Эдуард Аркадьевич Штейнберг (1937-2012) – советский, российский и французский художник. С начала 1960-х годов принимал участие в выставках нонконформистов. В своих работах он соединяет символику форм первого русского авангарда с собственным индивидуальным лирическим мироощущением. Художник объединил в своем творчестве актуальные для того времени идеи минимализма с традициями супрематизма, символизма и русской иконописи. В 1988 году по приглашению французской стороны выезжал с выставкой во Францию, с 1995 года постоянно жил в Париже, где имел собственную мастерскую, и наездами жил в Москве и Тарусе. Более 30 лет Штейнберг тесно сотрудничал с авторитетной в мире арт-рынка парижской галереей Клода Бернара. В результате этого сотрудничества произведения Штейнберга заняли достойное место во многих музейных и частных собраниях Европы и Америки. С 2008 года - академик Российской Академии художеств. Эдуард Штейнберг скончался в Париже в 2012 году, но похоронен был согласно своему завещанию на старом Городском кладбище г. Таруса.
Эдуард Штейнберг и Геннадий Лебедев. Деревня Погорелка. Начало 1980-х гг.
В 1970-е и 1980-е годы летние месяцы, до переезда в Тарусу, Эдуард Штейнберг проводил в деревне Погорелка Нижегородской области, где во второй половине 80-х появился его важнейший «Деревенский цикл».
А начинал Штейнберг, как художник подполья, его круги и квадраты - фигуры, которые рассеянному зрителю покажутся абстракцией, - были вовсе не своенравными плодами эпатажной игры, а зашифрованным посланием из бездны.
Представим себе случайного посетителя выставки Эдуарда Штейнберга. Он бросит рассеянный взгляд на эти кружки и квадраты, на треугольники, линии, крестики… И, наверное, скажет: «Опять эти абстракции! Еще одна ничем не обоснованная формалистическая мешанина. Бестолковое своеволие». Но в этом-то и состоит неосознанный смысл работ Эдика Штейнберга. Отрицать его - значит перечеркнуть важность и значительность всего, что им создано.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Времена года (Живые и мертвые). 1985-1987 гг. Холст, масло.
8 частей по 90 х 80 см. и 97 х 90 см. Музей Людвига, Кёльн.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Супрематическая композиция 2. 1985 г. Холст, масло. 54,6 x 64,8 см.
Галерея VISIONER ART, Нью-Йорк. Цена 15.000 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Эскиз куклы. Слон. 38 попугаев. Режиссер Ю. Калишер. Андижан. Театр кукол Узбекской ССР. 1983 г. Картон, гуашь. 30 х 40 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Эскиз кукол. Эскиз шести персонажей к спектаклю «Балаганчик» (Неосуществленная постановка). Москва, 1985 г. Холст, масло. 64 х 80 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция с птицей. 1984 г. Холст, масло. 120 х 110,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 12.500 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1984 г. Картон, смешанная техника.
54,5 x 40 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1984 г. Картон, смешанная техника.
31,2 x 29,8 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1985 г. Картон, смешанная техника.
65,6 x 49,7 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 1985 г. Литография. 80 х 60 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1985 г. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Апрель месяц 1986 года. Бумага, картон, гуашь.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Геометрическая композиция. 1986 г. Картон, бронзовая краска, гуашь, пастель.
59,5 x 41,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Эдуард Штейнберг и Клод Бернар. Париж, Галерея «Клод Бернар». Конец 1990-х гг.
За два года до перестройки в Москву приехал известный парижский галерист Клод Бернар, который после визита к художнику домой предложил организовать его выставку в Париже. Для этого требовалось разрешение Министерства культуры, которое удалось получилось далеко не сразу. В связи с приглашением французской стороны выехать с выставкой во Францию, по указанию ЦК КПСС Штейнберг был срочно принят в Союз художников СССР, при том, что до этого на протяжении 20 лет в приёме в Союз ему категорически отказывали. В конце концов Штейнбергу разрешили выехать во Францию. Затем художнику присудили премию немецкой Академии, и некоторое время он с женой, искусствоведом Галиной Маневич, жил в Мюнхене. С начала 1990-х Штейнберг жил на два дома - на лето уезжал в Тарусу, зимой жил и работал в Париже, сотрудничая на постоянной основе с галереей Клода Бернара. Вместе с Ильёй Кабаковым и Эриком Булатовым он считался на Западе одним из основных лидеров советского нонконформизма.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Триптих. 1986 г. Холст, масло. 33 х 46 см. (каждая).
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 футов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). «Двое 1920-1982». 1986-1987 гг. Государственная Третьяковская галерея.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Улица Герасима Сулоева. 1986 г. Холст, масло. 73 х 58 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 9.375 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция с птицей. 1986 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Рыба из города Семенова. 1986 г. Картон, смешанная техника.
41,5 х 48,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 4.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Павел Титов. 1986 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Герасим Сулоев, Павел Титов, Фиса Зайцева, Анша-Пихта и другие - это все живые и мертвые персонажи
«Деревенского цикла» Э. Штейнберга из деревни Погорелка.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Анша-Пихта. 1987 г. Картон, смешанная техника.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Анша-Пихта. 1987 г. Картон, гуашь. 51 х 31,2 см.
Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Вася-могильщик. 1987 г. Картон, темпера, пастель.
49 х 29,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $1.750 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Зайцевы 1920-1982. Нюра Петя Коля. 1986 г.
Музей Висбадена, Германия.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1987 г. Холст, масло. 120 х 121 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1987 г. Картон, гуашь. 39 x 40 см.
Аукцион Bonhams, Париж, 2023 г. Лот продан за EUR 1912,5 евро.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Сентябрь 1987. Холст, масло. 71 x 60 см.
Аукцион Bonhams, Париж, 2024 г. Лот продан за EUR 5.760 евро.
Клод Бернар, мадам Матта, Эдуард Штейнберг, Галина Маневич на даче у Клода Бернара.
Середина 2000-х гг.
Период после 1990 года в творчестве Эдуарда Штейнберга называют «Метагеометрическим». В 1992 году страховая группа «R+V» из немецкого Висбадена заказала художнику серию работ большого формата для своего административного здания. Штейнберг создал серию абстрактных работ, которые, на его взгляд, отражают важнейшие элементы современного общества. Благодаря этой серии известность художника в Германии значительно выросла. Четыре работы: «Земля», «Структура», «Сфера», «Свет» - были представлены на его посмертной выставке «От Москвы до Парижа» в Праге в 2017 году.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Черный месяц сентябрь. Диптих. 1987-1989 гг.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Ноябрь 1920-1987 гг. Диптих. 1987 г.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Погребение и воскрешение. 1987 г. Холст, масло. 120 х 120 см. (каждая).
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). 1. Композиция. Левая часть диптиха. Картон, восковая пастель, коллаж, гуашь, пастель. 50х29,2 см. 2. Композиция. Правая часть диптиха. Коллаж, картон, восковая пастель, коллаж, гуашь. 50,1х29,3 см. 1987 г. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 1988 г. Картон, масло, цветные карандаши. 521 x 59.7 см.
Галерея VISIONER ART, Нью-Йорк. Цена 9.000 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Октябрь-ноябрь. 1987 г. Холст, масло. 120 х 120 см.
Галерея QUAD Fine Art, Прага-Лондон.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Вася поймал рыбу. 1988 г. Холст, смешанная техника.
47 х 38,7 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Всё плачет. 1988 г. Холст, смешанная техника. 46,8 х 35,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 5.000 – 7.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1988 г. Картон, смешанная техника. 50 x 50 см.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1988 г. Бумага, гуашь. 54 х 50,5 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Геометрическая композиция. 1988 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 1988 г. Картон, смешанная техника.
40,7 х 40,7 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 5.000 – 7.000 фунтов.
Эдуард Штейнберг у причала на Оке. Таруса, 2005 г. Фото С. Борисова.
Как все русские, Штейнберг глубочайшим образом был привязан к своей земле. У Штейнберга была хорошая мастерская в Париже, но и тут всеми фибрами души он чувствовал себя русским, и никем другим. Это не патриотизм в плоском понимании слова, это чувство куда более глубокое и поэтичное. «Только в деревне, - вспоминал Штейнберг, - начинаешь дышать и чувствовать себя ребенком „первого дня“. Входишь в дом… Затем идешь за водой, к колодцу и вздрагиваешь под взглядом односельчан и домашних животных… Деревня стоит на горе. Время здесь остановилось. Река, гора, лес, поля, луга, овраги, деревья, заборы, огороды, колодцы, животные и люди - они всё те же. Всё вместе - это космос. И одновременно семья, род, история. Всему сущему хочется дать имя, как человеку».
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Маша Сулоева и Птица Саша. 1988 г. Картон, смешанная техника.
39,3 на 49 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Диптих. 1988 г. Картон, гуашь, восковая пастель. 49,5 х 58,8 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Человек с голубым крестом. 1988 г. Картон, гуашь, пастель.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (Птица умерла в Ветлуге). 1988 г. Картон, гуашь, пастель.
42,5 x 49 см. Музей современного искусства ART4, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (Зайцевы). 1988 г. Холст, масло. 120 х 120 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP18.750 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1988 г. Холст, масло, смешанная техника.
100 х 90 см. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Ноябрь. 1988 г. Государственная Третьяковская галерея.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция с желтым кругом. 1988 г. Картон, гуашь, уголь.
55,1 х 47,7 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция с рыбой. 1988 г. Картон, гуашь, бумага. 40 x 39 см.
Аукцион Bonhams, Париж, 2022 г. Лот продан за EUR 6.375 евро.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1988 г. Холст, масло. 110 х 120 см.
Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1988 г. Холст, масло. 89 x 89 см.
Аукцион Bonhams, Париж, 2022 г. Лот продан за EUR 10.200 евро.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 1989 г. Картон, гуашь. 50 х 40 см. (в свету);
64,2 х 53,7 см. (в паспарту) Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Рене Герра, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер, Эдуард Штейнберг. Таруса, 2006 г.
Штейнберг не просто рос в русской провинции, но и в последние годы жизни часто проводил летние месяцы в Тарусе, где его дом стоит на берегу Оки - притоке Волги. Иные из его «форм», кажущиеся прихотью воображения, на самом деле вдохновлены реалиями сельской жизни. Таким образом, полумесяц, один из неоднократно повторяемых мотивов его холстов, - это аллюзия на серп, но, конечно, не в качестве коммунистической эмблемы, в обнимку с молотом: это аллюзия, полная и нежности, и остроты, поскольку серп издревле привычен любому крестьянину, так как внушал ему чувство доверия и покоя.
Точно так же, как изображение рыбы, столь часто встречаемое в росписях на стенах римских катакомб, вовсе не было причудой первых христиан, а идеограммой, символом Христа. Слово «ихтис» («рыба» по-гречески) содержит первые буквы фразы «Иисус Христос сын Божий». Иисус был в ту пору изгоем…
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1989 г. Холст, масло. 74 х 108,5 см. Коллекция Дениса Химиляйна.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (Земля Фисы Зайцевой и Земля Людвига Б). Диптих. Декабрь 1989 г.
Холст, масло. 120 х 120 см. (каждая). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $27.500 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Маня и Коля. 1989 г. 30 х 89 см. Картон, гуашь.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Маша и Вася летом. 1989 г. Картон, гуашь. 41 х 80 см.
Орловский музей изобразительных искусств.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция без названия. 1989 г. Холст, масло. 48,7 x 77,5 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 8.000 – 10.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Диптих «Весна Лето Осень Зима» и «Гробовщик Вася». 1990 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция №4 без названия. Октябрь 1989 г. Картон, гуашь. 50 x 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2005 г.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Февраль 1989 г. Картон, гуашь. 47,3 х 45,3 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Земля Фисы Зайцевой. 1989 г. Бумага, гуашь. 80 х 60 см.
Музей современного искусства ART4, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 1990 г. Бумага, гуашь. 19,6 х 16,2 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция январь-февраль. 1989. Холст, масло. 110 x 89,5 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 12.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Июнь 1989. Картон, гуашь. 79,7 х 50 см. Аукцион ArtSale.info, 2024 г.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Фиса Зайцева. 1989 г. Картон, гуашь, пастель. 50 х 40,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $3.250 дол.
Эдуард Штейнберг и его жена Галина Маневич в Тарусе. Интервьюер Нина Зарецкая. 1996 г.
Человек глубоко религиозный, Штейнберг-художник обрел свои «формы» отнюдь не по воле случая, не наугад. Не надо давать им слишком буквального определения, поскольку его символизм имеет многообразное значение и при внимательном созерцании всегда обретает иной по сравнению с первым смысл: треугольник напоминает троицу, крест означает Крест, круг - идею совершенства мира. Линия может выглядеть как граница между жизнью и смертью, между днем и ночью - всё то, что неотвязно преследует метафизическое воображение художника.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Фиса Зайцева поймала рыбу. 1989 г. Склеенный картон, смешанная техника.
73,2 х 108,5 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Рыба из города Семёнов. Триптих. 1990 г. Холст, масло. 70 х 170 см.
Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. Триптих. 1992 г. Картон, гуашь, 64,8 х 148,6 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (Зима в Париже). 1992 г. Картон, гуашь. 80 х 120 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $8.125 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Абстрактная композиция. 1990 г. Картон, смешанная техника. 73,6 х 105,1 см.
Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция с черным крестом. 1991 г. Картон, акрил.
99,5 х 74 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Раз - Два - Три. 1991 г. Бумага, гуашь, коллаж. 100 х 69,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 5.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 1992 г. Картон, гуашь. 80 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $6.875 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция с синим кругом. 1989 г. Картон, гуашь,
мелки, коллаж. 39,5 х 39 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1990 г. Холст, масло. 130 х 130 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за $17.640 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Рыба летом. 1990 г. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Абстрактная композиция А и 1. 1993 г.
Картон, смешанная техника. 102,5 х 67,5 см. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1970 г. Холст, масло. 90 x 105 см. Собрание семьи художника.
Эдуард Штейнберг на своей персональной выставке в Третьяковской галерее у картины «Композиция» 1970 года.
Москва, 2004 г. Фото Федор Савинцев, ТАСС.
В картинах и гуашах Штейнберга мало цвета, лишь иногда встречаются коричневый и красный, которые избраны не случайно - они восходят к религиозной традиции, к искусству иконописи. Что до черного - это дань почитанию Малевича. Был в творчестве Штейнберга 70−80-х и «белый» период; он писал «белое на белом» - треугольники, круги, легкие и прямые линии. Европейские критики находят в этих работах удивительные параллели с творчеством Джорджо Моранди. Белый цвет - олицетворение пространства, символ бесконечности. У белого двойное предназначение. Прежде всего это цвет снега, цвет русской земли, укрытой шесть месяцев в году толстым снежным покровом. О том, как снег влияет на душевное состояние, хорошо известно из русской литературы. Человек, заблудившийся в пургу, - типично русский образ непрочности бытия, даже более того, образ метафизического одиночества, на которое обречен каждый. Но всегда и прежде всего: одиночество.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Похороны в Новгороде. Триптих. 1. Картон, бумага тонированная, гуашь, коллаж.75,2х50 см. 2. Картон, бумага тонированная, гуашь, коллаж. 75,3х49,8 см. 3. Картон, бумага тонированная, гуашь, коллаж. 75,3х49,8 см. 1993 г. Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Маша и Петр. 1995 г. Холст, масло. 78 х 144 см. Галерея VLADEY, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Таруса. 1993 г. Бумага, гуашь. 79 x 100 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2008 г.
Лот продан за GBP 18.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция 3. 1994 г. Холст, масло. 140 х 140 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Париж - Таруса. 1995 г. Холст, масло. 100 x 100 см.
Аукцион Bonhams, Париж, 2023 г. Лот продан за EUR 10.200 евро.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (Евразия). 1995 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Коллекция Дениса Химиляйна.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Июнь 1997 г. Картон, гуашь, мел. 79 х 75,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 6.000 – 8.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Декабрь 1993. Картон, гуашь. 82 x 70 см.
Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Июль 1993 г. Картон, гуашь. 101,6 x 76,2 см.
Heritage Auctions, HA. Com, 2020 г.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 1993 г. Холст, масло. 162,6 х 114,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Эстимейт $50.000 – 70.000 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция 12. Париж, 1998 г.
Холст, масло. 194,5 х 97 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г.
Эстимейт $100.000-120.000 дол.
Эдуард Штейнберг в мастерской у картины «Композиция» 2005 года.
Белый цвет служит то знаком тревоги и покинутости, то, как инверсия снежной символики, пронзительным знаком воскрешения. Мир, очищенный от всех своих мерзостей этим покровом ослепительной белизны, возрождается подобно тому, как в России после долгой зимы наступает весна, оживают источники воды, колосятся поля, зацветают луга. Круги и белые прямоугольники Штейнберга предстают в двух ипостасях, знаменуя собой и отчаяние человека, затерявшегося в необозримом пространстве, и торжество всепобеждающей жизни, возвращающейся на круги своя.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2005 г. Холст, масло. 92 х 60 см.
Галерея QUAD Fine Art, Прага-Лондон.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Диптих. 1999 г. Холст, масло. 70,5 х 70,5 см. (каждая).
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г. Эстимейт $70.000 - 90.000 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2000 г. Бумага, гуашь. 104 х 66 см.
Музей Эдуарда Штейнберга в Тарусе.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2000 г. Холст, масло. 146 х 89 см.
Музей современного искусства ART4, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2002 г. Картон, гуашь. 78,5 х 78,5 см.
Калужский музей изобразительных искусств.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2003 г. Картон, гуашь, золото. 70 х 60 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $2.250 дол.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). «Могила солдата Георгия 1917-2003». 2003 г.
Картон, гуашь. 102 х 80 см. Калужский музей изобразительных искусств.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2004 г. С дарственной надписью «Двоешнику на память».
Эдуард Штейнберг на выставке у картины «Крест» 1991 года. Фото Виктора Великжанина, ТАСС.
В своем «Письме Казимиру Малевичу», который умер за два года до рождения Штейнберга и с которым он ведет нескончаемый диалог («диалог» - вот самое точное слово, куда более подходящее, чем «влияние»). В этом «Письме» Штейнберг напоминает о роли, которую в современном русском искусстве сыграли историческая судьба России и трагедия ХХ века. «„Бог умер“, - скажет Европа. „Время Богооставленности“, - говорит Россия. Мне думается, что „Черный квадрат“ - это предельная Богооставленность, высказанная средствами искусства …В чем состоит философия Вашего творчества? Что это: интеллектуальная игра или трагедия? Благодарите судьбу, что Вы оказались в начале новой истории, а не в конце ее, когда „Черный квадрат“ стал воплощенной реальностью».
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Крест. 1991 г. Линогравюра. 69 х 103,5 см. Частное собрание.
В конце 1960-х годов Штейнберг крестился и подружился с Евгением Шифферсом - религиозным режиссером и философом, что во многом повлияло на творчество художника в период 1960–1970- х. Штейнберг уходит от отражения предметов и углубляется в изучение и осмысление геометрии. В его картинах все чаще появляются различные фигуры, в числе которых - крест.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Родился. Умер. 2004 г. Холст, масло. 100 х 100 см. https://www.moscowart.net
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2006 г. Картон, гуашь. 73 х 73 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Наследие Эдуарда Штейнберга.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2006 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2006 г. Холст, масло. 20 х 40 см. (каждая).
Аукцион Bonhams, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 15.000 - 18.000 фунтов.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2006 г. Картон, гуашь. 73 х 73 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Наследие Эдуарда Штейнберга.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Ночь. Париж. Декабрь 2004 г.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Без названия. 2006 г. Бумага, фломастер, аппликация.
20 х 16 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Комп. 2006 г. Бумага, гуашь, фломастер. 19,9 х 16 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели вручает медаль Эдуарду Штейнбергу
в Академии художеств. Москва, 2008 г.
В начале 1990-х признание пришло к Эдуарду Штейнбергу и на родине. В 2008 году ему присваивается звание Почетного члена Российской Академии художеств. Он становится обладателем Золотой медали Академии художеств за выдающийся вклад в развитие живописи.
Выставки его работ прошли в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее; сегодня его работы находятся, помимо этих музеев, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московском музее современного искусства и многих других; а также в венской «Альбертине», Музее Людвига в Кёльне и многих других немецких, французских, английских, американских музеях и собраниях.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Июнь. Триптих. 2008 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Август 2008. Диптих. 51,5 х 81 см. (каждая).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Наследие Эдуарда Штейнберга.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Февраль. 2008 г. Холст, масло. 60 х 60 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Наследие Эдуарда Штейнберга.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция «Таруса». Октябрь 2009 г. Холст, масло. 71,5 х 72 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2009 г. Холст, масло, 114 х 162 см.
Коллекция Клода Бернара, Париж.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (1). 2009 г. Холст, масло. 71 х 71 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (2). 2009 г. Холст, масло. 71 х 71 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция (3). 2009 г. Холст, масло. 71 х 71 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2011 г. Картон, гуашь, карандаш.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2011 г. Частное собрание.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. 2011 г. Частное собрание.
Эдуард Штейньерг. Фотография Барбары Клемм.
И в заключение, несколько ранних и пропущенных работ Эдуарда Штейнберга
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Клоун. 1959 г. Холст, масло. 60 x 80 см. Собрание семьи художника.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Ты не получишь воздаянья… 1962 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Красавец цветов. 1962 г. Холст, масло. 75 x 48 см. Собрание семьи художника.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Варвара. 1963 г. Холст, масло. 56 x 82 см. Собрание семьи художника.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Журнал «Знание – сила». 1968, №2. Обложка.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Журнал «Знание – сила». 1968, №3. Обложка.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Июнь 1969 г. Холст, масло. 90 х 110 см. Музей Людвига, Кёльн.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Май 1973 г. Холст, масло. 121 x 151 cm. Музей Людвига, Кёльн.
Э.А. Штейнберг (1937-2012). Композиция. Поэт, рыбак и философ. Триптих.
Эдуард Штейнберг. Париж, сквер Ива Кляйна на rue Campagne Première.
Середина 2000-х гг. Фото М. Ивасилевича
Эдуард Штейнберг умер 23 марта 2013 года в Париже. Похоронен согласно завещанию на городском кладбище в Тарусе - городе, который стал ключевым для его творчества. Ещё в 1954 году художник Борис Свешников, вернувшийся из лагеря в Тарусу, написал пейзаж - холм над рекой Тарусой, и подарил его семье Штейнбергов. На картине изображено то самое место, где был похоронен Эдуард Штейнберг… Тарусский дом, в котором жил и работал Эдуард Штейнберг, был присоединен к ГМИИ имени А. С. Пушкина в качестве филиала - его передала в дар музею вдова художника Галина Маневич. В 2013 году Галина Маневич передала 68 его работ и 15 коллажей в музей Висбадена. 11 композиций периода геометрических абстракций были переданы в дар в 2014 году вдовой художника в коллекцию современного искусства Государственного Эрмитажа.
Могила Эдуарда Штейнберга в Тарусе.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство – ХХ1 век», 2012 г.
– Стр. 180-183, 367-368, 411, 456 и др.