АМАЗОНКА ВТОРОГО РУССКОГО АВАНГАРДА ХУДОЖНИЦА-НОНКОНФОРМИСТКА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА МАСТЕРКОВА (1927-2008), ЧАСТЬ II26-02-2024 19:45к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Все мы, начиная с 24 февраля 2022 года, оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма - в том числе ради будущего России.
На фоне художников-концептуалистов, прекрасно вписавшихся в западную культурную индустрию, Лидия Мастеркова кажется аутсайдером среди аутсайдеров — имя ее нечасто возникает в разговорах о советском неофициальном искусстве. Одни художники неофициального направления в советском искусстве, как Оскар Рабин, называли Лидию Мастеркову знаковой фигурой; другие, как Михаил Гробман, – амазонкой второго русского авангарда. Действительно, Мастеркова была единственной художницей, кто еще в конце 1950-х годов обратился к абстракции и остался верен ей до конца своих дней. Лидия Мастеркова умерла 12 мая 2008 года на 82-м году жизни в городке Сен-Лоран-сюр-Отен в 300-х километрах от Парижа, где и похоронена.
Лидия Алексеевна Мастеркова. Фотография 1970-е гг.
В 1960-х годах Лидия Мастеркова увлеклась техникой коллажа в соединении с живописью. В старых выселенных домах и разрушенных церквях она собирала обрывки кружев, парчи, старинных тканей, бахромы и тесьмы. Создавая из них причудливые рельефы и нанося на них краску, она выстраивала сложно организованные экспрессионистические абстракции. Такова в том числе и «Композиция». Коллаж собран из остатков старинных тканей, пришитых грубой нитью, по ним художница местами проходит золоченой краской. Эта свобода позволила ей соединить «бренную роскошь» одних материалов и обыкновенность других. Так она соединяла прошлое и настоящее – время тканей и время живописи. Она отличала Эль Греко в сонме мировой живописи - он был ей сродни по внешнему темпераменту и внутренней экспрессии, которым наполнено ее собственное творчество.
Лидия Мастеркова (1927-2008). 1. Абстрактная композиция. 1969 г. Холст, масло. 199x97 см. Saatchi Gallery, Лондон. 2. Композиция. Холст, масло. 200x98 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, масло, смешанная техника.
109,5 х 100 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 25.200 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1969 г. Холст, масло. 98 х 82 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, смешанная техника. 110 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 37.250 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, смешанная техника. 104,5 х 94,5 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 37.500 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1969 г. Холст, смешанная техника.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1959 г. Бумага, тушь. 45 х 52 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1969 г. Бумага, тушь. 46 х 56,7 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1969 г. Бумага, тушь. 57 х 46 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1969 г. Бумага, тушь. 57 х 46,4 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1970 г. Бумага, тушь. 45 х 51 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Горизонт. 1970 г. Бумага, тушь. 67,5 x 48 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г.
Генрих Сапгир, Аня Эльская, Лидия Мастеркова, Игорь Холин. Проводы Лидии Мастерковой
в эмиграцию. Москва, 1975 г.
И вот в декабре 1975 года, вместе со своим сыном Игорем Холиным, Лидия Мастеркова уезжает после легендарных московских выставок неофициальных художников, в которых она принимала участие, - безжалостно разогнанной властями «Бульдозерной выставки» 1974 года в Беляево и последовавшей за ней в 1975 году разрешенной, но проработавшей очень недолго выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Сначала она приезжает в Вену, где находился своего рода перевалочный пункт, в котором эмигранты получали документы и материальную помощь от Фонда Льва Толстого. В Вене ей удается представить на выставке в Кунстлер-хаусе, в Доме художников, свои работы тушью. Тушью на бумаге она начинает работать как раз в 1970-е годы - рисует черно-белые круги, планетарные символы, и внутри каждого круга буквально одним цветом ей удается создать ощущение пространства, даже какой-то духовной субстанции.
Лидия Мастеркова во время подготовки выставки в парке «Измайлово». Москва, 29 сентября 1974 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Портрет художника Владимира Немухина. 1970 г. Картон, гуашь. 47,7 х 60 см.
Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Графическая композиция. 1971 г. Бумага, тушь. 59 х 50 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1971 г. Бумага, тушь, 63,5 х 49,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2018 г. Лот продан за $2.000 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Черно-белая композиция. 1971 г. Бумага, тушь. 65 х 46,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 7.000 - 9.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1971 г. Бумага, акварель, тушь. 67,3 х 51,4 см.
Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстракция 1. 1971 г. Бумага, тушь. 65 х 48 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 1.625 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1971 г. Бумага, тушь. 91 x 74,5 см.
Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1971 г. Холст, смешанная техника.
153 x 108 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1972 г. Холст, смешанная техника.
154 х 107 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1970 г. Холст, масло, песок. 125 x 100 см.
Коллекция Динары Алахвердовой, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1970 г. Холст, масло. 107,5 х 98,5 см.
Коллекция Ирины Столяровой, Лондон.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1970 г. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 20. 1973 г.
Бумага, карандаш, коллаж. 74 x 50 см. Частное собрание.
Лидия Алексеевна Мастеркова. Москва, 1975 г. Фото Игоря Пальмина.
Символика окружности, по словам самой художницы, возникла в ее творчестве под влиянием Данте. Одна из первых послевоенных русских авангардисток, она находилась в постоянном творческом диалоге с классической культурой, и Дионисий или Эль Греко были для нее не менее важны, чем полузапрещенный в советские годы Сезанн или американский абстрактный экспрессионизм, которым после знаменитой выставки американского искусства в Москве в 1959 году увлекались многие. Но Лидия Мастеркова стала одной из первых в послевоенном поколении, для кого абстракция стала родным художественным языком.
Зрители около картины Джексона Поллока «Собор» на Американской национальной выставке
в Москве, 1959 г. Фото Ф. Гоесс. Смитсоновский институт, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Северное поселение. 1973 г. Холст, масло. 75 х 86 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions LLC., Нью-Йорк, 2023 г. Эстимейт $8.000 - 12.000 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1973 г. Холст, масло, коллаж.
110 х 110 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1973 г. Холст, масло, коллаж. 109 x 98 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 20.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1973 г. Холст, масло, коллаж.
110 х 110 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1973 г. Холст, масло, смешанная техника.
108 х 99 см. Коллекция Яниса Зузанса, Рига.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1973 г. Холст на картоне, масло, коллаж.
109,9 х 99,1 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $156.000 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1973 г. Холст на картоне, масло, коллаж.
109 х 100 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 81.600 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Стволы. 1973 г. Бумага, тушь.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1974 г. Бумага, тушь, коллаж. 64,5 х 50 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Лот продан за GBP 4.750 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Бумага, коллаж. 75 х 50 см.
Частное собрание, Париж.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №105. 1974 г. Бумага, тушь, коллаж.
69 x 47 см. Аукционный дом Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2017 г.
Лот продан за $1.875 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1975 г. Бумага, тушь, коллаж. 71 х 53 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2019 г. Лот продан за $4.375 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия І. 1975 г. Бумага, тушь, коллаж. 64,5 х 49,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
Обложка каталога выставки Лидии Мастерковой в галерее Дины Верни. Париж.
Издание Galerie Dina Vierny, Париж, 1977 г.
Показав свои работы в Вене, Мастеркова уезжает во Францию, и там начинается ее очень трудная жизнь. В 1977 году состоялась ее персональная выставка в Париже в галерее Дины Верни, известной модели Родена и Майоля, участницы движения Сопротивления, певицы, светской дамы, которая владела собственной галереей и покровительствовала русским художникам. В том же 1977 году проходит еще одна выставка в одной из уже провинциальных галерей, и больше персональных выставок Мастерковой во Франции не было - политизированная французская публика хотела социального искусства, а не абстракции. Все это Мастеркову волновало мало — амазонки, которых боялся сам Геродот, как известно, не зависели вообще ни от кого и ни от чего. Что уж тут говорить о выставках и «признании». Впрочем, рассмотреть талант художницы смогли в Америке. И поэтому все основные выставки уже 1980-х годов проходили у Лидии Мастерковой в Америке - в Нью-Йорке, куда переехала ее любимая племянница Маргарита Мастеркова-Тупицына, которая становится куратором ее американских выставок. В частности, в 1983 году в Нью-Йорке на Бродвее в Центре современного русского искусства прошла персональная выставка Лидии Мастерковой, название которой можно перевести как «Восхождение к реальности».
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1973 г. Холст, масло, акварель,
бумага, коллаж, смешанная техника. 100 х 80 см. Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих. 1974 г. Холст, масло, смешанная техника. 110 x 302,5 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Работа Лидии Мастерковой, поврежденная на «Бульдозерной выставке» в 1974 г. Иллюстрация из книги
Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка», 2014 г.
Работа Лидии Мастерковой, поврежденная на «Бульдозерной выставке» в 1974 г.
Иллюстрация из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка», 2014 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1974 г. Холст, смешанная техника, коллаж.
110 x105 см. Холст, смешанная техника, коллаж. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США. Вариант поврежденной картины.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Холст, смешанная техника, коллаж.
Картина также участвовала в Бульдозерной выставке в Москве.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Бумага, тушь. 71,5 х 49 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 450.000 – 550.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1974 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 121 x 83 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1974 г. Холст, масло, коллаж. 110 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 36.250 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 110 x 110 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция
нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 154 x 107 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция
нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 117 x 90 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция
нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1975 г. Бумага, смешанная техника. 72 х 52,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 150.000 – 200.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 3, часть 1. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 103 x 233 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 3, часть 2. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 103 x 233 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 3, часть 3. 1975 г. Холст, смешанная техника,
коллаж. 103 x 233 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Николай Вечтомов, Александр Харитонов и Лидия Мастеркова. Москва, 1975 г.
Лидия Мастеркова в эмиграции посещает Нидерланды, Америку, часто приезжает в Лондон - одно время в Лондоне живет ее сын с семьей. Она встречается с супрематическими композициями Малевича - например, в Стеделейк-музее в Амстердаме она видит большое количество его супрематических работ и судит о них очень резко. С одной стороны, она потрясена, с другой - возмущена тем, что даже в Малевиче западные люди ищут политики, и поэтому не принимает его поздние работы крестьянской серии. Но надо сказать, что, может быть, под влиянием встреч с супрематизмом Малевича, а может быть, воспоминаний о супрематических композициях Ивана Кудряшова, в 1980–1990 годы гамма ее работ становится все более светлой, цветной. Она остается верна коллажным элементам, но только теперь это геометрические элементы, которые она включает в свои композиции.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Портрет художника Владимира Немухина. 1975 г.
Бумага, гуашь. 59,5 х 42 см. Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Сфера. 1976 г. Бумага, тушь, коллаж. 63 х 44,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г. Лот продан за $3.000 дол.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Деревня Ле Кремат (Frenchle Le Crémat).
1976 г. Бумага, смешанная техника. 63 х 44 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан за GBP 2.125 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия 2. 1976 г. Бумага, тушь, коллаж.
65,5 х 49,5 см. LiveAuctioneers.com, 2013 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1979 г. Бумага, тушь, коллаж. 76 х 56 см.
Галерея VLADEY, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция из серии «Планеты». 1979 г.
Бумага, коллаж 77,5 х 57 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2016 г.
Эстимейт GBP 1.000 – 2.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Морозное утро (Вид из мастерской Николая Вечтомова).
1979 г. Бумага, гуашь. 30 х 21 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2023 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1980 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 2.000.000 – 2.100.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих № 5 (Три части). 1980 г. Холст, масло, коллаж. 146 х 97,5 см.
Новый музей современного искусства, Санкт-Петербург.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1983 г. Картон, гуашь. 18 x 23,2 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Подсвечник. 1986 г. Дерево, металл, масло. Н = 42 см.
Интернет-аукцион № 4 ARTinvestment.RU, 2013 г.
Лидия Мастеркова на фоне своих картин из серии «Планеты». 1980-е гг.
Зададимся вопросом: как донести читателям, чем же так хорошо искусство Лидии Мастерковой? Абстрактная живопись трудна для описания. Можно технически описывать картины и рассматривать творческий диалог с былыми художниками и современниками, но все это для абстракционизма срабатывает слабовато. Если взять картину, описать ее, потом взять само описание, убрать из него оценочные суждения (вместо «гениальной работы с цветом», например, поставить «упор на работу с цветом») и потом мысленно восстановить неизвестный рисунок по описанию - получится множество принципиально разных вариантов. Есть еще поэтический способ - известный афоризм Всеволода Некрасова: «Лида Мастеркова пишет оркестрово». Когда видишь работы, он кажется точным, но та же проблема сохраняется: такое описание подходит слишком широкому кругу реальных и воображаемых картин самого разного уровня.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1986 г. Бумага, тушь, коллаж. 92 х 74,5 см.
Аукционный дом Artcurial, Париж, 2016 г.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1985-1986 гг. Бумага, китайская тушь,
коллаж. 73 х 58 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 6.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1986 г. Бумага, тушь, коллаж. 92 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 9.375 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1986 г. Бумага, тушь, коллаж. 93 x 75 см.
Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1988 г. Картон, тушь, коллаж. 64 х 49,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1989 г. Бумага, тушь, коллаж.
64 х 49 см. Частное собрание.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №18. 1987 г. Холст, масло, коллаж.
121 х 80 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с дельфинами. 1989 г.
Холст, смешанная техника, коллаж. 100 x 81 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г.
Лот продан за GBP 27.500 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1989 г. Бумага, карандаш. 82 х 46,6 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 450.000 – 600.000 руб.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Данте. 1989 г. Бумага, карандаш.
75 х 55 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Владимиру Немухину. 1989 г.
Бумага, карандаш. 75 х 55 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Посвящение Владимиру Немухину.
1990 г. Холст, масло, коллаж. 80 x 62 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2008 г.
Эстимейт 90.000 – 120.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Одна, потеряна, забыта. 1990 г. Холст, масло, коллаж.
100 х 81 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2008 г. Эстимейт 120.000 - 180.000 фунтов.
Владимир Немухин и Лидия Мастеркова на ее долгожданной выставке в Третьяковской галерее.
Москва, 2006 г.
По словам искусствоведа, «...придется вновь констатировать собственное бессилие перед предметом описания, когда словами невозможно описать абстракцию. То же показала мне практика: большинство знакомых, которым я показывал картины Лидии Мастерковой, на мой вкус оглушительно говорящие сами за себя, начинали произносить слова о какой-то «вторичности». Попытки диалога были так утомительно бесполезны (абстракция - это художественный язык, это звучит для меня как «роман не оригинален, потому что он написан на китайском языке»), что проще было их поскорее прекратить. Но это никак не помешает мне самому продолжить раз за разом вглядываться в них».
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1990 г. Бумага, тушь. 65 х 50 см.
www.art.biblioclub.ru.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №182. 1991 г. Бумага, тушь, коллаж.
66 х 50 см. Коллекция Жан-Жака Герона, Франция.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №159. 1990 г. Бумага, гуашь,
карандаш, коллаж. 97,5 х 79 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 11.390 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 164. 1990 г.
Бумага, китайская тушь, коллаж. 65 x 50 см.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция 4. 1990 г. Вы меня, господа-товарищи,
извините конечно, но картина похожа на современную стиральную машину!
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 2. 1991 г. Холст, смешанная техника.
92 х 73 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 20.000–30.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 6. 1991 г. Холст, масло, коллаж.
92 х 73 см. Галерея «КИНО», Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1993 г. Холст, масло. 120 х 60 см.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 101. 1995 г. Холст, смешанная техника.
85 х 65 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 20.000–30.000 фунтов.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 120. 1995 г. Холст, масло, коллаж.
81 х 61 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1995 г. Холст, масло, коллаж.
74 х 61,5 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г.
Лидия Мастеркова в своей мастерской в Сен-Лоран-сюр-Отен. Фотография 2006 г.
В письмах Мастеркова постоянно жалуется на финансовое неблагополучие, из-за которого приходится тратить время на связанные с этим проблемы вместо того, чтобы работать. В этом плане интервью из книги Вадима Алексеева заметно отличается: годы сделали характер Лидии мягче, о друзьях она стала говорить намного больше теплых слов, нашла себя в заграничном существовании, и вообще из последних страниц интервью складывается светлое ощущение человеческой гармонии (это в 2007-м, за год до смерти).
Лидия Мастеркова (1927-2008). Тарелка. 1997 г. Надглазурная роспись. Фарфор. D=31,8 см.
Фабрика Гарднера, Вербилки, Россия.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Травы и плоды №3. 1998 г. Бумага, тушь,
смешанная техника, коллаж. 68 х 59 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Травы и плоды №4. 1998 г. Бумага, тушь,
смешанная техника, коллаж. 69 х 58 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №1. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №2. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №3. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №4. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 77 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Александру Блоку №5. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Алексеевна Мастеркова, 2006 г. Фотография Виктора Великжанина, ТАСС.
Четыре работы Мастерковой из цикла «Посвящение Марине Цветаевой» - одна из жемчужин коллекции Наталии Опалевой. Рисованные мокрой тушью абстрактные тондо заключены в резные коллажные рамы из белой бумаги, которые, по определению самой Мастерковой, представляют собой нечто вроде древних рун. Черно-белые листы с круговыми композициями становятся своеобразными мистическими порталами, которые ведут зрителей в другие космические миры. Тему круга можно проследить и в более ранних работах. Так, в «Композиции №18», написанной в 1987 году, явственно проступает противопоставление неровных, со рваными краями темных прямоугольников в верхней части работы совершенным, светлым кругам в нижней части - «небесным светилам».
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Цветаевой (1). 2001 г. Бумага, тушь, коллаж.
80 х 64 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. Коллекция Наталии Опалевой.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Цветаевой (2). 2001 г. Бумага, тушь, коллаж. 80 х 64 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. Коллекция Наталии Опалевой.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №1. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 72 х 60 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №2. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №3. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 62 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №4. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Андрею Белому №5. 2001 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Николасу Зурабишвили (1). 1998 г.
Картон, масло, коллаж, 135 х 92 см. Коллекция Жан-Жака Герона, Франция.
Николас Зурабишвили (фр. Nicolas Zourabichvili, род. 27 октября 1936, Париж) —
французский композитор грузинского происхождения.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Николасу Зурабишвили (2). 1998 г.
Картон, масло, коллаж, 135 х 92 см. Коллекция Жан-Жака Герона, Франция.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Ольге Потаповой. 2000 г. Холст, масло, коллаж. 70 х 60 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Эль Греко. 2001 г. Холст, масло, 108 x 83 см.
Коллекция Жан-Жака Герона, Франция. э
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 2002 г. www.passportmagazine.ru.
Лидия Алексеевна Мастеркова. Фотография до 2008 г.
Оказавшись в 1975 году во Франции, несмотря на невзгоды, она всю себя отдавала живописи и музыке, посвящая многие работы любимым людям - будь то Скрябин или Шаляпин, с которыми говорила на равных. Последней стала грандиозная, семиметровая картина, обращенная к Леонардо да Винчи. В отличие от многих, Лиду не интересовали аукционные торги и музейные каталоги — она обращалась к вечности напрямую.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Владимиру Маяковскому №1. 2002 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 75 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящение Владимиру Маяковскому №2. 2002 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Николаю Гумилеву №1. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 74 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Николаю Гумилеву №2. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 76 х 66 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Посвящается поэту Николаю Гумилеву №3. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 73 х 64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №1. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №2. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №3. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 63 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина, №4. 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Семь лотосов для Сергея Есенина. №7 (прощальная). 2004 г.
Бумага, тушь, смешанная техника, коллаж. 78 х 65 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отец Димитрий и Лидия Мастеркова в Москве. Фотография 2006 г.
Лидия Алексеевна Мастеркова умерла 12 мая 2008 года на 82-м году жизни в городке Сен-Лоран-сюр-Отен в 300-х километрах от Парижа, где и похоронена.16 мая в Благовещенском храме Москвы о. Димитрий совершил панихиду по своей первой учительнице.
Лидия Мастеркова стала не только знаковой фигурой русского авангарда, но и важным символом свободы и самовыражения для многих художников и творческих личностей. Ее искусство продолжает вдохновлять и вызывать интерес у поколений, прошедших и настоящих.
Сегодня произведения Лидии Мастерковой находятся в крупнейших музеях мира и являются важной частью истории русского искусства XX века. Ее работы по-прежнему остаются актуальными и привлекательными для современных зрителей, и ее творчество продолжает вдохновлять новое поколение художников и ценителей искусства.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 47, 146-147, 437 и др.