• Авторизация


ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯКОПО ПОНТОРМО / JACOPO PONTORMO (1494-1557), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ I 02-02-2024 22:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1520-1557 Автопортрет. Pontormo_autoportrait-laspezia. 51.5 × 37 см. Музей Амедео Лиа (Ла-Специя, Италия (497x700, 101Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Автопортрет. 1520-1557 гг. Дерево, масло. 51,5 х 37 см.
Музей Амедео Лиа, Ла-Специя, Италия.

Якопо Каруччи, известный как Якопо Понтормо или просто Понтормо (1494-1557) — итальянский живописец, портретист и рисовальщик, один из основоположников искусства маньеризма флорентийской школы. Его работы представляют собой глубокий стилистический сдвиг от спокойной перспективной размеренности, которая характеризовала искусство флорентийского Возрождения. Он известен своим использованием извивающихся поз в сочетании с неоднозначной перспективой; его фигуры часто кажутся парящими в неопределенной среде, которым не мешают силы притяжения. Понтормо ни в какой мере не был придворным художником, подобно Джорджо Вазари или Бронзино, но он не был также и борцом, как Микеланджело. Такое положение делает творчество Понтормо совершенно уникальным.


autoritratto di Giovanni Antonio Lappoli. 1517-1522. АТТР Понтормо. Дер, м. 69 х 48 см. Гал Уффици (494x700, 103Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Автопортрет. 1517-1522 гг.
Дерево, масло. 69 х 48 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Ранее портрет приписывался кисти Джованни Антонио Лапполи (1492-1552)

Якопо Каруччи, известный как Якопо Понтормо или просто Понто́рмо (итал. Jacopo Carucci detto il Pontormo) родился 24 мая 1494 года в Понторме, ныне пригород Эмполи, Тоскана, в семье живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи, ученика Доменико Гирландайо, и Алессандры ди Паскуале ди Дзаноби. В 1499 году Якопо потерял отца, в 1504 году умерла его мать, но уже в 1503 году он был во Флоренции, где и провёл всю свою жизнь. Вместе с сестрой он был отдан под опеку флорентийской магистратуры по делам сирот. Тяжёлое детство, вероятно, наложило отпечаток на его характер. Джорджо Вазари рассказывает, как мальчика-сироту, «молодого, меланхоличного и одинокого», использовали в качестве подмастерья, в том числе в мастерских живописцев Леонардо да Винчи, Мариотто Альбертинелли, затем Пьеро ди Козимо и, наконец, в возрасте 18 лет вместе с художником Россо Фьорентино он поступил учеником в мастерскую Андреа дель Сарто (1486-1530), у которого он пробыл недолго.

1512-1513 Леда и лебедь. Дер, м. 55 х 40 cm. Гал Уффици (518x700, 150Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Леда и лебедь. 1512-1513 гг. Дерево, масло. 55 х 40 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

1513 Аполлон и Дафна. Холст, темпера. 61.9 × 48.9 см. ХМ колледжа Боудойн, Брансуике, штат Мэн, Фонд. Сэмюэля Г. Кресса (540x700, 124Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Аполлон и Дафна. 1512-1513 гг.
Холст, темпера. 61,9 х 48,9 см. Художественный музей колледжа Боудойн,
Брансуик, штат Мэн, США. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.

1512-1514 Амур и Аполлон. Х, м. 61 x 47.3 cm. ХМ Самека Бакнеллский университет, Льюисбург, Пенсильвания. Фонд С.Г.Кресса (551x700, 150Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Амур и Аполлон. 1512-1514 гг. Холст, масло.
61 x 47,3 см. Художественный музей Самека, Бакнеллский университет,
Льюисбург, штат Пенсильвания, США. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.

1513-1514 Портрет донны (Женский портрет). Дер, м. 42 х 35,5 см. Гал Палатина, Флоренц (551x700, 114Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Женский портрет. 1513-1514 гг. Дерево, масло.
42 х 35,5 см. Галерея Палатина, Флоренция.

1514 Episode from Hospital Life. Фреска. 99,5 х 160 см. Гал Академии, Флорен (700x432, 145Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Эпизод из больничной жизни. 1514 г. Фреска. 99,5 х 160 см.
Галерея Академии, Флоренция.

1514 visitazione, Дер, м. 75 х 58 см. Палаццо Веккьо, Флоренция. (538x700, 166Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Посещение. 1514 г. Дерево, масло. 75 х 58 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция.

Посещение Пресвятой Девы Марии – библейский сюжет напоминает о визите Девы Марии к своей родственнице Елизавете после того, как она получила объявление о том, что она станет матерью Иисуса благодаря Святому Духу и что Елизавета зачала ребенка. В этом качестве Мария называется Мадонна посещения или Мария Сантиссима посещения.

1514 Крещение Христа. Дер, м. 75 х 58 см.Палаццо Веккьо, Флоренция. (551x700, 163Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Крещение Христа. 1514 г. Дерево, масло. 75 х 58 см.
Палаццо Веккьо, Флоренция.

1514 Св. Иоанн Креститель. Дер, м. 73 х 43 см. Палаццо Веккьо, Флоренция. (485x700, 150Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Креститель. 1514 г.
Дерево, масло. 73 х 43 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1514 Св. Иоанн Евангелист. Дер, м. 75 х 42 см.Палаццо Веккьо, Флоренция. (511x700, 148Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Евангелист. 1514 г.
Дерево, масло. 75 х 42 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1514 Св. Матфей с ангелом. Дер, м. 73 х 42 см.Палаццо Веккьо, Флоренция. (460x700, 151Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Матфей Евангелист с ангелом.
1514 г. Дерево, масло. 73 х 42 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1514 San Zanobi, Дер, м. 74 х 44,5 см.Палаццо Веккьо, Флоренция. (497x700, 156Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Зенобий. 1514 г. Дерево, масло.
74 х 44,5 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1515 Hl. Sebastian. Дер, м.  65 х 47,7 cm. ХМ Дижона (511x700, 86Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Себастьян. 1515 г. Дерево, масло. 65 х 47,7 см.
Музей изящных искусств Дижона, Франция.

Талант Понтормо был сразу отмечен. Его работами восхищались Альбертинелли и Рафаэль перед отъездом в Рим. Юный художник получал много заказов, работал во Флоренции и её окрестностях при поддержке членов семьи Медичи. Поездка в Рим, в основном для того, чтобы увидеть работы гениального Микеланджело, повлияла на его более поздний стиль.
Стиль учителя Андреа дель Сарто оказал значительное влияние на ранние произведения Понтормо: фрески церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514-1516) написаны им в манере, очень сходной со стилем учителя, но с большей экспрессией.

1514-1515 Мадонна с младенцем и святым Иоанном Дер, м. 64 х 50 см. Музей Андреа дель Сарто, Флоренция (538x700, 126Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном. 1514-1515 гг.
Дерево, масло. 64 х 50 см. Музей Андреа дель Сарто, Флоренция.

1514-1516 Посещение Девы Марии Святой Елизаветой. Фреска 392 х 337 см. Атриум монастыря Сантиссима Аннунциата, Флоренция (581x700, 166Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Посещение Девы Марии Святой Елизаветой. 1514-1516 гг.
Фреска. 392 х 337 см. Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.

1514-1516 Visitation Fresco, 392 x 337 cm SS. Detail 2 (596x700, 151Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Посещение Девы Марии Святой Елизаветой.
Фрагмент фрески. 1514-1516 гг. Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.

1514-1516 Мадонна с младенцем и святыми. Фреска.  185 х 171 с. Гал Уффици (2) (605x700, 214Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Священный разговор. 1514-1516 гг. Фреска. 223 х 196 см.
Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.

1515 Святая Вероника поддерживает завесу. Фреска. 307 х 413 см. Церковь Санто-Мария Новелла, Флорен (700x481, 133Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святая Вероника поддерживает завесу. 1515 г. Фреска. 307 х 413 см.
Церковь Санто-Мария Новелла, Флоренция.

1515-1518 Иосифа продают Потифару. Дер, м. 61 х 51,6 см. Нац гал, Лондон (598x700, 170Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосифа продают Потифару. 1515-1518 гг. Дерево, масло.
61 х 51,6 см. Национальная галерея, Лондон.

Эта серия картин Понтормо стала частью убранства спальни Пьерфранческо Боргерини во дворце Боргерини во Флоренции и была заказана для празднования его женитьбы в 1515 году. История взята из Ветхого Завета. Библейская история повествует о том, как братья продали Иосифа в Египет. Интересно, что находясь в Египте, приобретя высокое положение и став вторым человеком после фараона, Иосиф не торопится идти в свой дом – напомнить о себе братьям и отцу. Более того, он не сразу открывается братьям даже при встрече с ними в Египте.

1515-1518 Иосиф в Египте. Дер, м.  96,5 х 109,5 cm. Нац гал, Лондон (700x612, 178Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосиф в Египте. 1515-1518 гг. Дерево, масло. 96,5 х 109,5 см.
Национальная галерея, Лондон.

1515-1518 Иосиф в Египте.  Detail 1 (574x700, 183Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосиф в Египте. Фрагмент. 1515-1518 гг. Дерево, масло.
Национальная галерея, Лондон.

1515-1518 Фараон со своим Дворецким и Пекарем. Дер, м. 61 х 51,7 см. Нац гал, Лондон (586x700, 127Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Фараон со своим Дворецким и Пекарем. 1515-1518 гг.
Дерево, масло. 61 х 51,7 см. Национальная галерея, Лондон.

1515-1518 Иосиф получает просьбы о помощи от братьев. Дер, м. 36.3 х 142.5 cm. Нац гал, Лондон (700x176, 59Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Иосиф получает просьбу о помощи от братьев. 1515-1518 гг.
Дерево, масло. 36,3 х 142,5 см. Национальная галерея, Лондон.

В ранних работах Понтормо сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнета на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Примером раннего стиля Понтормо является фреска «Посещение Девы Марии Святой Елизаветой» (1514-1516) в атриуме монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Это произведение проникнуто духом высокой классики эпохи итальянского Возрождения (художнику ещё не было тогда двадцати двух лет). Но в некоторых деталях уже присутствует «какой-то своеобразный оттенок, вносящий диссонанс в мир классической гармонии».

1516 Дама с корзинкой веретен. Дер, м. 76 х 54 см Гал Уффици (508x700, 121Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Дама с корзинкой веретен. 1516 г.
Дерево, масло. 76 х 54 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1517-1518П-т гравера по мелким камням,(иногда отожде-го с Джованни Делле Корниоле, Микелино ди Паоло Поджини. Дер,м.70х53 Лувр (522x700, 120Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет гравера по мелким камням (иногда отождествляемого
с Джованни Делле Корниоле, Микелино ди Паоло Поджини). 1517-1518 гг. Дерево, масло.
70 х 53 см. Лувр, Париж.

1519-1520 Портрет Козимо Медичи Старшего. Дер, м. 87 х 67 см. Гал Уффици (519x700, 121Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Козимо Медичи Старшего. 1518-1520 гг.
Дерево, масло. 87 х 65 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1518 Мадонна с младенцем и святым Иоанном. Дер, м. 214 х 185 см. Гал Уффици (588x700, 149Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Алтарь Пуччи. Мадонна с Младенцем на троне,
со Святыми и ангелами. 1518 г. Дерево, масло. 214 х 185 см.
Церковь Сан-Микеле Висдомини, Флоренция. По заказу Франческо Джованни Пуччи.

1518 Holy Family and Saints (Pala Pucci). Фрагмент. Флоренция, церковь Сан-Микеле Висдомини (524x700, 91Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Алтарь Пуччи. Мадонна с Младенцем на троне,
со Святыми и ангелами. Фрагмент. 1518 г. Дерево, масло.
Церковь Сан-Микеле Висдомини, Флоренция.

1517-1518 Hl. Quintinus. Дер, м.163 х 103 cm. Город. музей Сансеполькро, Италия (504x700, 167Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Квинтин (Квинтинус). 1517-1518 гг.
Дерево, масло. 163 х 103 см. Городской музей Сансеполькро, Италия.

1519 Изгнание Адама и Евы из земного рая. Дер, м. 43 х 31 см. Гал Уффици.jpg (454x700, 127Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Изгнание Адама и Евы из земного Рая.
1519 г. Дерево, масло. 43 х 31 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1519 Святой Иоанн Богослов и архангел Михаил. Дер, м. 173 х 59 см, Карт. гал Святого Андреаса в Эмполи, Италия (700x633, 134Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Богослов и Архангел Михаил. Диптих. 1519 г.
Дерево, масло. 173 х 59 см. Картинная галерея Святого Андреаса в Эмполи, Италия.
1519 Св. Hl. Johannes Evangelist (232x700, 61Kb)1519 Святой Archangel Michael. Fragment (233x700, 66Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). 1. Святой Иоанн Богослов. 2. Архангел Михаил.
1519 г. Дерево, масло. Картинная галерея Святого Андреаса в Эмполи, Италия.

1519 Святой Антоний Аббат АТТР. Х, м. 79 х 66 см. Гал Уффици.jpg (611x700, 147Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Антоний Аббат. 1519 г. Дерево, масло. 78 х 66 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Уже в ранних работах Понтормо заметны признаки маньеризма, впоследствии сделавшие его одним из лидеров этого направления. В 1519 году Понтормо получил заказ от семьи Медичи на роспись флорентийской виллы Поджо-а-Кайяно. Эти фрески на сюжеты античной мифологии, работа над которыми длилась два года, являются прекрасным образцом маньеризма в монументальной живописи.

1519-1521 Вертумн и Помона. Фреска. 461 х 990 см. Villa medicea di Poggio a Caiano 0 (700x355, 125Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. 1519-1521 гг. Фреска люнета. 461 х 990 см.
Вилла Медичи Поджо-а-Кайяно, Флоренция.

Фреска Понтормо «Вертумн и Помона» на мифологическую тему в духе пасторали составляет замечательную и редкую «светскую» паузу в творчестве мастера, как правило, драматическом и напряженном, в основном, посвященном портретам и религиозным темам. Неожиданно для себя Понтормо создает сцену, полную проникновенного и человечного реализма. О мифологическом сюжете фрески почти забываешь. В этой фреске обращение к моделям Микеланджело, в частности к образам Сикстинской капеллы, не приводит к преувеличениям, которыми «грешили» другие подражатели великого мастера.

1519-1521 Времена года. Вертумн и Помона. Деталь фрески на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано (правая часть люнета).  (700x495, 190Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Левая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (1) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.

1519-1521 Времена года. Вертумн и Помона.  Detail (605x700, 206Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Левая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (2) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.

1519-1521 Времена года. Вертумн и Помона. Деталь фрески на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано (левая часть люнета). (700x496, 168Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Правая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (3) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.

1519-1521 Времена года. Вертумн и Помона. Деталь фрески на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано (левая часть люнета). Фрагм 2A (700x556, 99Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Правая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (4) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.

1519-1521 Времена года. Вертумн и Помона. Деталь фрески на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано (левая часть люнета). Фрагм 1 (700x448, 145Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Вертумн и Помона. Времена года. Правая часть люнета. 1519-1521 гг.
Фрагмент фрески (5) на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, Флоренция.

1521-1522 Мадонна с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем Дер, м. (переведено на холст)120 х 98.5. Гос. Эрмитаж (544x700, 138Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем, Святыми Иосифом и Иоанном
Крестителем. 1521-1522 гг. Дерево (переведено на холст), масло. 120 х 98,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1520-1557 Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. Дер,м. 74.9 × 61.6 см. Антиеварный рынок, Нью-Йорк, 1993 г (563x700, 130Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.
1520-1557 гг. Дерево, масло. 74,9 х 61,6 см. Антикварный рынок, Нью-Йорк, 1993 г.

1520-1557 Мадонна с Младенцем. Дер, м. Аук Mercato antiquario, Париж 1990 г  (596x700, 137Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем. 1520-1557 гг. Дерево, масло.
Аукцион Mercato Antiquario, Париж, 1990 г.

1520 Мадонна с младенцем (Молочная мадонна) Дер, м. 88 х 64 cm. Нац музей Сан-Карлоса, Мехико (503x700, 91Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем (Молочная мадонна). 1520 г.
Дерево, масло. 88 х 64 см. Национальный музей Сан-Карлоса, Мехико.

1520-1530 Сивилла. Дер, м. 66 × 52 см. Худ. гал. French & Co., Нью-Йорк (529x700, 78Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Сивилла. 1520-1530 гг. Дерево, масло. 66 х 52 см.
Художественная галерея French & Co., Нью-Йорк.

1520 П-т мужчины в профиль (Possibly Francesco da Castiglione) Дер, м. 50 х 39 cm. Гал. (Палаццо) Питти, Флоренция (525x700, 102Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет мужчины в профиль (Франческо да Кастильоне?).
1520 г. Дерево, масло. 50 х 39 см. Галерея Питти, Флоренция.

1522 Portrait of Two Friends. Дер, м. 88 х 68 cm. Художественная коллекция Витторио Чини, Венеция (549x700, 102Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет двух друзей. 1522 г. Дерево, масло. 88 х 68 см.
Художественный музей Палаццо Чини, Венеция.

1520-1530 Портрет музыканта. Дер, м. 88 х 67 см. Гал Уффици (523x700, 106Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет музыканта. 1520-1530 гг.
Дерево, масло. 88 х 67 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1520-1557 Портрет человека, пишущего. Дер, м. 95 × 80 см. Аук Кристис, Нью-Йорк, 1984 г (584x700, 90Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет пишущего мужчины. 1520-1557 гг.
Дерево, масло. 95 х 80 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1984 г.

В 1523 году, спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503-1572) поселился в Чертозе ди Валь д’Эма в Галуццо (Тоскана), близ Флоренции, в монастыре картезианского ордена, где монахи соблюдали обет молчания. Вместе с Бронзино он написал серию из пяти фресок о Страстях и Воскресении Христа, полных экзальтации и мистики, теперь сильно повреждённых. Эти фрески демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера, которые часто вдохновляли Понтормо после его возвращения во Флоренцию. Вместе с Бронзино он расписывал интерьеры виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции.

1523-1527 Хр-с пред Пилат. 300х290. Фреска Чертозы ди Валь д’Эма Палаццо Ачьяйоли в б. картез-ком монастыре, Галуццо. Гал Флор (692x700, 263Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Христос перед Пилатом. 1523-1527 гг. Фреска. 300 х 290 см.
Бывший Картезианский монастырь Чертоза ди Валь д’Эма, Галуццо, Италия. Ныне
Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.

Пять люнетов, представляющих «Страсти Христа», фрески Понтормо 1523-1527 гг. из монастыря в Галлуццо в начале 1950 годов были сняты и перенесены внутрь. В 1956 году после завершение этого проекта люнеты были представлены на выставке во Флоренции, проходившей в Палаццо Строцци вместе с серией интересных копий XVI века, традиционно приписываемых художнику Якопо да Эмполи (1551-1640). В дополнение к копиям пяти люнетов, серия также включает копию «Ужина в Эммаусе», холст, нарисованный Понтормо для Чертозы, который в настоящее время хранится в Галерее Уффици. Эти драгоценные копии были украдены в 1973 году и более двадцати лет были недоступны общественности. Сейчас их можно увидеть после реставрации в Музее Чертозы, Галлуццо во Флоренции.

1523-1527 Хр-с пред Пилат. Копия Эмполи (637x700, 208Kb)
Якопо да Эмполи (1551-1640). Христос перед Пилатом. Дерево, масло. Копия с фрески Понтормо, XVI в.

1523-1527 Молитва (Агония) Христа в Гефсиманском саду. Фреска. 300 х 290 см (693x700, 241Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Молитва Христа в Гефсиманском саду. 1523-1527 гг.
Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.

1523-1527 Молитва (Агония) Христа в Гефсиманском саду. Фреска. 300 х 290 см (2) (671x700, 234Kb)
Якопо да Эмполи (1551-1640). Молитва Христа в Гефсиманском саду. Дерево, масло.
Копия с фрески Понтормо, XVI в.

1523-1527 Восхождение Христа на гору Голгофу. Фреска. 300 х 290 см. Флорентийский Чартерхаус  (700x650, 233Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Восхождение Христа на гору Голгофу (Несение креста).
1523-1527 гг. Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.

1523-1527 Восхождение Христа на гору Голгофу. Фреска. 300 х 290 см. Флорентийский Чартерхаус  (2) (637x700, 224Kb)
Якопо да Эмполи (1551-1640). Восхождение Христа на гору Голгофу (Несение креста).
Дерево, масло. Копия с фрески Понтормо, XVI в.

1523-1527 История Страстей Христовых. Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция  (700x629, 153Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). История Страстей Христовых. Пьета. 1523-1527 гг.
Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.

1523-1527 История Страстей Христовых. Фреска. 300 х 290 см. Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция  (2) (657x700, 212Kb)
Якопо да Эмполи (1551-1640). История Страстей Христовых. Пьета. Дерево, масло.
Копия с фрески Понтормо, XVI в.

1523-1527 Воскресение. Фреска. 300 х 290 см. (700x546, 150Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Воскресение. 1523-1527 гг. Фреска. 300 х 290 см.
Музей Чертозы, Галлуццо, Флоренция.

1523-1527 Воскресение. Копия Якопо да Эмполи (1551-1640) (673x700, 194Kb)
Якопо да Эмполи (1551-1640). Воскресение. Дерево, масло. Копия с фрески Понтормо, XVI в.

1525 Ужин в Эммаусе. Х, м. 230 х 173 Уффици  (516x700, 154Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Ужин в Эммаусе. 1525 г. Холст, масло. 230 х 173 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

1525 Ужин в Эммаусе. Фрагмент (608x700, 206Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Ужин в Эммаусе. Фрагмент. 1525 г. Холст, масло.
Галерея Уффици, Флоренция.

1525 Ужин в Эммаусе. Х, м. Копия Эмполи 2 (667x700, 211Kb)
Якопо да Эмполи (1551-1640). Ужин в Эммаусе. Копия с картины Понтормо, XVI в.

Значительные работы Понтормо зрелого периода: «Христос в Эммаусе», 1525 (Уффици, Флоренция); «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем» (Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Встреча Марии и Елизаветы», 1528-1530 (церковь Сан-Микеле, Карминьяно). Одним из лучших живописных произведений Понтормо считается «Снятие с креста» (1525-1528, Флоренция, церковь Санта-Феличита).

1524-1525 Распятый Христос с Богоматерью, святыми Иоанном евангелистом, Юлианом и Августином.Академия Художеств, Флоренция (700x461, 116Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Распятый Христос с Богоматерью, Святыми Иоанном Евангелистом,
Юлианом и Августином. 1524-1525 гг. Фреска. 307 х 429 см. Академия художеств, Флоренция.

1524-1525 Распятый Христос. Detai Центр. панель. 307x175 см;  боковые панели 275x127 см. (435x700, 124Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Распятый Христос с Богоматерью, Святыми Иоанном
Евангелистом, Юлианом и Августином. Фрагмент фрески. 1524-1525 гг.
Академия художеств, Флоренция.

1510-1599 Распятие. Дер, м. 58.5 × 45. Аук Asta Pandolfini, Firenz, 1996 г (588x700, 216Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Распятие. 1510-1599 гг. Дерево, масло. 58,5 х 45 см.
Аукцион Asta Pandolfini, Флоренция, 1996 г.

1522-1523 Поклонение волхвов. Дер, м. 85 х 190 см. Гал Палатина, Флоренция (2) (700x307, 108Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Поклонение волхвов. 1522-1523 гг. Дерево, масло. 85 х 190 см.
Галерея Палатина, Флоренция.

1522 Мадонна со св. Франциском и св. Иеронимом. АТТР. Сейчас экспонир. под име Мирабелло Кавалори. Дер. 72 х 60 см. Гал Уффици (575x700, 157Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Мадонна со Святыми Франциском и Иеронимом.
1522 г. Дерево, масло. 72 х 60 см. Галерея Уффици, Флоренция. Сейчас картина экспонируется
под именем художника Мирабелло Кавалори (1535-1572)

1523-1525 Мадонна с Иоанном Крестителем. Дер, м. 87 х 67 cm. Палаццо Корсини, Флорен (527x700, 146Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Иоанном Крестителем. 1523-1525 гг.
Дерево, масло. 87 х 67 см. Палаццо Корсини, Флоренция.

1523-1525 Мадонна с Младенцем и ангелами (School). Дер, м. 102.2 x 78.7 cм. Фонл МС,Г. Кремма. ХМ Сан-Франциско (541x700, 118Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557), school. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1523-1525 гг.
Дерево, масло. 102,2 x 78,7 cм. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, США.
Фонд Сэмюэля Г. Кресса.

1525 Мадонна с Младенцем. Дер, м. ЧС, Флоренция (530x700, 154Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем. 1525 г. Дерево, масло.
Частное собрание, Флоренция. Ранее в Церкви Санта-Феличита, Флоренция.
Капелла Каппони.

1525-1528 Святой Матфей Евангелист. Церковь Св. Фелиситы, Флоренция (700x700, 134Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Матфей Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.

1525-1528 Св. Марк Евангелист. Дер, м. Д=70 см. Santa Felicità, Florence (700x700, 157Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Марк Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.

1525-1528 Св. Лука Евангелис т. Дер, м. Д=70 см. Santa Felicità, Florence (700x700, 167Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Лука Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.

1525-1528 Святой Иоанн Евангелист. Дер,м. Д=70 см. Церковь Св. Фелиситы, Флоренция (700x700, 150Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Иоанн Евангелист. 1525-1528 гг. Дерево, масло. D=70 см.
Церковь Санта-Феличита, Флоренция.

1527-1528 Кающийся св. Иероним. Дерево, масло. 105 х 80 cm. Музей Земли Нижняя Саксония, Ганновер. (525x700, 158Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Кающийся Святой Иероним. 1525-1530 гг. Дерево, масло.
Музей Земли Нижняя Саксония, Ганновер, Германия.

1590-1610 Портрет Понтормо из поздних изд. Вазари. Х, м. 60,5 х 48,5 см. Гал Уффици (532x700, 144Kb)
Портрет Якопо Понтормо из поздних изданий «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.
1590-1610 гг. Холст, масло. 60,5 х 48,5 см.

Зрелый индивидуальный стиль Понтормо типичен для искусства итальянского маньеризма, но, по определению В.Г. Власова, «отличается особенным напряжением, нервозностью, экспрессией. Композиции Понтормо эксцентричны и неуравновешены. В зрелых, наиболее характерных произведениях Понтормо всё дальше уходил от идеалов итальянского Возрождения и возвращался к идеалам готики, поэтому его творчество отчасти относят к готическому возрождению — особому течению искусства итальянского маньеризма».

1525-1528 Святой Михаил Архангел и демон, Палаццо Мадама, Турин (449x650, 158Kb) 1525-1528 Святой Михаил Архангел и демон, Х, м. 95.5 х 60.5 см. Город. музей Античного искусства, Турин (401x650, 129Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). 1-2. Святой Архангел Михаил и демон. 1525-1528 гг. Х, м. 95,5 х 60,5 см.
Городской музей античного искусства, Турин, Италия.

1527-1528 Santa Felicita church, in Florence, Annunciation 3 (440x700, 130Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Благовещение. 1527-1528 гг. Фреска. 368 х 168 см.
Церковь Санта-Феличита, капелла Каппони, Флоренция.

1527-1528 Благовещение. Фреска. 368 х 330 см. (700x574, 191Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Благовещение. Фрагмент фрески (1). 1527-1528 гг.
Церковь Санта-Феличита, Капелла Каппони, Флоренция.

1527-1528 Благовещение. Фрагмент фрески.  (573x700, 122Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Благовещение. Фрагмент фрески (2). 1527-1528 гг.
Церковь Санта-Феличита, Капелла Каппони, Флоренция.

Портрет Франчески Каппони в одеянии Святой Марии Магдалины, 16 в. Дер,м. 50 х 38 см. Аук Mercato antiquario, Пьемонт, 1997  (506x700, 130Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Франчески Каппони в одеянии
Святой Марии Магдалины, XVI в. Дерево, масло. 50 х 38 см.
Аукцион Mercato Antiquario, Турин, Пьемонт, 1997 г.

1526-1527 Рождение св Иоанна Крестителя, джентльмен герба Джироламо Делла Каса и Лизабетты Торнакинчи. Дер, м. Д-48. Гал Уффиц (700x700, 162Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Поднос для родов. Изображение рождения Cвятого Иоанна Крестителя (оборот),
Герб союза Джироламо делла Каза и Лизабетты Торнаквинчи (фронт). 1526-1527 гг. Дерево, масло. D=48 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

1527 Imposizione del nome a san Giovanni Battista, Arme d'unione di Girolamo della Casa e Lisabetta Tornaquinici. Гал Уффици (700x700, 186Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Поднос для родов. Герб союза Джироламо делла Каза и Лизабетты Торнаквинчи
(фронт), Изображение рождения святого Иоанна Крестителя =(оборот). 1526-1527 гг. Дерево, масло. D=48 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

1529-1530 Мадонна с Младенцем и Юным Иоанном Крестителем. Дер, м. 89 × 74 см. Гал Уффици (587x700, 152Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем.
1529-1530 гг. Дерево, масло. 89 х 74 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1526-1529 Мадонна с младенцем и Св. Иоанном. Дер, м. 52 × 40 см. Галерея Корсини, Флоренция (505x700, 160Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном.
1526-1529 гг. Дерево, масло. 52 х 40 см. Галерея Корсини, Флоренция.

1526-1529 Снятие с креста. Дер, масло. 313 х 192 cm. Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита,Флоренции. Ныне Гал Уффици (420x700, 138Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. 1525-1528 гг.
Дерево, масло. 313 х 192 см.
Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренция.

Большое алтарное полотно для капеллы Каппони в церкви Санта-Феличита, Флоренция, спроектированной Брунеллески, изображает «Снятие с креста» (1528) и считается многими одним из сохранившихся шедевров Понтормо. Картина была выполнена по заказу Лодовико Каппони для своей часовней. По словам Вазари, Понтормо, получив задание, заперся в часовне на три года и выполнил работу. Фигуры с их резко смоделированными формами и яркими цветами объединены в чрезвычайно сложную, закрученную овальную композицию, размещенную в неглубоком, несколько сплюснутом пространстве. Хотя шедевр широко известен как «Снятие с креста», настоящего креста на картинке нет. Эту сцену правильнее было бы назвать «Пьета» или «Положение во гроб». Те, кто опускает (или поддерживает) Христа, выглядят такими же страдающими, как и скорбящие.

1526-1529 Снятие с креста. Дер, масло. 313 х 192 cm. Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита,Флоренции. 2 (545x700, 143Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. Фрагмент (1). 1525-1528 гг.
Дерево, масло. Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренция.

1526-1529 Снятие с креста. Алтарь. Деталь (515x700, 100Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Снятие с креста. Фрагмент (2). 1525-1528 гг.
Дерево, масло. Алтарь в капелле Каппони церкви Санта-Феличита, Флоренция.

Постепенно Понтормо отходил от традиций искусства Высокого Возрождения. Он всё более вдохновлялся произведениями художников Северного Возрождения и немецкой готики. Большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра. «Всё это отражало устремления к христианскому спиритуализму, охватившие лучшие умы Италии в середине XVI века».

1528-1530 Портрет юноши с алебардой (алебардиста) Дер, темп, масло (перевед на холст). 92,1 х 72,1   Музей Гетти, Лос-Анджелес (540x700, 126Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет алебардиста. 1528-1530 гг.
Дерево (перевод на холст), темпера, масло. 92,1 х 72,1 см.
Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, США.

Это один из самых привлекательных и загадочных портретов всего флорентийского чинквеченто. В авторстве Понтормо нет никаких сомнений, но в идентификации изображенного до сих пор согласия нет. Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи, изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. В этой битве войска Медичи разбили флорентийских сторонников республики, пытавшихся при поддержке французов вернуть себе власть, и это было боевым крещением юного герцога.

1529 Встреча Марии и Елизаветы (Посещение). Дер, м 202 х 156 см. Церковь Сан-Микеле, Карминьяно (528x700, 138Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Встреча Марии и Елизаветы (Посещение). 1529 г.
Дерево, масло. 202 х 156 см. Церковь Сан-Микеле и Сан-Франческо, Карминьяно, Италия.

1529 Встреча Марии и Елизаветы. (Церковь Сан-Микеле, Карминьяно). Деталь (700x424, 138Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Встреча Марии и Елизаветы (Посещение). Фрагмент. 1529 г.
Дерево, масло. Церковь Сан-Микеле и Сан-Франческо, Карминьяно, Италия.

1527-1529 Annen-Altar, Madonna mit Hl. Anna, links Hl. Sebastian und Hl. Petrus. Дер, м. 228 х 176 см. ЛУВР (541x700, 134Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем, Святой Анной и четырьмя Святыми.
1527-1529 гг. Дерево, масло. 228 х 176 см. Лувр, Париж.

1527-1529 Annen-Altar, Madonna mit Hl. Anna, links Hl. Sebastian und Hl. Petrus. Дер, м. 228 х 176 см. ЛУВР Оригинал 2 (700x460, 136Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем, Святой Анной и четырьмя Святыми. Фрагмент внизу.
1527-1529 гг. Дерево, масло. Лувр, Париж.

1529 Молодая жен-на в белом платье. Дер (липа), м. 53,4 x 43,8 см. ХМ Аризонского универ-та, Тусон, Аризона, Фонд С.Г. Кресса (614x700, 134Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Молодая женщина в белом платье. 1529 г.
Дерево (липа), масло. 53,4 x 43,8 см. Художественный музей Аризонского университета,
Тусон, Аризона. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.

1527-1535 Портрет Лоренцо Ленци (Припис. Бронзино) Дер, м. 98 х 73 cm. Пинакотека Замка Сфорцеско, Милан (546x700, 185Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557), атрибуция. Портрет Лоренцо Ленци. 1527-1535 гг.
Дерево, масло. 98 х 73 см. Пинакотека Замка Сфорцеско, Милан.
Портрет ранее приписывался кисти Аньоло Бронзини.

Лоренцо Ленци, которого звали Лауро, был сыном известной флорентийской семьи. (Лауро - это мужская форма имени Лаура, идеальная леди, которой Петрарка посвятил любовные стихи). Юноша на портрете держит открытую книгу, на которой справа написаны сонеты Петрарки, а слева - Бенедетто Варчи, где большой палец натурщика многозначительно перекрывает слово «Поэта», привлекая внимание зрителя к стиху и его автору.

1525-1530 П-т молод чел-ка (П-т Америго Антинори). Дер, м. 85 × 61 см. Нац. карт. гал. Палаццо манси, Лукка, Тоскана, (510x700, 114Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет молодого человека (Портрет Америго Антинори).
1525-1530 гг. Дерево, масло. 85 × 61 см. Национальная картинная галерея Палаццо Манси,
Лукка, Тоскана.

1529-1530 Портрет лютниста. Дер, м.  81,2 × 57,7 см, Коллекция Alana, Ньюарк, США (492x700, 95Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет лютниста. 1529-1530 гг.
Дерево, масло. 81,2 х 57,7 см. Коллекция Alana, Ньюарк, США.

Начиная с 1521 года «направление творческого развития художника резко изменилось… Вазари, хорошо осведомлённый о жизни и характере Понтормо со слов его ученика Бронзино, с некоторым недоумением и досадой отмечает, что Понтормо отказался от признанного мастерства и стал искать в муках новых, сомнительных, опасных путей».

1529-1530 Святой Морис и резня фиванского легиона. Дер, м. 67 х 73 см. Музей Питти, Гал Палатина, Флоренция (700x644, 251Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Морис и резня фиванского легиона. 1528-1530 гг.
Дерево, масло. 67 х 73 см. Галерея Палатина, Флоренция.

1529-1530 Die zehntausend Märtyrer. Detail (700x315, 90Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Святой Морис и резня фиванского легиона. Фрагмент. 1528-1530 гг.
Дерево, масло. Галерея Палатина, Флоренция.

1529-1531 Мученичество св Акация и его десяти тысяч товарищей на гАрарат. Дер, м. 66 х 45 см. Гал Уффици (514x700, 150Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мученичество Святого Акация и его десяти тысяч товарищей
на горе Арарат. 1529-1531 гг. Дерево, масло. 66 х 45 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1529-1531 Мученичество святого Акация и десяти тысяч товарищей на горе Арарат. Фрагмент. Дер, м. 66.5 × 44.7 см. Гал Уффици (700x520, 142Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мученичество Святого Акация и его десяти тысяч товарищей на горе Арарат.
Фрагмент. 1529-1531 гг. Дерево, масло. 66 х 45 см. Галерея Уффици, Флоренция.

1530-1557 Пьета. Дер, м. 21 x 47 cm. Нац гал Ирландии, Дублин (700x290, 87Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Пьета. 1530-1557 гг. Дерево, масло. 21 x 47 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.

1530-1557 Мадонна с младенцем и Иоанном Крест Дер, м. 81.9 × 57.4 см. Институт иск, Чикаго (2) (500x700, 103Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.
1530-1557 гг. Дерево, масло. 81,9 х 57,4 см. Институт искусств, Чикаго.

1530-е Noli Me Tangere. Дер, м. 125 х 95 cm. ЧС (539x700, 142Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). «Noli Me Tangere» (Не прикасайся ко мне). 1530-е гг.
Дерево, масло. 125 х 95 см. Частное собрание.

1530 Портрет молодого человека в красной шляпе. (П-т Carlo Neroni), 92,1 х 73. ЧС (561x700, 105Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет молодого человека в красной шляпе
(Портрет Карло Нерони). 1530 г. Дерево, масло. 92,1 х 73 см. Частное собрание.

1531-1540 Портрет Людовико Мартелли. Дер, м. 90 х 65 см. Палаццо Веккьо, Флоренция, Италия (576x700, 138Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет Людовико Мартелли. 1531-1540 гг.
Дерево, масло. 90 х 65 см. Палаццо Веккьо, Флоренция.

1530-1535 Портрет мальчика. Дер, м. 66 × 51 см. Гал Уффици. Коллекция Контини Бонакосси (496x700, 90Kb)
Якопо Понтормо (1494-1557). Портрет мальчика. Дерево, масло. 1530-1535 гг. 66 х 51 см.
Галерея Уффици, Флоренция. Коллекция Контини Бонакосси.


Во многих картинах 1520-1530 годов фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие глубины, ясных пространственных отношений и твёрдой опоры композиции создаёт впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость произведений зарождающегося маньеризма. Характерно и то, что в годы, когда многие живописцы стали писать маслом по холсту, Понтормо оставался верен средневековой и раннеренессансной традиции письма темперой и маслом по дереву. «Как чуткий и восприимчивый художник, - писал выдающийся советский искусствовед Б.Р. Виппер, - Понтормо должен был болезненно ощущать гнёт чуждой ему общественной среды и растущее разочарование в окружающей действительности. Понтормо ни в какой мере не был придворным художником, подобно Вазари или Бронзино, но он не был также и борцом, как Микеланджело». Такое положение делает творчество Понтормо совершенно уникальным.

ИСТОЧНИКИ

Вазари Том 4 (400x530, 108Kb)Вазари Том 4 супер (400x530, 82Kb)
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том IV. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1970 г. – Стр. 327-364, илл. 95-113. Обложка и суперобложка.

Якопо Понтормо – Википедия (итал.)



(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯКОПО ПОНТОРМО / JACOPO PONTORMO (1494-1557), ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»