ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ПАРИС БОРДОНЕ / PARIS BORDONE (1500-1571), ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II23-01-2024 23:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Портрет Париса Бордоне (1500-1571). Фреска. Вилла Торлония, Рим.
Парис Бордоне (1500-1571) - венецианский живописец эпохи Возрождения, работавший на религиозные, библейские и мифологические сюжеты. Пожалуй, больше всего он известен своими поразительными сексуализированными женскими портретами. Упрочив свою репутацию в Венеции, в 1530-х годах Бордоне начал путешествовать по Европе по своим заказам. Он провел время в Фонтенбло, при дворе короля Франциска I, а также весьма успешно работал в Северной Италии, Баварии и Польше. Картины Бордоне отличаются нежностью рисунка, оригинальностью замысла и богатством деталей. Бордоне является одним из основных представителей центрально-итальянского маньеризма. Хотя в истории искусства его иногда затмевают венецианские современники, такие как Тициан, Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто, Бордоне пользовался большим успехом. Парис Бордоне умер в Венеции в 1571 году.
Картины Париса Бордоне не имеют себе равных достоинств. Им присуще определенные благородство стиля и золотистая гармония цвета, которые он перенял у Тициана, наряду с реалистичной концепцией человеческой фигуры и величественным характером его портретов. С другой стороны, его обнаженная натура немного грубовата по форме, а действия его фигур часто неестественны и наигранны.
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет со святым Иеронимом. 1550-1555 гг.
Холст, масло. 83,8 х 99 см. Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Святое Семейство со Святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем
и Иеронимом. 1550-1555 гг. Холст, масло. 115 x 149 см. Галерея Колонна, Рим.
Парис Бордоне (1500-1571). Христос, несущий крест. 1550-1560-е гг. Холст, масло. 82,5 х 78 см.
Государственная картинная галерея Штутгарта, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. 1550-1555 гг. Холст, масло. 91 х 114 см.
Пинакотека провинции Бари, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младнцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. Фрагмент (1). 1550-1555 гг. Холст, масло.
Пинакотека провинции Бари, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младнцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. Фрагмент (2). 1550-1555 гг. Холст, масло.
Пинакотека провинции Бари, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младнцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. Фрагмент (3). 1550-1555 гг. Холст, масло.
Пинакотека провинции Бари, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Сбор винограда. 1550-1560 гг. Дерево, масло. 42 х 61 см.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Деревенский пейзаж с двумя детьми и корзиной винограда. 1550-1560 гг.
Дерево, масло. 44,1 х 64,3 см. Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Нимфа и охотник. 1550-1560 гг. Холст, масло. 45 х 61 см.
Музей истории искусств, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Амур. 1550-1555 гг. Холст, масло. 96,2 x 93,5 см.
Галерея Маттео Саламон, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Соблазн (Искушение). 1550 г. Холст, масло. 75 х 61 см.
Национальная академия Святого Луки, Лацио, Рим.
Парис Бордоне (1500-1571). Ювелир с дамой. 1550 г. Холст, масло. 99,5 x 88,3 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
Парис Бордоне (1500-1571). Явление сивиллы императору Августу. 1550-е гг. Холст, масло. 165 х 230 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
«Потрясающая картина Париса Бордоне. С какой стороны не взгляните, с какой точки зрения не рассматривайте… Для ценителей изобразительного искусства она является одной из тех поистине знаковых работ, что предвещали закат Венецианской школы живописи. Обозначили разрыв с традицией итальянского Ренессанса, выразившийся в чисто формальном следовании стилю (изобразительным формам, композиционному строю) старых мастеров. Нарочито эмоциональные жесты, разномасштабные фигуры, выраженная контрастность тонов, стремление насытить произведение малыми деталями - всё это уже никак не отвечало идеям создания гармоничной картины мира. Зато превосходно иллюстрирует современному ценителю союз эстетической рафинированности и морального надлома, царивший в душе Париса Бордоне и его единомышленников...И помните: если кто-то пишет слово «сивилла» с заглавной («большой») буквы - он точно не искусствовед» (Искусствовед Лёля Городная)
Парис Бордоне (1500-1571). Явление Сивиллы императору Августу. Фрагмент. 1550-е гг. Холст, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Парис Бордоне (1500-1571). Благовещение. 1551 г. Холст, масло. 102 х 196 см.
Музей изящных искусств Кана, Франция.
Кафедральный собор. Соборная площадь, Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Священные мистерии (Sacri Misteri). Сцены из жизни Христа. 1551 г.
Дерево, масло. 86,5 х 129 см. Кафедральный собор Тревизо.
Работа Бордоне «Священные мистерии или Святые тайны» первоначально находилась на алтаре в нефе старого собора Тревизо, но с постройкой Кафедрального собора была перенесена туда. Композиция была выбрана по просьбе заказчика, сборщика налогов Карло да Ро. Но Бордоне отказался от предложенной композиционной схемы, способной разделить и упорядочить различные тайны, что привело к истинной поэтической свободе. Например, крестный ход волхвов, который начинается от природной арки под горой Фавор, где происходит Преображение Господне, должен пройти перед Воскресшим Христом, чтобы попасть в Рождественскую хижину. Очень удачен и пейзаж. Столь же поразителен и нереальный свет, который, исходя от преображенного Христа далеко в небо, касается облаков, вершины горы и затем достигает естественной арки, окутывающей следование волхвов.
Парис Бордоне (1500-1571). Священные мистерии (Sacri Misteri).
Сцены из жизни Христа. Фрагмент. 1551 г. Дерево, масло.
Кафедральный собор Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Юпитер и Ио. 1550-е гг. Холст, масло. 136 x 117,5 см.
Гётеборгский художественный музей, Швеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Афина отвергает ухаживания Гефеста. 1555-1560 гг. Холст, масло.
139,4 x 127,7 см. Музей искусства и археологии Университета штата Миссури.
Подарок Фонда Сэмюэля Г. Кресса.
Парис Бордоне (1500-1571). Флора, Венера, Марс и Купидон (Аллегория). 1550-е гг. Холст, масло.
108 x 129 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Парис Бордоне (1500-1571). Женский портрет (Балия де Медичи). 1550-е гг.
Холст, масло. 105,5 х 83,3 см. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция
Балия де Медичи - дочь графини Антонии Ромола де Медичи и Пьеро Ридольфи,
которая вышла замуж за Якопо V Аппиани д'Арагона, правителя Пьомбино в 1514 г.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Портрет женщины в образе Клеопатры. 1550-1590-е гг.
Холст, масло. 146,5 х 126 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.
Парис Бордоне (1500-1571). Королевский ювелир Джованни Якопо Каральо. 1553 г.
Холст, масло. 135 х 104 см. Королевский замок Вавель, Краков, Польша.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет мужчины (художник Франческо Бембо?). 1550-е гг.
Холст, масло. 108,5 х 90 см. Государственная картинная галерея Штутгарта, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет джентльмена. 1550-е гг. Холст, масло.
40 x 31 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2012 г. Эстимейт $60.000-80.000 дол.
На этом «Портрете джентльмена» мы видим демонстрацию исключительного таланта Париса Бордоне. Мужчина кажется озабоченным, когда он смотрит из плоскости изображения, а его пальто на меху и классический фриз на заднем плане намекают на его достаток. Работа демонстрирует великолепные способности Бордоне в передаче разнообразных цветов и текстур. Слегка волнистая природа его бороды и светлых усов контрастирует с густотой его шерсти, хотя и то, и другое выполнено одинаковыми короткими резкими мазками. Точно так же мягкий насыщенный розовый цвет его щек, подчеркивающий его молодость, контрастирует с холодным твердым камнем фона. Хотя личность натурщика неизвестна, он явно был важной фигурой, что нашло отражение в том факте, что Бордоне написал вторую, немного увеличенную версию этого портрета. Однако ученые расходятся во мнениях относительно датировки этих портретов, причем мнения варьируются от 1527 до 1550 годов. Настоящая работа типична для портретов Бордоне, в которых часто проявляется его талант, сравнимый с портретом Теофило Фоленьо из галереи Уффици.
Джироламо Романино (1485–1566). Портрет Теофило Фоленьо. XVI век.
Галерея Уффици, Флоренция.
Парис Бордоне (1500-1571). Мертвый Христос, оплакиваемый ангелами. 1554 г. Холст, масло. 87 х 140 см.
Моравская галерея, Брно, Чехия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мертвый Христос, оплакиваемый ангелами. 1554 г. Холст, масло.
Дворец дожей, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое семейство и Святой Иоанн Креститель. 1555-1565 гг.
Холст, масло. 25,4 х 45,7 см. Национальный Музей Брукенталя, Румыния.
Парис Бордоне (1500-1571). Христос и центурионы. 1555 г. Холст, масло. 194,5 x 305 см.
Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Экстаз Святой Екатерины Сиенской, поднесённый Богородицей Спасителю.
1558 г. Холст, масло. 80,3 х 79,8 см. Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Богородица представляющая Святого Доминика
пред Христом Искупителем. 1557-1558 гг. Дерево, масло. 148 х 106 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем
и Святым Иеронимом. 1559-1560 гг. Холст, масло. 281 х 172 см.
Городской музей Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Ecce Homo (Христос перед Пилатом). 1559-1560 гг. Холст, масло.
99 х 123 см. Аукцион Dorotheum, Вена, 2015 г. Лот продан за EUR 10.000 евро.
Парис Бордоне (1500-1571). Ecce Homo. 1559-1560 гг. Холст, масло. 102,5 х 138 см.
Дрезденская картинная галерея.
Парис Бордоне (1500-1571). Ecce Homo. Христос перед Иродом. 1520-1571 гг. Холст, масло. 115 х 160 см.
Галерея Корсини, Нью-Йорк.
Парис Бордоне (1500-1571). Ecce Homo. 1559-1560 гг. Холст, масло. 98,4 х 97,8 см. Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Любовники (A Pair of Lovers). 1555-1560 гг. Холст, масло. 139,1 х 122 см.
Национальная галерея, Лондон.
На картине Бордоне «Любовники» молодая пара сидит на траве на тенистой поляне. Волосы женщины распущены, а платье растрепано. В одной руке она держит тростниковые дудочки, другой кожаной туфлей удерживает своего возлюбленного или побуждает его перекинуть малиновый плащ ей на колени. Обнаженный крылатый купидон венчает их венком. Рядом с бедром мужчины стоит деревянная бочка с водой, а над ней - флейта. Тема картины неясна. Музыкальные инструменты и обстановка предполагают, что это может быть пасторальная сцена пастуха и его возлюбленной, но одежда женщины не простая и не деревенская. Ее сорочка из тончайшего льна, а платье сшито из шелка с искусным рисунком. Ее плащ из дорогого малинового шелкового бархата. Возможно, картина представляет сцену из классической мифологии или содержит скрытый смысл о любви, а может быть, это эротический образ нимфы (богини природы) и ее возлюбленного.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Адонис. 1560 г. Холст, масло. 115 х 131 см.
Музей истории искусств, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Нептун и Амфитрита. 1560 г. Холст, масло. 106 х 98,5 см.
Аукцион Dorotheum, Вена, 2013 г.
Парис Бордоне (1500-1571). Похищение Прозерпины. 1570 г. Холст, масло. 137 х 125 см.
Фонд Бемберг, Тулуза, Франция.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера, Марс и Амур. 1559-1560 гг. Холст, масло. 118 x 151 см.
Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Парис Бордоне (1500-1571). Марс, Венера и Купидон. XVI век. Холст, масло. 127,5 x 119 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Парис Бордоне (1500-1571). Аллегория (Марс, Венера. Флора и Купидон). 1560 г. Холст, масло. 110 х 176 см.
Музей истории искусств, Вена.
Здесь сила любви, доминирующая даже над богом войны Марсом, представлена иронично и отстраненно. Марс, уже почти лишенный оружия – Венера слева удовлетворенно прислоняется к зеркалу – кажется, с негодованием смотрит на Купидона, виновника своей беззащитности, у которого он в наказание отобрал лук и стрелы. Агрессивная, беспокойная красочность, искусственность поз и модных аксессуаров, противоречие между откровенно представленным эротизмом и бессвязной композицией типичны для этого периода венецианской живописи в стиле маньеризма.
Парис Бордоне (1500-1571). Аллегория (Марс, Венера, Виктория и Купидон). 1560 г. Холст, масло.
109 х 176 см. Музей истории искусств, Вена.
В этой аллегории свадьбы или брака изображена пара в костюме Марса и Венеры, которым крылатый гений (Виктория?) и маленький бог любви Купидон дарят мирты и розы. Бордоне, ученик Тициана, в зрелые годы обратился к формам и цветам центрально-итальянского маньеризма; холодные меняющиеся цвета, монументальный взгляд на фигуры и неустойчивая композиция указывают в первую очередь в этом направлении.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера, Сатир и Амур. 1555-1565 гг. Холст, масло. 99 x 146 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Парис Бордоне (1500-1571). Вирсавия у фонтана. 1552 г. Холст, масло. 54 x 66 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Аллегория веры (Памяти благородного священника
Бернардо деи Гастальди). 1555 г. Холст, масло. 66,5 x 55 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2010 г.
Лот продан за $56.250 дол.
Парис Бордоне (1500-1571). Флора. 1540 г. Холст, масло. 105 х 85 см. Лувр, Париж.
(Картина приобретена музеем у Альфреда Каруильона, графа Вандельского (1814-1904),
пожертвование последнего в 1903 году).
Парис Бордоне (1500-1571). Дама с розой. 1560 г. Холст, масло. 103 х 85 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. (Однако, на сайте музея картины нет, есть только в Википедии.
По другим источникам – картина взята в качестве трофея в Берлине в конце Второй мировой войны в 1945 г.)
Парис Бордоне (1500-1571). Двойной портрет венецианки и ее кавалера. 1560 г.
Холст, масло. 84,5 х 71 cм. Художественный музей Нивагаард, Копенгаген, Дания.
Парис Бордоне (1500-1571). Бой гладиаторов. 1560 г. Холст, масло. 218 х 329 см.
Музей истории искусств, Вена.
«Бой гладиаторов» - еще один шедевр Париса Бордоне из «архитектурной серии». Картина известна очень давно: еще в 1830 году Джеймс Норткот в своем двухтомнике «Жизнь Тициана» обсуждал, ее ли имел ввиду Джорджо Вазари, упоминая о картине, созданной Бордоне во время пребывания в Аугсбурге. Одно время «Битву гладиаторов», в частности, считали полотном авторства Джулио Романо. Но, в итоге все искусствоведческие изыскания на эту тему закончились – ко всеобщему удовлетворению. Общая композиция картины - уходящая вдаль улица, ряды помпезных архитектурных сооружений слева и справа, напоминает предыдущее полотно Бордоне «Явление сивиллы императору Августу» (1550-е, ГМИИ им. Пушкина).
Парис Бордоне (1500-1571). Бой гладиаторов. Фрагмент (1). 1560 г. Холст, масло.
Музей истории искусств, Вена.
Ежегодные гладиаторские игры проходили в Риме в конце года, в декабре Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. В конце концов, во второй половине 4-го века н.э. гладиаторские бои были запрещены, а буянящих гладиаторов выгнали из Колизея.
Парис Бордоне (1500-1571). Бой гладиаторов. Фрагмент (2). 1560 г. Холст, масло.
Музей истории искусств, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет миланского дворянина Франческо Таверны.
1560 г. Холст, масло. Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет бородатого мужчины. 1561 г. Холст, масло.
94,5 х 78 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 25.000-35.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое семейство с Иоанном Крестителем в пейзаже. 1560-е гг.
Холст, перенос с дерева, масло. 102,3 x 153,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г.
Лот продан за GBP 456.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет со Святыми Иоанном Крестителем, Елизаветой и Екатериной.
1545-1560 гг. Холст, масло. Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Тайная вечеря. 1566-1570 гг. Холст, масло.
Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Тайная вечеря. 1566-1570 гг. Холст, масло.
Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Воскресение Христа. 1562-1565 гг. Холст, масло. 80 x 88 см.
Городской музей Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. 1561-1562 гг.
Холст, масло. 332 х 166,5 см.
Музей Святой Екатерины, Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (1). 1561-1562 гг. Холст, масло. Музей Святой Екатерины, Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (2). 1561-1562 гг. Холст, масло. Музей Святой Екатерины, Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (3). 1561-1562 гг. Холст, масло. Музей Святой Екатерины, Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (4). 1561-1562 гг. Холст, масло.
Музей Святой Екатерины, Тревизо. Предположительно, но не доказано, что среди изображенных
на картине есть и дочь Бордоне Кассандра, ставшая монахиней монастыря Всех Святых.
Парис Бордоне (1500-1571). Христос крестит святого Иоанна Мученика. 1565 г. Холст, масло.
63,5 х 70,8 см. Национальная галерея, Лондон.
Когда-то считалось, что на этой картине Бордоне изображен Христос, помазывающий дожа Венеции в тюрьме. На самом деле молодой человек - Неаний, герцог Александрийский, который позже стал святым Иоанном, христианским мучеником. Император Диоклетиан сделал Неанию герцогом Александрийским и поручил подавить христианскую общину, но вместо этого был обращен в христианство посредством видения. Однако его мать предала его, и он был подвергнут пыткам и заключен в тюрьму. Христос явился Анании в его камере в сопровождении ангелов. Христос опорожняет чашу на склоненную голову молодого человека. Он крестил Неанию и дал ему имя Иоанн.
Парис Бордоне (1500-1571). Искупитель (Il redentore). Холст, масло.
Национальный музей Равенны, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Христос - Спаситель мира. Холст, масло. 99,1 х 88,1 см.
Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Страдающая Мать Долороза (Virgen Dolorosa), копия
с оригинала Тициана, 1555 г. Холст, масло. 73 х 60 см. Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид.
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Крещение Христа. Холст, масло. 87 х 71 см.
Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Распятие. Холст, масло. 86 х 54,5 см.
Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Крещение Христа. (Также приписывается художнику
Алматео Помпони, 1505-1588). Холст, масло. Церковь Санто-Стефано, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Священный Разговор. Холст, масло. Алтарь церкви
Сан-Джованни Баттиста, провинция Бьянкада, г. Ронкаде, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Святой Антоний Аббат на троне и Святые Сент-Винсент
Феррер и Сан-Бьяджо. Холст, масло. 120,5 x 202 см. Городской музей Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Бог Отец и Мадонна с Младенцем, наступающая на змею. 1520-1571 гг.
Холст, масло. 100 х 150 см. Аукцион Mercato Antiquario, Монако, 1986 г.
Парис Бордоне (1500-1571), after. Мистическое обручение Святой Екатерины. 1675-1700 гг. Холст, масло.
190,5 x 236,2 см. Ресурсный центр музеев Глазго (GMRC), Шотландия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святыми Антонием Аббатом и Франциском.
Холст, масло. 68,3 x 88,8 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2018 г.
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Аллегория императора Максимилиана II. Холст на дереве, масло.
87,3 х 127,6 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2010 г. Лот продан за $8.750 дол.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет венецианской куртизанки. Холст, масло.
170 x 95,5 см. Продано на аукционе Finarte Auctions S.r.l, Венеция, 2005 г.
Настоящая картина Бордоне является примером портретов воображаемых султанш, появившихся в середине XVI века, изображающих женщин гарема, соответствующих западному идеалу. Изображенная женская фигура выглядит как куртизанка, одетая в откровенное зеленое одеяние с полупрозрачным платьем и рукавами. Так называемые венецианские блондинки с вьющимися и рыжевато-светлыми волосами куртизанки соответствуют венецианскому идеалу красоты, особенно следуя женскому типу, созданному Тицианом. Роза в ее руке является символом Венеры.
Высокое социальное положение модели подчеркивается драгоценными украшениями и обувью, так называемыми налинами, которые она носит. Известные по османской моде, их носили для защиты ног и платьев от воды и полов с подогревом в турецких банях. Эти туфли были часто богато украшены серебряной инкрустацией, перламутром и даже драгоценными камнями. В дополнение к их практическому использованию, они также имели символическое значение в османском обществе: разная высота обуви свидетельствовала о социальном статусе ее владельца (как в наше время туфли на платформе!)
Парис Бордоне (1500-1571), studio. Венера и Купидон. Холст, масло. 82,8 x 132,1 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $72.500 дол.
Парис Бордоне (1500-1571), after. Виоланта. 1540-е гг. Холст, масло. 71 x 56,8 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571). Дама с собачкой. Холст, масло. Пинакотека провинции Бари, Италия.
Особую главу в творчестве Бордоне составляют его женские фигуры. Согласно Вазари, эти аллегории или мифологические фигуры были написаны во время его пребывания во Франции, в Фонтенбло. Настоящее полотно является хорошим примером такого типа. Бордоне изображает молодую девушку в дорогом платье с глубоким вырезом, открывающим ее грудь и с маленькой собачкой в руках, которая ассоциируется с богатством дамы. Этот женский тип соответствует модели, созданной Тицианом и Пальмой Веккио и которую Бордоне использовал в других работах.
А.П. Чехов. Дама с собачкой. Итальянское издание E-book, 2019 г.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодой женщины. Холст, масло. 118 х 91 см.
Савойская галерея Сабауда, Турин, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571), after. Портрет молодой женщины. XVII век.
Холст, масло. 98 х 75 см. Национальная галерея, Лондон.
Парис Бордоне (1500-1571). Флора. Холст, масло. Пинакотека провинции Бари, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Адонис. Первая половина XVI в. Холст, масло.
136 х 121 см. Музей истории культуры, Дубровник. Повторение сюжета «Любовников»
(1555-1560) из Национальной галереи Лондона.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодого человека. XVI век. Холст, масло. 75 x 64 см.
Палаццо Росси, Музей Страда Нуова, Генуя.
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Портрет отца с сыном. Холст, масло. 85,1 х 68,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2023 г. Эстимейт $4.000 – 6.000 дол.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет старика. Холст, масло.
Палаццо Росси, Музей Страда Нуова, Генуя.
Религиозный пейзаж XVI века, изображающий отдыхающих во время бегства Святого семейства в Египет, является частым повторяющимся сюжетом Париса Бордоне. Художнику исключительной разносторонности Бордоне также приписывают изобретение нового жанра живописи: архитектурного каприччио. Однако именно в своих справедливо прославленных религиозных пейзажах Бордоне (в отличие от любого другого художника своего поколения) объединяет основные качества Тициана и Джорджоне, общих основоположников венецианской ренессансной традиции, что в конечном итоге потребовало от него обуздать свою собственную несомненную склонность к новаторству.
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Отдых на пути в Египет с донатором. Холст, масло. 50 x 68,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $7.500 дол.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем. Холст, масло.
94,3 x 135,9 см. Манчестерская художественная галерея, Англия.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое собеседование со Святым Гомобоном и донатором. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Сиена, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном Крестителем в пейзаже.
Холст, масло. 66 х 95,9 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2002 г. Эстимейт GBP 50.000-70.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571), мастерская. Мадонна с Младенцем. Вариант из Городского музея
Луиджи Байло в Тревизо. Холст, масло. 75,9 х 61,6 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2023 г.
Эстимейт $20.000 – 30.000 дол.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем. XVI в. Холст, перевод с дерева, масло.
31 х 24 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Парис Бордоне (1500-1571). Христос и самаритянка. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.
Парис Бордоне (1500-1571). Христос и Самаритянка у колодца. 1520-1571. Холст, масло. 50,8 х 78,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1970 г.
Парис Бордоне (1500-1571). Святой Иоанн Креститель, венчающий Агнца цветами.
Дерево, масло. 75 х 60,5 см. Музей изящных искусств, Ренн, Франция.
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Святой Себастьян со Святой Иреной
и ангелами. Холст, масло. 159,5 х 81,5 см. Аукционный дом Stuker Bern, Швейцария.
Эстимейт 2.000 – 3.000 швейцар. франков.
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Юдифь и Олоферн. Холст, масло. 51,6 x 85 см.
Аукцион Bertolami Fine Art - Casa d'Aste, Рим, 2024 г.
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Вертумн и Помона. Дерево, масло. 30,5 x 81,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 4.800 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571). Смерть Адониса. Дерево, масло. 31 х 110,5 см. Аукционный дом HAMPEL
Fine Art Auctions, Мюнхен, 2015 г. Эстимейт EUR 35.000 - 45.000 евро.
И в заключение, три совершенно необыкновенные картины Париса Бордоне, в авторстве которых сильно сомневаются искусствоведы
Парис Бордоне (1500-1571). Также приписывается школе Бонифация Питатского-Веронезе (1487-1553).
Мученичество Святого Теодоро. Холст, масло. 400 x 400 см. Церковь Сан-Сальвадор, часовня Сан-Теодоро,
Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Также приписывается школе Бонифация Питатского-Веронезе (1487-1553).
Мученичество Святого Теодоро. Другое цветовоспроизведение. Холст, масло. 400 x 400 см.
Церковь Сан-Сальвадор, часовня Сан-Теодоро, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571) или Пьетро Дамини (1592-1631). Четыре небесных покровителя Падуи - Святые Просдоций, Иустина, Даниил и Антоний Падуанские во славе с видом на площадь Прато делла Валле, Падуя. 1617-1619 гг. Холст, масло. 27,5 х 35 см. Художественные музеи Гарвардского университета / Музей Фогга.
И наконец, картина Бордоне по технике исполнения и сюжету напоминаеь полотна импрессионистов, например,
известные застолья Огюста Ренуара.
Парис Бордоне (1500-1571). Саломея получает голову Иоанна Крестителя.
(Salome Given the Head of St. John the Baptist by Herod).
Огюст Ренуар (1841-1919). Завтрак гребцов. 1880-1881 г. Холст, масло. 130 х 173 см.
Собрание Филлипса, Вашингтон.
А вот подлинник публикации картины Бордоне, м.б. есть еще один неизвестный науке Bordone
Художник Парис Бордоне (1500-1571)
Как и другим художникам вроде Лоренцо Лотто, Парису Бордоне видимо, не доставались большие городские заказы, так что его последующее творчество связано в основном с работой для частных и иностранных патронов, в том числе еще раз и при французском дворе Франсуа II около 1559-1560 года. В этом смысле Бордоне как будто следовал по стопам самого Тициана, только вот покровители у него были рангом пониже, и заграничные успехи оказались довольно скромными и недолговечными, так что он умер в относительной безвестности в Венеции 19 января 1571 года,
Памятная медаль, отлитая в Париже в честь 400-летия со дня рождения Париса Бордоне. Бронза, 1900 г.
Медальер Антонио Карлини.
В 2002 году в Музее Святой Екатерины в Тревизо состоялась самая большая выставка за последние годы произведений Париса Бордоне из главных музеев мира, от Лувра до Национальной галереи Вашингтона. К сожалению, СВО остановила прибытие некоторых картин из России. На выставке было представлено 41 картина мастера, что составляет только около 10% художественной продукции Париса Бордоне. Таким образом все наследие центрально-итальянского маньериста насчитывает порядка 400 произведений.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под ред. А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 383-386, 394-395, илл.141. Обложка и суперобложка.
1.Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г. – Стр. 129. 2. Том Николс. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции. Перевод с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательство Слово/Slovo, 2023 г. - Стр. 136-137.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 38.