Памятник Петру I на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Установлен в 1991 г.
Михаил Михайлович Шемякин – видный член советского нонконформистского движения. Он разработал философию метафизического синтетизма, посвященную созданию новой формы иконописи, основанной на изучении религиозного искусства всех эпох и народов. В 1971 году Шемякин был вынужден советскими властями покинуть СССР. Он поселился сначала в Париже, а затем переехал в Нью-Йорк в 1981 году. С 2007 года живет во Франции в своем замке в Шато де Шамуссо. Михаил Шемякин – известный скульптор-монументалист. Он работает в широком диапазоне медиа, от рисунков до монументальной скульптуры, театра и кино, на самые разные темы - от театральных до философских.
Город Санкт-Петербург Шемякин одарил тремя памятниками. На набережной Робеспьера напротив «Крестов» стоят его двуликие «Сфинксы», как дань памяти всем репрессированным в годы большевизма. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнут памятник Архитекторам-Первостроителям Петербурга. И, наконец, памятник любимому императору Шемякина Петру I, который находится на территории Петропавловской крепости. Эти памятники стали неотъемлемой частью города и органично вплелись в его архитектурно-художественную ткань.
Памятник Петру I во дворе Петропавловской крепости
в Санкт-Петербурге
Памятник Петру 1 во дворе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Бронза, гранит.
Михаил Шемякин на открытии памятника в 1991 г.
В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра. В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке».
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Петру I на территории Петропавловской крепости.
Установлен в 1991 г.
Отзывы публики на памятник были прямо противоположные – от полного неприятия до хвалебных восторгов.
«В манере великой монументальной скульптуры, величественный Петр Шемякина все поглощает сам воздух, в котором он обитает, и запечатлевает его в своем сидящем безвременье. В этом вбирании пространства, звук также изъят из его бронзового окружения и упрятан внутрь этого чудесного Петра, в сидящей позе которого обличается знатность и глубокое благородство» (Американский скульптор Леонид Баскин, 1991 г.)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Петру I на территории Петропавловской крепости. Общий вид.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Петру I на территории Петропавловской крепости. Виду наплыва нахальных туристов, фотографировавшихся у Петра прямо на коленях, памятник пришлось оградить небольшим заборчиком. Получилось, как на кладбище.
Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы) в Санкт-Петербурге
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий (Метафизические сфинксы).
Санкт-Петербург, 1995 г. Фото wikipedia.org
Памятник является даром художника М.М. Шемякина своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 году. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица - наполовину человеческие, наполовину - черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Санкт-Петербург, 1995 г.
Идея памятника вынашивалась Шемякиным много лет. В начале 90-х его в этом поддержали тогдашний мэр Санкт – Петербурга Анатолий Александрович Собчак и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Шемякин взял за основу один из наиболее узнаваемых символов Петербурга – фигуры Древнеегипетских сфинксов установленных на Университетской набережной. Издали их можно принять за копию тех украшающих наш город на протяжении двух веков. Но уже на подходе к ним становится понятно, что эти легендарные чудовища Древнего мира, имеющие тело льва с головой и грудью женщины измучены тяготами судьбы, о чем свидетельствуют торчащие на исхудавших боках ребра.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Вид сбоку (1). 1995 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Вид сбоку (2). 1995 г.
Глядя на это созданное Шемякиным существо, вспоминаются бессмертные строки А. Блока из стихотворения «Скифы»:
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...
Конечно, место для установки памятника было выбрано неслучайно. Напротив находятся, печально знаменитые «Кресты». Символичным является и тот факт, что набережная, где установлены сфинксы с 1923 по 2014 годы носила имя Максимильяна Робеспьера, одного из самых знаменитых тиранов в мировой истории.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Вид спереди (1). 1995 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Вид спереди (2). 1995 г.
Но если та половина лица сфинкса, которую мы видим со стороны города, так сказать из вольной жизни, представляет собой достаточно миловидный женский профиль, то вторая половина, обращенная к Неве и находящейся на другом берегу тюрьме «Кресты» - это маска самой смерти. Обнаженный череп вместо лица производит неизгладимое впечатление.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Вид спереди (3). 1995 г.
Между фигурами сфинксов находится конструкция из гранитных блоков, сложенных таким образом, что образуют как бы тюремное окошко с переплетом в виде креста, являющегося одновременно решёткой.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник жертвам политических репрессий. Вид на тюрьму «Кресты». 1995 г.
Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Архитекторам-первостроителям Петербурга». Бронза, гранит. 1995 г.
Памятник был установлен в Сампсониевском саду (б. Сад им. Карла Маркса) вблизи Сампсониевского собора, на месте которого были два кладбища - православное (первое в Петербурге) и «немецкое» (лютеранское).
Гранитная арка памятника, пересеченная крестом, ориентирована на перспективу Сампсониевского собора, напоминая окно. Перед «окном» с восточной стороны установлен бронзовый стол с натюрмортом - мастерским воссозданием предметного мира восемнадцатого столетия: на нем расположились первый план Петербурга, подсвечник, трубка, вычислительные инструменты и символический череп. Рядом поставлен бронзовый стул, образцом для которого служила подлинная голландская мебель XVII в.. На восточной стороне арки сверху укреплен бронзовый медальон с портретом Петра Великого, а на устоях арки - восемь барельефов работы Михаила Шемякина: копии медалей петровского времени, портреты Д. Трезини и Ф.Б. Растрелли и несколько метафизических композиций.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Архитекторам-первостроителям Петербурга». Бронза, гранит. 1995 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Архитекторам-первостроителям Петербурга».
Бронза, гранит. 1995 г.
Надгробный памятник Савелию Крамарову в Сан-Франциско
Памятник актеру Савелию Крамарову на еврейском мемориальном кладбище
в Сан-Франциско, США. 1997 г.
В Сан-Франциско, в США на еврейском мемориальном кладбище установлен памятник актеру Савелию Крамарову работы его друга художника Михаила Шемякина: гримерный столик с масками несыгранных им трагических ролей и книгой с названиями его лучших фильмов («Друг мой, Колька», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена»). Слева - занавес, справа - портрет Крамарова, который никто не видел раньше - добрая и грустная улыбка человека, смеющегося над виражами собственной судьбы.
Памятник актеру Савелию Крамарову на еврейском мемориальном кладбище в Сан-Франциско, США.
1997 г. Фрагмент (1)
Памятник на могиле Савелия Крамарова, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым, установлен на еврейском мемориальном кладбище в Колма – городе мёртвых, неподалёку от г. Сан-Франциско. Памятник представляет собой гримерный столик, на котором разбросаны маски несыгранных, трагических ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены названия любимых актёром фильмов ... Слева занавес, справа - совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором запечатлено на редкость доброе, обаятельное и улыбчивое лицо актёра.
Памятник актеру Савелию Крамарову на еврейском мемориальном кладбище в Сан-Франциско, США.
1997 г. Фрагмент (2)
Памятник актеру Савелию Крамарову на еврейском мемориальном кладбище в Сан-Франциско, США.
1997 г. Фрагмент (3)
«Памятник Казанове». Венеция, 1998 г.
Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы
Михаил Шемякин у памятника к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы в Венеции. 1998 г.
Бронзовая композиция, посвящена знаменитому писателю Джакомо Казанове, 200 лет назад умершему вдали от любимой Венеции. Фигура Казановы застыла на венецианском балконе, бережно держа за руку механическую куклу. Роль почетных часовых Истории выполняют шестигрудые сфинксы, расположившиеся по бокам блистательного авантюриста. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни.
Установленный в 1998 году в Венеции памятник Джакомо Казанове на набережной за площадью Сан-Марко стал неотъемлемой частью традиционного Венецианского карнавала. По свидетельству участника труппы «Лицедеи» Анвара Либабова, однажды у памятника собрались люди в карнавальных костюмах, с национальной музыкой, танцами, песнями. «Как выяснилось, это были крестьяне из Тироля. Им очень близок оказался этот памятник. В нем есть эстетство, но он понятен всем — от интеллектуала до простолюдина…»
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы в Венеции. 1998 г.
Памятники работы российского художника и скульптора Михаила Шемякина украшают улицы многих европейских городов, в том числе, и Санкт-Петербурга. Но судьба часто была неблагосклонна как к самому Мастеру, так и к его работам: некоторые из них были демонтированы, другие подверглись вандализму. Что-то подобное произошло и с бронзовой скульптурной группой, которую Шемякин подарил Венеции к 200-летней годовщине смерти неутомимого любовника Джакомо Казановы. Сначала эту работу установили перед Дворцом Дожей, а спустя полгода перенесли в соседний дворик под предлогом того, что в Венеции запрещено размещение современных памятников. Но, возможно, всё дело в самом произведении?
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы в Венеции. 1998 г.
Памятник состоит из четырёх фигур: самого Казановы, живой куклы и двух шестигрудых сфинксов (личное тавро Мастера). Самая, пожалуй, интересная из них, это даже не Казанова, а кукла, которой он улыбается и элегантно протягивает руку. Механическая красавица - это квинтэссенция 144-х женщин, которых он любил, не отличая одну от другой. Возможно, венецианские власти сочли, что такой символ нарочитого неуважения к женщине не может сегодня вписаться в европейское культурно-толерантное пространство. Однако, автор просто хотел показать трагедию Казановы – его неспособность хоть раз в жизни сделать выбор и влюбиться.
Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона
с Сократом» в США
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник профессору Гарольду Юкеру (Диалог Платона с Сократом).
Университет Хофстра, Хэмпстед, штат Нью-Йорк, США. 1999г.
Памятник профессору философии и психологии Юккеру, установленный в старинном университете Хофстра, основанный голландцами, напротив здания факультета философии. Изображены любимые им мыслителей Сократ и Платон (Платон беседует с бюстом Сократа). Платон в монументе сидит за столом и перстом показывает на шар со всевидящим оком. Шар покоится на книге и на бронзовом манускрипте с записью имен знаменитых философов всех времен и народов. Напротив стола, за которым сидит Платон, - бронзовая колонна. На нее теперь садятся студенты и как бы вступают в диалог с гениями.
Надгробный памятник вице-губернатору Санкт-Петербурга
М.В. Маневичу
М.М. Шемякин (род.1943). Надгробный памятник М.В. Маневичу, Санкт-Петербург, 1999г.
Архитектор В.Б. Бухаев.
В Санкт-Петербурге на Литераторских мостках установлен надгробный памятник М.В. Маневичу (вице-губернатор Санкт-Петербурга, 1996-1997 гг.). Скульптор - Михаил Шемякин, архитектор - его постоянный соавтор Вячеслав Бухаев. Среди надгробий высится двухметровый гранитный шар. Он, как погасшая звезда, упавшая на грешную землю, разбивается сам и разбивает плиту, на которую приземлился. Следы пуль и бронзовый медальон с портретом Михаила Маневича уточняют символику.
Михаил Владиславович Маневич (1961-1997) - Российский экономист и политический деятель. С 1994 года возглавлял Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга , а с 1996 занимал должность вице-губернатора. Убит в 1997 году. Похоронен на Литераторских мостках.
В лихие 90–е, часто стреляли, не разбираясь и правых и виноватых, а вот памятник работы Михаила Шемякина стоит того, чтобы сказать о нем отдельно. Всемирно известный скульптор спроектировал гранитное надгробие Маневичу и вылепил очень современный по пластике его барельефный портрет. Красивое и образное решение! Расколотый шар, прошитый пулями, воспринимается именно, как символ той эпохи, когда главным аргументом в любом споре становился автомат Калашникова.
Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон, Великобритания
в честь 300-летия Великого посольства. 2001г.
Памятник великому русскому царю, который приезжал в Англию в 1698 году, где он изучал науку кораблестроения.
Памятник в Москве «Дети - жертвы пороков взрослых»
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве
на Болотной площади. 2001 г.
В 2001 году в столице мэром Москвы Ю.М. Лужковым был открыт памятник М.М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых». Этот проект задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений.
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве
на Болотной площади. 2001 г. Фрагмент (1)
Памятник «Дети – жертвы пороков взрослых» представляет собой аллегорическую скульптурную композицию, символизирующую борьбу со злом и человеческими пороками. Сам Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений.
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве
на Болотной площади. 2001 г. Фрагмент (2)
Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве
на Болотной площади. 2001 г. Фрагмент (3)
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве
на Болотной площади. 2001 г. Фрагмент (4)
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве
на Болотной площади. 2001 г. Фрагмент (5)
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади. 2001 г. Фрагменты (6-7)
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади. 2001 г. Фрагменты (8-9)
М.М. Шемякин (род.1943). Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади. 2001 г. Фрагменты (10-11)
Надгробный памятник А.А. Собчаку в Санкт-Петербурге
М.М. Шемякин (род.1943). Надгробный памятник А.А. Собчаку, Санкт-Петербург, 2003г.
«Надгробие решено как кафедра, за которой мы видим профессора в университетской докторской мантии. Работа сделана по просьбе вдовы и, конечно же, из чувства благодарности — ведь именно по инициативе Анатолия Александровича в городе появились мои памятники «Жертвам политических репрессий» и «Первостроителям Петербурга» (Михаил Шемякин)
М.М. Шемякин (род.1943). Надгробный памятник А.А. Собчаку, Санкт-Петербург, 2003г.
Собчак Анатолий Александрович (1937 – 2000) - советский и российский политический деятель, первый мэр Санкт-Петербурга, доктор юридических наук. Скончался в ночь с 19 на 20 февраля 2000 года в гостинице «Русь» в Светлогорске (Калининградская область). Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Михаил Шемякин, который был лично хорошо знаком с Собчаком и его семьей сделал для его могилы памятник в классическом петербургском стиле. С гранитной кафедры бронзовый Анатолий Александрович задумчиво смотрит на проходящих мимо людей. Композицию обрамляет литая чугунная ограда.
Памятник «Царская прогулка» в Стрельне, Санкт-Петербург
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Петр I и Екатерина I. 2003 г.
Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне (В 2003 году в рамках празднования трехсотлетия Санкт – Петербурга На территории Константиновского дворца в Стрельне появилась скульптурная композиция «Царская прогулка», изображающая венценосную чету Романовых отправившихся погулять в компании придворного карлика и парочки борзых собак.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Петр I и Екатерина I. 2003 г. Фрагмент (1)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Петр I и Екатерина I. 2003 г. Фрагмент (2)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Петр I и Екатерина I. 2003 г. Фрагмент (3)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Петр I. 2003 г. Фрагмент (4)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Петр I. 2003 г. Фрагмент (5)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Екатерина I. 2003 г. Фрагмент (6)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Екатерина I. 2003 г. Фрагмент (7)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Екатерина с борзыми собаками. 2003 г. Фрагмент (8)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Придворный шут. 2003 г. Фрагмент (9)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Придворный шут. 2003 г. Фрагмент (10)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Придворный шут. 2003 г. Фрагмент (11)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне,
Санкт-Петербург. Пушка. 2003 г. Фрагмент (12)
Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, прибывший с рабочим визитом в Брюссель,
обсуждает с Михаилом Шемякиным проект его нового памятника. Фото 2011 г.
Памятники и скульптурные композиции Мизаила Шемякина установлены в Нью-Йорке («Кибела: Богиня Плодородия»), Париже («Карнавал Санкт-Петербурга»), Венеции (памятник Джакомо Казанове и монумент «В память 200-летия со дня смерти Казановы»). Он также автор надгробия артисту Савелию Крамарову в Сан-Франциско и памятника Маневичу на Петербургском кладбище. В мае 1999 года в центре университетского корпуса в городе Хемстед (штат Нью-Йорк, США) открыт памятник профессору университета Хофстру Юкеру «Диалог Платона с Сократом», а в 2001 году - памятник Петру I в Лондоне в честь 300-летия Великого посольства.
М.М. Шемякин (род.1943). Кибелла - богиня плодородия, Нью-Йорк, у входа в галерею Mimi Ferzt Gallery. 2006 г.
«Кибелла - богиня плодородия», бронза; до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США
М.М. Шемякин (род.1943). Кибелла - богиня плодородия, Нью-Йорк,
у входа в галерею Mimi Ferzt Gallery. 2006 г.
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре
Михаил Шемякин на открытии памятника Владимиру Высоцкому в Самаре. 2008 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Владимиру Высоцкому, Самара. 2008г.
Памятник Высоцкому - многофигурная бронзовая композиция. Фигуры композиции символически представляют ключевые темы жизни Владимира Семеновича: любовь к Женщине, противостояние иррациональному разрушающему началу, жажда свободы. Особенно актуальной в наше время представляется фигура надзирателя со связкой ключей на фоне тюремной решетки. Высота памятника - 5 метров, площадь композиции - 25 кв. метров.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Владимиру Высоцкому, Самара. 2008 г. Фрагмент (1)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Владимиру Высоцкому, Самара. 2008 г. Фрагмент (2)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник Владимиру Высоцкому, Самара. 2008 г. Фрагменты (3-4)
Сразу два памятника Высоцкому стоят в Самаре. Это работы Ивана Мельникова
и Михаила Шемякина.
Памятник «Дети - жертвы террора», Владикавказ
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г.
Этот памятник Михаил Шемякин подарил республике Северная Осетия.
«Памятник жертвам террора» посвящен трагедии Беслана. Террористы захватили здание школы с учениками и несколько дней держали в нечеловеческих условиях. 186 детей погибло, свыше 800 ранено.
Если в Москве шемякинская скульптура стоит практически в центре города, то, оказавшись во Владикавказе, композицию «Дети - жертвы террора» предстоит поискать. Она расположена на территории Северо-Кавказского горно-металлургического института в районе перекрестка ул. Николаева и Котовского.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (1)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (2)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (3)
В центре скульптурной композиции - застывшие в немом протесте дети, пытающиеся остановить армию наступающих монстров. А за спинами малышей - колесо судьбы и свиток, запечатлевший всех погибших в результате террористических актов.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (4)
И защищать этим детям есть что. За их спиной колесо судьбы и свиток, где записаны имена всех ушедших
в мир иной в результате терактов.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (5)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (6)
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе, 2010 г. Фрагмент (7)
Корр.: Два вопроса сразу. Есть ли у Вас любимый установленный памятник (почему любимый?). Желанный, но неосуществлённый проект (почему не осуществлён?).
М.Ш.: «Вы знаете, у меня целая папка, набитая фотографиями, куда меня возили люди и где должны были ставить какие-то скульптуры и памятники Высоцкому, космонавтам и прочее. Чего только не набито в этой папке. Памятник Гофману, покровительство над которым взял сам Владимир Владимирович Путин, сказав: «Это мой проект, я буду его вести». Он особо не торопится, лет пятнадцать уже. Гипсы готовы, уже можно отливать в бронзе. Но, к сожалению, Вы же понимаете, Россия страна бедненькая, денег не находится. Это, кстати, не один его проект. Памятник Ленд-лизу… Американцы приобрели у меня эскиз бронзовый. А на самом деле был у меня разговор на даче у Путина: «Да-да, я разговаривал с Граниным, надо делать, я беру под свою защиту». Папки полнятся, растут. Поэтому говорить о том, какой памятник хотелось бы осуществить – их много. Что касается осуществлённых… Когда-то я делал для своего парка скульптуру Петра Первого, которая сейчас стоит в Петропавловке».
«Памяти забытой войны, изменившей ход истории».
Город Гусев Калининградской области
На открытии памятника (слева направо): Владимир Мединский, Николай Цуканов, Евгений Михайлов
и Михаил Шемякин. 24 августа 2014 г.
Монумент «Памяти забытой войны, изменившей ход истории» — памятник, установленный в городе Гусеве Калининградской области в год столетия с момента начала Первой мировой войны, посвящённый памяти русских солдат и офицеров, павших в боях этой войны.
Бронзовая скульптура выполнена известным российским и американским художником и скульптором Михаилом Шемякиным и является центральной композицией мемориального парка в инновационном кластере «Технополис GS».
М.М. Шемякин (род.1943). Памяти забытой войны, изменившей ход истории.
Город Гусев Калининградской области. 2014 г.
Торжественное открытие памятника состоялось 24 августа 2014 года в рамках организованного Российским военно-историческим обществом военно-исторического фестиваля «Гумбинненское сражение». В церемонии открытия приняли участие министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно- исторического общества Владимир Мединский, экс-губернатор Калининградской области Николай Цуканов, глава Администрации МО «Гусевский городской округ» Евгений Михайлов и автор памятника Михаил Шемякин.
М.М. Шемякин (род.1943). Памяти забытой войны, изменившей ход истории.
Город Гусев Калининградской области. 2014 г.
Расположенный в городе Гусев Калининградской области памятник «Памяти о забытой войне, изменившей ход истории» кардинально отличается от других памятников героям Первой мировой войны в России. В центре композиции - солдат, распятый на «колесе судьбы». По бокам от него стоят безутешные вдова и мать, которые в отчаянии протягивают к нему руки.
Памятник чтит память русских солдат, погибших 20 августа 1914 года в битве при Гумбиннене (так тогда называли Гусев). В тот день удача была на стороне российских войск. А всего в ходе Первой мировой войны были убиты от 700 тысяч до 2 миллионов русских солдат и офицеров. Об этих цифрах вспоминали на открытии мемориального памятника.
И последняя композиция «Прошлое, настоящее, будущее: автопортрет» или «Хронос» Михаила Шемякина
М.М. Шемякин (род.1943). Этот бронзовый автопортрет был отлит для памятника «Прошлое, настоящее, будущее: автопортрет» или «Хронос». Всего было 8 штук. В продаже они не были никогда. Для изготовления памятника ушло 4 шт., две остались у автора и его жены Реббеки. Две последних отливки находятся в частных коллекциях. Это очень значимая работа в творчестве художника-скульптора. Размер по высоте 26,5 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Автопортрет для памятника «Прошлое, настоящее, будущее:
автопортрет» или «Хронос».
М.М. Шемякин (род.1943). Автопортрет. Судя по подписи в основании «Автопортрета»,
он был отлит 1.V.98 года.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Прошлое, настоящее, будущее: автопортрет»
или «Хронос». Общий вид. Бронза. Установлен около замка Шемякина в Шато де Шамуссо,
Франция.
М.М. Шемякин (род.1943). Памятник «Прошлое, настоящее, будущее: автопортрет»
или «Хронос». Фрагмент. Установлен около замка Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция.
Витрина Елисеевского магазина в Санкт-Петербурге с малой пластикой Михаила Шемякина.
И еще несколько слов о театральных работах Михаила Шемякина
Перед началом театрализованного показа костюмов «Бал-маскарад художника Михаила Шемякина».
Фото РИА Новости, 2008 г.
В 2001 году Михаил Шемякин оформил балет «Волшебный орешек» на музыку С. Слонимского в Мариинском театре, в 2002 году костюмы и декорации к балету были показаны на специальной выставке в Музее частных коллекций Пушкинского музея, а в 2005 году - в Государственном Русском музее.
М.М. Шемякин (род.1943). Эскиз костюмов к балету С. Слонимского «Волшебный орех».
Крысы-испанцы. 2002 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Эскизы костюмов к балету С. Слонимского «Волшебный орех», 2005 г. 1. Крыс-аристократ. 2. Французский жених.
М.М. Шемякин (род.1943). Эскизы костюмов к балету С. Слонимского «Волшебный орех», 2005 г. 3. Сатир.
4. Подводный военачальник.
М.М. Шемякин (род.1943). Эскиз костюма к балету С. Слонимского «Волшебный орех».
Сцена буйства молодых крысят. Крысенок с сыром. 2005 г.
Вообще, театральный опыт у Михаила Шемякина небольшой. Была, правда, теперь уже полумифическая, немедленно запрещенная постановка «Носа» Д.Д. Шостаковича в консерватории (всего один спектакль), была работа над либретто «Преступления и наказания», и, если бы нашелся в свое время композитор, возможно, Владимир Васильев поставил бы спектакль в Большом театре, но «если бы» не произошло. До недавних пор шла работа над прокофьевской «Любовью к трем апельсинам». Тоже приостановилась. Однако причиной этому послужил новый проект - «Щелкунчик». История эта в своем роде занимательная и тоже из ряда странных совпадений.
Михаил Шемякин со своими куклами к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». 2000-е гг.
Однажды Шемякин увидел по телевизору американский вариант «Щелкунчика». Постановка показалась ему очень устаревшей по зрительному ряду, и художник заснул с мыслью: «Как хорошо, что я не профессиональный театральный художник, а то, сделав такое, я бы повесился». Через два часа раздался звонок: Валерий Гергиев, из Лондона. Он сказал Шемякину: «Ты только не отказывайся сразу, мы обязательно будем делать Прокофьева, но сначала давай поставим «Щелкунчика»…
Сцена из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в декорациях и костюмах Михаила Шемякина.
Мариинский театр, 2001 г.
Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре состоялась в ночь на 14 января 2001 года — старый Новый год, самое сказочное время, когда творятся всякие волшебства. Шемякин стал автором костюмов, масок, декораций и даже работал над либретто. Визитной карточкой художника в театре стал балет «Щелкунчик». Работая над балетом, Михаил Шемякин сделал более тысячи эскизов и даже создал деревянные скульптуры, повторяющие силуэты танцующих актеров, которые помогали представить мизансцены спектакля. Позже эти скульптуры были воспроизведены в фиберглассе.
В 2002 году Шемякин был удостоен премии «Золотая маска» в категории «Лучшая работа в музыкальном театре» за свою работу над спектаклем «Щелкунчик» в Мариинском театре.
Сцена из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в декорациях и костюмах Михаила Шемякина.
Мариинский театр, 2001 г.
М.М. Шемякин (род.1943). 1. Открытка «Матушка Жигонь» (по эскизу к балету «Щелкунчик», 2000 г.
2. Эскизы костюмов к балету «Щелкунчик». 2000 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Эскизы костюмов к балету П.И. Чайковского. 3. Крыс-ветеран. 4. Мухолов. 2000 г.
Сцена из спектакля «Нью-Йорк. 80-е. Мы» по пьесе Михаила Шемякина, где Вилли Токарев (справа)
сыграл сам себя. Продюсер Стас Намин. 2015 г.
Сцена из спектакля «Нью-Йорк. 80-е. Мы» по пьесе Михаила Шемякина. Продюсер Стас Намин. 2015 г.
Книга «Театр Михаила Шемякина в бронзе». 2007 год.
И в заключение, несколько редких фотографий
Михаила Шемякина
Михаил Шемякин (слева) в Псково-Печерском монастыре, 1959-1961 гг.
Хорошо известно, да и сам художник неоднократно об этом вспоминал, что юные годы его были связаны с этой обителью. Как вспоминает Шемякин, первый раз он оказался в монастыре в 1959 году в возрасте 16 лет. Там произошло его знакомство с отцом Алипием Вороновым. В начале 60-х годов Михаил Шемякин был послушником этого монастыря, и даже более того - келейником у легендарного отца-наместника. Там он провел около 2-х лет, предполагая принять монашеский постриг. С благословения Алипия Шемякин отбыл в 1971 году в своё вынужденное изгнание из страны.
Два года Михаил Шемякин был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).
Михаил Шемякин в Псково-Печерском монастыре, 1959-1961 гг. Фото из книги.
Михаил Шемякин. Париж, 1970-е гг.
Михаил Шемякин с друзьями писателями-эмигрантами Александром Галичем (второй слева),
рядом с Шемякиным - Виктор Некрасов) и др.
Михаил Шемякин показывает журналистам на пресс-конференции каталог своей выставки
в Центральном Доме Художника. 1989 г. Фото Александра Макарова/РИА «Новости».
Шемякин профессионально занимался фотографией в молодости и до сих пор занимается.
Каталог выставки «Мир Шемякина в фотографиях 1960-х годов».
Санкт-Петербург, K-Gallery, 2015 г.
Посетительница выставки Михаила Шемякина в Центральном Доме Художника
рассматривает картину «Бухенвальд». 1989 г.
Художники Алексей Кирьянов и Михаил Шемякин с портретом Ф.Э. Дзержинского.
Михаил Шемякин дарит премьер-министру России Виктору Черномырдину свою картину «Нижинский». 1996 г.
Михаил Шемякин с Оскаром Рабиным и неизвестным, Париж.
Михаил Шемякин с режиссером Театра на Таганке Юрием Любимовым.
Президенты Джордж Буш-младший и Владимир Путин с Михаилом Шемякиным. Фото 2002 г.
Фонд художника www.mihfond.ru
Президент России Владимир Путин, федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер и художник Михаил Шемякин
во время посещения библиотеки Калининградского государственного университета, 2005 год.
Фото Владимира Родионова/РИА «Новости»
Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и художник Михаил Шемякин, удостоенный нагрудного знака «За вклад в российскую культуру», на церемонии награждения деятелей культуры и искусства государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами Министерства культуры России в Атриуме Большого театра в Москве. 2018 год. Фото Владимира Песни/РИА «Новости»
Михаил Шемякин со своей супругой Сарой де Кэй в Театре Киноактера. Москва, 2015 год.
Фото Сергея Пятакова/РИА «Новости»
Михаил Шемякин с дочерью Доротеей. Из архива Доротеи Шемякиной.
Доротея Михайловна Шемякина (9 мая 1964, Ленинград, СССР - 20 января 2018, Эндр, Франция) - художница, живописец, книжный график. Дочь Михаила Шемякина. Летом 1971 г. Доротея с матерью эмигрировали. По приглашению владелицы галереи и певицы Дины Верни они прибыли во Францию и обосновались в её загородном доме. Спустя пять месяцев к ним присоединился выдворенный из СССР Михаил Шемякин. В 1983 г. Доротея Шемякина переехала в Грецию (первое время они вместе с матерью жили на острове Идра). С 1986 г. она проживала в Афинах. Последние годы она жила во Франции неподалёку от дома своего отца. Умерла 20 января в 2018 г. от тяжёлой формы сахарного диабета. По другой версии, Доротея покончила жизнь самоубийством.
Михаил Шемякин с художницей Марией Елисеевой. 2019 г.
Михаил Шемякин сообщил, что шрамы на его лице и теле возникли в результате ожоговой травмы на литейном заводе. Однако, есть слухи о том, что художник нанес раны самостоятельно в состоянии алкогольного опьянения.
Неизвестная муза, Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй-Шемякина на одной из выставок в Москве.
Дом Михаила Шемякина и Сары де Кэй в Шато де Шамуссо, Франция.
Переехав во Францию, Шемякин в 2007 году купил замок в Шато де Шамуссо, что в двух часах езды от Парижа. Замок XV века в Шато де Шамуссо по его словам обошелся дешевле, чем хорошая квартира в Москве. С XV века в крепости сохранились две круглые башни, все остальное было пристроено позже. Так, квадратные башни появились в XIX веке. До момента покупки замка 44 года в нем находилась школа. Общая площадь – 5000 кв. метров. Стоимость подобных замков во Франции колеблется в диапазоне от 300 тысяч до 2 млн евро.
Все подробности о замке и о жизни Шемякина см. в интервью Ксении Собчак, 2023 г.
В 1993 году М.М. Шемякину была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. Он отмечен французским орденом «Рыцарь искусства и литературы» (1994), а также почетной медалью «Достойному» Российской академии художеств (1998).