ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯКОПО ПОНТОРМО / JACOPO PONTORMO (1494-1557), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II03-02-2024 00:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Якопо Понтормо (1494-1557) - итальянский живописец и рисовальщик, один из основоположников искусства маньеризма флорентийской школы. Понтормо относится к числу тех итальянских мастеров 16 века, которые как бы стояли на грани двух эпох. Творчество Якопо Понтормо оказало воздействие на многих живописцев, в частности таких, как Бронзино, Россо и Лапполи. Являясь одним из основоположников маньеризма, Понтормо, однако, противостоит другим маньеристам, выступая в лучших своих произведениях как смелый искатель новых путей, своеобразно преломивший в своем искусстве реалистические и гуманистические традиции Высокого Возрождения. В последние годы жизни Понтормо почти ни с кем не общался, работал в мастерской, попасть в которую можно было лишь по редко спускаемой вниз приставной лестнице. Он умер в конце декабря 1556 года и похоронен 2 января 1557 года во Флоренции, в монастыре Сантиссима Аннунциата.
Портрет Якопо Понтормо из «Жизни самых выдающихся художников,
скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари, издание 1791 г.
Во многих картинах 1520-1530 годов фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие глубины, ясных пространственных отношений и твёрдой опоры композиции создаёт впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость произведений зарождающегося маньеризма. Характерно и то, что в годы, когда многие живописцы стали писать маслом по холсту, Понтормо оставался верен средневековой и раннеренессансной традиции письма темперой и маслом по дереву. «Как чуткий и восприимчивый художник, - писал выдающийся советский искусствовед Б.Р. Виппер, - Понтормо должен был болезненно ощущать гнёт чуждой ему общественной среды и растущее разочарование в окружающей действительности. Понтормо ни в какой мере не был придворным художником, подобно Вазари или Бронзино, но он не был также и борцом, как Микеланджело». Такое положение делает творчество Понтормо совершенно уникальным.
Якопо Понтормо (1494-1557). Венера и Купидон. 1532-1534 гг. Дерево, масло. 128 х 194 см.
Галерея Академии, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет дамы в красном (Франческа Сальвиати?).
1537-1540 гг. Дерево (тополь), масло. 70,5 х 89,8 см.
Штеделевский художественный институт и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Мария Сальвиати (1499-1543) - аристократка из семьи Сальвиати, одной из влиятельнейших во Флорентийской республике. Супруга кондотьера Людовико де Медичи. Мать Козимо I, первого великого герцога Тосканы из дома Медичи.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Марии Сальвиати Медичи с Джулией Медичи.
1537 г. Дерево, масло. 88 х 71,3 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Алессандро Медичи, выполняющего рисунок.
1534 г. Дерево, масло. 100,4 х 81,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Якопо Понтормо (1494-1557). Алессандро Медичи. 1535 г. Дерево, масло.
23,2 x 16,5 см. Художественный музей Снайта, Университет Нотр-Дам,
штат Индиана, США. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Козимо I Медичи в испанском костюме.
1539-1540 гг. Дерево, темпера. 101 х 76,2 см. Коллекция Барбары Пьясецки-Джонсон,
Государственный университет, Нью-Джерси, США.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет джентльмена с книгой и перчатками.
1540-1541 гг. Дерево, масло. 88,2 х 71,5 см. Замок Риволи, Турин, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Монсеньор делла Каза. 1541-1544 гг. Дерево, масло.
102,1 x 78,9 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Марии Сальвиатти. 1543-1545 гг.
Дерево, масло. 87 х 71 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Сцена жертвоприношения. 1545 г. Холст, темпера. 85 х 148 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Якопо Понтормо (1494-1557). Изгнание Адама и Евы из земного Рая.
1540-1557 гг. Дерево, масло. 73,3 х 59,1 см. Центр искусств Фрэнсис Леман Леб,
Колледж Вассар в Покипси, штат Нью-Йорк.
В 1529 году Якопо Понтормо приобрел земельный участок во Флоренции на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Будучи от рождения человеком меланхоличным, нелюдимым и неуживчивым, он превратил свое жилище в подобие убежища отшельника: оборудовав чердак, он проводил там целые дни, убрав лестницу, чтобы никто его не тревожил. Беспокойные политические события, происходившие во Флоренции в первой трети XVI в., не смогли вынудить Якопо покинуть свой город.
В последние два года своей жизни (1554-1556) Понтормо вёл дневник, который был опубликован Эль Чекки во Флоренции только в 1956 году. Ещё одним из его сочинений является письмо о превосходстве искусств (la lettera sulla preminenza delle arti scritta), написанное в 1548 году для Бенедетто Варки, который опубликовал его в «Due lezzioni…» в 1549 году.
Якопо Понтормо (1494-1557), мастерская. Мадонна во славе среди Cвятых.
Пер. пол. XVI в. Церковь Святых Якопо и Марии, Барберино-Ди-Муджелло,
Каваллина, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с книгой. 1550-1560 гг. Дерево (тополь), масло.
122,5 х 103,2 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем. 1550-1599 гг.
Дерево, масло. 85 х 67 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с младенцем и Святым Иоанном. XVI в.
Дерево, масло. 115,5 х 85,5 см. Аукцион Asta Hôtel Drouot, Париж, 1989 г.
Якопо Понтормо (1494-1557), after. Папа Климент VII. Франция XVII в.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Алессандро Медичи. 1510–1537 гг.
Дерево, масло. 47 х 35 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет герцога Алессандро Медичи. 1550-1560 гг.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Джованни делла Каза (1503-1556).
XVI в. Дерево, масло. Частное собрание, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет флорентийского художника XVI века
Уголино Мартелли. 1545 г. Дерево, масло. 91 х 68 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет молодого человека в шляпе. 1520-1557 гг.
Дерево, масло. 64 х 43 см. Коллекция Mainoni Baldovinetti, Рим.
И в заключение, одна юношеская картина Понтормо и несколько не менее интересных рисунков художника
Якопо Понтормо (1494-1557). Марк Курций прыгает в пропасть. 1513-1515 гг. Дерево, масло.
Аукцион Sotheby's, Нью-Йорк, 2015 г. Эстимейт $300.000 - 500.000 дол.
Якопо Понтормо (1494-1557). Леда и лебедь. 1700-е гг. Гравюра по рисунку Понтормо.
Якопо Понтормо (1494-1557). Леда и лебедь. Рисунок.
Якопо Понтормо (1494-1557). Три грации. Эскиз картины. 1535 г.
Якопо Понтормо (1494-1557). Эскиз люнета «Вертумн и Помона. Времена года». 1519 г.
Якопо Понтормо (1494-1557). Фигура гермафродита. 1538-1543 гг. Рисунок.
Якопо Понтормо (1494-1557). Эскиз левой части люнета «Вертумн и Помона.
Времена года». 1519 г. Рисунок.
Якопо Понтормо (1494-1557). Эскиз к картине «Всемирный потоп». 1546 г. Рисунок.
Якопо Понтормо (1494-1557). Группа мертвецов (Group of the Dead). 1546-1556 гг. Рисунок.
Якопо Понтормо (1494-1557). Сидящий обнаженный с поднятой рукой. Рисунок.
Якопо Понтормо (1494-1557). Христос-Судия и сотворение Евы.
1550 г. Бумага, чёрный мел. Галерея Уффици, Флоренция.
В последние годы жизни Понтормо почти ни с кем не общался, работал в мастерской, попасть в которую можно было лишь по редко спускаемой вниз приставной лестнице. Художник умер во Флоренции зимой в конце 1556 года и похоронен 2 января 1557 года во Флоренции, в монастыре Сантиссима Аннунциата.
Замок общей гробницы художников в часовне Сан-Лука-Алла-Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, Опера дель Монторсоли. Здесь были похоронены многочисленные художники, от Понтормо до Челлини, от самого Монторсоли до Андреа Сансовино. Последним был Лоренцо Бартолини в 1848 году.
Элегия творческого мышления. Памятник Якопо Понтормо и Себастьяно дель Пьомбо.
Культурный центр Атлантида-де-Вик, Барселона.
Портрет Якопо Понтормо из «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Первое издание 1568 г.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том IV. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1970 г. – Стр. 327-364, илл. 95-113. Обложка и суперобложка.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин.
Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. – Стр. 164.
Стефано Дзуффи.Высокое и позднее Возрождение. XVI ве. Пер. с итал.
С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г. – Стр. 50, 103, 333-336.