ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ АНТОНИО ПОРДЕНОНЕ / GIOVANNI ANTONIO PORDENONE (1484-1539), ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА28-01-2024 14:24к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Портрет венецианского художника Антонио Лицино Порденоне, издание 1769-1775 гг.
Антонио Джованни Порденоне (1484-1539) - самый известный фриульский художник позднего Возрождения, частично принадлежавший к венецианской школе. Он работал во Фриули, а также в Венеции и Ломбардии. Имея первоначально фриульское и венецианское образование, он опирался на стиль «современный маньеризм». В 1517 году он совершил поездку в Рим, где познакомился с работами Рафаэля и Микеланджело, после чего его стиль стал более монументальным и величественным. Порденоне, «живописец модерна», как его называли в свое время, продемонстрировал в своих работах удачное сочетание североевропейской традиции и более современных римских образцов. В своих впечатляющих композиционных эффектах он прошел через определенные усовершенствования позднего маньеризма, что стало «уроком» для художников региона. Тициан и Порденоне были соперниками в последние десять лет его жизни. Он умер внезапно в 1539 году, и сплетни даже утверждали, что он был отравлен.
Джованни Антонио Порденоне (1484-1539). Портрет джентльмена (Автопортрет?).
1515 г. Холст, масло. 83 х 71 см. Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Джованни Антонио де Сакки, иль Порденоне (итал. Giovanni Antonio de' Sacchis, Il Pordenone) родился около 1484 года во Фриуле, небольшой деревушке неподалёку от Порденоне, в семье Анджело Мураторе из Corticelle Pieve. Его имя происходит от того, что он родился в Порденоне во Фриули, хотя его семья происходила из Кортичелле (Брешиа, Ломбардия). В конце концов он отказался от имени де Саккиса, поссорившись со своим братом Бартоломео, который ранил его в руку. Джорджо Вазари, его главный биограф, ошибочно идентифицирует его как Джованни Антонио Лицинио. По словам Вазари он был самоучкой, возможно, учеником Пеллегрино да Сан Даниэле, возможно, учеником и помощником Джанфранческо да Толмеццо. Порденоне рисовал в нескольких городах северной Италии «со скоростью, энергией и нарочитой грубостью выражения и исполнения, призванной шокировать».
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Мадонна с Младенцем на троне. 1500 г.
Дерево, масло. 89,5 х 56,5 см. Музей изящных искусств, Спрингфилд, Массачусетс, США.
Порденоне (1484-1539). Святой Антоний Аббат. 1505-1539 гг.
Фреска. 301 х 173 см. Городской музей Луиджи Байло, Тревизо.
Порденоне (1484-1539). Святой Антоний Аббат. Фрагмент. 1505-1539 гг. Фреска. 301 х 173 см.
Городской музей Луиджи Байло, Тревизо.
Порденоне (1484-1539). Святой Михаил Архангел, попирающий Сатану между Святыми Валерианом
и Иоанном Крестителем. 1506 г. Приходская церковь Санто-Стефано в Валериано, Порденоне.
Это первая задокументированная алтарная работа Порденоне. Молодой художник демонстрирует технику XV века, причем еще неуверенно использует пространство, но он видит перспективную возможность использовать свет, нервную и изящную элегантность фигур, которые со временем станут еще более энергичными и убедительными.
Порденоне (1484-1539). Фреска церкви Сан-Лоренцо-Ди-Вациле, Порденоне. 1506-1510 гг.
На фресках церкви Сан-Лоренцо-Ди-Вациле в Порденоне на своде апсиды, разделенной на восемь отсеков, изображены: в центре воскресший Христос со знаменем, в смежных парусах Отцы Церкви, внизу - евангелисты и пророки Енох, Илия и ангелы, на косяке - Сан-Рокко. В последних работах Порденоне пострадал от влияния венецианской живописи, в частности Джорджоне, поскольку его черты стали слаще, и, кроме того, его техника развивалась в маньеристском смысле.
Порденоне (1484-1539). В Кафедральном соборе Сан-Марко в Порденоне на колонне
изображен Святой Эразм (1512-1514), рука которого нарушает схему архитектурного каркаса.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем Иисусом. 1512-1514 гг.
Фреска колонны с фигурами святых. Кафедральный собор Сан-Марко, Порденоне.
Порденоне (1484-1539). Святой Рокко. Фреска. 1515-1518 гг. Кафедральный собор, Порденоне.
Также в Кафедральном соборе в Порденоне находится фреска Святого Рокко (1515-1518), который
привлекает внимание благодаря интенсивности взгляда и современной одежде.
Порденоне (1484-1539). Святой Рокко. Фрагмент фрески. 1515-1518 гг.
Кафедральный собор, Порденоне.
Порденоне (1484-1539). Святой Петр и Святой Просдочимо. 1512-1516 гг.
Дерево (тополь), масло. 97,6 х 61,3 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса.
Художественный музей Северной Каролины, США.
Порденоне (1484-1539). Фрески свода и хора церкви Св. Ульдерико в Вилланове,
Порденоне с Отцами Церкви, сидящими за их письменами. 1514 г.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем и Святыми Себастьяном, Руперто,
Леонардо и Рокко. 1513-1514 г. Холст, масло. 238 х 162 см. Алтарь церкви
Святых Руперто и Леонардо в Валленончелло, Порденоно.
Порденоне (1484-1539). Мадонна делла Лоджиа. 1516 г. Замок Удине, Северная Италия.
Картина необычна тем, что Мадонна с младенцем была изображены на фоне Лоджии, так в Удине
называется городская ратуша Лоджия дель Лионелло.
Порденоне (1484-1539). Преображение Господне. 1515-1516 гг.
Дерево, масло. 93 х 64 см. Пинакотека Брера, Милан.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем на троне и Святыми Иоанном Крестителем,
Екатериной Александрийской, пророками Даниилом и Петром. 1516 г. Дерево, масло. 287 x 178 см.
Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии, Сусегана, Италия.
Порденоне (1484-1539). Мадонна милосердия. 1515-1516 гг. Холст, масло. 291x146 см. Кафедральный собор, Порденоне. 2. Святой Христофор. Холст, масло. 175x72,4 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса. Художественный музей Эскенази, Индианский университет, США.
Как художник, Порденоне был учеником Пеллегрино да Сан Даниэле (1480-1545). Но большое влияние на его творчество оказали великие итальянские мастера Джорджоне и Тициан, которые в начале XVI века работали в Венеции. Порденоне также пытался освоить их приёмы, но его ни в коем случае нельзя заподозрить в подражательстве этим мастерам. Его полотна становятся ареной, где встретились «лёд» (классическая гармония Ренессанса) и «пламя» (страсть и вихревое движение). Популярная история о том, что он учился вместе с Тицианом под руководством Джованни Беллини, неверна. Утверждалось, что первый заказ Порденоне получил от бакалейщика в его родном городе, чтобы испытать его хвастовство тем, что он может написать картину, когда священник начинает Великую мессу, и завершить ее к моменту окончания мессы; он завершил картину в требуемое время.
Порденоне (1484-1539). Фрески церкви Сан-Лоренцо в Рораи-Гранде, Порденоне.
В 1516 году в церкви Сан-Лоренцо в Рораи-Гранде, Порденоне расписал фресками свод хора, в четырех овалах и медальоне в центре изображены эпизоды из жизни Богородицы: представление в храме, свадьба, бегство в Египет и Успение. В этой работе поражает реалистичный внешний вид фигур и использование более холодных мрачных оттенков, чем светлые и яркие тона фресок церкви Сант-Ульдерико.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем, Святые и донатор. Фреска. 1515-1517 гг.
Церковь Санта-Мария-Ассунта, Альвиано, Италия.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем, Святые и донатор. Фрагмент фрески (1). 1515-1517 гг.
Церковь Санта-Мария-Ассунта, Альвиано, Италия.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем, Святые и донатор.
Фрагмент фрески (2). 1515-1517 гг. Церковь Санта-Мария-Ассунта, Альвиано.
Порденоне (1484-1539). Портрет музыканта. 1515-1520 гг. Холст, масло. 53 х 52 см.
Музей истории искусств, Вена.
Порденоне (1484-1539). Портрет музыканта. Фрагмент. 1515-1520 гг. Холст, масло.
Музей истории искусств, Вена.
Порденоне (1484-1539). Юдифь. 1516-1520 гг. Холст, масло. 95 x 78 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем и Святыми Иларио, Тациано,
Антонио Аббатом и Иоанном Крестителем. 1519-1521 гг.
Алтарь церкви Святых Иларио и Тациано, Торре, Порденоне.
В 1515-1517 годах Порденоне побывал в Риме и ознакомился с его шедеврами Рафаэля и Микеланджело в Ватикане, и он направил свою обширную и драматическую живопись на дальнейшее совершенствование техники. но ему не хватало хорошей подготовки в анатомическом рисовании. Как и Полидоро да Караваджо, он был одним из художников, которым часто поручали расписывать фасады зданий. Микеланджело, как говорят, одобрил один дворцовый фасад в 1527 году; сейчас о нем известно только по подготовительному рисунку. В Венеции в 1528 году он проиграл Тициану конкурс, объявленный на изготовление алтаря Святого Петра-мученика для церкви Святых Иоанна и Павла в Венеции. Большая часть работ Порденоне была утрачена при разрушении Дворца дожей в Венеции, который был в значительной степени уничтожен пожарами 1574 и 1577 годов.
Кафедральный собор. Соборная площадь, Тревизо.
Кафедральный обор, Тревизо. Интерьер. В центре картина «Благовещение» Тициана. 1519-1520 гг.
Тициан Вечеллио (1488/1490 - 1576). Благовещение. Около 1520 гг. Дерево, масло. 210 х 176 см.
Кафедральный собор, Тревизо. Часовня Малхиостро.
На фресках стен Часовни Малхиостро в соборе Тревизо можно увидеть влияние Рафаэля и Микеланджело
в следующих картинах:
Порденоне (1484-1539). Посещение (The Visitation). Фреска. 1520 г. Кафедральный собор, Тревизо.
Часовня Малхиостро.
Порденоне (1484-1539). Мечта императора Августа. Фреска. 1520 г. Кафедральный собор, Тревизо.
Часовня Малхиостро.
Порденоне (1484-1539). 1. Святой Петр. 2. Святой Павел. Фрески. 1520 г. Кафедральный собор, Тревизо. Часовня Малхиостро.
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Святой Франциск Ассизский с ангелами и донаторами.
1520 г. Дерево, масло. 245 х 146 см. Церковь Сан-Франческо д'Ассизи, Галлиполи, Италия.
Ранее картина приписывалась Тициану,
Святой Франциск изображен стоящим на фоне морского пейзажа. В левой руке он держит распятие, а правая рука указывает полученную рану, как у пронзенного Христа. Три ангела наверху держат корону. На каждой из трех корон выгравированы три основные добродетели, которых преследовал Святой и одноименный Орден: Paupertas, Obedientia, Castitas (Бедность, послушание, целомудрие). Традиция гласит, что картина была подарена францисканскому монастырю в качестве жертвоприношения венецианским купцом, спасшимся от урагана.
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Святой Франциск Ассизский с ангелами и донаторами. Фрагмент (1).
1520 г. Дерево, масло. Церковь Сан-Франческо д'Ассизи, Галлиполи, Италия.
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Святой Франциск Ассизский с ангелами и донаторами.
Фрагмент (2). 1520 г. Дерево, масло. Церковь Сан-Франческо д'Ассизи, Галлиполи, Италия.
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Святой Франциск Ассизский с ангелами и донаторами.
Фрагмент (3). 1520 г. Дерево, масло. Церковь Сан-Франческо д'Ассизи, Галлиполи, Италия.
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Святой Франциск Ассизский с ангелами и донаторами.
Фрагмент (4). 1520 г. Дерево, масло. Церковь Сан-Франческо д'Ассизи, Галлиполи, Италия.
Сохранилось несколько циклов фресок Порденоне, например, часть одного из них в Кафедральном соборе Кремоны, где сцены его «Страсти по Христу», написанные с такой энергией, которые почти не повторялись вплоть до Гойи. Другой цикл был в Скуола Гранде делла Карита в Венеции, ныне Галерея Академии, главный художественный музей, где он работал с молодым Тинторетто.
Кафедральный собор Святой Марии Ассунты, Кремона, Италия.
Порденоне (1484-1539). «Распятие» или «Голгофа». Фрески. 1521 г.
Кафедральный собор, Кремона, Италия. Контрфасад над входной дверью.
Порденоне поручили завершить цикл фресок в Кафедральном соборе Святой Марии Ассунты в Кремоне. Роспись контрфасада Собора, представляет повествование историй Богородицы и Христа, где работы были уже начаты другими художниками, в т.ч. Романино, с которым разорвали договор. Кроме того, Порденоне было поручено украсить весь интерьер собора историей страстей Иисуса Христа. На стенах основные эпизоды событий следуют друг за другом в крещендо, вплоть до распятия, которое занимает центральное место в композиции.
Порденоне (1484-1539). Распятие Христа. 1521 г. Фреска. 920 х 1200 см. Кафедральный собор, Кремона.
Цитата современного амбициозного искусствоведа Аркадия Ипполитова из книги «Особенно Ломбардия» (2012) : «Фреска Порденоне, без сомнения, лучшее живописное произведение Кремоны и, на мой взгляд, лучшая, после леонардовской «Тайной вечери», фреска во всей Ломбардии»
Порденоне (1484-1539). Суд Пилата (Пилат в левом углу умывает руки). Фреска. 1520-1522 гг.
Кафедральный собор, Кремона.
Порденоне (1484-1539). Суд Пилата. Фрагмент фрески (1). 1520-1522 гг.
Кафедральный собор, Кремона.
Порденоне (1484-1539). Суд Пилата. Фрагмент фрески (2). 1520-1522 гг. Кафедральный собор, Кремона.
Порденоне (1484-1539). Крестный путь (Несение креста). Фреска. 1520-1522 гг.
Кафедральный собор, Кремона.
Порденоне (1484-1539). Распятие Христа. Фрагмент фреска. 1521 г. Кафедральный собор Кремоны.
Порденоне (1484-1539). Пьета. Фреска. 1520-1522 гг.
Кафедральный собор Кремоны.
Деятельность Порденоне в Мантуе представляла собой переходный период между его римским опытом с работами Рафаэля и Микеланджело и его Венецианской деятельностью в конкуренции с Тицианом.
В соборе Санта-Мария-Маджоре в Спилимберго художник работал над украшением органа (1524). В этой работе манера по-прежнему связана с фресками в Кремоне, хотя и менее жестокая, хотя очень важной остается трактовка пространства в перспективе.
Порденоне (1484-1539). Большой орган в центральном нефе в соборе Санта-Мария-Маджоре в Спилимберго,
Италия. 1524 г.
Порденоне (1484-1539). Обращение Саула. Правая створка органа. 1524 г.
Дерево, масло. 448 x 224 см. Собор Санта-Мария-Маджоре, Спилимберго, Италия.
Порденоне (1484-1539). Саломея с головой Святого Иоанна Крестителя. 1520-1530 гг.
Дерево, масло. 93,3 х 82,2 см. Художественный музей Джона и Мэйбл Ринглинг,
Сарасота, штат Флорида, США.
Район, где жил Порденоне, был плодовит на способных художников, но наиболее известен был один Порденоне, энергичный светотеневик и живописец плоти. В энциклопедии «Британика» 1911 года говорится, «что касается простой живописи плотью, то он едва ли уступал Тициану по широте, сочности и тону». Какое-то время эти двое были соперниками, и Джованни Антонио иногда делал вид, что носит оружие, когда рисует. Он преуспевал в портретах; он был одинаково хорош как на фресках, так и на картинах маслом. Он выполнил много работ в Порденоне и других городах Фриули, Кремоны и Венеции.
Церковь в Кьезетте деи Баттути в Валериано, Италия. Построена в 1524-1527 гг.
Порденоне (1484-1539). Мадонна на троне с младенцем. Фреска. 1525 г.
Церковь Сан-Мартино в Пинцано, Порденоне.
В 1525-1528 гг. в церкви Сан-Мартино в Пинцано Порденоне написал фреску в нефе «Мадонна на троне с Младенцем» (1525), фреска, отличающаяся выразительным тоном и высокой пластикой и просвечивающая необыкновенной интимностью.
Порденоне (1484-1539). Рождество. Фреска. 1527 г.
Церковь Кьезетте деи Баттути в Валериано, Италия.
Оригинальные фрески, отделенные от фасада, были перенесены внутрь церкви, в т.ч. «Бегство в Египет» (1524) и «Рождество» (1527). Эта последняя работа изысканного дизайна и роскошная по краскам поражает балансом своей композиции и передает сладость и спокойствие. В ней заметно влияние Лоренцо Лотто.
Порденоне (1484-1539). Христос среди облаков, а Святой Петр пред ним преклоняет колени.
1525-1526 гг. Церковь Сан Пьетро Апостоло в Травезио, Порденоне.
В апсиде церкви Сан Пьетро Апостоло в Травезио, Порденоно видны фрески, написанные живописцем в два этапа: первый по возвращении из поездки в Рим (1515-1517), второй для завершения украшения стены (1525-1526).
Церковь Сан-Пьетро - приходская церковь Травезио в провинции Порденоне и епархии Конкордия-Порденоне - это часть форании в Спилимберго.
Порденоне (1484-1539). Усекновение главы Святого Саула. Фреска. 1525-1526 гг.
Церковь Сан Пьетро Апостоло в Травезио, Порденоно.
Порденоне (1484-1539). Обращение Саула. Фреска. 1525-1526 гг.
Церковь Сан Пьетро Апостоло в Травезио, Порденоно.
Цикл фресок позволяет проследить эволюцию стиля художника от его истоков до зрелости, наполненный пластичностью, театральностью и динамикой, о чем свидетельствуют фигуры Саула, падающего на землю вместе с конем в «Обращении», или фигуры обоих персонажей, ставших свидетелями «Обезглавливания». Алтарный образ «Святой Готтард» выполнен в том же стиле, что и фрески из Кортемаджоре.
Порденоне (1484-1539). Святой Готтард на троне между Святыми Себастьяном и Рокко.
1525 г. Дерево, масло. Палаццо Риччиери, Городской музей, Порденоно.
Порденоне (1484-1539). Мученичество Святого Себастьяна и Святые Рокко, Георгий и Христофор.
Фреска. 1525-1528 гг. Церковь Сан-Мартино в Пинцано-аль-Тальяменто, Италия.
Порденоне (1484-1539). Мученичество Святого Себастьяна и Святые Рокко, Георгий и Христофор.
Фрагмент фрески. 1525-1528 гг. Церковь Сан-Мартино в Пинцано-аль-Тальяменто, Италия.
Панели «Святые Мартин и Христофор» (1527-1528) Порденоне и более позднее добавление «Христос,
изгоняющий торговцев из храма» (1678) Джованни Антонио Фумиани в церкви Святого Роха, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Святые Мартин и Христофор. 1927-1928 гг. Дерево, масло. Церковь Святого Роха
(Scuola Grande di San Rocco), Венеция.
Порденоне (1484-1539). Святые Мартин и Христофор. Фрагмент. 1927-1928 гг. Дерево, масло. 240 х 300 см.
Церковь Святого Роха (Scuola Grande di San Rocco), Венеция.
Порденоне (1484-1539). Преображение Господне (The transfiguration), 1528 г. Церковь Святого Роха,
Венеция. Большая часовня, потолок апсиды.
Порденоне (1484-1539). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми. Триптих. 1529 г.
Холст, масло. Церковь Святого Лаврентия-мученика в Вармо, Италия.
Триптих был исполнен по заказу семьи Вармо. Слева направо изображены Святой Лаврентий,
Мадонна с Младенцем и Архангел Михаил.
Порденоне (1484-1539). Святой Лаврентий. Левая часть триптиха. 1529 г. Холст, масло.
Церковь Святого Лаврентия-мученика в Вармо, Италия.
Порденоне (1484-1539). Святой Михаил. Правая часть триптиха. 1529 г. Холст, масло.
Церковь Святого Лаврентия-мученика в Вармо, Италия. (Ну, просто современная девушка,
спортсменка-разрядница!)
Порденоне (1484-1539). Дева Мария с Младенцем. 1525-1550 гг. Холст, масло. 90 х 105 см.
Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.
Кафедральный Собор Пьяченцы (Chiesa Santa Maria Assunta
e Santa Giustina - Duomo di Piacenza)
В 1530-е годы Порденоне поселился в Пьяченце, где непрерывно жил с 1530 по 1532 год, но прерывал работу по другим заказам и вернулся в Пьяченцу в 1535 году. Здесь он работал над росписями в базилике Санта Мария ди Кампанья, где до сих сохранились фрески, среди которых находится одна из его самых знаменитых церковных картин «Святая Екатерина, спорящая с александрийскими врачами». Фигура святого Роха на куполе считается собственным портретом Порденоне.
Порденоне (1484-1539). Фонарь купола украшен фреской с фигурой Бога-Отца, поддерживаемой славой
ангелов. Фрески. 1530-1532 гг. Базилика Санта Мария ди Кампанья, Пьяченца, Италия.
Порденоне (1484-1539). Фонарь купола с фреской Бога-Отца. Фрагмент (1).
1530-1532 гг. Купол базилики Санта-Мария-ди-Кампаньа, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Фонарь купола с фреской Бога-Отца. Фрагмент (2).1530-1532 гг.
Купол базилики Санта-Мария-ди-Кампаньа, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Фонарь купола с фреской Бога-Отца. Фрагмент (3). 1530-1532 гг.
Купол базилики Санта-Мария-ди-Кампаньа, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Барабан купола, украшен восемью мифологическими сценами, отличающийся таким же количеством квадратных архитектурных элементов, на которых расписаны монохромные сцены, повествующие о пути человечества к Богу в древности. 1530-1532 гг. Базилика Санта Мария ди Кампанья, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Барабан купола. Фрагмент. 1530-1532 гг. Базилика Санта Мария ди Кампанья.
Порденоне (1484-1539). Рождество Христово. Фреска. 1531 г.
Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Рождество Христово. Фрагмент фрески. 1531 г. Часовня Святой Екатерины
Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Поклонение волхвов. Фреска. 1532-1535 гг.
Часовня Рождества или Капелла Волхвов, Пьяченца.
Часовня была построена по заказу Пьетро Антонио Роллери, одного из первых настоятелей церкви, в 1521 году. Цикл фресок на стенах сосредоточен на эпизодах младенчества Христа по Евангелию («Поклонение волхвов» и два люнета, изображающие «Поклонение пастухов» и «Бегство в Египет»), к которым относится добавленное «Рождество Богородицы».
Порденоне (1484-1539). Поклонение волхвов. Фрагмент (1) 1532-1535 гг. Часовня Рождества
или Капелла Волхвов, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Поклонение волхвов. Фрагмент (2) 1532-1535 гг. Часовня Рождества
или Капелла Волхвов, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Поклонение волхвов. Фрагмент (3) 1532-1535 гг. Часовня Рождества
или Капелла Волхвов, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Спор Святой Екатерины с александрийскими врачами. Фреска.
1531 гг. Фреска. Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Спор Святой Екатерины с александрийскими врачами. Фрагмент (1). 1531 гг.
Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Спор Святой Екатерины с александрийскими врачами. Фрагмент (2). 1531 г.
Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Мистическое обручение святой Екатерины. 1530-1532 гг. Дерево, масло.
Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Алтарный образ изображает «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины». По традиции, лик Святого Павла мог быть автопортретом художника, а лик Богородицы мог быть его женой, отождествляемой с дворянкой из Пьяченцы.
Порденоне (1484-1539). Мученичество зубчатого колеса. Фреска. 1530-1532 гг.
Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Усекновение главы святой Екатерины. Фреска. 1530-1532 гг.
Часовня Святой Екатерины Александрийской, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Поклонение пастухов. Фреска. 1532-1535 гг. Часовня Рождества
или Капелла Волхвов, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Бегство в Египет. Фреска. 1532-1535 гг. Часовня Рождества
или Капелла Волхвов, Пьяченца.
Для церкви Санта-Мария-Аннунциата в Кортемаджоре в 1529-1530 гг. Порденоне создал фрески из двух люнетов, изображающих «Воскресение», «Вознесение Христа» и «Положение во гроб» на холсте.
Порденоне (1484-1539). Бог Отец с ангелами. Фреска. 1529-1530 гг. Церковь францисканцев,
Кортемаджоре, Италия.
Порденоне (1484-1539). Положение во гроб. 1529-1530 гг. Холст, масло.
Церковь Санта-Мария-Аннунциата в Кортемаджоре, Италия.
Порденоне (1484-1539). Спор о непорочном зачатии. 1529-1530 гг.
Дерево, масло. 298 х 198 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Порденоне (1484-1539). Христос и Мария Магдалина. Фреска. 1532 г.
Галерея Франкетти, Ка'Д'Оро, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Блаженный Лоренцо Джустиниани с двумя канониками
и Святыми Людовиком Тулузским, Франциском, Бернардино и Иоанном Крестителем.
1528-1532 гг. Холст, масло. 420 х 222 см Галерея Академии, Венеция.
Картина была выполнена для алтаря семьи Ренье. 14 мая 1528 года Федерико Ренье заключил соглашение с канониками, в котором он обязался нести расходы на гробницу, алтарь и алтарь, посвященный Лоренцо Джустиниани. В 1532 году светские каноники монастыря Мадонна-дель-Орто поручили Порденоне выполнить алтарь, чтобы погасить его долг в размере 100 дукатов, после покупки земли в 1527 году. Артикуляция композиции, удлиненные формы фигур, их скручивания, особенно тела Иоанна Крестителя в манере Микеланджело, характерны для контактов художника с центрально-итальянской постклассической культурой.
Порденоне (1484-1539). Блаженный Лоренцо Джустиниани со святыми. Фрагмент (1).
1528-1532 гг. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Блаженный Лоренцо Джустиниани со святыми.
Фрагмент (2). 1528-1532 гг. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Святой Бонавентура. 1530-1535 гг. Дерево, масло. 29,8 х 29,8 см.
Национальная галерея, Лондон.
Порденоне (1484-1539). Святой Луис Тулузский. 1530-1535 гг. Дерево, масло. 29,8 х 29,8 см.
Национальная галерея, Лондон.
В период 1531-1536 гг. Порденоне оставался в родном городке Фриули и создавал работы: в главном алтаре собора Сан-Микеле Арканджело в Сан-Даниэле находится Троица (1534). Примерно в 1536 году Порденоне поселился в Венеции, где в конкуренции с Тицианом ему удалось получить несколько заказов от частных и государственных клиентов Венеции.
Порденоне (1484-1539). Троица. 1534 г. Собор Сан-Микеле Арканджело,
Сан-Даниэле-дель-Фриуле, Италия.
Порденоне (1484-1539). Святой Августин проповедует на кафедре. 1532-1535 гг.
Фреска. Базилика Санта Мария ди Кампанья, Пьяченца.
Порденоне (1484-1539). Святой Лука. 1535-1537 гг. Дерево, масло. 75 х 75 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Порденоне (1484-1539). Святой Марк. 1535 г. Дерево, масло. 72 x 74,5 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Порденоне (1484-1539). Чудо Святого Роха. 1534 г. Холст, перенос с дерева, масло. 60,3 x 92,4 см.
Академия Каррара, Бергамо.
В Порденоне художнику предложили украсить залу городского Большого Совета. Но прежде Порденоне был приглашен герцогом Эрколе II Феррарским ко двору. Его более поздние работы сравнительно небрежны и поверхностны; и в целом он лучше работал с мужскими фигурами, чем с женскими - последние несколько чересчур массивны, - а композиция его сюжетных картин едва ли соответствует другим их достоинствам. Порденоне, по-видимому, был неистовым самоутверждающимся человеком, чему соответствует его стиль художника. Тремя его главными учениками были Бернардино Лицинио по имени Сахьенсе, его зять Помпонио Амальтео и Джованни Мария Кальдерари.
Порденоне (1484-1539). Благовещение. 1537 г. Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели,
Венеция, остров Мурано.
Порденоне (1484-1539). Святой Себастьян, Святой Рокко и Святая Екатерина Александрийская.
1535-1539 гг. Холст, масло. 173 х 115 см. Церковь Сан-Джованни Элемозинарио, Венеция.
Порденоне (1484-1539) и Доменико Тинторетто (1518-1594). Бракосочетание Девы Марии. 1538-1543 гг.
Галерея Академии, Венеция.
Порденоне (1484-1539) и Доменико Тинторетто (1518-1594). Бракосочетание Девы Марии. Фрагмент (1).
1538-1543 гг. Галерея Академии, Венеция.
Порденоне (1484-1539) и Доменико Тинторетто (1518-1594). Бракосочетание Девы Марии.
Фрагмент (2). 1538-1543 гг. Галерея Академии, Венеция.
Порденоне (1484-1539) и Доменико Тинторетто (1518-1594). Бракосочетание Девы Марии. Фрагмент (3).
1538-1543 гг. Галерея Академии, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Воскрешение Лазаря. До 1539 г. Холст, масло. 181 х 286 см. Пражский Град, Чехия.
Порденоне (1484-1539), атрибуция. Обращение Святого Павла (Святой Павел, пораженный ярким светом,
падает с лошади). 1510-1553 гг. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Порденоне (1484-1539). Несение креста (Восхождение на Голгофу). Музей XVIII века, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Распятие (в процессе реставрации). Музей XVIII века, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Милон Кретонский, раздираемый львом. 1537 г. Художественный музей, Чикаго.
Порденоне (1484-1539). «Не прикасайся ко мне» (Noli me tangere). 1539 г.
Часовня Маддалена в Сан-Мария-а-Чивидале, ныне в Археологическом музее города.
Одна из последних работ художника.
Жизнь Порденоне была такой же энергичной и беспокойной, как и его искусство; он был трижды женат. Первый раз он женился в 1494 году на Анастасии из Ямосы, но вскоре овдовел. В 1513 году он снова женился на Элизабетте Квальяти да Порденоне, также вдове. В 1533 году Порденоне женился в третий раз на Элизабетте Фресколини. И был обвинен в суде в том, что нанял преступников для убийства своего брата, чтобы избежать раздела их наследства. Его дочь Грациоза в 1534 году вышла замуж за художника Помпонио Амальтео, его лучшего ученика.
Возможно, Порденоне оказал некоторое влияние на поздние работы Тициана и, что более очевидно, на Тинторетто, который в какой-то степени занял его место ведущего художника крупных заказов на фрески в Венеции. Тициан и Порденоне были соперниками в последние десять лет его жизни.
И в заключение несколько ранних и недатированных работ Порденоне:
Порденоне (1484-1539). Святой Рох со Святыми Иеронимом и Себастьяном. Около 1511 г.
Дерево, масло. 143 х 143 см. Церковь Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция.
Порденоне (1484-1539). Юдифь с головой Олоферна. 1539 г. Холст, музей. 103,5 х 86,5 см.
Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.
Порденоне (1484-1539), school of. Аллегория тщеславия. 1540-1560 гг.
Академия Каррара, Бергамо. А эта дама похоже из XIX–начала XX века.
Кристиан Готтфрид Шульце (1749-1819). Портрет дамы в трауре. 1780 г.
По картине Порденоне. Дрезденская картинная галерея.
Портрет художника Антонио Лицино Порденоне, издание 1682 г.
В Ферраре, вскоре после приезда, Джованни Антонио Порденоне скоропостижно скончался 14 января 1539 года в возрасте 55 лет. Его нашли мертвым в гостинице, не без подозрения в отравлении, совершенном Тицианом.
Бюст художника Порденоне (1484-1539) на подъезде к замку Удине.
Портрет Джованни Антонио Порденоне из «Жизнеописаний» Джорджо Вазари,
издание 1568 г.
Вазари писал о живописи Порденоне: «Фигуры в его работах всегда были крупные, он обладал богатейшей выдумкой и разносторонней способностью хорошо изображать любую вещь, особенно быстро писал фрески. Более всего проявил он себя в рельефных круглых фигурах, как бы отделяющихся от стены»
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том III. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1970 г. – Стр. 401-415. Обложка и суперобложка.
1.Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г. – Стр.236. 2. Том Николс. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции. Перевод с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательство Слово/Slovo, 2023 г. - Стр.138-140.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр.165.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЖОВАННИ АНТОНИО ПОРДЕНОНЕ / GIOVANNI ANTONIO PORDENONE (1484-1539), ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»