Михаил Михайлович Шемякин. Франция, 28 июня 2018 г.
Михаил Михайлович Шемякин - советский, французский, американский и российский художник, скульптор. В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым). В 1971 г. эмигрировал из СССР: власти выслали Шемякина, под угрозой уголовного преследования, из СССР во Францию. В 1981 году Михаил Шемякин переехал в Нью-Йорк. Шемякин вновь вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору. Михаил Шемякин работает в широком диапазоне техники: от театральных работ до метафизических исследований. Он создал серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Натюрморт», «Метафизическая Голова» и в последнее время работает над скульптурным проектом «Коконы» и 50-фигурной скульптурной композицией «Короли и Палачи». Готовит для города Сан-Франциско памятник российским морякам.
Президент СССР М.С. Горбачев принял Михаила Шемякина в Кремле. Москва, 16 ноября 1991 г.
Фото С. Смирнова.
24 марта 1989 года - впервые в СССР в московском Центральном доме художника (ЦДХ) открылась легальная выставка Михаила Шемякина «Нью-Йорк - Москва. Работы 1972 - 1989 годов». Выставку открыл сам опальный художник, специально прилетевший для этого из США. Это была первая его поездка в Советский Союз после того как в 1971 году он был выслан и его творчество было запрещено властями (кроме Москвы Михаил Михайлович побывал и в Ленинграде). На выставке были представлены работы из серии «Чрево Парижа», «Коконы» и «Бутыли», а также скульптуры и акварельные работы. Все дни выставки ко входу в ЦДХ стояла огромная очередь желающих посмотреть работы выдающегося художника.
«Для меня это событие огромное, - говорил Шемякин в интервью газете "Московские новости" (№13 за 1989 год), - впервые мои работы выставляются на Родине. Еще несколько лет назад я об этом и не помышлял. Кое-кто считает, - заметил Шемякин, - что сейчас слишком много говорят и пишут о "мрачном" в нашей истории. Я же считаю, что не надо забывать ничего, даже самого трагического: не забывать, чтобы трагедии не повторялись». Во время приема в Кремле Шемякин подарил Горбачеву набор дисков В. Высоцкого и картину из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга» для Раисы Максимовны.
М.М. Шемякин (род.1943). Школа гладиаторов. 1978 г. Холст, масло. 130,2 х 194,9 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $18.000 – 25.000 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Без названия. 1980 г. Холст, масло. 101,6 х 76,2 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2009 г. Эстимейт $8.000 – 12.000 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Метафизическая композиция I (Римский бюст). 1980 г. Литография. 76 х 54 см.
Все репродукции картин Шемякина, кроме музейных и частных собраний, взяты с персонального сайта художника http://shop.mihfond.ru/shop-category/lithographs
М.М. Шемякин (род.1943). Карнавалы Санкт-Петербурга. Бюст в маске. 1980 г.
Литография. 54 х 76 см. ZIMIT Gallery, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Поцелуй в маске. 1980 г. Литография. 61 x 48,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк. Лот продан за $150 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Маска с натюрмортом. 1978 г. Литография. 54 х 76 см.
ZIMIT Gallery, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Метафизический портрет. 1981 г.
Холст, масло. 193 х 126 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Дама с гранатом. 1994 г. Бумага, сериография.
63,5 х 82,5 см. ZIMIT Gallery, Москва.
Cериография (от лат. serikus - шелк) - метод получения множества оттисков одного принта
хорошого качества с помощью шелковой сетки. Также этот термин называют шелкографией.
М.М. Шемякин (род.1943). Голова солдата. 1982 г. Холст, масло. 127 х 116 см.
Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
М.М. Шемякин (род.1943). Натюрморт. Нью-Йорк, 1980-е гг. Бумага, цветной карандаш, масляная пастель.
83 x 96 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 4.375 фунтов.
М.М. Шемякин (род.1943). Натюрморт с чесноком. 1981 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Натюрморт с лимонами и запиской Мандельштама. 1983 г.
Холст, масло. 91,4 х 32,1 см. Частное собрание.
Михаил Шемякин получает «Государственную премию России в области искусства и литературы»
из рук президента Бориса Ельцина. Вашингтон, 1994 г. Фото Yeltsin-in-DCA.
«Да, мы встречались, когда был первый срок (Ельцина). Путин вообще и по сегодняшний день думает, что у меня все в порядке. Но есть некая фигура, господин Сечин, которая руководит входами и выходами, и уже шесть лет он меня на пушечный выстрел не подпускает к Путину. И заметьте, за все это время ни одной награды - мне они не нужны, может быть, я бы даже отказался. Но всех награждают за заслуги перед отечеством, Ельцин, когда узнал, что мне не дали Государственную премию, сказал: "Как? Шемякину не дали?.. Дайте сюда лист!" - и сам привез мне медаль, сам надел мне эту медаль в Вашингтоне. Министры везли в портфеле. Мы с Сарой в тот же вечер были приглашены на банкет, где был президент Америки, и Ельцин заставил всех встать и вручил мне эту медаль. Он говорил о том, что сегодня дает высшую награду России американскому художнику, который родился в России, и все встали» (Михаил Шемякин).
Михаил Шемякин. Нью-Йорк, 1996 г. Фото из архива Ю. Соминского.
«В СССР, при всех недостатках, было очень много всего интересного, хорошего и по-настоящему человечного. Это было общество, по которому, думаю, не я один, иногда испытываю ностальгические чувства…Вы знаете, когда началась перестройка и стали сбрасывать памятники – включая замечательный памятник Дзержинскому, который стоял на Лубянке – и начались идеологические погромы уже правых художников, я как раз выступал в защиту этих серьёзных памятников. Они действительно были сделаны большими мастерами. И я поддерживал того же Аникушина, тех же самых соцреалистов, потому что это была большая интересная школа. Конечно, к ней примыкали многие проходимцы и бездарности – всюду проникающие и занимающие лучшие позиции. Это происходит и по сей ДЕНЬ повсюду. Немногое удалось отстоять. И вот это понимание – соцреализм, отбросим эту не очень приятную приставочку – что такое настоящее реалистическое искусство тех годов, оно, по существу, дало очень много серьёзнейших произведений. Я уж не говорю о графике! О таких замечательных художниках, как Фаворский, Митрохин, Кравченко, Лебедев, Конашевич» (Михаил Шемякин).
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация с индийских ковров и французских архитектурных чертежей XVIII в.
- Трансформация с африканской маски. 1982-1984 гг. Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Государь Петр I. 1984 г. Бумага, акварель, гуашь. 76,4 х 56,3 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
М.М. Шемякин (род.1943). Санкт-Петербургский жандарм. 1984-1985 гг. Холст, масло. 39,3 x 39,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 17.300 фунтов.
М.М. Шемякин (род.1943). Автопортрет. 1983 г. Бумага черная, пастель.
50,8 х 101,6 см. Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
М.М. Шемякин (род.1943). Посвящается Самуилу Маршаку. 1985 г.
Бумага черная, пастель. 50,8 х 101,6 см. Виртуальный музей русского искусства
Юрия Трайсмана.
М.М. Шемякин (род.1943). Сосуд. 1985 г. Холст, акрил.
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация маски аборигена из Новой Гвинеи. 1984 г. Холст, масло.
83,8 х 104,1 см. Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
М.М. Шемякин (род.1943). Портрет Вацлава Нижинского в роли к балету
«Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси. 1984 г.
Холст, акрил, масло. 114 х 89 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Летающий камень. 1984 г. Бумага, гуашь.
М.М. Шемякин (род.1943). Портрет с фруктами 1984 г. Холст, масло. 106,7 х 106,7 см.
Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
М.М. Шемякин (род.1943). Средневековый бард (Barde medieval).
1985 г. Бумага, пастель. 118,8 x 76,2 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Курильщик (Fumeur). 1985 г.
Черная бумага, пастель. 102 x 66 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Рабиновская бутыль. Посвящается Оскару Рабину.
1985 г. Холст, масло. 147 х 92 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва.
Михаил Шемякин и Евгений Евтушенко. Нью-Йорк, 1990-е гг. Фотограф Аркадий Львов. Михаил Шемякин в знак дружбы подарил Евгению Евтушенко 11 своих работ, которые сейчас находятся в Музее-галерее Евг. Евтушенко в пос. Переделкино.
«Из более молодого поколения, нонконформист известнейший – Илья Кабаков. Это была потрясающая школа. Кабаков – представитель этой школы и последователь в своё время. И на сегодняшний день, когда я смотрю, что творится в оформительском и книжном искусстве – можно подумать о том, что же мы потеряли. Мы теряем профессионализм, то, что действительно делало российское искусство в этой области ведущим. Недаром на сегодняшний день выставляют книги русских иллюстраторов, я был на замечательной выставке в Лондоне и других местах. Недаром это всё скупалось и до сих пор ценится на Западе. Но не всегда на сегодняшний день у нас. Мы обладаем удивительным чувством недооценки собственных ценностей. Это было всегда в России» (Михаил Шемякин).
М.М. Шемякин (род.1943). Без названия. 1985 г. Холст, масло. 93x93 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 34.450 фунтов.
М.М. Шемякин (род.1943). Портрет Игоря Стравинского. 1985 г.
Бумага, тушь, акварель. 59,5 х 46 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Казанова (После Дж. Тьеполо). 1985 г.
Бумага, пастель, карандаш. 113 х 76 см. Коллекция Валерия Дудакова.
М.М. Шемякин (род.1943). Интрига. 1985 г. Холст, масло. 50,8 х 76,2 см.
Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
М.М. Шемякин (род.1943). Москва – Нью-Йорк. 1985 г. Черная бумага, пастель.
М.М. Шемякин (род.1943). Русские большие любовники II.
Литография. 75,5 х 49 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Нацистские крысы (Скрипач на крыше, по Марку Шагалу).
Литография. 88 х 60 см. Дом-музей Евгения Евтушенко в Переделкино.
М.М. Шемякин (род.1943). Политики Французской революции. 1985-1992 гг.
Бумага, смешанная техника. 112 х 76 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd.,
Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 12.000 – 18.000 фунтов.
М.М. Шемякин (род.1943). Сидящая фигура. 1986 г. Картон, пастель.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.
М.М. Шемякин (род.1943). Две фигуры. 1986 г. Картон, пастель.
Михаил Шемякин и Иосиф Бродский. Нью-Йорк, 1995 г. Фотограф Аркадий Львов.
«Человек, которого я считаю своим большим учителем, это Александр Григорьевич Тышлер, который оформлял «Мистерию-Буфф» Маяковского, вот он нашёл удивительную нишу – театр. И делал фантастические вещи, писал фантастические картины. Но это было всё прикрыто театральным племенем. Человек занимается безумными спектаклями. Можно его сурово не наказывать. Но вообще были и большие художники-станковисты. Я уж не говорю о больших скульпторах. Я говорил ранее, что с почтением относился к Аникушину, с которым мы дружили, даже несмотря на то, что в своё время он меня изгонял, будучи знакомым со мной. Потом страдал из-за этого. А я говорил: «Я рад, что Вы подписали бумагу о том, что я не представляю из себя никакой ценности». Но Михаил Константинович приезжал всегда в любой город, когда я посещал Россию и всегда говорил: «Ну вот я не знал, не знал в то время!». Но и Слава Богу, а если бы не подписал и меня бы не изгнали, и не сложилось бы так. Вот такие дела у меня были с соцреализмом» (Михаил Шемякин).
М.М. Шемякин (род.1943). Афганистан. 1986-1988 гг. Бумага, пастель,
смешанная техника. 113 х 76,2 см. Частное собрание.
После окончания войны в Афганистане и вывода советских войск в июне 1989 года, Михаил Шемякин создал в Нью-Йорке Комитет спасения советским военнопленных в Афганистане. Он отдаёт свои литографии стоимостью от 30 до 60 тысяч долларов, альбом пластинок и 3-х томник текстов В.Высоцкого для благотворительного аукциона, чтобы вырученные деньги направить на выкуп из плена бывших воинов-афганцев. В декабре 1991 года в сопровождении своей тогдашней спутницы Сары де Кей, теперь жены и всегда чувствительной и ценной сотрудницы, отправился в опасную миссию в страну моджахедов для проведения сложных переговоров, направленных на освобождение солдат. По некоторым сведениям, в 1992 году после уплаты группировкам моджахедов выкупа в размере $150.000 удалось освободить из плена и вернуть в Россию 12 человек из 300 «пропавших без вести».
Михаил Шемякин (в центре) вместе с начальниками лагеря в Афганистане. Фото Сары де Кей, 1992 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Из афганской серии. 1986-1988 гг.
Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Без названия. 1987 г. Черная бумага, пастель. 112 x 78 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Три фигуры. 1987 г. Бумага, пастель. 110 х 75 см.
Частное собрание.
М.М. Шемякин (род.1943). Поэзия танца. Сюита 1. 1986 г. Литография. 89 х 66 см.
Аукцион www.ArtBrokerage.com.
М.М. Шемякин (род.1943). Поэзия танца. Сюита 2 (Двойной портрет Нижинского).
1987 г. Литография. 91 x 66 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Двойной портрет Нижинского». 1985. Литография.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
М.М. Шемякин (род.1943). Голубой Нижинский. 1987 г. Литография.
Самарский областной художественный музей.
М.М. Шемякин (род.1943). Вацлав Нижинский. 1986 г. Бумага, пастель.
56 x 38 см. Аукцион ArtBrokerage.com, Лас Вегас.
М.М. Шемякин (род.1943). Вацлав Нижинский. 1986 г.
Черная бумага, пастель. 230 x 155 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Посвящается Павлу Филонову. 1987 г.
Черная бумага, пастель. 111,8 x 76,2 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Галантная сцена. 1988 г.
Черная бумага, пастель. 118,8 x 76,2 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Политики. 1986 г. Бумага, пастель. 110 х 75 см.
Частное собрание.
М.М. Шемякин (род.1943). Призраки. 1987 г. Черная бумага, пастель. 118,8 x 76,2 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Фантом I. Из серии «Жизнь Рембрандта». 1987 г.
Тонированная бумага, пастель. 56 х 38 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Фантом II. Из серии Жизнь Рембрандта. 1987 г.
Тонированная бумага, пастель. 56 х 38 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Моцарт и Сальери. 1988 г. Бумага черная, пастель.
50,8 х 101,6 см. Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
Президент Дмитрий Медведев награждает Орденом Дружбы Михаила Шемякина.
Москва, Кремль, 4 ноября 2009 г.
Корр: Интересно узнать Ваше отношение к коллекционированию. Вы сами не коллекционируете что-нибудь? Произведения искусства, значки, марки?
«Я собираю только то, что мне интересно и является действительно моим миром. Это какие-то старые горшки побитые, какие-то ткани, которые я покупаю на блошиных рынках и использую в своих постановках и для студентов. Вот подобного плана. А в основном, я занимаюсь исследованием. Поэтому я деньги, которые зарабатываю, трачу на исследования. А этим я занимаюсь свыше пятидесяти лет. Все деньги уходят на книги, репродукции, гравюры для моего института, или как я называю, моей Лаборатории метафизического анализа. Благодаря этой уникальной уже библиотеке на сегодняшний день готово уже четыре тома где-то по пятьсот страниц каждый. Это анализ метафизический: «Лестница в искусстве» в двух томах, «Буква, слово, текст в искусстве», «Пеленание, бинтование и укутывание в искусстве». У меня семьсот тем!» (Михаил Шемякин)
М.М. Шемякин (род.1943). Петр 1 (Петровщина). 1987 г. Холст, масло. 101,6 х 101,6 см.
The Saleroom.com, Sarasota Estate Auction, Флорида, 2021 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Иллюстрация к пьесе «Балаганчик» А. Блока (1). 1987 г.
Цветная литография. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Иллюстрация к пьесе «Балаганчик» А. Блока (2). 1987 г.
Цветная литография. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Маскарад (1). 1987 г. Бумага на холсте, пастель.
112 х 76 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 7.000-10.000 фунтов.
М.М. Шемякин (род.1943). Маскарад (2). 1987 г. Бумага на холсте, пастель.
112 х 76 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 7.000 – 10.000 фунтов.
М.М. Шемякин (род.1943). Художник и заказчик. 1988 г. Холст, масло. 106,6 х 106,6 см.
Частное собрание.
М.М. Шемякин (род.1943). Вино и сыр из серии. 1989 г. Бумага, темпера, тушь.
60 х 46 см. Галерея АРТ-СОЮЗ, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Смех из серии. 1991 г. Бумага, темпера, тушь.
60 х 46 см. Галерея АРТ-СОЮЗ, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Падение Икара. 1988 г. Литография. 132 х 95,3 см.
Аукционный дом Bonhams, Сан-Франциско, 2007 г. Лот продан за $1.080 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Нью-Йорк – Москва. Памятный набор Московского музея. Диптих. 1989 г.
Литография. 85 х 59 см. (каждая). Gallery «Antonija», Рига, Латвия.
М.М. Шемякин (род.1943). Без названия. 1989 г. Бумага черная, пастель.
М.М. Шемякин (род.1943). Без названия. 1989 г. Бумага, пастель.
154,9 x 104,1 см. Частное собрание.
М.М. Шемякин (род.1943). Голова раненого солдата. 1989 г. Холст, масло.
260 х 130 см. Виртуальный музей русского искусства Юрия Трайсмана.
Встреча президента Владимира Путина с Михаилом Шемякиным. 3 июля 2019 года. kremlin.ru
«Я встречался год, или полтора назад в Кремле с Путиным, мы говорили о моём институте, наследии. Конечно, всё было горячо поддержано. А потом опущено до чиновников, ну а что такое российский чиновник, я думаю, Вы прекрасно понимаете. Поэтому пока всё застопорено. И я, конечно, учитывая, что мы все не вечные, хотел бы, чтобы всё, что я собрал, чтобы институт продолжал бы действовать и после моего ухода, чтобы это не ушло в Соединённые штаты, или не досталось французам. Но, к сожалению, это всё пока висит в воздухе. Люди сейчас заняты другими делами» (Михаил Шемякин).
В 2014 году Шемякин поддержал присоединение Крыма к Российской Федерации. Одновременно с этим, Шемякин высказал обеспокоенность относительно антизападных настроений в российском обществе.
М.М. Шемякин (род.1943). На тему балета И. Стравинского «Весна священная». 1989 г.
Литография. 53,5 х 75,4 см.
Лишь тридцать лет спустя после первой постановки оперы Д.Д. Шостаковича «Нос» Шемякин вернулся в мир театра, когда Валерий Гергиев предложил ему поставить «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра. Шемякин создал принципиально новую концепцию этого балета, иногда, к сожалению, трактуемого на манер рождественской сказочки. Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». В «Весне священной» нет ярко выраженной сюжетной линии. Недаром балет имеет подзаголовок «Картины жизни языческой Руси», данный ему автором.
М.М. Шемякин (род.1943). Балет И. Стравинского «Весна священная». Лист №1. 1989 г.
Литография. 45 х 63 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
М.М. Шемякин (род.1943). Балет И. Стравинского «Весна священная». Лист №2.
1989 г. Литография. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
М.М. Шемякин (род.1943). Балет И. Стравинского «Весна священная». Лист №3.
1989 г. Литография. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
М.М. Шемякин (род.1943). Петрушка. На тему балета И. Стравинского «Жар-птица».
1989 г. Литография.
М.М. Шемякин (род.1943). Петрушка. Иллюстрация к балету Игоря Стравинского
«Жар-птица». 1984 г. Оригинальная цветная литография. 76 х 54 см.
Коллекция «русского шанхайца» Михаила Дроздова.
М.М. Шемякин (род.1943). На тему балета И. Стравинского «Жар-птица». 1989 г.
Литография. 75 х 53 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). На тему балета И. Стравинского «Жар-птица».
1989 г. Литография.
М.М. Шемякин (род.1943). Метафизическая голова. 1989 г. Б. Галерея «Дом Нащокина», Москва.
Кепка, очки, китель, галифе, высокие черные сапоги - образ, ставший уже хрестоматийным, классическим.
Это Михаил Шемякин. Москва, 2018 г,
Корр: Ещё короткий вопрос. У вас на лацкане крест. Фалеристам интересно, что это за знак?
М.Ш.: «Это – казачий крест. В память о моём деде, которого расстреляли в 1917 году. У меня была очень интересная семья, по русской линии, по материнской. Было три брата. Один – морской офицер, окончивший гардемаринское училище, дворянин, вступил в партию большевиков в 1916 году. А два его брата остались белыми офицерами, служили в казачьих частях. Они не приняли большевиков и оба были расстреляны. В память об одном из них я ношу этот значок».
М.М. Шемякин (род.1943). Мужики (Похмелье). 1986 г. Литография. 30,5 х 38,1 см.
Аукцион www.eBay.com, 2024 г. Эстимейт $3.800 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Прогулка» (1). 1989 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Прогулка» (2). 1990 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Сплетники. 1990 г. Холст, масло. 132,5 х 132,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Прогулка» (3). 1991 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Прогулка» (4). 1991 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Прогулка» (5). 1991 г. Бумага, смешанная техника.
М.М. Шемякин (род.1943). Портреты Вацлава Нижинского. Парные картины (1). 1990 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Портреты Вацлава Нижинского. Парные картины (2). 1990 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Петрушка. 1991 г. Холст, масло. 114,3 х 89 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $8.000 - 12.000 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Венецианский карнавал. 1990 г. Холст, масло. 114,3 х 88,9 cм.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2014 г. Эстимейт $15.000 - 20.000 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Клоун с сыном на руках. 1990 г. Бумага, пастель.
Краснодарский художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
М.М. Шемякин (род.1943). Сон Вацлава Нижинского. 1990 г.
Михаил Шемякин и американский экс-президент Джеральд Форд с женой. 1990-е гг.
Серия «Трансформация Пикассо» относится к американскому периоду творчества Михаила Шемякина. В 1980-е годы художник переехал из Парижа в шумный Нью-Йорк и именно в Нью-Йорке он начал работать над своими знаменитыми «трансформациями». Работа над «Трансформацией Пикассо» продолжалась сравнительно короткое время: с 1983 по 1990 год.
Вступая в диалог с великим полистилистом Пикассо, Михаил Шемякин создал серию работ, где предметом интереса выступает портрет, в основном, женский образ. В серии «Трансформации Пикассо» художник работает с насыщенным цветом, ему мастерски удается сочетать контрастные цвета. Строгость линии, ритм, динамика, напряженность цвета характеризуют всю серию. Всего за семь лет Михаил Шемякин создал около 60 реплик на картины Пабло Пикассо. Эти графические работы в 2014 году были выполнены в технике жикле и выпущены в большом формате.
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. Комплект-сюита из 5 литографий.
Франция, Carpentier, 1991 г. Размер папки 67 х 97 см. Размер листа 65 х 95 см. Тираж 300 экз.
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. Комплект-сюита из 5 литографий.
Франция, Carpentier. 1991 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. 1991 г. Литография (1)
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. 1991 г. Литография (2)
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. 1991 г. Литография (3)
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. 1991 г. Литография (4)
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформация Пикассо. 1991 г. Литография (5)
М.М. Шемякин (род.1943). Сидящий мужчина. Из серии «Жизнь Рембрандта» (1).
1992 г. Бумага, пастель.
Огромное воздействие на творчество Михаила Шемякина оказал голландский мастер Рембрандт ван Рейн. Его прекрасная живопись в картине «Убитый бык» во многом спровоцировала Михаила Шемякина на создание живописи и рельефов с изображением бычьих туш. Но более Рембрандт известен своими автопортретами. Их было создано около сотни. Этим биографическим автопортретам посвящена серия работ Михаила Шемякина «Жизнь Рембрандта». Серия выставлялась в 1992 году в галерее Carpentier в Париже.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Жизнь Рембрандта» (2). 1992 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Из серии «Жизнь Рембрандта» (3). 1992 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Петрушка. Портрет Вацлава Нижинского в роли Петрушки
к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1993 г. Холст, смешанная техника.
Михаил Шемякин и Стас Намин на премьере спектакля «Нью-Йорк. 80-е. Мы». Нью-Йорк, 2015 г.
Корр.: Уже немножко говорили об этом, но всё же. Выставки. Вы наблюдаете за современным искусством? Россия, Франция. США, мир. Вас заинтересовало что-то, заставило заглянуть? Имена художников.
М.Ш.: «Знаете, о Франции не будем говорить. Мы живём на очень красивом «кладбище», или в антикварном магазине. Здесь всё очень красиво. Но говорить о культурной жизни Франции… Я не знаю, что там в кино происходит, возможно, в театре, но говорить об изобразительном искусстве просто не приходится. Нет ничего! И быть не может, потому что эта нация, величайшая в своё время, на сегодняшний день находится в полном упадке. Говорить об Америке мне сложно, я там давно уже не был. Но Америка – это, конечно, центр эксперимента. Почему я там прожил тридцать лет и забросил Францию, в которой на тот момент прожил десять лет. А Франция тогда была другой, гораздо более живой и импульсивной. И то, по сравнению с Америкой она мне показалась пресной и не динамичной. Поэтому Америка – та страна, которую я очень люблю. Считаю, что нет страны для России более близкой» (Михаил Шемякин).
М.М. Шемякин (род.1943). Плакат к спектаклю по пьесе Михаила Шемякина
«Нью-Йорк. 80-е. Мы». Продюсер Стас Намин. 2015 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Игуана. 1997 г. Холст, сериография. 91,5 х 91,5 см. ZIMIT Gallery, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Танец с фруктами. 1997 г. Холст, сериография. 91,5 х 91,5 см.
ZIMIT Gallery, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Тень с зеркалом. 1997 г. Холст, сериография 91,2 × 91,2 см.
AI Аукцион, Москва, 2022 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Поцелуй. 1993 г. Бумага, сериография. 107 х 109 см. ZIMIT Gallery, Москва.
М.М. Шемякин (род.1943). Метафизический Урка (так звали собаку Шемякина). 1994 г.
Холст, масло. 114 х 89 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2021 г. Эстимейт $10.000-15.000 дол.
М.М. Шемякин (род.1943). Метафизическая голова. 1999 г. Черная бумага, пастель.
М.М. Шемякин (род.1943). Макет к спектаклю «Копеллия» для Литовского национального театра
оперы и балета в Вильнюсе. 2010 г. Собрание Фонда Михаила Шемякина.
М.М. Шемякин (род.1943). Жикле «Метафизический синтетизм» (3). 2013 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Жикле «Метафизический синтетизм» (4). 2013 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Жикле «Метафизический синтетизм» (16). 2013 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Головы философов. 2014 г. Бумага, жикле. 55,5 х 71,5 см. Цена 140.000 руб.
Михаил Шемякин со второй супругой Сарой де Кей, 2021 г. Фото Лариса Кудрявцева.
Сара де Кей, вторая жена Шемякина – филолог, была в Петербурге, и там тоже совершенствовала свой русский. Лет 20 назад она работала переводчицей на документальном фильме о Высоцком - его снимали американцы. Ей сказали: «В Нью-Йорке живёт его друг, свяжись с ним». Она восприняла это пожелание буквально и в 1985 г. осталась со мной…Но прошло еще полтора года, пока мы начали общую жизнь. С тех пор, вот уже двадцать лет, мы вместе. Я женщин всегда выбирал, исходя из их выносливости. И первая жена у меня была такая, и вторая подруга, до Сары. Рядом со мной всегда идут настоящие солдаты, потому что жизнь у меня сложная, режим нечеловеческий. Порой мы с Сарой не спим по двое суток - она держится на кофе, я - на чае».
Михаил Шемякин с Александром Розенбаумом. Фотография Валерия Плотникова.
«Я уж не говорю о том, сколько русских внесли всего в американскую культуру и как это всё связалось. Потому что Америка позволила мне перейти к большому формату, найти новые технологии и прочее. Но когда Путин предложил мне помощь и сказал, что я должен быть ближе к России, чтобы начать плотное сотрудничество, я переехал сюда. Но не из-за Франции, она – просто площадка. Англия – это интересная лаборатория изобразительного искусства. Я говорю только про изобразительное. Конечно, большая надежда и большая потенция, совершенно немыслимые – это Россия! Это удивительная страна, живая, с удивительной молодёжью. Если бы была действительно серьёзная поддержка и те, кто имеет власть и деньги, соображали бы своим «котелком», что нужно делать и насколько важно искусство! Дмитрий Сергеевич Лихачёв когда-то сказал, что нация, у которой нет искусства и культуры – существование такой нации бессмысленно. А Россия обладает сегодня таким потенциалом для того, чтобы создать что-то новое – взрыв, синтез. Если бы была большая поддержка, — я надеюсь, что она будет, - то тогда Россия может стать в области искусства одной из ведущих стран. Поэтому я и работаю столько лет для России. Поэтому я столько лет ей служу» (Михаил Шемякин).
М.М. Шемякин (род.1943). Карнавалы Санкт-Петербурга. 2015 г. Жикле. 42 × 45 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Карнавалы Санкт-Петербурга. 2015 г. Жикле. 42 × 45 см.
М.М. Шемякин (род.1943). Макет декорации для мультфильма «Гофманиада» (1). 2018 г.
Собственность автора.
С 2001 по 2018 год на киностудии «Союзмультфильм» шла работа по созданию полнометражного кукольного мультфильма «Гофманиада», по эскизам художника Михаила Шемякина.
М.М. Шемякин (род.1943). Макет декорации для мультфильма «Гофманиада» (2). 2018 г.
Собственность автора.
М.М. Шемякин (род.1943). Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. Выставка 2020 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформации Пикассо. №26. 2020 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Трансформации Пикассо. 2020 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Инфанта. Трансформации Пикассо. №19. 2020 г.
Михаил Шемякин. «Моя жизнь до изгнания». Москва, Издательство АСТ;
Редакция Елены Шубиной, 2023 г. - 720 с. Иллюстрации автора. Тираж 5000 экз.
Буквально на днях в Москве в издательстве «АСТ» опубликована первая часть мемуаров Михаила Шемякина «Моя жизнь до изгнания» с его воспоминаниями от рождения до эмиграции в 1971 г. Как утверждает автор – это единственная в мире книга, написанная и проиллюстрированная самим автором. Но справедливости ради надо сказать, что в книге нет ни одной фотографии, нет ни одной репродукции станковых картин и известных литографий Шемякина, а только рисунки автора, специально нарисованные к этому изданию. Вот пара таких рисунков из книги.
М.М. Шемякин (род.1943). Рисунок 1 из книги «Моя жизнь до изгнания». 2023 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Рисунок 2 из книги «Моя жизнь до изгнания». 2023 г.
Михаил Шемякин и искусствовед Мария Максимова на выставке
«Метафизическая мастерская» в Московском музее современного искусства, 2018 г.