Исаак Лодевейк ла Фарг ван Ньюланд (1726-1805). Портрет Андреа Скьявоне.
Гравюра 1752 г.
Есть очень известные художники, но есть менее известные художники, которые остаются в тени. Одним из них является Андреа Скьявоне, художник, известный специалистам венецианской живописи XVI века, но который для широкой публики является лишь одним из многих художников венецианского Возрождения.
Андреа Скьявоне (1515-1563) - итальянский живописец и гравёр эпохи Возрождения венецианской школы. Скьявоне родился в Далмации (современной Хорватии), но молодым человеком переехал в Венецию, где учился у Бонифачо де Питати по имени Бонифацио Веронезе. Стиль Скьявоне сочетал в себе элементы эмилианских маньеристов, что является относительной редкостью в Венеции, в частности Пармиджанино, и его удлиненные фигуры - особенно в офортах - вдохновлены его современником из Пармы. Впоследствии он испытал воздействие основного направления венецианской живописи, особенно Тициана и Тинторетто.
Джузеппе Макферсон (1726-1780). Портретная миниатюра Андреа Скьявоне. 1770 г.
Слоновая кость, акварель. 6,9 x 5,7 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (итал. Andrea Schiavone), также Андреа Мельдолла (итал. Andrea Meldolla), настоящее имя Андрия Медулич (хорв. Andrija Medulic), родился между 1510 и 1515 годами в небольшом городке Дзара, Далмация (ныне Задар, Хорватия). Его итальянское прозвище Скьявоне на староитальянском буквально означало «славянин», так в северной Италии называли потомков славян из Далмации, торговцев и ремесленников, переселившихся в область Венеции в начале XV века. Он был сыном командира гарнизона, расположенного неподалеку в Венецианской Далмации. Оба его родителя были родом из небольшого городка Мельдола, недалеко от города Форли в Романье. Его отец, Симон, работал констеблем в далматинском городе и поэтому переехал туда со своей семьей из Романьи. Семья Мельдолла продолжала владеть недвижимостью в Романье до начала XVI века.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Аполлон и Дафна. 1538-1540 гг. Офорт.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Детство Юпитера. 1530-1536 гг. Холст, масло. 211 x 292 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Исаак, благословляющий Иакова. 1530-1563 гг. Холст на дереве, масло.
18,7 x 106,8 см. Королевская коллекция, Лондон. См. Историю великой любви Иакова и Рахиль
Андреа Скьявоне (1515-1563). Иаков получает Божье благословение. 1530-1560-е гг. Холст на дереве, масло.
19 x 116,3 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Иаков пасет свои стада овец. 1530-1561 гг. Холст на дереве, масло.
18,2 x 105,4 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Встреча Иакова и Рахили. 1530-1560-е гг. Холст на дереве, масло.
18,2 x 105,3 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Рахиль прячет домашних богов Лавана. 1530-1562 гг. Холст на дереве, масло.
18,2 x 105,4 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Встреча Иакова и Исава. 1530-1560 гг. Холст на дереве, масло. 19 x 105,6 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Похищение Дины. 1530-1560-е гг. Холст на дереве, масло. 19,5 x 171 см.
Королевская коллекция, Лондон.
На полотне Скьявоне изображена сцена, связанная с трагическими обстоятельствами жизни Дины - единственной дочери патриарха Иакова. Над девушкой совершил насилие Сихем - царевич соседнего города, за что братья поруганной девушки вырезали его население.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Похищение Дины. Фрагмент. 1530-1560-е гг. Холст на дереве, масло.
19,5 x 171 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне учился либо в Дзаре, либо в Венеции. Джан Паоло Ломаццо заявил в книге 1584 года, что он был учеником Франческо Пармиджанино (1503-1540), но это вызывает сомнения. Есть недоказанные утверждения, что он учился у Бонифачо де Питати по имени Бонифацио Веронезе (1487-1553). Скьявоне работал с фресками, панно и офортом, научившись офорту, сначала работая по рисункам Пармиджанино. Конечно, фактически его стиль выдает знание работ Пармиджанино, и с самого начала венецианцев он был отмечен необычайной исполнительной скоростью и интересным использованием цвета, настолько, что вызвал восхищение Тициана, Тинторетто, Веронезе, Бассано, Эль Греко и многих других.
К концу 1540-х годов Скьявоне настолько прочно обосновался в Венеции, что стал частью кружка Пьетро Аретино (поэта и сатирика) вместе с группой художников-новаторов, включая Тициана и Сансовино. И даже Джорджо Вазари заказал ему большую батальную картину в честь Оттавиано де Медичи, о которой флорентийский автор упоминает в своих «Жизнеописаниях».
Андреа Скьявоне (1515-1563). Свадьба Амура и Психеи. 1540 г. Масло, перенос. с дерева на мазонит.
128,3 x 156,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Обращение Святого Павла. 1540-1545 гг. Холст, масло. 205 х 265 см.
Пинакотека Кверини Стампалия, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Святое семейство со Святыми Иоанном и Екатериной. 1540-1545 гг.
Холст, масло. 81,9 x 127 см. Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Бегство в Египет. 1540-1550 гг. Холст, масло. 42 х 98 см.
Институт искусств, Чикаго.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Нимфы в пейзаже. 1540-1550 гг. Дерево, масло. 23 х 112 см.
Дом-музей Лейтона, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563), circle. Изгнание из Рая. 1540-1560 гг. Холст, масло.
Городской музей Монтепульчано, Италия.
Андреа Скьявоне (1515-1563), атрибуция. Суд Париса. 1540-e гг.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Диана и Каллисто. 1540-е гг. Художественный музей Блантона, Остин,
штат Техас, США.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Наказание Святого Иоанна Крестителя. 1540-1563 гг. Холст, масло.
116,9 х 161,2 cм. Фонд музеев Бирмингема, Англия.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Каин и Авель. 1542 г. Холст, масло. 216 x 188 см.
Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция. Зал Сатурна.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Аполлон и Эрос. 1542-1544 гг. Холст, масло. 30 х 32,4 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Рождение Юпитера. 1543 г. Дерево, масло. 30 х 32,4 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Юпитер, вскормленный Амальтеей. 1542-1544 гг.
Холст, масло. 30 х 32 см. Музей истории искусств, Вена.
В юности Скьявоне поселился у маляра в Венеции, где в часы досуга изучал работы Пармиджанино, Джорджоне и Тициана. Последний взял его под свою опеку, а позже нанял в библиотеку Святого Марка, где, как говорят, он расписал целых три потолка. Позже он считался одним из лучших колористов венецианской школы. Среди его работ две притчи и два пейзажа в Берлинском музее, «Христос перед Пилатом» в Венецианской галерее, «Христос перед Каиафой» (Вена), «Парнас» (Мюнхен) и множество других образцов, которые можно увидеть в коллекциях Флоренции, Рима, Неаполя, Дрездена, Парижа и Петрограда. Его «Персей и Андромеда» и «Апостолы у гроба Господня» находятся в Королевской коллекции в Виндзоре.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Аполлон и Дафна. 1544 г. Холст, масло. 30 х 32,4 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Читающий отшельник. 1545 г. Холст, масло. 140 х 135 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Суд Мидаса. 1548-1550 гг. Холст, масло. 167,6 х 197,7 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Аркас, сын Юпитера и Каллисто, натягивает лук. 1550 г.
Холст, масло. 18,8 х 18,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Это две из трех мифологических сцен, украшающих кассоне, или сундук, иллюстрирующих историю Каллисто, рассказанную в «Метаморфозах» Овидия. Другая сторона сундука была украшена картиной «Юпитер, соблазняющий Каллисто», также находящуюся в Национальной галерее Лондона.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Юпитер в образе Дианы соблазняет Каллисто. 1550 г.
Холст, масло. 18,7 х 18,9 cм. Национальная галерея, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Эней покидает Трою. 1550-1556 гг. Холст, масло.
Институт искусства Курто, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Поклонение волхвов. 1550-1560-е гг. Холст, масло. 64,8 x 89,3 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Самоубийство Иуды. 1550 г. Дерево, масло. 18,5 х 37,5 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Оплакивание Христа (Мертвый Христос, поддерживаемый
ангелами). 1550-1555 гг. Холст, масло. 107 х 87,5 см. Дрезденская картинная галерея.
Необычная, свежая манера Скьявоне одновременно и размывает, и создает форму, она далека от холодной и вычурной искусственности Париса Бордоне (1500-1570) или помпезной тяжеловесности Джованни Порденоне (1484-1539). На картине зыбкие фигурки как будто становятся источниками мерцающего света, с помощью которого художник передает эмоциональный накал. Представляя историю «Метаморфоз» Овидия о внезапных изменениях и превращениях, Скьявоне изображает богиню природы Диану, властно указывающую на неугодную беременность своей якобы целомудренной нимфы Каллисто (справа). Каллисто в ответ пытается утаить свой грех, но уже как будто теряет человеческое обличье, предвосхищая неминуемое превращение в медведя, объекта охоты. Картина, возможно, написана для украшения мебели в спальне, отсюда и ее интимный сюжет. Тем не менее она произвела впечатление на самого Тициана, который заимствовал композицию Скьявоне для своей гораздо более крупной версии сюжета, написанной спустя несколько лет по заказу короля Испании.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Диана и Каллисто. 1548-1549 гг. Холст, масло. 18,7 х 49 см.
Музей Пикардии, Амьен, Франция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Даная. 1555-1560 гг. Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Купание Венеры. Холст, масло. 177 х 149 см.
Музей искусства Венеции XVIII века.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Лот с дочерьми. Середина 1550-е гг. Дерево, масло. D=27,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Святое семейство со Святой Екатериной. 1542-1544 гг. Холст, масло.
95 х 118 см. Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Юный Авель. 1555 г. Холст, масло. 139 х 104,5 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Каин и Авель. 1555 г. Холст, масло. 139 х 103,5 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563), атрибуция. Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии. 1557 г.
Холст, масло. 101,9 x 164,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос перед Пилатом. 1555-1558 гг. Холст, масло. 99,8 x 157,2 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос перед Пилатом. 1555-1558 гг. Холст, масло. 82 x 113 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос перед лицом Ирода. 1558-1562 гг. Холст, масло. 130 х 202 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Эней прощается с Дидоной (1). 1555-1560 гг. Холст, масло. 63 x 114 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Эней прощается с Дидоной (2). 1555-1560 гг. Холст, масло. 62,5 х 115 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Маний Курий Дентат. 1555-1560 гг. Холст, масло. 58 х 84 см.
Музей истории искусств, Вена.
Маний Курий Дентат - древнеримский политический деятель и военачальник, четырёхкратный консул,
цензор в 272 году до н. э
Андреа Скьявоне (1515-1563). Сципион Африканский. 1558 г. Холст, масло. 62,5 x 92 см.
Музей истории искусств, Вена.
Публий Корнелий Сципион Африка́нский Старший (235 год до н. э. - 183 год до н. э.) - римский военачальник
и политический деятель, консул 205 и 194 годов до н.э.
Хотя первоначально Скьявоне находился под сильным влиянием Пармиджанино и итальянского маньеризма, «он также был поразительно смелым представителем венецианских техник живописи» и в конечном итоге объединил обе эти техники в своих работах, оказав влияние среди других на Тициана, Тинторетто (несколько его картин приписывались последнему) и Якопо Бассано. Его работы «шокировали одних современников и стимулировали других». К 1550-м годам он добился нового синтеза композиционных элементов Рафаэля и Тициана с собственным интересом к атмосфере, добившись «слияния формы с плотной атмосферой в живописной ткани, элементы которой имеют тенденцию терять свои отдельные черты».
Андреа Скьявоне (1515-1563). Священнодействие. Альтернативное название «Священство с епископом,
раздающим милостыню бедным». 1556-1557 гг. Холст, масло. D=230 см. Библиотека Марчиана, Венеция.
В 1556 году Скьявоне вместе с Паоло Веронезе получают заказ от прокураторов Святого Марка де Супра разукрасить живописью потолок читального зала библиотеки Марчиана в Венеции. Вскоре после окончания этой работы Скьявоне умирает.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Аллегория империи. 1556-1557 гг. Холст, масло. D=230 см.
Библиотека Марчиана, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Триумф капитанов (Сила оружия). 1556-1557 гг.
Холст, масло. D=230 см. Библиотека Марчиана, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Юпитер и Ио. 1557 г. Холст, масло. 205,5 х 275 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Диана и Актеон. 1559 г. Холст, масло. 93 х 97 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563), мастерская. Диана и Актеон. 1560-1636 гг. Холст, масло. 54,5 x 77,3 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Поклонение пастухов. 1560 г. Холст, масло. 100 x 76 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос и ученики по дороге в Эммаус. 1557 г.
Церковь Святого Себастьяна, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Ecce Homo. 1560-1570 гг. Дерево, масло. 34,9 x 31,4 см.
Музей средневекового и современного искусства, Падуя, Италия.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Портрет старика. 1560 г. Холст, масло. 50,4 х 42 см.
Музей истории искусств, Вена.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Портрет старика. 1550-е гг. Холст, масло. 112 х 88 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Андреа Скьявоне (1515-1563), сircle. Портрет Франсиско Лупини в возрасте 38 лет.
Холст, масло. 74,9 x 57,1 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2013 г. Лот продан за $10.000 дол.
Андреа Скьявоне (1515-1563), сircle. Аполлон и Амур. 1560 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Художник Андреа Скьявоне. Гравюра. Дата неизвестна.
Сидней Джозеф Фридберг описывает Скьявоне, как хорошо адаптированного к словарю маньеристов и говорит, что, хотя он «был в состоянии изобрести венецианскую маньеру… он был странно нетворческим в более обычных проявлениях художественного изобретения». , «иногда чувствительность – слишком восприимчивая, почти женская – склонявшая Скьявоне к подражанию, доводила его до грани отголоска более широкой личности» (Тициан). Авторство других работ оспаривается между ним и Тинторетто. Лишь немногие из его картин задокументированы, возможно, это связано с тем, что, как утверждает Вазари, он в основном работал на частных клиентов.
Андреа Скьявоне (1515-1563). 1. Благовещение. Левая панель. Холст, масло. 272х156 см. 2. Благовещение. Правая панель. Холст, масло. 272х156 см. Оба 1563 г. - Церковь Сан-Пьетро-Апостоло, Беллуно, Италия.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос и грешница. 1563 г. Холст, масло. 60 х 82,5 см.
Собрание Г. Росси, Милан.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Царя Саула с триумфом встречают после победы Давида над Голиафом.
1563 г. Дерево, масло. 92,5 x 109,8 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Сцена из истории Давида. 1561 г. Дерево (сосна), темпера.
Музей Линденау, Альтенбург, Германия.
Андреа Скьявоне (1515-1563), сircle. Аллегория музыки. Холст, масло. 41 х 57 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563), атрибуция. Христос перед Пилатом (Пилат умывает руки). Холст, масло.
116 x 164 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос перед Пилатом. Холст, масло. 125 х 170 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос перед Пилатом (Пилат умывает руки). Холст, масло.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мадонна с Младенцем и со Святым Андреем и донатором. Холст, масло.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Поклонение волхвов.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Аллегория благотворительности. Холст, масло. 45 х 34,5 см.
Музей искусства Венеции XVIII века.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Кающаяся Мария Магдалина.
Национальный музей Палаццо Манси, Лукка, Италия.
Некоторые венецианские художники сотрудничали с плотниками в производстве расписной мебели, хотя это порой приводило к возбуждению исков со стороны гильдии живописцев. Впрочем, этот вид местного творчества прижился в городе и обеспечил процветание пасторальной, поэтической, мифологической и аллегорической живописи в духе Джорджоне и в середине XVI века. Такие работы заметно отличались от картин, написанных в духе главных тенденций. Начинающим молодым художникам, таким как Андреа Скьявоне и Якопо Тинторетто (1518-1594), камерные работы на деревянных свадебных сундуках-кассоне позволяли развивать новую, динамичную технику росписи, в которой подвижные фигурки возникали как будто из наспех нанесенных мазков краски.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Иисус является ученикам у Тивериадского озера. Холст, масло. 48 x 66,5 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Христос в доме Иаира. Холст, масло. 107,3 x 174,6 см.
Музей изящных искусств, Кан, Франция.
Андреа Скьявоне (1515-1563), атрибуция. Христос изгоняет торгующих из храма.
Холст, масло. 174 x 142,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г.
Лот продан за GBP 20.160 фунтов.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Ecce Homo. Холст, масло. 119,4 х 147 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк,
2020 г. Эстимейт $150.000 – 200.000 дол.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Насмешка над Христом (The Mocking of Christ). Холст, масло. 93,2 х 111,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Ecce Homo. Медь, масло. 28 x 21,7 см.
Частное собрание.
Тициан (1488-1576). Коронование Христа терновым венцом. 1542-1544 гг.
Холст, масло. 303 х 180 см. Лувр, Париж.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Венчание тернием. 1550-е гг.
Гравюра по картине Тициана.
Андреа Скьявоне (1515-1563), follower. Несение креста с покрывалом святой Вероники.
Дерево, масло. 54,5 х 86 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Погребение Христа. Дерево, масло. 39 х 54 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563), сircle. Оплакивание Христа. Дерево, масло. 41,6 x 49 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Пьета (Pietà). Дерево, масло. 37,5 х 32 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Оплакивание мертвого Христа. Холст, масло. 130 х 118 см.
Аукционный дом Tajan, Париж, 2018 г. Эстимейт EUR 400.000 – 600.000 евро.
В новаторском трактате о живописи, опубликованном в Венеции в 1548 году, Паоло Пино описывал манеру таких незавершенных росписей мебели как «размазывание», отражающую небрежность мастера, в спешке выполняющего работу, и объявил, что низкопробных заказов подобного рода следует избегать любой ценой. Пино высказывает и мысль о том, что сочетание колорита Тициана с рисунком Микеланджело самое предпочтительное в искусстве. Но будто дрожащее прикосновение кисти Скьявоне в росписи кассоне, очевидное в таких композициях, как «Диана и Каллисто» (1548-1550), убеждает в том, что даже в столь скромной живописной работе можно создать стилистическую импровизацию, в которой цвет и форма объединяются совершенно по-новому.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Парнас. Дерево, масло. 39,5 x 70,2 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Венера завязывает глаза Амуру. Холст, масло. 124,5 х 200,5 см.
Национальный музей Швеции, Стокгольм.
Андреа Скьявоне (1515-1563), circle. Венера и Адонис. Холст, масло. 20 х 46 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563) circle. Венера и Вулкан. Холст, масло. 20 х 46 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Девкалион и Пирра. Холст, масло. 41 × 118 см.
Галерея Академии, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мифологическая сцена с Венерой и Амуром. Холст, масло. 62 х 75 см.
Музей искусства Венеции XVIII века.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Персей и Андромеда. 1545 г. Дерево, масло. 25 х 50 см.
Частное собрание.
Скьявоне специализировался на написании небольших работ на историческую или мифологическую тематику. Здесь сюжет взят из греческой мифологии, а история рассказана Овидием в «Метаморфозах»: Персей спасает Андромеду, дочь эфиопского царя, которая была прикована цепью к скале в качестве жертвы морскому чудовищу. Персей развязывает Андромеду, в то время как убитое чудовище покоится неподалеку, а крылатый конь Пегас стоит за ним. Углы картины в форме треугольника наводят на мысль, что эта картина когда-то была частью более крупного комплекса, возможно, панно в форме пределлы или кассоне, которое позже было расчленено.
Андреа Скьявоне (1515-1563), атрибуция. Аполлон и Марсий. Дерево, масло. 70 х 38 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563), сircle. Аполлон и Марсий. Дерево, масло. 45 x 96 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мифологическая сцена. Холст, масло. 63 x 154 см. Частное собрание.
Искусствовед Ричардсон также настаивает на важности работ Скьявоне как офортиста: «В офорте он был столь же новаторским. Его техника была непохожа на технику любого современника: бессистемно он использовал плотную паутину света, тонкую, разнонаправленную штриховку, чтобы создать тональный континуум, охватывающий форму, свет и тень. Его гравюры являются единственным реальным эквивалентом в гравюре более поздних венецианских способов живописи XVI века, а его техническим экспериментам подражали офортисты XVII века, такие как Жак Белланж, Джованни Бенедетто Кастильоне и Рембрандт». Он выгравировал 119 табличек, используя какой-то мягкий материал, вероятно, олово.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Благовещение. XVI век. Дерево, масло. 95 х 226 см.
Церковь Санта-Мария-дей-Кармини, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Поклонение пастухов. Дерево, масло. 35,5 х 62 см.
Национальный фонд Таттон-Парк, Англия.
Андреа Скьявоне (1515-1563), follower. Избиение младенцев. Холст, масло. 139,7 х 199,4 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Введение в храм. Холст, масло. 104 х 138 см.
Художественный музей Принстонского университета, США.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Священный разговор с донатором. Холст, масло. 40 х 58 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем, Захарием
и Святыми. 1550 г. Холст, масло. 86 х 68,5 см. Дрезденская картинная галерея.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Святая беседа. Мадонна с Младенцем, младенец Святой Иоанн Креститель и Святые Захария, Елизавета, Иосиф, Екатерина и, возможно, Мария Магдалина. Холст, масло. 122 x 96,5 см. Государственная коллекция произведений искусства (Government Art Collection), Лондон.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Святое Семейство со Святым Иоанном Крестителем.
Холст, масло. 98 x 93 см. Картинная галерея Пражского града.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мадонна с Младенцем. Холст, масло. 74,3 х 51,1 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $8.000 – 12.000 дол.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мистический брак Святой Екатерины.
Пинакотека Кверини Стампалия, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563), after. Кающаяся Мария Магдалина.
Андреа Скьявоне был причудливым персонажем, а также эксцентричным и великим провидцем. Вероятно, он также был верующим, так как в своем завещании, выпущенном в 1563 году – через несколько месяцев после смерти – он пишет, что его душа уже близко достигла Христа. Подтверждением его религиозности является сотрудничество с францисканцами. Эта сторона является фундаментальной, потому что это демонстрация того, как художники позднего Возрождения и маньеризм (например, Скьявоне), хотя и верующие, теперь были ориентированы на экспериментализм методов, форм и композиций внутри холста, а не интересоваться содержанием, которое они изображали.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Юдифь. Холст, масло. 129 x 107 см.
Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563), circle. Изгнание из Рая. Холст, масло. 67,3 x 87,6 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Суд Париса. Холст, масло, золото. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2012 г.
Лот продан за $6.250 дол.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Суд Париса. Дерево, масло. 43 x 136 см. Аукцион ArsValue.com.
Лот продан за EUR 25.000 евро.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Суд Мидаса. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Суд Мидаса. Дерево, масло. Коллекции Девоншира, Чатсуорт, Англия.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Лот, развлекающий ангелов. Холст на дереве, масло.
Коллекции Девоншира, Чатсуорт, Англия.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Жертвоприношения богине Артемиде. Холст, масло. 63,2 x 137,5 см.
Аукцион KOLLER, Цюрих, 2009 г. Лот продан за 31.200 швейцар. франков.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Братья Иосифа показывают Иакову окровавленную тунику.
Холст, масло. 70 x 95,5 см. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563), follower. Святой Антоний Падуанский и исцеление разгневанного сына.
Холст, масло. Частное собрание.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Библейские сюжеты: 1. Жертвоприношение Мелхиседека. 2. Сбор манны небесной. Оба - Церковь Сан-Алессандро делла Кроче, Бергамо, Италия.
Андреа Скьявоне (1515-1563), circle. Видение Константина.
Холст, масло. 76,2 x 48,9 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г.
Церковь Сан-Джакомо-дель-Орио, Венеция. Контрфасад. В 1400 году в церкви уже был орган, который был перестроен в первый раз в 1532 году. Нынешняя - работа Гаэтано Каллидо, завершенная в 1776 году. В кантории изображены три картины Андреа Скьявоне XVI века: посередине «Спор Иисуса с учителями храма», слева «Призыв апостолов», справа «Мученичество святого Иакова».
Андреа Скьявоне (1515-1563). Спор Иисуса с учителями храма. Средняя панель. XVI век.
Сан-Джакомо-дель-Орио, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Призыв апостолов. Левая панель. XVI век.
Сан-Джакомо-дель-Орио, Венеция.
Андреа Скьявоне (1515-1563). Мученичество святого Иакова. Правая панель.
Сан-Джакомо-дель-Орио, Венеция.
В другой церкви Сан-Кассиано на одноименной площади Венеции есть еще три картины XVI века
Андреа Скьявоне на перилах органа с историями из жизни Сан-Кассиано.
Церковь Сан-Кассиано на одноименной площади Венеции. Фасад.
Пьетро Паолетти (1801-1847). Портрет Андреа Скьявоне. Фреска. Вилла Торлония, Рим.
К сожалению, Скьявоне не повезло в жизни, не повезло ему и в истории. Фрески работы Сквьявоне в венецианском Палаццо Дожей в 1574 году были уничтожены пожаром. Он долгое время перебивался кое-как, расписывая мебель и покрывая недолговечными фресками фасады венецианских дворцов. И впоследствии, когда он уже пользовался признанием товарищей, ему все не доставались те задачи, которые достойны сохранить имя художника среди великих мастеров венецианской школы. Слава Скьявоне несколько выросла лишь после его смерти, когда коллекционеры стали вынимать картины мастера из сундуков, которые были им украшены, и вставлять их в рамы - для стен своих кунсткамер. Сейчас его живопись и гравюры представлены в крупных музеях Европы и США, в частности две картины хранятся в собрании Государственного Эрмитажа.
Портрет Андреа Скьявоне, итальянского художника эпохи Возрождения и офорта, 1515-1563 гг.
Гравюра на медной пластине работы Антуана-Жозефа Дезалье д'Арженвилля. Париж, 1762 год.
Андреа Скьявоне умер в Венеции 1 декабря 1563 года.
На родине Скьявоне в Хорватии свято чтут память о художнике. И в Дзаре и Загребе ему установлены
памятники работы скульптора Андрия Медулича.
1. Бюст Андреа Скьявоне в Задаре, Хорватия. 2. Памятник Андреа Скьявоне в Загребе.
В 2015 году памяти Андреа Скьявоне была посвящена первая монографическая выставка в его карьере,
которая проходила в Музее Коррера в Венеции.
1. Splendori del Rinascimento a Venezia. Catalogo della mostra, 2015. 2. Andrea Schiavone a Pieve di Cadore. Афиша выставки в Венеции, 2016 г.
Andrea Schiavone (Oxford Studies in the History of Art and Architecture). 1980.
ИСТОЧНИКИ
Том Николс. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции.
Перевод с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательство Слово/Slovo, 2023 г. Стр.141-142.