ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ЭПОХИ БАРОККО ОТТАВИО АМИГОНИ / OTTAVIO AMIGONI (1606-1661), БРЕШИАНСКАЯ ШКОЛА21-05-2024 18:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Оттавио Амигони (1606-1661). Мадонна с Младенцем со Святыми Карлом и Франциском. 1633 г.
Церковь Святого Джорджо в Челлатике, провинция Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661) – интересный итальянский художник эпохи барокко XVII века, работавший в Брешии, который, безусловно, заслуживает более глубокого знакомства. Октавио Амигони не следует путать с популярным венецианским художником позднего барокко и рококо Якопо Амигони (1682-1752). Оттавио Амигони родился в Брешии в 1606 году и умер там же в 1661 году. В Брешии Оттавио продвигал язык маньеризма, отставая от искусства того времени, которое эволюционировало в сторону барокко. Он был учеником Антонио Гандино, а также его сына Бернардино. Среди его шедевров большая фреска из жизни Святого Альберта (ок. 1634) в кармелитской церкви Брешии, написанная совместно с сыном Гандино, Бернардино. Фигура Оттавио Амигони обрела свое место в итальянском искусстве благодаря многочисленным исследованиям последних лет, которые позволили лучше очертить его значение в художественной истории.
Оттавио Амигони ? (1606-1661). Фреска с изображением Бога-Отца в церкви Кьеза-ди-Сан-Джорджо, Брешия
Дата рождения Оттавио Амигони долгое время обсуждалась в художественной литературе и приходилась где-то между 1605 и 1665 годами, однако была окончательно установлена с уверенностью только в 2006 году после тщательного исследования в приходских архивах церкви Сант-Агата. Было обнаружено, что он родился 16 октября 1606 года.
Первоначально он работал химиком в мастерской своего отца, но до 1632 года по неизвестным причинам он уже побывал в Генуе и Болонье, получив из первого города учение Бернардо Строцци, а из второго - метод, используемый Бартоломео Чези.
Оттавио Амигони (1606-1661). Поклонение волхвов (1). XVII в. Брешия.
Так как Оттавио Амигони редко подписывал свои работы и не датировал их, за исключением нескольких, то все его атрибутированные работы в основном считаются созданы в XVII веке, начиная с 1630-х гг. и до его смерти в 1661 году.
Оттавио Амигони (1606-1661). Благовещение (1). Церковь Санта-Агата. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Благовещение (2). Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661), атрибуция. Посещение.
Посещение - это визит Марии, которая была беременна Иисусом, к Елизавете, которая была беременна
Иоанном Крестителем (Евангелие от Луки, 1:39-56).
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Рох и Николай Толентинский призывают Богородицу избавить селение Серньяно (Sergnano) от чумы в присутствии святых Бартоломео, Фаустино и Джовиты. 1632 г. Церковь Сан-Рокко в Провецце, провинция ди Форли.
Первой знаменитой работой Оттавио Амигони считается «Святой Рох и Никола Толентинский призывают Богородицу избавить селение Серньяно (Sergnano) от чумы» в присутствии Святых Бартоломео, Фаустино и Джовиты, которая сохранилась в церкви Сан-Рокко в Провецце. Алтарный образ датирован 1632 годом и может быть отнесен к первому эксперименту, проведенному на основе работ, увиденных Оттавио во время двух только что завершенных путешествий, работ, которые сильно отличались от окружающей среды в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Мадонна с Младенцем со Святыми Карлом и Франциском. 1633 г.
Церковь Святого Георгия в Челлатике, провинция Брешия.
Ближе к «местному» стилю выглядит вторая известная работа Оттавио Амигони «Мадонна с Младенцем со Святыми Карлом и Франциском» для церкви Святого Георгия в Челлатике, подписанная и датированная 1633 годом. В живописи влияние Генуи и Болоньи было гораздо более ослаблено, уступив место урокам Пьетро да Мароне, Паоло Веронезе и Моретто. В следующем году он написал фреску с изображением двух больших монохромных портретов «Святой Грегорио Маньо» и «Святой Онорио» на противоположном фасаде Церкви Святых Фаустино и Джовиты в Брешии, где можно увидеть переход к более характерным чертам фресок Брешии.
Церковь Святых Фаустино и Джовиты в Брешии.
Главный алтарь церкви Святых Фаустино и Джовиты в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Григорий Чудотворец. 2. Святой Гонорий Брешианский. 1634 г.
Церковь святых Фаустино и Джовиты в Брешии.
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии. Строительство началось в 1429 году
по проекту архитектора Джорджо да Монтесоно и закончено после 1460 года.
Интерьер церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Фрагмент фрески (1) из «Жизни Святого Альберта Трапанийского» и тромпель работы Доменико Бруни (1591-1666) на правой стороне хора в церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии. 1634 г.
Тромпель (по-французски означает «обманывать глаз») - художественный термин, обозначающий очень реалистичную оптическую иллюзию трехмерного пространства и объектов на двумерной поверхности. В иезуитских церквях XVI-XVII веков интерьер в стиле маньеризма и барокко часто включал такие потолочные росписи в стиле тромпель, которые оптически «открывают» потолок или купол небесам с изображением Иисуса, Марии, Вознесения или Успения святого.
Оттавио Амигони (1606-1661). Фрагмент фрески (2) из «Жизни Святого Альберта Трапанийского» и тромпель
работы Доменико Бруни (1591-1666). Церковь Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии. 1634 г.
На стенах хора изображен Святой Альберт, видный деятель ордена кармелитов Трапани XIII века. Справа находится колоннада, обрамляющая персонажей, присутствующих на похоронах Святого, который лежит на высоком катафалке, установленном между четырьмя центральными колоннами. Сбоку изображены изящные вооруженные и религиозные рыцари. Верху изображены поющие ангелы, держащие ленту с надписью «OS IUSTI MEDITABITUR SAPIENTIAM» (Уста праведника будут размышлять о мудрости), а на противоположной стене, милосердие Святого, исцеляющее болезни тела и духа.
Оттавио Амигони (1606-1661). Фрагмент фрески (3) из «Жизни Святого Альберта Трапанийского» и тромпель
работы Доменико Бруни (1591-1666). Церковь Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии. 1634 г.
Оттавио Амигони (1606-1661). Фрагмент фрески (4) из «Жизни Святого Альберта Трапанийского» и тромпель
работы Доменико Бруни (1591-1666). Церковь Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии. 1634 г.
Старейший орган Antegnati в церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Брешии.
Построен в 1629-1630 гг. Оттавио Амигони расписал створки органа.
Оттавио Амигони (1606-1661). Император Август и Сивилла, указывающая на небесную группу.
Церковь Святого Джорджо в Челлатике, провинция Брешия. Позднее Оттавио повторил сюжет
для Приходской церкви в Сирмионе.
Оттавио Амигони (1606-1661). Бегство в Египет. Фреска. Брешия.
Деятельность Оттавио Амигони во второй половине 1630-х годов, которая таким образом свидетельствовала бы об эволюции его воссоединения с местным искусством, сегодня остается неясной из-за утраты некоторых работ, которые были фундаментальными в этом смысле.
В начале 1640-х годов, все еще по неизвестным причинам, О. Амигони отправился в Граубюнден, в Швейцарию, где в небольшой церкви Сан-Франческо в Руисе, в районе Сурсельва, оставил алтарный образ «Помилование Франциска Ассизского», подписанный и датированный 1642 годом. Таким образом, это его первая работа, получившая определенную атрибуцию после двух фресок 1633 года. Эта работа также стала началом самого плодовитого периода творчества художника, который длился двадцать лет до его смерти. За этот период он уже сформировался в личном стиле, ориентированном больше на черты барокко, чем на маньеризм учителя Гандино.
Оттавио Амигони (1606-1661). Тайны Розария. Церковь Святого Розария,
Веролануова, Брешия.
Розарий Девы Марии (Rosario Virginis Mariae) - любимая молитва многих святых, первоначально включавшая пять сюжетов: 1. Светлая тайна – Крещение Господне в реке Иордан, 2. Светлая тайна – Чудо в Кане Галилейской, 3 Светлая тайна - Проповедь Царства Божьего и призыв к обращению, 4. Светлая тайна – Преображение Господне, 5. Светлая тайна - Установление Таинства Евхаристии. Впоследствии к молитвам было добавлено еще десять. В 2002 г. Папа римский Иоанн Павел II добавил еще несколько.
Оттавио Амигони (1606-1661). Из жизни Святого Антония Падуанского (1).
Церковь Сан-Франческо, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Из жизни Святого Антония Падуанского (2). Церковь Сан-Франческо, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Из жизни Святого Антония Падуанского (3). Церковь Сан-Франческо, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Из жизни Святого Антония Падуанского (4). Церковь Сан-Франческо, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661), атрибуция. Молодой Христос среди врачей (1). Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Молодой Христос среди врачей (2). Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Коронование Марии. Брешия.
Коронование Девы Марии Царицей Небесной после Её Вознесения на небеса.
Оттавио Амигони (1606-1661). Благовещение. Хор церкви Сант-Агата в Брешии. Кантория справа.
«Благовещение Святой Агаты» - абсолютный шедевр Оттавио Амигони: оркестровка драпировок Архангела достойна кисти Боттичелли, голова Мадонны показывает выпускника Антонио Гандино, потрясающее исполнение человеческого и божественного света. Работа примечательна иконографией Святого Духа, который принимает свет от отца.
Оттавио Амигони (1606-1661). Благовещение. Хор церкви Сант-Агата в Брешии.
Кантория справа.
В 1642 году Оттавио Амигони написал «Мадонну с младенцем и святыми Евфимией и Франческо» в приходской церкви Велло, свидетельствуя таким образом о своем возвращении в Брешию, и снова в том же году он выполнил фрески на полукуполе апсиды и центральном своде церкви Святого Георгия.
41 Оттавио Амигони (1606-1661). Мадонна с младенцем и святыми Евфимией и Франческо. 1642 г.
Холст, масло, 190 х 155 см. Приходская церковь Сант-Эуфемия-ди-Велло. главный алтарь.
Подпись и дата на ступеньке: OCTAVIVS /AMIGONVS / FA. / MDCXLII
Однако, по сравнению с предыдущими работами Оттавио Амигони здесь и в полотнах первой пятилетки 1640-х годов мы отмечаем почти исключительное внимание к фигурам, что требует от художника сокращения большинства сопутствующих элементов ради единственного преимущества изображения персонажей. тем, кому места не хватает, кажется, что их всегда недостаточно, и они вынуждают их принимать позы, приводящие к деформации.
Оттавио Амигони (1606-1661). Мадонна с Младенцем и Святыми Рохом и Себастьяном.
1643 г. Холст, масло. 175 х 130,5 см. Приходская церковь Сан-Мартино-ди-Мароне.
В полотне «Мадонна с Младенцем и Святыми Рохом и Себастьяном» (в Мароне) представлены колористические исследования Оттавио Амигони, под знаком конфетно-розовых и зеленых цветов, которые переходят в красные и оранжевые в сочетании с синими, с качественной визуализацией, отсутствующей в других неожиданностях маньеристов. Симпатичные путти, которые из-за нежности плоти больше связаны с Ренессансом, чем с барокко, раскрывают необычайную живость. Пропорции фигур отходят от монументальности местного маньеризма, чтобы приблизиться к флорентийскому. Также типичным является способ создания драпировки с острыми контурами, сильно отличающийся от округлых драпировок других брешианцев.
Оттавио Амигони (1606-1661). Тайная вечеря. 1643 г. Холст, масло. Приходская церковь Святых Фаустино
и Джовита, Квинцано д'Ольо, провинция Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Тайная вечеря. 1645 г. Холст, масло. 227 х 153 см.
Приходская церковь Святого Георгия мученика, Гардоне-валь-Тромпиа, провинция Брешия.
Ужин изображен вертикально, с апостолами и двумя слугами, толпящимися вокруг Христа,
держащего хозяина.
Оттавио Амигони (1606-1661). Богоматерь Розария и святые. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Непорочная Дева Мария (Madonna immacolata).
Правой ногой Мария «на аспида и василиска наступивши».
Фасад церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). 1. Непорочное зачатие. 1648 г. 2. Джузеппе Фали (1697-1772). «Ноли мне танжере».
Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии.
Стиль Оттавио Амигони, превратившийся в настоящее экспериментирование с современными линиями барокко, не прекращается и во второй половине 1640-х годов. Мы все еще можем найти в церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии его картины 1648 года, изображающими «Непорочное зачатие» и «Сретение» в храме Марии (первая полуразрушена, а вторая полностью разрушена в 1944 году во время бомбардировки во Вторую мировую войну), затем он работает снова в Кьяри, Пайтоне и Зоне. Здесь он исполняет для приходской церкви «Мадонну с младенцем», «Святого Георгия», «Святого Роха с донатором», еще один шедевр, где его эксперименты достигли определенной стабильности, что позволяет художнику вернуться к урокам, полученным в начале его обучения, и обогатить их новым, устоявшимся стилем барокко.
Оттавио Амигони (1606-1661). Непорочное зачатие Девы Марии.
1648 г. Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи в Брешии.
Аноним первой половины XVII в. (Оттавио Амигони?). Холст, масло. 200 х 150 см.
Алтарь из нефа церкви Санти Пьетро и Паоло в Прегассо (левая стена)
В кольце дымчатых облаков, раскрывающимся венчиком над основанием креста, на фоне спадающего к низу ложа красноватого нимба выделяется Бог Отец. Имея довольно юный вид, одетый в одежду дополняющих друг друга цветов, гнило-зеленую мантию и розово-красную мантию, он раскинул руки, чтобы держать крест, к которому пригвожден Сын, расположенный перед ним согласно иконография так называемого Престола благодати, особая интерпретация Троицы. Стройная фигура Христа и, прежде всего, его заостренные черты лица не совсем соответствуют мягким контурам живописи Оттавио Амигони, а полоса на бедрах, кажущаяся почти закрепленная булавкой, не убедительна из-за определенной фиксации и тяжести застежки ткани от идеального ветра.
Оттавио Амигони (1606-1661), атрибуция. Запрестольный образ «Мадонна с Младенцем,
Святой Георгий и Святой Рох». 1638-1640 гг. (?) Приходская церковь Сан-Джованни Баттиста
(San Giovanni Battista), Зоне, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Встреча Девы Марии с Елизаветой. Брешия.
Бракосочетание Богородицы – сюжет в христианском искусстве, изображающий брак Девы Марии и Святого Иосифа. Ранее этот сюжет изображали многие художники – Джотто, Перуджино, Рафаэль, Карпаччо и др. Свадебная церемония не упоминается в канонических Евангелиях, но описана в нескольких апокрифических источниках и в более поздних редакциях.
Рождество Пресвятой Богородицы - матери Иисуса Христа - рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православной церкви празднуют Рождество Богородицы 8 (21) сентября. Католическая церковь и Православные церкви, использующие новоюлианский календарь, отмечают праздник 8 сентября по новому стилю.
Пятидесятница (также наз. Троицей) – это христианский праздник, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он посвящен сошествию Святого Духа на апостолов Иисуса, когда они были в Иерусалиме. Католическая церковь верит, что Святой Дух сошел на Марию, мать Иисуса.
Оттавио Амигони (1606-1661), атрибуция. Представление Иисуса в храме (1). Брешия.
Представление Иисуса - это ранний эпизод из жизни Иисуса Христа, описывающий его представление в Храме в Иерусалиме. Отмечается многими церквями через 40 дней после Рождества на Сретение.
Оттавио Амигони (1606-1661). Представление Иисуса в храме (2). Брешия.
В 1650-е годы Оттавио Амигони обратился к светлым тонам, в то время как черты характера становятся все более важными: этот аспект отчетливо виден, например, в «Сан-Грегорио-Маньо» в святилище Мадонны делла Мизерикордия в Бовеньо, датированном 1650 годом. Шедевром начала 50-х годов является «Мадонна с младенцем и Святым Бернаром Аббатом» (1650) для церкви Сан-Бернардо в Мароне с почти серебряными тонами на витых фигурах. В течение двух лет (1655-1656) Амигони возвращается к написанию фресок внутреннего фриза церкви Санта-Мария-делла-Карита в Брешии, выполненных совместно с Агостино Аванцо и ныне утраченных, и украшением салона Вилла Тоньи в Гуссаго, созданного в сотрудничестве с молодым Помпео Гитти.
Оттавио Амигони (1606-1661). Мадонна с Младенцем и Святым Бернаром Аббатом. 1650 г.
Холст, масло, 191 х 112 см. Алтарь церкви Сан-Бернардо ди Кьяравалле в Коллепьяно,
Мароне, Брешия.
По мнению исследователей, Богородица влила в рот Бернара несколько капель молока, что сделало его величайшим проповедником того времени: способ указать на сверхъестественную природу ораторских способностей Бернара.
Именно здесь произошло решительное переосмысление художником миланской живописи, что привело его к более компактной, прорисованной и уточненной живописи, даже если он никогда не забывает аристократическую прежнюю атмосферу, которая заставляет его демонстрировать изысканные цвета и очень мягкие оттенки.
Церковь Сан-Джорджо (Святого Георгия), Брешия.
Фрески свода в Церкви Святого Георгия (Церкви Сан-Джорджо) в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Семь Ангелов Апокалипсиса. 1650-е гг. Церковь Святого Георгия
(Церкви Сан-Джорджо) в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Семь ангелов Апокалипсиса. Фреска на своде апсиды в Церкви Святого Георгия
(Церковь Сан-Джорджо) в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Семь ангелов Апокалипсиса. Фрагмент фрески на своде апсиды в Церкви
Святого Георгия (Церковь Сан-Джорджо) в Брешии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Бегство в Египет. Холст, масло. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Бенедикт. Брешия.
Святой Бенедикт Нурси́йский (480-547 гг.) – реформатор западноевропейского монашества, основатель первого в Европе монастырского ордена. Он способен был изгонять бесов из одержимых, имел дар пророчества, мог читать в людских сердцах и умах, исцелять больных, чудесным образом наделять бедных деньгами и даже воскресил мертвого.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Бенедикт исцеляет больного. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Бенедикт
воскрешает ребенка. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). 1. Анна Пророчица. 2. Святая Схоластика. Брешия.
Святая Схоластика (Схоластика Нурсийская, 480-547 гг.) – христианская подвижница, основательница
первого регулярного женского монастыря в Западной Церкви.
Оттавио Амигони (1606-1661). Мадонна с Младенцем и Святыми Бенедиктом и Схоластикой.
1649-1650 гг. Холст, темпера. 143 х 134 см. Кальвизано, Oratorio già Schilini, Брешия.
CARLOTTA FASSER - Реставрация произведений искусства, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Преображение Господне. 1647-1650 гг.
Холст, масло. 204 х 134 см. Кальвизано, Oratorio già Schilini, Брешия.
CARLOTTA FASSER - Реставрация произведений искусства, Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Антоний-Аббат. Брешия.
Святой Антоний Великий (Антоний-Аббат) - христианский святой, отшельник. Родился в Верхнем Египте (251(?)- 356). После смерти своих родителей раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню, где долгие годы пребывал в полнейшем уединении. Обычно он считается основателем монашеского образа жизни.
Приходская церковь Святых Фаустино и Джовиты, Монте-Изола, Брешия, район Сивиано.
Слева на стене «Тайная вечеря» Оттавио Амигони.
Оттавио Амигони (1606-1661). Тайная вечеря. 1651 г. Холст, масло. 260 х 185 см.
Приходская церковь Святых Фаустино и Джовиты, Монте-Изола, Брешия, район Сивиано.
Апостолы сидят вокруг прямоугольного стола. Справа и слева внизу изображены слуги, слева -
третий персонаж на заднем плане.
Оттавио Амигони (1606-1661). Восхождение на Голгофу (Salita al Calvario)
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Антоний Падунский с Младенцем и донатором. 1652 г.
Святой Антоний Падуанский (1195-1231) - один из самых почитаемых святых католической церкви.
Он покровительствует любви и счастливым брачным союзам.
У Амигони очень точная техника: хотя он в основном использует масло, он отлично справлялся с фресками благодаря влиянию Антонио Гандино. Однако после этой картины, работы Оттавио Амигони становятся все более редкими. В 1660 году он снова появился с картинами в приходской церкви Горцоне, изображающими Святых Амброджо и Антония Падуанского.
Оттавио Амигони (1606-1661). Сон Святого Иосифа. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Смерть Святого Иосифа. Фреска. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Троица во славе со Святыми. Брешия.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Иероним Эмилиани.
Иероним Эмилиани (1486-1537) - святой Римско-Католической Церкви. Иероним Эмилиани был офицером венецианской армии, когда Венецианская республика воевала с Камбрейской лигой, императором Священной Римской империи Максимилианом I и королём Франции Людовиком XIII. Во время одного из сражений Иероним Эмилиани попал в плен. Содержался в темнице Кастель Нуово, где испытал религиозное обращение. В 1518 г. Иероним Эмилиани был рукоположен в священника и стал заниматься пастырской деятельностью среди голодных, нищих и сирот. Основывал сиротские дома в Брешиа, Комо и Бергамо. В Вероне Иероним Эмилиани основал дом для проституток и госпиталь. В 1537 г. Иероним Эмилиани умер во время ухода за жертвами эпидемии.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой Антоний Падуанский с Младенцем Иисусом.
1660 г. Приходская церковь Горцоне. Одна из последних работ художника.
Оттавио Амигони (1606-1661). Святой епископ Бонавентура и Святой Антоний Падуанский
в пейзаже. До 1661 г. Холст, масло. Аукционный дом www.arcadja.com, 2011 г.
Оттавио Амигони умер 28 октября 1661 года в возрасте 55 лет в своем родном городе Брешии
и был похоронен в церкви Сан-Джузеппе.
До 1939 года искусствоведы считали Оттавио Амигони немного посредственным художником, но это ошибочное утверждение проистекает, с одной стороны, из-за не очень тщательного изучения, с другой стороны, из-за плохого состояния сохранившихся работ: грязь и износ мешали понять изысканность его стиля и техники. Только за последние годы ХХ века этот «изысканный опоздавший» был переоценен так, как он того заслуживал. И таких малоизвестных художников, как Оттавио Амигони, в Италии сотни, если не тысячи.
Известны всего две итальянские монографии, посвященные творчеству Оттавио Амигони
Giuseppe Fusari. Ottavio Amigoni 1606-1661. Епархиальный музей Брешии, Massetti Rodella Editori, 2012 г. - 144 стр., 60 ил. 2. Джузеппе Фузари. Оттавио Амигони - маленький и праздный провинциальный опоздавший - жизнь и работы художника из Брешии (1606-1661). La Compagnia della Stampa Massetti Rodella Editori, Roccafranca BS 2006.