Владимир Янкилевский в своей студии на улице Сен-Шарль. Париж, 2009 г.
Владимир Борисович Янкилевский (1938-2018) – советский и французский художник и скульптор-нонконформист, книжный иллюстратор. В начале 1960-х разрабатывает концепцию триптиха как триединства мужского, женского и универсума. Направление, в котором работал художник, можно назвать эпическим экспрессионизмом. В 1972 г. он создал первую инсталляцию «Дверь», и со временем жанр инсталляции утвердился в его творчестве как один из главных. В 1980-х гг. работает над идеей создания «экзистенциального ящика» - пространства существования человека. Создает ряд объектов с включением в них «реальных» муляжей-персонажей и пространственно-живописных частей. С 1989 г. Владимир Янкилевский жил и работал в Нью-Йорке, Париже и в Москве. Скончался 4 января 2018 года в Париже на 80-м году жизни.
Автопортрет. 1991 г. Фотография. 40,6 х 50,8 см. Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
В 1994 г. специально для выставки в фонде La Base в Париже Владимир Янкилевский выполнил монументальный объект-инсталляцию «Героический монумент» (не сохранился), которому предшествовала серия рисунков и эскизов, развивающих мотивы объекта «Люди в ящиках». Та же тема развёрнута в более позднем проекте-инсталляции «Красная Карусель» (реализована на стадии макета). В 2019 г. «Героический монумент» был воссоздан по эскизам и чертежам для выставки в Мультимедиа Арт Музее в Москве (МАММ; реконструкция – в BREUS Foundation).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Памятник герою. Центр современного искусства «La Base». Париж, 1994 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и его модель. 1993 г. Смешанная техника. 80 х 60 см. (каждая).
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва (1-е изображение)
Вы уж извините меня, но наш многоуважаемый модератор Ли.Ру обрезает все большие картинки на 800 пикс. и по вертикали, и по горизонтали. Так что, как раз Янкилевскому с его огромными триптихами и пентаптихами (5-10 метров в длину, по 1400 пикс.) не повезло, а внешними носителями я не пользуюсь.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и его модель (1). 1993 г.
Картон, смешанная техника, коллаж. 80 x 60 см.
Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и его модель (2). 1993 г.
Картон, смешанная техника, коллаж. 80 x 60 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и его модель (3). 1993 г.
Картон, смешанная техника, коллаж. 80 x 60 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и его модель (4). 1993 г.
Картон, смешанная техника, коллаж. 80 x 60 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Город: Воображение; Сложные отношения. 1993 г. Бумага и картон,
пастель, гуашь, карандаш; Смешанная техника. 41,4 х 81,3 см; 40,5 х 81 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Город: День за днем. 1993 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 149 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Город: Одиночество. 1993 г. Бумага, пастель, карандаш;
Смешанная техника. 50 х 179 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Люди в ящиках: Дома. 1993 г. Цветная бумага, пастель;
Смешанная техника. 50 х 118,2 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мимикрия. 1993 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, гуашь. 50 х 170 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Давным-давно... (Once Upon a Time...). Функции и графики: 1. Происшествие 17 июня 1969 года в Коктебеле; 2. Доказательство теоремы; 3. Аксиомы: 1) Две звезды на рассвете… 1971; 1994; 1971. Миллиметровая бумага, тушь (1 и 3); Бумага, пастель, карандаш. 26 х 40,5 см; 24 х 34 см; 26 х 40,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Давным-давно…1995 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 50 х 127 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Купе. 1994 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 50 x 162 см.
Частное собрание.
Владимир Янкилевский на фоне панно «Сесть на поезд…VIII (Take a Train...VIII). Фото 1997 г.
В 1995 году Петер Людвиг дарит Русскому музею в Санкт-Петербурге 33 произведения современного искусства из своей коллекции, включая триптих Янкилевского № 14: «Автопортрет (В память о моем Отце, 1987)». В Художественном музее Джейн Вурхиз Циммерли в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси открывается постоянная экспозиция Нортона и Нэнси Додж из Коллекции нонконформистского искусства Советского Союза, где экспонируется Пентаптих № 2: «Адам и Ева» (1980) Янкилевского. На выставке в Еврейском музее в Нью-Йорке (и у нас такой музей есть в Москве!) экспонируется Триптих № 4: «Существо во Вселенной» (1984).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Посвящение Пьеро делла Франческа. 1996 г. Бумага, пастель, коллаж. 38 x 109 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Попытка объединения (Attempt at Unity). 1996 г. Цветная бумага, пастель,
карандаш, коллаж. 34 х 100 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Замкнутый круг. 1996 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж.
34 x 105 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пародия. 1996 гг. Смешанная техника. 33 х 94,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Всё перевернуто с ног на голову. 1996 г.Цветная бумага, пастель, гуашь,
тушь, коллаж. 50 x 179 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Секрет. 1996 г. Цветная бумага, пастель, гуашь, тушь, коллаж. 34 x 100 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Даная. Посвящение Курбе. Бумага, тушь, смешанная техника, 34 х 100 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. 1996; 1983; 1996 г. Холст, масло.
90 х 120 см; 90 х 120 см; 73 х 92 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Место встречи. 1997 г. Дерево, масло. акрил. 68,5 х 262,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророк. 1997 г. Дерево, картон, масло, акрил. 94,5 х 262 см.
Коллекция Дениса Химиляйна.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Между. 1997 г. Дерево, смешанная техника. 54 х 114 х 4 см.
Владимир Янкилевский в студии на ул. Вавилова в Москве. Фото 2005 г.
В 1995-1996 гг. Дина Верни открывает музей Майоля в Париже – Фонд Дины Верни, где инсталляция «Дверь» (1972) становится частью постоянной экспозиции, наряду с несколькими «Автопортретами» Янкилевского. В 1996 году, впервые после его отъезда за границу, в Москве состоится большая ретроспектива работ художника почти за 40 лет его творчества 1956-1995 гг. в Третьяковской галерее, по словам Янкилевского «одном из выдающихся музеев мира».
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1998 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 60 х 80 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1998 г. Цветная бумага, пастель, гуашь, коллаж. 60 х 80 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1999 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 60 х 80 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1999 г. Смешанная техника. 60 х 80 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1999 г. Смешанная техника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1999 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 60 х 80 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1999 г. Цветная бумага, пастель, карандаш.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова человека. 1998 г. Смешанная техника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет. 2001 г. Холст, масло. 73 х 60 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Портрет мужчины. 2002 г. Холст, масло. 73 х 60,2 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет. 2002 г. Холст, масло. 73 x 60 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет. 2001 г. Холст, масло. 60 х 73 см.
Собрание семьи художника.
Владимир Янкилевский с женой Риммой на выставке в галерее Aktis. Лондон, 2010 г.
Насчет причастности Владимира Борисовича к концептуальному искусству как таковому мнения всегда расходились и до сих пор расходятся: одни полагают, что Янкилевский был «очень опосредованно связан с концептуализмом» (Анна Флорковская), другие же прямо называют его «родоначальником этого направления в российском искусстве» (Алек Эпштейн). В любом случае методы Янкилевского не производили впечатления типично концептуальных.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1998; 1998; 1999 гг. Холст, масло. 92 х 73 cм. (каждая)
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (1). 1999 г. Холст, масло. 92 х 73 cм.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (2). 1998 г. Холст, масло. 92 х 73 cм.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (3). 1999 г. Холст, масло. 92 х 73 cм.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1. Посвящение Утамаро II. 2. Посвящение Эйсосай Чоки.
3. Посвящение Кикукава Эйзан I. 1999 г. 113 х 94 см; 105,5 х 86,5 см; 95 х 75 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. посвящение Утамаро I. 1999 г.
Холст, масло, пастель, коллаж.113 х 86 см. Аукционный дом Macdougall Arts Ltd.,
Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 36.000 фунтов.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. Посвящение Эйсосай Чоки. 1999 г.
Холст, масло, пастель, коллаж. 105,5 х 86,5 см. Коллекция Дениса Химиляйна.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. Посвящение Кикукава Эйзан I. 1999 г.
Холст, масло, пастель, коллаж. 95 х 75 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1998 г. Холст, масло, дерево, аппликация.
105 х 86 см. Собрание Александра Кроника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Торс V. Дань уважения Пикассо и Леонардо да Винчи; 2. Женщина у моря. Дань уважения Пизанелло. II; Торс IV. Дань уважения Пикассо. 2005; 2001; 2005 гг. Фанера, масло, коллаж (1 и 3); Холст, масло, пастель, коллаж (2). 115 х 75 х 4 см; 113 х 86 см; 115 х 75 х 4 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. Посвящение Пизанелло. 1999 г.
Холст, масло, пастель, коллаж. 113 х 86 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. Посвящение Пьеро делла Франческа I.
1999 г. Холст, масло, пастель, коллаж. 96 х 75 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. Посвящение Пьеро делла Франческа III. 1999 г.
Владимир Янкилевский на церемонии открытия своей ретроспективы в Русском музее.
Санкт-Петербург, 12 июля 2007 г. Фото Михаила Разуваева, «Коммерсантъ».
Не менее дискуссионным в творчестве Янкилевского выглядит и соотношение «метафизического» с «экзистенциальным», равно как и «абстрактного» с «фигуративным» и «сюрреалистического» с «реальным». Притом, что Владимир Борисович никогда особо не уклонялся от необходимости комментировать свои произведения, загадок здесь по-прежнему больше, чем разгадок. Однако не стоит думать, будто искусство Янкилевского насквозь эзотерично и что без правильных «ключей и шифров» к нему не подступиться.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1999 г. Шелкография, коллаж. 70 х 55 см. (каждая)
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря I. 1999 г. Бумага, сериография.
70 x 54 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря II. 1999 г. Бумага, сериография.
70 x 54 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря III. 1999 г. Бумага, сериография.
70 x 54 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря IV. 1999 г. Бумага, сериография.
70 x 54 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Изображение женщин (1). 2001; 2006; 2002 гг. Коллажи.
27,5 х 19 см; 32,5 х 24 см; 34,5 х 25 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Изображение женщин (2). 2002; 2004; 2002 гг. Коллажи. Все 80 х 60 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Изображение женщин (3). 2002; 2005; 2004 гг. Коллажи. Все 80 х 60 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Изображение женщин (4). 2005 г. Коллажи.
32,5 х 26,7 см; 26 х 25 см; 36,5 х 25 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Венера. 2001; 2001; 2010 гг. Бумага, карандаш; Бумага, пастель, карандаш;
Холст, масло. 19 х 25.5 cm; 37,4 х 25,7 см; 100 х 81 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Тарелки из серии «Психоанализ Афродиты». 2003 г.
Фарфор, надглазурная роспись. D=31 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Вазы из серии «Психоанализ Афродиты». 2004 г.
Фарфор, надглазурная роспись. 47 х 35 х 18 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Женщина у моря». 2008 г.
Фарфор, надглазурная роспись. 60,5 х 39,5 см.
Собрание Александра Кроника.
Владимир Янкилевский на фоне своей работы на выставке в Третьяковской галерее. Москва, 2010 г.
Сам автор формулировал так: «Понятие антропоморфности очень важно для меня, мои абстрактные образы всегда носят человеческие переживания. У меня нет вещей бездушных, любая абстрактная вещь является образом человеческих переживаний. Каждый человек носит в себе образ земли, образ горизонта. То, что я делаю в абстрактных вещах, - это всегда скрытая человечность. Есть внутренний человек, и есть человек внешний, одежда очень меняет его облик. Абстрактные образы - это внутренний человек, а фигуративные - внешний». Даже если кому-то из зрителей подобные рассуждения представляются излишне сложными, то сама пластика в работах Янкилевского - парадоксальная, резкая, «стыковочная», но именно пластика, а не схоластика, - все равно дает впечатления более сильные и надежные, нежели слова.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. 1998; 1996; 1998 гг. Цветная бумаге, пастель. (1 и 3);
Холст, масло (2). 32,5 х 50 см; 73 х 92 см; 50 х 65 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. 2000; 2004 гг. Цветная бумага, пастель, карандаш.
25 х 65 см; 25 х 70 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 18: День за днем (Day after Day). 2002 г.
Дерево, масло, коллаж. 106 х 524 х 12 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Город. 2000 г. Бумага верже с водяными знаками, пастель, коллаж. 50 x 90 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия. 2002 г. Бумага, пастель. 50 х 65 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет. 2002 г. Холст, масло. 60 x 73 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Семейная история». 2003; 2007; 2003 гг. Бумага, карандаш, тушь;
Бумага, карандашом; Бумага, пастель, карандаш. 13 х 22 см; 18 х 12 см; 32 х 50 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. 2003 г. Цветная бумага, пастель, карандаш. 25 х 70 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскизы и макет инсталляции «Красная карусель». 2004 г. Смешанная техника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Макет инсталляции «Красная карусель». 2004 г.
Смешанная техника. 130 х 200 х 60 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Макет инсталляции «Красная карусель». 2004 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскиз декораций к спектаклю Иосифа Бродского «Мрамор». 2004 г.
Владимир Янкилевский па фоне инсталляции «Дверь III». Фото 2005 г.
Первый программный объект-инсталляция «Дверь (Посвящается родителям моих родителей… )» был создан в 1972 г. в Москве, где персонаж-объект находится в пространстве между актуальностью входной двери и бесконечным пространством линии горизонта. Объект был куплен в 1974 м Диной Верни и вывезен из СССР, согласно таможенной декларации, как шкаф. Он долгое время стоял в парижском подвале, и лишь когда в 1995 году открылся Музей Майоля, занял место в экспозиции в закрытом виде и сохранив название «Шкаф». «Дверь» имеет несколько последовательно сменяемых состояний (закрыта, открыта наполовину, открыта целиком, силуэт с бесконечным пространством внутри), а главный персонаж находится между актуальностью и вечностью, экзистенциальным ящиком и свободой. Найденные приёмы многократно варьировались в инсталляциях «Пентаптих №2. Адам и Ева» (1980), «Триптих №14. Автопортрет (Памяти отца, 1987), в также «Двери II, III и IV» (2004-2005).
Владимир Янкилевский в парижской мастерской на улице Сен-Шарль. Фото 2000-е гг.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь II. Пространство грез. Закрытые и открытые позиции. Объект. 2004 г.
Смешанная техника 139 х 79 (117) х 17,5 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь II. Объект. Фрагмент (1). 2004 г. Смешанная техника.
140 x 80(125) x 24 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь II. Объект. Фрагмент (2). 2004 г.
Смешанная техника. 140 x 80(125) x 24 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь III. Одиночество. Закрытые и открытые позиции. 2005 г.
Объект. Смешанная техника. 205 х 106(167) х 24 см. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь III. Одиночество. Закрытая позиция. 2005 г.
Объект. Смешанная техника. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь IV. Дома (Меланхолия). 2005 г. Объект. Смешанная техника.
185 x 90(180) x 22 см. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь IV. Дома (Меланхолия). Фрагмент. 2005 г. Объект. Смешанная техника.
Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 20: Адам и Ева IV. 2005 г. Смешанная техника. 148 х 520 х 45 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 20: Адам и Ева IV. Фрагмент. 2005 г. Смешанная техника.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 21: Адам и Ева V. 2005 г. Смешанная техника. 154 х 473,5 х 16 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Триптих № 20: Адам и Ева IV. Фрагмент. 2005 г. Смешанная техника. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25. 2. Триптих № 21: Адам и Ева V. Фрагмент. 2005 г. Смешанная техника. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Читатель Библии. 2007 г. Холст, масло, коллаж. 81 х 131см.
Коллекция Дениса Химиляйна.
Русские художники в Париже: Оскар Рабин, Олег Целков и Владимир Янкилевский.
Фото Владимира Сычева, 2010 г.
Андерграундный период в жизни художника продолжался до перестройки, когда стали складываться все более благоприятные условия для участия в выставках и включения в международную художественную жизнь. В 1989 году Янкилевский покинул СССР, обосновавшись сначала в Нью-Йорке, а затем в Париже. Все дальнейшие годы он неотступно развивал свою линию, обозначившуюся еще в юности. Обретенный им статус мэтра и живого классика был вполне интернационален, однако наибольший интерес к его фигуре и желание вписать ее в историю искусства во всей многогранности проявлялись преимущественно в России. Теперь, после смерти художника, подобное стремление выглядит как абсолютная неизбежность.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 23: Воспоминания. 2007 г. Холст, смешанная техника.
80 х 386,5 х 10,5 см. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Жизнь проходит мимо. 2007 г. Холст, масло, коллаж. 50 х 150 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. 2007; 2011; 2010 гг. 34х53 см; 60х80 см; 42х60 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Попытка восстановить равновесие. 2008 г. Холст, масло. 81 х 130 см.
Ну, а далее сплошные непотребные картинки «дети до 16 лет не допускаются»
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Мегаполис». Триптих № 25: Метаморфозы. 2008 г.
Смешанная техника. 163 х 512 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Мегаполис». Триптих №26: Демоны. 2008 г.
Холст, масло. 160 х 560 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Мегаполис». Триптих № 28: Стремление к самому себе. 2008 г.
Холст, масло. 160 х 465 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). В пустом городе. 2008 г. Холст, масло, коллаж.
Владимир Янкилевский в своей студии делает последний мазок на Триптих № 32: Непостижимость бытия.
Париж, улица Сен-Шарль, 2013 г.
«Владимира Янкилевского вопросы сиюминутные и, даже более того, вчерашние или сегодняшние, не волнуют. Этот художник-философ обращается к вечным темам, вечным вопросам. Его всегда интересовала в искусстве картина как некая концепция мира. Мира в полном его объеме, со всеми его столкновениями и переживаниями, мира и объективного и субъективного. Человеческого. Каждая картина, каждый рисунок или офорт являлся для него некоей моделью этого мира, моделью, в которой есть универсум, есть определенное начало различных сил (например, мужского и женского начала), взаимодействующих в этом мире. Сам художник говорит: "Я пытался раскрыть в своих вещах модели мира, в котором сталкиваются различные силы. Как часто пишут в музыкальных рецензиях: "В третьей части симфонии силы добра или силы зла побеждают". Вот что-то в этом духе. Начиная этим заниматься, я разработал определенный язык. Он является для меня универсальным. На этом языке я могу разговаривать со зрителем. Могу выражать то, что я вижу в мире и как я его понимаю» (А. Глезер. Современное русское искусство)
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 32: Непостижимость бытия. 2013 г. Смешанная техника.
160,5 х 445 х 9 м. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 24: Саркофаг-1. 2008. Смешанная техника. 162 х 414 х 29 см.
Частное собрание, Лондон.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Анатомия чувств». В оковах жизни; Пристальный взгляд;
Уравнение. 2010; 2008; 2009 гг. Холст, масло. 120 х 20; 54 х 117; 120 х 120 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Анатомия чувств». Иллюзия свободы; В оковах жизни.
2012; 2010 г. Холст, масло. 160 х 200 см; 120 х 120 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 31: Рождение мифа. 2012 г. Холст, масло. 165 х 565 см.
Презентация книги «Анна Ахматова – Владимир Янкилевский». Париж, 2014 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрации из книги «Анна Ахматова – Владимир Янкилевский». 2013 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). «Анна Ахматова – Владимир Янкилевский».
Обложка книги. 2013 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Одиночество во Вселенной. 2013 г. Холст, дерево, масло, акрил. 160 х 180 х 3 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Частная жизнь. 2013 г. Холст, масло. 120 х 200 см.
Владимир Янкилевский в студии на фоне картины из цикла «Божественная комедия. Страшный суд».
Париж, улица Сен-Шарль, 2014 г.
В последние годы жизни В. Янкилевский работал над вариациями тем «Зевс – Даная. Непорочное зачатие» и «Божественная комедия. Страшный суд».
В 2013 г. состоялась выставка «Ранние работы. 1957-1961» в галерее «Актис» в Лондоне. Создает «Триптих № 32: Тайна бытия».
В 2014 г. продолжает работу с циклом «Божественная комедия» - создает картины, рисунки, коллажи из цикла и Триптих № 33: «Божественная комедия». Создает Триптих № 34: «Разговор с самим собой».
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Божественная комедия. Страшный суд». 2015 г.
Холст, масло. 180 х 360 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Божественная комедия». 2014 г. Холст, масло. 150 х 150 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 33: Божественная комедия-1. 2014 г. Холст, масло, дерево. 133 х 349 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 34: Разговор с самим собой. 2014 г. Смешанная техника.
148 х 342 х 12 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 35: Божественная комедия-2. 2015 г.
Холст, масло, смешанная техника, 81 х 348 см.
Владимир Янкилевский с монографией «Анатомия чувств» в Париже, 2015 г.
Фото А.Д. Эпштейна.
Последние творения В. Янкилевского: 2015 г. - Триптих № 35: «Божественная комедия. II. Последний брак», Триптих № 36: «Божественная комедия III», Триптих №37 «Реквием II», Триптих № 38: «Саркофаг II».
2016 г. - Триптих № 39: «Реквием III», Триптих № 40: «Между землей и небом».
В последний 2017 год жизни создает неоконченный «Триптих № 41».
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 37: Реквием-2. 2015 г. Холст, масло, смешанная техника.
97 х 366 х 12 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 38: Саркофаг-2. 2015 г. Холст, масло, смешанная техника.
81 х 348 см. Частное собрание, Германия.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 39: Реквием-3. 2016 г. Холст, масло, смешанная техника.
106 х 352 х 3 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 40: Между Землей и Небом. 2016 г.
Смешанная техника. 97 х 390 см.
Владимир Янкилевский на фоне работы из цикла «Божественная комедия».
Париж, 2016 г. Фото: Владимир Константин.
И в заключение. Наряду с пластическим искусством Владимир Янкилевский на протяжении многих лет
занимался фотоискусством. Вот лишь несколько его снимков.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пляж. 1968 г. Фотография.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мальчик с тыквами. 1985 г. Фотография.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Кельн, 1989 г. Москва, 1987 г. Италия, 1998 г. Фотографии.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Париж, 2009 г. Фотография.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Нью-Йорк, 2010 г. и Нью-Йорк, 1990 г. Фотографии.
Владимир Борисович Янкилевский умер в Париже 4 января 2018 года на 80-м году жизни.
Произведения Владимира Янкилевского были показаны на 40 персональных (в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Бохуме, Париже и Лондоне) и более чем на 170 групповых выставках, в том числе на выставке RUSSIA! в Музее Гуггенхейма в Нью Йорке в 2005 году.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
Стр. 49, 184, 368-382, 457.