ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I01-03-2024 20:24к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джузеппе Макферсон (Ок.1726-1780). Портрет Пьетро да Кортона (1596-1669). 1772-1780 гг.
Слоновая кость, акварель. 6,5 х 5,2 см Королевская коллекция, Лондон.
Пьетро да Кортона (1596-1669) - выдающийся итальянский живописец-декоратор, рисовальщик, архитектор и теоретик искусства XVII века. Один из самых ярких мастеров эпохи барокко. Наряду с Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини он был одним из интерпретаторов римского барокко в архитектуре, создателем фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. «Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы отличаются высоким уровнем выполнения и истинным вдохновением». Пьетро учился в Риме примерно с 1612 года у второстепенных флорентийских художников Андреа Коммоди и Баччо Чиарпи и находился под влиянием античной скульптуры и работ Рафаэля.
Пьетро да Корьтона (1596-1669). Автопортрет. Фрагмент. 1637 г. Холст, масло. 77 х 55 см.
Музей Феша, Аяччо на Корсике.
Пьетро да Кортона (настоящее имя художника Пьетро Берреттини, итал. Pietro da Cortona, Pietro Berrettini) родился в городке Кортона в Тоскане 27 ноября 1596 года в семье каменщика Джованни ди Лука Берреттино (1561-1621) и Франчески Балестрари. В семье искусство каменщика и передавалось из поколения в поколение. Его отец был каменщиком и мастером-строителем, как и другие члены семьи, в том числе дядя Пьетро Франческо Берреттини (? - 1608) и его сын Филиппо Берреттини (1582-1644), но Пьетро стал учиться живописи у флорентийца Андреа Коммоди (1560-1638), который работал в Кортоне с 1609 года и с которым он отправился в Рим в 1612 году, а затем у Санти ди Тито.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Голова и плечи женщины, видимой сзади,
кормящей грудью ребенка. 1611-1669 гг. Рисунок. 27 х 19,1 см.
Британский музей, Лондон.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Галатея (копия с картины Рафаэля). 1620 г.
Холст, масло. Академия Святого Луки, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Колесница Венеры. 1622 г. Холст, темпера. 106 х 238 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Вакх и Ариадна (Копия с картины Тициана). 1623-1625 гг.
Холст, масло. 170 х 183 см. Академия Святого Луки, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Жертвоприношение Поликсены. 1620-1624 гг. Холст, масло. 273 х 419 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Клятва Семирамиды. 1623-1624 гг. Медь, масло. 51,2 х 70,7 см.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Цецилия. 1620-1625 гг. Холст, масло. 143,5 х 108,9 см.
Национальная галерея, Лондон.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Портрет неизвестного. 1620-1625 гг. Холст, масло.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Пьета. 1620-1625 гг. Холст, масло.
Церковь Святой Клары, город Кортона, Тоскана.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем, Святая Екатерина и Святой Иоанн. 1610-1620 гг.
Холст, масло. 140 х 210 см. Капитолийские музеи, Рим.
Самые ранние картины маслом Пьетро да Кортоны представляют собой копии фресок Рафаэля с изображением Галатеи на вилле Фарнезина и «Мадонн» Тициана. Самыми важными из его ранних работ были три большие фрески (1624-1626) в Церкви Санта-Бибиана в Риме.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Руффина пытается убедить Бибиану поклоняться идолам. Фреска.
1624-1626 гг. Церковь Санта-Бибиана, Рим.
Святая Бибиана - римская девственница-мученица. Согласно легенде, Бибиана была дочерью бывшего префекта Флавиана, который был изгнан Юлианом Отступником. Его жена Дафроса и две дочери, Деметрия и Бибиана, также подвергались преследованиям со стороны Юлиана. Дафроса и Деметрия умерли естественной смертью и были похоронены Бибианой в их собственном доме, но Бибиана подверглась пыткам и умерла в результате своих страданий.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Бибиана предстает перед Апронианом и смертью Святой Деметрии.
Фреска. 1624-1626 гг. Церковь Санта-Бибиана, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Бичевание Святой Бибианы. Фреска. 1624-1626 гг.
Церковь Санта-Бибиана, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Благословляющий Бог-Отец и ангелы. Фреска. 1624-1626 гг.
Церковь Санта-Бибиана, Рим.
Примерно в 1612 году в возрасте около 16 лет, Пьетро Берреттини из Кортоны прибыл в Рим в годы понтификата Павла V Боргезе (1605-1621), в десятилетие, когда курия особенно благосклонно относилась к тосканским художникам. Когда в 1614 году Коммоди покинул Вечный город и вернулся во Флоренцию, он доверил своего ученика живописцу Баччо Чарпи да Барга, у которого юноша завершил свое обучение. По настоянию своих учителей Кортона изучал в Риме произведения античности - монументы, рельефы и статуи, а также картины художников предыдущего столетия: от Микеланджело и Рафаэля до Полидоро да Караваджо.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Соломон и царица Савская. Фреска из цикла рассказов Соломона. До 1625 г.
Палаццо Маттеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Соломон и царица Савская. Фрагмент фрески. До 1625 г.
Палаццо Маттеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Соломон поклоняется идолу. Фреска. До 1625 г. Палаццо Маттеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Смерть Иоава. Фреска. До 1625 г. Палаццо Маттео, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Соломон благодарит Бога за дар мудрости. Фреска. До 1625 г.
Палаццо Маттео, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Соломон помазанник Царя. Фреска. До 1625 г. Палаццо Маттеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Свадьба Соломона с дочерью фараона. Фреска. До 1625 г.
Палаццо Маттео, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Вакха. 1625 г. Холст, масло. 144 х 205 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Христос и грешница. 1625 г. Холст, масло. 148 х 224 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Грешница (Прелюбодейка). 1630 г.
Холст, масло. 131 х 97 см. Замок Шлейсхайм близ Мюнхена.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Алюминиевые рудники в Толфе. 1625-1630 гг. Холст, масло. 61 х 75 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Пейзаж с озером и городом, окруженным стеной. 1620-1640 гг.
Холст, масло. 62,3 х 77,7 см. Фонд музеев Бирмингема, Англия.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Призвание Святых Петра и Андрея. 1626-1630 гг. Холст, масло.
28,7 х 57,4 см. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Портрет Папы Урбана VIII. 1625-1626 гг.
Холст, масло. 199 х 128 см. Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона работал в Риме для семьи Маттеи, затем, при понтификате Урбана VIII, по заказам папской семьи Барберини, благодаря чему укрепил своё положение в качестве одного из самых важных художников своего времени; во Флоренции выполнял заказы Медичи, затем — римской семьи Памфили при Иннокентии X Киджи, работал при папе Александре VII и, наконец, для семьи Роспильози при Клименте XI Альбани. В 1620-х годах Кортона спроектировал виллу дель Пиньето недалеко от Рима и, возможно, еще одну виллу в Кастель-Фузано, обе для своих покровителей, семьи Саккетти.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и ангелами. 1625-1630 гг.
Холст, масло. 190 х 109 см. Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и ангелами. Фрагмент (1). 1625-1630 гг.
Холст, масло. Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и ангелами. Фрагмент (2).
1625-1630 гг. Холст, масло. Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Рождество Марии. 1625-1650 гг.
Холст, масло. 171,5 х 119 см. Лувр, Париж. Картина приобретена
у Эберхарда Ябаха в 1662 г. для коллекции Людовика XIV.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Рождество Марии. 1625-1650 гг.
Холст, масло. 74,9 х 53,3 см. Музеи и галереи Ноттингема.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Рождество Марии. 1625-1650 гг.
Холст, масло. 76,8 х 54,6 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г.
Эстимейт $40.000 – 60.000 дол.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Давид и Голиаф. 1625-1639 гг.
Холст, масло. 126 х 97 см. Пинакотека Ватикана.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Давид убивает Льва. 1625-1639 гг.
Холст, масло. 126 х 97 см. Пинакотека Ватикана.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Портрет кардинала Джулио Саккетти. 1626-1627 гг.
Холст, масло. 130 х 98 см. Галерея Боргезе, Рим.
В доме семьи Саккетти в Риме на Виа Джулия, 66, портрет кардинала Джулио Саккетти (ныне в Галерее Боргезе) долгое время был центральным украшением салона. Для брата кардинала, Марчелло, была создана серия ранних картин, которые в конечном итоге были переданы Капитолийскому музею.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Портрет Марчелло Саккетти. 1626 г.
Холст, масло. 130 х 98 см. Галерея Боргезе, Рим.
Завораживающее изображение Марчелло Саккетти - образец вкуса и элегантности. Тревожный, меланхоличный взгляд и левая рука, сжимающая белый платок, наводят на мысль о болезни, ставшей причиной безвременной кончины дворянина (1629).
Тосканские связи художника возобновились, когда Маффео Барберини (из другой изгнанной флорентийской семьи) стал Папой римским, а Марчелло Саккетти был назначен его генеральным и тайным казначеем. Пьетро да Кортона, талант которого уже был доказан, оказался в нужном месте и в нужное время, пройдя путь от художника-архитектора Саккетти до папского чиновника.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Дафроза. 1626 г.
Холст, масло. 110 х 220 см. Церковь Санта-Бибиана, Рим.
Святая Дафроза – римлянка-мученица. Во время царствования императора Юлиана-отступника и гонений на христиан Дафрозу долго преследовали, после чего поймали и посадили в римскую тюрьму, где 4 января 362 г. ей отрубили голову. Тела Дафрозы и ее дочерей были обнаружены в 1624 г. и через 2 года помещены в трех реликвариях Папой Урбаном VIII. 4 января в Италии регулярно отмечается как ее праздник.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святой Пьер Дамиани предлагает Богородице
камальдолезское правило. 1626 г. Холст, масло. 147 х 113 ст.
Музей искусств Толидо, штат Огайо, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Трофей Мариуса. 1625-1630 гг.
Бумага, тушь, перо. 52,2 х 34,3 см. Королевская коллекция, Лондон.
Решающее значение для ранней карьеры Кортоны имело знакомство с маркизом Марчелло Саккетти, для которого он написал ряд картин в начале 1620-х годов, в том числе «Жертвоприношение Поликсены» и «Триумф Вакха» (в Капитолийских музеях в Риме). Через Саккетти он также познакомился с поэтом Джамбаттистой Марино.
Начиная с начала 1630-х годов он смог установить деловые отношения с папой Урбаном VIII (первая встреча с папой состоялась около 1626 года). Папа поручил Пьетро да Кортона украсить фресками римскую церковь Санта-Бибиана, которая была только что перестроена Джан Лоренцо Бернини. Таким образом, вместе с Бернини, с которым он часто встречался, Пьетро да Кортона оказался в самом центре формирования новой барочной эстетики римских понтификов.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Этюд к картине «Святая Троица» для часовни Сантиссимо Сакраменто собора Святого Петра в Риме. 1628 г. Бумага, перо, коричневая и синяя тушь. 20,5 x 30,7 см. Королевская коллекция, Лондон. Рисунок ангелов, несущихся на облаках и окружающих большой земной шар. Это этюд нижней половины картины «Святая Троица». Рисунок верхней части находится в Чатсуорте.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Распятие. 1630-1631 гг. Фреска.
Капелла Палаццо Барберини, Рим. В отличие от всех других изображений распятия,
Христос здесь выглядит не сильно измученным.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и Святые Иосиф,
Иоанн Креститель, Стефан и Франциск. 1626-1628 гг. Холст, масло. 285 х 188 см.
Этрусская академия (хранится в церкви Святого Августина), Кортона.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и святые. 1629-1630 гг.
Холст, масло. 296 х 205 см. Пинакотека Брера, Милан.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Похищение сабинянок. 1627-1629 гг. Холст, масло. 280,5 х 426 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Похищение сабинянок. Фрагмент (1). 1627-1629 гг. Холст, масло.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Похищение сабинянок. Фрагмент (2).
1627-1629 гг. Холст, масло. Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Похищение сабинянок. Фрагмент (3).
1627-1629 гг. Холст, масло. Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669), after. Похищение сабинянок. XVII-XVIII вв. Холст, масло. 98 x 134 см.
Аукционный дом Дюссельдорфа, 2010 г.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Похищение сабинянок. 1630-1631 гг. Холст, масло. 289,5 х 391,5 см.
Оксфордская ратуша, Оксфорд, Англия.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Венера в образе Дианы-охотницы является Энею. 1630-1635 гг.
Холст, масло. 127 х 176 см. Лувр, Париж.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Иаков и Лаван. 1630-1635 гг.
Холст, масло. 197 х 176 см. Лувр, Париж.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Лаван ищет своих идолов. 1630-1635 гг.
Холст, масло. 192,4 х 171,4 см. Бристольский музей и художественная галерея.
Палаццо Барберини, Рим.
Слава Пьетро да Кортоны достигла своего апогея в 1630-х годах, когда он спроектировал церковь Святых Луки и Мартина в Риме (1635-1650) и потолочную фреску «Аллегория Божественного Провидения» (1633-1639) в тамошнем дворце Барберини. Архитектура Церкви Св. Луки и Мартина основана больше на флорентийских, чем на римских источниках, в результате чего архитектура барокко отличается от архитектуры Бернини или Борромини. Потолок Большого зала Дворца Барберини, ныне Национальной галереи, был задуман как роспись, прославляющая Папу римского Барберини, Урбана VIII, и трактуется иллюзионистически. Его яркий цвет и крутая перспектива напоминают Веронезе, чьи работы Кортона, возможно, видел в Венеции в 1637 году.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фреска на потолке. 1633-1639 гг. Размер 24 х 14 метров.
Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (1). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (2). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (3). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения. Фрагмент фрески (4).
1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (5). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (6). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения. Фрагмент фрески (7).
1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения. Фрагмент фрески (8).
1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения. Фрагмент фрески (9).
1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения. Фрагмент фрески (10).
1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения. Фрагмент фрески (11).
1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (12). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (13). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
4Пьетро да Кортона (1596-1669). Триумф Божественного Провидения.
Фрагмент фрески (15). 1633-1639 гг. Дворец Барберини, Рим.
Талант Пьетро да Кортоны был ранее других замечен папой Урбаном VIII Барберини, который стал его основным покровителем. В свою живописную манеру, основанную на принципах классицизма и маньеризма мастеров болонской школы, и подражании братьям Карраччи, он привнёс живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из поздней античной скульптуры.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Портрет кардинала Пьетро Марии Боргезе. 1635 г.
Холст, масло. 132,5 х 97,5 см. Институт искусств Миннеаполиса, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Пьета с Мадонной, Святым Иоанном, Святой Марией Магдалиной
и Никодимом. 1635 г. Пинакотека Ватикана.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Пьета с Мадонной, Святым Иоанном,
Святой Марией Магдалиной и Никодимом. Фрагмент. 1635 г.
Пинакотека Ватикана.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Плач по умершему Христу. Эскиз. 1635 г.
Бумага, коричневая тушь, белая гуашь, черный мел, перо, кисть. 23,5 х 20,8 см.
Институт искусств, Чикаго.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Наказание Геракла. 1635 г. Холст, масло. 300 x 200 см.
Музей Лихтенштейнов, Вена.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Аллегория Дома Барберини. 1631 г.
Бумага, черный. карандаш. 20,1 x 14,7 см. Музей Прадо, Мадрид.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Анания возвращает зрение Святому Павлу. 1631 г.
Холст, масло. Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим.
В 1630-е годы Пьетро да Кортона принимал участие в работе мануфактуры кардинала Франческо Барберини в Риме, на которой были сотканы 6 гобеленов по его рисункам из истории римского императора Константина I. На эту же тему еще в 1625 году в мастерской Марка Команса и Франсуа де ла Планша в Париже были сотканы 12 гобеленов по эскизам Питера Пауля Рубенса. Все гобелены, когда-то разделенные, сейчас находятся в Художественном музее Филадельфии, а эскизы маслом широко распространены в нескольких странах. В отличие от Рубенса, Кортона создал как первоначальные эскизы, так и увеличенные картоны, по которым на самом деле были сотканы гобелены. Сохранившиеся картоны сейчас хранятся в галерее Корсини во Флоренции.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Явление монограммы Христа Константину. Гобелен.
1633 г. Шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. 492,7 х 348 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Константин сжигает мемориалы, чтобы предоставить
налоговые льготы христианской церкви. Гобелен. 1634 г. Шерсть, шелк, золотые
и серебряные нити. 495,3 x 457,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Морское сражение между флотами Константина и Лициния. Гобелен.
1635 г. Шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. 508 х 711,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Морской бой. Эскиз. 1635 г. Картон, темпера. 330 х 618 см.
Дворец Барберини, Национальная галерея античного искусства, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Статуя Константина. Гобелен. 1636 г. Шерсть, шелк,
золотые и серебряные нити. 502,9 х 337,8 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Константин приказал уничтожить языческих идолов.
Гобелен. 1637 г. Шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. 502,9 х 375,9 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Константин приказал уничтожить языческих идолов.
Эскиз. 1636 г. Картон, темпера. 340 х 326 см. Национальная галерея античного искусства, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Константин сражается со львом. Гобелен.
1637 г. Шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. 500,4 x 297,2 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
8 января 1634 года Пьетро да Кортона был избран президентом Академии Святого Луки в Риме, которую возглавлял с 1634 по 1638 год. В эти годы он уже имел большую мастерскую в Риме и в больших картинах поручал доработку деталей своим ученикам. После смерти Гвидо Рени в 1642 году Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святой Филиппо Нери исцеляет Папу Климента VIII. 1636-1642 гг. Холст, масло.
Галерея Уффици, Флоренция.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Месса Льва X во Флорентийском соборе. Папа Лев X назначает
Лодовико Буонаррото графом Палатинским. Фреска. 1637 г. Дом-музей Буонарроти, Флоренция.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Коронованный гений. 1633-1639 гг.
Музей этрусской академии и города Кортоны.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Голова старика. 1630-е гг. Холст, масло.
Национальный музей, Варшава.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Мартина. 1635-1640 гг. Холст, масло. 95,3 х 76,2 см.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA).
Пьетро да Кортона (1596-1669). Цезарь возвращает Клеопатру на трон Египта. 1637 г. Холст, масло.
255 х 266 см. Лувр, Париж. Временно экспонируется в Музее изящных искусств Лиона.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Агарь и ангел. 1637-1638 гг. Холст, масло. 114.3 х 149,4 см.
Художественный музей Джона и Мэйбл Ринглинг, Сарасота, Флорида.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Возвращение Агари домой. 1637 г.
Холст, масло. 124 х 99,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Вера, Надежда и Милосердие. 1640 г. Холст, масло.
155 х 127,9 см. Фонд Сэмюэля Курто, Лондон.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Смерть святого Алексио. 1638 г. Холст, масло.
242 х 176 см. Музей Джироламини, Неаполь.
Святой Алексио (Святой Алексий) - опера в трех действиях, написанная Стефано Ланди в 1631 году на либретто Джулио Роспильози (будущего папы Климента IX). Премьера состоялась, вероятно, в феврале 1632 года.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Смерть святого Алексио. 1640 г. Холст, масло.
155,5 x 116,8 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $106.250 дол.
Также в 1637 году Пьетро да Кортона посетил Флоренцию, где начал писать фрески, представляющие Четыре возраста человека, для великого герцога Фердинанда II Тосканского во дворце Питти. В 1640 году он вернулся, чтобы закончить их и расписать потолки анфилады апартаментов во дворце, названном в честь планет. Он рассматривал всю поверхность, как единый пространственный блок, дополняющий богатство настоящего лепного декора, частично позолоченного, с резьбой.
Пьетро да Кортона (1596-1669). 1. Этюд к картине «Серебряный век». 1637 г. Бумага, красный и черный карандаши. 35х24,6 см. Музей Хорна, Флоренция. 2. Бюст молодой женщины, повернутый влево. 1637 г. Коричневая бумага, белый и черный мел, сангвина. Галерея Альбертина, Вена.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Серебряный век. 1640 г. Холст, масло. 165 х 128 см.
Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Бронзовый век. 1640 г. Холст, масло. 81,9 х 65,4 см.
Картинная галерея Далвича, Лондон.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Явление Христа Марии Магдалине. 1640-1650 гг.
Холст, масло. 55 х 50,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Мартина, обрушивающая молнии на идолов.
1640-1649 гг. Холст, масло. 115,3 х 87 см. Картинная галерея Далвича, Лондон.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Видение Святого Франциска. 1641 г.
Холст, масло. 227 x 151 см. Пинакотека Ватикана.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мученичество Святого Лаврентия. 1642-1645 гг.
Холст, масло. Церковь Святых Михаила и Гаэтано, Флоренция.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и Святой Мартиной. Холст, масло. 136 х 157,5 см.
Лувр, Париж.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и Святая Мартина. 1643 г. Холст, масло. 115 х 153 см.
Лувр, Париж. Временно экспонируется в Музее изящных искусств Ренна.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Отдых на пути в Египет. 1643 г. Медь, масло. 48 x 39 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
С 1641 по 1647 год Пьетро да Кортона жил и работал во Флоренции, писал фрески в Палаццо Питти, аллегорически изображающие планеты. Этой работой он предвосхитил манеру Луки Джордано, сумев великолепно передать живописными средствами воздушную перспективу. Вернувшись в Рим в 1648 году, расписывал церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, где расписал фрески свода Санта-Мария-ин-Валличелла и потолок длинной галереи дворца Памфили на Пьяцца Навона (1651-1654) для папы Иннокентия X.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Битва Александра и Дария. 1644-1650 гг. Холст, масло. 173 х 375 см.
Капитолийские музеи, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Нахождение Ромула и Рема Фаустулом. 1643 г. Холст, масло. 251 х 265 см.
Лувр, Париж.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Мадонна с Младенцем и Святая Мартина. 1645 г.
Холст, масло. 70 x 58 см. Художественный музей Кимбелла, Техас. США.
На этой религиозной картине святая Мартина, мученица третьего века, преданная смерти за отказ поклоняться идолам, пылко смотрит на Младенца Христа, держа раздвоенный железный крюк, которым ее пытали, и принимая пальму мученичества. Использование Кортоной ярких цветов, взволнованных драпировок и динамичной игры света и тени усиливает духовную насыщенность образа.
Святая Мартина имела большое личное значение для Пьетро да Кортона, который много раз рисовал ее образ. Избранный президентом Академии Святого Луки в 1634 году, он предложил перестроить церковь академии на Римском форуме. Раскопки в склепе, где художник планировал быть похороненным, обнаружили останки святой Мартины. Посмотреть на них приехал папа Урбан VIII, а его племянник кардинал Франческо Барберини профинансировал перестройку церкви, которая теперь вновь посвящена святым Луке и Мартине, под руководством Кортоны в качестве архитектора. Полотно Кимбельского музея, вероятно, принадлежало кардиналу.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Возвращение Агари. 1647 г. Холст, масло. 206 х 150 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Орудия Страстей. Роспись купола
«Христос, демонстрирующий Орудия Страстей Богу Отцу». Фреска. 1648 г.
Церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Орудия Страстей. Фрагмент росписи купола
«Христос, демонстрирующий Орудия Страстей Богу Отцу». Фреска. 1648 г.
Церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Мартина отказывается поклоняться идолам.
1650-1669 гг. Холст, масло. 122 х 87 см. Национальный музей, Варшава.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Святая Мартина отказывается поклоняться идолам.
1650 г. Медь, масло. 49,8 х 34,8 см. Лувр, Париж. Временно экспонируется в Музее Гране,
Экс-ан-Прованс.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Погребальный памятник Ипполито и Фабио де Амицис.
1651 г. Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Пейзаж со Святой Марией Магдалиной. 1630 г. Холст, масло. 49 х 64,5 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Пейзаж с рекой в лесу. 1650 г. Бумага, тушь, черный мел, кисть.
28,3 х 42,5 см. Институт изящных искусств имени Барбера, Бирмингем.
Главными архитектурными работами Пьетро да Кортона этого периода были фасады церкви Санта-Мария-делла-Паче (1656-1657) - возможно, его самая гениальная концепция - и Санта-Мария-ин-Виа-Лата в Риме (1658-1662). Он также разработал проекты модернизации дворца Питти и восточного фасада парижского Лувра (1664). Он писал религиозные и мифологические станковые картины на протяжении всей своей жизни. Пьетро да Кортона однажды написал, что архитектура была для него всего лишь развлечением, но среди римских архитекторов XVII века он уступал только Джану Лоренцо Бернини. Несмотря на соответствие чувств между его архитектурой и живописью, между ними мало физической связи, и он никогда не украшал ни одну из своих церквей.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Церковь святых Луки и Мартины, Рим. Фасад. Построена в 1634-1664 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Церковь святых Луки и Мартины, Рим. Построена в 1634-1664 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Церковь святых Луки и Мартины, Рим.
Центральный купол. Построен в 1634-1664 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Фасад церкви Санта-Мария-делла-Паче, Рим. Фрагмент. Построена в 1656-1657 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Фасад церкви Санта-Мария-делла-Паче, Рим.
Фрагмент. Построена в 1656-1657 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Фасад базилики Санта-Мария на Виа Лата, Рим.
Построена в 1658-1660 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Интерьер базилики Санта-Мария
на Виа Лата, Рим. Построена в 1658-1660 гг.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Церковь Сан-Карло - Аль-Корсо, Рим. Построена в 1668 г.
Пьетро да Кортона (1596-1669). Церковь Сан-Карло - Аль-Корсо, Рим.
Построена в 1668 г. Центральный купол.
Карло Лизинио (1759-1838). Портрет Пьетро Береттини, прозванного Пьетро да Кортона.
XVIII-XIX вв, Гравюра. 28,4 х 18,7 см. Государственный Эрмитаж, Сангкт-Петербург.
Самой значительной работой Пьетро да Кортона в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо Святого Филиппо Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия с 1646 по 1665 годы.
ИСТОЧНИКИ
И.Е. Прусс. Западноевропейское искусство XVII века. Москва, Издательство «Искусство»,
VEB Verlag der Kunst, Dresden, 1974 г. – 384 стр., илл. (Серия «Малая история искусств»)