ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРОНИ / GIOVANNI BATTISTA MORONI (1520-1578). БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I01-06-2024 21:11к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джузеппе Сиккарди (1883-1956). Памятник Джованни Баттисте Морони
на его родине в Альбино.
Джованни Баттиста Морони (1520-1578) – итальянский художник-маньерист эпохи Возрождения. Один из самых знаменитых североитальянских портретистов XVI века, наиболее известный своими элегантными реалистичными портретами местной знати и духовенства. Он родился в Альбино, недалеко от Бергамо. Морони - сын архитектора Андреа Морони. Он учился у Алессандро Бонвичино в Брешии, где был главным ассистентом в его студии в 1540-х годах, а также работал в Тренто, Бергамо и своем родном городе Альбино. Его портреты отличаются оригинальностью композиции, исключительным исполнительским мастерством и большой психологической проницательностью, которой он обязан не столько своему учителю, сколько венецианской традиции портретной живописи Джорджоне и Тициана. Даже сам Тициан советовал обращаться к нему венецианским правителям, жившим в Бергамо. Однако, он был знаменит не только как портретист. Его религиозные картины, предназначенные для неискушенной аудитории, были не менее успешны, чем его портреты. В ранние годы он работал в Брешии и Тренто (1546-1548, 1551-1552). Позже алтари и портреты были написаны для клиентов в Бергамо и окрестностях Альбино, где он поселился в 1561 году.
Джованни Морони (1520-1578), атрибуция. Неизвестный портрет. 1540 г.
Дерево, масло. 30,5 х 24,5 см. Аукцион Carlyle Auctions Inc., Нью-Йорк.
Эстимейт $10.000 – 20.000 дол.
Джованни Баттиста Морони, также Джамбаттиста Морони (итал. Giovanni Battista Moroni) родился в городке Альбино близ Бергамо по разным источникам в 1520-1524 годы, но, вероятно, вскоре после 1520 года. Морони был сыном архитектора Андреа Морони. Он учился в Брешии у художника Алессандро Бонвичино (1498-1554), более известного под именем Моретто да Брешиа. Морони был главным ассистентом в студии в Бонвичино в 1540-х годах, и работал в Тренто, Бергамо и своем родном городе Альбино.
Моретто да Брешиа (1498-1554), Джованни Морони (1520-1578).
Портрет Джироламо Мартиненго.1542-1543 гг. Холст, масло.
83,8 x 67,8 см. Музей Лечи, Монтикьяри, Италия.
Джироламо Мартиненго ди Падернелло (1519-1570) - итальянский военный деятель
и специалист по военным укреплениям.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого человека
(Портрет Джованни Спанноччи). 1543 г. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Сиена.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого человека с бородой.
1543-1545 гг. Холст, масло. 44,2 x 37,6 см. Национальная Пинакотека, Сиена.
Джованни Морони (1520-1578). Рождество. 1540-1543 гг. Холст, масло. 83 х 76 см.
Альбино, частное собрание. XXIX Biennale dell'Antiquariato, 2015 г.
Джованни Морони (1520-1578). Воскресение Христа. 1545-1548 гг. Холст, масло. 40,6 х 54 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2020 г. Эстимейт $200.000 – 300.000 дол.
Недавно обнаруженное это исключительное полотно, изображающее «Воскресение Христа», является одной из самых ранних известных работ Морони. Датируемая примерно 1545-1548 годами, она предшествует его картине на ту же тему в церкви Сан-Мартино-ин-Совере (начало 1550-х годов), и дает редкую возможность взглянуть на юношеское развитие Морони как художника, которое разворачивалось главным образом в Брешии под опекой Алессандро Бонвичино, известного как Моретто ди Брешиа. Что заметно даже в этом юном возрасте, так это склонность художника к изображению натуралистических сцен с интенсивным вниманием к деталям и ощутимым визуальным воздействием - характеристики, которые позже сделали его одним из самых востребованных ломбардских портретистов XVI века.
Джованни Морони (1520-1578). Воскресший Христос. 1548 г.
Холст, масло. 215 х 46 см. Музей Адриано Бернареджи, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Благовещение. 1548 г. Холст, масло.
Замок Буонконсильо, Тренто, Италия.
Джованни Морони (1520-1578). Мистический брак святой Екатерины. 1545-1550 гг.
Холст, масло. 82,6 х 67,5 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии,
Оксфордский университет.
Моретто да Брешиа (1498-1554), Джованни Морони (1520-1578). 1. Обращение святого Павла. 1540-1541гг.
Холст, масло. 306х136 см. Церковь Santa Maria presso San Celso, Милан. 2. Esse Homo (Христос и ангел).
1545-1554 г. Холст, масло. 215х126 см. Пинакотека Тосио Мартиненго, Брешия.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Марко Антонио Савелли.1543-1544 гг.
Холст, масло. 137 х 112 см. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Эта картина считается первым заказным портретом, выполненным Морони для членов древней римской семьи Савелли. Портрет отражает сильные стороны Романино и Моретто в построении структуры на фоне фрагментов классической архитектуры.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет (Портрет солдата). 1545 г. Холст, масло. 119 х 91 см.
Музей Прадо, Мадрид.
Джованни Морони (1520-1578). Святая Клара Ассизская. 1548 г.
Холст, масло. 182,7 х 125 см. Тридентский епархиальный музей, Тренто.
Джованни Морони начал сотрудничать с учителем в нескольких ранних работах, когда ему было чуть более двадцати лет. В своих первых экспериментах в качестве примеров он использовал очень высокие уровни Моретто и Лоренцо Лотто. Помимо прочего, эти два художника были друзьями, настолько, что, когда Лотто покинул Бергамо, пробыв там около десяти лет, он практически передал своих клиентов своему другу художнику Моретто. От Лотто исходит эта способность устанавливать почти доверительные отношения с изображаемым объектом, с несколько разочарованным подходом, а от Моретто ученик берет схемы компоновки, которые помогают сконцентрироваться на внешности моделей, на их лицах и взглядах. Первые самостоятельные картины Морони дошли до нас, однако они были сделаны в Тренто. Два его коротких периода в Тренто совпали с первыми двумя сессиями Тридентского собора в 1546-1548 и 1551-1553 годы. В обоих случаях Морони написал ряд религиозных произведений, включая алтарь для церкви Санта-Мария Маджоре в Бергамо (1551), а также серию портретов, которые прославили его.
Джованни Морони (1520-1578). Граф Альборгетти из Бергамо и его сын. 1545-1550 гг.
Холст, масло. 98,1 х 83,5 см. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс.
Джованни Морони (1520-1578). Граф Альборгетти из Бергамо и его сын. Фрагмент. 1545-1550 гг.
Холст, масло. Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс.
Антонис Мор (1520-1577), Джованни Морони (1520-1578). Портрет кардинала
Антуана Перрено де Гранвела (1517-1586). 1549-1550 гг. Дерево, масло. 107 х 82 см.
Музей истории искусств, Вена.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена (традиционно называемого
Джулио Джиларди). 1548 г. Холст, масло. 118,4 x 104,1 см.
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Калифорния.
Джованни Морони (1520-1578), атрибуция. Портрет Эрколе Пио ди Савойя (? – 1571),
сына Марко Пио и Лукреции Ровереллы. 1550 г. Дерево, масло. 82,5 х 61 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2021 г. Лот продан за EUR 32.800 евро.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет молодого человека в профиль.
1557 г. Холст, масло. 34 x 28 см. Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет священнослужителя. Конец 1550-х гг.
Холст, масло. 72,4 x 60,3 см. Институт искусств Миннеаполиса, Миннесота.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Веспасиано Гонзага. 1559 г. Дерево, масло.
117 х 91,5 см. Городская пинакотека Палаццо Вольпи, город Комо, Ломбардия.
Веспасиано I Гонзага (1531-1591) - итальянский аристократ, дипломат, писатель,
военный инженер и кондотьер.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет дворянина в доспехах. 1540-1560 гг.
Холст, масло. 92,5 х 70 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Джованни Морони (1520-1578). Изотта Брембати Грумелли. 1550-1555 гг.
Холст, масло. 55 х 47 см. Академия Каррара, Бергамо.
Изотта Брембати Грумелли (1530-1586) - итальянская поэтесса и графиня. Брембати свободно владела греческим, латынью, французским, испанским и итальянским языками. После ее смерти в 1586 году в ее память была опубликована книга стихов под названием «Иней похорон».
Джованни Морони (1520-1578). Портрет каноника Бартоломео Бонги (умер в 1584 г.).
1553 г. Холст, масло. 101,6 x 81,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Ученый-юрист Бартоломео Бонги, одетый в профессорскую мантию и треуголку, изображен с книгой по римскому гражданскому праву, посвященной ему автором в 1553 году. Через открытое окно видна башня, которая была одной из самых узнаваемых достопримечательностей города Бергамо. Морони вызывал восхищение во всей северной Италии за его способность запечатлевать своих натурщиков «с натуры», по словам венецианского художника Тициана. Работы, подобные этой, несомненно, изучались молодым Караваджо.
Джованни Морони (1520-1578). Поклонение волхвов. 1550-1555 гг. Холст, масло. 97 х 112 см.
Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем во славе и Святые Амвросий,
Григорий, Иероним, Августин и Иоанн Богослов. 1551 г. Холст, масло. 330 х 164 см.
Церковь Santa Maria Maggiore, Тренто.
Джованни Морони (1520-1578). Троица. 1552-1553 гг. Холст, масло. 176 х 122 см.
Церковь Chiesa di San Giuliano, Альбино.
В «Троице» Морони Бог очеловечился. У него есть лицо, синее одеяние. Его руки обнимают Христа в жесте защиты. Но общий эффект странный. Засученные рукава делают Бога похожим на силача, собирающегося совершить тяжелый подвиг. На выставке кто-то из зрителей недоверчиво спросил: «Это должен быть Бог? Обычно мы не видим изображений Бога». Да, но Микеланджело сделал это в изысканном неоязыческом Риме на потолке Сикстинской империи. Бог, похожий на древнего Зевса, касающегося пальцев Адама в образе идеального по телу эфеба. Но это был Рим, и это было тогда. А это Ломбардия. Нельзя делать портреты Бога.
Джованни Морони (1520-1578). Успение Пресвятой Богородицы. 1550-1560 гг.
Холст, масло. Церковь Chiesa di S. Maria Assunta, Онета, Ломбардия.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Архангел Михаил. 1550-1560 гг.
Холст, масло. 56,5 х 411 см. Музей Польди-Пеццоли, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Святой Иероним, медитирующий или читающий. 1550-1555 гг.
Холст, масло. 81 х 103 см. Академия Каррара, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Скульптор Алессандро Виттори (1524-1608).
1551 г. Холст, масло. 87,5 х 70 см. Музей истории искусств, Вена.
Джованни Морони (1520-1578). Джан Лодовико Мадруццо (1532-1600).
1551-1552 гг. Холст, масло. 199,8 х116 см. Институт искусств, Чикаго.
Заказ на написание официальных портретов двух членов семьи Мадруццо, правившей в качестве князей-епископов в Тренте с 1539 года, был одним из самых престижных в начале карьеры Морони. Они изображали братьев Джана Лодовико (1532-1600) и Джана Федерико (ок. 1530-1586) и должны были висеть рядом с портретом дяди молодых людей, кардинала Кристофоро Мадруццо (1512-1578), написанным Тицианом.
Джованни Морони (1520-1578). Джан Федерико Мадруццо (1530-1586). 1560 г.
Холст, масло. 201,9 x 116,8 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. 1553 г. Холст на дереве, масло.
102,9 х 81,8 см. Художественный музей Гонолулу, Гавайи. Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Джованни Морони (1520-1578). Второй портрет Изотты Брембати Грумелли (1530-1586).
1553 г. Холст, масло. 160 х 115 см. Палаццо Морони, Бергамо. Коллекция Лукреции Морони.
Джованни Морони (1520-1578). Джентльмен, созерцающий Крещение Христа. 1555 г.
Холст, масло. 104 х 113 см. Коллекция Джироламо и Роберты Этро, Милан.
Эта юношеская работа предвосхищает изобретение Морони особого типа портрета, который он время от времени писал на протяжении всей своей дальнейшей карьеры, а именно портрета дарителя, установленного перед священным изображением. Одним из особенно уместных сравнений является картина Морони «Джентльмен, созерцающий Крещение Христа», написанная примерно в середине 1550-х годов и сегодня находящаяся в коллекции Этро. В этом примере фигура дарителя становится на колени перед каменной стеной и смотрит в сторону подробного пейзажа со сценой из жизни Христа, которая появляется в пространстве за стеной, как если бы она возникла в воображении дарителя. Хотя даритель и священный образ вместе служат для подчеркивания благочестия дарителя, каждый элемент, по-видимому, может функционировать независимо.
Джованни Морони (1520-1578). Джентльмен, преклоняющийся перед Мадонной с Младенцем. 1555 г.
Холст, масло. 59,7 x 64,8 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем и со Святой Екатериной, Святым Франциском и донором.
1555-1559 Холст, масло. 102 х 110 см. Пинакотека Брера, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем (Богородица, кормящая младенца).
1555-1565 гг. Холст, масло. 70 х 65,5 см. Кунстмузеум, Базель.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена с шлемом у сломанной колонны.
1555-1556 гг. Холст, масло. 186,2 х 99,9 см. Национальная галерея, Лондон.
Положив одну руку на шлем, а другую на рапиру, этот неизвестный мужчина смотрит прямо на нас. Он стоит в частично разрушенном архитектурном сооружении, рядом с большой сломанной колонной, на которой покоится его шлем. Колонна является атрибутом Стойкости, а также может свидетельствовать о стойкости древних или семейных ценностей. Очень ограниченная цветовая палитра синего, серого и черного цветов с повторяющимися мелкими деталями ржаво-оранжевого и красного цветов создает поразительный визуальный эффект и привлекает наше внимание к лицу и рукам натурщика. Предполагают, что эта картина и картина Морони «Рыцарь в рыцарском шлеме», также находящаяся в Национальной галерее, вероятно, были написаны примерно в одно и то же время из-за схожего покроя одежды и бород мужчин.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет монаха-мирянина (Портрет картезианского монаха). 1555-1557 гг. Холст, масло. 55,2 х 50,5 см. Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Художник Морони изобразил необычайно большое количество простых людей в своем родном регионе между Бергамо и Альбино, причем все они остались анонимными. То же самое относится и к этому брату-мирянину в белом религиозном одеянии: на этом портрете художник выбрал вместо строгого профиля изящный вид в три четверти. Показано обветренное лицо монаха с яркими чертами лица и приподнятой бровью.
Джованни Морони (1520-1578). Девственная Весталка Тучча. 1555-1560 гг.
Холст, масло. 152,5 х 86,9 см. Национальная галерея, Лондон.
Эта картина необычна среди светских картин Морони: все остальные, которые сохранились, являются портретами. Это единственная известная однофигурная аллегорическая картина, которая датируется примерно 1560 годом. Женщина может быть задумана как олицетворение Целомудрия, но она также представляет римскую жрицу Весты Туччу. Согласно легенде, когда девушку-весталку Туччу обвинили в нарушении обетов, она доказала свое целомудрие, нося воду из реки Тибр в решете. Морони изображает сито как дуршлаг, а ватерлинию можно увидеть чуть выше отверстий. Надпись на каменной табличке принадлежит римскому автору Валерию Максимусу и означает «Целомудрие выходит из темных облаков позора». Тучча часто включалась в серии картин добродетельных женщин, созданных между XV и XVII веками. Эта картина, возможно, была одной из серии, созданной для гражданского или судебного здания, или, даже для монастыря.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. 1550-1560 гг. Холст, масло. 121,9 x 102,9 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Иногда черно-белая репродукция картины бывает лучше цветной, как в этом случае:
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. 1550-1560 гг. Холст, масло. 121,9 x 102,9 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Фра Микеле да Брешиа или Портрет прелата.
1557 г. Холст, масло. 63 х 53,5 см. Частная коллекция Марио Скальи, Милан.
В нижней части картины есть надпись «IUSTITIA ECCLESIAM SERVAVI ET INIMICOS PACAVI M. D. LVII»,
что означает «Справедливым образом я сохранил Церковь и умиротворил врагов».
Джованни Морони (1520-1578). Рыцарь в рыцарском шлеме (Кавалер даль Пьеде Ферито,
граф Фаустин). 1555-1560 гг. Холст, масло. 202,3 х 106,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Этот портрет долгое время был известен как «Кавалер даль Пьеде Ферито» (Рыцарь с раненой ногой). Но скоба, поддерживающая левую ногу мужчины, наводит на мысль, что он страдал от выпадения ноги - довольно распространенного заболевания, вызванного отказом мышц голеностопа. То, как его пластинчатые доспехи были небрежно разбросаны повсюду, очень необычно. Разрушенная обстановка, возможно, призвана подчеркнуть непреходящие достоинства натурщика. Его рапиру и шлем носили скорее для турниров, чем для войны. Считается, что натурщиком был граф Фаустино Авогадро из Брешии. Портрет Морони «Дама Россо», возможно, изображает жену Фаустино, графиню Лючию Альбани Авогадро.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет (Портрет молодого человека).
1550-1570 гг. Холст, масло. 56 х 49 см. Пинакотека Брера, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет (Капитан из Бергамо). 1550-1560 гг.
Холст, масло. 90,2 х 63,5 см. Вустерский музей искусств, Массачусетс.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет благородной женщины или дворянки
(Portrait of a Noblewoman). 1555-1565 гг. Холст, масло. 53 х 45,6 см.
Палаццо Питти, Флоренция.
Во время своего пребывания в Тренто Морони также установил контакт с Тицианом и графом-епископом Кристофоро Мадруццо, чей портрет принадлежит кисти Тициана, но для которого Морони написал два портрета сыновей Мадруццо. В XIX веке утверждали, что Морони обучался у Тициана в Тренто, однако маловероятно, что он когда-либо надолго заходил в студию венецианца, если вообще заходил. Период Морони как модного портретиста Бергамо, нигде не задокументированный, кроме как в проставленных датах его портретов. Этот период очень краток и охватывает только 1557-1562 годы, после чего Бергамо начали сотрясать междоусобицы, и Морони навсегда удалился в Альбино, где в своей провинциальной изоляции он был полностью упущен из виду Джорджо Вазари и не вошел в его «Жизнеописания».
Джованни Морони (1520-1578). Графиня Лючия Альбани Авогадро (Дама в красном).
1555-1560 гг. Холст, масло. 155 х 106,6 см. Национальная галерея, Лондон.
Джованни Морони (1520-1578). Дама в красном платье. 1560 г.
Холст, масло. 135 x 90 см. Дрезденская картинная галерея.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Луизы Вертовы Агости.1557-1560 гг. Холст, масло. 51 х 50 см.
Музей изящных искусств, Нант.
Джованни Морони (1520-1578). Аббатисса Лукреция Альярди Вертова (1490–1558).
1557 г. Холст, масло. 91,4 x 68,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Как гласит латинская надпись, настоятельница Лукреция Альярди Вертова основала
кармелитский монастырь Святой Анны в Альбино, недалеко от Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет камальдольского монаха (Portrait of a Camaldolese monk).
1561-1563 гг. Холст, масло. 58 х 48 см. Музей Бойманса Ван Бёнингена, Роттердам.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мужчины с красным лицом. 1558-1559 гг.
Холст, масло. 60,5 х 52 см. Частное собрание.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет нотариуса Джованни Луиджи Серадобати.
1558-1560 гг. Холст, масло. 81 x 63 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет каноника Людовико ди Терци. 1559-1560 гг.
Холст, масло. 101,5 х 82,7 см. Национальная галерея, Лондон.
Этот портрет необычен среди работ Морони тем, что натурщик смотрит не на нас, а направо, явно погруженный в свои мысли. Его опознали по адресованному ему письму, которое он держит в правой руке: «Достопочтенный джентльмен Людовико ди Терци, каноник Бергамского кафедрального собора и апостольский протонотарий, мой самый уважаемый господин из Бергамо…». Его черная треуголка такого типа носят церковники, а кошелек наводит на мысль о его финансовых обязанностях. Людовико Терци изучал юриспруденцию, вероятно, в Падуе, между 1537 и 1540 годами. Возможно, это тот самый Людовико Терци, которого упоминают как члена городского совета в Бергамо в 1549 и 1551 годах. Здесь ему около 40 лет, что говорит о том, что портрет был написан около 1560 года.
Джованни Морони (1520-1578). Два донора, поклоняющиеся Мадонне с Младенцем и Святому Архангелу
Михаилу. 1557-1560 гг. Холст, масло. 90 х 97,8 см. Фонд Адольфа Д. Уильямса и Уилкинса К. Уильямса, США.
Творчество Морони в Бергамо, оказавшееся частично под влиянием реализма Джованни Савольдо (1480/1485-1548)*, позволило ему всего за несколько лет создать длинную серию портретов, которые, хотя и не совсем героические, были полны достоинства, человечности и основаны на повседневной жизни. Сюжеты взяты не только из бергамаской аристократии, но из недавно осознавшего себя как класса ученых, профессионалов и образцовых государственных бюрократов, с несколькими солдатами, представленными в отстраненном и настороженном виде, благодаря скрупулезным фрагментам натюрмортов Морони и более пристальному вниманию к текстилю и одежде, чем к психологическому проникновению. (*О творчестве Джованни Джироламо Савольдо см. мой пост)
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джана Джероламо Грумелли в возрасте 24 лет
(Рыцарь в розовом). 1560 г. Холст, масло. 216 x 123 см. Палаццо Морони, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джана Джероламо Грумелли в возрасте 24 лет
(Рыцарь в розовом). Фрагмент. 1560 г. Холст, масло. Палаццо Морони, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Дон Габриэль де ла Куэва (умер в 1571 г.), герцог Альбукерке,
испанский губернатор Милана. 1560 г. Холст, масло. 112 x 84 см. Берлинская картинная галерея.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Марио Бенвенути. 1560 г. Холст, масло.
115,6 x 90,2 см. Художественный музей Джона и Мэйбл Ринглинг, Сарасота, Флорида.
Джованни Морони (1520-1578). Бюст молодого человека с надписью (Портрет аристократа).
1560 г. Холст, масло. 47,2 х 39,8 см. Национальная галерея, Лондон.
Латинская надпись на парапете по латыни гласит «Пока дыхание управляет моим существом», взята из четвертой книги «Энеиды» Вергилия. Эней должен покинуть царицу Дидону, но он произносит эти слова, чтобы подтвердить, что никогда не забудет свою любовь к ней.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мирового судьи (The Magistrate). 1560 г.
Холст, масло. 116 х 91,5 см. Пинакотека Тозио Мартиненго, Бергамо.
Я не врач, но, по-моему, мировой судья болел аллергией, так как у него на лбу выросла…
шишка. Ее хорошо видно на фрагменте картины.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мирового судьи (The Magistrate). Фрагмент. 1560 г. Холст, масло.
Пинакотека Тозио Мартиненго, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена (Портрет неизвестного поэта).
1560 г. Холст, масло. 106 х 80 см. Пинакотека Тозио Мартиненго, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Просперо Алессандри. 1560 г.
Холст, масло. 105 х 84 см. LIECHTENSTEIN. Королевские коллекции, Вадуц–Вена.
Джованни Морони (1520-1578), after. Портрет Просперо Алессандри. 1560 г.
Холст, масло. 59,7 x 49,5 см. Музей Фогга, Гарвардский университет.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мэра (Portrait of a Podestà).1560-1565 гг.
Холст, масло. 86 х 71 см. Академия Каррара, Бергамо. Депозит в Больнице Папы Иоанна XXIII.
Джованни Морони (1520-1578). Предполагаемый портрет Франсуа Рабле (1494-1553),
французского писателя и врача. 1560-1565 гг. Холст, масло. 115 х 96,1 см.
Музей изящных искусств Реймса, Франция.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена с собакой. 1560-1565 гг.
Холст, масло. 112,3 x 90 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, Мэриленд.
Морони прожил большую часть своей 30-летней карьеры в городе Бергамо и писал окружающих его людей - врачей, священников и ремесленников, политиков, поэтов и аристократов. Начиная с1550-х годов, портреты Морони по популярности не уступали работам Тициана. Представители провинциальной знати становились в очередь, чтобы позировать ему. Морони был одним из первых итальянских художников, рисовавших портреты в полный рост, но для менее состоятельных клиентов он все-таки, писал небольшие портреты, требующие меньше затрат. Но они были созданы с той же мощностью таланта. Среди самых знаменитых работ Морони - «Мужчина в розовом» (1560), «Портрет дона Габриэля де ла Куэва» (1560), «Портной» (ок.1570) и другие.
Джованни Морони (1520-1578). Аллегория клеветы, также известная как Клевета на Апеллеса. 1560-1570 гг.
Холст, масло. 72,7 х 104,9 см. Музей изящных искусств в Ниме. Картина повторяет известный сюжет
Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли (1445-1510). Клевета на Апеллеса. 1494-1495 гг. Холст, масло. 62 х 91 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Джованни Морони (1520-1578). Ecce Homo. 1560-1570 гг. Холст, масло. 67 х 53 см.
Частное собрание, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Мученичество Святого Петра Веронского.
1560-1570 гг. Холст, масло. 212 х 82 см. Пинакотека Замка Сфорцеско, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Мученичество Святого Петра Веронского. Фрагмент.
1560-1570 гг. Холст, масло. Пинакотека Замка Сфорцеско, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет священнослужителя (правоведа Симоне
Брессаниша, каноника Бергамского собора). 1565 гг. Холст, масло. 98 х 82,5 см.
Лувр, Париж.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джованни Пьетро Маффеи. 1560-1564 гг.
Холст, масло. 88 х 70 см. Музей истории искусства, Вена.
Джованни Пьетро Маффеи (1533-1603) - итальянский иезуит и писатель, преподаватель риторики в университете Генуи. Он написал жизнь Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса, а также написал о деятельности Общества на Востоке.
Ян ван Тройен (1610-1666). Портрет оратора Джованни Пьетро Маффеи.
По картине Джованни Морони из Музея истории искусств Вены. 1654-1660 гг.
Офорт. 16,5 х 11 см. Британский музей, Лондон.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет прелата. 1560-1565 гг.
Холст, масло. 125 х 102 см. Частное собрание, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет старика, вероятно, Верчеллино Оливацци,
сенатора от Бергамо. 1560-1570 гг. Холст, масло. 97,2 х 80,2 см.
Рейксмузеум, Амстердам.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет ученого. 1560-е гг. Холст, масло. 71 х 56 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Джованни Морони (1520-1578). Локолло Суарди. 1560-1578 гг. Холст, масло.
112 х 81,9 см. Художественная галерея и музей Таунли- Холл, Бернли, Англия.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. Середина 1560-х гг.
Холст, масло. 57,5 x 50 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Джованни Брессани (1490-1560). 1562 г.
Холст, масло. 116,2 х 88,8 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Яркий портрет выдающегося писателя из Бергамо Брессиани, созданный Морони, был написан через два года после смерти автора. Его взгляд наружу и то, как он поворачивается в кресле, придают работе поразительный эффект. Стол предоставил поверхность для демонстрации предметов, связанных с Брессиани, который изображен с ручкой и бумагой в руках. Рядом с переплетенными томами и листами со стихами находятся чернильница в форме ножки и ранняя форма промокашки, называвшаяся pounce-pot, которая использовалась для посыпания песком влажных чернил.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна с Младенцем и Святыми Андреем, Иоанном Крестителем, Бернаром Ментонским, Дефенденсом и Рохом. Полиптих. 1561-1562 гг. Холст, масло в дубовой раме. 400 х 260 см. По часовой стрелке сверху слева, 95х55, 167х85, 95х55,146х60, 170х95, 145х60 см. Церковь Сан-Бернардо, Ронкола, Италия.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна на троне со Святыми Иаковом и Иоанном. Фрагменты.
1. Святой Иаков. 2. Святой Иоанн. 1561-1562 гг. Церковь Святой Марии Ассунты в Валь-Альте, Альбино.
Джованни Морони (1520-1578). Мадонна на троне со Святыми Иаковом и Иоанном.
1561-1562 гг. Церковь Святой Марии Ассунты в Валь-Альте, близ Альбино.
Джованни Морони (1520-1578). Воскресение Христа. 1561-1562 гг.
Холст, масло. 220 х 135 см. Церковь Chiesa di San Martino, Совере, Бергамо.
Джованни Морони (1520-1578). Христос, несущий крест. 1560-1565 гг. Холст, масло.
Santuario della Madonna del Pianto (Церковь Мадонны дель Пьянто), Альбино.
Джованни Морони (1520-1578). Христос, несущий крест. 1565 г. Холст, масло.
182 х 115 см. Церковь Santuario della Madonna del Pianto, Альбино.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет графа Пьетро Секко-Суарди. 1563 г.
Холст, масло. 183 x 102 см. Галерея Уффици, Флоренция.
На картине левая рука графа лежит на эфесе шпаги, а правой он указывает на огонь, пылающий в медном сосуде, стоящем на мраморном постаменте, на котором имеется латинская надпись: «То, что я хотел бы сохранить, лучше сжечь».
Джованни Морони (1520-1578), follower. Портрет мужчины в доспехах. 1563 г.
Холст, масло. 255 x 161,9 см. Художественный музей Северной Каролины, Роли, США.
Коллекция Сэмюэля Г. Кресса.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет дворянина-левши с двумя кварто и письмом
(«Il Gentile Cavaliere»). 1564-1565 гг. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон.
Традиционное итальянское название этого портрета «Il Gentile Cavaliere» означает «благородный джентльмен». Выдающийся меч, символ аристократизма, и книги наводят на мысль, что он человек действия, а также учености. В руках у него письмо, адресованное «аль...Сиг» (Господу), но имя теперь неразборчиво. Ниже написано «Берг», что означает Бергамо. Его черный костюм, украшенный золотой тесьмой, и фасон шляпы похожи на те, что носили при французском дворе. Сохранилось необычайно большое количество старых версий этого портрета, что может свидетельствовать о том, что натурщик был кем-то важным. Поскольку меч мужчина носит на правом боку, он, должно быть, левша. Очень редко можно найти прямое указание на леворукость на портрете этой даты, поскольку он обычно вызывает негативные ассоциации. Простой фон и быстрая работа кисти, передающие сильное чувство натурализма, типичны для портретной живописи Морони середины 1560-х годов.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет мэра Антонио Навагеро. 1565 г.
Холст, масло. 115 х 90 см. Пинакотека Брера, Милан.
Джованни Морони (1520-1578). Мужской портрет. 1565 г. Холст, масло.
97,2 х 80,2 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Бонифачо Альярди. 1565 г. Холст, масло.
98 х 81 см. Музей Конде, Шантильи, Франция.
Бонифачо Альярди (1510-1580 ) - итальянский политик, был одним из главных героев истории Бергамо XVI века,
посол в Венеции в 1561-1562 годах, ему было присвоено множество государственных должностей и наград.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет Анжелики Альярди де Николинис,
жены Бонифачо Альярди. 1565г. Холст, масло. 98 х 81 см.
Музей Конде, Шантильи, Франция.
Джованни Морони (1520-1578). Портрет джентльмена в зеленом камзоле и
кольчужной рубахе. 1565 г. Холст, масло. 60,3 х 52,7 см. Частное собрание.
Карло Лазинио (1759-1838). Портрет Джамбаттиста Морони (по автопортрету).
XIX в. Гравюра, акварель. 28,7 х 18 см. Национальная галерея Армении, Ереван.
Начиная с 1570-х годов, помимо основной работы, Джованни Морони стал более активно участвовать в общественной жизни города. Он возобновляет рисовать для столицы. Его бурная и неустанная деятельность связана с работами по созданию алтарного образа «Страшный суд» в Церкви Сан-Панкрацио в Горлаго. Здесь художник планировал реализовать некоторые из своих больших проектов - картин огромных размеров - но работа неожиданно прекращается. Художник умер в 1578 году, не закончив «Страшный Суд» в Горлаго.
ИСТОЧНИКИ
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство
СЗКЭО «Кристалл», Москва, Издательство «Оникс», 2006 г. – Стр. 148.
Том Николс. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции.
Пер. с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательство СЛОВО/SLOVO, 2023 г. Стр. 177.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРОНИ / GIOVANNI BATTISTA MORONI (1520-1578). БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»