Владимир Николаевич Немухин в своей московской мастерской.
Фото Владимира Богданова, 2009 г.
Владимир Николаевич Немухин (1925-2016) - один из ключевых представителей советского нонконформизма, последовательный творец, прошедший путь от фигуративности, через абстракцию к собственной художественной философии, которая определила его личный легко узнаваемый стиль и судьбу всемирно известного художника. Экспериментировал в духе кубизма и абстракционизма. В середине 1960-х активно развивал жанр полуабстрактных натюрмортов с игральными картами. В 1990-х жил в Германии. С 2005-го постоянно жил и работал в Москве. Почетный член Российской Академии художеств (2008). Состоялось более 20 персональных выставок художника, в том числе в 1984 г. в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова (Москва), в 1986 г. - в Джерси-Сити (США), в 2015 г. совместно с Лидией Мастерковой (Москва) и другие. Немухин – наш современник, он умер недавно в 2016 г. в возрасте 90 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Выставка «Московская абстракция 1950–1960», Москва. Владимир Немухин и искусствовед Андрей Ерофеев.
Фотография 1986 г.
Из интервью искусствоведа Андрея Ерофеева на выставке Владимира Немухина и Лидии Мастерковой
«Грани формализма» в Москве, 2015 год:
— Существует ошибочное представление, будто история советского нонконформистского искусства хорошо изучена. Это не совсем так. Не сказаны многие принципиальные вещи. Каково его место в контексте истории российского и мирового искусства? В период перестройки было признано, что в постсталинском СССР параллельно разрешенному существовало и еще «другое», как тогда выражались, искусство. Неподконтрольное, загнанное властями в подполье. Живой росток был помещен в самые неблагоприятные условия. Получился какой-то курьезный, худосочный аппендикс большой культуры советского общества, на шаткой традиции которого не может, конечно, строиться история отечественного искусства. Такова позиция советских искусствоведов. Но почему, собственно, не может?
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Василий Кандинский. 1997 г. Бумага, графитовый карандаш,
восковые мелки, темпера, коллаж. 60 х 49 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Всеволод Мейерхольд. 1997 г. Бумага, карандаш.
98,5 х 68,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красный стол. 1997 г. Холст, масло, смешанная техника, коллаж.
120 х 99,5 см. Аукцион VAN HAM Kunstauktionen GmbH Co. KG, Кёльн, 2018 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Малевичу (Земля и воля). 1998 г. Холст, акрил. 50 х 50 см.
Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт 400.000 -550.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). «1 + 1». 1997 г. Пенокартон, акрил. 80 х 60 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. Кёльн, 1998 г. Холст, акрил, цветные карандаши.
46 х 36 см. Галерея АртПанорама, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет-мишень. 1999 г. Картон, карандаш, мелок, гуашь, темпера.
86,5 х 62 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 2.600 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция №9. Посвящается В.С. Чернецову. 1999 г.
Холст, масло. 55 x 44 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2019 г.
Лот продан за 120.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Интерьер № 3. Диптих. 1997 г. Холст, масло. 120 х 120 см. (каждая).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Владимир Николаевич Немухин. Фотография Вадима Гущина, 2008 г.
-- Импрессионистов ведь тоже была небольшая кучка перед лицом жирного академического сообщества. И их положение в обществе было ненамного лучше.
То же можно сказать и про все последующие авангардные явления ХХ века. Тем не менее по их поискам, а не по официозу пишется история искусства. Так и у нас — тысячи художников Академии художеств и МОСХа десятилетиями топтались без проблеска живой мысли и нового взгляда. Отстаивали «особый советский путь». Внутри этого пути роль нонконформистов действительно минимальная. Они в советской перспективе смотрятся «дегенеративным искусством». Так же примерно, как в нацистской истории культуры смотрелись экспрессионисты и Кандинский с Паулем Клее.
В.Н. Немухин (1925-2016). Деревянная фигура. Конструктивистская композиция. 1997 г. Н=30 см.
Аукцион Koller, Цюрих, Швейцария, 2008 г. Эстимейт $12.000 – 15.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Булату Окуджаве. 1997 г. Дерево. 45 x 21 x 9 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар автора в 2014 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Булату Окуджаве. 1997 г.
Дерево крашеное и тонированное, металл. 44,5 × 20 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Свободная композиция. 1997 г. Дерево. Н=46,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Скульптура 1997 г. Дерево. Н=45 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пространственная композиция. 2000 г.
Дерево тонированное. 46,3 х 20,3 х 9,8 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Посвящение Оскару Рабину. 2000 г. Дерево. 2. Посвящение Оскару Рабину. 2001 г. Дерево. 43х18,5 см. Аукционный дом «Век Искусств», Москва, 2023 г.
На снимке (слева направо): Игорь Холин, Владимир Немухин, Николай Вечтомов и Генрих Сапгир.
Фотография пер. пол. 1990-х гг.
-- Немухин и Мастеркова вернули на московскую почву традицию, которая на родине была уничтожена, но в эмиграции сумела сохраниться. Причем вернули в осовремененном виде, адаптированном к проблематике искусства 1950-х годов. Они, конечно, были не единственными абстракционистами эпохи оттепели, но я бы сказал — самыми последовательными. Поэтому если бы была поставлена задача двумя произведениями иллюстрировать светлую эпоху оттепели, например, в школьном учебнике, то я бы предложил картины Немухина и Мастерковой. Конечно, их произведения нельзя приравнять к творчеству Кандинского или Ларионова. Но ведь и Бродский - не Мандельштам. Оттепель не дала такой ослепительной вспышки талантов, как Серебряный век. Но она и не была временем бездарей, как можно было бы судить по картинам Ильи Глазунова или Виктора Попкова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Осенний пасьянс. 1999 г. Холст, масло, коллаж, смешанная техника. 23 х 29 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 65.000 - 100.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет «Родина». 1999 г. Холст, акрил, коллаж. 58,5 х 48,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Похороны Казимира Малевича по его завещанию. 1998 г.
Холст на картоне, масло. 42,7 x 37 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в карты. 2000 г. Холст, акрил, коллаж. 120 x 120 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Мишень. 1999 г. Холст на картоне, акрил, коллаж. 50 х 34 см.
Аукционный дом «Век Искусств», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1998 г. Холст, акрил, коллаж. 60 х 50 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с геометрическими фигурами из серии «Бубновый валет».
1999 г. Бумага, карандаш, гуашь. 44 х 34 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Дама в шляпе. 2000 г. Бумага, темпера, карандаш. 37 х 27 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Владимир Николаевич Немухин. Фотография 1999 г.
-- Проблема интерпретации творчества Немухина и Мастерковой существует и внутри собственно неофициальной культуры. Эта культура, как известно, неоднородна. В частности, в начале 1960-х годов, то есть в период «второй оттепели», нонконформистское искусство разделилась на contemporary art прозападного типа и на близкое почвенничеству метафизическое направление. «Метафизики» исповедовали эскапизм — бегство от повседневной советской реальности в абсолют, в историю, в археологию, в религию, наконец, в идеализированную деревню, то есть в такой контекст, где пульс времени не прослушивается и понимание современности отсутствует. В этой точке пути Немухина и Мастерковой разделились. Она пошла вслед за «метафизиками». Он остался верен концепциям европейской и американской абстракции и развивает их с 1950-х годов вплоть до сегодняшнего дня.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Валет Радио. 1995 г. Бумага, карандаш, гуашь, игральные карты, коллаж, 59,4 x 49,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 4.000 – 6.000 фунтов. 2. Валет Радио. 2000 г. Собрание Владимира Спивакова.
В.Н. Немухин (1925-2016). Арка. Макет скульптурной композиции и постамент. 1999 г. Бумага, гуашь.
13 х 51 см. Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Мебельный натюрморт. Стол и четыре стула. 1999 г. Дерево, эмалевые краски.
Размеры стола 8,5 х 12,8 см., стула 9 х 10,3 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2019 г.
Лот продан за 18.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Двое. Посвящение Казимиру Малевичу. 1999 г.
Гипс тонированный, алюминий. 42 х 17 х 8 см. Дом антикварной книги
«В Никитском», Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Снаряд. Скульптура. 2007 г. Фарфор. 41,6 x 27,5 x 21 см.
Мануфактура Хёкст, Германия. Галерея АРТ-СОЮЗ, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Чернецову. 2001 г. Дерево. 29,5 x 26 x 26 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар автора в 2014 г.
Владимир Семёнович Чернецов (1907-1969) – художник-график, живописец, иллюстратор. Учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у К.Н. Истомина, П.Я. Павлинова, В.А. Фаворского в 1927–1931 гг., затем в Московском полиграфическом институте. Более двух десятилетий был художественным редактором и заведующим отделом художественного оформления в журнале «Вокруг света» (1947-1968). В середине 1960-х годов Владимир Чернецов сделал несколько графических и живописных портретов Владимира Немухина.
В.Н. Немухин (1925-2016). Архитектурный модуль. 2000 г.
Дерево, акрил. 45 х 14 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Яйцо (страусиное). Супрематическая композиция. 2002 г.
Дерево, роспись, краска (акрил), точение, сборка. Яйцо Н=15 см, D=11 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Красное - черное. 2000 г. Бумага, гуашь. 59,5х49,6 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. 2. Красное - черное. 2003 г. Бумага, гуашь, тушь. 59х48,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Наследие Эдуарда Штейнберга.
В.Н. Немухин (в центре) на презентации каталога выставки «Русское искусство второй половины XX века.
Из собрания Фонда Сандретти». Фотография 2009 г.
-- Немухин - единственный русский абстракционист, прошедший и отразивший в своем творчестве главные фазы развития и трансформации мирового абстрактного искусства второй половины ХХ века. При этом он не столько западник, сколько формалист, а это в нашей культуре - чрезвычайно редкий, вытравленный десятилетиями словесной брани, феномен.
Картины Немухина никакого мира - ни окружающего, ни трансцендентного - не представляют. Они бессюжетны. Он не выразитель идей, связанных с подпольем и жизнью в изоляции от мира. Его картины передают состояние оттепельной раскрытости, когда у художников хотя бы в своем воображении появилась возможность себя и свою работу отождествить с нормами общечеловеческой культуры того времени.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Василий Кандинский. 2000 г. Холст, масло 100 х 80 см.
Галерея АРТ-СОЮЗ, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 2001 г. Бумага, смешанная техника.
80 х 60 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелки. Серия «Театральная». 2001-2002 г. Фарфор, надглазурная ручная роспись.
D=32 см. Фабрика Гарднера в Вербилках. Россия.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Трефы». Серия «Театральная». 2001-2002 гг.
Фарфор, надглазурная ручная роспись. D=32 см. Фабрика Гарднера в Вербилках. Россия.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. 2002 г. Бумага, коллаж, смешанная техника.
65 х 55 см. Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Полдень. 2003 г. Холст, акрил. 80 х 80 см.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ветер на пляже. 2005 г. Холст, акрил, графитный карандаш, коллаж
из шпона и игральных карт. 60,2 х 60 см. AI Аукцион, Москва, 2023 г. Эстимейт 650.000 руб.
У картины есть и второе ироничное название «Ветер на луже. Прилуки».
В.Н. Немухин (1925-2016). Три пики. 2003 г. Дом-музей И.М. Муравьева-Апостола, Москва.
Владимир Николаевич Немухин на фоне композиции «Посвящение Модильяни». Фотография 2014 г.
-- Я, русский художник, говорит он, еду на Оку, рисую абстрактную работу, которая типологически близка любому европейскому художнику. Это и есть немухинское предложение, как выйти из изоляции тоталитарного общества. Немухин чрезвычайно последователен в очищении искусства от каких-либо посторонних примесей. В его картинах нет видимых следов советскости и даже русскости. Ничто в них не говорит о том, что были они созданы в семиметровой комнате в коммуналке. Напротив, эти вещи максимально, я бы сказал — программно, оторваны от контекста. Немухин становится абстракционистом в Москве — это вызов властям, но и самому себе тоже. Все же он сформировался внутри тематической литературоцентричной культуры, призванной вечно объяснять, поучать, рассказывать.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красное и черное. Триптих. 2001 г. Холст, акрил. 100 х 100 см. (каждая).
Фонд AVC Charity, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красное и черное. Триптих. Левая часть. 2001 г. Холст, акрил. 100 х 100 см.
Фонд AVC Charity, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красное и черное. Триптих. Центральная часть. 2001 г. Холст, акрил. 100 х 100 см.
Фонд AVC Charity, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красное и черное. Триптих. Правая часть. 2001 г. Холст, акрил. 100 х 100 см.
Фонд AVC Charity, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 2005 г. Бумага, смешанная техника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Преферанс). 2005 г. Холст, смешанная техника.
Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 2006 г. Холст, акрил, коллаж. 100 × 100 см.
AI Аукцион, Москва, 2017 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 2005 г. Бумага, смешанная техника. 78,7 x 78,7 см.
Аукционный дом Gene Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2008 г.
Изображение произведения Владимира Немухина для выставки «Русский поп‑арт». Москва, 2005 г.
Коллекция архива музея «Гараж», Москва.
В.Н. Немухин. Фото из журнала «Unident Today». Москва, 21 мая 2013 г.
-- Программа абстрактного искусства Немухина 1950-х была построена на том, что там нет ни сюжета, ни личности автора, ни политики, ни социальности, ни географии. Нечто, подобное музыке. Есть место только для эмоциональных переживаний цветов и пятен, за которыми угадываются, правда, некие пейзажные или природные состояния. Немухин создал оригинальный вариант пейзажной абстракции, отправной точкой которой является какой-то натурный мотив — осенняя листва на фоне освещенных окон, отражение лучей солнца на воде, лесная чаща в душный полдень. Но в законченной работе они не изображены, а переданы формалистическими приемами. Нашего зрителя это ставит в тупик. На что смотреть? Но, повторяю, надо подходить к этим вещам как к музыкальным сюитам. Пейзажной абстракцией Немухин занимался несколько лет, после чего отказался еще от одной функции живописи — изобразительности.
В.Н. Немухин (1925-2016). Казанский. Курский. Ярославский. Павелецкий. 2005 г.
Холст на фанере, дерево, акрил, картон, игральные карты, велосипедное седло,
ассамбляж, коллаж. 89,6 х 68,5 см. Галерея «Веллум», Москва, 2024 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ярославский. Казанский. Курский. Киевский. 2005 г. Фанера, масло, коллаж.
73 х 73 см. Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Деревенский мотив с арбузом. 2005 г. Холст, акрил, коллаж. 80 х 80 см.
Галерея АртПанорама, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с изолятором. 2005 г. Оргалит, акрил, коллаж, металл.
67 х 76 см. Коллекция Иосифа Бадалова, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Деревенский мотив. 2005 г. Коллаж.
«Чья бы корова мычала»
Как-то раз летом Немухин пошел на Оку. «Светило солнце, было утро. Стоял столб, а рядом с ним была корова. Валялись карты - их бросили туристы, но корова их почему-то не трогала. На столбе сиял громадный фарфоровый изолятор - сантиметров 20 в диаметре». Немухин запомнил утро, и через два года воссоздал его в коллаже c помощью деревянной игрушки и настоящего изолятора, только уже меньшего размера. «Где вы коровку взяли?» - «Купил на развале в Германии». Немухин прожил в Германии 10 лет, сейчас перебрался обратно в Москву, уже в статусе классика.
«А что означают игральные карты под вашей коровой? Судьбу?» — «Карты у меня в работах давно водятся, еще с 1960-х годов». И не просто водятся, они сделали Немухина всемирно узнаваемым художником. «Карты интригуют, я поэтому люблю их ставить». — «А играть вы в них любите?» — «Не играю и, более того, считаю это делом отвратительным и банальным». Немухин продолжает: «Маленькая коровка — совсем не главная моя вещь. Ни в коем случае не пишите, что это мой стиль» (Сергей Никитин. Журнал «Огонёк», 23.05.2005 г.)
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с домиком. 2006 г. Холст, графитный карандаш, акрил.
Коллаж. 50 х 50 см. Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ханука. 2005 г. Холст, масло. 80 х 60 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет ХХ годов. 2006 г. Холст, акрил. 50 х 40 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет бубновый. 2006 г. Холст, акрил. 50 х 40 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет ретро. 2006 г. Холст, акрил. 50 х 40 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Владимир Николаевич Немухин на выставке. Фотография 2014 г.
-- К слову, о понимании. Абстрактное искусство, авангард не нашли отклика не только наверху, но и внизу. Возможно, ключевая проблема наших художников в том, что они не хотели или не могли найти доступный язык, на котором могли говорить с «обычным» зрителем?
— Язык современного искусства очень доступен, значительно больше, чем, скажем, русская речь. Но ведь и доступному языку у нас никто не учит. Чаще наоборот. Людям мешают понять. Усилия советской власти всегда были направлены на то, чтобы разобщить художника и публику, чтобы художника оклеветать, дискредитировать, вызвать к его фигуре ненависть, а не помочь им найти общий язык. И мы видим, что сегодня эта практика возобновляется.
В.Н. Немухин (1925-2016). Яйцо. 2007 г. Фарфор. Н=22 см. Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2024 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игральные карты. Король червей. 2007 г. Холст, масло, аэрограф, игральные карты.
53 x 68 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Конструктивное видение. 2006 г. Холст, акрил, коллаж.59,8 x 60 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник.
В.Н. Немухин (1925-2016). Интерьер № 6. 2007 г. Холст, акрил, коллаж. 105 х 105 см.
Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт 900,000 - 1.200.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный стол. 2008 г. Холст, акрил, коллаж, шпон. 80 х 80 см.
Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ломберный стол. 2007 г. Холст, акрил, коллаж. 75 х 72 см.
Галерея АРТ-СОЮЗ, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Фото Ателье. 2007 г. Холст, акрил. 82 х 60 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый Валет. 2007 г. Холст, акрил. 45 х 35 см.
Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт 250.000 - 400.000 руб.
В.Н. Немухин на открытии своей выставки Фонда AVC Charity в Доме-музее Матвея Муравьева-Апостола
с куратором Майей Авеличевой. Москва, 13 ноября 2014 г.
— Мы переживаем сегодня ситуацию, которую не знало несколько поколений. Это ситуация войны. Художник должен решить, как вести себя, когда рядом убивают людей — не метафорически, а реально. Многие в шоке от того, что язык радикального акционизма с травестийным бурлескным спектаклем был подхвачен «ряжеными» сепаратистами и запятнан чудовищными преступлениями. Наша власть в последнее время отказалась от альтернативной эстетики официоза и выстраивает свои идеологические месседжи на языке современного искусства. Как этому противостоять — большая проблема.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция со старым ведром. 2007 г. Холст, акрил, ведро, коллаж,
смешанная техника. 70 х 70 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами (в круге). 2010 г. Холст, акрил, коллаж. 50 х 50 см.
Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в три колоды. 2009 г. Дом-музей И.М. Муравьева-Апостола, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с чёрными картами. 2011 г. Холст, карандаш, акрил, коллаж.
60 х 60 см. Аукционный дом «ARTМолоток», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картой. 2010 г. Бумага, коллаж, темпера. 52 х 60 см.
Ивановский областной художественный музей.
В.Н. Немухин (1925-2016). Фото Ателье. 2008 г. Холст, графитный карандаш,
акрил, коллаж. 80 х 62,5 см. Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Незаконченный пасьянс. 2010 г. Холст, акрил, коллаж, шпон.
60 х 50 см. Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт 790.000 - 1.180.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Луна с буквами. 2011 г. Холст, акрил, 70 х 60 см.
Онлайн-аукцион ARTVELLUM.RU.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пас. 2012 г. Холст, акрил, коллаж. 65 х 65 см.
Аукционный дом «Век искусств», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пас. 2014 г. Холст, акрил, коллаж, мел. 60 × 60 см. Аукцион ArtSale.info
В.Н. Немухин (1925-2016). Ваза для фруктов. 2011 г. Фарфор, глазурь. 30 х 30,5 х 30,5 см.
Тираж 7 экземпляров.
Редчайший образец фарфора шестидесятников - белая с золотом фарфоровая ваза для фруктов Немухина, изготовленная тиражом 7 экземпляров в 2011 году на предприятии Porzellan-Manufaktur GmbH во Франкфурте-на-Майне (Германия).
«Для меня “делать фарфор” - это такой же акт творения, как создание картины, — говорил Владимир Николаевич, - только в станковой живописи созидание происходит как бы из ничего, а при росписи фарфора уже есть “нечто” - некая серийная вещь, не обладающая художественной индивидуальностью. Её надо осмыслить пластически, а затем придать эстетическое своеобразие заключенному в ней пространству»
В.Н. Немухин на своей выставке по проекту Фонда Андрея Чеглакова AVC Charity, Москва.
Фотография, ноябрь 2014 г.
-- Сейчас есть влиятельные сообщества, которые хотят выстроить мир без художников. Для этого их нужно либо запугать, загнать в подвал, либо физически устранить. Понятно, что это не только российская ситуация. Но особенность российской ситуации в том, что здесь атака ведется с двух сторон — не только со стороны исламистов, но и со стороны РПЦ. Какая-то часть художественного мира пока не осознала опасности и по инерции продолжает делать то же самое, что она делала всегда.
В.Н. Немухин (1925-2016). Деревенский мотив. Домик с рыбой. 2014 г. Холст, масло, коллаж.
Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Валет Маяковский. 2013 г. Холст, акрил, коллаж. 75х55 см. Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт 350.000 - 500.000 руб. 2. Валет Владимир Маяковский. 2014 г. Бумага, смешанная техника, коллаж, ручная раскраска. 79,5x59,5 см. Галерея современного искусства Artzip, Москв
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет казино. 2011 г. Эстамп. Бумага, смешанная техника.
73,2x55,2 см. (лист); 50x40 см. (р.и.). Ростово-Ярославский музей-заповедник.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Марк Шагал. 2013 г. Шелкография, коллаж на бумаге.
63 x 46 см. Ростово-Ярославский музей-заповедник.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Марк Шагал. 2013 г. Бумага, офорт. 29,7х21 см. (лист);
20,5х16,3 см. (р.и.). Аукционный дом «Гротеск», Москва, 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Марк Шагал. 2013 г. Эстамп, коллаж, карандаш. 30,5 х 28 см.
Аукцион «Купцовъ домъ», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет УРА. 2013 г. Бумага, смешанная техника. 74 х 54 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник.
В.Н. Немухин (1925-2016). Обнаженная. 2013 г. Картон, трафарет, акрил,
графитный карандаш, шпон, игральная карта, коллаж. 79 x 59 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Супер-слон. 2014 г. Бумага, смешанная техника. 79,5 x 63,5 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник.
Владимир Николаевич Немухин. Москва, 2015 г. Фото Константина Бабулина.
-- В последние годы интерес к неофициальному искусству, кажется, только растет — это видно по количеству выставок, книг, коммерческому успеху нонконформистов. Художник, который сегодня растянулся на подушках и забыл, что за углом убивают людей, в том числе других художников, обречен. А убитые художники «Шарли Эбдо» со временем будут поняты как главные фигуры современной культуры. Их сейчас называют карикатуристами и рисовальщиками, но в историю они войдут как настоящие большие художники, а нынешние «публичные» художники — звезды арт-мира отойдут в тень, как это произошло с академистами рубежа ХIХ—ХХ веков и советскими соцреалистами.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ В.Н. Немухина
В.Н. Немухин (1925-2016). Женщина, сидящая на стуле. 1950-е гг.
Бумага, цветные карандаши. 16,1 х 14 см. Интернет-сервис АВИТО, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с балалайкой. 1959 г. Бумага, тушь. 40 х 60 см.
Галерея ART MOST, Париж.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция на коричневом фоне. 1959 г. Холст, масло. 35 х 59 см.
Аукцион Отель DROUOT, Париж, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1959 г. Бумага, гуашь. 18 х 11,5 см.
Аукцион ArtSale.info.
В.Н. Немухин (1925-2016). Райский сад. 1960 г. Бумага, гуашь. 16 х 10,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция (Отдыхающая женщина). 1964 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 53 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. 1964 г. Холст, смешанная техника. 55 х 40 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Завтрак в поезде. 1974 г. Бумага, гуашь. 50 х 60 см. Галерея ART MOST, Париж.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пиковая дама. 1970-е гг.
В.Н. Немухин (1925-2016). Семерка бубей. 1974. Бумага, темпера. 58,5 х 49,5 см.
Коллекция Лили Броштейн, Нью-Йорк.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с гитарой. Бумага, смешанная техника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1960-е гг. Галерея «Долгоруковская, 29», ранее называлась
Галерея «Романовъ» Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карты. 1989 г. Холст, масло. 60 х 60 см. Галерея ART MOST, Париж.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1990 г. Холст, масло, коллаж. 100 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Прикуп. Как говорят при игре в преферанс – «Знал бы прикуп…»
В.Н. Немухин (1925-2016). Рыба с колоннами. 1990 г. Холст, масло, гипс и песок. 60 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Рыба на колесах. 2005 г. Бумага, смешанная техника. 59 х 73 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Дама. 1991 г. Картон, акрил, пастель. 60 х 80 см.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. Кёльн. Бумага, цветные карандаши. 29,5 х 19,8 см.
Частное собрание.
Владимир Николаевич Немухин. Фотография 1990-е гг.
Владимир Николаевич Немухин умер 18 апреля 2016 года в Москве на 91-м году жизни. 21 апреля в храме Ильи Пророка во 2-м Обыденском переулке прошло отпевание Владимира Немухина. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Надгробие на могиле В.Н. Немухина на Ваганьковском кладбище в Москве. (уч. 39)
Творческий багаж В.Н. Немухина насчитывает более 1200 картин, более 2000 рисунков и более 50 скульптур. Крупнейшим собранием его работ (около 100), включая вещи раннего периода, 1960-х годов, является собрание художников-нонконформистов Нортона Доджа, которое представлено в американском Музее Циммерли, штат Нью-Джерси в США. Произведения Немухина вошли в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи (Москва), они хранятся в Московском музее современного искусства (Петровка,25); Музее Метрополитен и Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке (США); Музее современного искусства Людвига в Кёльне (Германия), а также в отечественных и зарубежных частных собраниях.
1. Владимир Немухин. Монография. Коллектив авторов: Сергей Кусков, Галена Маневич и др. Под редакцией Бар-Гера. Published by Erfurt, Druckerei Fortschritt, 1987. 2. Марк Уральский. Немухинские монологи. Портрет художника в интерьере. Москва, Издательство «Бонфи», 1999 г.
3. Владимир Немухин. Скульптура. Каталог выставки. Галерея «Романовъ». Москва, Издательство «Бонфи», 2010 г. - 132 с., ил. 4. Владимир Немухин. Живопись, графика, скульптура, фарфор. Москва, Издательство «Бонфи», 2012 г. - 392 с., ил; 31 х 25,5 см.
С. Кусков. Владимир Немухин. Редактор-составитель А. Глезер. Третья волна, Москва.
Библиотека нового русского искусства, Париж, 1992 г. - 206 с., ил.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 83, 143-144, 439 и др.