ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I17-06-2024 21:15к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джорджо Вазари (1511-1574). Автопортрет. 1571-1574 гг. Холст, масло. 101 х 80 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Рассказывать о таком известном и продуктивном художнике в ограниченном 32 мегабайтами пространстве статьи непростое дело. Его биография изучена вдоль и поперек. Однако я надеюсь, что мне удастся хотя бы заинтересовать энтузиастов новыми открытиями итальянских искусствоведов и реставраторов. Джорджо Вазари (1511-1574) - известный итальянский живописец-маньерист. Творчество Джорджо Вазари было многоплановым: он писал картины на холсте и дереве, расписывал фресками храмы, получил определённую известность в качестве архитектора. Но обессмертили его имя не столько картины, сколько его труд по истории искусства XIV-XVI веков, считающийся одной из первых работ по искусствознанию. Вазари более 20 лет работал над «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хотя и до него были авторы, описывавшие судьбы художников, именно Вазари считают предтечей искусствознания и даже основоположником этой науки - настолько масштабным был его труд, охвативший в 5 томах биографии 178 итальянских творцов эпохи Возрождения и сменившего её периода маньеризма. Но тем не менее он оставил свой след в итальянском искусстве и как живописец и архитектор, и эта сторона его творчества не всем известна.
Йоханнес Страданус (1523-1605). Осада Флоренции в 1530 году. Фреска. 1558 г.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари по прозвищу Аретино (Giorgio Vasari, Aretino) родился 30 июля 1511 года в Ареццо, одном из старейших городов Тосканы. Он родился в большой семье простого ремесленника. Его отец Антонио был гончаром, и фамилия Вазари произошла от прозвища (Вазарио - занимающегося гончарным делом), а маму звали Мадалена Таччи. Молодость у художника была непростой. Он был ещё подростком, когда потерял отца, умершего от чумы, и все тяготы по содержанию большой семьи (а было у Аретино три сестры и двое братьев) легли на его плечи. Уже в раннем возрасте он проявлял склонность к творчеству. Когда ребёнку было 12 лет, по совету Луки Синьорелли, известного художника, который был двоюродным братом Джорджо Вазари, его отдали в ученики к французскому художнику Гильому де Марсилья (1470-1529), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.
Андреа дель Сарто (1486-1530), Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство Медичи.
1528-1530 гг. Дерево, масло. 144,8 х 107,7 см, Картинная галерея Далвича, Лондон.
Джорджо Вазари (1511-1574), follower. Святое Семейство и Святая Анна. 1530-1669 гг.
Сланец, масло. 86,5 x 58,5 см. Национальный фонд, аббатство Калке, Англия.
Джорджо Вазари (1511-1574), атрибуция Федерико Дзери. Иосиф и жена Потифара.
1530-1574 гг. Фреска, перенесенная на холст. 139 х 108 см. Аукцион Mercato Antiquario,
Брюссель, 1976 г.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544).
Фигура санитара. 1531-1533 гг. Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. 1531-1533 гг.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. Фрагмент (1).
1531-1533 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари.
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. Фрагмент (2).
1531-1533 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. Фрагмент (3).
1531-1533 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари.
Джорджо Вазари (1511-1574). Погребение Иисуса. 1532 г. Дерево, масло. 144 х 113 см.
Дом Вазари, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Лоренцо Великолепного (1449–1492).
1533-1534 гг. Дерево, темпера. 90 х 72 см, Галерея Уффици, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет герцога Алессандро Медичи в рыцарских доспехах.
1534 г. Дерево, масло. 157 х 114 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет герцога Алессандро Медичи в рыцарских доспехах. Фрагмент.
1534 г. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми (Алтарь Святого Роха).
1536-1537 Дерево, масло. 254 х 2012 см. Национальный музей средневекового и
современного искусства, Матера, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Давид покупает землю у Аравны. 1536-1537 гг. Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Иегова посылает чуму на народ Израиля. 1536-1537 гг. Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. 1536-1537 гг.
Церковь Сантиссима Аннунциата, Ареццо.
Мальчика, помогавшего расписывать храм, заметил кардинал Сильвио Пассерини. Он отправил 13-летнего паренька в столицу Тосканы - Флоренцию, являвшуюся одним из центров искусства Италии. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством. В 1524 г. во Флоренции учителями юноши стали художники-маньеристы Андреа дель Сарто, Баччо Бандинелли и Россо Фиорентино. Там же он встретил Микеланджело, ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Способного юношу замечают при дворе Медичи. Ему покровительствуют Алессандро и Ипполито Медичи. Ипполито Медичи в 1529 г. взял Вазари с собой в Рим, где художник неутомимо и настойчиво изучал работы Рафаэля и других художников римского Высокого Возрождения. Вскоре он получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Джорджо Вазари (1511-1574). Алтарь в церкви монастыря Камальдоли, посвященный Святым
Донато и Илариону. 1536-1538 гг.
Интерьер церкви монастыря в Камальдоли, коммуна Поппи в Тоскане.
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. 1540 г. Дерево, масло. 311 x 210 см.
Главный алтарь церкви в Камальдоли
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. Фрагмент (1). 1540 г. Дерево, масло. 311 x 210 см.
Главный алтарь церкви в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. Фрагмент (2). 1540 г. Дерево, масло. 311 x 210 см.
Главный алтарь церкви в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем
и Иеронимом. 1537 г. Дерево, масло. 207 x 150 см. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем и Иеронимом.
Фрагмент (1). 1537 г. Дерево, масло. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем и Иеронимом.
Фрагмент (2). 1537 г. Дерево, масло. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. 1538 г. Дерево, масло. 207 х 150 см.
Церковь в Камальдоли. Божественный свет Младенца Христа освещает ночную сцену.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (1). 1538 г. Дерево, масло. Церковь в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (2). 1538 г. Дерево, масло. Церковь в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (3). 1538 г. Дерево, масло. Церковь в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (4). 1538 г. Дерево, масло.
Церковь в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святые Донато и Иларион в левом; Ромуальдо и Бенедетто
в правом крыле. 1540 г. Дерево, масло. Церковь монастыря в Камальдоли.
Микеланджело Буонарроти был для Вазари олицетворением гениальности. Но сам Аретино не стал преемником идей Возрождения. Ему более близки оказались принципы маньеризма, отвергнувшего ренессансную ясность и простоту во имя затейливости и эффектности. Творчество Джорджо Вазари всецело отражает особенности эпохи, в которой ему довелось жить: он родился на излёте Позднего Возрождения, когда ещё творил великий Микеланджело, но уже наступил кризис ренессансного мировоззрения. В искусстве возобладали принципы маньеризма с его стремлением к внешним эффектам, за которыми скрывалось тревожное мироощущение и поиски новых художественных смыслов.
1.Орацио Порта (1540 -?). Рождество. 2. Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери. 1539 г.
3. Орацио Порта (1540 -?). Поклонение волхвов. 1560-1612 гг. Церковь Святого Августина, Монте-Сан-Савино.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери со Святыми Августином
и Ромуальдом. 1539 г. Церковь Святого Августина, Монте-Сан-Савино.
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери. Фрагмент. 1539 г. Церковь Святого Августина,
Монте-Сан-Савино.
Джорджо Вазари (1511-1574). Чудеса Святого Доната. Чудо восстановления стеклянной чаши, разбитой язычниками.
1536-1540 гг. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Чудеса Святого Доната. Воскресение умершего Святым Донатом. 1536-1540 гг.
Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. 1538 г.
Дерево, масло. 297 x 188 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Ужин Святого Григория Великого с паломниками.
Из церкви Св. Иоанна в Боско. 1539-1540 гг. Дерево, масло. 403 х 255 см.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Джорджо Вазари (1511-1574). Ужин Святого Григория Великого с паломниками.
Из церкви Св. Иоанна в Боско. Фрагмент. 1539-1540 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Джорджо Вазари (1511-1574). Христос в доме Марты и Марии. 1539-1540 гг.
Дерево, масло. 404 х 250,6 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Ранее в трапезной монастыря Сан-Микеле в Боско.
Джорджо Вазари (1511-1574). Вечеря евреев и Авель, приносящий жертву Богу. 1540 г.
Церковь монастыря в Камальдоли, пределлы.
Джорджо Вазари (1511-1574). Создание Адама. Часть живописного комплекса главного алтаря
церкви монастыря Камальдоли, сейчас в церковном хоре. 1540 г.
Джорджо Вазари (1511-1574). Бог проверяет послушание Авраама, приказывая ему принести в жертву
сына Исаака вместо барана. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Авраам встречает Мелхиседека. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Падение манны небесной. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574). Ангел утешает Илию. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.
Когда Карл V в 1531 г. восстанавливает власть Медичи во Флоренции, Вазари возвращается во Флоренцию к своему другому покровителю, Алессандро Медичи, который был, как и все Медичи, большим покровителем искусства, и он, конечно, вновь принимает к своему двору Вазари, и Вазари пишет его портрет. Это портрет Алессандро Медичи 1534 г., где он изображает его в рыцарских доспехах, восседающего на красивом троне. Изображенный в профиль Медичи смотрит через окно на Флоренцию, которую он защищает, как рыцарь. А 6 января 1537 г. происходит убийство Алессандро Медичи. Медичи были в очередной раз изгнаны из Флоренции. Это было огромным ударом для Вазари, и он решает не полагаться уже больше ни на каких покровителей, а только на себя, на свое творчество, искать счастья не при дворах, как он пишет, а только в искусстве. И Вазари снова возвращается в свой Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория Непорочного Зачатия. 1540 г.
Дерево, масло. 302 х 200 см. Национальный музей виллы Гуиниджи Лукка, Тоскана
Работа имела значительную иконографическую удачу, настолько, что художник сделал несколько версий, как большого формата, так и меньшего размера. Варианты картины находятся в Галерее Уффици и в Музее Эшмола, в Оксфорде. Вазари восхищался сложностью иконографии и дизайна своего знаменитого алтаря 1540 года для часовни семьи Альтовити в церкви Святых Апостолов во Флоренции. Эта картина является уменьшенной версией с автографом. Дева Мария показана как посредница Спасения, торжествующая над сатаной и греховностью, представленными Евой, согласно латинским надписям, которые несут ангелы. Адам и Ева привязаны к Древу Познания, вокруг которого обвивается змей (в женском обличье); Ветхозаветные пророки и цари также привязаны к Дереву на этой мрачной стадии развития человечества перед Спасением, в то время как Иоанн Креститель возвещает пришествие Христа. Третий уменьшенный вариант находится в Галерее Уффици.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория Непорочного зачатия. 1541 г.
Дерево, масло. 58 x 40 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Умирающая Клеопатра (по рисунку Микеланджело). 1540 г.
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1539 г. Церковь монастыря в Камальдоли.
Джорджо Вазари (1511-1574), атрибуция. Святое семейство. 1540 г. Дерево, масло.
66 х 53,3 см. Аукцион Carlyle Auctions Inc., Нью-Йорк, 2012 г. Эстимейт $20.000-30.000 дол.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое Семейство (со Святыми Иоанном и Елизаветой).
1546 г. Дерево, масло. 82 х 60 см. Музей истории искусства, Вена.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое Семейство. 1540-1550 гг. Дерево, масло.
67 х 43 см. Детройтский институт искусств, штат Мичиган.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Святое семейство с младенцем Иоанном. 1540-1550 гг.
Дерево (тополь), масло. 96 х 73 см. Баварские государственные собрания картин, Мюнхен.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство с младенцем Святым Иоанном Крестителем.
1540-1550 гг. Дерево, масло. 110 х 85 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г.
Лот продан за $138.600 дол.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое Семейство со Святым Иоанном. 1540-1550 гг.
Дерево, масло. 140 х 116 см. Частное собрание, США.
И здесь Вазари встречается с другим художником, Россо Фьорентино, который становится его наставником, покровителем, и очень много ему помог. Одна из ранних картин, по которой можно почувствовать стиль самого Вазари, — это «Погребение Иисуса» 1532 года. Она находится в доме-музее Вазари в Ареццо. В Ареццо есть такой музей, где его очень почитают, хотя, конечно, художником первого ряда он так и не стал.
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета со Святым Франциском Ассизским. 1540-1570 гг.
Дерево, масло. 33 х 22 см. Частное собрание, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета. 1542 г. Дерево, масло. 192 х 136 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2000 г. Лот продан за $574.500 дол.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория правосудия. 1542 г. Дерево, масло. 79 х 188 см.
Галерея Академии, Венеция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория надежды. 1542 г. Дерево, масло. 79 х 188 см.
Галерея Академии, Венеция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория терпения (Узник). 1542 г. Дерево, масло. 79 х 188 см.
Галерея Академии, Венеция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория справедливости и истины. 1543 г.
Дерево, масло. 352 х 252 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Добродетели и путти с табличками. 1542 г.
Галерея Академии, Венеция
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство со святым Франциском
на фоне пейзажа. 1542 г. Дерево, масло. 184,1 х 125,1 см.
Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство с младенцем Святым Иоанном
Крестителем и святым Франциском. После 1544 г. Дерево, масло. 100,3 х 77,5 см.
Музей Дэвиса в Колледже Уэллсли, штат Массачусетс.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем. 1544 г. Дерево, масло.
177 х 136 см. Музей изящных искусств Гренобля, Франция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет старухи. 1540-е гг. Дерево, темпера.
117 х 87 см. Национальный музей, Варшава.
Джорджо Вазари (1511-1574). Шесть тосканских поэтов (Данте, Петрарка и Бокаччо). 1544-1554 гг.
Дерево, масло. 132,8 х 131,1 см. Институт искусств Миннеаполиса, США.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Данте читает лекцию группе последователей
(шести тосканским поэтам). 1544-1554 гг. Холст, масло. 121,9 х 121,9 см.
Ориел-колледж, Оксфорд.
Из Флоренции Вазари пришлось бежать в Пизу до того, как столица пала и правительство Медичи было восстановлено. Там он снова занялся живописью и отказался от мысли стать ювелиром. Из Пизы он отправился в Модену, а затем в Болонью. Одна из работ в Болонье, которую он писал довольно долго, но она была оценена современниками — это работа 1540 года «Трапеза святого Григория». Эта картина считается одним из лучших произведений Вазари. Она и теперь находится в Болонье. Интересно, что все лица этой картины, написанной на исторический сюжет трапезы святого Григория, — это портреты современников Вазари. Он даже указывает на них в своей книге. Это не им изобретенный прием, но он его вот так интересно преломляет.
Джорджо Вазари (1511-1574). Венера и Купидон. 1543 г. Дерево, масло. 131 x 199,2 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Комментарий из Королевской коллекции:
Венера лежит обнаженная на сине-серой ткани, повернув голову направо, а Купидон обнимает ее сзади. Когда он целует ее, она вынимает стрелу из его колчана. Слева находится квадратный пьедестал с вазой и розами, с которого свисают лук и две маски. Внутри столика-ящика находится кукла, лежащая на боку. На втором плане виден далекий холмистый пейзаж. Эти две фигуры олицетворяют контраст между чувственной, земной любовью, воплощенной юным Амуром, и духовной, небесной любовью, представленной богиней Венерой, которую не трогает поцелуй Эроса. Картина является одной из очень большого количества копий по эскизу Микеланджело. Первым изобразил Венеру Якопо Понтормо в 1532-1533 гг. Это панно сейчас находится во Флорентийской академии. Рисунки и эскизы Микеланджело, по-видимому, были сделаны в 1532 году. По его словам, Вазари сделал две или, возможно, три копии, и вполне вероятно, что эта работа была одной из них.
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофоро Герарди il Doceno (1508-1556). 1540 г. Фриз трапезной монастыря Сан-Микеле-ин-Боско в Болонье. Всего таких фресок было написано 10 штук, но о фресках Вазари более подробно в следующих частях поста.
Джорджо Вазари (1511-1574). Иов, Адам, Святой Иероним, Святой Иоанн Евангелист, Святой Лука.
1545-1546 гг. Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574), Раффаэллино дель Колле (1490-1540).
Воскресение Христа. 1545 г. Дерево, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574), Раффаэллино дель Колле (1490-1540). Воскресение Христа. Фрагмент.
1545 г. Дерево, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Распятие. 1545 г. Дерево, масло. 137,5 х 104 см.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Падение манны. 1545 г. Дерево, масло, темпера. 32,1 x 84,8 x 0,8 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Исаака. 1545 г. Дерево, масло, темпера. 32,5 x 80,3 x 0,8 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.
Джорджо Вазари (1511-1574). Встреча Авраама и Мелхиседека. 1545 г. Дерево, масло, темпера. 32,1 x 85,2 x 1 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1545 г. Дерево, масло, темпера. Художественный музей Уолтерса,
Балтимор, штат Мэриленд.
Вазари некоторое время работает в Пизе, и в Пизе же он встречается со своим покровителем Ипполито Медичи, который в это время становится кардиналом и берет Вазари с собой в Рим, где художник тоже стал получать заказы, в частности, во дворце Канчеллориа. Это фрески зала «Ста дней». Почему зал называется «Ста дней»? Потому что Алессандро Фарнезе - покровителя искусства - хотел, чтобы фрески были выполнены в течение ста дней. Вот он поставил такую задачу, и Вазари со своими учениками справился с этим. Вазари не был доволен этой работой, и, надо сказать, она не является чем-то выдающимся в ряду монументальных работ даже внутри самих ватиканских дворцов.
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1546-1547 гг. Дерево, масло. 262 х 580 см.
Базилика Санта-Кроче, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1545 г. Дерево, масло. Музей изящных искусств и археологии,
Труа, Франция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Презентация в храме. Ужин в доме фарисея. Триптих. 1545-1546 гг.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Презентация в храме. Триптих. Фрагмент (1).
1545-1546 гг. Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Презентация в храме. Триптих. Фрагмент (2). 1545-1546 гг.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Встреча Авраама и Мелхиседека. 1545 г. Дерево, масло. 93,5 х 151 см.
Музей Кальве, Авиньон, Франция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Исаака. 1545-1546 гг. Дерево, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь. 1554-1555 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Каина и Авеля. 1545-1546 гг. Дерево, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь. 1544-1555 гг.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Петр, идущий по водам. 1545 г.
Дерево, масло, гипсовая штукатурка. 137,5 х 104 см. Музей изящных искусств,
Дижон, Франция.
Джорджо Вазари работал быстро. Ему помогали ученики. К этому времени он уже набрал себе учеников. Имена их, кстати, тоже сохранились, потому что в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари не обошел и себя. Свою биографию он тоже туда включил и даже имена своих учеников там запечатлел. Поэтому как историк искусства он бесценен: мы даже знаем имена его учеников, как и имена других учеников художников, не вошедших в большую историю искусства.
Джорджо Вазари (1511-1574). Дань уважения народов Павлу III. Фрески в «Зале 100 дней». 1546 г.
Дворец Канчеллория, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Папа Павел III (Фарнезе) назначает кардиналов и раздает бенефиции.
Фрески в «Зале 100 дней». 1546 г. Дворец Канчеллория, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Павел III Фарнезе руководит строительством собора Святого Петра.
Фрески в «Зале 100 дней». 1546 г. Дворец Канчеллория, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Заключение мира между Карлом V и Франциском I. Фрески в «Зале 100 дней».
1547 г. Дворец Канчеллория, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Проповедь святого Павла, Святого Павла во славе, Святого Павла перед проконсулом.
Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (Святой Петр на Золотой горе). Рим, 1550 г.
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Христос в доме Марты и Марии. 1546 г. Дерево, масло.
28,5 х 36 см. Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2019 г. Лот продан за EUR 50.300 евро.
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. 1546-1553 гг. Холст, масло. 105 x 77 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Джорджо Вазари (1511-1574). Искушение Святого Иеронима. 1546 г.
Дерево, масло. 168,3 x 119,4 см. Художественный музей и галерея Лидса, Англия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Франциск, получающий стигматы. 1548 г.
Часовня Зачатия; храм Малатеста, Римини.
«Снятие с креста» - 1540-е годы, монастырь Камальдоли в Тоскане. Здесь Вазари выступает более классично, более типично, но в то же время мы видим, что здесь немного каких-то живописных находок, обычная композиция. То есть во всем, что писал Вазари, он очень хотел подняться на те вершины, о которых он рассуждает в книге «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», но не поднялся.
Вазари был неплохим рисовальщиком, стремился подражать Микеланджело, но мы видим, что не все у него удавалось в пропорциях и в пластике. Как пишет сам Вазари, он, может быть, никогда бы этого не сделал, «если бы превосходнейший человек не сказал мне того, что он мне сказал и о чем по скромности я умалчиваю». Это он передает свой разговор с Микеланджело.
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие Христа с креста. 1548 г. Дерево, масло. 295 x 222 см.
Художественный музей города Равенны, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Крещение Христа. 1549 г. Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Иоанн Креститель. 1549 г. Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение трех волхвов. 1547 г. Дерево, масло.
Церковь Святого Фортунато, Римини, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение трех волхвов. Фрагмент. 1547 г.
Дерево, масло. Церковь Святого Фортунато, Римини, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Анной, Сильвестром
и Франциском. 1548 г. Дерево, масло. 194 х 154 см. Церковь Сан-Франческо,
Кастильон-Фьорентино, Италия.
Картины Вазари были типичны для маньеризма. Для его кисти характерны: изломанность поз (живописцы-маньеристы постоянно искали наиболее эффектные позы для своих персонажей, нередко пренебрегая естественностью и пропорциями); многофигурные композиции; красочность (несмотря на то, что он предпочитал холодную палитру); детальная, мастеровитая проработка деталей; экспрессивность и порой даже аффективная эмоциональность, что особенно заметно в картинах, посвящённых мученичеству святых (впоследствии эту несколько театральную драматизацию сюжетов, свойственную маньеризму, разовьёт и выведет на уровень высокой драмы зарождающееся барокко).
Джорджо Вазари (1511-1574). Свадьба Эсфири и Артаксеркса. Из трапезной аббатства Ареццо. 1548 г.
Дерево, масло. 289 х 745 см. Национальный музей средневекового и современного искусства, Матера, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Троица. 1550-е гг. Церковь Сан-Доменико, Ареццо.
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета. 1550 г. Дерево, масло. 174 х 130 см.
Музей Шартрез, Дуэ, Франция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Коронование Богоматери. 1550 г.
Церковь Святой Екатерины, Ливорно, Италия.
Джорджо Вазари (1511-1574). Первые плоды земли, поднесенные Сатурну. 1555-1557 гг. Фреска. 285 х 687 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофано Герарди (1508-1556). Рождение Венеры. 1555-1557 гг.
Фреска. 285 х 691 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет дамы с ребенком. 1550-1560 гг.
Дерево, масло. 95 х 72 см. Аукцион Mercato Antiquario, Болонья, 1989 г.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет оливетского монаха (возможно, покровителя Питти).
1544 г. Монастырь Монте-Оливето, Неаполь.
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Бенрнадетто де Медичи. 1549 г.
Дерево, масло. 133,3 х 95,2 см. Музей Боде, Берлин.
Джорджо Вазари. Жизнеописания. 1-е издание. 1550 г.
Постепенно Вазари стал весьма небедным человеком. Но, как говорил сам Аретино, влекла его не нажива, а слава. В 1547 г. он построил для себя в родном Ареццо прекрасный дом, потратив много сил и средств на его украшение и отделку. Он был обладателем коллекции картин, подобранных с большим вкусом. Знал ли он, что истинную славу и бессмертие ему принесут не картины, а 5-томные «Жизнеописания» знаменитых художников? Как бы то ни было, в 1550 году Вазари издаёт первую версию своего труда «Жизнеописания», над которым до этого работал много лет. Но результат его не удовлетворил. Следующие 18 Вазари посвятил доработке «Жизнеописаний».
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 533-581, илл. 205-218.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Изд-во ООО СЗКЭО
«Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 49.
Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал.
С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега», 2009 г. Стр. 92.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»