Владимир Высоцкий и Михаил Шемякин в мастерской художника. Париж, июль-август 1978 г.
Фотограф Патрик Бернар.
Сорок две иллюстрации к произведениям Владимира Высоцкого — это единый цикл, начатый Михаилом Шемякиным в середине 1980-х годов (тогда были сделаны первые восемь рисунков) и завершённый в 2004-2011 годах. Число сорок два выбрано неслучайно — ровно столько лет прожил Высоцкий.
В иллюстрациях к Ф.М. Достоевскому Михаил Шемякин создает гиперболизированный Петербург Достоевского, в котором обитают герои романа. Произведение, написанное в реализме, находит отклик в модерновом подходе современной графики. Художник не открывает нам всю душу Раскольникова, показывает его только в профиль, проливает свет на преступление героя. Мы погружаемся в мрачный мир Достоевского, но мир Шемякина такой же. Глядя на картины, невозможно не испытать чувство тревоги или страха, опустошения или отчаяния. Однако и такой опыт проживания сюжета романа «Преступления и наказания» крайне важен, так как мы уже больше никогда не увидим Петербург XIX века, в котором жил и работал Достоевский.
ИЛЛЮСТРАЦИИ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Михаил Шемякин во время открытия «Московского дома Достоевского» Государственного музея
истории российской литературы имени Даля, 2021 г. Фотограф Кирилл Зыков.
Иллюстрации к роману Достоевского «Преступление и наказание» Михаил Михайлович Шемякин создавал в 1964-1969 годы. Он рассказал историю о том, что однажды его неожиданно попросили выложить работы к роману, в связи с чем ему пришлось полгода работать над окончанием иллюстраций к «Преступлению и наказанию».
М. М. Шемякин сделал иллюстрации в своем собственном стиле и ключе. Художник пытается разглядеть в романе то, что не видно простым взглядом.
В серии иллюстраций отчетливо проступает автобиографический характер рисунков.
Сосредоточившись на снах и видениях героев Достоевского, он пытается в визуальных образах раскрыть глубинный смысл ключевых эпизодов в романе, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией.
М.М. Шемякин (род.1943). Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1966 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1964 г. Бумага, карандаш.
М.М. Шемякин (род.1943). Сонечка и Раскольников. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1964 г. Офорт.
М.М. Шемякин (род.1943). Первый сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1966 г. Бумага, карандаш.
Зрителю предоставляется известная степень свободы в определении порядка графических сцен-листов. В первом томе монографического альбома Michail Chemiakin они расположены произвольно: вне связи с развитием сюжета в самом романе, что давало созерцателю возможность самому выстроить зрительный ряд. Такой же свободный подход характерен для размещения иллюстраций в альбоме «Шемякин&Петербург». В нём совершенно иная расстановка акцентов. В первом варианте выделен образ Свидригайлова, во втором — Сонечки Мармеладовой, тогда как «свидригайловская» тема представлена только двумя эскизами. В то же время следует попытаться найти определённую композиционную структуру, лежащую в основе всей серии рисунков.
М.М. Шемякин (род.1943). Биржа. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
1965 г. Раскрашенный офорт.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1967 г. Офорт.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников и Мармеладов. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1964 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В рисунках М. Шемякина нет реалистической эстетики, в них преобладают знаково-символические формы, которые неожиданно становятся актуальными и пророческими, как, например, изображенный художником последний сон Раскольникова о трихинах. В одном из своих интервью он рассказывает об идее, которая была заложена в его иллюстрациях: «Я сделал иллюстрации снов и видений. То есть это громадная линия у Достоевского, целая сложнейшая композиция такая винтовая лестница снов. И вот последний сон Раскольникова, который он увидел в Сибири, уже на каторге – сон о том, что из Азии, из глубины Азии придёт страшный микроб для того, чтобы погубить Европу и Россию. И от этого микроба люди будут погибать и сходить с ума, и бросаться друг на друга, и будут безумные войны, потому что каждый будет считать, что он прав, в общем чудовищный пророческий сон. Это я вам рассказываю какую идею я заложил в иллюстрации».
М.М. Шемякин (род.1943). Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1964 г. Бумага, карандаш.
М.М. Шемякин (род.1943). 1-2. Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1964 г. Бумага, карандаш.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1964 г. Бумага, тушь, акварель.
В своих иллюстрациях к «Преступлению и наказанию» Шемякин зарисовывает сюжеты в трёхмерной действительности, но очищенной от второстепенных деталей и доведённой до уровня символических форм. Такая установка логически приводит к театрализованной интерпретации романа, освобождая его от тесной связанности с историческим контекстом. Устранён и натуралистический подход к изображению героев «Преступления и наказания». В отличие от большинства иллюстраторов романа, в той или иной степени мысливших в категориях реалистической эстетики, Шемякин трактует лица Раскольникова и Свидригайлова как маски. Сам Достоевский подчёркивал призрачную странность облика Свидригайлова, а в романе «Бесы» прямо указывал, что лицо Ставрогина «напоминает маску».
М.М. Шемякин (род.1943). Введенский канал. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1966 г. Раскрашенный офорт.
М.М. Шемякин (род.1943). Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1964 г. Бумага, карандаш.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников и Сонечка. Иллюстрация
к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1964 г.
Бумага, карандаш.
М.М. Шемякин (род.1943). Сонечка и Свидригайлов. Иллюстрация к роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1965 г.
Михаил Шемякин, следуя петербургской мифологии, возрождает античное понимание маски, модифицируя его. Благодаря маскам в трагедии легче воспринять магическое присутствие духовных существ (богов и демонов), стоящих за сценическим действием. Художник отказывается от распространённого подхода к Достоевскому как психологу и видит в нём мастера, изображавшего трагические события петербургской жизни. Иллюстрации могут рассматриваться как эквивалент театрального действия, и можно попытаться уловить его смысл, ту идею, которая сообщает рисункам род внутренней и стилистической целостности.
М.М. Шемякин (род.1943). Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 1965 г. Офорт.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников и старуха-процентщица. Эскиз иллюстрации
к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1965 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1967 г. Бумага, графитный карандаш, коллаж.
М.М. Шемякин (род.1943). Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова.
Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1964 г.
Бумага, карандаш.
М. М. Шемякин (род1943). Покаяние Раскольникова (Исповедь на площади). Иллюстрация к роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1965 г. Бумага, карандаш.
«Он стал на колени среди площади, поклонился до земли
и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием.
Он встал и поклонился в другой раз.
– Ишь нахлестался! – заметил подле него один парень.
Раздался смех...»
М.М. Шемякин (род.1943). Эскиз к балету по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
1985 г. Бумага, смешанная техника.
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Роман в шести частях с эпилогом. Иллюстрации и послесловие
Михаила Шемякина. Москва, Издательство АСТ, 2022 г. – 352 с., ил.
Настоящее новое издание романа Ф.М. Достоевского проиллюстрировано работами, созданными Мастером в 1960-годы, еще до его вынужденной эмиграции, а также дополнены новыми рисунками 2020 и 2021 годов, которые помогают лучше проникнуть в метафизический смысл романа и имеют автобиографический характер, свидетельствуя о внутренних опытах самопознания художника.
М.М. Шемякин (род.1943). Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 2022 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». 2022 г.
ИЛЛЮСТРАЦИИ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА К ПЕСНЯМ И СТИХОТВОРЕНИЯМ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий познакомились в Париже благодаря Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.
Необходимо также отметить, что песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен.
Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина (7CD). 1-е издание. Записано на студии
«Фонд "Аполлон"», 1996 г., PolyGram Records, 1996 г.
Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 виниловых пластинок.
Михаил Шемякин. Иллюстрации к песням и стихам Владимира Высоцкого.
1-е изданий. 1991 г. Литографии.
М.М. Шемякин (род.1943). Серебряные струны. 1991 г. Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1963 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Серебряные струны. 1985-2005 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). «В одной державе, с населеньем…». 1991 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «В одной державе, с населеньем…». 1986-2007 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). История болезни. 1991 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1976 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Смотрины. 1980-2007 гг. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1973 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «Когда я об стены разбил лицо и члены» (Разговор с палачом).
1991 г. Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «Когда я об стены разбил лицо и члены» (Разговор с палачом).
1987-2005 г. Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «Когда я об стены разбил лицо и члены»
(Разговор с палачом). 1987-2005 г.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий в мастерской художника. Париж, июль-август 1978 г.
Фотограф Патрик Бернар.
ДРУЖБА С ВЫСОЦКИМ
Они познакомились в Париже в 1974 году и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин - рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти - создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.
М.М. Шемякин (род.1943). Гербарий. 1991 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1976 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Гербарий. 1987-2005 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). Побег на рывок («Был побег на рывок…»). 1983-2003 гг.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Мои похорона. 1991 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1971 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Мои похорона, или Страшный сон очень смелого человека.
1988-2005 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). Песня Солодова из кинофильма «Единственная дорога».
2003 г. Эскиз иллюстрации к песне, написанной В. Высоцким в 1973 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Песня Солодова из кинофильма «Единственная дорога».
2007-2008 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). Пожары. 2004 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Пожары. 2004 г.
Певец Владимир Поляков, Михаил Шемякин и Михаил Барышников с гитарой.
Париж - знаковое место для художника и поэта: Михаил Шемякин - культовый питерский художник, и Владимир Высоцкий — легендарный московский бард. Здесь все началось, и здесь же случилась их последняя встреча. Они познакомились в Париже благодаря Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Париж объединил их, стал точкой притяжения для обоих. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались - и снова увиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.
Михаил Шемякин и Марина Влади. Фотография 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Две просьбы. 2005 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1980 году в Париже.
М.М. Шемякин (род.1943). Две просьбы. 2005 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Две судьбы. 2005 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1975 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Набат. 2006 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1973 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Набат. 2006 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Набат. 2005 г. Вариант иллюстрации к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). «В плен – приказ: не сдаваться, - они не сдаются…».
2005 г. Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1965 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «В плен – приказ: не сдаваться, - они не сдаются…».
2004 г. Эскиз иллюстрация к песне.
Владимир Высоцкий и Михаил Шемякин в мастерской художника. Париж, июль-август 1978 г.
Фотограф Патрик Бернар.
Позже Михаил Шемякин говорил о встрече с Владимиром Высоцким в Париже так: «Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда. Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже. Иногда Володя приезжал ко мне прямо из аэропорта, чтобы показать новые песни. Нас объединяло страстное желание обрести красоту и справедливость существования, возбудить это чувство в людях. Обоих била судьба, и потому особенно хотелось прорваться и найти все-таки свет истины».
М.М. Шемякин (род.1943). Попытка самоубийства. 2005 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1978 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «Реже, меньше ноют раны…». 2005 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1969 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Песня-сказка про джинна. 2005 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1967 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Французские бесы (Песня посвящается Михаилу Шемякину).
2005 г. Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1978 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Белый вальс. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1978 г. Музей истории искусства СПб. XX-XXI вв.
М.М. Шемякин (род.1943). Белый вальс. 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). История болезни. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1976 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Кони привередливые. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1972 г.
Владимир Высоцкий и Михаил Шемякин в мастерской художника. Париж, июль-август 1978 г.
Фотограф Патрик Бернар.
С первых дней их дружбы Шемякин начал буквальное «просвещение» друга, став для Высоцкого проводником в мир европейской культуры. Именно он познакомил его с неизвестными в Советском Союзе произведениями мастеров живописи, скульптуры и графики, и Высоцкий «влюбился в неистовый мир живописных полотен Сутина, восторгался гармонией форм в скульптурах Генри Мура и Джакометти». Таким образом, двух неординарных людей сблизило общее понимание искусства.
Владимир Высоцкий очень ценил эту дружбу, он посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семеновича. В декабре 1979 года Высоцкий написал Шемякину: «Конец «Охоты на волков» - это посвящено Михаилу Шемякину. И я придумал эту песню из-за него. «Купола» - этим я тоже обязан ему. Это для него. И самая серьезная моя песня «Я был слаб и уязвим»! Миша! Это ты мне дал эту идею. Люблю тебя. Потому что люблю настоящих друзей. Мишенька! Я хотел бы жить здесь из-за того, что ты - здесь!».
Владимир Высоцкий в мастерской Михаила Шемякина. Париж, июль-август 1978 г.
Фотограф Патрик Бернар.
М.М. Шемякин (род.1943). Енгибарову - клоуну от зрителей. 2007 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1972 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Енгибарову - клоуну от зрителей. 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Маски. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1971 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Маски. 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Мой черный человек (в костюме сером!..). 2007 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1979 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Никакой ошибки. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1976 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Никакой ошибки. 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Никакой ошибки. 2005 г. Эскиз иллюстрация к песне.
Михаил Шемякин, Владимир Высоцкий и фотограф Патрик Бертран в парижской мастерской Шемякина
у картины «Метафизическая голова». Париж, 1976 г.
Будучи в мастерской художника в Париже, Высоцкий увидел работы Шемякина из цикла «Чрево Парижа», и их сюжеты с парижскими мясниками настолько вдохновили поэта, что он звонил Михаилу Шемякину, который находился в то время в Нью-Йорке, каждые полчаса, чтобы прочитать очередную удавшуюся строфу из создаваемого им стиха «Тушеноши». При этом тема «туши» была знакома Высоцкому и по работам Шемякина, и по трагическим картинам Сутина. Их трагедийность он отметил в «Тушеношах»: «Суть Сутина — «Спасите наши туши!»».
Владимир Высоцкий в парижской мастерской Михаила Шемякина у картины «Метафизическая голова».
Париж, 1976 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «И кто вы суть? Безликие кликуши?..» (Тушеноши).
2007-2008 гг. Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1979 г.
М.М. Шемякин (род.1943). «И кто вы суть? Безликие кликуши?..» (Тушеноши).
2007-2008 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). «И кто вы суть? Безликие кликуши?..» (Тушеноши).
2005 г. Эскиз иллюстрации к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). Осторожно, гризли! 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1978 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Осторожно, гризли! 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Осторожно, гризли! 2007 г. Эскиз иллюстрации к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). Осторожно, гризли! 2007 г. Автограф Высоцкого.
М.М. Шемякин (род.1943). Погоня. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1974 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Спасите наши души. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1967 г.
Владимир Высоцкий, Михаил Шемякин. Две судьбы. Издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург, 2011 г. – 272 стр. Здесь впервые публикуется цикл Михаила Шемякина из 42 иллюстраций к произведениям Владимира Высоцкого.
Время показало, что для них дружба не закончилась смертью Высоцкого - никто из бывших друзей не сделал так много доброго для памяти Высоцкого, как Шемякин. Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого. При участии Михаила Шемякина вышла пластинка Владимира Высоцкого ROBIN GOOD - «РОБИН ГУД». В 2008 году в Самаре установлен его памятник Высоцкому. Шемякиным написана книга «Две Судьбы» об их дружбе и издана в 2011 году. А первое издание песен и стихов Владимира Высоцкого вышло в Нью-Йорке в издательстве «Литературное зарубежье» в 1981 году через год после его смерти.
Владимир Высоцкий. Песни и стихи. Главный редактор Борис Берест. Составитель Аркадий Львов. Консультант Рувим Рублев. 1-е издание. В 2-х тт. Том 1 (на русском яз.). Издательство «Литературное зарубежье», Нью-Йорк, 1981 г. – 384 с., ил. Обложка. Ксерокопия. Экземпляр из моей личной библиотеки.
Владимир Высоцкий. Песни и стихи. Главный редактор Борис Берест. Составитель Аркадий Львов. Консультант Рувим Рублев. 1-е издание. В 2-х тт. Том 1 (на русском яз.). Издательство «Литературное зарубежье», Нью-Йорк, 1981 г. – 384 с., ил. Титульный лист и выходные данные. Ксерокопия. Экземпляр из моей личной библиотеки. Кстати, в выходных данных книги нет ни слова об участии Михаила Шемякина в этом издании.
М.М. Шемякин (род.1943). Охота на волков. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1968 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Ответ на песню «Охота на волков»
(Прошла пора вступлений и прелюдий). 2007 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1971 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Конец охоты на волков (или Охота с вертолётов).
Песня посвящается Михаилу Шемякину. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1977-1978 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). Песня из спектакля «10 дней, которые потрясли мир»
по книге Джона Рида («В куски разлетелася корона…»). 2007 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1965 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Песня из спектакля «10 дней, которые потрясли мир»
по книге Джона Рида («В куски разлетелася корона…»). 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Райские яблоки. 2007 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1977 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Райские яблоки. 2007 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Райские яблоки. 2005 г. Эскиз иллюстрация к песне.
Владимир Высоцкий. Песни беспокойства. Послесл. А.Е. Крылова. Коммент. А. Крылова
и А.В. Кулагина. Издательство «Вита-Нова», Санкт-Петербург, 2012 г. - 584 с., ил.
Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта в 1980 году, которую Шемякин пережил тяжело. Их последняя встреча состоялась в Париже за три недели до смерти Высоцкого - тогда художник и поэт виделись в последний раз. Владимира Семенович написал прощальное стихотворение и спрятал его между рисунками Шемякина, который обнаружил стихи только после смерти друга. Поэт даже описал, отчего умрет. Впрочем, Шемякин отмечает, что к гибели барда привели не только мистические, но и прозаические причины.
М.М. Шемякин (род.1943). Моя цыганская. 2007-2008 гг. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1968 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Моя цыганская. 2007-2008 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). Смерть истребителя. 2007-2008 гг. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1968 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Смерть истребителя. 2007-2008 гг.
М.М. Шемякин (род.1943). Смерть истребителя. 2005 г. Эскиз иллюстрации к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). Смерть истребителя. 2005 г. Вариант иллюстрации к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). Смерть истребителя. 2007 г. Эскиз иллюстрации к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). Красное, зеленое. 2009 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1961 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Красное, зеленое. 2009 г.
Каталог выставки Михаила Шемякина «Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 9 ноября – 12 декабря 2011 гг. Обложка и титульный лист.
В конце 2011 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась выставка графики Михаила Шемякина. Выставка «Иллюстрации М. Шемякина к песням В. Высоцкого» - это итог многолетней работы Михаила Шемякина, своеобразный «художественно-графический памятник Владимиру Высоцкому и его творчеству»: художником созданы 42 авторских листа - по числу лет, прожитых поэтом, а также «двойной портрет» художника и поэта. Выставка приурочена к выходу в свет книги Михаила Шемякина «Две судьбы», в которой объединены тексты песен Владимира Высоцкого, иллюстрации к ним и воспоминания художника о дружбе с поэтом. В записках Михаила Шемякина — ранее неизвестное о Высоцком, в частности о его восприятии творчества выдающихся европейских художников XX века. Иллюстрации к песням Владимира Высоцкого Шемякин распределил по темам: судьба, алкоголь, охота на волков, психбольница, цветы зла, Гражданская война, Великая Отечественная война, Россия. Так же строится и экспозиция выставки. В центре - акварели, связанные с войнами, которые художник воспринимает как наиболее драматические. Пронзительные поэтические образы Высоцкого выполнены Шемякиным в острой, граничащей с гротеском манере, взрывающей спокойствие обывателя.
М.М. Шемякин (род.1943). Баллада о брошенном корабле. 2009 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1970 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Баллада о брошенном корабле. 2009 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Купола. 2009 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1975 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Купола. 2009 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Чужой дом. 2009 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1974 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Ошибка вышла. 2011 г. Иллюстрация к песне,
написанной В. Высоцким в 1975 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Ошибка вышла. 2011 г.
М.М. Шемякин (род.1943). Ошибка вышла. 2011 г. Эскиз иллюстрация к песне.
М.М. Шемякин (род.1943). Песня о новом времени. 2009 г.
Иллюстрация к песне, написанной В. Высоцким в 1966 г.
Песня о новом времени
Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги,–
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов.
По нехоженным тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу унося седоков.
Наше время – иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню за ним мы летим, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.
И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
Про войну будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица,–
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!
1966 г.
Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина. Компакт-диски, Bomba Music, 7CD Box, 2013 г.
26 января 2018 года одновременно в галерее первых имен Altmans Gallery в Москве и в Центре художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге состоялась выставка «История Легенды. Шемякин и Высоцкий». Выставка посвящена творческому тандему двух гениев: художника и поэта, и была приурочена к 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. В состав экспозиции в Altmans Gallery вошли графические работы, скульптуры и уникальные ювелирные миниатюры Михаила Шемякина, личные вещи и фотографии Владимира Высоцкого.
ИСТОЧНИКИ
Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в 5 тт. Состав., текстологич. работа и коммент. Сергея Жильцова. Том 1. Песни и стихи 1960-1967 гг. Том 2. Песни и стихи 1968-1972 гг. Том 3. Песни и стихи 1973-1975 гг. Том 4. Песни и стихи 1976-1980 гг. Том 5. Проза. Драматургия. Дневники. Письма. Тула, Издательство «Тулица», 1993-1998 г. Тираж 35.000-200.000 экз. Экземпляр из моей личной библиотеки.