• Авторизация


ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I 17-06-2024 21:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 1571-1574 Автопортрет. Х, м. 101 х 80 cm. Галерея Уффици, Флоренция. (537x700, 108Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Автопортрет. 1571-1574 гг. Холст, масло. 101 х 80 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Рассказывать о таком известном и продуктивном художнике в ограниченном 32 мегабайтами пространстве статьи непростое дело. Его биография изучена вдоль и поперек. Однако я надеюсь, что мне удастся хотя бы заинтересовать энтузиастов новыми открытиями итальянских искусствоведов и реставраторов. Джорджо Вазари (1511-1574) - известный итальянский живописец-маньерист. Творчество Джорджо Вазари было многоплановым: он писал картины на холсте и дереве, расписывал фресками храмы, получил определённую известность в качестве архитектора. Но обессмертили его имя не столько картины, сколько его труд по истории искусства XIV-XVI веков, считающийся одной из первых работ по искусствознанию. Вазари более 20 лет работал над «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хотя и до него были авторы, описывавшие судьбы художников, именно Вазари считают предтечей искусствознания и даже основоположником этой науки - настолько масштабным был его труд, охвативший в 5 томах биографии 178 итальянских творцов эпохи Возрождения и сменившего её периода маньеризма. Но тем не менее он оставил свой след в итальянском искусстве и как живописец и архитектор, и эта сторона его творчества не всем известна.

1558 Stradanus  (1523–1605) Осада Флоренции в 1530 г. Фроеска. Палац Век (700x368, 146Kb)
Йоханнес Страданус (1523-1605). Осада Флоренции в 1530 году. Фреска. 1558 г.
Палаццо Веккьо, Флоренция.

Джорджо Вазари по прозвищу Аретино (Giorgio Vasari, Aretino) родился 30 июля 1511 года в Ареццо, одном из старейших городов Тосканы. Он родился в большой семье простого ремесленника. Его отец Антонио был гончаром, и фамилия Вазари произошла от прозвища (Вазарио - занимающегося гончарным делом), а маму звали Мадалена Таччи. Молодость у художника была непростой. Он был ещё подростком, когда потерял отца, умершего от чумы, и все тяготы по содержанию большой семьи (а было у Аретино три сестры и двое братьев) легли на его плечи. Уже в раннем возрасте он проявлял склонность к творчеству. Когда ребёнку было 12 лет, по совету Луки Синьорелли, известного художника, который был двоюродным братом Джорджо Вазари, его отдали в ученики к французскому художнику Гильому де Марсилья (1470-1529), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.

1528-1530 Св семейство Медичи (after Andrea Sarto 1486-1530, Палаццо) Дер, м. 144.8 х 107.7 cm, Карт галерея Далвича, Лондон (522x700, 158Kb)
Андреа дель Сарто (1486-1530), Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство Медичи.
1528-1530 гг. Дерево, масло. 144,8 х 107,7 см, Картинная галерея Далвича, Лондон.

1530-1669 Св. Семейство и Св. Анна (Follower) масло на сланце. 86.5 x 58.5 cm.Нац фонд, аббатство Калке, Англия (501x700, 102Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), follower. Святое Семейство и Святая Анна. 1530-1669 гг.
Сланец, масло. 86,5 x 58,5 см. Национальный фонд, аббатство Калке, Англия.

1530-1574 Джузеппе и жена Потифапа. Фреска на холсте. 139 × 108 см. Mercato antiquario, Брюссель (578x700, 129Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), атрибуция Федерико Дзери. Иосиф и жена Потифара.
1530-1574 гг. Фреска, перенесенная на холст. 139 х 108 см. Аукцион Mercato Antiquario,
Брюссель, 1976 г.

1531-1533 + Sogliani_Giovanni_Antonio_Figura_di_inserviente,_Arezzo (304x700, 93Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544).
Фигура санитара. 1531-1533 гг. Ареццо.


1531-1533 + Sogliani_Giovanni_Antonio_-_Vasari_Giorgio_(1531-1533),_Ultima_cena,_Arezzo 3 (700x315, 95Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. 1531-1533 гг.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари

1531-1533 + Sogliani_Giovanni_Antonio_-_Vasari_Giorgio_(1531-1533),_Ultima_cena,_Arezzo (700x190, 62Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. Фрагмент (1).
1531-1533 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари.

1531-1533 + Sogliani_Giovanni_Antonio_-_Vasari_Giorgio_(1531-1533),_Ultima_cena,_Arezzo 2 (700x426, 82Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. Фрагмент (2).
1531-1533 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари

1531-1533 + Sogliani_Giovanni_Antonio_-_Vasari_Giorgio_(1531-1533),_Ultima_cena,_Arezzo 4 (700x315, 59Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Джованни Антонио Сольяни (1492-1544). Тайная вечеря. Фрагмент (3).
1531-1533 гг. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Ангиари.

1532 Pogrebenie-Iisusa. Дер, масло. 144 х 113 cm. Дом Вазари, Ареццо ДВА (552x700, 192Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Погребение Иисуса. 1532 г. Дерево, масло. 144 х 113 см.
Дом Вазари, Ареццо.

1533-1534 Portrait of Lorenzo the Magnificent (1449–1492) Дер, тнмп. 90 х 72 cm, Гал Уффици (561x700, 157Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Лоренцо Великолепного (1449–1492).
1533-1534 гг. Дерево, темпера. 90 х 72 см, Галерея Уффици, Флоренция.

1534 Portrait of Duke Alessandro de' Medici в лоспехах. Дер, м. 157 х 114см. Гал Уффици (499x700, 140Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет герцога Алессандро Медичи в рыцарских доспехах.
1534 г. Дерево, масло. 157 х 114 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1534-1537 Portrait of Duke Alessandro de' Medici. Detail (700x501, 116Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет герцога Алессандро Медичи в рыцарских доспехах. Фрагмент.
1534 г. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция.

1536-1537 pala di San Rocco - da_s._rocco_(ARеццо) Museo Nazionale d'Arte Medievale e Moderna - MIBAC (472x700, 115Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми (Алтарь Святого Роха).
1536-1537 Дерево, масло. 254 х 2012 см. Национальный музей средневекового и
современного искусства, Матера, Италия.

1536-1537 Давид покупает землю у Аравны. Ареццо (700x307, 117Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Давид покупает землю у Аравны. 1536-1537 гг. Ареццо.

1536-1537 Иегова посылает чуму на народ Израиля, Ареццо (700x314, 122Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Иегова посылает чуму на народ Израиля. 1536-1537 гг. Ареццо.

1536-1537 Снятие с креста (Deposizione), Церковь Сантиссима Аннунциата, Ареццо.jpg (434x700, 122Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. 1536-1537 гг.
Церковь Сантиссима Аннунциата, Ареццо.

Мальчика, помогавшего расписывать храм, заметил кардинал Сильвио Пассерини. Он отправил 13-летнего паренька в столицу Тосканы - Флоренцию, являвшуюся одним из центров искусства Италии. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством. В 1524 г. во Флоренции учителями юноши стали художники-маньеристы Андреа дель Сарто, Баччо Бандинелли и Россо Фиорентино. Там же он встретил Микеланджело, ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Способного юношу замечают при дворе Медичи. Ему покровительствуют Алессандро и Ипполито Медичи. Ипполито Медичи в 1529 г. взял Вазари с собой в Рим, где художник неутомимо и настойчиво изучал работы Рафаэля и других художников римского Высокого Возрождения. Вскоре он получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

1536-1538 Алтарь в церкви монастыря Камальдоли, посвященной Санти Донато и Илариано. (700x357, 121Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Алтарь в церкви монастыря Камальдоли, посвященный Святым
Донато и Илариону. 1536-1538 гг.

ФОТО Monastero di Camaldoli (Poppi), chiesa dei Santi Donato e Ilariano (700x466, 165Kb)
Интерьер церкви монастыря в Камальдоли, коммуна Поппи в Тоскане.

1540 Deposition from the Cross Дер, м. 311x210 см. Главн алтарь церк в Камальдоди (469x700, 166Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. 1540 г. Дерево, масло. 311 x 210 см.
Главный алтарь церкви в Камальдоли

1540 Deposition from the Cross Дер, м. 311x210 см. Церк в Камальдоди. Фрагм 1 (700x425, 109Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. Фрагмент (1). 1540 г. Дерево, масло. 311 x 210 см.
Главный алтарь церкви в Камальдоли.

1540 Deposition from the Cross Дер, м. 311x210 см. Церк в Камальдоди. Фрагм 2 (700x532, 142Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. Фрагмент (2). 1540 г. Дерево, масло. 311 x 210 см.
Главный алтарь церкви в Камальдоли.

1536 Мад с Млад и Св. Иоанн Крест и Иероним. Дер, м. 207x150. Церк в Камельдоли 2 (560x700, 139Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем
и Иеронимом. 1537 г. Дерево, масло. 207 x 150 см. Церковь монастыря в Камальдоли.

1536 Мад с Млад и Св. Иоанн Крест и Иероним. Дер, м. Церк в Камельдоли Фрагм 1. (700x465, 115Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем и Иеронимом.
Фрагмент (1). 1537 г. Дерево, масло. Церковь монастыря в Камальдоли.

1536 Мад с Млад и Св. Иоанн Крест и Иероним. Дер, м. Церк в Камельдоли Фрагм 2. (700x540, 119Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем и Иеронимом.
Фрагмент (2). 1537 г. Дерево, масло. Церковь монастыря в Камальдоли.

1538 Рождество. Дер, м. 207х150.  Цере. в Камальдоли 2 (542x700, 123Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. 1538 г. Дерево, масло. 207 х 150 см.
Церковь в Камальдоли. Божественный свет Младенца Христа освещает ночную сцену.

1538 Рождество. Дер, м. 207х150.  Цере. в Камальдоли. Фрагм 1 (700x513, 127Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (1). 1538 г. Дерево, масло. Церковь в Камальдоли.

1538 Рождество. Дер, м. 207х150.  Цере. в Камальдоли. Фрагм 3 (700x280, 68Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (2). 1538 г. Дерево, масло. Церковь в Камальдоли.

1538 Рождество. Дер, м. 207х150.  Цере. в Камальдоли. Фрагм 2 (700x395, 75Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (3). 1538 г. Дерево, масло. Церковь в Камальдоли.

1538 Рождество. Дер, м. 207х150.  Цере. в Камальдоли. 1538 г (660x700, 138Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. Фрагмент (4). 1538 г. Дерево, масло.
Церковь в Камальдоли.

1540 Сант Донато и Илариано в левом; Ромуальдо и Бенедетто в правом крыле. Церк в Камальдоли (617x700, 164Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святые Донато и Иларион в левом; Ромуальдо и Бенедетто
в правом крыле. 1540 г. Дерево, масло. Церковь монастыря в Камальдоли.

Микеланджело Буонарроти был для Вазари олицетворением гениальности. Но сам Аретино не стал преемником идей Возрождения. Ему более близки оказались принципы маньеризма, отвергнувшего ренессансную ясность и простоту во имя затейливости и эффектности. Творчество Джорджо Вазари всецело отражает особенности эпохи, в которой ему довелось жить: он родился на излёте Позднего Возрождения, когда ещё творил великий Микеланджело, но уже наступил кризис ренессансного мировоззрения. В искусстве возобладали принципы маньеризма с его стремлением к внешним эффектам, за которыми скрывалось тревожное мироощущение и поиски новых художественных смыслов.

1539 1. Orazio Porta - Рождество. 2. Вазари - Успение. 3. Orazio Porta - Поклон волхвовChiesa di Sant’Agostino (700x402, 121Kb)
1.Орацио Порта (1540 -?). Рождество. 2. Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери. 1539 г.
3. Орацио Порта (1540 -?). Поклонение волхвов. 1560-1612 гг. Церковь Святого Августина, Монте-Сан-Савино.

1539 Успение. Chiesa di Sant’Agostino (Monte San Savino) (466x700, 154Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери со Святыми Августином
и Ромуальдом. 1539 г. Церковь Святого Августина, Монте-Сан-Савино.

1539 Успение. Chiesa di Sant’Agostino (Monte San Savino) ahfuv 1 (700x466, 120Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Успение Богоматери. Фрагмент. 1539 г. Церковь Святого Августина,
Монте-Сан-Савино.

1536-1540 чудеса Святого Доната.  чудо повторной установки чаши, разбитой Святым, Церк в Камальдали (700x223, 70Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Чудеса Святого Доната. Чудо восстановления стеклянной чаши, разбитой язычниками.
1536-1540 гг. Церковь монастыря в Камальдоли.

1536-1540 чудеса Святого Доната.  Воскресение умершего Святым донатом, Церк в Камальдали (2) (700x226, 68Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Чудеса Святого Доната. Воскресение умершего Святым Донатом. 1536-1540 гг.
Церковь монастыря в Камальдоли.

1538 Снятие с креста. Дер, мю. 297 x 188 см. Музей Дориа-Памфили, Рим (434x700, 142Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие с креста. 1538 г.
Дерево, масло. 297 x 188 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим.

1539-1540 Ужин Святого Григория Великого(clemente_VII) Дер, м. 402  х  255 cm. Нац Пинако, Болонья (2) (444x700, 130Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Ужин Святого Григория Великого с паломниками.
Из церкви Св. Иоанна в Боско. 1539-1540 гг. Дерево, масло. 403 х 255 см.
Национальная Пинакотека, Болонья.

1539-1540 Ужин Святого Григория Великого (Сlemente_VII) Дер, м. 402  х  255 cm. Нац Пинако, Болонья. Фрагм (700x700, 183Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Ужин Святого Григория Великого с паломниками.
Из церкви Св. Иоанна в Боско. Фрагмент. 1539-1540 гг. Дерево, масло.
Национальная Пинакотека, Болонья.

1539-1540 Христос в доме Марты и Марии. 404 х 250.6 cm Пинако Болоньи, ранее в трапезной монастырь Сан-Микеле в Боско (452x700, 126Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Христос в доме Марты и Марии. 1539-1540 гг.
Дерево, масло. 404 х 250,6 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Ранее в трапезной монастыря Сан-Микеле в Боско.

1540 Вечерю евреев и Авеля, приносящего жертву Богу. Церк Камальдив, пределлы (700x358, 106Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Вечеря евреев и Авель, приносящий жертву Богу. 1540 г.
Церковь монастыря в Камальдоли, пределлы.

1540 Создание Адама. Часть живописного комплекса главного алтаря церкви монастыря Камальдоли, сейчас в церковном хоре (700x415, 108Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Создание Адама. Часть живописного комплекса главного алтаря
церкви монастыря Камальдоли, сейчас в церковном хоре. 1540 г.

1540 Бог проверяет послушание Авраама, приказывая ему принести в жертву сына Исаака вместо барана. Камальд (700x264, 92Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Бог проверяет послушание Авраама, приказывая ему принести в жертву
сына Исаака вместо барана. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.

1540 Авраам встречает Мелхиседека. Церк в Камальди (700x269, 91Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Авраам встречает Мелхиседека. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.

1540 Падение манны. Церк Камальд (700x395, 129Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Падение манны небесной. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.

1540 Илия утешил ангела. Церк в Камальди (700x405, 124Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Ангел утешает Илию. 1540 г. Церковь монастыря в Камальдоли.

Когда Карл V в 1531 г. восстанавливает власть Медичи во Флоренции, Вазари возвращается во Флоренцию к своему другому покровителю, Алессандро Медичи, который был, как и все Медичи, большим покровителем искусства, и он, конечно, вновь принимает к своему двору Вазари, и Вазари пишет его портрет. Это портрет Алессандро Медичи 1534 г., где он изображает его в рыцарских доспехах, восседающего на красивом троне. Изображенный в профиль Медичи смотрит через окно на Флоренцию, которую он защищает, как рыцарь. А 6 января 1537 г. происходит убийство Алессандро Медичи. Медичи были в очередной раз изгнаны из Флоренции. Это было огромным ударом для Вазари, и он решает не полагаться уже больше ни на каких покровителей, а только на себя, на свое творчество, искать счастья не при дворах, как он пишет, а только в искусстве. И Вазари снова возвращается в свой Ареццо.

1541 Аллегория Непорочного зачатия. Дер, м. 58x40 см. Гал Уффици (2) (485x700, 139Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория Непорочного Зачатия. 1540 г.
Дерево, масло. 302 х 200 см. Национальный музей виллы Гуиниджи Лукка, Тоскана

Работа имела значительную иконографическую удачу, настолько, что художник сделал несколько версий, как большого формата, так и меньшего размера. Варианты картины находятся в Галерее Уффици и в Музее Эшмола, в Оксфорде. Вазари восхищался сложностью иконографии и дизайна своего знаменитого алтаря 1540 года для часовни семьи Альтовити в церкви Святых Апостолов во Флоренции. Эта картина является уменьшенной версией с автографом. Дева Мария показана как посредница Спасения, торжествующая над сатаной и греховностью, представленными Евой, согласно латинским надписям, которые несут ангелы. Адам и Ева привязаны к Древу Познания, вокруг которого обвивается змей (в женском обличье); Ветхозаветные пророки и цари также привязаны к Дереву на этой мрачной стадии развития человечества перед Спасением, в то время как Иоанн Креститель возвещает пришествие Христа. Третий уменьшенный вариант находится в Галерее Уффици.

1541 Аллегория Непорочного зачатия. Дер, м. 58x40 см. Гал Уффици (464x700, 167Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория Непорочного зачатия. 1541 г.
Дерево, масло. 58 x 40 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1540 Клеопатра. (475x700, 158Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Умирающая Клеопатра (по рисунку Микеланджело). 1540 г.

1540 Тайная вечеря. Церк в Камальди Camaldoli Monastery (Arezzo) (700x428, 111Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1539 г. Церковь монастыря в Камальдоли.

1540 Holy Family,’ oil on wood panel, 21 x 26 inches. Estimate $20,000-$30,000. Carlyle Auctions Inc. image. (574x700, 171Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), атрибуция. Святое семейство. 1540 г. Дерево, масло.
66 х 53,3 см. Аукцион Carlyle Auctions Inc., Нью-Йорк, 2012 г. Эстимейт $20.000-30.000 дол.

1540-1545 Святое Семейство со святыми Иоанном и Лизой. Дер, м. 82 × 60.5 см. ВЕНА. оригинал (523x700, 123Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое Семейство (со Святыми Иоанном и Елизаветой).
1546 г. Дерево, масло. 82 х 60 см. Музей истории искусства, Вена.

1540-е Мадонна с младенцем и св. Иоанном Крест. Дер, м. 68,6 x 47,6 см. Кристис Лондон 2004. Прод 89 250 фунтов (490x700, 97Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое Семейство. 1540-1550 гг. Дерево, масло.
67 х 43 см. Детройтский институт искусств, штат Мичиган.

1540-1550 + Мастер. Святое семейство с млад. Иоанном. Дер (топ), м. 96 х 73 Баварская гос. живопись Collections.jpg (536x700, 132Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Святое семейство с младенцем Иоанном. 1540-1550 гг.
Дерево (тополь), масло. 96 х 73 см. Баварские государственные собрания картин, Мюнхен.

1540-1550 Святое семейство с младенцем святым Иоанном Крестителем.. Дер, м. 110 на 85 см. Сотбис НЙ 2020. Прод 138.600 дол (548x700, 125Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство с младенцем Святым Иоанном Крестителем.
1540-1550 гг. Дерево, масло. 110 х 85 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г.
Лот продан за $138.600 дол.

1540-1550 Святое Семейство со святым Иоанном. Дер, м.  140 × 116. ЧС, США (551x700, 94Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое Семейство со Святым Иоанном. 1540-1550 гг.
Дерево, масло. 140 х 116 см. Частное собрание, США.

И здесь Вазари встречается с другим художником, Россо Фьорентино, который становится его наставником, покровителем, и очень много ему помог. Одна из ранних картин, по которой можно почувствовать стиль самого Вазари, — это «Погребение Иисуса» 1532 года. Она находится в доме-музее Вазари в Ареццо. В Ареццо есть такой музей, где его очень почитают, хотя, конечно, художником первого ряда он так и не стал.

1540-1570 Пьета со святым Франциском Ассизским. Дер, м. 33 × 22 см. ЧС, Италия (2) (522x700, 185Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета со Святым Франциском Ассизским. 1540-1570 гг.
Дерево, масло. 33 х 22 см. Частное собрание, Италия.

1542 Пьета. Дер, м. 192 X 136cm. Сотбис НЙ 2000. Прод. USD 574,500 (491x700, 118Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета. 1542 г. Дерево, масло. 192 х 136 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2000 г. Лот продан за $574.500 дол.

1542 Правосудие. Дер, м. 79 х 188 см. Гал Академии, Венеция (700x297, 78Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория правосудия. 1542 г. Дерево, масло. 79 х 188 см.
Галерея Академии, Венеция.

1542 Аллегория надежды. Гал Академии, Венеция (700x332, 102Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория надежды. 1542 г. Дерево, масло. 79 х 188 см.
Галерея Академии, Венеция.

1542 Терпение (Узник). Дер, м. 79 х 188 см. Гал Академии, Венеция (700x286, 80Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория терпения (Узник). 1542 г. Дерево, масло. 79 х 188 см.
Галерея Академии, Венеция.

1543 Аллегория справедливости и истины. Дер, м. 352 х 252 cm. Музей Каподимонте, Неаполь (2) (500x700, 144Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Аллегория справедливости и истины. 1543 г.
Дерево, масло. 352 х 252 см. Музей Каподимонте, Неаполь.

1542 -- Добродетели и путти с табличками. Гал Академии, Венеция (392x700, 109Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Добродетели и путти с табличками. 1542 г.
Галерея Академии, Венеция

1542 Святое семейство со святым Франциском на фоне пейзажа. Х, 184,1 х 125,1 см. ХМ Лос-Анджелеса ЛАКМА (574x700, 148Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство со святым Франциском
на фоне пейзажа. 1542 г. Дерево, масло. 184,1 х 125,1 см.
Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA)

1544 Святое семейство с младенцем Святым Иоанном Крестителем и святым Франциском.Дер, м. 104 х 79. Муз Дэвиса кол Масса (525x700, 111Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святое семейство с младенцем Святым Иоанном
Крестителем и святым Франциском. После 1544 г. Дерево, масло. 100,3 х 77,5 см.
Музей Дэвиса в Колледже Уэллсли, штат Массачусетс.

1544 Мад с Млад. Дер, м. 177 х 136 см. Музей Гренобля, ФР (546x700, 124Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем. 1544 г. Дерево, масло.
177 х 136 см. Музей изящных искусств Гренобля, Франция.

1540-е Портрет старухи. Дер, темпера. 117 х87 cm. National Museum in Warsaw (539x700, 110Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет старухи. 1540-е гг. Дерево, темпера.
117 х 87 см. Национальный музей, Варшава.

1544-1554 Шесть тосканских поэтов (Данте, Петрарка и Бокаччо) Дер, м. 132.8 × 131.1 cm. Ин-т иск-в Миннеаполиса (693x700, 201Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Шесть тосканских поэтов (Данте, Петрарка и Бокаччо). 1544-1554 гг.
Дерево, масло. 132,8 х 131,1 см. Институт искусств Миннеаполиса, США.

1544-1554+Мастер. Данте читает лекцию группе последователей (Шести тосканским поэтам)-Х, м. 121,9х121,9 Ориел-колледж, Ок (700x690, 174Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Данте читает лекцию группе последователей
(шести тосканским поэтам). 1544-1554 гг. Холст, масло. 121,9 х 121,9 см.
Ориел-колледж, Оксфорд.

Из Флоренции Вазари пришлось бежать в Пизу до того, как столица пала и правительство Медичи было восстановлено. Там он снова занялся живописью и отказался от мысли стать ювелиром. Из Пизы он отправился в Модену, а затем в Болонью. Одна из работ в Болонье, которую он писал довольно долго, но она была оценена современниками — это работа 1540 года «Трапеза святого Григория». Эта картина считается одним из лучших произведений Вазари. Она и теперь находится в Болонье. Интересно, что все лица этой картины, написанной на исторический сюжет трапезы святого Григория, — это портреты современников Вазари. Он даже указывает на них в своей книге. Это не им изобретенный прием, но он его вот так интересно преломляет.

1543 Венера и Купидон. Дер, м. 131.0 x 199.2 cm. Королев коллекция, Лондон (2) (700x461, 106Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Венера и Купидон. 1543 г. Дерево, масло. 131 x 199,2 см.
Королевская коллекция, Лондон.

Комментарий из Королевской коллекции:
Венера лежит обнаженная на сине-серой ткани, повернув голову направо, а Купидон обнимает ее сзади. Когда он целует ее, она вынимает стрелу из его колчана. Слева находится квадратный пьедестал с вазой и розами, с которого свисают лук и две маски. Внутри столика-ящика находится кукла, лежащая на боку. На втором плане виден далекий холмистый пейзаж. Эти две фигуры олицетворяют контраст между чувственной, земной любовью, воплощенной юным Амуром, и духовной, небесной любовью, представленной богиней Венерой, которую не трогает поцелуй Эроса. Картина является одной из очень большого количества копий по эскизу Микеланджело. Первым изобразил Венеру Якопо Понтормо в 1532-1533 гг. Это панно сейчас находится во Флорентийской академии. Рисунки и эскизы Микеланджело, по-видимому, были сделаны в 1532 году. По его словам, Вазари сделал две или, возможно, три копии, и вполне вероятно, что эта работа была одной из них.

1540 Кристофоро Герарди il Doceno (150-8-1556), по проекту Вазари. Фриз трапезной монастыря Сан-Микеле-ин-Боско в Болонье (700x338, 132Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофоро Герарди il Doceno (1508-1556). 1540 г. Фриз трапезной монастыря Сан-Микеле-ин-Боско в Болонье. Всего таких фресок было написано 10 штук, но о фресках Вазари более подробно в следующих частях поста.

1545-1546 Иов, Адам, Святой Иероним, святой Иоанн Евангелист, Святой Лука, Муз Каподимонте, Неаполь (700x467, 69Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Иов, Адам, Святой Иероним, Святой Иоанн Евангелист, Святой Лука.
1545-1546 гг. Музей Каподимонте, Неаполь.

1545 + Раффаэллино дель Колле, Воскресение, Муз Каподимонте, Наполи (474x700, 127Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Раффаэллино дель Колле (1490-1540).
Воскресение Христа. 1545 г. Дерево, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.

1545 + Раффаэллино дель Колле, Воскресение, Муз Каподимонте, Наполи 2 (700x650, 154Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Раффаэллино дель Колле (1490-1540). Воскресение Христа. Фрагмент.
1545 г. Дерево, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.

1545 Распятие. Неаполь. Дер, 137,5 х 104 см. Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, Неаполь. 2 (459x700, 127Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Распятие. 1545 г. Дерево, масло. 137,5 х 104 см.
Церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, Неаполь.
1545 Падение манны небесной 1 (359x700, 76Kb)1545 Падение манны небесной 2 (351x700, 69Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Падение манны небесной. Триптих. Боковые крылья. 1545 г.
Палаццо Абателлис, Палермо.

1545 Падение манны, Дер, масло, темпера. 32.1 x 84.8 x 0.8 cm_Walters_371704 (700x274, 98Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Падение манны. 1545 г. Дерево, масло, темпера. 32,1 x 84,8 x 0,8 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.

1545 Жертвоприношение Исаака. Дер, масло, темпера. 32.5 x 80.3 x 0.8 cm. Музей Уолтерса (700x295, 92Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Исаака. 1545 г. Дерево, масло, темпера. 32,5 x 80,3 x 0,8 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.

1545 Встреча Авраама и Мелхиседека. Дер, масло, темпера. 32.1 x 85.2 x 1 cm. Музей Уолтерса (700x309, 111Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Встреча Авраама и Мелхиседека. 1545 г. Дерево, масло, темпера. 32,1 x 85,2 x 1 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, штат Мэриленд.

1545 Тайная вечеря for Raffaele Acciaioli. Now Walters Art Gallery, Baltimore, MD (700x275, 95Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1545 г. Дерево, масло, темпера. Художественный музей Уолтерса,
Балтимор, штат Мэриленд.

Вазари некоторое время работает в Пизе, и в Пизе же он встречается со своим покровителем Ипполито Медичи, который в это время становится кардиналом и берет Вазари с собой в Рим, где художник тоже стал получать заказы, в частности, во дворце Канчеллориа. Это фрески зала «Ста дней». Почему зал называется «Ста дней»? Потому что Алессандро Фарнезе - покровителя искусства - хотел, чтобы фрески были выполнены в течение ста дней. Вот он поставил такую задачу, и Вазари со своими учениками справился с этим. Вазари не был доволен этой работой, и, надо сказать, она не является чем-то выдающимся в ряду монументальных работ даже внутри самих ватиканских дворцов.

1546-1547 Тайная вечеря. Дерево,, масло. 262 х 580 cm. Базилика (Музей) Санта-Кроче, Флоренс (700x294, 87Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1546-1547 гг. Дерево, масло. 262 х 580 см.
Базилика Санта-Кроче, Флоренция.

1545 Тайная вечеря. Musée des Beaux-Arts, Troyes (700x410, 103Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Тайная вечеря. 1545 г. Дерево, масло. Музей изящных искусств и археологии,
Труа, Франция.
1545-1546 Презентация в храме. Муз Каподимонте, Наполи (2) (700x375, 101Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Презентация в храме. Ужин в доме фарисея. Триптих. 1545-1546 гг.
Музей Каподимонте, Неаполь.

1545-1546 Презентация в храме (3) (500x700, 157Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Презентация в храме. Триптих. Фрагмент (1).
1545-1546 гг. Музей Каподимонте, Неаполь.

1545-1546 Презентация в храме (3) Фрагмент (700x525, 149Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Презентация в храме. Триптих. Фрагмент (2). 1545-1546 гг.
Музей Каподимонте, Неаполь.

1545 Встреча Авраама и Мелхиседека. Дер, м. 93,5 151 cm. МУЗЕЙ КАЛЬВЕ, Авиньон,  Франция (700x433, 122Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Встреча Авраама и Мелхиседека. 1545 г. Дерево, масло. 93,5 х 151 см.
Музей Кальве, Авиньон, Франция.

1545-1546 Жертвоприношение Исаака, Муз Каподимонте, Наполи 2 (700x448, 106Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Исаака. 1545-1546 гг. Дерево, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь. 1554-1555 гг.

1545-1546 Жертва Каина и Авеля,, Муз Каподимонте, Наполи (700x435, 105Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Жертвоприношение Каина и Авеля. 1545-1546 гг. Дерево, масло.
Музей Каподимонте, Неаполь. 1544-1555 гг.

1545 Святой Петр, идущий по водам. Дер, м, гипсовая штукатурка. 137,5 х 104 см. Музей изящ иск, Дижон, ФР.jpg (530x700, 156Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Петр, идущий по водам. 1545 г.
Дерево, масло, гипсовая штукатурка. 137,5 х 104 см. Музей изящных искусств,
Дижон, Франция.

Джорджо Вазари работал быстро. Ему помогали ученики. К этому времени он уже набрал себе учеников. Имена их, кстати, тоже сохранились, потому что в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари не обошел и себя. Свою биографию он тоже туда включил и даже имена своих учеников там запечатлел. Поэтому как историк искусства он бесценен: мы даже знаем имена его учеников, как и имена других учеников художников, не вошедших в большую историю искусства.

1546 Дань уважения народов Павлу III. Дворец канцелярии, РИМ (700x670, 248Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Дань уважения народов Павлу III. Фрески в «Зале 100 дней». 1546 г.
Дворец Канчеллория, Рим.

1546 Freski-zala-Sta-dney-1546. Дворец Канчеллория, Рим (700x680, 239Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Папа Павел III (Фарнезе) назначает кардиналов и раздает бенефиции.
Фрески в «Зале 100 дней». 1546 г. Дворец Канчеллория, Рим.

1546 Павел III Фарнезе Руководил продолжением строительства собора Святого Петра. Главн канцелярия, Рим - (700x481, 188Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Павел III Фарнезе руководит строительством собора Святого Петра.
Фрески в «Зале 100 дней». 1546 г. Дворец Канчеллория, Рим.

1546 Заключ. Мир между Карлом V и Франциском I (700x512, 212Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Заключение мира между Карлом V и Франциском I. Фрески в «Зале 100 дней».
1547 г. Дворец Канчеллория, Рим.

1550 Проповедь святого Павла, Святого Павла в Глории, Святого Павла перед проконсулом, церковь Сан-Пьетро - ин-Монторио, Рим (700x541, 181Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Проповедь святого Павла, Святого Павла во славе, Святого Павла перед проконсулом.
Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (Святой Петр на Золотой горе). Рим, 1550 г.

1546 + Мастер Христос в доме Марты и Марии. Дер, м. 28,5 х 36 см, Аук ДОРОТЕУМ Вена 2019. Прод. 50.300 евро.- (700x562, 126Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), мастерская. Христос в доме Марты и Марии. 1546 г. Дерево, масло.
28,5 х 36 см. Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2019 г. Лот продан за EUR 50.300 евро.

1546-1553 Рождество. Х, м.105x77 см. Гал Боргезе, Рим (460x700, 120Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Рождество. 1546-1553 гг. Холст, масло. 105 x 77 см.
Галерея Боргезе, Рим.

1546 Искушение святого Иеронима. Дер, м. 168.3 x W 119.4 cm ХМ и гал Лидса, Англия (485x700, 157Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Искушение Святого Иеронима. 1546 г.
Дерево, масло. 168,3 x 119,4 см. Художественный музей и галерея Лидса, Англия.

1548 Св. Франциск, получающий стигматы. Часовня Зачатия; храм Малатеста, Римини, (563x700, 139Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Франциск, получающий стигматы. 1548 г.
Часовня Зачатия; храм Малатеста, Римини.

«Снятие с креста» - 1540-е годы, монастырь Камальдоли в Тоскане. Здесь Вазари выступает более классично, более типично, но в то же время мы видим, что здесь немного каких-то живописных находок, обычная композиция. То есть во всем, что писал Вазари, он очень хотел подняться на те вершины, о которых он рассуждает в книге «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», но не поднялся.
Вазари был неплохим рисовальщиком, стремился подражать Микеланджело, но мы видим, что не все у него удавалось в пропорциях и в пластике. Как пишет сам Вазари, он, может быть, никогда бы этого не сделал, «если бы превосходнейший человек не сказал мне того, что он мне сказал и о чем по скромности я умалчиваю». Это он передает свой разговор с Микеланджело.

1548 Снятие Христа с креста. Дер, м. 295x222 cm. Художественный музей города Равенны. (555x700, 167Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Снятие Христа с креста. 1548 г. Дерево, масло. 295 x 222 см.
Художественный музей города Равенны, Италия.

1547-1548 оплакивание мертвого Христа. Любезно предоставлено Фондом Тициана Сассоли (582x700, 226Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета (Оплакивание мертвого Христа). 1547-1548 гг.
Любезно предоставлено Фондом Тициана Сассоли.

1549 Крещение Христа. Ареццо (439x700, 140Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Крещение Христа. 1549 г. Ареццо.

1549 Сан-Джованни Баттиста, Ареццо.jpg (476x700, 145Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Святой Иоанн Креститель. 1549 г. Ареццо.

1547 Поклонение волхвов. Римини (490x700, 179Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение трех волхвов. 1547 г. Дерево, масло.
Церковь Святого Фортунато, Римини, Италия.

1547 Поклонение трех волхвов. Дер, м. Церковь Св. Фортунато, Римини (490x700, 132Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Поклонение трех волхвов. Фрагмент. 1547 г.
Дерево, масло. Церковь Святого Фортунато, Римини, Италия.

1548 Мадонна с младенцем во Флорентийском Кастильоне, (560x700, 176Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Мадонна с Младенцем и Святыми Анной, Сильвестром
и Франциском. 1548 г. Дерево, масло. 194 х 154 см. Церковь Сан-Франческо,
Кастильон-Фьорентино, Италия.

Картины Вазари были типичны для маньеризма. Для его кисти характерны: изломанность поз (живописцы-маньеристы постоянно искали наиболее эффектные позы для своих персонажей, нередко пренебрегая естественностью и пропорциями); многофигурные композиции; красочность (несмотря на то, что он предпочитал холодную палитру); детальная, мастеровитая проработка деталей; экспрессивность и порой даже аффективная эмоциональность, что особенно заметно в картинах, посвящённых мученичеству святых (впоследствии эту несколько театральную драматизацию сюжетов, свойственную маньеризму, разовьёт и выведет на уровень высокой драмы зарождающееся барокко).

1548 Свадьба Есфирь и Артаксеркс, из трапезной аббатства Ареццо. Д,м.289 × 745 см.Нац музей средневекового и совр. иск-ва (700x307, 99Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Свадьба Эсфири и Артаксеркса. Из трапезной аббатства Ареццо. 1548 г.
Дерево, масло. 289 х 745 см. Национальный музей средневекового и современного искусства, Матера, Италия.

1550-е Троица. 1550-е Ареццо (499x700, 114Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Троица. 1550-е гг. Церковь Сан-Доменико, Ареццо.

1550 Пьета. Дер, м. 174 х 130 cm. Музей Шартрез, Дуэ, ФР (521x700, 153Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Пьета. 1550 г. Дерево, масло. 174 х 130 см.
Музей Шартрез, Дуэ, Франция.

1550 Коронование Богоматери, (383x700, 99Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Коронование Богоматери. 1550 г.
Церковь Святой Екатерины, Ливорно, Италия.

1555-1557 Первые плоды с земли, поднесенные Сатурну. Фреска.  285 х 687 сm. Палаццо Веккьо (700x532, 198Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Первые плоды земли, поднесенные Сатурну. 1555-1557 гг. Фреска. 285 х 687 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция.

1555-1557+Кристофано Герарди (1508-1556) Рождение Венеры. Фреска. 285 х 691 см. Палаццо Веккьо, Флоренс (700x562, 208Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофано Герарди (1508-1556). Рождение Венеры. 1555-1557 гг.
Фреска. 285 х 691 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1550-е The Birth of Venus. Фреска (490x700, 174Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574), Кристофано Герарди (1508-1556). Рождение Венеры.
Фрагмент. 1555-1557 гг. Фреска. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1550-1560 Портрет дамы с ребенком. Дер, м. 95 × 72 см. Аук Mercato antiquario, Bologna, 1989 (532x700, 102Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет дамы с ребенком. 1550-1560 гг.
Дерево, масло. 95 х 72 см. Аукцион Mercato Antiquario, Болонья, 1989 г.

1550-е moineolivetain-Монтео Ливето-Неаполь (616x700, 184Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет оливетского монаха (возможно, покровителя Питти).
1544 г. Монастырь Монте-Оливето, Неаполь.

1549 Портрет Бенрнадетто де Медичи. Дер, м. 133.3 × 95.2 см. Музей Боде, Берлин (504x700, 91Kb)
Джорджо Вазари (1511-1574). Портрет Бенрнадетто де Медичи. 1549 г.
Дерево, масло. 133,3 х 95,2 см. Музей Боде, Берлин.

1А 1550 Жизнеописания 1-е издание (494x700, 177Kb)
Джорджо Вазари. Жизнеописания. 1-е издание. 1550 г.

Постепенно Вазари стал весьма небедным человеком. Но, как говорил сам Аретино, влекла его не нажива, а слава. В 1547 г. он построил для себя в родном Ареццо прекрасный дом, потратив много сил и средств на его украшение и отделку. Он был обладателем коллекции картин, подобранных с большим вкусом. Знал ли он, что истинную славу и бессмертие ему принесут не картины, а 5-томные «Жизнеописания» знаменитых художников? Как бы то ни было, в 1550 году Вазари издаёт первую версию своего труда «Жизнеописания», над которым до этого работал много лет. Но результат его не удовлетворил. Следующие 18 Вазари посвятил доработке «Жизнеописаний».

ИСТОЧНИКИ
Вазари Том 5 (400x530, 113Kb)Вазари Том 5 супер (400x530, 68Kb)
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Под редакцией А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 533-581, илл. 205-218.

ФОТО Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. (494x700, 135Kb)
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Изд-во ООО СЗКЭО
«Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 49.

Стефано Дзуффи.Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г (406x580, 69Kb)
Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал.
С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега», 2009 г. Стр. 92.

Джорджо Вазари – Википедия



Джорджо Вазари. Художник и искусствовед

(Продолжение следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ, АРХИТЕКТОР И ПИСАТЕЛЬ ДЖОРДЖО ВАЗАРИ / GEORGIO VASARI (1511-1574). ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»