Владимир Янкилевский в студии на Грин-стрит, Сохо, Нью-Йорк. 1992 г.
Владимир Борисович Янкилевский (1938-2018) - представитель неофициального советского искусства. В 1957-1962 гг. учился в Московском полиграфическом институте на художественном факультете у Элия Белютина. Участник знаменитой выставки к 30-летию «МОСХа» в 1962 г., раскритикованной Н.С. Хрущевым; экспонированный там масштабный пентаптих «Атомная станция», впоследствии был приобретен Петером Людвигом для его музея в Кёльне. Янкилевский работал с абстрактной и примитивистской формами в рамках живописи, графики, скульптуры и инсталляции. Ключевыми интересами автора были проблема экзистенциальной основы мира, порядок мироустройства и тема одиночества человека в нем. Важной и часто встречающейся формой в творчестве Янкилевского стал триптих, как символ столкновения и союза двух диаметральных тем и начал, например, женского и мужского. Первая персональная выставка в Москве, где были показаны триптихи и пентаптихи Владимира Янкилевского, состоялась в 1978 г., первая ретроспектива на Западе - в Нью-Йорке в 1988 г. После десяти лет отказа в 1980 г. Янкилевского принимают в Союз художников СССР. В 1989 г. художник уехал в Америку, жил и работал в Нью-Йорке, в 1992 г. переехал в Париж.
Георгий Костаки и художники. 1974 г. В первом ряду слева направо: неизвестный, Владимир Янкилевский, Петр Беленок, перед ним Валентина Кропивницкая, Георгий Костаки, Александр Глезер, Владимир Немухин, Вячеслав Калинин (?), неизвестная, Борис (Борух) Штейнберг, Николай Вечтомов, Отари Кандауров, Дмитрий Плавинский, Лидия Мастеркова, Оскар Рабин. На сугробе стоят слева направо: Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Василий Ситников (?), Анатолий Васильев (?), Евгений Рухин.
В 1966 году состоялась первая персональная выставка В. Янкилевского за границей в галерее братьев Чапек в Праге. Молодой художник переезжает в свою первую студию в Москве (Уланский переулок, 5), где делает триптих № 6 «Мы в мире», впервые показанный публике в 1987 г. в Москве, а сейчас является частью коллекции Центра Жоржа Помпиду. Работы Янкилевского демонстрируются на выставках в Чехословакии, Польше и Италии. Британский писатель Джон Бергер и швейцарский фотограф Жан Мор посещают студию художника в Москве. Статья о его работах появляется в журнале Sunday Times. Публикации и выставки за рубежом вызывают гнев Министерства культуры СССР, и неофициальных художников приглашают на «дружеские беседы». В том же 1966 г. Янкилевский принимает участие в XXXIII Венецианской биеннале и знакомится с композитором Альфредом Шнитке.
Создает цикл «Женщина у моря» и серию рисунков пастелью.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 11 «Мгновения вечности». Посвящение композитору
Александру Рабиновичу-Бараковскому. 1974 г. Оргалит, масло. 113 х 487 х 14 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1 и 3. Даная. 1975 г. 3. Присутствие мужчины. 2010 г. Бумага, тушь и гуашь;
Холст, масло; Бумага, гуашь. 44,2 х 32 см; 100 х 81 см; 34 х 22 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (The Space of Experience). 1975, 1988, 1975 гг.
Бумага, тушь, пастель. 18 х 24 см; 50 х 65 см; 50 х 65 см. Название в разных переводах переводится
«Пространство опыта», «Пространство эксперимента» и др.
Важнейшая тема в творчестве художника и один из центральных циклов - это «Пространство переживаний», оно отражает энергетические потоки, заложенные в основе мироздания. Первые работы, появившиеся в начале 1960-х, можно назвать биоморфными, напоминающими произведения Пауля Клее. К середине 1960-х Владимир Янкилевский постепенно упрощает визуальную систему, сводя ее к набору определенных форм. В начале 1980-х «пространства переживаний» выкристаллизовываются в холодные «космические» формы: геометрические фигуры складываются в ритмичные ряды на фоне монохромного «стального» фона.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. 1975 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 65 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Мутанты» (Содом и Гоморра). Общественная жизнь. 1975 г.
Бумага, бумага, тушь. 43 х 60 см. Фонд Дины Верни - Музей Майоля, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мгновение вечности. 1975 г. Бумага, пастель, гуашь. 50 x 42,5 см.
С середины 1960-х гг. о В. Янкилевском много писали за рубежом. С 1964 г. его работы регулярно экспонировались на персональных и групповых выставках русских неофициальных художников в Польше, Чехословакии, Италии и других странах; с 1973 г. он выставлялся в галерее Дины Верни (1919–2009) - известного коллекционера и основательницы Музея Майоля в Париже. В 1960-х гг. Янкилевский работал в издательстве «Знание» и в журнале «Знание - Сила»; в 1971 г. ему было отказано в приеме в Союз художников СССР (был принят лишь в 1980 г.). В 1970–1980-е гг. работал также в качестве художника-постановщика в кино.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскизы к анимационному фильму «В мире сказок» (1). 1978 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскизы к анимационному фильму «В мире сказок» (2). 1978 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскизы к анимационному фильму «В мире сказок» (3). 1978 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскизы к анимационному фильму «В мире сказок» (4). 1978 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Эскизы к анимационному фильму «В мире сказок» (5). 1978 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018), Г.В. Аркадьев (1927-2002), Ю.А. Батанин (1952-2019). Фрагмент раскадровки из трилогии мультфильма о Пушкине. Фильм: И с вами снова я. 1980 г. Бумага, пастель, перо, тушь, гуашь. 61,2 х 43 см. Государственный центральный музей кино, Москва.
Владимир Янкилевский в своей студии в Уланском переулке. Москва, 1970 г.
В 1972 году, развивая идею парадоксального сочетания «реальных» объектов с «нарисованным» пространством в одном художественном произведении, Владимир Янкилевский создает свой первый объект-инсталляцию «Дверь (посвящается родителям моих родителей)». Одновременно он работает над «Анатомией чувств» и «Городскими масками»» – два альбома офортов (всего около 70 пластинок).
В 1973 г. Янкилевский принимает участие в выставке «Русский авангард – Москва 73» в галерее Дины Верни в Париже, где Центр Жоржа Помпиду приобретает один из его рисунков. Через Георгия Костаки Янкилевский знакомится с Марком Шагалом во время его приезда в Москву в 1973 г. Вместе с Николаем Поповым работает художником над мультфильмом «Мир сказок» режиссера Андрея Хржановского на музыку Альфреда Шнитке. Встречается с Д.Д. Шостаковичем и показывает ему свои работы. Создает альбомы офортов «Анатомия чувств» и «Городские маски».
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Страница из автомонографических альбомов (I - V). 1978-1980 гг.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 12. Реквием. 1978 г. Оргалит, масло. 130 х 646 х 21 см.
Художественный музей, Бохум, Германия.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Свет и тьма. 1978 г. Оргалит, масло, темпера. 156 х 385 х 15 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мутанты (Содом и Гоморра). Шлюхи; Дискуссия. Фрагмент; Власть (Порядок).
1978 гг. Гравюра на меди. 29,7 х 34 см; 29,8 х 34,3 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мутанты (Содом и Гоморра): Каждый день…1978 г.
Офорт и акватинта на меди. 29,7 х 34 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мутанты (Содом и Гоморра): По ком звонит колокол; «ДРИ!»*; Погоня. 1977; 1978; 1976 гг. Бумага, гуашь; Офорт и акватинта на меди; Бумага, гуашь. 50 х 70 см; 29 х 33,8 см; 43 х 60 см. Музей Циммерли (1-е изображение); Фонд Дины Верни - Музей Майоля, Париж (3-е изображение).
*ДРИ – сейчас Центральный Дом работников искусств, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мутанты (Содом и Гоморра): «ДРИ!». 1978 г.
Офорт и акватинта на меди. 29 х 33,8 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1979, 1979, 1985 гг. Бумага, гуашь (1-2);
Цветная бумага, пастель. 44,5 х 64 см; 44,5 х 64 см; 50 х 65 см.
Цикл «Женщина у моря» был начат Владимиром Янкилевским с рисунков еще в 1961 г. и первой живописной работы в 1967 г. Этот цикл относится к центральной теме художника - взаимоотношениям мужского и женского в их глубинной сути и их роли в мироздании. Они символизируют две полярные энергии, два начала единого мира. Янкилевский нашел образы, способные вместить в себе человеческое и метафизическое - это первые люди и прародители всего человечества Адам и Ева. В своем творчестве художник последовательно разрабатывал пластические способы, выражающие различие этих двух начал.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (1). 1979 г. Бумага, гуашь. 44,5 х 64 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (2). 1979 г. Бумага, гуашь. 44,5 х 64 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (3). 1985 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 65 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Прогуливающиеся женщины (1). 1979 г. Оргалит, масло. 150 x 240 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Прогуливающиеся женщины (2). 1979 г. Оргалит, масло. 150 x 240 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Прогуливающиеся женщины (3). 1981 г. Бумага, тушь, пастель. 49,7 х 70 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мать и дочь. 1981 г. Бумага, тушь. 29 х 53 см.
Владимир Янкилевский на фоне своей работы «Пентаптих № 2. Адам и Ева». Фото 1979 г.
В 1974 году В. Янкилевский создает «Триптих № 11. Мгновение вечности (Посвящен композитору Александру Рабиновичу). Рисует серию гуашей и офортов «Мутанты (Содом и Гоморра)»,1974-1978 гг.
Знакомится с Нортоном Доджем, будущим основателем коллекции нонконформистского искусства Советского Союза в Художественном музее Циммерли, штат Нью-Джерси. Дина Верни приобретает инсталляцию «Дверь» и увозит ее в Париж. Публике ее покажут только с открытием музея Майоля в 1995 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». 1980 г. Смешанная техника. Высота 195 см.
Длина 11 м.25 см. Толщина 29 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». 1980 г. Смешанная техника. Высота 195 см.
Длина 11 м.25 см. Толщина 29 см. Фотография из музея Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». Фрагменты (1-2). 1980 г. Смешанная техника.
Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». Фрагмент (3). 1980 г.
Смешанная техника. 195 х 29 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». Фрагмент (4). 1980 г.
Смешанная техника. 195 х 29 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». Фрагмент (5). 1980 г. Смешанная техника.
Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 2 «Адам и Ева». Фрагмент (6). 1980 г. Смешанная техника.
Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1981 г. Цветная бумага, пастель. 65 х 50 см. (каждая)
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Женщина у моря» (1). 1981 г.
Серо-зеленая бумага, пастель. 65,4 х 50,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Женщина у моря» (2). 1981 г.
Серо-зеленая бумага, пастель. 65,4 х 50,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (3). 1981 г. Холст, масло. 128 х 95 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.
Выставка 20 художников-нонконформистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 19-26 февраля 1975 г. Вверху висит картина Олега Целкова «Портрет Христа и 12 Апостолов. Тайная вечеря», 1970 г. Сидят: В. Калинин, А. Тяпушкин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, В. Яковлев, О. Кандауров, П. Беленок, Д. Плавинский. Стоят: Э. Штейнберг, Н. Вечтомов, О. Целков, А. Юликов, Э. Дробицкий, И. Снегур, В. Янкилевский, О. Рабин, В. Немухин, Т. Колодзей. Москва, 1975 г. Фотограф Игорь Пальмин.
В 1975 году состоялась первая выставка неофициальных художников с официального «разрешения» Минкульта в «Павильоне пчеловодства» на ВДНХ. На выставке были показаны триптихи Янкилевского № 7 и № 9. Еще в 1960 -е гг. он сблизился с кругом художников, так называемой «группы Сретенского бульвара», где пестовались первые ростки московского концептуализма. С Юрием Соболевым-Нолевым, Ильей Кабаковым, Юло Соостером, Эрнстом Неизвестным, Виктором Пивоваровым, Эриком Булатовым и другими собратьями-нонконформистами Янкилевский наверняка ощущал себя среди единомышленников, однако нельзя сказать, что их путь в искусстве был общим и совместным. В 1977-1979 гг. Янкилевский создает серию гуашей «Женщина у моря», картины «Свет и тьма», «Миг вечности» и Триптих № 12 «Реквием».
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет. 1981 г. 1. Оргалит, масло. 90,5 x 65,5 см. 2. Оргалит, масло. 1982 г. 80,5 x 64,5 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (1) из цикла «Пространство переживаний». 1981 г.
Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (2). 1983 г. Холст, масло. 95,5 х 130 см.
Коллекция Дениса Химиляйна.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Композиция из цикла «Пространство переживаний» (3). 1983 г.
Холст, масло. 97 х 130 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (4). 1983 г. Холст, масло. 93 x 116 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (5). 1983 г. Холст, масло. 93 x 120 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Абстрактная композиция. 1983 г. Холст, масло. 95 х 127,8 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (6). 1983 г. Холст, масло. 95 х 140 см.
Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (7) из цикла «Пространство переживаний».
1985 г. Бумага, пастель. 50 х 65 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (8). 1983 г. Холст, масло. 90 х 120 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Портрет молодого человека. 1984 г. Бумага, гуашь. 50 x 65,3 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Портрет молодого человека. 1984 г. Бумага, гуашь. 56 x 76 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Торс. Бронза. 1985 г.
Открытие выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков.
Москва, 20 мая 1978 г. На фото Янкилевский стоит крайний справа.
В 1978 году состоялась первая ретроспективная выставка В. Янкилевского в Москве (совместно с Эдуардом Штейнбергом), включающая триптихи № 1, 2, 3, 4, 7, 12, пентаптих «Атомная станция», картины «Свет и тьма», «Миг вечности» и «Торс» (1965), а также многочисленные пастели и рисунки.
Затем он совершает поездку в Прагу по приглашению чешского критика Йиндрича Чалупецкого, автора монографии о Марселе Дюшане. Чалупецкий посещает Москву и встречается с художниками, которых в более поздней статье он кратко называет «Группой Сретенского бульвара». Янкилевский завершает работу над пентаптихом № 2 «Адам и Ева», который будет представлен на выставке 19-ти художников в Москве. После десяти лет отказа В. Янкилевского в 1980 г. наконец принимают в Союз художников СССР.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 13 «Пространство переживаний». Посвящение музыканту
Владимиру Тарасову. 1984-1985 гг. Фонд KorbanArt Collection, США.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 3. Содом и Гоморра. 1985 г. Оргалит, металл, масло.
156 х 957 х 20 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 3. Содом и Гоморра. Фрагмент (вторая панель). 1985 г.
Оргалит, металл, масло. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 3. Содом и Гоморра. Фрагмент (четвертая панель). 1985 г.
Оргалит, металл, масло. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия. Центральная часть незаконченной композиции из цикла
«Мутанты (Содом и Гоморра)». 1985 г. Московский музей современного искусства, Москва, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Химеры. Из цикла «Город». 1985 г. Бумага, смешанная техника, коллаж.
49,5 х 87 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия. 1986 г. Бумага, смешанная техника. 49 x 184 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 7.500 фунтов.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия. 1985 г. Оргалит, гофрокартон,
масло, ассамбляж. 170 х 116 см. Московский музей современного искусства,
Москва, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Торс. 1985 г. Дерево, металл, масло.
168 x 100 x 20 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца). Объект. 1987 г.
Оргалит, масло, ассамбляж. 195 х 360 х 30 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Дар Петера Людвига.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца). Объект. 1987 г.
На выставке в Музее Гуггенхейма, Нью-Йорк, 2005 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца). Фрагмент.
1987 г. Оргалит, масло, ассамбляж. 195 х 30 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. Дар Петера Людвига.
Владимир Янкилевский на фоне «Триптиха №14. Автопортрет (Памяти моего отца)».
Москва, 1987 г. Фото Л.Б. Мелихова.
В 1981-1986 гг. Янкилевский создает серию «Мужские портреты» (масло на ДВП), «Пространство опыта», цикл пастелей и масел. Продолжает цикл «Женщины у моря» (пастель, гуашь, масло). Пишет Пентаптих №3 «Содом и Гоморра» (1985) и Триптих № 13 (посвящен музыканту-ударнику Владимиру Тарасову).
Директор музея Бохума в Германии Питер Шпильман впервые посещает студию Янкилевского в Москве. В 1986 г. создает иллюстрации к книге Александра Блока «Город».
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрации к книге Александра Блока «Город». 1986 г.
Янкилевский был художником-интеллектуалом - на протяжении всей своей творческой жизни он вел диалог (его работы невозможно назвать иллюстрациями в привычном смысле этого слова) с литературными произведениями крупнейших российских и зарубежных писателей. Еще в 1957 г., когда ему не было и двадцати, он создал несколько работ на темы рассказов Леонида Андреева, а в 2003 г., в год своего 75-летия, выпустит ограниченным тиражом книгу, посвященную одному из стихотворений Анны Ахматовой. Между этими двумя хронологическими полюсами - работа над иллюстрациями, навеянными циклом стихов Александра Блока «Город», над баснями Ивана Крылова (эти работы использованы в прогремевшем в 1973 г. мультфильме Андрея Хржановского «Мир сказок»), над пьесой Иосифа Бродского «Мрамор»… Но один из важнейших проектов в этом ряду — цикл работ, созданный в 1967 году по мотивам книги Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» (см. часть I).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1983; 1987; 1987 гг. Холст, масло.
120 х 91 см; 120 х 97 см; 130 х 90 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (1). 1986 г.
Холст, масло. 176 х 89 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (2). 1987 г.
Холст, масло. 116 х 92 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (3). 1987 г.
Холст, масло. 116 х 92 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (4). 1990 г.
Холст, масло. 177 х 127 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (5). 1987 г.
Холст, масло. 120 х 97 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря (6). 1990 г.
Холст, масло. 203 x 152 см. Галерея VLADEY, Москва.
Владимир Янкилевский, Дина Верни и ее сын Оливье Лоркан в студии художника. Нью-Йорк, 1990 г.
Фото Риммы Солод.
В 1987 г. Янкилевский совершает поездку в Будапешт по приглашению искусствоведа Эдита Адраса. Будапештский музей изобразительных искусств приобретает несколько работ на бумаге. Тогда же создает Триптих №14: «Автопортрет (В память об отце»).
В 1987 году состоялась вторая ретроспективная выставка Янкилевского в Москве. Среди представленных работ - Пентаптих № 3 «Содом и Гоморра», Триптих № 5 «Адам и Ева», Триптих № 6 «Мы в мире» и др. Петер Людвиг приобретает триптих № 14 «Автопортрет» и пентаптих № 1 «Атомная станция» для своего музея в Кёльне. Третьяковская галерея приобретает «Свет и тьму». Центр Жоржа Помпиду приобретает четыре работы на бумаге.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний. Темы и Импровизации. 1988; 1988; 1965 гг.
Цветная бумага, пастель.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (1). 1988 г. Бумага, пастель. 53 х 66 см.
Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (2). Лист 1 из цикла. 1988 г.
Зеленая бумага, масляная пастель. 50 x 64,9 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (3). Лист 2 из цикла. 1988 г.
Зеленая бумага, масляная пастель. 49,9 x 69,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (4). 1988 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 65 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Композиция из цикла «Пространство переживаний» (5). 1990 г.
Бумага, пастель. 49,5 х 64,5 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (6). 1990 г. Бумага, шелкография. 65 х 75 см.
Московский музей современного искусства, Москва, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (7). 1988 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 65 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пространство переживаний (8). 1990 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 65 см.
Частное собрание.
Владимир Янкилевский. 1990-е гг. Фото Владимира Сычева.
В 1988 году состоялась первая поездка В. Янкилевского на Запад (в Нью-Йорк) для открытия ретроспективных выставок в галереях Эдуарда Нахамкина в Нью-Йорке на Грин-стрит и в Сан-Франциско. В Москве проходит первый аукцион Sotheby's, посвященный неофициальному советскому искусству, на котором продается триптих № 13. Ретроспектива в Художественном музее Бохума в Германии. Янкилевский путешествует по Германии (Берлин, Штутгарт, Мюнхен, Гейдельберг, Бремен, Франкфурт). В 1989 г. начинается сотрудничество с галереей Bargera в Кёльне.
С 1989 г. Янкилевский развивает идею «экзистенциального ящика» и его формирования. В студии в Кёльне начинает работать над объектом-инсталляциями «Самоубийство в пейзаже» и «Люди в ящиках». Эти работы выставляются в галерее Коппельмана в Кёльне.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Объект-инсталляция «Самоубийство в пейзаже». 1989 г. Смешанная техника.
265 х 605 х 34 см. Художественный музей, Бохум, Германия.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Подготовка объекта-инсталляции «Самоубийство в пейзаже» в студии.
Фото Кёльн, 1989 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Люди в ящиках. Объект-инсталляция. 1990 г. Дерево, металл, штукатурка,
аппликация. Высота 2 метра 27 см. Длина 8 метров. Толщина 50 см. Фото с выставки.
«Люди в ящиках» (англ. «People in Boxes») - произведение подразумевало перформативный подход, поскольку создавалось к представлению в уличной процессии с сопровождением живого оркестра (не реализовано из-за строительных работ в районе Сохо, где располагалась галерея). Предтечей «людей в ящиках» принято считать новаторскую инсталляцию «Дверь» 1972 года. Проработка темы началась еще в 1970-х, тогда же появились первые наброски. Но в известном ныне виде идея «экзистенциального ящика» и «людей в ящиках» оформилась в творчестве Янкилевского гораздо позже, в 1989 году, когда 51-летний художник работал в Германии. В тот год первые объекты-инсталляции цикла «Люди в ящиках» были выставлены в кёльнской галерее Копельмана, а позже и в Америке, в Сохо, в Нью-Йорке, куда он вскоре переехал.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Люди в ящиках. Объект-инсталляция. 1990 г. Дерево, металл, штукатурка,
аппликация. Высота 2 метра 27 см. Длина 8 метров. Толщина 50 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Объект «Люди в ящиках» в мастерской в Кёльне. 1989 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Объект «Люди в ящиках» в мастерской. Фрагменты.1989 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Объект «Люди в ящиках». Фрагменты. 1. В метро. 2. Лаокоон. 1989 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Люди в ящиках»: Мужчина; Семья; Мужчина. 1993; 2003; 1991 гг.
Бумага, тушь, цветной карандаш, 27 х 44 см; 13 х 22 см; 27 х 44 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Люди в ящиках. Эскиз. 1989 г. Бумага, пастель, карандаш. 29 x 21 см.
Владимир Янкилевский на своей ретроспективе в Художественном музее, Бохум. Германия, 1988 г.
В 1990 году В. Янкилевский переезжает в Нью-Йорк, где работает над объектами для выставки «Люди в ящиках» (вспоминается поговорка «Сыграть в ящик») в галерее Бермана - Э. Нахамкина в Сохо. Дина Верни выставляет серию пастельных работ на выставке FIAC-90 в Париже. Ретроспектива в Парижском Центре искусств.
В 1991 г. Янкилевский снимает студию в Сохо на Грин-стрит, 137 в Нью-Йорке. Работает над серией «Автопортретов», большими фрагментами «Сесть на поезд...» (Take a Train…) размером 5 × 8 метров, а также коллажами из серии «Город». Русский музей в Санкт-Петербурге приобретает триптих №11 «Мгновения вечности» (1974). В 1992 г. Янкилевский заключает контракт с «Галереей мира искусства в Париже и окончательно переезжает в Париж, где проходит выставка «Сесть на поезд...» в галерее Le Monde de l'Art.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет с Рембрандтом. 1992 г.
Смешанная техника. 40 х 33 см. Коллекция Дины Верни, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет. 1990; 1991; 2001 гг. Смешанная техника. 60 х 80 см. (каждый).
Коллекция Дины Верни, Париж (второй портрет).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортреты. 1990; 1992; 1998 гг. Смешанная техника. 60 х 80 см. (каждый)
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортреты. 1991; 1990; 1998 гг. Смешанная техника, 60 х 80 см. (каждый)
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет (1). 1990 г. Цветная бумага, гуашь, пастель, акрил, коллаж.
60 x 80 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет (2). 1990 г. Цветная бумага, пастель, акрил, коллаж. 60 x 80 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет (3). 1990 г. Цветная бумага, пастель, акрил, коллаж. 60 x 80 см.
Коллекция Дины Верни, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет (4). 1990 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 60 x 80 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортрет (5).1995 г. Цветная бумага, пастель, карандаш, коллаж. 60 x 80 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Город: Семейный портрет. 1991 г. Бумага, пастель, карандаш. 55 х 102 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мечта. 1992 г. Цветная бумага, пастель, коллаж. 50 x 130,5 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Город. Баннерман. 1991 г. Бумага, пастель, карандаш. 50 х 65 см.
Владимир Янкилевский у панно «Сесть на поезд…IX» (Take a Train…IX). Фото 1992 г.
В 1993 г. состоялась выставка «Автопортретов» Янкилевского в галерее Дины Верни в Париже. По идее художник, отождествляет себя со своей моделью. «Нарисованная» модель как синтез «Я» - «Другой» - «Мир». Подобная серия коллажей «Художник и его модель».
В 1994 г. состоялись персональные выставки Янкилевского в Дюссельдорфе и Брюсселе. Объект «Памятник героике» и многочисленные работы на бумаге представлены на персональной выставке в Центре современного искусства «Ла База» (La Base) в Париже (куратор Ольга Свиблова).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих «Сесть на поезд...I» (Take a Train...I). 1992.
Холст, масло и акрил, фанера. 200 х 541 х 5 см.
Настоящая работа принадлежит к серии работ Янкилевского, выполненных в начале 1990-х годов, когда он жил в Нью-Йорке. Название отсылает к знаменитому джазовому стандарту «Take the "A" Train», увековеченному Дюком Эллингтоном и посвященному линии «A» нью-йоркского метро, курсирующей между Восточным Бруклином и Манхэттеном. Подобно масштабным работам Янкилевского советского периода, большинство работ из серии «Сесть на поезд» представляют собой либо триптихи, либо полиптихи. Рассказывая об этом цикле, искусствовед Александр Боровский подчеркнул его отчетливый, вдохновленный джазом ритм, имея в виду как город, где создавался цикл, так и давнее увлечение Янкилевского джазовой музыкой.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих «Сесть на поезд...II (Take a Train...II). 1992 г.
Бумага, пастель, гуашь, цветные карандаши.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих «Сесть на поезд...IV (Take a Train...IV). 1992 г.
Холст, фанера, масло, акрил. 200,5 х 671 х 7 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 80.000 – 120.000 фунтов.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих «Сесть на поезд...V (Take a Train...V). 1992 г. Холст, накл. на фанеру,
с использованием ДВП и металла, масло. 201 х 458 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 100.000 – 150.000 фунтов.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих «Сесть на поезд...VI (Take a Train...VI). 1992 г.
Холст, масло и акрил, фанера. 200 x 540 x7 см. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих «Сесть на поезд...VII (Take a Train...VII). 1992 г.
Холст, масло и акрил, фанера. 200 x 440 x 7 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих «Сесть на поезд...VIII (Take a Train...VIII). 1992 г.
Холст, масло и акрил, фанера. 200 × 700 × 11 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих «Сесть на поезд...VIII (Take a Train...VIII). Фрагмент. 1992 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Панно «Сесть на поезд...». Выставка в Gallery «Le Monde de l’Art».
Париж, 1992 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Тетраптих «Сесть на поезд...IX (Из цикла Take a Train... IX). 1992 г.
Холст, масло и акрил, фанера. 200 x 620 x 10 см. Галерея Владей, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мечта. 1992 г. Цветная бумага, пастель, коллаж. 50x130,5 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина. 1992 г. Бумага, гуашь, коллаж. 41,2 х 81,2 см.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Владимир Янкилевский у триптиха «Сесть на поезд…VI (Take a Train...VI). Фото 1992 г.
В 1995 году Петер Людвиг дарит 33 произведения современного искусства из своей коллекции, включая триптих Янкилевского № 14: «Автопортрет (В память о моем Отце, 1987)», Русскому музею в Санкт-Петербурге. В Художественном музее Джейн Вурхиз Циммерли в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси открывается постоянная экспозиция Нортона и Нэнси Додж из Коллекции нонконформистского искусства Советского Союза где экспонируется Пентаптих № 2: «Адам и Ева» (1980) Янкилевского. На выставке в Еврейском музее в Нью-Йорке (и у нас такой музей в Москве есть!) экспонируется Триптих № 4: «Существо во Вселенной» (1984).
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
Стр. 49, 184, 368-382, 457.