Московский художник Владимир Николаевич Немухин (1925-2016) считается одним из лидеров так называемых нонконформистов, которые были дискредитированы официальной советской культурной политикой вплоть до восьмидесятых годов из-за своего обращения к абстракции, как к слишком «западному». Работы Немухина характеризуются абстрактно-образной манерой изложения. Большое влияние на него оказали, в частности, работы Пабло Пикассо. Как и Пикассо, Немухин демонстрирует широкий спектр виртуозно освоенных приемов, с помощью которых он играет в азартные игры. С 1965 года игральная карта постоянно появляется в его работах в качестве декорации. Художник очень узнаваемый: его фирменные пасьянсы, карточные столы, медвежьи шкуры, валеты, дамы и скульптуры запоминаются с первого раза. В 1990-х годах Немухин подолгу жил в Германии в г. Ратинген, Северный Рейн-Вестфалия, недалеко от Дюссельдорфа.
Владимир Немухин в своей мастерской на Тверской-Ямской улице.
Москва, 1978 г. Фотография Игоря Пальмина.
Владимир Немухин – один из главных инициаторов «неомодернизма», того «незавершенного модернистского проекта», который возобновился в России в период «хрущеской оттепели». С точки зрения Немухина, в искусстве есть место для «негодования», которое может быть выражено наиболее драматично в абстрактной форме. Это мнение ставит под сомнение идею аполитичности абстракции. В своем восприятии соцреализма как «самозванства» Немухин солидарен с Малевичем и Родченко; подобно им, ему удалось передать это чувство в серии работ, «иконических» в контексте его раннего творчества. Язык сезанизма и кубизма Немухин освоил уже в середине 1940-х годов, а конфликт с соцреализмом возник у него в эпоху оттепели, причем, не без влияния той живописной раскрепощенности, к которой он приобщился на Американской национальной выставке в 1959 году.
Буклет Американской национальной выставки в Москве. Сокольники, лето 1959 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карты на столе с инкрустацией (Cards on a Marquetry Table).
1966 г. Холст, масло, темпера и коллаж из игральных карт. 110 x 89 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1988 г. Холст, масло, игральные карты,
воск, шпон дерева и разрезы на холсте. 70 х 62 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г.
Лот продан за GBP 22.500 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1988-1989 гг. Холст, масло, смешанная техника.
100 х 82 см. Аукцион ArtSale.info № 204, 24–30 января 2024 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер № 5. 1988 г. Холст, масло, смешанная техника.
110,5 х 86 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 12.000-18.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Человек с картами. 1989 г. Бумага, смешанная техника. 54,5 х 52,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2019 г.
Эстимейт 106.000 – 150.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вечерний пасьянс. 1988 г. Холст, масло. 98 х 94 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2016 г. Эстимейт $8.000 – 12.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет «Дело № 3». 1989 г. Бумага, темпера, коллаж. 74 х 59 см.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1989 г. Бумага, темпера. 79 х 66 см.
Коллекция Александра Кроника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет «Марк» (Шагал?) 1989 г. Бумага, пастель. 27 х 22 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 375.000 – 425.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в «Петуха». 1989 г. Бумага, смешанная техника.
50 х 70 см. Коллекция Арсена Мартиросяна.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. 1989 г. Картон, смешанная техника (гуашь, нитки, игральная карта).
71 х 79 см. Аукцион VAN HAM Kunstauktionen GmbH Co. KG, Кёльн, 2014 г. Лот продан за EUR 3.870 евро.
В.Н. Немухин (1925-2016). Нетто - Брутто. 1989 г. Дерево, карандаш, акрил, бечевка, игральные карты
и муслин. 99 x 98 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 32.500 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Воспоминания о Лианозово. 1989 г. Холст, смешанная техника, масло.
72 х 80 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Банки. Игра в карты на пляже. 1989 г. Холст, темпера, коллаж. 72,5 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва. Коллекция Виктора Минчина.
В.Н. Немухин (1925-2016). Воздушный змей. 1989 г. Картон, смешанная техника. 71,5 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ветер. 1989 г. Бумага, цветные карандаши. 43,8 х 41 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В гостях у Глезера. На снимке (слева направо): Владимир Немухин, Вячеслав Калинин,
Александр Глезер. Фото 1974 г.
В начале 1990-х годов пластическая мысль Немухина неистощима в изобретении все новых способов применения излюбленного визуального акцента. Формальное и семантическое многообразие пасьянсов, раскладываемых в пространстве, созданном живописцем, не могло также не привлечь внимание самого игрока к возможностям игрового поля. Он часто включает в сюжет игральную карту, как бы приглашая нас в свою «большую игру в жизни». Нередко Немухин отождествляет живописную плоскость с карточным столом – квадратным, овальным или круглым, – и форма начинает определять стилистическую логику композиции, в которой художник выстраивает параллели то с синтетическим кубизмом, то с супрематизмом, то с неодадаизмом.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный стол. 1990 г. Холст, масло, коллаж. 99,5 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный столик с прикупом. 1991. Дерево, масло. 100 х 100 см.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1990 г. Холст, масло. 120 х 100 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный столик и семерка пик. 1991 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 15.000 – 20.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1989 г. Холст, масло, игральные карты. 100 х 100 см.
Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ломберный стол. 1989 г. Холст, смешанная техника.100,5 x 100,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г. Лот продан за GBP 27.500 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Большой белый ломберный стол. 1991 г. Холст, акрил, коллаж, шпон.
130 x 125 см. Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1989 г. Холст, графитный карандаш, акрил, коллаж
из шпона и игральных карт, прорези. 120 х 120 см. https://auction.artinvestment.ru
В.Н. Немухин (1925-2016). Черное и Красное. 1989 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с игральными картами. 1989 г. Картон, смешанная техника.
Коллаж. 41 х 36 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с тремя тузами. 1989 г. Холст, акрил, коллаж. 32 х 40 см.
Коллекция Александра Кроника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с игральными картами. 1989 г. Холст, масло, смешанная техника.
24 х 29,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция на оранжевом. Из цикла «Супрематизм». 1989 г.
Бумага canson, пастель, белила. 42 х 34 см. Галерея «Веллум», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция № 3. 1989 г. Бумага, смешанная техника, масло,
бечевка, игральные карты. 60 х 40 см. Художественная галерея Давидяна, Дюссельдорф.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с лицом. 1989 г. Бумага, цветные карандаши.
43 х 34 см. Частное собрание.
Владимир Немухин и Владислав Провоторов на «Выставке портрета» в Горкоме графиков. Москва, 1977 г.
Немухин уверен, что, по его словам «именно благодаря картам возникло видение, не имевшее к ним прямого отношения. Их свойства и связанные с ними ассоциации более чем очевидны. Но если круг и квадрат - фигуры сознания, то карты – нет. Это чужое, абсолютно независимое. Как кошка. Я ведь уже несколько раз пытался уйти от карт. Не тут-то было: они меня снова находят». Сказанное - ключ к пониманию того, что карты в его композициях функционируют не как карты, а как следы карт. С другой стороны, интенсивность белого цвета в работах Немухина начала 1980-х годов значительно возросла. Благодаря этому выбеливанию, возникло оптическое напряжение, как будто бы предназначенное для обесцвечивания расхожих представлений о том, что цвет (разумеется, красный) – «великая сила». Немухин никогда не пытался вступить в Союз художников. И понятно почему. Ведь если в его картинах из-под живописного красочного слоя проступают следы карт, то у официальных художников - это следы власти.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Семерка. 1989 г. Бумага, смешанная техника. 34х36 см. 2. Семерка. 1989 г.
Бумага, смешанная техника. 42х42 см. Обе - Галерея VLADEY, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Рубашка на пляже. 1989 г. Холст на картоне, смешанная техника, 33 х 48 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2016 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Четверка. 1990 г. Коллаж с открытками, маслом и карандашом на холсте.
100 х 100 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстрактная композиция (День – Ночь). 1990 г.
Бумага, карандаш, пастель. 50 35 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Гитара. 1990 г. Картон, гуашь, карандаш, коллаж с игральной картой. 40,5х30,5 см. Аукцион МакДуглас, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 2.500 - 3.000 фунтов. 2. Туз пик. 1992 г. Бумага, карандаш, уголь, акварель, гуашь и игральная карта, 79,4x58,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 4.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Белая карта. 1989-1990 г. Холст, смешанная техника, прорези.
120,5 х 96 см. Частное собрание.
Насчет того, что Немухин был первооткрывателем картин с разрезами холста, я был неправ. Оказывается был такой интересный мастер европейского авангарда 1950-1960-х годов, итальянский художник Лучо Фонтана (1899-1968), стремившийся преодолеть, «прорвать» традиционное пространство картины. Но Фонтана здесь не причем. В начале 1960-х годов на московской помойке был найден старинный ломберный стол со следами ножевых увечий: по-видимому, на нем резали колбасу. Немухин воспроизвел этот эффект путем многократного нанесения красочного слоя по обе стороны от разреза. Он использовал этот прием как важный формально-декоративный композиционный элемент, добавляющий гармонии, экспрессии и динамики.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Джокер. 1990 г. Бумага, графитный карандаш, восковые мелки, темпера, коллаж. 64,8х59,6 см. Музей Анатолия Зверева, Москва. 2. Джокер. 1992 г. Бумага, картон, аппликация. 70х50 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в «Петуха». 1990 г. Бумага, цветные карандаши.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1990 г. Холст, графитный карандаш, акрил, коллаж.
100 х 100 см. Московский аукционный дом, 2024 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Дама, семерка, туз. 1990-е гг. Картон, гуашь, коллаж. 55 х 53 см.
Музей русского импрессионизма, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Супер-слон. 1990 г. Картон, смешанная техника. 67 х 54 см.
Коллекция Александра Кроника.
На снимке (слева направо): Борис Жутовский, Илья Кабаков, Владимир Немухин. На выставке
в Горкоме графиков. Москва, 1978 г.
В своих работах Немухин часто обращался к трехмерным абстракциям, биоморфным или геометрическим композициям. Скульптурное наследие Владимира Немухина представляет собой «мемориальные композиции» – оммажи. Свои объекты Немухин посвящал художникам-современникам, иногда – особо важным для него фигурам истории искусства. Сам он так писал об этих работах: «Мой путь в скульптуре – это минималистская школа, где искусство сведено к своей основной сущности, к „простым формам“ – кубу, шару, конусу, пирамиде... Оно абстрактно и объективно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. – это чистая скульптура, здесь форма работает сама по себе и сама за себя… Вступая между собой в пластическое взаимодействие, простые геометрические фигуры образуют особого рода объемные состояния, которые на ассоциативном уровне воспринимаются мной как образы людей, близких мне по жизни или по духу».
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Полю Сезанну. 1989 г. Бронза, литье. 21,1 х 27,7 х 27,7 см.
Московский музей современного искусств на Петровке, 25.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение писателю Алексею Ремизову. 1989 г. Металл. 39 х 38 х 41,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Набор из 4-х тарелок. Серия «Карты». 1990-е гг. Фарфор. Диаметр 30,5 см.
Фабрика Villeroy & Boch, Германия. Собрание Альберто Сандретти.
В фарфоре Немухин работал много, пожалуй, больше, чем кто-либо из шестидесятников. Работы, выполненные по его моделям и расписанные вручную по его эскизам, выходили в Люксембурге, России, Германии. Да, собственно, и сам авторский фарфор второго русского авангарда начался в 1990-х именно с его четырех тарелок, созданных в технике деколи по эскизам 1970-х. «Мой интерес к -художественному фарфору, - говорил Владимир Николаевич, - зародился давно, когда я углубленно осваивал опыт первого русского авангарда. Идеологическую важность “агитационного фарфора” я никак не ощущал, как, впрочем, и все ценители этого вида искусства. Меня интересовала сугубо эстетическая проблематика, революционные подходы, приемы, методология работы с этим материалом»
В.Н. Немухин (1925-2016). Набор из 4-х тарелок. Серия «Карты». Бубновый валет. 1990-е г. Фарфор. D=30,5 см.
Фабрика Villeroy & Boch, Германия. Собрание Альберто Сандретти.
В.Н. Немухин (1925-2016). Набор из 4-х тарелок. Серия «Карты». Джокер. 1990-е г. Фарфор. D=30,5 см.
Фабрика Villeroy & Boch, Германия. Собрание Альберто Сандретти.
В.Н. Немухин (1925-2016). Набор из 4-х тарелок. Серия «Карты». Туз. 1990-е г. Фарфор. D=30,5 см.
Фабрика Villeroy & Boch, Германия. Собрание Альберто Сандретти.
В.Н. Немухин (1925-2016). Набор из 4-х тарелок. Серия «Карты». Бубна. 1990-е г. Фарфор. D=30,5 см.
Фабрика Villeroy & Boch, Германия. Собрание Альберто Сандретти.
Персональная выставка Владимира Немухина в Третьяковской галерее. Художники Владимир Немухин
и Дмитрий Плавинский. Москва, 1990 г.
В 1990 году по приглашению немецких коллекционеров Кенды и Якоба Бар‐Гера Немухин вместе с семьей переехал в Германию, в Кёльн. В 1993–2005 годах Немухин жил в г. Ратинген, Северный Рейн-Вестфалия, недалеко от Дюссельдорфа, периодически приезжая на родину. Немухин писал о своем творчестве: «В Рейнской области Германии, где я подолгу жил, все вокруг предельно уплотнено, поджато друг к другу…Мне хотелось понять, чем был для конкретного художника исход из России - первая волна, вторая, третья, четвертая, и есть ли в этих волнах нечто общее. Кто уезжал от режима, кто-то ехал за романтикой, третьи спасались от нищеты, четвертые - в поисках себя. Кто-то уезжал навсегда, мы с семьей уезжали, не зная, на сколько едем». В 2005 году Немухин вернулся в Россию.
Немухин (1925-2016). Дюссельдорф. Натюрморт. 1992 г. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Квартира образцового порядка. 1991 г.
Бумага, смешанная техника, коллаж. 53 х 41 см.
Петербургский аукционный дом, Санкт-Петербург, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1991 г. Карандаш, тушь, перо, гуашь,
пастель, коллаж, 70 х 50 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Прикуп. 1991 г. Бумага, смешанная техника, коллаж. 50х35 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2016 г. 2. Прикуп.1991 г. Бумага, масло, коллаж, смешанная техника. 64x50 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 10.000 – 12.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет-мишень (Bube Zielscheibe). 1992 г.
Картон, смешанная техника, коллаж. 79,5 x 60 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет. 1991 г. Бумага, смешанная техника. 78,7 х 58,4 см.
Галерея Мими Ферцт, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1992 г. Бумага, смешанная техника. 80 х 88 см.
Аукцион «Гелос», Москва, 2011 г. Лот продан за 850.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Казимир Малевич. 1992 г. Холст, масло. 66 x 51 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2024 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет Марк Шагал. Париж, 1992 г. Бумага, пастель. 79 х 62,5 см.
Галерея классического искусства «Antonija», Рига, 2007 г. Эстимейт 10.000 лат.
«В. Немухин, 92. Париж», так подписана эта картина на сайте рижского аукциона «Antonija». А был ли Владимир Николаевич в Париже? Вопрос, конечно, интересный. Ни в одной биографии Немухина этот факт не подтверждается. Однако, в книге Марка Уральского «Немухинские монологи» (1999) художник мельком упоминает, как «в 88 году носился по Парижу с утра до ночи». И еще, в 1992 году в Париже состоялась его выставка. Вот ее постер. А доехать из Дюссельдорфа в Париж можно за 4 часа на поезде.
Плакат выставки Владимира Немухина в Galerie Simoncini в Париже. 1992 г.
Кроме того, в 2018 году г-жа Галина Немухина передала в дар Центру Жоржа Помпиду в Париже 7 ранних рисунков Владимира Немухина 1959-1965 годов, но на сайте музея рисунки отсутствуют. Снова вопрос по биографии. С Лидией Мастерковой Немухин прожил в гражданском браке 14 лет с 1954 по 1968 год, но про дочь ни слова. И только опять в «Немухинских монологах» краткое упоминание о жене и дочери: «Близких уже нет, кроме жены и дочки». Книга писалась в 1999 году, а Лидия Мастеркова умерла в деревне Сан-Лоран в трехстах километрах от Парижа, в 2008 г. (https://vm.ru/news/380957-tajna-zhizni-vladimira-nemuhina)
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет 1920-х годов. 1992 г. Бумага, пастель, аппликация.
80 х 60 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет-мишень. 1992 г. Бумага, гуашь. 111 х 91 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет-гитарист. 1992 г. Бумага, гуашь. 111 х 91 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновая дама. 1992 г. Бумага, смешанная техника.
Музей современного искусства ART4, Москва.
Владимир Немухин, Николай Смирнов, Виталий Линицкий, Виталий Длугий на монтаже
«Выставки портрета» в Горкоме графиков. Москва, 1977 г.
А помните ли вы эти пластиковые треугольные пакеты с молоком по 16 коп. за 0,5 литра?
Молоко 0,5 л. по 16 коп. в СССР. Конструктивистская упаковка тетра-пак.
В начале 1990-х годов к традиционным для Немухина деревянным скульптурам, бронзовым отливкам и фарфоровым авторским тарелкам добавилась малотиражная фарфоровая скульптура. В Германии с его деревянной формы был выполнен подписной тираж фарфоровых геометрических скульптур, которые на тот момент стоили около 6000 евро.
Бронзовые скульптуры Немухина на мировых аукционах выставляются с эстимейтами 25–40 тысяч долларов. Одна из самых дорогих продаж его скульптур — 60 тысяч долларов состоялась за «Посвящение Краснопевцеву» в 2007 году на аукционе MacDougall’s.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карты. 1992 г. Картон, масло, коллаж 127,5 x 95,2 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Звездный огонь. 1992 г. Холст, смешанная техника, коллаж.
130,8 x 119,4 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с газетой «Русская мысль». 1992 г.
Бумага, смешанная техника. 80 х 60 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с гитарой и газетой «Новое русское слово».
1993 г. Бумага, смешанная техника. 78 х 59 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами и морскими раковинами. 1992 г. Холст на деревянном планшете, масло, игральные карты, морские раковины и гвозди, коллаж. 120 х 120 х 9,5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 18.000 - 25.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с раковинами. 1992 г. www.cultobzor.ru.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вероятность. 1992 г. Холст, масло, игральные карты,
смешанная техника. 72 х 80 см. Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2008 г.
Лот продан за $15.600 дол.
На снимке (слева направо): Владимир Немухин, Михаил Шварцман и Эдуард Штейнберг на выставке
«Акварель. Рисунок. Эстамп» в Горкоме графиков. Москва, 1983 г.
В 1990 году Немухин исполнил работу, посвященную Марку Шагалу и, казалось бы, что логично включить эту композицию в расписываемую им тарелку, но он придумывает для своей тарелки совершенно новый образ знаменитого витебского мастера, который блестяще вписывает в круг. Этот образ стал настолько удачным, запоминающимся и знаковым, что в 2003 году, продолжая работу над серией, посвященной мастерам культуры русского авангарда, Немухин немного переработав рисунок и композицию расписанной им тарелки, создает абсолютно новый образ, который называет «Валет Всеволод Мейерхольд».
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Марк Шагал». 1991 г. Металл, эмаль, масло. D=29,5 см.
Фабрика Гарднера в Вербилках, Россия.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Посвящается памяти Казимира Малевич»». 1992 г. Фарфор.
D=31,8 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Посвящается памяти Алексея Явленского». 1992 г. Фарфор.
D=31,8 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Валет 1920-х гг.» 1992 г. Фарфор. D=31,8 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Бубновый валет». 1993 г. Фарфор. D=31,8 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «1 + 1». 1993 г. Фарфор. D=31,8 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Красное и черное». 1997 г. Фарфор. D=31,8 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Самолет». 1993 г. Фарфор. D=31,8 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Тарелка «Супер-слон». 1993 г. Фарфор. D=31,8 см. Saatchi Gallery, Лондон.
Владимир Немухин и Анатолий Зверев. Москва, 1977 г.
Помимо создания произведений искусства, Немухин также коллекционировал работы художников своего поколения. Отказавшись продавать коллекцию, которая, по его утверждению, началась с того, что художник Анатолий Зверев (1931-1986) нарисовал натюрморт во время визита в его квартиру, он вместо этого подарил его Третьяковской галерее к ее 150-летию в знак признания своих друзей. Зверев, знал Немухина очень давно и был его ближайшим другом. А Немухин всегда поддерживая Анатолия Тимофеевича, помогая ему во всем много лет, что было непросто. Немухин иронично называл Зверева «подкидышем Третьяковской галереи». Все эти годы Зверев частенько приезжал к нему, ночевал, работал, оставаясь иногда на несколько дней. Телефон Владимира Николаевича он помнил в любом состоянии.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Анатолию Звереву. 1991 г. Бронза. 26,5 х 26,7 х 28,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Джокер). 1993 г. Бумага, смешанная техника,
Коллаж. 65 х 45 см. Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева,
Владивосток.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 1994 г. Бумага, смешанная техника.
Коллаж. 80 х 60 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Гитарист. 1993 г. Бумага, темпера, карандаш, карты.
60 х 50 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Джокер в распаде). 1992 г. www.cultobzor.ru.
В.Н. Немухин (1925-2016). Покер на берегу. 1992 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Галерея Мими Фертц, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Луна в Лианозово. 1994 г. Холст, мало. 100х100 см. Галерея «Уникум», Пермь.
2. Луна в Лианозово. 1996 г. Холст, мало. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с черным кругом. 1992 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с домиком. 1995 г. Коллекций Михаила Алшибая.
В.Н. Немухин (1925-2016). Супер-слон. 1993 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Кошка держит в зубах карту. 1994 г. Бумага, смешанная техника. 49 х 58 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2004 г. Лот продан за GBP 2.000 фунтов.
Владимир Немухин и Эдуард Штейнберг в мастерской Владимира Немухина и Николая Вечтомова.
Москва, 1985 г.
Из интервью Владимира Немухина, 2005 г.
«Сегодняшний зритель должен быть подготовлен к современному искусству. Разобраться непросто, поэтому важно воспитание дома, в школе. Помню, меня отец впервые повел в Третьяковскую галерею, когда мне было девять лет. Он мне много рассказывал о картине, где Иван Грозный убивает своего сына. Увидев этот "ужас", я потерял сознание. Я художник. Знаю, за что надо любить Репина, а за что Малевича. Второй ассоциируется только с "Черным квадратом". Что это: искусство или не искусство? Конечно искусство. В искусстве форма - это двигатель. И Репин ею пользовался, но другой. А что делать простому человеку, не профессионалу? Даже художник должен знать, за что он любит Репина, и не идти на поводке, который создан хрестоматийной литературой. Не нужно впадать в трансы. Ах, черный квадрат, что это значит? Нужно думать: а что было между этим и этим. Что было тогда и сейчас».
1. К.С. Малевич (1879-1935). Автопортрет. 1933 г. Холст, масло. 73х66 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2. В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Малевичу. 1995 г. Печать на холсте, ручная раскраска, акрил, пластмассовый кубик, ассамбляж. 40х35,2х8,3 см. AI Аукцион, Москва, 2017 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Малевичу (Земля и воля). 1997 г. Бумага, цветные карандаши.
49,5 х 49,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картой. 1995 г. Бумага на холсте, акрил, коллаж. 50 х 60 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Кресты. 1995 г. Бумага, смешанная техника. 50 х 50 см.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картой. 1995 гг. Бумага на холсте, акрил, коллаж. 50 х 60 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картой. 1995 г. Холст, акрил. 51,5 х 60 см.\
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с треугольником. 1994 г. Холст, масло, коллаж. 70 х 70 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Затмение (Авторский вариант работы 1990 года). 1995 г.
Холст, акрил, коллаж 40 х 35 см. Частное собрание.
Среди тем, затронутых левыми модернистами (футуристами и дадаистами) в 1910-х годах, тема солнечного затмения играла особую роль. Формальные характеристики «Черного квадрата» Малевича родились в эскизах к пьесе «Победа над солнцем», а в картине «Частичное затмение» черный прямоугольник навис над фактурным портретом Моны Лизы как весть о приближении новой социальной (а значит, и культурной) эпохи. В 1960-х годах отношение Немухина к солнцу было «ван гоговским»: как-то, лежа на пляже, он написал солнце сорок раз, насмотревшись на него до «потери зрения, к счастью, на время». «Затмение» (в своей первой версии) сделано в Германии в 1990 году, накануне развала СССР. Черный круг заслоняет солнце, как бы оповещая, что его больше нет. Игральные карты складываются в узнаваемый образ мавзолея и закрывают его, учитывая призывы к его закрытию в момент написания картины.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция c кругом. 1993 г. Холст, акрил, коллаж.
76 х 51 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Фотопортрет Владимира Немухина, 1989 г. Фотограф Лев Мелихов.
В работе Немухина «Лабиринт» скупость пластического решения нельзя возместить богатством красок, поэтому их всего две - синяя и красная. «Лабиринт» - наглядный пример геометрического соблазна. Здесь нет ошибок в том смысле, что геометрическое искусство – это, в конце концов, не геометрия, где (как и в любой «точной» науке) есть критерий истинного и ложного. Всё лишнее заключено в скобки и как бы теряет очертания. Еще мгновение, и истина предстанет перед художником в полуобнаженном виде, как Свобода на баррикадах в картине Делакруа. Так или иначе, удовольствие от геометризма – не пустой звук. Быть может потому, что зритель обретает возможность додумывать и мысленно завершать начатое художником движение к выходу из лабиринта. В середине 1980-х годов это понятие утратило прежний смысл. Минотавр стал иконой гламура.
В.Н. Немухин (1925-2016). Лабиринт. 1996 г. Холст, акрил. 29 х 30 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Эйнштейн. 1995 г. Холст, печать, пуговица, акрил,
смешанная техника, коллаж. 40 х 28 см. KGallery, Columbus, штат Огайо, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1-2. Диптих «Бубновый валет». 1996 г. Чертежная бумага, гуашь, карандаш. 30,3 х 23,3 см. (каждая). Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с тарным ящиком. 1996 г. Холст, масло, карандаш и коллаж
с портсигаром, игральными картами и тканью. 50 на 45 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 11.700 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Валет. 1996 г. Бумага, акварель, 58 х 38 см.
Аукцион «В Никитском», Москва, 2020 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ломберный стол. 1996 г. Холст, акрил, коллаж, 23 x 31 см. www.artocratia.ru.
В.Н. Немухин (1925-2016). Два валета. 1996 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Две дамы. 1996 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Портрет. Скульптура. 1996 г. Дерево.
В.Н. Немухин (1925-2016). Консервный нож. 1993 г. Бронза. 21 х 10,5 х 3,5 см.
AI Аукцион, Москва, 2015 г. Цена 200.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Светило). 1996 г. Дерево.
Владимир Николаевич Немухин. 1998 г. Фото Виктора Великжанина, ТАСС
Картины Владимира Немухина никакого мира — ни окружающего, ни трансцендентного — не представляют. Они бессюжетны. Он не выразитель идей, связанных с подпольем и жизнью в изоляции от мира. Его картины передают состояние оттепельной раскрытости, когда у художников хотя бы в своем воображении появилась возможность себя и свою работу отождествить с нормами общечеловеческой культуры того времени.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 83, 143-144, 439 и др.