Неизвестный художник. Портрет Аньоло Бронзино (1503-1572).
Аньоло Бронзино (1503-1572) - итальянский живописец эпохи Возрождения флорентийской школы, один из центральных представителей маньеризма. Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком, хорошо знал труды великих соотечественников-гуманистов Данте и Петрарки. Он писал стихи и был членом Флорентийской академии. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей - члены семейства Медичи, придворным живописцем, которого он был в течение 30 лет. Бронзино умер во Флоренции в 1572 г. В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живёт, как жил Бронзино…».
Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) родился 17 ноября 1503 года в Монтичелли близ Флоренции. Иногда его называют Анджело Аллори (на самом деле это имя принадлежит наиболее известному из его учеников). Бронзино происходил из бедной семьи, он был сын мясника. Сначала учился у Раффаэллино дель Гарбо (1470-1524), а после был любимым учеником и помощником у Якопо Понтормо (1494-1557). В своем творчестве испытал влияние Микеланджело.
Бронзино (1503-1572). Христос с ангелом. Фреска в картезианском монастыре Чертоза-дель-Галуццо,
большой монастырский коридор. 1525-1526 гг.
Бронзино (1503-1572). Святой Бенедикт бросается голым в терновый куст, Святой Бенедикт приказывает
ворону забрать отравленный хлеб. Фреска. 220 х 374 см. Картезианский монастырь Чертоза-дель-Галуццо.
1525-1526 гг.
В 1520-е годы Бронзино участвует в важнейших флорентийских работах - от фресок в монастыре Чертозе дель Галлуццо до блестящей декорации капеллы Каппони в церкви Санта Феличита. Когда в 1522 году во Флоренции разразилась чума, Понтормо отвез Бронзино в монастырь Чертоза-дель-Галуццо, где они вместе расписывали фресками картезианский монастырь. Ранний образец кисти Бронзино обнаружили в капелле Каппони в церкви Санта-Феличита у моста Понте Веккьо во Флоренции. Понтормо спроектировал интерьер и выполнил алтарный образ, виртуозное «Снятие с Креста» (1525-1528) и фреску на боковой стене «Благовещение». Бронзино, по-видимому, еще приписали фрески на куполе, которые не сохранились. Из четырех круглых тондо, изображающих каждого из евангелистов, два, по словам Вазари, были написаны Бронзино.
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. 1525-1528 гг. Дерево, масло. 313 х 192 см.
Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренции. Ныне в Галерее Уффици.
Бронзино (1503-1572). Святой Марк Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Святой Иоанн Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Пьета, или Мёртвый Христос с Богоматерью и Марией Магдалиной.
1529 г. Дерево, масло. 115 х 100 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Святое семейство со Святой Елизаветой и Святым Иоанном.
1527-1528 гг. Дерево, масло. 101,3 х 78,7 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодого человека в черном с книгой в руках.
1525-1527 гг. Дерево, масло. 93,9 х 78,1 см. Местонахождение неизвестно.
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Портрет Лоренцо Ленци. 1527-1535 гг.
Дерево, масло. 98 х 73 см. Пинакотека Замка Сфорцеско, Милан.
Портрет ранее приписывался кисти Аньоло Бронзини.
Джироламо Генга (1476-1551). Фреска на потолке: Карл V прибывает в Сан-Петронио в Болонье
на императорскую коронацию в 1530 году. Вилла Империале, Пезаро.
В 1530 году Бронзино был приглашен в Пезаро ко двору семьи Герцогов Урбино Делла Ровере, где создает религиозные и мифологические фрески на вилле Империале в сотрудничестве с братьями Досси и Джироламо Генга. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» (1531-1532). Это было решающее время для Бронзино, поскольку он начал приобретать репутацию, работая на герцога Урбино, но через два года он вернулся во Флоренцию и завершил свою собственную фреску, а также начинает писать портреты, вырабатывая свой стиль, отличающийся от Понтормо колористической гаммой и манерой письма, гладкой, почти эмалевой.
Бронзино (1503-1572). Состязание Аполлона и Марсия. 1531-1532 гг. Дерево, перенес. на холст, масло.
48 х 119 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бронзино (1503-1572). Состязание Аполлона и Марсия. Фрагмент. 1531-1532 гг. Дерево, перенес. на холст,
масло. 48 х 119 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бронзино (1503-1572). Женский портрет (Дочь Маттео Софферони?). 1530-1532 гг.
Дерево (тополь), масло. 76,6 х 66,2 см. Королевская коллекция, Лондон.
Бронзино (1503-1572). Портрет дамы в красном (Франческа Сальвиати?) 1533 г.
Дерево (тополь), смешанная техника. 89,8 х 70,5 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Эта картина - одно из самых важных произведений итальянской портретной живописи маньеристов. Она демонстрирует раннее мастерство Аньоло Бронзино, близкого по духу любимого ученика Понтормо, которому ошибочно приписали портрет. Молодая женщина, вероятно, принадлежала к одной из ведущих флорентийских семей. Ее уверенность в себе и высокий социальный статус находят выражение в смелой композиции картины: расположение подлокотника параллельно нижнему краю и оригинальное освещение как фигуры, так и архитектурного фона помогают удерживать зрителя на должном расстоянии.
Бронзино (1503-1572). Портрет Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского. 1532 г.
Дерево, масло. 114 х 86 см. Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодого человека с лютней. 1530-1532 гг.
Дерево, темпера. 94 х 79 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодого человека с книгой. 1530-1539 гг.
Дерево, масло. 95,6 х 74,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бронзино (1503-1572). Портрет Козимо I Медичи. 1537 г. Дерево, перенес. на холст,
масло, 117,5 х 87,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бронзино (1503-1572). Портрет Козимо I де Медичи в образе Орфея. 1537-1539 гг.
Холст, масло. 93,7 x 76,4 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Бронзино (1503-1572). Святой Себастьян. 1533 г. Дерево, масло. 87 х 76,5 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Бронзино (1503-1572). Поклонение пастухов. 1535-1540 гг. Дерево (тополь), масло.
65,3 х 46,7 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бронзино (1503-1572). Поклонение пастухов. Фрагмент (1). 1535-1540 гг. Дерево (тополь), масло.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бронзино (1503-1572). Поклонение пастухов. Фрагмент (1). 1535-1540 гг.
Дерево (тополь), масло. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
С 1525 по 1535 годы под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому точно определить их авторство очень сложно. Уже в это время Бронзино настолько глубоко усвоил стиль Понтормо, что даже сегодня среди критиков нет единого мнения о том, какие из работ следует отнести к мастеру, а какие - к ученику. К партнерству художников также принадлежит «Пигмалион и Галатея» (1529-1530) из Галереи Уффици.
Бронзино (1503-1572). Пигмалион и Галатея. 1529-1530 гг. Холст, масло. 81 х 63 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Мадонна с Младенцем, Святым Иоанном Крестителем и Святой Елизаветой.
1540 г. Дерево, масло. 101,6 х 81,3 см. Национальная галерея, Лондон.
Бронзино (1503-1572). Святое Семейство с младенцем Иоанном Крестителем. 1540 г.
Дерево, масло. 117 х 93 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Святое Семейство с младенцем Иоанном Крестителем.
Фрагмент с гербом заказчика. 1540 г. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1540 г.
Дерево (тополь), масло. 62,5 х 48,8 см. Детройтский институт искусств, США.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодой дамы с сыном 1540 г. Дерево, масло.
99,5 х 76 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Бронзино (1503-1572). Бартоломео Панчиатики. 1540 г. Дерево, масло. 104 х 85 см.
Галерея Уффици, Флоренция. На портрете Бартоломео 33 года!
Бронзино (1503-1572). Лукреция Панчиатики. 1540 г. Дерево, масло. 101 х 82,8 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Лукреция Панчиатики – знатная дама флорентийского рода Пуччи, супруга Бартоломео Панчиатики,
политика и посла при дворе французского короля. Портрет был заказан мужем в качестве парного.
Бронзино (1503-1572). Портрет Костанции да Соммайя (Costanza da Sommaia).
1540 г. Дерево, масло. 43,2 х 28,9 см. Детройтский институт искусств, США.
Бронзино (1503-1572). Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна. 1540-1546 гг.
Дерево, масло. 115 х 53 см. Пинакотека Брера, Милан.
Андреа Дориа (1466-1560) – адмирал, командующий генуэзским флотом, воевал на Средиземном море с турками и пиратами. Служил французскому королю Франциску I, а затем и Карлу V. В честь Андреа Дориа названы несколько современных военных кораблей и туристический лайнер.
Бронзино (1503-1572). Портрет Уголино Мартелли. 1540 г. Дерево, масло. 102 х 85 см.
Берлинская государственная картинная галерея.
Уголино Мартелли (1519-1592) - представитель старой флорентийской аристократии XVI века, гуманист,
выразивший новые идеи о человеке и мире, политик-республиканец.
Придворный художник Медичи
В 1533 году Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи, где получил покровительство герцога Тосканского Козимо Медичи после создания декораций для свадьбы герцога с Элеонорой Толедской. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В 1537 году он вступил в гильдию Святого Луки и во флорентийскую Академию.
Бронзино (1503-1572). Фрески капеллы Элеоноры Толедской. Роспись потолка, в центре – Троица.
490 х 385 см. 1540-1541 гг. Палаццо Веккьо, Флоренции.
Бронзино (1503-1572). Переход израильтян через Красное море. Фреска. 320 х 490 см. 1540-1545 гг.
Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Переход израильтян через Красное море. Фрагмент фрески (1).
1540-1545 гг. Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Переход израильтян через Красное море. Фрагмент фрески (2). 1540-1545 гг.
Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Переход израильтян через Красное море. Фрагмент фрески (3).
1540-1545 гг. Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Гирлянда с ангелами, Моисей иссекает воду из скалы и Падение манны небесной.
Фрески. 1540-1545 гг. Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Моисей иссекает воду из скалы. Левая часть фрески (1).
1540-1545 гг. Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Моисей иссекает воду из скалы. Левая часть фрески (2).
1540-1545 гг. Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Падение манны небесной. Правая часть фрески. 300 х 175 см.
1540-1545 гг. Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Поклонение медному змию. Фреска. 300 х 380 см. 1540-1545 гг.
Капелла Элеоноры Толедской. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Аллегория триумфа Венеры с Амуром. 1545 г. Дерево, масло.
146,1 х 116,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Как рассказывает Джорджо Вазари: «Бронзино сделал картину исключительной красоты, которую отправили во Францию к королю Франциску, на которой была Венера с Купидоном, который целовал ее, и удовольствие, с одной стороны, и игра с другими любовью, а с другой - ревность и другие страсти любви».
Бронзино (1503-1572). Аллегория триумфа Венеры с Амуром. Фрагмент (1).
1545 г. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Бронзино (1503-1572). Аллегория триумфа Венеры с Амуром. Фрагмент (2).
1545 г. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Вернувшись на родину и оказавшись привлеченным к созданию декораций по случаю бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской (1539), Бронзино становится любимым художником двора, отчасти и благодаря своим литературным талантам. Блестящий интерпретатор холодного и строгого этикета, царившего при дворе великого герцога, Бронзино - одна из отправных точек для развития европейского маньеризма: его композиция «Положение во гроб» была отправлена Козимо I кардиналу Гранвелле, могущественному министру Карла V.
Бронзино (1503-1572). Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Флоренция. 1542-1545 гг.
Бронзино (1503-1572). Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Флоренция. 1542-1545 гг.
Бронзино (1503-1572). Снятие с креста (Положение во гроб). Первая версия. 1540-1545 гг.
Дерево, масло. 268 х 173 см. Музей изящных искусств и археологии Безансона, Франция.
Бронзино (1503-1572). Снятие с креста (Положение во гроб). Первая версия.
Фрагмент (1) в центре. 1540-1545 гг. Дерево, масло.
Музей изящных искусств и археологии Безансона, Франция.
Бронзино (1503-1572). Снятие с креста (Положение во гроб). Первая версия.
Фрагмент (2) слева. 1540-1545 гг. Дерево, масло.
Музей изящных искусств и археологии Безансона, Франция.
Бронзино (1503-1572). 1. Благовещение. 1545 г. Дерево, масло. 152х55 см. 2. Святой Иоанн Креститель. 1543-1545 гг. Дерево, масло. 154х53 см. Центр Гетти, Лос-Анджелес 3. Благовещение Пресвятой Богородице. 1545 г. Дерево, масло. 160х55 см. 1 и 3 – Капелла Элеоноры Толедской, Флоренция. Ныне в Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Архангел Михаил. Фреска Капеллы Элеоноры Толедской
в Палаццо Веккьо во Флоренции. 1540-1545 гг.
Бронзино (1503-1572). Христос на кресте. 1545 г. Дерево, масло. 145 х 115 см.
Музей изящных искусств, Ницца, Франция.
Бронзино (1503-1572). Святое семейство с Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова).
Начало 1540-х гг. Холст (перевод с дерева), масло. 117 х 99 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Бронзино (1503-1572). Святое Семейство со Святой Анной и Иоанном Крестителем.
1545-1546 гг. Дерево (тополь), масло. 126,8 х 101,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Бронзино (1503-1572). Элеонора Толедская. 1543 г. Дерево, масло. 59 х 46 см.
Национальная галерея, Прага.
Бронзино (1503-1572). Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, умершей
в пятилетнем возрасте. 1542 г. Дерево, масло. 63,3 х 48 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих соотечественников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом Флорентийской академии.
Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты, например «Венера и Амур», «Глупость и Время» (1544-1545).
Бронзино (1503-1572). Портрет Козимо I Медичи в латах. 1543-1545 гг.
Дерево, масло. 74 х 58 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет Козимо I Медичи в латах. 1543-1545 гг.
Дерево, масло. 117,5 х 98,5 см. Художественная галерея Нового Южного Уэльса,
Сидней, Австралия.
Бронзино (1503-1572). Портрет Козимо I Медичи в латах. 1550 г. Дерево, масло.
94,8 х 65,2 см. Картинная галерея старых мастеров, Кассель, Германия.
Бронзино (1503-1572). Портрет девушки с книгой. 1545 г. Дерево, масло.
58 х 46,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи.
1545-1550 гг. Дерево, масло. 115 х 96 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи.
1545-1550 гг. Дерево, масло. 121,8 х 100 см. Детройтский институт искусств, США.
Бронзино (1503-1572). Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Франческо.
1549 г. Дерево, масло. Национальный музей Палаццо Реале, Пиза, Италия.
Бронзино (1503-1572). Портрет Джованни, сына Козимо I Медичи. 1545 г.
Дерево, масло. 58 х 45,4 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Гарсия де Медичи. 1550 г. Дерево, масло. 48 х 38 см.
Музей Прадо, Мадрид. Гарсия де Медичи - третий сын Козимо I Медичи
по мужской линии, наследник династии.
Бронзино (1503-1572). Стефано IV Колонна. 1546 г. Дерево, темпера. 125 х 95 см.
Национальная галерея античного искусства, Рим.
Стефано IV Колонна (ок.1490-1548) - итальянский дворянин, военачальник и литератор.
Бронзино (1503-1572). Мужчина со статуэткой. 1545-1555 гг.
Дерево, перенес. на холст, масло. 99 х 79 см. Лувр, Париж.
Бронзино (1503-1572). Портрет Джулиано ди Пьеро де Медичи. 1550-1572 гг.
Олово, масло. 15 х 12 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Во время своего пребывания в Риме в 1546-1547 гг. Бронзино познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564-1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году, которые, однако, не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, создававшиеся им для Медичи и других аристократических семей Флоренции.
Бронзино (1503-1572). Венера, Амур и Ревность. 1548-1550 гг.
Дерево (тополь), масло. 192 х 142 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бронзино (1503-1572). Женский портрет. 1550 г. Дерево, масло. 60 х 48,8 см.
Художественный музей Кливленда, США.
Бронзино (1503-1572). Портрет знатной дамы. 1550 г. Дерево, масло. 109 х 85 см.
Галерея Сабауда, Турин, Италия.
Бронзино (1503-1572). Аллегорический портрет Данте (Книга, которую он держит в руках, - это экземпляр «Божественной комедии», открытый на XXV песне «Рая»). 1530 г. Дерево, масло. 126,9 х 120 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Коллекция Сэмюэля Х. Кресса. Портрет также приписывается художнику Джованни Баттиста Нальдини (1535–1591) и датируется 1550-1591 гг. А вообще-то, на сайте НГА указано просто Флорентийский художник XVI века.
Бронзино (1503-1572). Юный Джованни Медичи 1550-1551 гг. Дерево, масло. 66,2 х 52,8 см.
Музей искусств и археологии Ашмола, Оксфорд, Англия.
Бронзино (1503-1572). Франческо I Медичи. 1551 г. Дерево, темпера. 58,5 х 41,5 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Мария Медичи. 1551 г. Дерево, масло. 52 x 38 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет мальчика дона Гарсия Медичи. 1551 г.
Дерево, масло. 43,5 x 30,5 см. Национальный музей Палаццо Манси, Лукка, Италия.
Бронзино (1503-1572). Портрет Луки Мартини. 1552 г. Дерево, темпера.
58,5 х 41,5 см. Частное собрание.
Лука Мартини (1507-1561) - итальянский инженер, академик, поэт и меценат.
Бронзино (1503-1572). Двойной портрет карлика Нано Морганте. 1552 г. Дерево, масло. Галерея Питти, Флоренция. Нано Морганте (прозвище Браччио ди Бартоло) - итальянский карлик, знаменитый придворный шут при дворе Козимо I Медичи.
В 1540-1555 годах Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них - 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. На мотивы его эскизов для шпалер создавали свои творения Джованни Рост и Николас Кархер.
В это же время Бронзино пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известным из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
В Палаццо Веккьо Бронзино оформил капеллу Элеоноры Толедской сценами «Сотворения мира» и ликами святых (1552-1553).
Бронзино (1503-1572). Положение во гроб. Вторая версия. 1553 г.
Дерево, масло. 263 х 175 см. Капелла Элеоноры Толедской.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Сошествие Христа во Ад. 1552 г. Дерево, масло.
Музей в Базилике Санта-Кроче, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Сошествие Христа во Ад. Фрагмент. 1552 г. Дерево, масло.
Музей в Базилике Санта-Кроче, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Пьерантонио Бандини. 1550-1555 гг. Дерево, масло.
106,7 x 82,5 см. Национальная галерея Канады, Оттава.
Пьерантонио Бандини (1504-1592) - видный банкир из флорентийской семьи. Фрагмент со статуэткой
античной «Венеры Медичи» напоминает о коллекции антиквариата Бандини.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодого Лодовико Каппони. 1550-1555 гг. Дерево, масло.
117 х 86 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Лодовико Каппони-младший (1534-1614) - итальянский банкир, меценат и дворянин,
представитель семейства Каппони.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодого человека. 1550-1555 гг. Дерево, масло.
85,7 x 68,6 см. Музея искусств Нельсона-Аткинса, Канзас Сити, США.
Бронзино (1503-1572). Портрет молодого человека. 1550-1555 гг. Дерево, масло.
75 х 57,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Бронзино (1503-1572). Портрет Луки Мартини. 1555 г. Дерево, масло.
Палаццо Питти. Галерея Палатина, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет герцога Козимо I Медичи. 1560 г.
Дерево, масло. 58,5 х 44.5 см. Дрезденская картинная галерея.
Бронзино (1503-1572). Пьеро Козимо Медичи ('The Gouty' - Подагрический).
1550-1570 гг. Дерево, масло. 58,4 х 45,1 см. Национальная галерея, Лондон.
Бронзино (1503-1572). Фердинанд Медичи. 1555-1565 гг. Олово, масло. 15 х 12 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Фердинанд I Медичи-младший. 1560 г. Дерево, масло.
Музей палаццо Манси, Лукка, Италия.
В искусстве Бронзино маньеризм достиг наивысшего расцвета. Его картины буквально переполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, жестко моделированы. Эти черты хорошо заметны в картинах «Пьета» (1565) и «Сошествие в Чистилище», хранящихся в галерее Уффици. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов.
Бронзино (1503-1572). Венера, Купидон и сатир. 1553-1554 гг. Дерево, масло. 135 x 231 см.
Палаццо Колонна, дворец и галерея семьи Колонна, Рим.
Бронзино (1503-1572). Венера и Купидон. 16 век. Дерево, масло. 55 х 83 см.
Национальный музей искусств Румынии, Бухарест.
Бронзино (1503-1572). Портрет Лауры Баттиферри. 1555-1560 гг.
Дерево, масло. 83 х 60 см. Палаццо Веккьо. Флоренция.
Портрет поэтессы Лауры Баттиферри, выполненный Бронзино, хотя и необычно абстрактен, кажется типично холодным и отстраненным - отличительная черта портретов Бронзино. Эта эмоциональная дистанция вряд ли намекала на глубокое интеллектуальное влечение, которое эти два человека испытывали друг к другу. Следующие сонеты были перепиской Бронзино с Баттиферри и объяснением портрета.
Бронзино: Добрая Ласка, милость Свыше, вложившая перо
В мою руку, так что вежливая и теплая привязанность побуждает
Тебя взяться за перо и бумагу и заставляет тебя частично отклоняться от
истины из-за слишком большой любви.,
Распределяется мне не потому, что я достоин. Или
потому что, возможно, нет другого человека лучше меня,
Не по заслугам или искусству, а как дар исключительно от Того, кто
Имеет всю благодать в своем полном распоряжении.
Он один направляет меня, и пусть Он никогда не будет отделен
От меня, но поддержит мою руку и мой разум, пока я счастливо
не достигну предопределенного конца.,
Но вот в чем я клянусь вам, сидя перед столь великой работой,
Что моя собственная сила, моя душа чувствует себя неспособной подняться,
Но может только следовать за ней смиренно и благоговейно.
Бронзино (1503-1572). Портрет Лауры Баттиферри. Фрагмент.1555-1560 гг.
Дерево, масло. 83 х 60 см. Палаццо Веккьо. Флоренция
Лаура Баттиферри: Точно так же, как твоя пастушка на своем сияющем и расплывчатом лице
Открыто показывает тебе, светлый Крисеро,
Все, чего желает ее целомудренное и искреннее сердце,
Будь же ты тогда доволен.
Как мой собственный новый образ, высокое произведение вашей умелой
Руки, раскрывает каждую мою привязанность и каждую мысль,
однако мое сердце
предпочло бы сохранить их в тайне.
И так пусть молодое деревце, которое ты так любишь,
Достойный соперник Аполлона, за которым ты ухаживаешь, вырастет высоким и Вечно зеленым до самого неба.
Точно так же, как я, благодаря тебе, с удвоенной честью препоясываю свой Непритязательный, малоизвестный, скромный стебель, чтобы Южный или Северный Ветер не унес его прочь.
Наконец, Бранзино отвечает Баттиферри коротким стихом:
И я, который изменился через нее, как того
желает крылатый волшебник, не вижу и не прошу ничего,
кроме добродетели и красоты, откуда я, возможно, мог бы
разглядеть всю твою душу.
Бронзино (1503-1572). Лукреция Панчатики. 1555-1565 гг.
Олово, масло. 15 х 12 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Элеонора Толедская. 1560 г. Дерево, масло. 86,4 x 65,1 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Бронзино (1503-1572). Портрет Джованни ди Биччи Медичи. 1559-1569 гг.
Олово, масло. 16 х 12,5 см. Галерея Уффици, Флоренция. Коридор Вазари.
Бронзино (1503-1572). Гарсия де Медичи. 1555-1565 гг. Олово, масло. 15 х 12 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Иоанн Креститель. 1560-1561 гг. Дерево, масло. 120 х 92 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Бронзино (1503-1572). Noli Me Tangere («Не прикасайся ко мне»). 1561 г.
Дерево (тополь), масло. 291 х 195 см. Лувр, Париж.
Бронзино (1503-1572). Аллегория счастья. 1564 г. Медь, масло. 40 х 30 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Снятие с креста. 1565 г. Дерево, масло. 350 х 235 см.
Галерея Академии, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Мария Магдалина (молодая флорентийская женщина
в образе Магдалины).1565 г. Дерево, масло. 59,7 х 48,3 см.
Художественный музей Спенсера, Канзасский университет в Лоуренсе, США.
Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.
Начиная с 1560-х годов растет число картин на религиозные сюжеты, в которых заметно желание Бронзино упростить иконографию в соответствии с требованиями Тридентского собора.
Бронзино (1503-1572). Мученичество Святого Лаврентия. Фреска. 1565 г.
Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Папа Лев X (на престоле 1513-1521). 1565-1569 гг.
Олово, масло. 16 х 12,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Папа Климент VII (на престоле 1523-1534). 1565-1569 гг.
Олово, масло. 60 х 39 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет Лоренцо Медичи Великолепного.1565-1569 гг.
Олово, масло. 16 х 12,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Посмертный портрет Козимо Медичи. 1565-1569 гг.
Олово, масло. 16 х 12,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Алессандро Медичи. 1565-1569 гг. Олово, масло. 16 х 12,5 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Портрет Изабеллы Медичи. Копия. XVII в.
Дерево (липа), масло. 61 x 45,4 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Бронзино (1503-1572). Рождество Христово. 1564 г.
Дерево, масло. 400 х 200 см. Церковь Сан-Стефано, Пиза.
Бронзино (1503-1572), мастерская. Непорочное зачатие. 1570-1572 гг.
Дерево, масло. Церковь Santa Maria Regina della Pace, Флоренция.
Бронзино (1503-1572). Христос воскрешает дочь Иаира. 1570-1572 гг.
Холст, масло. 425 х 280 см. Капелла Гадди в Церкви Санта-Мария-Новелла,
Флоренция. Последняя большая работа мастера.
Алессанлро Аллори (1535-1607). Портрет Аньоло Бронзино. 1567-1571 гг.
Художник Алессандро Аллори был его любимым учеником, и Бронзино жил в доме семьи Аллори на момент своей смерти во Флоренции. Аньоло Бронзино умер 23 ноября 1572 года во Флоренции в возрасте 69 лет. Похороны Бронзино были скромными. В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живёт, как жил Бронзино…».
ИСТОЧНИКИ
Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Чинквеченто.
Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г.
– Стр. 226, 244-245, 266-268.