ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ФРАНЧЕСКО МАЦЦОЛА VS ФРАНЧЕСКО ПАРМИДЖАНИНО / FRANCESCO PARMIGIANINO (1503-1540)15-01-2024 00:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет Джана Галеаццо Санвитале.
1524 г. Холст, масло. 108 х 80 см, Музей Каподемонте, Неаполь.
Джироламо Франческо Мария Маццола (1503-1540), более широко известный как Пармиджанино, итальянский художник-маньерист и гравер, работавший во Флоренции, Риме, Болонье и в своем родном городе Парме. Его работы характеризуются «утонченной чувственностью», часто удлиненностью форм и он остается самым известным художником первого поколения, вся карьера которого приходится на период маньеризма. Он написал ряд важных портретов, положив начало тенденции в Италии, ранее в основном предназначавшейся для членов королевской семьи. Он создал выдающиеся рисунки и был одним из первых итальянских художников, который сам экспериментировал с гравюрой. Его выдающийся индивидуальный талант всегда признавался, но его карьера была прервана войной, особенно разграблением Рима в 1527 году, через три года после того, как он туда переехал, а затем закончилась его смертью в 37 лет.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Автопортрет в красном берете. 1540 г.
Дерево, масло. 21 х 15,5 см. Национальная галерея Пармы.
Джироламо Франческо Мария Маццола, известный также как Франческо Маццола или, более широко, как Пармиджанино (итал. «малыш из Пармы»), итальянский художник-маньерист и гравер, работавший во Флоренции, Риме, Болонье и в своем родном городе Парме. Его работы характеризуются «утонченной чувственностью» и часто удлиненностью форм и включают в себя «Видение Святого Иеронима» (1527) и культовую, хотя и несколько аномальную «Мадонну с длинной шеей» (1534), и он остается самым известным художником первого поколения, вся карьера которого приходится на период маньеризма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Крещение Христа. 1519 г.
Дерево, масло. 197 х 137 см. Берлинская картинная галерея.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Алтарный образ Барди. 1921 г.
Дерево, темпера. 203 х 130 см. Церковь Санта-Мария Аддолората, Барди, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святая Варвара. 1522 г.
Дерево, масло. 48 x 39 см. Музей Прадо, Мадрид.
Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма. Построена в 1490-1519 гг.
Архитектор Бернардино Дзакканьи.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святая Агата-мученица, Святые Люсия и Аполлония. Фреска.
1522-1523 г. Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святая Агата и палач. Фреска. 1522 г.
Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святые Стефано и Лоренцо-первомученики (1).
1522-1523 гг. Фреска (1). Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святые Стефано и Лоренцо-первомученики (2).
1522-1523 гг. Фреска (2). Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святой Иларий Пуатье. 1523 г.
Фреска. Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святой Николай Барийский. 1523 г.
Фреска. Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святые Аполлония и Лючия. 1522 г.
Фреска. Церковь Сан-Джованни-Эванджелиста, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Отдых на пути в Египет. 1523-1524 гг. Дерево, масло. 43,1 x 47,3 см.
Фонд Сэмюэля Курто, Лондон.
Ранние годы
Пармиджанино был восьмым ребенком Филиппо Маццолы и некоей Донателлы Аббати. Его отец умер от чумы через два года после рождения Пармиджанино, и детей воспитывали их дяди, Микеле и Пьер Иларио, которые, по словам Вазари, были скромно талантливыми художниками. В 1515 году его дядя получил заказ от Николо Зангранди на украшение часовни в Сан-Джованни Евангелиста; работа, позже завершенная молодым Пармиджанино. К восемнадцати годам он уже закончил «Алтарный образ Барди». В 1521 году Пармиджанино был отправлен во Виадану (вместе с художником Джироламо Бедоли, который должен был жениться на его двоюродной сестре), чтобы спастись от войн между французской, императорской и папской армиями. Во Виадане он написал два панно темперой, изображающие Святого Франциска для церкви Братства Сокколи и «Мистический брак святой Екатерины» для Сан-Пьетро. Он также работал в Сан-Джованни и познакомился с Корреджо, с которым вступил в соревнование, работая над фресками, украшающими купол.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы. Внутри находятся фрески «Диана и Актеон», написанные в 1523-1524 годах Пармиджанино для графа Галеаццо Санвитале и его жены Паолы Гонзага. В 1948 году граф Санвитале продал крепость городу. После этого она использовалась в качестве ратуши, а позже была открыта для посещения как музей.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (1). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (2). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (3). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (4). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (5). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (6). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (7). 1523-1524 гг.
Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (8).
1523-1524 гг. Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Актеон, терзаемый собаками. Фреска.
Фрагмент (9). 1523-1524 гг. Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Диана и Актеон. Фрески. Фрагмент (10).
1523-1524 гг. Замок Рокка-Санвитале, Фонтанеллато близ Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Обрезание (The Circumcision). 1523 г.
Дерево, масло. 42 х 31,4 см. Детройтский институт искусств, США.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Поклонение волхвов. 1520-1530-е гг.
Дерево, масло. 120 х 94 см. Монастырь Сан-Доменико, Таджа, Италия.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святая Екатерина. 1523 г.
Дерево, масло. 28 х 25 см. Музей истории искусств, Вена.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Женщина-мученица с ангелами
(Святая Екатерина Александрийская?). 1523-1524 гг. Дерево (тополь), масло.
25,6 х 17,3 см. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Автопортрет в выпуклом зеркале (в возрасте 21 года).
1523-1524 гг. Дерево (тополь), масло. D=24,4 см. Музей истории искусств, Вена.
В 1524 году Пармиджанино отправился в Рим с пятью небольшими картинами, включая «Крещение Христа» и свой «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524). По прибытии в Рим молодой художник подарил свой автопортрет Папе Клименту VII, написанный на деревянном куполе, чтобы привлечь внимание великого мецената к заказам. Насколько скромны формат и манера поведения, настолько остроумна идея и высоки требования: головоломка «зеркало или картина» отвечает сути современной живописи, которая заключается в обмане и иллюзии. Вазари записывает, что в Риме Пармиджанино «праздновали как возрожденного Рафаэля». В январе 1526 года Пармиджанино и его дядя, Пьер Иларио, договорились с Марией Буфалина из Читта-ди-Кастелло украсить церковь Сан-Сальваторе-ин-Лауро алтарным изображением «Видения святого Иеронима» (1526-1527, Национальная галерея, Лондон). В течение года разграбление Рима вынудило Пармиджанино и многих других художников бежать из Вечного города.
Франческо Пармиджанино (1503-1540), атрибуция. Портрет молодого человека. 1520-е гг.
Дерево, масло. 59 х 44 см. Лувр, Париж. Портрет ранее приписывался Рафаэлю и Корреджо.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет молодого голландца. 1520-1530-е гг.
Дерево, масло. 97 х 82 см. Королевская коллекция, Лондон.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мужской портрет на зеленом фоне.
1520-1530-е гг. Дерево, масло. 29 х 23 см. Частное собрание.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мужской портрет. 1520-1530-е гг.
Дерево, масло. 100 х 70 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет коллекционера. 1523 г.
Дерево, масло. 89,5 х 63,8 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Лоренцо Чибо, капитан папской гвардии. 1523-1524 гг.
Дерево, масло. 126,5 х 104,5 см. Государственный музей искусств, Копенгаген.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет Джана Галеаццо Санвитале.
1524 г. Холст, масло. 108 х 80 см, Музей Каподемонте, Неаполь.
Джан Галеаццо Санвитале (1496-1550) - аристократ из дома Санвитале, граф Фонтанелатто, кондотьер. Участвовал в Итальянских войнах на стороне Французского королевства. Кавалер ордена Святого Михаила. При нём двор в замке Санвитале в Фонтанеллато стал одним из центров пармского ренессанса .
Франческо Пармиджанино (1503-1540), circle. Мистическая свадьба Святой Екатерины Александрийской.
1524 г. Холст, масло. 74 х 117 см. Палаццо Пилотта, Национальная галерея Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святое Семейство с ангелами. 1524 г.
Дерево, масло. 110 х 89 см. Музей Прадо, Мадрид.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святое семейство со Святым Иоанном.
1524-1527 гг. Холст, темпера. 158 х 103 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Рождество с ангелами.
1525 г. Холст, масло. 59 х 34 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем. 1525 г.
Холст, масло. 58,8 х 38,1 см. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем. Вариант.
1525 г. Дерево, масло. 44 х 31 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Палаццетто Эучерио Санвитале, Казино ди Кодипонте, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540), атрибуция. Мадонна с Младенцем. Фреска. 1526 г.
Палаццетто Эучерио Санвитале, Казино ди Кодипонте, Парма.
Болонья и возвращение в Парму
Пармиджанино прожил в Болонье почти три года. Примерно в 1528 году он написал «Мадонну с Младенцем и святыми» (Пинакотека, Болонья), затем, позже, в 1528 году, он написал «Мадонну с Розой» (Дрезден карт. галерея) и «Мадонну со святым Захарией» (Галерея Уффици). В 1531 году он вернулся в Парму и получил заказ писать фрески на два алтаря, изображающие святого Иосифа и Святого Иоанна Крестителя в недостроенной церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Братство, надзиравшее за церковью, выдало ему жалованье и пообещало припасы и материалы; однако к 1535 году проект был незавершен. В декабре он назначил дона Николу Кассолу, священнослужителя Пармана из Римской курии, своим законным представителем. Пармиджанино уполномочил его получить 50 золотых скуди от Бонифацио Гоццадини за «Мадонну со Святыми Иоанном Крестителем и Захарией».
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Видение святого Иеронима. 1526-1527 гг.
Дерево, масло. 343 х 149 см. Национальная галерея, Лондон. Дзуффи, стр. 330.
Созданный в период пребывания в Риме, этот алтарный образ демонстрирует влияние Микелонджело и Рафаэля и одновременно попытку подчеркнуть разными приемами силу переживаемых чувств. Через сложную игру взглядов и жестов Пармиджанино стремится создать диалог со зрителем, беспокойный и двусмысленный. В картине изображено видение святого Иеронима, однако Пармиджанино изменяет традиционную трактовку сюжета. Святой изображен спящим на втором плане (справа), а настоящим «героем» становится само видение Мадонны с Младенцем, на которое указывает Иоанн Креститель, приглашая зрителя к участию в происходящем. Сложная поза святого Иоанна Кремстителя на первом плане – это пример глубоко индивидуальной и яркой интерпретации художником изобразительного словаря маньеризма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Видение святого Иеронима. Эскиз.
1526-1527 гг. Коричневая тушь, белила, белый и красный мел, перо. 25,8 х 15,6 см. \
Британский музей, Лондон.
Удлиненные, изящные пропорции тел и скрученные позы, изображены в «Видении Святого Иеронима», ранее служившем алтарным образом церкви Сан Сальваторе ин Лауро до пожара в 1591 году. Святой Иоанн Креститель воздымает к Христу руку жестом, который должен пробудить в сознании зрителя знакомые слова Иоанна: «Узрите Агнца Божия», напоминающие об искупительной жертве Христа. Художник упразднил хронологическую последовательность событий: Христос показан
еще младенцем, а его кузен Иоанн, немногим старше его, - уже взрослым человеком. Необычно и то, что Иероним в его версии спит. Однако, погрузив Иеронима в сон, художник, возможно, хотел подчеркнуть, что перед нами не изображение действительности, реальности, а именно видение. И тогда весь образ может быть прочитан как своего рода комментарий к сюжету «Святое собеседование (Sacra conversazione), своеобразный перепев «Сикстинской Мадонны» Paфаэля.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Видение святого Иеронима. Фрагмент. 1526-1527 гг.
Дерево, масло. 343 х 149 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святой Рох с донатором. 1526-1527 гг.
Дерево, масло. 270 х 197 см. Базилика Сан-Петронио, Болонья.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мистическое обручение Святой Екатерины. 1527 г.
Дерево, масло. 21 x 27 см. Лувр, Париж.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Обращение Савла. 1527-1528 гг.
Холст, масло. 177,5 х 128,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Как говорится в Деяниях Апостолов, Савл внезапно был озарен небесным светом по пути в Дамаск, где он должен был преследовать христиан. Ослепленный, он рухнул на землю. Савл покаялся, крестился и, как Павел, стал горячим сторонником новой веры. Пармиджанино интерпретирует чудо божественного просветления как очень драматичное событие, которое, как экстатическое возбуждение, охватывает как людей, так и животных.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем. 1527-1530 гг. Дерево, масло.
44,8 х 34 см. Художественный музей Кимбелла в Форт-Уэрте, штат Техас, США.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мистическое обручение Святой Екатерины.
1527-1531 гг. Дерево, масло. 74,2 х 57,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем. 1527-1528 гг.
Дерево, масло. 63,5 х 50,7 см. Фонд Самюэля Курто, Лондон.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с розой (и глобусом). 1528-1530 гг.
Дерево, масло. 109 х 88,5 см. Дрезденская картинная галерея.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна со Святой Маргаритой.
1529-1530 гг. Дерево, масло. 222 х 147 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем, Святой Марией
Магдалиной и младенцем Святым Иоанном Крестителем. 1530-1540 г.
Бумага на дереве, масло. 75,5 x 59,7 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Картины Пармиджанино на аукционах настолько редки, что за них ведется настоящая война. Данная картина ранее находилась в частном собрании в Парме. Затем она каким-то образом попала в Англию и теперь Музей Пола Гетти ведет нескончаемые переговоры с британским Министерством культуры при посредничестве аукциона Sotheby's о ее приобретении.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет императора Карла V.
Дерево, масло. 182 х 125 см. Cook Collection, б. Даути-Хаус, Ричмонд, Англия.
Пармиджанино, вероятно, ожидал стать преемником Корреджо в пользу церкви. Однако в апреле 1538 года административные учреждения сначала поручили Джорджо Гандини дель Грано, затем Джироламо Бедоли украсить апсиду и хоры Пармского собора. В результате он не смог завершить работу и в конечном итоге был заключен в тюрьму за нарушение контракта. Вазари говорит, что он пренебрег работой, потому что был увлечен алхимией — «он позволил своей бороде отрасти длинной и растрепанной... он пренебрегал собой и стал меланхоличным и эксцентричным». Однако на его поздних картинах не видно упадка его сил, и его творчество достигает своего апофеоза в знаменитой «Мадонне с длинной шеей» (Уффици, Флоренция, около 1535 года). Формы фигур необычайно вытянуты и сужаются кверху, а картина обладает утонченностью и изяществом, которые относят ее к числу архетипических произведений маньеризма. В 1534 году было решено, что «Мадонна с длинной шеей» будет висеть в часовне семьи Елены Байарди.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет молодой дамы. 1530 г. Дерево (тополь), масло.
48,5 х 46,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет дамы, известной как турецкая рабыня.
1532 г. Холст, масло. 68 х 53 см. Национальная галерея Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Антея. 1530-1535 гг.
Холст, масло. 135 х 88 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет мужчины с книгой. 1525-1526 гг.
Дерево (тополь), масло. 67,5 х 53 см. Музей истории искусств, Вена.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мужской портрет. 1528-1530 гг.
Дерево, масло. 52 х 42 см. Галерея Боргезе, Рим.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет мужчины, читающего книгу.
1530 г. Холст, масло. 70 х 52 см. Йоркская художественная галерея, Англия.
Франческо Пармиджанино (1503-1540), атрибуция. Портрет мужчины в перчатках.
1530 г. Холст, масло. 87,9 х 73,3 см. Бирмингемский художественный музей,
штат Алабама, США.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет высокопоставленного господина
(ранее: кондотьер Малатеста Бальоне?). 1535 г. Дерево (тополь), масло. 117,5 х 97,7 см.
Музей истории искусств, Вена.
Микеланджело Ансельми (1492–1556). Портрет джентльмена, известного как Джованни Баттиста Кастальди
(портрет атриб. как Христофор Колумб). 1530-1540 гг. Дерево, масло. 98 х 83 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Ранее картина приписывалась Франческо Пармиджанино.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет маркиза Пьера Марии Росси.
1535-1538 гг. Дерево, масло. 133 х 98 см. Музей Прадо, Мадрид.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мужской портрет. XVI век. Дерево, масло.
Images from sitevasari.free.fr.
Франческо Пармиджанино (1503-1540), атрибуция. Портрет прелата. XVI век.
Дерево, масло. 70,5 x 55,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 1998 г.
Лот продан за GBP 4.025 фунтов.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Портрет Камиллы Гонзага и трех ее сыновей.
1535-1537 гг. Дерево, масло. 128 х 97 см. Музей Прадо, Мадрид.
Мастер Жакмар-Андре Лютнист (XVI в.). Портрет дамы с собачкой. 1540-1550 гг.
Дерево, масло. 102,8 х 79,7 см. Королевская коллекция, Лондон.
Картина ранее приписывалась Пармиджанино.
Считается, что в это время Пармиджанино стал приверженцем алхимии. Вазари выдвигает гипотезу, что это произошло из-за его увлечения магией. Ученые теперь сходятся во мнении, что научные интересы Пармиджанино, возможно, были вызваны его одержимостью попытками найти новую среду для своих офортов. В результате своих алхимических исследований он выполнил небольшую работу в церкви. Он был заключен в тюрьму на два месяца за нарушение контракта после того, как Братство единогласно решило запретить ему продолжать посещать их церковь. Между 1539 и 1540 годами его заменил Джулио Романо, который также быстро расторг контракт.
Церковь Богоматери в Парме (Basilica di Santa Maria della Steccata). Здание было построено между 1521 и 1539 годами. Архитекторы Бернардино Закканьи, Джованни Франческо Закканьи и Антонио да Сангалло-младший.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три неразумные девы в окружении Адама и Евы. Фреска арки
над главным алтарем. 1531-1539 гг. Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Цикл фресок в хоре церкви Мадонны делла Стекката - это последняя монументальная работа Пармиджанино, вызвавшая недоумение заказчиков, с которыми художник вступил в открытый конфликт. Сюжетным предлогом фрески для этого сложного, изощренного парада моделей «современной манеры» послужила евангельская притча о девах разумных и девах неразумных. Из глубины фона отчетливо выступают впечатляющие реалистические детали - вазы, крабы, птицы, раковины. Определенные и яркие цвета служили полемическим ответом живописным исканиям Корреджо.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три мудрые и глупые девы. Фреска арки над главным алтарем.
1531-1539 гг. Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три мудрые и глупые девы. Фреска арки над главным алтарем.
Фрагмент (1). 1531-1539 гг. Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три мудрые и глупые девы. Фреска арки
над главным алтарем. Фрагмент (2). 1531-1539 гг. Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три мудрые и глупые девы. Фреска арки
над главным алтарем. Фрагмент (3). 1531-1539 гг. Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). 1-2. Три мудрые и глупые девы. Фреска арки над главным алтарем.
3. Декоративная обнаженная натура. Фрагмент фрески. 1531-1539 гг. Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святая Цецилия и Давид. 1531-1539 гг.
Холст, масло. 538 х 278 см. Церковь Санта-Мария-делла-Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три мудрые и глупые девы. Фрагмент фрески. 1531-1539 гг.
Церковь Святой Марии делла Стекката, Парма.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Три головы. 1530-е гг. Дерево, масло. 71 х 60 cm.
Галерея Спада, Рим.
Пармиджанино также был ранним итальянским офортистом, техника, пионером которой в Италии был Маркантонио Раймонди, но которая понравилась рисовальщикам. Хотя техника печати на медных пластинах требовала особых навыков, легкость, с которой кислота, заменяющая чернила, могла воспроизводить спонтанность руки художника, привлекла Пармиджанино, «мастера изящного рисования фигур». Пармиджанино также создавал светотеневые гравюры на дереве, и хотя его продукция была небольшой, он оказал значительное влияние на итальянскую гравюру. Некоторые из его гравюр были выполнены в сотрудничестве с Джованни Якопо Каральо.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Коронация Девы Марии. 1530-е гг. Эскиз панно для
Церкви Святой Марии делла Стекката, Парма.
Венера и Марс. Гравюра Енеа Вико (1523-1567) по рисунку Пармиджанино. 23 x 34 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем, Святым Захарием,
Марией-Магдалиной и Святым Иоанном. 1534-1540 гг. Дерево, масло. 219 х 135 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с длинной шеей. 1534-1540 гг.
Дерево, масло. 219 х 135 см. Галерея Уффици, Флоренция. Дзуффи, с.51
Характерная черта маньеризма - нетерпимость к традиционным для искусства XV века правилам симметрии и соразмерности: фигуры ангелов в этой картине сосредоточены лишь у одного края, создавая драматическое чувство дисбаланса и ненадежности, подчеркнутые неясной, «скользящей» позой Младенца, погруженного в глубокий сон. Шея, руки и ноги Мадонны неестественно вытянуты, усиливая выразительный эффект образа. При этом черты ее лица, напротив, восходят к прообразам Леонардо, «пропущенным» Пармиджанино сквозь фильтр искусства Корреджо. Результат изнурительного труда, картина тем не менее осталась незаконченной. Отдельные ее мотивы выглядят несообразными и внушающими беспокойство, в особенности огромная и ничего не поддерживающая колоннада. Так же как в фигурах Микеланджело, вращательное движение тела Мадонны начинается собирающейся на базу ступни, выделенной, чтобы подчеркнуть сложность позы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Амур, строгающий лук. 1534-1539 гг.
Дерево (липа), масло. 135,5 х 65 см. Музей истории искусств, Вена.
Вдохновение для создания этой картины, возможно, восходит к скульптуре, которую Пармиджанино, возможно, видел в коллекции Гримани в Венеции в 1530 году. На самом деле, Эрос / Купидон стоит перед нами, как нарисованная скульптура. Тема, вероятно, восходит к представлениям поздней античности, в которых эрос, химерос (желание) и потос (тоска) образуют эротическую триаду. В эпоху Возрождения это переопределяется как любовь небесная и земная. Пармиджанино комментирует сложность выбора между этими двумя формами любви.
Лицо Амура с пронизывающим взглядом поворачивается к нам в направлении, противоположном его левой ноге. Гладкая, светящаяся спина юного существа изображена со всей убедительностью, без анатомических преувеличений мышц, идущих от Микеланджело. Два ребенка внизу, мифологические персонификации разных обликов Амура, наглядно демонстрируют расширение гаммы выражений и «движений души» в живописи XVI века.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Сатурн и Филира. Дерево, масло. 75,6 x 64,1 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за рекордную сумму GBP 500.000 фунтов.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Римлянка Лукреция. 1540 г.
Дерево, масло. 67 х 51 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Афина Паллада. 1539 г.
Дерево, масло. 64 х 45,4 см. Королевская коллекция, Лондон.
Выдающийся индивидуальный талант Пармиджанино всегда признавался, но его карьера была прервана войной, особенно разграблением Рима в 1527 году, через три года после того, как он туда переехал, а затем закончилась его смертью в 37 лет. Он создал выдающиеся рисунки и был одним из первых итальянских художников, который сам экспериментировал с гравюрой. В то время как его портативные работы всегда тщательно коллекционировались и сейчас находятся в крупнейших музеях Италии и по всему миру, два его крупных проекта с фресками находятся в церкви в Парме и дворце в небольшом городке неподалеку. Это в сочетании с отсутствием крупных основных сюжетов привело к тому, что они стали менее известными, чем другие работы подобных художников. Он написал ряд важных портретов, положив начало тенденции в Италии к фигуре в три четверти или в полный рост, ранее в основном предназначавшейся для членов королевской семьи.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Положение во гроб (копия). 1523 г.
Масло, перенос. с дерева на холст. 32 x 26,5 см. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна во славе со Святыми Стефаном
и Иоанном Крестителем. 1539-1540 гг. Дерево, масло. 253 х 161 см.
Дрезденская картинная галерея.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Святое семейство. XVI век. Дерево, масло. D=120 см.
Национальный музей Сан-Карлоса, Мексика.
Франческо Пармиджанино (1503-1540), follower. Мадонна с Младенцем и Святой
Екатериной. 1550 г. Дерево, масло.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем, Святым Иеронимом
и блаженным Бернардино из Фельтре (копия XVII века с утраченного оригинала).
Холст, масло. 185 x 127 см. Палаццо Пилотта, Национальная галерея Пармы.
Франческо Пармиджанино (1503-1540). Мадонна с Младенцем и Святыми.
Дерево, масло. Галерея Эсте, Модена, Италия.
Портрет Франческо Пармиджанино их «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, Издание 1568 г.
Франческо Пармиджанино умер от лихорадки в Казальмаджоре 24 августа 1540 года в возрасте 37 лет. Он похоронен в церкви монахов-сервитов по завещанию «обнаженным, с крестом из кипарисового дерева на груди».
Среди тех, на кого Пармиджанино оказал большое влияние, были его двоюродный брат Джироламо Маццуоли и сын Джироламо Алессандро Маццуоли, Помпонео Амидано, Джакомо Бертойя и Франческо Боргани.
Памятник Пармиджанино у Церкви Санта-Мария-делла-Стекката, Парма.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том III. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1970 г. – Стр. 503-519, илл. №142-151. Обложка и суперобложка.
1.Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Чинквеченто. Перевод с итал. М.И. Майской и С.И. Козловой. Москва, Издательство «Омега», 2009 г. – Стр. 51, 82, 105, 329-330. 2. Джон Марчиари. Художники и покровители искусств в Вечном городе. Ренессанс. Рим. Перевод с англ. Н.В. Екимовой. Москва, Издательство СЛОВО/SLOVO, 2023 г. – Стр. 148-150.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин.
Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. – Стр. 156.