, бог показывает Минерве только что созданное оружие. Минерва, которая держит компас и угломер и протягивает рисунок Вулкану, олицетворяет изобретательность, в то время как бог-кузнец за работой символизирует Технику. Картина символизирует объединение идейных и ручных навыков, неотъемлемых компонентов всех искусств, и тему, особенно дорогую Козимо, чье хобби включало в себя механическое искусство. Мир, парящий над головой с оливковой ветвью в руках, является отсылкой к процветанию Флоренции под руководством семьи Медичи. И действительно, стоит помнить, что в 1563 г. Козимо I основал Академию художеств, место, где молодые студенты внимательно изучали древние статуи и оттачивали технику рисования, считающуюся основой всех искусств.
Джорджо Вазари (1511-1574). Чудесный улов. 1563-1564 гг. Фреска по картине 1551 г.
В 1563-1564 годах Джорджо Вазари создал себе при жизни памятник, написав огромный Погребальный алтарь, памятник для себя и членов семьи (Altare-monumento funebre per sè e i suoi familiari) в Аббатстве Святой Флоры и Луциллы в Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Чудесный улов. 1563-1564 гг. Фреска по картине 1551 г.
1563-1564 гг. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Страдано (1523-1605). Святой Георгий и дракон. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Георгий и принцесса. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Воскрешение Лазаря. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Получение стигматов Святым Франциском. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мученичество Святого Доната. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Юстус, Эрменио и Артерио (Giusto, Ermenio e Arterio) перед судьей. Фреска.
1563-1564 гг. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Проповедник Джироламо Савонарола учится и заботится о нуждающихся.
Фреска. 1563-1564 гг. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мать и отец художника Маддалена Таччи и Антонио Вазари, Фреска.
1563-1564 гг. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Падение манны небесной. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Еврейская Пасха. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Мартин благословляет Святого Георгия.
Фреска. 1563-1564 гг. Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Исаака. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория благотворительности. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория надежды. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория веры. Фреска. 1563-1564 гг.
Аббатство Святой Флоры и Луциллы, Ареццо.
Живописец Джорджо Вазари считал живопись своим призванием, и выделял этот вид искусства из всех остальных. Работы мастера были очень востребованы, его картины пользовались невероятной популярностью у современников, хотя, в последующие эпохи подвергались критике и, по мнению некоторых современных экспертов, не прошли проверку временем. Вазари был приверженцем маньеризма, к характерным особенностям которого относятся: Чрезмерный спиритуализм; Изломанность линий рисунка; Перегруженность композиции; Вычурность и искусственность сюжета; Искаженное изображение фигур; Применение ярких эффектов (игра с размерами, освещением и перспективой); Использование едкой цветовой палитры. «Тайная вечеря» 1567-1569 гг. – типичный пример позднего стиля Вазари.
Интересные подробности про более раннюю «Тайную вечерю» из Церкви Санта Кроче во Флоренции. После длительной реставрации «Тайная вечеря» Джорджо Вазари в 2016 г. через 50 лет после наводнения вернулась в комплекс Санта-Кроче во Флоренции. Картина написана в 1546 гг. и состоит из пяти панелей и в общей сложности 20 толстых досок из тополя. Массивная работа размером 8 на 21 фут. Первоначально сделанная для трапезной монастыря по заказу монахинь-бенедиктинок из Флорентийского монастыря Мюрате во Флоренции, она был перенесена в Санта-Кроче в 1815 году в связи с подавлением монастырей Наполеоном. Во время наводнения 1966 года, когда разлилась река Арно - трагедия в истории Италии картина, хранившаяся в трапезной базилики, оставалась под водой 12 часов. Она была завернута в консервационную бумагу. Ее удалось спасти только благодаря нанесению на цветную поверхность рисовой бумаги (чтобы предотвратить отслоение) и постепенному высыханию при контролируемой влажности. После 9 лет реставрации с использованием передовых технологий картина была с триумфом представлена публике. Если Санта-Кроче снова затопит, две лебедки автоматически поднимут картину выше линии затопления.
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение волхвов. 1566-1567 гг. Дерево, масло.
65 х 48 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Это панно представляет собой автограф, уменьшенную копию алтаря, написанного в 1566-1567 годах для новоизбранного папы Пия V, который предназначался для погребальной часовни папы в церкви Санта-Кроче в его родном городе Боско-Маренго в Пьемонте. Подготовительный рисунок к нему находится в Уффици, Флоренция. Недавние исследования показали, что эта уменьшенная версия почти наверняка была написана для близкого друга Вазари Винченцо Боргини, настоятеля Спедале дельи Инноченти (Больницы для подкидышей) во Флоренции.
Джорджо Вазари (1511-1574), Якопо Дзукки (1541-1590). Мадонна Святейшего Розария.
1569 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, часовня Барди, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Якопо Дзукки (1541-1590). Мадонна Святейшего Розария. Фрагмент (1).
1569 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, часовня Барди, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Якопо Дзукки (1541-1590). Мадонна Святейшего Розария. Фрагмент (2).
1569 г. Дерево, масло. Церковь Санта-Мария-Новелла, часовня Барди, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми. 1568 г.
Музей средневекового и современного искусства, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Распятие с добродетелями и словами
Святого Ансельма. 1567 г. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Рох. 1568 г. Дерево, масло.
Музей средневекового и современного искусства, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Рох исцеляет больных чумой. 1568 г.
Дерево, масло. 37,2 х 24,5 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2024 г.
Эстимейт $300.000 – 500.000 дол
Джорджо Вазари (1511-1574). Триумф Вакха. Конец 1560-х - начало 1570-х гг.
Дерево, масло. 171 х 137 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Вазари в России
Несмотря на огромное наследие Джорджо Вазари, в России его работ очень мало. «Собственным Вазари» могут похвастаться лишь два русских музея. Картина «Триумф Вакха», относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове. Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея). До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что «Триумф Вакха» действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари. Однако, одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине «Обручение святой Екатерины».
Джорджо Вазари (1511-1574). Триумф Вакха. Фрагмент. Конец 1560-х - начало 1570-х гг. Дерево, масло.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
Джорджо Вазари (1511-1574). Обручение Святой Екатерины. XVI век.
Дерево, масло. 184 х 133 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Гробница Микеланджело Буонарроти была построена по проекту Джорджо Вазари
в церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1564-1574 гг.
Филипп Килиан (1628-1693). Портрет Джорлжо Вазари. 1675 г.
Параллельно Вазари продолжал писать картины и открыл в 1562 году во Флоренции Академию художеств. В 1568 году в свет вышло второе издание - существенно дополненное и снабжённое портретами героев. Работая над этой книгой, Вазари кропотливо собирал данные о предшественниках и современниках: от Чимабуэ до маньеристов. В литературной обработке ему помогали монах Маттео Фаетано (Matteo Faetano) и писатель Аннибале Каро (Annibale Caro).
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 533-581, илл. 205-218.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Изд-во ООО СЗКЭО
«Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 49.
Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал.
С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега», 2009 г. Стр. 92.
Слава, с наступающим....
С днем рождения! Самые теплые и нежные поздравления в этот особенный день! Пожелания добра, счастья- пусть на жизненном пути сопровождают здоровье, удача в делах, достаток и семейное благополучие.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»