Портрет художника Владимира Янкилевского. Фото 1960-е гг.
Владимир Борисович Янкилевский (1938–2018) – советский и французский художник более, чем кто-либо из когорты нонконформистов, был склонен к метафизике. Он относится к числу авторов, чье становление происходило на рубеже 1950–1960-х гг. Первые уроки живописи он получил от отца, художника Бориса Янкилевского, который в свою очередь в 1930-е годы учился у Владимира Фаворского. До поры его биография развивалась по общей для многих художников-шестидесятников схеме: Полиграфический институт, занятия в студии Элия Белютина, печально известная выставка «30 лет МОСХа» в Манеже, где работам Янкилевского наравне с другими выставленными произведениями был вынесен суровый приговор генсека Н.С. Хрущева — «мазня». После, чтобы заработать на жизнь, Янкилевский пробовал себя в качестве книжного и журнального художника. В тот период его работы уже пользовались успехом у коллекционеров, среди которых были Георгий Костаки и Нортон Додж. Одним из немногих значимых публичных событий в Москве стало для него участие в легендарной выставке 1975 года в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ.
Владимир Янкилевский на подмосковной даче. Фото 1949 г.
Владимир Борисович Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в Москве, где семья проживала по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10. Дед со стороны матери был раввином и кантором московской синагоги. Отец Борис Исаакович был художником и дизайнером. Брат отца Эли Якоби (1898–1984) тоже был художником. С первых дней Великой Отечественной войны отец находился на фронте, на передовой. Владимир с сестрой и матерью были эвакуированы в деревню Козловка на Волге, где мать работала на авиационном заводе. В 1944 г. семья возвращается в Москву в ту же квартиру, где жила до войны. В 1945-1946 гг. Владимир находился в Германии (Айзенах, Эрфурт, Галле), где отец, старший лейтенант артиллерии, продолжал военную службу в составе ограниченного контингента советских войск.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Автопортреты. 1953, 1954, 1956 гг. Бумага, карандаш.
14 х 12 см; 15,7 х 11,4 см; 21,5 х 16,4 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пейзаж с лошадью. 1953 г. Картон, масло. 20 х 34 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрация к книге Михаил Шолохов. «Тихий Дон». 1956 г.
Дипломная работа в Московской художественной школе.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Обложка и иллюстрация к книге Леонида Андреева «Рассказы».
Москва, Гослитиздат, 1957 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Модель. 1956 г. Бумага, перо, кисть, тушь,
чернила, гуашь. 57,7 х 41,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пейзаж. Гудаута - Грузия-2. 1958 г. Картон, масло. 35,7 х 47,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Натюрморты. 1957, 1957, 1958 гг. Картон, масло.
35 х 49 см; 49 х 35 см; 22,5 х 30 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Красная дорога. Лодка. Пейзаж. 1958 г. Картон, масло.
23 х 19 см; 24,5 х 35 см; 49 х 36 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Человек в ящике. 1958 г. Бумага, пастель. 17 х 11 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия (Женский портрет).
1958 г. Картон, масло.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Портрет Р.С. (Риммы Солод). 1958 г.
Холст, масло. 80 х 60 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Влюбленные. 1958 г. Холст, масло. 98 х 90 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Двое на пляже. 1958 г. Холст, масло. 75 х 107 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Натюрморт у окна. 1958 г. Холст, масло. 64 х 75 см.
Владимир Янкилевский на подмосковной даче. Фото 1950-е гг.
Первые уроки изобразительного искусства Володя Янкилевский получил у отца, Бориса Исааковича, который был профессиональным художником, учившимся у Владимира Фаворского в начале 1930-х годов. Именно отец отправил мальчика в Московскую среднюю художественную школу при Институте им. В.И. Сурикова, где он проучился с 1949 по 1956 год. Его дипломной работой были иллюстрации к роману Михаила Шолохова «Поднятая целина». В 1956 г. Янкилевский с первой попытки проваливает вступительные экзамены в Московский полиграфический институт и начинает работать в издательствах в качестве иллюстратора. Его первой работой стало иллюстрированное издание «Истории о семи повешенных» Леонида Андреева, выпущенное Гослитиздатом в 1957 г. Первое живое знакомство Янкилевского с современным искусством произошло на выставке Пабло Пикассо в Москве в октябре 1956 г. в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Композиция (Обнаженная). 1959 г. Бумага (кремовая), перо, кисть, тушь. 28 х 43 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и модель. 1961 г. Бумага, тушь. 30,5 х 42,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Модели. 1959 г. Бумага, пастель, тушь. 41,7 х 30,3 см; 26 х 18 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Ожидание. 1959 г. Холст, масло. 73,5 х 83 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Мужское – женское. 2. Пространство опыта. 3. Пейзаж сил. 1960-1961 гг.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрации к статьям в журнале «Знание – Сила» разных лет (1). 1960-е гг.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрации к статьям в журнале «Знание – Сила» разных лет (2). 1960-е гг.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрации к статьям в журнале «Знание – Сила» разных лет (3). 1960-е гг.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 1. Классический. 1961 г. Оргалит, масло. 100 х 280 г.
Музей Людвига, Будапешт.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пейзажи сил. 1961 г. Картон, темпера. 70 х 100 см; 50 х 70 см; 50 х 70 см.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург. Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пейзаж сил. Этюд № 12. 1961 г. Картон, темпера. 50 x 70 см.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из цикла «Пейзаж сил». 1960 г. Бумага, пастель. 29,5 x 41,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Иллюстрация к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». 1961 г.
2. Эскиз афиши «Цирк». 1965 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дон Кихот и Санчо Панса. 1960-1970-е гг.
Бумага, тушь, пастель. 22 х 16,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Автопортреты и фото Владимира Янкилевского. 1954 г.
В 1957-м году Владимир Янкилевский со второй попытки поступил в московский Полиграфический институт на художественный факультет, где на него заметное влияние оказал Элий Белютин, преподававший в ту пору в МПИ. Во время учебы в институте Янкилевский создал свои первые значительные произведения: триптих № 1 «Классический» (1961), триптих № 2 «Два начала» (1962) и шестиметровый пентаптих № 1 «Атомная станция» (1962), который ныне находится в Музее Людвига в Кёльне. В 1962 году Янкилевский окончил Полиграфический институт.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 1. Атомная станция. 1962 г. Оргалит, масло. 154 x 615 см.
Музей Людвига, Кёльн. Оригинал с сайта музея. Картина экспонировалась на выставке в Манеже
1 декабря 1962 г. Пентаптих приобретен Питером Людвигом и Ирен Людвиг. Ахен, покупка 1988 года.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 1. Атомная станция. Фрагмент (1). 1962 г. Оргалит, масло.
Оригинал. Музей Людвига, Кёльн.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 1. Атомная станция. Фрагмент (2). 1962 г.
Оргалит, масло. Оригинал. Музей Людвига, Кёльн.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 1. Атомная станция. Фрагмент (3). 1962 г. Оргалит, масло.
Оригинал. Музей Людвига, Кёльн.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 1. Атомная станция. Фрагмент (4). 1962 г.
Оргалит, масло. Оригинал. Музей Людвига, Кёльн.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пентаптих № 1. Атомная станция. Фрагмент (1). 1962 г. Оргалит, масло.
Оригинал. Музей Людвига, Кёльн.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Диалог. 1961 г. Картон, масло. 150 х 210 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова. 1961 г. Картон, масло. 70 x 50 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет. 1961-1962 гг.
Оргалит, масло. 80,5 x 64,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Тема и импровизация (1). 1962 г. Картон, масло. 70 х 100 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Тема и импровизация (1). Вариант. 1962 г. Картон, масло. 70 х 100 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (2). 1962 г. Картон, масло. 70 х 100 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (3). 1962 г. Картон, масло. 80 х 100 см.
Владимир Янкилевский с женой Риммой на фоне ее портрета 1958 года. Фото Москва, 1974 г.
Первые шаги в качестве независимого художника Янкилевский проявил в таких картинах, как «Двое на пляже», «Влюбленные» и «Портрет Р.С.» (Портрет Риммы Солод, все 1958 г.). В 1959 г. Янкилевский женится на этой самой Римме Солод, с которой он познакомился еще когда учился в Полиграфическом институте. В 1963 г. в семье родится дочь Эллен.
Впоследствии отец, Борис Исаакович весьма неодобрительно относился к экспериментам сына. Их взаимное непонимание и даже отторжение длилось до самой смерти старшего Янкилевского. Для младшего это многолетнее переживание было довольно травматичным, что нашло отражение в знаменитой работе 1987 года «Автопортрет» («Памяти отца»). К слову, Борис Исаакович умер в те же 79 лет, как впоследствии и его сын.
Дочь Лена в мастерской Янкилевского в Уланском переулке. Москва, 1968 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 2. Два принципа. 1962 г. Картон, масло. 96 х 275 см. Художественный музей Джейн Вурхиз Циммерли, Ратгерс. Государственный университет Нью-Джерси, США. Коллекция нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж (именуемая в дальнейшем Музей Циммерли).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Тема и импровизация (4). 1962 г. Картон, масляная пастель. 36,3 х 54,5 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (5). 1962 г. Фанера, масло. 85,5 х 124 х 2 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (6). 1962 г. Картон, масляная пастель.
40,5 x 58 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (7). 1962 г. Картон, масляная пастель.
40,5 x 58 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (8). 1962 г. Бумага, пастель, тушь. 30 х 42 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (9). 1962 г. Картон, пастель. 50 x 70 см.
Фонд Дины Верни - Музей Майоля, Париж.
Дина Верни́ (урождённая Дина Яковлевна Айбиндер, фр. Dina Vierny (Aibinder), род.1919, Кишинёв - ум.2009, Париж) - французская натурщица и галеристка, искусствовед, певица, муза скульптора Аристида Майоля. После посещения СССР в 1959 г., Верни начала коллекционировать работы неофициальных советских художников. В галерее Верни состоялись выставки И. Кабакова, Э. Булатова, В. Янкилевского, М. Шемякина, Л. Мастерковой. Дина Верни также известна как исполнительница блатных и лагерных песен на русском языке. Кавалер ордена Почётного легиона (1991).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (10). 1962 г. Картон, масло. 80 х 100 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (11). 1962 г. Картон, дерево, масло.
50 х 100 см. Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (11). Вариант. 1962 г. Картон, масло,
смешанная техника. 52 х 86,3 х 3,9 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация» (12). Бумага, масляная пастель. 30 х 42 см.
Коллекция Дениса Химиляйна.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Ева. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 85 x 63 см.
Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт. 410.000 – 540.000 руб.
Н.С. Хрущев с художником Борисом Жутовским. «И с этой мазней мы пойдем в коммунизм».
1 декабря 1962 г. на выставке в Манеже. Фото Вадима Преслицкого.
В ноябре 1962 года по приглашению Элия Белютина, своего бывшего преподавателя в Полиграфическом институте, Янкилевский в качестве независимого художника участвовал в групповой резонансной выставке на Б. Коммунистической ул. под условным названием «Таганка». Через несколько дней после «Таганки» работы Янкилевского были представлены в современном разделе юбилейной выставки «30 лет МОСХа» в Манеже 1 декабря 1962 г. В Манеже были показаны «Триптих № 2. Два принципа», пентаптих «Атомная станция» и несколько небольших произведений из серии «Тема и импровизация». Разгром, учиненный там Н.С. Хрущевым, не обошел стороной и Янкилевского: его картины были подвергнуты резкой критике, первый секретарь ЦК КПСС обозвал его работы «мазней». Скандал, который устроил во время посещения выставки Н.С. Хрущев, заявивший, что такое искусство «не нужно советскому народу», стал широко известен как в СССР, так и на Западе.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Торс. 1983 г. Бумага, тушь. 30 х 21 см. 2. Нефертити. 1962 г.
Картон, масло. 100 х 70 см. 3. Торс. 1977 г. Бумага, тушь. 30 х 21 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Нефертити. 1962 г. Картон, масло. 100 х 70 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророки. 1962; 1965; 1972 гг. Бумага, тушь; Бумага, пастель, тушь. Офорт.
42 х 30 см; 42 х 30 см; 29,3 х 24,9 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 3 «Исход» (Посвящение Р.С.). 1963 г. Дерево, металл, масло.
155 х 487,5 х 15 см. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
Владимир Янкилевский с женой Риммой перед посвященным ей триптихом № 3 (1963). Москва, 1970 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 3 «Исход» (Посвящение Р.С.). Фрагмент (1).1963 г.
Дерево, металл, масло. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 3 «Исход» (Посвящение Р.С.).
Фрагмент (2). 1963 г. Дерево, металл, масло. Фонд культуры «Екатерина», Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова молодого человека. 1963 г. Бумага, масляная пастель. 40 x 50 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова. 1963 г. Оргалит, масло. 45,6 х 39 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова. 1963 г. Оргалит, масло. 40 x 34 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова. 1963 г. Оргалит, дерево, масло. 60 x 57 x 6 см.
Национальная галерея, Прага.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет (1). 1963 г. Картон, масло. 90 x 47 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет (2). 1963 г. Картон, масло. 90 x 47 см.
Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужской портрет (3). 1963 г. Картон, масло. 60 x 47 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Любовники. 1963 г. Оргалит, масло. 80 х 130 см.
Выставка 20 художников-нонконформистов в павильоне «Пчеловодство». Москва, ВДНХ, 19-26 февраля 1975 год. Вверху висит картина Олега Целкова «Портрет Христа и 12 Апостолов. Тайная вечеря», 1970 г.
Сидят: Николай Вечтомов, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова, Александр Харитонов, Дмитрий Плавинский, Владимир Яковлев, Эдуард Штейнберг, Алексей Тяпушкин, Петр Беленок, Отари Кандауров. Стоят: Олег Целков, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Эдуард Дробицкий, Александр Юликов, Игорь Снегур, Вячеслав Калинин, Виталий Пацюков. Фото Игоря Пальмина.
После дебюта в Манеже перспективы молодого художника Владимира Янкилевского выглядели чрезвычайно сумрачными - но он, похоже, не очень и стремился к официальной карьере. Последовавшие годы Янкилевский зарабатывал на жизнь в качестве книжного и журнального художника-дизайнера в издательствах Москвы и журнале «Знание – сила», ограничив свой подлинный творческий талант исключительно стенами мастерской. Многие годы он не имел возможности публично показывать свои произведения в выставочных залах, лишь изредка удавалось что-то показывать в закрытых НИИ, например в Институте биофизики Академии наук СССР на выставке, которая закрывается в вечер ее открытия. В 1975 г. он участвовал в выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в Москве. Его первая персональная выставка в Москве состоялась лишь в 1978 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Маленький триптих. 1963 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Портрет Р.С. 1963 г. Рельеф, металл, дерево, масло. 80 x 120 x 9 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Портрет Р.С. 1963 г. Картон, масло, металл, дерево. 60 х 70 х 6 см.
Национальная галерея, Прага.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужские головы. 1963 г. Бумага, смешанная техника. 49,5 х 37,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 4 «Существо во Вселенной». Посвящается Дмитрию Шостаковичу.
1964 г. Оргалит, масло, металл. 118 х 409,5 х 22 см. Галерея Тейт Модерн, Лондон.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова. 1964 г. Металл, масло. 60 x 70 см. Музей современного искусства,
Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Еще один вариант картины находится в Музее Анатолия Зверева в Москве (1964, 71х84х6 см.)
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 5. Адам и Ева. 1965 г. Оргалит, дерево, масло. 148 х 413,5 х 25 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Голова. 1965 г. Оргалит, масло. 56 х 77 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мужчина и женщина. 1965 г. Оргалит, масло. 34 х 55 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Торс. Из цикла «Анатомия чувств». Фрагмент. 1965 г. 2. Триптих № 3 «Исход».
Посвящение Р.С. Фрагмент первой панели (слева вверху). 1963 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Торс. Из цикла «Анатомия чувств». 1965 г.
Дерево, металл, масло. 24,7 х 32,2 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женская фигура. Из серии «Женщина у моря». 1964 г.
Картон, масло, темпера. 70 х 50 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Владимир Янкилевский на фоне фрагмента «Триптиха №4 «Существо во Вселенной». Посвящается
Дмитрию Шостаковичу» (1964). Фото Москва, 1965 г.
К концу 1950-х гг. Янкилевский создал свой оригинальный стиль и язык, который лег в основу концепции всего творчества художника. Наиболее фундаментальные его работы - это крупноформатные триптихи, пентаптихи и объекты-инсталляции. Главная тема произведений Янкилевского - человек во Вселенной, что отражено в названиях его основных работ. Наиболее важные из них: Триптих № 3 «Исход», посвященный Р.С. (1963, Фонд культуры «Екатерина», Москва), триптих № 4 «Существо во Вселенной», посвященный Дмитрию Шостаковичу (1964), Триптих № 6 «Мы в мире» (1966, Центр Помпиду, Париж), Триптих № 7 «Песнь песней» (1967), Триптих № 11 «Мгновения вечности», посвященный композитору Александру Рабиновичу-Бараковскому (1974, ГРМ, Санкт-Петербург), и Пентаптих № 2 «Адам и Ева» (1980, Музей Циммерли, США). Всего Янкилевским создано 36 триптихов и три пентаптиха. В этих произведениях художник воплощает свои представления о взаимодействии сил во Вселенной, о конечном и бесконечном, о живом и мертвом, о мужском и женском в самом универсальном смысле - от антропоморфности абстрактных образов до их фигуративной реализации.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Торсы. 1963; 1985; 1963 гг. Бумага, тушь; Дерево, металл, масло;
бумага, тушь. 30,8х21,3 см; 168х100х20 см; 30,8х21,7 см. Фонд Дины Верни - Музей Майоля, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророки. 1965; 1985; 1965 гг. Бумага, карандаш; Дерево, металл, масло;
Бумага, пастель, карандаш. 29,8 х 20,7 см; 155 х 100 х 35 см; 15 х 10 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 6 «Мы в мире».1966 г. Оргалит, дерево, масло, гвозди.
145 х 455 х 26 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 6 «Мы в мире». Фрагмент. 1966 г. Оргалит, дерево, масло, гвозди.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 7 «Песнь песней». 1967 г. Оргалит, дерево, масло. 117 х 422 х 30 см.
Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 7 «Песнь песней». Фрагмент. 1967 г. Оргалит, дерево, масло.
Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женщина у моря. 1967 г. Цветная бумага, пастель. 50 х 65 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрации к книге М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1967 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Иллюстрация к книге М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 1967 г.
Бумага, пастель. 42 х 60 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Обложки книг по научной фантастике издательства «Знание». Москва, 1962 г.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророки. Триптих. 1967 г. Оргалит, дерево, масло (1 и 2); Дерево, металл, масло (3).
160 х 85 х 8 см; 149 х 90 х 10 см; 166 x 100 x 9 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророки. Триптих. Фрагменты. 1967 г. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророки. Триптих. Фрагменты. 1. Пророк. 1967 г. Оргалит, дерево, масло. 160x85x8 см. 3. Пророк. 1967 г. Оргалит, дерево, масло. 166x100x9 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророки. Триптих. Фрагмент. 2. Пророк. 1967 г.
Оргалит, дерево, масло. 149 x 90 x 10 см. Музей Циммерли, Ратгерс, Нью-Джерси.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Пророк. Эскиз. 1967 г. Бумага, пастель. 49 х 30 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Владимир Янкилевский в мастерской на Дровяной площади. Москва, 1964 г.
Триптихи В. Янкилевского принципиально отличаются от традиционных, в которых все три части объединены общей идеей или темой. У Янкилевского это соединение двух начал - мужского и женского (крайние части) и их диалог - центральная часть. Начиная с 1963 г. Янкилевский вводит в живописные произведения реальные предметы (объекты «Люди в ящиках», 1990; «Дверь», 1972, Музей Майоля, Париж; триптих № 14 «Автопортрет. Памяти отца», 1987, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; и другие).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Торсы. 1967; 1980; 1980 гг. Бумага, тушь (1); Бронза (2-3). 57,5 х 40,5 см;
16 х 18,5 х 9 см; 20 х 15 х 9 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Триптих № 9 «Анатомия души». 1970 г. Оргалит, дерево, масло, акрил.
116 х 421 х 30 см. Частное собрание, Швейцария.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Сумерки. 1970 г. Оргалит, акрил, масло. 150 x 240 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Кафкианская атмосфера (1). 1969 г. Зеленая бумага, гуашь, пастель. 50 х 65 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Кафкианская атмосфера (2). 1969 г. Цветная бумага, гуашь, пастель. 50 x 65 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Кафкианская атмосфера (3). 1969 г. Цветная бумага, гуашь, пастель. 50 x 65 см.
Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Из серии «Тема и импровизация». Композиция № 16. 1970 г.
Бумага, смешанная техника. 49,5 х 44 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женские лица. 1970; 1970; 1971 гг. Бумага, пастель.
63,5 х 49 см; 65 х 50 см; 63,5 х 49 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Лицо женщины (1). 1970 г. Бумага, пастель.
63,5 х 49 см. Собрание семьи художника.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Лицо женщины (2). 1970 г. Бумага, пастель.
65 х 50 см. Частное собрание.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Женские лица (1 и 3). Купальщица (2). 1970; 1971; 1971 гг.
70 х 50 см; 45,5 х 26 см; 63,5 х 49 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Обложки книг из серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир».
Москва, 1970-1972 гг.
Владимир Янкилевский у «Триптиха №4. Посвящение Дмитрию Шостаковича» (1964). Москва, 1965 г.
Триптихи для художника В. Янкилевского - завершение работы над циклом, подведение итогов. Их созданию обычно предшествуют многочисленные вариации. Все темы в творчестве Янкилевского взаимосвязаны: цикл «Кафкианская атмосфера», альбомы офортов и рисунков «Городские маски» и «Мутанты», циклы «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Автопортреты», «Женщина у моря», «Божественная комедия» и «Зевс - Даная», над которыми художник продолжает работать все годы.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь. Посвящается родителям моих родителей... Первая и вторая позиции.
Объект. 1972 г. Смешанная техника, 178 х 143 х 30 см. (каждая). Фонд Дины Верни - Музей Майоля, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь. Посвящается родителям моих родителей... Третья и четвертая позиции.
Объект. 1972 г. Смешанная техника, 178 х 143 х 30 см. (каждая). Фонд Дины Верни - Музей Майоля, Париж.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Дверь. 1974 г. Бумага, шариковая ручка, карандаш. 15 х 20 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия. Левая и правая части неоконченного триптиха. 1970-е гг.
Оргалит, дерево, масло. 120 х 100 см. (каждая). Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Торс. Пляж. Поза медитации. 1971; 1981; 1974 гг. Бумага, тушь.
40,5 х 26; 29 х 53; 26 х 40,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018).1. Мутанты (Содом и Гоморра). 2. Функции и графики: Идеальные пропорции
человеческого тела. 3. Лидер и толпа. 1972; 1971; 1971 гг. Бумага, тушь. 26 х 40,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Разговор с самим собой. 1972 г. Гравюра на цинке. 25,1 х 32 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Художник и модель. Из альбома «Анатомия чувств». 1972 г. Офорт. 38 х 43,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров и Владимир Янкилевский возле дома Эдуарда Штейнберга
на Пушкинской улице. Москва, 1978 г. Фото Игоря Пальмина.
Самобытное направление творчества, которое развивал Владимир Янкилевский, можно назвать эпическим экспрессионизмом. Цикл композиций, над которыми художник начал работать в начале 1960-х годов, объединенный под общим названием «Пространство переживаний» и лежащий в основе всей работы Янкилевского, является попыткой создания образа игры мировых сил через человеческое переживание. В этом смысле эти как бы «абстрактные» композиции психологичны и потому драматичны. Уже в эти годы сформировалась фундаментальная концепция его творчества. Это Человек на фоне Вечности. Женщина и мужчина гуманизируют представление о мировой гармонии. Оригинальная концепция триптиха Владимира Янкилевского стала основной формой его творчества, энергетической основой которого стал образ взаимодействия женского и мужского начала в мире в самом широком, универсальном смысле, носящем и скрытый эротический смысл.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Маленький триптих. 1972, 1999 гг. Картон, масло. 49 х 207 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). 1. Функции и графики: Инцидент 17 июня 1969 года в Коктебеле. 2. Доказательство теоремы. 3. Аксиомы: 1) Две звезды на рассвете…1971, 1994, 1971 гг. 971; Миллиметровая бумага, тушь (1 и 3); Бумага, пастель, карандаш. 26 х 40,5 см; 24 х 34 см; 26 х 40,5 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Городские маски №17. Иерархия I; Ландыши...; Преобладающая сила. 1973; 1971; 1975 гг. Офорт на меди; Миллиметровая бумага, тушь; Бумага, уголь, пастель. 23 х 29,3 см; 26 х 40,5 см; 51 х 66,2 см. Музей Циммерли (третье изображение).
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Процессия. 1972-1973 гг. Бумага, офорт. 31 х 47 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Мутанты (Содом и Гоморра). Манифестация. 1973 г. Офорт на цинке. 50 х 64 см.
В.Б. Янкилевский (1938-2018). Без названия. 1973 г. Холст, масло. 69,5 х 49,5 сим.
Аукцион Sotheby's, Лондон. Эстимейт GBP 15.000 - 20.000 фунтов.
Владимир Борисович Янкилевский. Фото 1975 г.
В 1966 году состоялась первая персональная выставка В. Янкилевского за границей в галерее братьев Чапек в Праге. Молодой художник переезжает в свою первую студию в Москве (Уланский переулок, 5), где делает Триптих № 6 «Мы в мире», впервые показанный публике в 1987 г. в Москве, а сейчас является частью коллекции Центра Жоржа Помпиду. Работы Янкилевского демонстрируются на выставках в Чехословакии, Польше и Италии. Британский писатель Джон Бергер и швейцарский фотограф Жан Мор посещают студию художника в Москве. Статья о его работах появляется в журнале Sunday Times. Публикации и выставки за рубежом вызывают гнев Министерства культуры СССР, и неофициальных художников приглашают на «дружеские беседы». В том же 1966 г. Янкилевский принимает участие в XXXIII Венецианской биеннале и знакомится с композитором Альфредом Шнитке.
Создает цикл «Женщина у моря» и серию рисунков пастелью.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
Стр. 49, 184, 368-382, 457.