Владимир Николаевич Немухин (1925-2016) - один из ключевых представителей советского нонконформизма, последовательный творец, прошедший путь от фигуративности, через абстракцию к собственной художественной философии, которая определила его личный легко узнаваемый стиль и судьбу всемирно известного художника. Владимир Немухин - участник Лианозовской группы. Поворотным моментом творческой биографии Немухина, по его собственному признанию, стал 1965 год, когда он открыл для себя игральные карты как художественную идею. Вплоть до середины 1980-х годов Немухин работает с карточной колодой как художественным концептом, внутри него постоянно развивая свой стиль. C 1965 года участвовал в зарубежных выставках (США, Польша, Италия, Франция). Активно участвовал в приватно-квартирных и публичных выставках авангардного искусства, в том числе в «Бульдозерной выставке» (1974), выставке в лесопарке «Измайлово» (1974), выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975) и др.
Владимир Немухин в своем доме в деревне Прилуки. Фото 1968 г.
Владимир Немухин всю сознательную жизнь жил в Москве и только летом выезжал на природу в свою родную деревню Прилуки. Впечатления от города повлияли на живописный стиль художника, привнеся в него угловатость, асимметричность и многослойность. В результате длительного творческого поиска художник нашел еще один мотив, вновь и вновь возникающий в его произведениях на протяжении десятилетий – игральную карту. Колода становится символом таинственной и мистической неизвестности, неопределенности будущего. Едва заметная под слоем краски, занимающая центральное место в композиции игральная карта с ее формальными свойствами и глубоким символизмом стала одной из центральных тем в творчестве Немухина.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Дама треф. 1974 г. Бумага, темпера, гуашь, игральные карты, коллаж. 56,4х47,2 см. AI Аукцион, Москва, 2014 г. Цена 190.000 руб. 2. Дама Треф. 1979 г. Бумага, карандаш, акварель. Музей Актуального Реализма, Тольятти.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1973 г. Бумага, акварель, гуашь. 57,2 х 45,7 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1973 г. Бумага, графитный карандаш, масло,
гуашь, коллаж. 59,5 х 50,5 см. AI Аукцион, Москва, 2015 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1973-1974 гг. Холст, смешанная техника. 80 х 71,5 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000-60.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карточная игра в «Петуха». 1973 г. Бумага, акварель, гуашь. 50 х 58,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1973 г. Бумага, смешанная техника. 51 х 59,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в карты на тарном ящике. 1973 г. Бумага, холст, смешанная техника, коллаж.
51 х 60 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Эскиз к картине «Трава, рыба, карты». 1973 г. Бумага, смешанная техн. 60 x 51 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Не кантовать). 1973 г. Бумага, смешанная техника. 51 х 59,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 5.000 – 7.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1972 г. Бумага, смешанная техника.
41,3 х 35 см. Антикварный салон СОВ-АРТ, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Азия. 1973-1975 гг. Бумага на фанере, масло. 55 х 45,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в «Петуха». 1973-1976 гг. Холст, масло, коллаж. 60 х 51 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Русский преферанс (1). 1974 г. Холст, смешанная техника, масло.
Коллаж. 99,1 x 80,6 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Русский преферанс (2). 1974 г. Холст, смешанная техника.
80 х 68,5 см. Музей современного искусства ART4, Москва.
Владимир Немухин с собакой на фоне своей картины. 1970-е гг.
Владимир Николаевич Немухин – преемник мастеров русского авангарда 1910–1920 годов и наследник многих их стилистических приемов. В частности, Михаил Ларионов использовал в своей художественной практике различные карточные символы, отразилось это и в названии сообщества «Бубновый валет».
Игральная карта «джокер» обладает магическим значением, ее появление традиционно связывается с особенностями карнавальной культуры, культуры «верха и низа», биполярность которой описана еще М.М. Бахтиным. Прообраз «джокера» – королевский шут, занимавший при дворе исключительное положение. Шуты, отличавшиеся остроумием и прозорливостью, скрываясь под маской придворного дурака, могли высказывать то, что другим было не дозволено.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1974 г. Бумага, темпера. 56 x 46 см.
Коллекция Лили Броштейн, Нью-Йорк.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карточный стол. 1974 г. Холст, масло, гипсокартон,
игральные карты, деревянный шпон. 100,5 х 80 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г.
Лот продан за GBP 20.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вечер. 1974 г. Холст, темпера, коллаж. 100 х 80 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карточный стол. 1973-1974 гг. Холст, акрил, коллаж, игральные карты. 99,5 х 80,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 47.500 фунтов стерлингов или $61 299 долларов. Это самая высокая цена за картину Немухина за последние 12 месяцев наблюдений.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вечерний пасьянс. 1974 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Город. 1970 г. Холст, масло. 48 х 54,5 см. Галерея VLADEY, Москва.
Эстимейт EUR 40.000 - 50.000 евро.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игра в покер на пляже в палатке. 1974 г. Бумага, темпера. 49 х 58 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Рыба у реки. 1974 г. Бумага, темпера. 49,5 х 58,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Туз. 1974 г. Бумага, смешанная техника. Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Петушок. 1975 г. Бумага, смешанная техника. 51 х 59,5 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Рука Достоевского. 1975 г. Дерево, масло. 30,5 х 40 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Две карты. 1974 г. Картон, масло. 49 х 58 см. Частное собрание.
Владимир Немухин. 1970-е гг. Фотограф Владимир Сычев.
К концу 1970-х годов на первое место в творчестве Немухина выходит диалог с русским авангардом, который Владимир Немухин будет вести на протяжении долгих лет. Основным мотивом его творчества становятся игральные карты. Немухин обыгрывает мотив карт в самых разных жанрах: натюрморте, портрете, пейзаже, даже делает большую серию «Валеты», посвященную русскому авангарду. Карты-валеты «Василий Кандинский», «Михаил Ларионов», «Марк Шагал» и другие отсылают к большой серии игральных карт Ольги Розановой, а также к произведениям Казимира Малевича.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с газетой «Известия». 1974 г. Бумага, смешанная техника, коллаж.
48 х 54,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Золотое болото. 1976 г. Холст, масло. 56 х 62 см.
Калининградский областной музей изобразительных искусств.
В.Н. Немухин (1925-2016). Карты. 1977 г. Бумага, смешанная техника. 37,5 х 46 см.
Аукцион «КупитьКартину», Москва, 2024. Эстимейт 700.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с автопортретом. 1979 г. Бумага, смешанная техника. 48 х 66 см.
KGallery, Санкт-Петербург.
В.Н. Немухин (1925-2016). Этюд. Раннее утро. 1978 г. Холст, бумага, масло, коллаж, игральные карты.
50 х 60 см. Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вечер (Пасьянс). 1978 г. Холст, масло, смешанная техника. 101 х 101.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Лот продан за $143.500 дол.
«Вечер» 1978 года - одно из тех произведений, в которых сочетаются все характеристики сформировавшегося стиля Немухина. В верхней части композиции фронтально изображена светлая плоскость стола, на которой местами разложены, местами в беспорядке раскиданы игральные карты и стоят два ящика. В нижней, более темной части появляется непонятная перспектива, которая словно подрывает конкретность предмета. «Вечер», как и многие работы «Карточного цикла» выполнен в изысканной золотистой гамме, которая смягчает и поглощает интенсивность всех остальных цветов. Немухин осознавал, что ни один его зритель не сможет полностью уйти от полумистических ассоциаций, заложенных в образе игральных карт. Таким образом «Вечер» -рассказывает в первую очередь о художнике - о волнении, которое возникает в нем при столкновении с чем-то незавершенным. Из нескольких игральных карт он развивает насыщенную монолитную композицию, в которой становится сложно отделить реальное от иллюзорного.
В.Н. Немухин (1925-2016). Расклад на столе. 1978 г. Бумага, гуашь. 49,5 х 60,5 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 1978 г. Бумага, масло, коллаж. 50 х 58,3 см.
Аукцион Sotheby’s Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Семерка пик (Seven of Spades). 1979 г. Бумага, масло, гуашь, акварель,
игральные карты. 40,7 х 50,2 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1979 г. Бумага, смешанная техника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция без названия. 1979 г.
Картон, масло. 73,7 x 71,1 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Профиль с картами. 1980 г. Эстамп, коллаж,
ручная доработка. 37 х 24 см. Аукцион «Купцовъ домъ», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1980 г. Холст, акрил, коллаж. 120 х 110 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Владимир Немухин на выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Москва, 1975 г.
В начале 1970-х годов в сюжетах Немухина появляется игральный или ломберный стол, изображенный в виде фрагмента (взгляд сверху). Фактически, он становится еще одним немухинским объектом, чью роль по отношению к картам, разбросанным по его поверхности, можно считать посреднической. Этот проект реализуется в серии белых работ, подобных той, о которой здесь пойдет речь. Потом у Немухина появятся и черные ломберные столы, и зеленые столики, и другие.
В.Н. Немухин (1925-2016). Белый ломберный стол № 4. 1977 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
«Белый ломберный стол» входит в цикл живописных и графических произведений на тему карточной игры. Эта тема имеет в отечественном искусстве многовековой генезис, уходящий к творчеству Пушкина, Гоголя, Достоевского в литературе и Виктора Васнецова, Зинаиды Серебряковой и других – в живописи. Сама по себе карточная игра – это жизнь и смерть, надежда, радость и трагедия. Смысловые и иллюзорные подтексты картины Немухина тесно связаны с их визуальным конструктивным построением, берущим свои истоки в русском авангарде начала ХХ века. В «Белом ломберном столе» идеи основателя супрематизма Казимира Малевича соединились с элементами более поздних направлений в искусстве: конструктивизма, поп-арта и концептуализма.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ломберный столик № 5. 1980-1981 гг. Холст, масло, коллаж.
80 х 72 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Петух. 1981 г. Картон, масло. 56 х 49,5 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
В.Н. Немухин (1925-2016). Преферанс. 1980-е гг. Холст на картоне, масло, коллаж.
32 х 23 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красный треугольник. 1980-е гг. Бумага, смешанная техника.
39 х 30 см Аукционный дом ARTМолоток, Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Композиция с картами. 1981 г. Бумага, темпера, коллаж. 60х52 см. Собрание Александра Кроника. 2. Композиция с игральными картами. 1985 г. Холст, масло, игральные карты, коллаж. 59,7х49,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пасьянс. Утро. 1981 г. Холст с разрезами, смешанная техника.
80 х 80 см. Мультимедийное издательство ARTINFO.RU
В истории известны несколько случаев порчи картин художников. В 1913 г. старообрядец Балашов порезал ножом холст И.Е. Репина «Иван Грозный». В 2018 г. пьяный мужик в Третьяковской галерее повредил в трех местах ту же картину Репина ударом стойкой ограждения. В 1985 г. в Эрмитаже была повреждена безработным из Литвы знаменитая картина Рембрандта «Даная», причем два раза – кислотой и двумя порезами ножом. Были другие случаи порчи произведений искусства. Но чтобы художник сам порезал свои полотна в нескольких местах, извините, тут наверное Немухин первооткрыватель.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пасьянс. Вечер. 1981 г. Холст с разрезами, смешанная техника.
80 х 72 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пасьянс. Утро. 1982 г. Холст с разрезами, темпера, коллаж. 72 х 80,5 см.
Коллекция нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 1982 г. Бумага, смешанная техника. 52,8 х 61,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Уходящие объекты. 1981 г. Картон, масло, смешанная техника. 106 х 102 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстрактная композиция. 1982 г. Бумага, смешанная техника. 52,8 x 61,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г.
Группа художников в день рождения коллекционера Александра Глезера перед его домом. Москва, 10 марта 1974 г. Фотография Игоря Пальмина. 1-й ряд (слева направо): Анатолий Васильев (Ленинград), Владимир Янкилевский, Валентина Кропивницкая, Петр Беленок, Георгий Костаки, Александр Глезер, Владимир Немухин, Татьяна Левицкая, Борух (Борис Штейнберг), Николай Вечтомов, Отари Кандауров, Александр Махов, Дмитрий Плавинский, Лидия Мастеркова, Евгений Рухин, Оскар Рабин. 2-й ряд (слева направо): Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Василий Ситников, Юрий Жарких
Судьбоносной в выборе творческого и жизненного пути для Немухина стала встреча с Оскаром Рабиным в 1959 году. Знакомство на новогодней «подработке» по оформлению дворца культуры стало началом большой дружбы. Рабин ввел Немухина в «Лианозовскую группу», пригласил на «Бульдозерную выставку» 1974 года в Беляево. Считается, что именно «Бульдозерная выставка», скандал с ее разгоном вынудили власти снизить давление на неофициальное искусство и разрешить ряд особенно нужных в то время выставок. После «Бульдозерной» состоялись разрешенные выставки в Измайловском парке (1974), в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975) и другие.
Участники выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ на фоне картины Олега Целкова «Тайная вечеря» (1970). Сидят (слева направо): В. Калинин, А. Тяпушкин, Л. Мастеркова, А. Харитонов, В. Яковлев, О. Кандауров, П. Беленок, Д. Плавинский. Стоят: Э. Штейнберг, Н. Вечтомов, О. Целков, А. Юликов, Э. Дробицкий, И. Снегур, В. Янкилевский, О. Рабин, В. Немухин, Т. Колодзей. Москва, февраль 1975 г. Фото И. Пальмина.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картой и воздушным змеем. 1982 г. Бумага, гуашь, коллаж. 49 х 61 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция «Красное – черное». 1982 г. Холст, масло.
120 х 100 см. Иллюстрация из каталога картин Владимира Немухина (М, Бонфи, 2012 г.)
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновая семерка. 1982 г. Холст, масло.
Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Петушок. 1983 г. Бумага, гуашь. 86,5 х 70 см.
Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Рыба на колесах. 1982 г. Бумага, смешанная техника. 52,8 x 61,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г. Лот продан за GBP 3.750 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1983 г.
Бумага, акварель, гуашь. 90,2х50,2 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Петру Ефимовичу Соколову. 1983 г. Бронза.
27,5 х 27,5 х 33 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
В 1983 году в творчестве Владимира Немухина появляются первые скульптурные произведения или объекты. Скульптурное наследие Владимира Немухина представляет собой оммажи, или «мемориальные композиции». Свои скульптурные объекты Немухин посвящал художникам-современникам (Владимиру Вейсбергу, Эдуарду Штейнбергу, Владимиру Янкилевскому), иногда – особо важным для него фигурам истории искусства, учителям (Полю Сезанну, Эль Лисицкому). Одним из первых посвящений Немухина было посвящение своему первому учителю Петру Ефимовичу Соколову (1882-1964).
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Полю Сезанну. 1985 г. Бронза. Отлив 1998 г. 20 х 28 х 28 см.
Частное собрание, Германия.
Мы все хорошо помним замечательное высказывание Поля Сезанна: «Трактуйте природу посредством
цилиндра, шара, конуса, куба».
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Эль Лисицкому. 1983 г. Бронза. 16 x 16 x 16 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение писателю Алексею Ремизову (1877-1957). 1986 г. Бронза.
41 x 39 x 39 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар автора.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Дмитрию Краснопевцеву (1925-1995).
1983 г. Бронза. 30 х 15 х 26 см. Сайт «Московские художники». www.moscowart.net.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Владимиру Вейсбергу (1924-1985). 1986 г. Бронза,
зеленая патина. Н=26 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г. Эстимейт $35.000 – 45.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение Эдуарду Штейнбергу (1937-2012). 1986 г. Окрашенное дерево.
26,5 х 26,5 х 20 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 06.02.2024 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Михаилу Ларионову. 1986 г. Дерево.
40 x 20 x 10 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар автора в 2014 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Консервный нож. 1986 г. Бронза. H=42 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Эстимейт 10.000 –15.000 дол.
Владимир Немухин и Анатолий Зверев. Москва, 1977 г.
После «Бульдозерной выставки» 1974 года тем независимым художникам, кто изъявил желание, власти позволили, так сказать, перейти на легальное положение, открыв им секцию живописи при Горкоме графиков в Москве на Малой Грузинской улице, дом 28.
С середины 1970-х до середины 1980-х Владимир Немухин сочетал творческую работу с важной организационной деятельностью в Горкоме графиков. Помогал многим художникам, устраивал выставки Владимира Пятницкого, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева и других.
Анатолий Зверев (1931-1986). Портрет художника Владимира Немухина.
1980 г. Холст, масло. 87 х 62 см. Галерея VLADEY, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция. 1984 г. Бумага, смешанная техника. 50 х 64,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2017 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Ночной мотив. 1984 г. Бумага, акрил, коллаж. 71 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Вечер). 1985 г. Бумага на картоне, акварель, гуашь,
деревянные панели, игральные карты. 71 х 79 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия (Композиция с картами). 1985 г. Картон, смешанная техника.
68,5 х 77,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Москва – Лианозово. 1988 г. Бумага, смешанная техника. 77 х 70 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Натюрморт с гитарой. 1984. Картон, смешанная техника. 72,5х53,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $14.400 дол. 2. Композиция с гитарой. Эскиз. 1984 г. Бумага, акварель, карандаш. 25,5х19,4 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1984 г. Картон, смешанная техника, коллаж.
95 х 77 см. Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Эстимейт 12.000 – 18.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубны и пики. 1985 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Абстрактная композиция с картами. 1985 г.
Бумага, тушь, цветные карандаши. 88 х 68 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Геометрическая композиция с картой. 1985 г.
На снимке (слева направо): Дмитрий Плавинский, Николай Вечтомов, Леонид Талочкин, Владимир Немухин,
Вячеслав Калинин в мастерской Владимира Немухина. Москва, 1975 г.
Зрелое творчество Владимира Немухина неразрывно связано с техникой коллажа. Впервые представленная в начале 1960-х годов, настоящая игральная карта, встроенная в живописную поверхность, на многие десятилетия стала фирменным знаком художника. Интерес Немухина к найденному предмету продолжал развиваться на протяжении всей его жизни и развился в совокупность сложных композиций, созданных в конце 1980-х и 1990-х годах, в том числе в композиция с фотографией Ильи Кабакова 1986-1988 годов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с фотографией Ильи Кабакова. 1986-1988 гг.
Холст, смешанная техника, коллаж. 102 х 66 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт. 1986 г. Картон, смешанная техника. 50 х 60 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $4.000 – 8.000 дол.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1986-1987 гг. Холст, смешанная техника, коллаж.
100 х 100 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пасьянс №3. 1985 г. Холст, смешанная техника. 80 х 71 см.
Музей современного искусства ART4, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1986 г. Бумага, смешанная техника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Прикуп. 1986 г. Бумага, смешанная техника.
57 х 41 см. Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1986 г. Бумага, масло, белила. 83 х 56 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2023 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Вечер в деревне, или Памяти Казимира Малевича. 1987 г.
Картон, акрил, игральные карты. 70 х 58 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный стол (Посвящение Анатолию Звереву).
1986-1987 гг. Фанера, масло, игральные карты. 100,1 х 100,7 см.
Художественный музей Зиммерли Ратгерского университета, штат Нью-Джерси, США.
В.Н. Немухин (1925-2016). UFO (Воздушный змей). 1987 г. Коллекция Михаила Алшибая, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Воздушный змей. 1987 г. Холст, масло. 45,5 х 64,5 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2021 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). «1+1». 1987 г. Акрил, пенокартон. 80 x 60 см.
Частное собрание.
Прощальный приём художников у Георгия Костаки накануне его эмиграции из СССР. Москва, 19 марта 1977 г. Слева направо: Михаил Шварцман, Леонид Ламм, Юрий Жарких, Сергей Есаян, Лев Кропивницкий, Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин, Георгий Костаки, Владимир Яковлев, Галина Махрова, Владимир Вейсберг, Франциско Инфанте, Михаил Одноралов, Дмитрий Плавинский, Александр Рабин. Фотография Игоря Пальмина.
Первое знакомство Немухина с ассамбляжем состоялось в 1950-х годах в коллекции Георгия Костаки. В доме известного коллекционера художник мог наткнуться на коллажи Ивана Клюна. В 1981 году он мог увидеть музыкальные инструменты Пикассо среди других коллекций, выставленных на выставке «Москва-Париж» в Государственном музее им. А.С. Пушкина. Здесь К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.З. Шагал, П.Н. Филонов, Л.С. Попова и О.В. Розанова, Н.С. Гончарова и М.В. Ларионов соседствовали с шедеврами французской школы во главе с Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Выставка сыграла ключевую роль в процессе легализации авангарда в СССР и способствовала изучению авангарда на Западе. Однако, в отличие от увиденных работ, которые фокусировались на жизни и символе самого объекта, в ассамбляжах Немухина найденный объект становится частью более крупной композиции, часто помещаемой в картинную раму, что предполагает формальное «живописное» качество.
В.Н. Немухин (1925-2016). Осторожно с огнем. 1988 г. Бумага, гуашь. 76 х 70 см.
Аукционный дом Bonhams, Париж, 2022 г. Эстимейт EUR 4.000 – 6.000 евро.
В.Н. Немухин ? (1925-2016). Композиция. 1987 г. Холст, масло, коллаж. 59 х 89 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г. Эстимейт 120.000 – 130.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция с картами. 1987 г. Холст, масло, воск, дерево, игральные карты.
40 х 38 см. Аукционный дом Bonhams, Париж, 2015 г. Эстимейт EUR 4.000 – 6.000 евро.
В.Н. Немухин (1925-2016). 1. Натюрморт с игральными картами. 1987 г. Бумага, смешанная техника. 60,5х51 см.
2. Натюрморт с картами. 1987 г. Бумага, смешанная техника. 60х51 см. Частные собрания.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами. 1988 г. Картон на холсте, масло. 25 х 25 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 600.000 - 1.000.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Натюрморт с картами, 1988 г. Картон на холсте, масло. 25 х 25 см.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1987 г. Бумага, смешанная техника. 79,5 х 68 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 6.300 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Мужчина с игральной картой в руках. 1987 г.
Бумага, пастель, мел, коллаж. 71 x 52 см. Аукционный дом Bonhams, Париж,
25.01.2024 г. Эстимейт EUR 3.000 – 5.000 евро.
В.Н. Немухин (1925-2016). Серия «Карты». На пляже. 1987 г. Бумага, смешанная техника, коллаж.
68 х 77 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Франциско Инфанте (род.1943). 1987 г.
Алюминий, медь, золото. 13 х 28 х 28 см. Галерея «Романовъ», Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Без названия. 1988 г. Бронза. Н=19 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Жажда. 1987 г. Бронза. Скульптура экспонировалась
на посмертной выставке Немухина в Музее города Ашаффенбурга в Германии в 2016 г.
Коллекционер Александр Глезер и Владимир Немухин. Москва, 1974 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). Красный и черный натюрморт. 1988 г. Картон, смешанная техника.
73 x 64 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2020 г. Лот продан за GBP 15.062 фунтов.
«В красно-черном натюрморте» (1988) Немухин использовал несвязанные друг с другом предметы, такие как ткань, дерево, веревка, флаги и открытки, и не преследовал цели объективизации их самих по себе, скорее каждый из этих предметов был включен в гармоничную композиционную структуру. Использование готовых и раскрашенных карт и характерная цветовая гамма композиции - черная, красная и серая - намекают на ключевой элемент творчества Немухина - игральную карту как символ игры, случайности, неуверенности и двусмысленности восприятия.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный стол № 3. 1987-1988 гг. Холст, смешанная техника.
101 х 101 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 10.000-15.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Игральные карты. 1988 г. Бумага, смешанная техника. 45 х 45 см.
Галерея VLADEY, Москва. Эстимейт 225.000 – 350.000 руб.
В.Н. Немухин (1925-2016). Черный ломберный стол. 1987 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
В.Н. Немухин (1925-2016). Слон. 1988 г. Бумага, смешанная техника. 56 х 40 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). «Бубна». 1988 г. Бумага на картоне, эстамп, коллаж. 42 х 29,5 см.
Аукционный дом «Москва Торговая», 2022 г.
В.Н. Немухин (1925-2016). «Бубна». 1988 г. Бумага, темпера. 65 х 50 см.
Собрание Александра Кроника.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1988 г. Бумага, гуашь, акварель,
черный карандаш. 79,4 х 62,5 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Бубновый валет. 1988 г. Бумага, кисть, акварель, гуашь,
тушь, коллаж. 79,3 х 59,7 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2008 г.
Эстимейт GBP 8.000-12.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Джокер. 1988 г. Бумага, смешанная техника. 110,5 х 86 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 12.000 – 18.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Дама, Семерка, Туз. 1988 г. Холст, акрил, смешанная техника.
100 х 100 см. Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Домик. 1988 г. Бумага, смешанная техника. 50 х 48 см.
Saatchi Gallery, Лондон.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пейзаж. 1987 г. Бумага, пастель, коллаж. 70 з 78 см. Частное собрание.
В.Н. Немухин (1925-2016). Брутто - Нетто. 1988 г. Фанера, смешанная техника. 69 х 79,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Композиция c картой. 1988 г. Картон, смешанная техника. 70 x 79,5 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2020 г. Продано за GBP 8.812 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Пика. 1988 г. Бумага, смешанная техника. 50 х 41 см.
Галерея VLADEY, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Деревянное блюдо. 1988 г. Дерево. D=27 см.
Аукцион Bonhams, Лондон, 2020 г. Эстимейт GBP 200-300 фунтов.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Владимиру Янкилевскому (1938-2018). 1988 г. Пластик.
40 х 16 х 16 см. Собрание фонда AVC Charity, Москва.
В.Н. Немухин (1925-2016). Посвящение художнику Владимиру Вейсбергу. 1988 г.
Алюминий, эмаль. 35 х 32 х 32 см. Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
Владимир Немухин в своей мастерской. Москва, 1985 г.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов Владимир Немухин продолжает разрабатывать серию живописных и графических работ, связанную и посвященную ключевым фигурам искусства и культуры русского авангарда: Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Владимиру Маяковскому, Марку Шагалу. Работая над этими «валетами», он мастерски и остроумно включает в композиции своих картин узнаваемые составляющие элементы известных произведений этих мастеров, обыгрывает их стилистику. В 1990-е годы Немухин подогу жил наездами в Рейнской области Германии, в Дюссельдорфе, а потом насовсем вернулся в Россию.
ИСТОЧНИКИ
АБСТРАКЦИЯ В РОССИИ. Альбом. В 2-х томах+CD. Вступ. статья Евгения Петрова.
Состав. каталога и ст. Ольги Шихиревой и др. Санкт-Петербург, Издание Государственного
Русского музея (Palace Edition), 2001 г. Том I – илл. стр.130-135, Том II – стр. 422.
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 83, 143-144, 439 и др.