ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯКОПО ПОНТОРМО / JACOPO PONTORMO (1494-1557), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ I02-02-2024 22:25к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Якопо Понтормо (1494-1557). Автопортрет. 1520-1557 гг. Дерево, масло. 51,5 х 37 см.
Музей Амедео Лиа, Ла-Специя, Италия.
Якопо Каруччи, известный как Якопо Понтормо или просто Понтормо (1494-1557) — итальянский живописец, портретист и рисовальщик, один из основоположников искусства маньеризма флорентийской школы. Его работы представляют собой глубокий стилистический сдвиг от спокойной перспективной размеренности, которая характеризовала искусство флорентийского Возрождения. Он известен своим использованием извивающихся поз в сочетании с неоднозначной перспективой; его фигуры часто кажутся парящими в неопределенной среде, которым не мешают силы притяжения. Понтормо ни в какой мере не был придворным художником, подобно Джорджо Вазари или Бронзино, но он не был также и борцом, как Микеланджело. Такое положение делает творчество Понтормо совершенно уникальным.
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Автопортрет. 1517-1522 гг.
Дерево, масло. 69 х 48 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Ранее портрет приписывался кисти Джованни Антонио Лапполи (1492-1552)
Якопо Каруччи, известный как Якопо Понтормо или просто Понто́рмо (итал. Jacopo Carucci detto il Pontormo) родился 24 мая 1494 года в Понторме, ныне пригород Эмполи, Тоскана, в семье живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи, ученика Доменико Гирландайо, и Алессандры ди Паскуале ди Дзаноби. В 1499 году Якопо потерял отца, в 1504 году умерла его мать, но уже в 1503 году он был во Флоренции, где и провёл всю свою жизнь. Вместе с сестрой он был отдан под опеку флорентийской магистратуры по делам сирот. Тяжёлое детство, вероятно, наложило отпечаток на его характер. Джорджо Вазари рассказывает, как мальчика-сироту, «молодого, меланхоличного и одинокого», использовали в качестве подмастерья, в том числе в мастерских живописцев Леонардо да Винчи, Мариотто Альбертинелли, затем Пьеро ди Козимо и, наконец, в возрасте 18 лет вместе с художником Россо Фьорентино он поступил учеником в мастерскую Андреа дель Сарто (1486-1530), у которого он пробыл недолго.
Якопо Понтормо (1494-1557). Леда и лебедь. 1512-1513 гг. Дерево, масло. 55 х 40 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Аполлон и Дафна. 1512-1513 гг.
Холст, темпера. 61,9 х 48,9 см. Художественный музей колледжа Боудойн,
Брансуик, штат Мэн, США. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Якопо Понтормо (1494-1557). Амур и Аполлон. 1512-1514 гг. Холст, масло.
61 x 47,3 см. Художественный музей Самека, Бакнеллский университет,
Льюисбург, штат Пенсильвания, США. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Якопо Понтормо (1494-1557). Женский портрет. 1513-1514 гг. Дерево, масло.
42 х 35,5 см. Галерея Палатина, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Эпизод из больничной жизни. 1514 г. Фреска. 99,5 х 160 см.
Галерея Академии, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Посещение. 1514 г. Дерево, масло. 75 х 58 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Посещение Пресвятой Девы Марии – библейский сюжет напоминает о визите Девы Марии к своей родственнице Елизавете после того, как она получила объявление о том, что она станет матерью Иисуса благодаря Святому Духу и что Елизавета зачала ребенка. В этом качестве Мария называется Мадонна посещения или Мария Сантиссима посещения.
Якопо Понтормо (1494-1557). Крещение Христа. 1514 г. Дерево, масло. 75 х 58 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Креститель. 1514 г.
Дерево, масло. 73 х 43 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Евангелист. 1514 г.
Дерево, масло. 75 х 42 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Матфей Евангелист с ангелом.
1514 г. Дерево, масло. 73 х 42 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Зенобий. 1514 г. Дерево, масло.
74 х 44,5 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Себастьян. 1515 г. Дерево, масло. 65 х 47,7 см.
Музей изящных искусств Дижона, Франция.
Талант Понтормо был сразу отмечен. Его работами восхищались Альбертинелли и Рафаэль перед отъездом в Рим. Юный художник получал много заказов, работал во Флоренции и её окрестностях при поддержке членов семьи Медичи. Поездка в Рим, в основном для того, чтобы увидеть работы гениального Микеланджело, повлияла на его более поздний стиль.
Стиль учителя Андреа дель Сарто оказал значительное влияние на ранние произведения Понтормо: фрески церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514-1516) написаны им в манере, очень сходной со стилем учителя, но с большей экспрессией.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном. 1514-1515 гг.
Дерево, масло. 64 х 50 см. Музей Андреа дель Сарто, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Посещение Девы Марии Святой Елизаветой. 1514-1516 гг.
Фреска. 392 х 337 см. Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Посещение Девы Марии Святой Елизаветой.
Фрагмент фрески. 1514-1516 гг. Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Священный разговор. 1514-1516 гг. Фреска. 223 х 196 см.
Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святая Вероника поддерживает завесу. 1515 г. Фреска. 307 х 413 см.
Церковь Санто-Мария Новелла, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосифа продают Потифару. 1515-1518 гг. Дерево, масло.
61 х 51,6 см. Национальная галерея, Лондон.
Эта серия картин Понтормо стала частью убранства спальни Пьерфранческо Боргерини во дворце Боргерини во Флоренции и была заказана для празднования его женитьбы в 1515 году. История взята из Ветхого Завета. Библейская история повествует о том, как братья продали Иосифа в Египет. Интересно, что находясь в Египте, приобретя высокое положение и став вторым человеком после фараона, Иосиф не торопится идти в свой дом – напомнить о себе братьям и отцу. Более того, он не сразу открывается братьям даже при встрече с ними в Египте.
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосиф в Египте. 1515-1518 гг. Дерево, масло. 96,5 х 109,5 см.
Национальная галерея, Лондон.
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосиф в Египте. Фрагмент. 1515-1518 гг. Дерево, масло.
Национальная галерея, Лондон.
Якопо Понтормо (1494-1557). Фараон со своим Дворецким и Пекарем. 1515-1518 гг.
Дерево, масло. 61 х 51,7 см. Национальная галерея, Лондон.
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосиф получает просьбу о помощи от братьев. 1515-1518 гг.
Дерево, масло. 36,3 х 142,5 см. Национальная галерея, Лондон.
В ранних работах Понтормо сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнета на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Примером раннего стиля Понтормо является фреска «Посещение Девы Марии Святой Елизаветой» (1514-1516) в атриуме монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Это произведение проникнуто духом высокой классики эпохи итальянского Возрождения (художнику ещё не было тогда двадцати двух лет). Но в некоторых деталях уже присутствует «какой-то своеобразный оттенок, вносящий диссонанс в мир классической гармонии».
Якопо Понтормо (1494-1557). Дама с корзинкой веретен. 1516 г.
Дерево, масло. 76 х 54 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет гравера по мелким камням (иногда отождествляемого
с Джованни Делле Корниоле, Микелино ди Паоло Поджини). 1517-1518 гг. Дерево, масло.
70 х 53 см. Лувр, Париж.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Козимо Медичи Старшего. 1518-1520 гг.
Дерево, масло. 87 х 65 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Алтарь Пуччи. Мадонна с Младенцем на троне,
со Святыми и ангелами. 1518 г. Дерево, масло. 214 х 185 см.
Церковь Сан-Микеле Висдомини, Флоренция. По заказу Франческо Джованни Пуччи.
Якопо Понтормо (1494-1557). Алтарь Пуччи. Мадонна с Младенцем на троне,
со Святыми и ангелами. Фрагмент. 1518 г. Дерево, масло.
Церковь Сан-Микеле Висдомини, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Квинтин (Квинтинус). 1517-1518 гг.
Дерево, масло. 163 х 103 см. Городской музей Сансеполькро, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Изгнание Адама и Евы из земного Рая.
1519 г. Дерево, масло. 43 х 31 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Богослов и Архангел Михаил. Диптих. 1519 г.
Дерево, масло. 173 х 59 см. Картинная галерея Святого Андреаса в Эмполи, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). 1. Святой Иоанн Богослов. 2. Архангел Михаил.
1519 г. Дерево, масло. Картинная галерея Святого Андреаса в Эмполи, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Антоний Аббат. 1519 г. Дерево, масло. 78 х 66 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Уже в ранних работах Понтормо заметны признаки маньеризма, впоследствии сделавшие его одним из лидеров этого направления. В 1519 году Понтормо получил заказ от семьи Медичи на роспись флорентийской виллы Поджо-а-Кайяно. Эти фрески на сюжеты античной мифологии, работа над которыми длилась два года, являются прекрасным образцом маньеризма в монументальной живописи.
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. 1519-1521 гг. Фреска люнета. 461 х 990 см.
Вилла Медичи Поджо-а-Кайяно, Флоренция.
Фреска Понтормо «Вертумн и Помона» на мифологическую тему в духе пасторали составляет замечательную и редкую «светскую» паузу в творчестве мастера, как правило, драматическом и напряженном, в основном, посвященном портретам и религиозным темам. Неожиданно для себя Понтормо создает сцену, полную проникновенного и человечного реализма. О мифологическом сюжете фрески почти забываешь. В этой фреске обращение к моделям Микеланджело, в частности к образам Сикстинской капеллы, не приводит к преувеличениям, которыми «грешили» другие подражатели великого мастера.
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Левая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (1) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Левая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (2) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Правая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (3) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Правая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (4) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Правая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (5) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем, Святыми Иосифом и Иоанном
Крестителем. 1521-1522 гг. Дерево (переведено на холст), масло. 120 х 98,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.
1520-1557 гг. Дерево, масло. 74,9 х 61,6 см. Антикварный рынок, Нью-Йорк, 1993 г.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем. 1520-1557 гг. Дерево, масло.
Аукцион Mercato Antiquario, Париж, 1990 г.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем (Молочная мадонна). 1520 г.
Дерево, масло. 88 х 64 см. Национальный музей Сан-Карлоса, Мехико.
Якопо Понтормо (1494-1557). Сивилла. 1520-1530 гг. Дерево, масло. 66 х 52 см.
Художественная галерея French & Co., Нью-Йорк.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет мужчины в профиль (Франческо да Кастильоне?).
1520 г. Дерево, масло. 50 х 39 см. Галерея Питти, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет двух друзей. 1522 г. Дерево, масло. 88 х 68 см.
Художественный музей Палаццо Чини, Венеция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет музыканта. 1520-1530 гг.
Дерево, масло. 88 х 67 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет пишущего мужчины. 1520-1557 гг.
Дерево, масло. 95 х 80 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1984 г.
В 1523 году, спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503-1572) поселился в Чертозе ди Валь д’Эма в Галуццо (Тоскана), близ Флоренции, в монастыре картезианского ордена, где монахи соблюдали обет молчания. Вместе с Бронзино он написал серию из пяти фресок о Страстях и Воскресении Христа, полных экзальтации и мистики, теперь сильно повреждённых. Эти фрески демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера, которые часто вдохновляли Понтормо после его возвращения во Флоренцию. Вместе с Бронзино он расписывал интерьеры виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции.
Якопо Понтормо (1494-1557). Христос перед Пилатом. 1523-1527 гг. Фреска. 300 х 290 см.
Бывший Картезианский монастырь Чертоза ди Валь д’Эма, Галуццо, Италия. Ныне
Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.
Пять люнетов, представляющих «Страсти Христа», фрески Понтормо 1523-1527 гг. из монастыря в Галлуццо в начале 1950 годов были сняты и перенесены внутрь. В 1956 году после завершение этого проекта люнеты были представлены на выставке во Флоренции, проходившей в Палаццо Строцци вместе с серией интересных копий XVI века, традиционно приписываемых художнику Якопо да Эмполи (1551-1640). В дополнение к копиям пяти люнетов, серия также включает копию «Ужина в Эммаусе», холст, нарисованный Понтормо для Чертозы, который в настоящее время хранится в Галерее Уффици. Эти драгоценные копии были украдены в 1973 году и более двадцати лет были недоступны общественности. Сейчас их можно увидеть после реставрации в Музее Чертозы, Галлуццо во Флоренции.
Якопо да Эмполи (1551-1640). Христос перед Пилатом. Дерево, масло. Копия с фрески Понтормо, XVI в.
Якопо Понтормо (1494-1557). Молитва Христа в Гефсиманском саду. 1523-1527 гг.
Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.
Якопо да Эмполи (1551-1640). Молитва Христа в Гефсиманском саду. Дерево, масло.
Копия с фрески Понтормо, XVI в.
Якопо Понтормо (1494-1557). Восхождение Христа на гору Голгофу (Несение креста).
1523-1527 гг. Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.
Якопо да Эмполи (1551-1640). Восхождение Христа на гору Голгофу (Несение креста).
Дерево, масло. Копия с фрески Понтормо, XVI в.
Якопо Понтормо (1494-1557). История Страстей Христовых. Пьета. 1523-1527 гг.
Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.
Якопо да Эмполи (1551-1640). История Страстей Христовых. Пьета. Дерево, масло.
Копия с фрески Понтормо, XVI в.
Якопо Понтормо (1494-1557). Воскресение. 1523-1527 гг. Фреска. 300 х 290 см.
Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.
Якопо да Эмполи (1551-1640). Воскресение. Дерево, масло. Копия с фрески Понтормо, XVI в.
Якопо Понтормо (1494-1557). Ужин в Эммаусе. 1525 г. Холст, масло. 230 х 173 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Ужин в Эммаусе. Фрагмент. 1525 г. Холст, масло.
Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо да Эмполи (1551-1640). Ужин в Эммаусе. Копия с картины Понтормо, XVI в.
Значительные работы Понтормо зрелого периода: «Христос в Эммаусе», 1525 (Уффици, Флоренция); «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем» (Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Встреча Марии и Елизаветы», 1528-1530 (церковь Сан-Микеле, Карминьяно). Одним из лучших живописных произведений Понтормо считается «Снятие с креста» (1525-1528, Флоренция, церковь Санта-Феличита).
Якопо Понтормо (1494-1557). Распятый Христос с Богоматерью, Святыми Иоанном Евангелистом,
Юлианом и Августином. 1524-1525 гг. Фреска. 307 х 429 см. Академия художеств, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Распятый Христос с Богоматерью, Святыми Иоанном
Евангелистом, Юлианом и Августином. Фрагмент фрески. 1524-1525 гг.
Академия художеств, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Распятие. 1510-1599 гг. Дерево, масло. 58,5 х 45 см.
Аукцион Asta Pandolfini, Флоренция, 1996 г.
Якопо Понтормо (1494-1557). Поклонение волхвов. 1522-1523 гг. Дерево, масло. 85 х 190 см.
Галерея Палатина, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Мадонна со Святыми Франциском и Иеронимом.
1522 г. Дерево, масло. 72 х 60 см. Галерея Уффици, Флоренция. Сейчас картина экспонируется
под именем художника Мирабелло Кавалори (1535-1572)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Иоанном Крестителем. 1523-1525 гг.
Дерево, масло. 87 х 67 см. Палаццо Корсини, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557), school. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1523-1525 гг.
Дерево, масло. 102,2 x 78,7 cм. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, США.
Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем. 1525 г. Дерево, масло.
Частное собрание, Флоренция. Ранее в Церкви Санта-Феличита, Флоренция.
Капелла Каппони.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Матфей Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Марк Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Лука Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Кающийся Святой Иероним. 1525-1530 гг. Дерево, масло.
Музей Земли Нижняя Саксония, Ганновер, Германия.
Портрет Якопо Понтормо из поздних изданий «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.
1590-1610 гг. Холст, масло. 60,5 х 48,5 см.
Зрелый индивидуальный стиль Понтормо типичен для искусства итальянского маньеризма, но, по определению В.Г. Власова, «отличается особенным напряжением, нервозностью, экспрессией. Композиции Понтормо эксцентричны и неуравновешены. В зрелых, наиболее характерных произведениях Понтормо всё дальше уходил от идеалов итальянского Возрождения и возвращался к идеалам готики, поэтому его творчество отчасти относят к готическому возрождению — особому течению искусства итальянского маньеризма».
Якопо Понтормо (1494-1557). 1-2. Святой Архангел Михаил и демон. 1525-1528 гг. Х, м. 95,5 х 60,5 см.
Городской музей античного искусства, Турин, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Благовещение. 1527-1528 гг. Фреска. 368 х 168 см.
Церковь Санта-Феличита, капелла Каппони, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Благовещение. Фрагмент фрески (1). 1527-1528 гг.
Церковь Санта-Феличита, Капелла Каппони, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Благовещение. Фрагмент фрески (2). 1527-1528 гг.
Церковь Санта-Феличита, Капелла Каппони, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Франчески Каппони в одеянии
Святой Марии Магдалины, XVI в. Дерево, масло. 50 х 38 см.
Аукцион Mercato Antiquario, Турин, Пьемонт, 1997 г.
Якопо Понтормо (1494-1557). Поднос для родов. Изображение рождения Cвятого Иоанна Крестителя (оборот),
Герб союза Джироламо делла Каза и Лизабетты Торнаквинчи (фронт). 1526-1527 гг. Дерево, масло. D=48 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Поднос для родов. Герб союза Джироламо делла Каза и Лизабетты Торнаквинчи
(фронт), Изображение рождения святого Иоанна Крестителя =(оборот). 1526-1527 гг. Дерево, масло. D=48 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем.
1529-1530 гг. Дерево, масло. 89 х 74 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном.
1526-1529 гг. Дерево, масло. 52 х 40 см. Галерея Корсини, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. 1525-1528 гг.
Дерево, масло. 313 х 192 см.
Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренция.
Большое алтарное полотно для капеллы Каппони в церкви Санта-Феличита, Флоренция, спроектированной Брунеллески, изображает «Снятие с креста» (1528) и считается многими одним из сохранившихся шедевров Понтормо. Картина была выполнена по заказу Лодовико Каппони для своей часовней. По словам Вазари, Понтормо, получив задание, заперся в часовне на три года и выполнил работу. Фигуры с их резко смоделированными формами и яркими цветами объединены в чрезвычайно сложную, закрученную овальную композицию, размещенную в неглубоком, несколько сплюснутом пространстве. Хотя шедевр широко известен как «Снятие с креста», настоящего креста на картинке нет. Эту сцену правильнее было бы назвать «Пьета» или «Положение во гроб». Те, кто опускает (или поддерживает) Христа, выглядят такими же страдающими, как и скорбящие.
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. Фрагмент (1). 1525-1528 гг.
Дерево, масло. Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. Фрагмент (2). 1525-1528 гг.
Дерево, масло. Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренция.
Постепенно Понтормо отходил от традиций искусства Высокого Возрождения. Он всё более вдохновлялся произведениями художников Северного Возрождения и немецкой готики. Большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра. «Всё это отражало устремления к христианскому спиритуализму, охватившие лучшие умы Италии в середине XVI века».
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет алебардиста. 1528-1530 гг.
Дерево (перевод на холст), темпера, масло. 92,1 х 72,1 см.
Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, США.
Это один из самых привлекательных и загадочных портретов всего флорентийского чинквеченто. В авторстве Понтормо нет никаких сомнений, но в идентификации изображенного до сих пор согласия нет. Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи, изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. В этой битве войска Медичи разбили флорентийских сторонников республики, пытавшихся при поддержке французов вернуть себе власть, и это было боевым крещением юного герцога.
Якопо Понтормо (1494-1557). Встреча Марии и Елизаветы (Посещение). 1529 г.
Дерево, масло. 202 х 156 см. Церковь Сан-Микеле и Сан-Франческо, Карминьяно, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Встреча Марии и Елизаветы (Посещение). Фрагмент. 1529 г.
Дерево, масло. Церковь Сан-Микеле и Сан-Франческо, Карминьяно, Италия.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем, Святой Анной и четырьмя Святыми.
1527-1529 гг. Дерево, масло. 228 х 176 см. Лувр, Париж.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем, Святой Анной и четырьмя Святыми. Фрагмент внизу.
1527-1529 гг. Дерево, масло. Лувр, Париж.
Якопо Понтормо (1494-1557). Молодая женщина в белом платье. 1529 г.
Дерево (липа), масло. 53,4 x 43,8 см. Художественный музей Аризонского университета,
Тусон, Аризона. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Портрет Лоренцо Ленци. 1527-1535 гг.
Дерево, масло. 98 х 73 см. Пинакотека Замка Сфорцеско, Милан.
Портрет ранее приписывался кисти Аньоло Бронзини.
Лоренцо Ленци, которого звали Лауро, был сыном известной флорентийской семьи. (Лауро - это мужская форма имени Лаура, идеальная леди, которой Петрарка посвятил любовные стихи). Юноша на портрете держит открытую книгу, на которой справа написаны сонеты Петрарки, а слева - Бенедетто Варчи, где большой палец натурщика многозначительно перекрывает слово «Поэта», привлекая внимание зрителя к стиху и его автору.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет молодого человека (Портрет Америго Антинори).
1525-1530 гг. Дерево, масло. 85 × 61 см. Национальная картинная галерея Палаццо Манси,
Лукка, Тоскана.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет лютниста. 1529-1530 гг.
Дерево, масло. 81,2 х 57,7 см. Коллекция Alana, Ньюарк, США.
Начиная с 1521 года «направление творческого развития художника резко изменилось… Вазари, хорошо осведомлённый о жизни и характере Понтормо со слов его ученика Бронзино, с некоторым недоумением и досадой отмечает, что Понтормо отказался от признанного мастерства и стал искать в муках новых, сомнительных, опасных путей».
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Морис и резня фиванского легиона. 1528-1530 гг.
Дерево, масло. 67 х 73 см. Галерея Палатина, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Морис и резня фиванского легиона. Фрагмент. 1528-1530 гг.
Дерево, масло. Галерея Палатина, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мученичество Святого Акация и его десяти тысяч товарищей
на горе Арарат. 1529-1531 гг. Дерево, масло. 66 х 45 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мученичество Святого Акация и его десяти тысяч товарищей на горе Арарат.
Фрагмент. 1529-1531 гг. Дерево, масло. 66 х 45 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Пьета. 1530-1557 гг. Дерево, масло. 21 x 47 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.
1530-1557 гг. Дерево, масло. 81,9 х 57,4 см. Институт искусств, Чикаго.
Якопо Понтормо (1494-1557). «Noli Me Tangere» (Не прикасайся ко мне). 1530-е гг.
Дерево, масло. 125 х 95 см. Частное собрание.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет молодого человека в красной шляпе
(Портрет Карло Нерони). 1530 г. Дерево, масло. 92,1 х 73 см. Частное собрание.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Людовико Мартелли. 1531-1540 гг.
Дерево, масло. 90 х 65 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет мальчика. Дерево, масло. 1530-1535 гг. 66 х 51 см.
Галерея Уффици, Флоренция. Коллекция Контини Бонакосси.
Во многих картинах 1520-1530 годов фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие глубины, ясных пространственных отношений и твёрдой опоры композиции создаёт впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость произведений зарождающегося маньеризма. Характерно и то, что в годы, когда многие живописцы стали писать маслом по холсту, Понтормо оставался верен средневековой и раннеренессансной традиции письма темперой и маслом по дереву. «Как чуткий и восприимчивый художник, - писал выдающийся советский искусствовед Б.Р. Виппер, - Понтормо должен был болезненно ощущать гнёт чуждой ему общественной среды и растущее разочарование в окружающей действительности. Понтормо ни в какой мере не был придворным художником, подобно Вазари или Бронзино, но он не был также и борцом, как Микеланджело». Такое положение делает творчество Понтормо совершенно уникальным.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том IV. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1970 г. – Стр. 327-364, илл. 95-113. Обложка и суперобложка.