ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРОНИ / GIOVANNI BATTISTA MORONI (1520-1578). БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ II04-06-2024 22:36к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Козимо Коломбини (1750-1812). Портрет Джамбаттисты Морони.
Конец XVIII - начало XIX в. Гравюра. 17 x 12,7 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Джованни Баттиста Морони (1520-1578) - итальянский художник-маньерист позднего Возрождения. Один из величайших портретистов XVI века. Известный своим даром точно схватывать черты лица и характер человека, он создал портреты, проникающие в глубину души. Они поразительно реалистичны, восхищают психологической глубиной и непосредственностью. Представители местной аристократии и городские интеллектуалы были его покровителями в Бергамо и Брешии, где происходила его деятельность в 1550-е годы. Просто поражает, что его портреты созданы более чем 400 лет назад. В последующем десятилетии он поселился в Альбино и в его живописи преобладали религиозные картины. Джованни Морони умер в 1578 году, не закончив свой монументальный труд «Страшный суд» в Горлаго.
Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница, примерно в 5 километрах к северо-востоку от Бергамо.
Построена около 1524 г. (осталась только башня) и перестроена в 1783 году по проекту архитектора Джакомо Канианы (1750-1790) – внука Джованни Баттиста Морони.
Джованни Морони (1520-1578). Крещение Христа. Полиптих. Холст, масло. 1561-1563 гг.
Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница, провинция Бергамо.
Полиптих состоит из пяти картин, выполненных маслом на холсте. В центре находится большая картина «Крещение Христа» (205x91 см.), сбоку вверху с левой стороны «Ангел благовещения» (60x57) и справа «Мадонна» (60x57), а внизу слева «Святой Иаков» (135х57) и «Св. Иоанн Богослов» справа (135х57). Темой центральной панели полиптиха является Крещение Иисуса, которое, безусловно, ценится Морони за возможность уделять больше внимания пейзажу: передача атмосферы здесь тоньше и ярче, словно отражает напряжение вокруг тонкого и полуобнаженного тела Христа. Полиптих Раницы - один из лучших примеров Морони как портретиста в религиозной живописи: интенсивность и психологическая проницательность сосредоточены в молодом Иоанне Богослове, который, кажется, на мгновение прервал чтение священного текста, чтобы обратить свой взгляд на зрителей, чтобы привлечь их внимание. Накал и психологическая глубина этого персонажа таковы, что его легко можно сравнить с одним из портретов художника.
Джованни Морони (1520-1578). Крещение Христа. Полиптих. Фрагмент. 1561-1563 гг. Холст, масло. 205х91 см. Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница. 2. Крещение Христа. Вариант. 1561-1563 гг. Холст, масло. 214х114 см. Музей Адриано Бернареджи, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Крещение Христа. Полиптих. Фрагменты. 1. Святой. Иаков (слева). Холст, масло. 135х57 см. 2. Святой Иоанн Евангелист (справа). Холст, масло. 135х57 см. 1561-1563 гг. Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница.
Джованни Морони (1520-1578). Крещение Христа. Полиптих. Фрагмент. Ангел благовещения. 1561-1563 гг.
Холст, масло. 60 x 57 см. Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница.
Джованни Морони (1520-1578). Крещение Христа. Полиптих. Фрагмент. Мадонна. 1561-1563 гг.
Холст, масло. 60 x 57 см. 1561-1563 гг. Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница.
Распятие с Богородицей и Святыми Иоанном Евангелистом, Марией Магдалиной
и Дефенденте. 1550-1560-е гг. Церковь Святых семи братьев-мучеников, Раница.
Работа была создана Морони для церкви Сан Дефенденте в Бергамо. После закрытия церкви в 1808 г. она перешла в руки графа Пьетро Морони, который продал ее церкви Раницы. В распятии присутствует ряд персонажей отчасти в новом изображении: у подножия креста - Иоанн Евангелист, обращающий взор ко Христу, и Мария Магдалина обнимает крест в очень сдержанном жесте боли, наконец Св. Дефенденте становится на колени и поворачивается к Распятию, сцепив руки, его поза очень напоминает позу дарителя, обычно изображаемого в молитве. Святой Дефендент-защитник пострадал вместе с другими воинами Фивейского легиона во времена императора Максимиана.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Христофор. 1562 г. Холст, масло.
Библиотечная сеть Бергамо (RBBG)
Джованни Морони (1520-1578). Слава Евхаристии. 1562 г. Холст, масло.
Церковь Святых Христофора и Винченцо, Прадалунга, Италия.
Джованни Морони (1520-1578). 1. Портрет писателя Джованни Брессани (1490 - 1560) 1562 г. Холт, масло. 116,2х88,8 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 2. Портрет нотариуса Джованни Луиджи Серадобати. 1558-1560 гг. Холст, масло. 81x63 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джованни Морони изобрел два секрета своего мастерства. Первый заключался в том, чтобы рисовать прямо на холсте, не подрисовывая, необычная практика для того времени, которую он, вероятно, позаимствовал у Моретто, но которая придала ему непосредственность, усовершенствовавшую его технику. Второй секрет заключался в том, чтобы рисовать с натуры или «в натуральную величину», что также не было обычной практикой. Вы можете наглядно увидеть разницу на посмертном портрете писателя Джованни Брессани (1562), который нечетко очерчен, в нем нет ни капли жизненности и цельности, как у его нотариуса Серадобати (1558-1560).
Джованни Морони (1520-1578). Успение Богоматери. 1564 г. Холст, масло. 313 х 200 см.
Церковь Сан-Джованни Баттиста, Палаццаго, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем и Святыми Павлом,
Петром и Иоанном. 1564 г. Холст, масло. Церковь Сан-Пьетро-Апостол, г. Парре.
Алтарь был заказан в 1564 году семьей Беллибони, баронами Парре в качестве большого алтаря приходской церкви. В центре выделяется фигура Св. Петра, наклонившегося вперед, чтобы получить ключи, которые дает ему Младенец, слева Св. Павел держит меч, которым он был пронзен при мученической смерти, а справа - на заднем плане мы видим Святого Иоанна Евангелиста. Эта работа знаменует собой первую попытку поиска монументальности в священных произведениях Морони, кульминацией которой станет знаменитая «Тайная вечеря» Джулио Романо.
Джованни Морони (1520-1578). Положение во гроб. 1566 г. Холст, масло. 215 х 185 см.
Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Положение во гроб. Фрагмент. 1566 г.
Холст, масло. Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем во славе со Святыми Варварой
и Екатериной. Вариант. 1565-1570 гг. Холст, масло. 84,2 x 65 см. Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем во славе со Святыми
Варварой и Екатериной Александрийской. 1565-1570 гг. Холст, масло.
Приходская церковь Санта-Барбары, Бондо Петелло близ Альбино.
Джованни Морони (1520-1578). Мистическое обручение Святой Екатерины.
1568-1570 гг. Холст, масло. 228 х 148 см. Церковь Святого Варфоломея,
Альменно-Сан-Бартоломео, провинция Бергамо.э
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Бартоломео Коллеони. 1566-1569 гг.
Холст, масло. 66 х 54 см. Замок Сфорца, Милан.
Бартоломео Коллеони (1400-1475) - итальянский кондотьер, который стал генерал-капитаном Венецианской республики. В 1470 году он потратил 50 тысяч дукатов золотом на строительство капеллы в Бергамо.
Джакомо Трекур (1812-1882). Копия портрета Бартоломео Коллеони с холста
Джованни Морони. XIX в. Институт и дом-музей Бартоломео Коллеони, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джана Крисостомо Занчи,
генерального ректора Ордена латеранских каноников. 1566 г. Холст, масло.
58 x 50 см. Академия Каррара, Бегамо.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. 1566-1577 гг.
Холст, масло. 97 х 80 см. Берлинская картинная галерея.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого человека в черной одежде.
1567 г. Холст, масло. 67 х 53 см. Аукционный дом HAMPEL, Мюнхен, 2019 г.
Джованни Морони (1520-1578). Черный рыцарь (The Knight in Black).
1567 г. Холст, масло. 190 х 102 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Черный рыцарь (The Knight in Black). Фрагмент.
1567 г. Холст, масло. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого человека в возрасте 29 лет.
1567 г. Холст, масло. 56,9 x 44,4 см. Академия Каррара, Бергамо.
Звезда Морони достигала своего зенита, когда все ведущие семьи Бергамо становились в очередь в мастерскую, чтобы позировать ему, и он был частью элитной группы интеллектуалов – поэтов, художников, врачей, юристов. Это общество было расколото в 1563 году, когда вражда в стиле Монтекки-Капулетти достигла своего апогея, когда отпрыск семьи Брембати был убит в церкви, а лидер Альбани был сослан. Но у Морони явно были свои симпатии и антипатии среди его подданных. В 1560 году он рисует испанского губернатора Милана, герцога Альбукерке, Габриэля де ла Куэва в образе хмурого головореза, злобно смотрящего прямо на зрителя, его меч закреплен высоко на поясе для удобства извлечения. Одобрял ли испытуемый это изображение?
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодой женщины. 1564-1570 гг.
Холст, масло. 51,8 х 41,5 см. Галерея Wildenstein & Company, Нью-Йорк.
Портрет молодой женщины. 1564-1570 гг.
Джованни Морони (1520-1578). Дама с книгой. 1570 г. Холст, масло. 98,5 х 80 см.
Академия Каррара, Бергамо. Коллекция графа Гульельмо Локиса.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет тридцатилетней дамы с мехом на плече.
(лат. ANNO AETATIS XXX). 1570-1575 гг. Холст, масло. 59 х 50 см.
Академия Каррара, Бергамо. 1575-1579 гг.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мирового судьи. 1570 г. Холст, масло.
41,3 x 37,2 см. Художественный музей Аризонского университет, Тусон, США.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет б. мэра города Бергамо
Джованни Джироламо Альбани (1509-1591), 1568-1570 гг.
Холст, масло. 107 х 75 см. Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет 70-тилетнего старика (MDLXX. ATATIS SVE LXX).
1570 г. Дерево, масло. 60,6 х 48,3 см. Художественный музей Далласа, США.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джорджо Пассо. 1569 г. Холст, масло.
Замок Сфорца, Милан.
Персонаж, стоя вполоборота к зрителю, назидательно смотрит на него, указывая правой рукой на горящую птицу, лежащую в бронзовой чаше, стоящей на подоконнике. В окне за чашей виден пейзаж, который заслоняет черный дым, идущий от горящей птицы. Слева на полке лежит несколько книг, одна из которых раскрыта и прислонена к стене. Модель стоит в комнате, в которой царит полумрак. Некий сюрреалистический портрет будущего.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мужчины, держащего в руках письмо
(L'Avvocato). 1570 г. Холст, масло. 89 х 72,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Этот портрет уже давно известен как «L'Avvocato» (Адвокат), что в переводе с итальянского означает юрист или поверенный. Вид хорошо оплачиваемой театральности натурщика и его надменный взгляд, как будто он подводит итог доказательствам, возможно, подсказали это название. Это также могло произойти из-за неправильного прочтения сложенного письма в его руке, адресованного «Al Magº Sig Julii» («высокочтимому господину Джулио или Джулиано»). Этот портрет - одна из самых выразительных работ Морони. Подстриженная борода и костюм указывают на дату около 1570 года.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мужчины с приподнятыми бровями.
1570-1575 гг. Холст, масло. 45,7 х 37,8 см. Национальная галерея, Лондон.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джорджо Асперти. После 1570 г.
Холст, масло. 45 х 37 см. LIECHTENSTEIN. Королевские коллекции, Вадуц–Вена.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Леонардо Сальваньо (?). 1570-1575 гг.
Холст, масло. 100,6 х 74,9 см. Национальная галерея, Лондон.
Скромно одетый мужчина поворачивается, чтобы посмотреть на нас, его рука опирается на большую красную книгу с позолоченными уголками. Хотя латинизированное имя «Леонардус Сальванеус» было добавлено к портрету позже, это может быть подлинным свидетельством его личности. Надпись на богато украшенной книге переводится как: «в дополнение к особым правам гражданина Бергамо». Книга может касаться особых прав, предоставленных в 1561 году городу Бергамо Венецией, которая в то время правила Бергамо. Этот человек, вероятно, сыграл определенную роль в переговорах о привилегиях Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Тайная вечеря. 1566-1569 гг. Холст, масло.
295 х 195 см. Церковь Санта-Мария Ассунта и Сан-Джакомо-Маджоре,
Романо-ди-Ломбардия, провинция Бергамо.
В 1560-1570-е годы Морони возвращается к религиозным заказам, но теперь со всей уверенностью мастера, которая позволяет ему быть изобретательным в своей композиции. В «Тайной вечере» 1566-1569 годов, в которой он дерзко затрагивает проблему пресуществления, ту самую часть доктрины, которая разделила церковь, Христос предлагает хлеб, в то время как апостолы оживленно обсуждают (за исключением одного, который, кажется, заснул на плече Спасителя). Здесь нет ореолов, и главная фигура - официант, разносящий вино. Стоящий позади Христа с кувшином, в котором течет его кровь, и смотрящий прямо на зрителя, одетый в строгую одежду шестнадцатого века, он явно является покровителем этой картины, которому отведено место в композиции, превосходящее место самого Христа. Прозвучало ли когда-нибудь в ответ слово «богохульство»?
Джованни Морони (1520-1578). Портрет ребенка из дома Редетти. 1570-1573 г.
Холст, масло. 43,3 х 33 см. Академия Каррара, Бергамо. Коллекция графа Гульельмо Локиса.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет дамы в черном (Медея Росси?). 1572-1573 гг.
Холст, масло. 95 х 76 см. Палаццо Морони, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена с двумя дочерьми (Вдовец).
1572-1575 гг. Холст, масло. 125,3 х 98 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
В 1570-х годах Морони превосходит все, что он делал раньше, привнося повествование даже в самый незамысловатый образ. Очень трогательный портрет джентльмена и двух его дочерей озаглавлен «Вдовец», но острота заключается в персонажах: старшая девочка смело смотрит на нас в стиле Морони, смело изображая шатлен в отсутствие своей покойной матери; младшая девочка смущена и рассеянно смотрит влево.; сидящий мужчина – вероятно, поэт, если судить по книгам на полке позади, – обнимает своих дочерей за плечи, словно защищая их, и выглядит опустошенным, но решительным.
Джованни Морони (1520-1578). 1. Портрет Бернардо Спини. Холст, масло. 197х98 см. 2. Портрет Паче Риволо Спини. Холст, масло. 197х98 см. 1573-1575 гг. Академия Каррара, Бергамо.
Парные портреты четы Спини, Бернардо и Паче Ривола, выделяются тем, что выполнены в полный рост. Бернардо был торговцем и политическим деятелем. Он изображён в строгом испанском костюме по моде того времени с резким контрастом между черной тканью и белыми манжетами. Портрет его жены Паче выполнен как зеркальное отражение портрета мужа. Она представлена на нем в простой манере, без пышных одеяний и драгоценностей.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Винченцо Гуариньони. 1572 г.
Холст, масло. 63 х 50,8 см. Художественный музей Кливленда, США.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена в черном. 1570-1578 гг.
Холст, масло. 58,1 x 49,8 см. Художественный музей Мемфиса Брукса, Мемфис.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. 1570-е гг. Холст, масло.
97,9 x 78,2 см. Национальная галерея Канады, Оттава.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого человека. 1570-1578 гг.
Холст, масло. 55,2 х 44,4 см. Детройтский институт искусств, США.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет бородатого мужчины в черном. 1576 г.
Холст, масло. 173,5 х 103,5 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.
Также к 1570-м годам относится таинственный «Портной», безымянный, но роскошно одетый, чтобы продемонстрировать свое процветание. Изображение торговцев за занятиями их ремеслом, а не в одежде их гильдий, было почти неслыханно в тот период, и все же вот он здесь, с розовыми ножницами в одной руке и краем рулона ткани в другой.
Джованни Морони (1520-1578). Портной. 1572-1575 г. Холст, масло.
99,5 х 77 см. Национальная галерея, Лондон.
Это одна из самых известных картин Морония. Одежда и стиль картины позволяют предположить, что он создал ее в конце своей карьеры, около 1570 года. Торговец тканями или портной смотрит на нас, оторвавшись от своей работы. Его кремово-красный костюм контрастирует с черной тканью, отмеченной меловыми линиями, которую он готовится раскроить. Он носит пояс с мечом, обозначающий высокий статус, и его одежда скорее напоминает одежду успешного профессионала, чем ремесленника; возможно, он был старшим офицером гильдии, гордящимся тем, что его изображают на работе. Портрет, кажется, запечатлевает мимолетный момент, как моментальный снимок, придавая ему поразительную жизненность и психологический реализм, весьма необычный для того времени. Непосредственность и яркость этого портрета, возможно, отчасти обусловлены методом Морони рисовать непосредственно с натуры, не делая предварительных рисунков.
Джованни Морони (1520-1578). Распятие со Святым Бернардино Сиенским и Святым
Антонием Падуанским. 1574-1575 гг. Церковь Святого Юлиана-мученика, Альбино.
Несмотря на то, что слава Морони была связана с работой портретиста, он также не отказывался и от религиозных заказов, которые он выполнял «с той же простотой и строгостью, возвращая священные темы на натуралистический и домашний уровень, вставляя портреты». Среди произведений религиозной тематики – «Распятие» (Альбино, Святой Иероним), «Успение» (Милан, Брера), «Положение во гроб» (Бергамо, Академия Каррара), «Коронация Богоматери» (Бергамо, Сант-Алессандро Алла Кроче), «Успение Богородицы» (Бергамо, Дуомо) и др.
Джованни Морони (1520-1578). Распятие со Святым Бернардино Сиенским
и Святым Антонием Падуанским. 1575 г. Холст, масло. 227 х 134 см.
Церковь Святого Юлиана-мученика, Альбино.
Эта картина, созданная в 1575 году, считается шедевром священного творчества Морони. Что сразу бросается в глаза в этой картине, так это изолированность и возвышение креста; это чувство одиночества подчеркивается лучом света, исходящим из небольшого просвета в тучах на небе, который попадает на фигуру Христа. Под крестом находятся двое святых, которые обращают свой взор на Мессию, Св. Бернардино изображен со сложенными в молитвенной позе руками, а Св. Антоний находится в мистическом экстазе: то, как свет заливает лицо святого, является одним из самых сенсационных творений XVI века.
Джованни Морони (1520-1578). Джентльмен, размышляющий перед «Распятием
со Святым Иоанном Крестителем и Святым Себастьяном». 1575 г. Холст, масло.
160 х 100 см. Церковь Святого Алессандро, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Распятие со Святыми Франциском Ассизским
и Антонием Падуанским». Холст, масло. 240 x 170 см. Часовня Конгрегации сестер
милосердия Святых Капитанио и Герозы, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Георгия. Полиптих. 1575-1578 гг. Церковь Святого Георгия,
Фьорано-аль-Серио, провинция Бергамо.
20 апреля 2016 года после многолетней реставрации был открыт для показа полиптих работы Джованни Морони
«Святой Георгий», обнаруженный в приходской церкви Фьорано-аль-Серио.
Полиптих Джованни Морони «Святой Георгий» в процессе реставрации в приходской церкви
Святого Георгия, Фьорано-аль-Серио, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Георгий. Полиптих. Фрагменты. 1. Святая Лючия. 2. Святая Аполлония. 1575-1578 гг. Церковь Святого Георгия, Фиорано-аль-Серио, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Георгий. Полиптих. Фрагменты. 1. Святой Александр. 4. Святой Дефендент. 1575-1578 гг. Церковь Святого Георгия, Фиорано-аль-Серио, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Георгий и Принцесса. Полиптих. Фрагмент.
1575-1578 гг. Церковь Святого Георгия, Фиорано-аль-Серио, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Дон Леоне Куччи в созерцании «Мадонны
с Младенцем во славе, Святого Мартина и бедняка». 1575 г. Холст, масло.
Церковь Сан-Мартино, Сенате Сотто, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Сен-Готард на престоле со Святыми Лаврентием
и Екатериной Александрийской. 1574-1575 гг. Холст, масло. 260 х 198 см.
Церковь Святого Панкратия Мученика, Горлаго.
Джованни Морони (1520-1578). Успение Пресвятой Богородицы. 1570-1578 гг.
Холст, масло. 360 х 225 см. Пинакотека Брера, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с младенцем во славе со Святыми Иаковом и Рохом.
1570-1578 гг. Холст, масло. 140 х 120 см. Коллекция Frederick F. Mont, Inc. Нью-Йорк.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем во славе со Святыми. 1576 г.
Холст, масло. 270 х 175 см. Кафедральный собор Бергамо.
Надпись MDLXXVI IO:BAP'MORONUS.P
Джованни Морони (1520-1578). Коронация Богородицы. 1576 г. Холст, масло. 291,5 х 470,5 см.
Церковь Святого Алессандро делла Кроче, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Коронация Богородицы. Фрагмент. 1576 г. Холст, масло. 291,5 х 470,5 см.
Церковь Святого Алессандро делла Кроче, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Святая Агнесса. 1576 г. Холст, масло. 80 х 89 см.
Художественный музей Колумбуса (CMH), штат Огайо, США.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с младенцем и херувимами. Холст, масло. 82 х 67 см.
Аукционный дом Casa d’Aste Farsettiarte, Прато, 2023 г. Эстимейт EUR 40.000 - 50.000 евро.
Джованни Морони (1520-1578). Школьный учитель Тициана. 1575 г. Холст, масло.
96,8 х 74,3 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Немногие художники могли сравниться с мастерством Морония в изображении внешности его натурщиков, и уж тем более с его способностью вызывать в воображении внутреннюю работу их умов. Личность Джентльмена на этом проникновенном портрете остается загадкой. В течение длительного времени автором картины считался Тициан и представлял идеал художника венецианской школы. Но согласно другой версии, картина получила свое название потому, что Тициан восхищался ею и многому у нее научился. Сильная, простая композиция Морони и его яркая характеристика произвели впечатление на двоих более поздних мастеров портретной живописи: Энтони ван Дейк и Джошуа Рейнольдс оба сделали её копии.
Генри Дафф Линтон (1815-1899). Учитель Тициана. 1857 г. Гравюра на дереве.
Музей Фогга, Гарвардский университет.
Объект, одетый во все черное, сидит в кресле Саванаролы, которое видно - неожиданно -- в профиль. Он кладет красиво нарисованную руку на подлокотник кресла и поворачивается как бы рассматривая зрителя. Другой рукой он утыкается в книгу, мысли о которой, судя по его сосредоточенному взгляду, все еще занимают его разум. Белый, вышитые воротник оттеняет лицо, так и асимметричность Эхо человеку неравномерность характеристики. Даже щетинистые текстуры подстриженные усы и обрезается, седой волос командной внимание.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Якопо Фоскарини. 1575 г. Холст, масло.
105 x 84 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет пожилого мужчины. 1575 г. Холст, масло.
50,8 x 41,9 см. Музей Нортона Саймона, Пасадина, Калифорния.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Паоло Видони Чедрелли. 1576 г.
Холст, масло. 54 х 46 см. Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет пожилого человека, сидящего с книгой
(Пьетро Спини). 1576-1579 гг. Холст, масло. 97.5 х 81.2 см. Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет священнослужителя. 1576 г. Холст, масло.
50,2 x 41,9 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г. Лот продан за $317.500 дол.
Джованни Морони (1520-1578), атрибуция Сэр Уолтер Рэйли (1552-1618). 1577 г.
Холст, масло. 30,5 x 25,5 см. Служба музеев Колчестера и Ипсвича, Англия.
Джованни Морони (1520-1578), circle. Портрет джентльмена в высокой шляпе.
Холст, масло. 63,5 х 52,7 см. Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578), circle. Портрет мужчины, держащего рукоять меча.
Холст, масло. 95,8 х 69,8 см. Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. Холст, масло. 116 х 94 см.
Баварские государственные собрания картин, Мюнхен.
Джованни Морони (1520-1578). Музыкант. Холст, масло. 95,1 x 75,7 см.
Художественная галерея Шипли, Гейтсхед, Англия.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. Холст, масло. 85 x 64 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет неизвестного с бородой. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Сиена.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодой дамы с веером. 1575 г.
Холст, масло. 73,5 х 65 см. Рейксмузеум, Амстердам.
По мнению многих, шедевром Морони является «Портрет молодой дамы с веером», написанный примерно в 1575 году, за три года до его смерти. Это великолепное проявление всех навыков, которые мастер-портретист накопил за всю жизнь. Шелк ее вышитого лифа переливается; ее туго накрахмаленная оборка с замысловатым узором бросает свет на то, что должно быть красивым лицом, обрамленным увлажненными тугими локонами. Это красиво, но это недовольное лицо с высокомерными темными глазами, которые искоса смотрят на зрителя с раздражением, ее полные губы слегка поджаты, чтобы дать нам понять, что это момент мимолетного раздражения, запечатленный фотографом. Это девушка, чья грация была бы недоступна искусству, если бы не этот художник.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем. Холст, масло.
Джованни Морони (1520-1578). Преображение Господне. XVI в. Холст, масло.
77,5 x 59,4 см. Музей Фицуильяма, Кембриджский университет.
Джованни Морони (1520-1578). Распятие со Святыми Хрисогоном, Христофором,
Франциском Ассизским и Святым мучеником. Холст, масло, см. 250 х160 см.
Церковь Святого Искупителя (Santissimo Redentore), Сериате, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578), атрибуция. «Rex Meus et Deus Meus»
(Мой царь и мой Бог). Джентльмен, поклоняющийся перед «Ecce Homo».
Холст, масло. Музей изящных искусств Нанта, Франция.
Джованни Морони (1520-1578). Царица Эсфирь. Холст, масло. 90,4 x 72,5 см.
Городской совет Колдердейла, Англия.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет картезианского монаха с листом
нотной бумаги в правой руке. Дерево, масло. 61,7 х 46 см. Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578), school. Портрет мужчины в пальто с подкладкой.
Холст, масло. 105 х 81 см. Национальный музей, Стокгольм.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена в черном пальто и шляпе.
Холст, масло. 50,7 х 42 см. Аукцион Christies, 2010 г.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джироламо Агости. Холст, масло.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена в меховой черной шляпе.
Частное собрание. XXXI Biennale dell'Antiquariato, 2019 г.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет донатора. Холст, масло. 59,5 х 51,5 см.
Художественный музей Принстонского университета, Нью Джерси, США.
Хотя портреты Джованни Морони и не достигали мастерства великого Тициана, они были намного лучше его собственных религиозных работ. Но и в портретах мастерство Морони неравномерно (как и мастерство Ганса Гольбейна и Ван Дейка). Какие-то из них холодные и отстраненные, с тщательно выписанными деталями, но облик портретируемого на них не выразительный. (В большей степени это относится к женским портретам, чем к мужским). Отчасти это можно объяснить влиянием заказчика – все-таки не следует забывать, что живописец в те времена был всего лишь ремесленником, кем-то вроде портного. С другой стороны, мастерство художника тоже возрастало, и поздние портреты, в большинстве своем явно превосходят ранние по качеству, в них меньше лишних деталей, и выглядят они более реалистичными и живыми.
Giovanni Battista Moroni - Renaissance Portraitist by Nancy Edwards (Autor),
Kimbell Art Museum, 2000.
Несмотря на свой талант, Джованни Морони был гораздо менее известен, чем, например, Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) в Германии. В XVI веке в Италии и за ее пределами было немало портретистов, приближающихся по уровню к Морони. А вот Гольбейн Младший был в свое время и на своем месте вне конкуренции. Да и Джорджо Вазари ничего о Морони не написал для его рекламы. Говорят, Вазари просто не доехал до этого отдаленного селения Альбино, где работал Морони, с другой стороны – Морони никогда не был в Венеции, где работал Вазари. Короче, Морони просто не повезло.
Джованни Морони (1520-1578). Три Марии у гроба. Холст, масло. 50 х 64 см. Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена в парчовом дублете
из красного бархата. Холст, масло. 50,8 x 43,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г.
Лот продан за GBP 419.650 фунтов.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет дворянина в черном костюме с оборками.
Холст на дереве, масло. 44,4 x 34,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2000 г.
Лот продан за GBP 190.750 фунтов.
Джованни Морони (1520-1578), атрибуция. Портрет молод человека с книгой в руках.
Дерево, масло. 64,8 х 44,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $20.000-30.000 дол.
Бывший музей фюрера.
Джованни Морони (1520-1578), follower. Портрет священнослужителя. Холст, масло.
61 x 52,4 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $9.375 дол.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мужчины, предположительно Клемана Маро
(ок.1495-1544). Холст, масло. Историческая библиотека французского протестантизма, Париж.
Клеман Маро (1496-1544) - известнейший поэт и гуманист эпохи французского Ренессанса.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого дворянина. Холст, масло.
90 х 60 см. www.amazon.com.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена в черной шляпе
и черном жакете с белым кружевным воротником. Холст, масло. 67 x 53,3 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Кристофоро Новати (?). Холст, масло. 93 х 79 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Из коллекции А. Буркатовского.
Джованни Морони (1520-1578), атрибуция. Портрет сенатора. Холст, масло.
63,5 х 51 см. Городской художественный музей Брайтона и Хоува, Англия.
Бартоломео Пассаротти (1529-1592). Мужской портрет. 1580 г. Холст, масло.
93,3 х 74,9 см. Музей Фоггга, Гарвардский университет. Ранее картина по атрибуции
принадлежала Джованни Морони.
Приходская церковь Сан-Панкрацио, Горлаго, провинция Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Посещение. Встреча Девы Марии и Елизаветы
(после реставрации). 1570-е гг. Холст, масло. Приходская церковь Святого Юлиана, Альбино.
Джованни Морони (1520-1578). Поклонение волхвов. Конец 1570-х гг. Холст, масло. 260 х 200 см.
Церковь Сан-Панкрацио, Горлаго, Бергамо
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем и Святыми Андреем и Петром.
1577 г. Церковь Сант-Андреа-Апостоло, Фино-дель-Монте, провинция Бергамо.
Картина была написана Морони в 1577 году, вероятно, по заказу Братства Святого Причастия. Среди церковных картин, созданных Морони в последние годы, это, безусловно, одна из самых почитаемых. О картине нельзя судить только по композиционным аналогиям с мастером Моретто. Прежде всего, ценность этой работы определяют хроматические сочетания и яркость красок: розовые, желтые и голубые тона одежды усиливаются на сером фоне стены, а скользящий свет выявляет драпировки, мрамор и белые бороды у двух святых.
1575-1578 Мадонна с Младенцем во славе со Святыми Варварой и Лоренцо.
Из церкви Сант-Антонио-Абате в Лонно (деревня Нембро).
Картина была заказана Конгрегацией бомбардиров для церкви Кармине в Бергамо. Из ее первоначального местоположения в церкви Кармине по постановлению правительства она была снята и перевезена в Палаццо Чивико, отсюда она попала в художественную галерею Брера, неотъемлемой частью которой она является до сих пор, хотя и находится на хранении с 1953 года в приходской церкви Лонно. Правая рука Святой Варвара покоится на башне мучеников, а левая нога - на пушке, символе бомбардиров, вступающих в строй.
Джованни Морони (1520-1578). Распятие. Церковь Сан-Панкрацио, Горлаго, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Страшный суд. 1577-1578 гг. Холст, масло. 422 х 485 см.
Церковь Сан-Панкрацио, Горлаго, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Страшный суд. Фрагмент. 1577-1578 гг.
Холст, масло. Церковь Сан-Панкрацио, Горлаго, Бергамо.
Джованни Баттиста Морони умер 5 февраля 1578 года в Бергамо, не закончив свой монументальный труд «Страшный суд» в Горлаго.
Среди последователей Джованни Паоло Каванья был незаурядным учеником Морони, однако в последующих поколениях его проницательная портретная живопись повлияла на творчество бергамского художника Фра Гальгарио (1655-1743) и известного венецианца Пьетро Лонги (1701-1785). Лучшей коллекцией работ Морони располагают Лондонская Национальная галерея и галерея Уффици, его вещи хранятся и во многих других музеях мира.
В Бергамо существует дворец-музей Палаццо Морони, построенный в 1631-1666 г .
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРОНИ / GIOVANNI BATTISTA MORONI (1520-1578). БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»