Оскар Рабин перед домом в Черкизово, где он жил. 1969 г.
Фото Игоря Пальмина.
Оскар Яковлевич Рабин (1928-2018) – российский и французский художник, один из крупнейших представителей нонконформизма, известный на Западе как «Солженицын в живописи». Родился в Москве. Учился в Рижской Академии художеств, в художественной студии Е.Л. Кропивницкого, в 1948 году Сергей Герасимов принял Рабина сразу на второй курс Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, но уже через год молодой художник был исключен за «формализм». Вместе с Евгением Кропивницким стоял у истоков неофициальной художественной группы «Лианозово», возникшей в конце 1950-х годов в одноименном подмосковном поселке, где жили оба художника, и ставшей центром нонконформистского искусства в 1960-е годы. Рабин был организатором скандально известной «Бульдозерной выставки» в 1974 году. В 1978 году был лишен советского гражданства и вынужденно эмигрировал во Францию.
Оскар рисует. Ему здесь 10-12 лет.
Фельетон Р. Карпель «Жрецы „помойки № 8“» в газете «Московский комсомолец», 29 сентября 1960 г.
Пресса критиковала Рабина за очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма. «Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности» («Советская культура», 14 июня 1966 г.)
Оскар Яковлевич Рабин родился 2 января 1928 года в Москве в семье врачей, выпускников Цюрихского университета Якова Рахмиловича Рабина (родом из Украины) и Вероники Мартыновны Андерман (из Латвии). Отец умер, когда будущему художнику -было 5 лет, мать — когда ему было 13 лет (1941).
Вот несколько цитат из книги воспоминаний, где Рабин рассказывает о своем детстве. «Мои отец и мать, - пишет Рабин, - по образованию врачи, познакомились в Цюрихском университете, где оба учились. Отец - Яков Рахмаилович Рабин, родившийся на Украине еврей, которого я почти не помню (он умер, когда мне исполнилось шесть лет), мать - Вероника Леонтиновна Андерман - латышка. Она умерла, когда мне исполнилось тринадцать лет».
Оскар Рабин (1928-2018). Футболисты. 1956 г. Бумага, смешанная техника. 30 × 40,1 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Футболисты. 1956 г. Картон, масло. 39,7 x 42 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин (1928-2018). Самоубийца. 1956 г. Бумага, акварель. 27 х 20,5 см.
Частное собрание.
Рисунок сделан для отборочной комиссии VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве 1957 года. «Самоубийца» стала третьей попыткой художника показать комиссии «социальные» сюжеты на тему «жизни при капитализме».
Оскар Рабин (1928-2018). Христос. 1956 г. Бумага, гуашь. 42 х 30 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, Эстимейт GBP 1000-1500 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Бабушкины сказки. 1957 г. Холст, масло 87 x 63 см.
Музей современного искусства АРТ4, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Лев. 1957 г. Бумага, смешанная техника. 28 х 39 см.
«Лев» относится к периоду поиска «своих» тем. Впоследствии лев не вошёл в круг «образов Рабина». Лишь спустя тридцать лет похожий зверь появляется в картине «Я голоден» (1987). (Воспр.: Рабин, Кропивницкая, Рабин. ГРМ. 1993. С. 48).
Оскар Рабин (1928-2018). Игра или драка? 1957 г. Бумага, смешанная техника. 28 х 39 см.
Рисунок на обороте «Льва» – попытка (в очередной раз безуспешная) получить заказ от издательства детской книги. Лишь в конце 1960-х благодаря знакомым Рабину удалось оформить несколько книг для издательства «Советский писатель» (Жилинская. Забота. М., 1968 и Фатьянов В.И. Сохрани весну. М., 1969)
Оскар Рабин (1928-2018). Адам и Ева. 1957 г. Холст, масло. 80 х 98 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Эстимейт $12.000 – 18.000 дол.
Оскар Рабин (1928-2018). Прилуки.1958 г. Бумага, гуашь, акварель. 40 х 58 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Вереск цветёт. Прилуки. 1958 г. Бумага, акварель. 40 х 59 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Деревенский пейзаж (Прилуки). 1957. Бумага, гуашь, акварель. 35,5 х 45,5 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2017 г. Лот продан за 240.000 руб.
Оскар Рабин в студии Е.Л. Кропивницкого. Конец 1940-х гг.
В начале 1930-х годов вместе с матерью, назначенной главврачом культбазы, Рабин оказался на Крайнем Севере СССР, в Ханты-Мансийском национальном округе. Об этом есть несколько строк в воспоминаниях: «Ханты и манси приезжали за мукой, солью, патронами, а культбригады разъезжали по стойбищам… Мать постоянно участвовала в этих поездках. И не столько в качестве врача… сколько как агитатор. Язык ханты и манси она выучила очень быстро». В это же время в Москве от рака желудка скончался отец Рабина, так и не успевший выехать вслед за женой и сыном. Они вернулись в столицу, до начала войны оставалось несколько лет. Маленький Оскар посещает музыкальную школу и школьный кружок рисования. В книге «Три жизни» он вспоминает: «Я стал рисовать каждую свободную минуту… почти на всех уроках, рисовал дома, пока мама не загоняла меня спать. Карманные деньги, уходившие прежде на конфеты и мороженое, тратились теперь на краски и кисточки».
Оскар Рабин (1928-2018). В пивной. 1958 г. Бумага, тушь. 25,5 х 36,5 см,
Рисунок «В пивной» не стал основой для картины, но искаженное пространство комнаты, кривое окно,
бутылка водки с этикеткой будет не раз возникать в его работах.
Оскар Рабин (1928-2018). Трамвай в Москве. 1957 г. Холст, масло. Галерея Саатчи -
музей современного искусства, Лондон. Уже здесь Рабина сравнивали с Хаимом Сутиным.
Оскар Рабин (1928-2018). Коты перед бараком. 1958 г. Бумага, акварель, тушь. 19 х 27 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Вертолет. 1958 г. Бумага, смешанная техника.
Оскар Рабин (1928-2018). 1958 Пожарный песок. Холст, масло. 58 х 69 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2010 г. Эстимейт 900.000 - 1.500.000 руб.
Оскар Рабин (1928-2018). Помойка № 8. 1958 г. Бумага, акварель, тушь. 29,3 х 41,5 см. Фото art-assorty.ru.
Оскар Рабин (1928-2018). Помойка No. 8. 1958 г. Холст, масло. 70 x 90 см.
Коллекция Игоря Цуканова, Лондон.
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия. 1959 г. Бумага, уголь, карандаш, акварель, белила. 39,7 х 57,1 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.
Оскар Рабин (1928-2018). Русский пейзаж. По картине Мориса Утрилло «Уличная сцена», 1908 г.
1959 г. Холст, масло. 55,9 х 71,1 см. Аукцион LiveAuctioneers.com. 2023 г.
Оскар Рабин (1928-2018). Барак с Луной. 1959 г. Собрание Игоря Цуканова, Лондон.
Оскар Рабин (1928-2018). Оптимистический пейзаж. 1959 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Из собрания Леонида Талочкина.
Оскар Рабин (1928-2018). Деревня. 1959 г. Бумага, тушь, гуашь. 29,5 х 42 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Похороны барака (Склад). 1959 г. Бумага, карандаш, тушь. 19,4 x 25,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Молодожены Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин. 1950 г.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Здоровье матери, подорванное на Крайнем Севере, ухудшилось, и холодной зимой 1942 года мать умерла. «Оставшись дома один в ледяной, черной от копоти комнате, я плакал долго и не мог остановиться… Пока жива была мать, я постоянно чувствовал ее внимание и скрытую ласку. После ее смерти до меня никому не было дела… Целый день я лежал в промороженной комнате и думал только о том, чтобы поскорее наступило утро, когда пойду в магазин и отоварю свои четыреста граммов черного хлеба». Осенью 1942 года Оскар Рабин знакомится с Евгением Леонидовичем Кропивницким и начинает посещать занятия под его руководством в художественной студии Дома пионеров.
После трагических военных и первых послевоенных лет, полных скитаний, голода, переездов без паспорта из Москвы в Ригу и обратно, попыток самоубийства, учебы в Рижской академии художеств и Суриковом институте (ни одно из этих учебных заведений не было закончено), Рабин снова оказывается в кругу Евгения Кропивницкого, увлекается романтизмом, и в 1950 году женится на его дочери Валентине.
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет с подснежниками. 1960 г. Холст, масло. 70 х 89,5 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000 - 60.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Город и луна (Социалистический город). 1959 г. Холст, масло. 89,5 х 109,5 см.
Аукцион Sotheby’s, 2008 г. Эстимейт GBP 120.000 - 160.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Вечер. 1959 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Поезд. 1959-1965 гг. Холст, темпера. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Стоп! Московская улица. 1959 г. Холст, масло. 110 х 90 см.
Аукцион Sotheby’s, Цюрих, 2022 г. Эстимейт 60.000 - 80.000 швейцар. франков.
Оскар Рабин (1928-2018). Русский натюрморт в московском переулке на задворках
зимней ночью. 1961 г. Холст, масло, песок, смешанная техника. 79,5 x 63,5 см.
Аукцион VLADEY, Москва. Эстимейт EUR 50.000 – 70.000 евро.
Оскар Рабин (1928-2018). Пять рублей. 1960-е гг. Бумага, карандаш, тушь.
Оскар Рабин (1928-2018). С новым годом. 1960 г. Бумага, карандаш, тушь. 185 x 145 мм.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин, жена Валентина Кропивницкая, дочь Катя (1949-2020) и сын Саша - будущий художник
Александр Рабин (1952-1994).
Как художник Оскар Рабин формировался в кругу творческого содружества «Лианозовская школа», или «Лианозовская группа», хотя такой «школы» с точки зрения определенной живописной традиции не существовало. Представление о «Лианозовской школе» как о творческом союзе единомышленников верно в большей степени лишь в отношении дружеских и родственных отношений, общности мироощущений, связывающих молодых художников и поэтов, которых объединил их старший наставник, учитель живописи и поэзии — Евгений Леонидович Кропивницкий. Влияние этого человека, который, как казалось, был внутренне защищен своим искусством от неустроенности и тягот послевоенного существования, было, пожалуй, определяющим для атмосферы, царившей в семье Кропивницких, ставшей центром творческих встреч молодых поэтов и художников.
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет. 1960-1980 гг. Холст, масло. 50 x 65 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Две рыбы. 1960 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт с апельсиновой водкой. 1960 г. Холст, масло. 71,5 х 54 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000 - 50.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылки и электрические провода в городе. 1961 г.
Холст, масло. 70 x 50 см. Коллекция Дениса Химиляйна, Санкт-Петербург.
Оскар Рабин (1928-2018). Город Париж. 1961 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г.
Эстимейт $12.000 – 18.000 дол.
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия. 1961 г. Холст, масло. 110 х 90 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Железная дорога. 1961 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Аукционный дом Cannes Encheres, Канны, Франция.
Оскар Рабин (1928-2018). Любка-дура. 1961 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Дорожный знак «Осторожно, поезд!». 1961 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Кот на крыше. 1961 г. Холст, масло. 47 х 80 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Кот на крыше. 1961 г. Бумага, тушь, акварель. 29,7 x 41,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин (1928-2018). Кошки на крыше. 1961 г. Бумага, тушь, акварель.
Оскар Рабин (1928-2018). Дневной пейзаж. 1961 г. Линогравюра. 28,7 x 40,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Е.Л. Кропивницкий, Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин. 1960-е гг.
Рабин вспоминал: «Евгений Леонидович был прирожденным учителем. В условиях советской власти он учил свободе от всяческих схем и догм. В его доме не чувствовалось гнета времени, дышалось легко и свободно».
Евгений Кропивницкий родился в 1893 году, художественное образование Кропивницкий получил еще до революции в Строгановском училище. Среди его друзей и близких знакомых были поэт и переводчик Арсений Альвинг (1885–1942), активно пропагандировавший поэзию Иннокентия Анненского, художники Павел Кузнецов (1878–1968), Роберт Фальк (1886–1958), Александр Тышлер (1898–1980), то есть художники, учившиеся или преподававшие во Вхутемасе, так или иначе прежде близкие кругу символистов. Однако позже Кропивницкий отказался от увлечений своей молодости и уничтожил большинство произведений, созданных до 1930-х годов.
Александр Камышов (1941-1960). Портрет Оскара Рабина. 1959 г. Линогравюра. 14,5 x 20 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Собор Нотр-Дам и букет (Ландыши в Париже). 1961 г. Холст, масло. 69,5 х 90 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Девушка в черном платье. 1961 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 12.000 - 18.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Москва. Трубная площадь. 1961 г. Бумага, акварель. 32 х 25 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Пейзаж с железной дорогой. 1961 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Прачечная и арбуз. 1961 г. Холст, масло. 51 х 70 см.
Аукционный лом Dorotheum, Вена, 2022 г. Лот продан за EUR 51.200 евро.
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт в пейзаже. 1961 г. Бумага, тушь, акварель. 28,8 x 39,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин (1928-2018). Барак №2. 1962 г. Бумага, фломастер. 20,8 x 29,9 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин (1928-2018). Подсолнечное масло, 1961 г. Бумага, смешанная техника.
28 х 22 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Столичная. 1961 г. Бумага, акварель. 31 х 25 см.
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия. 1960-е гг. Музей ФИНБАН
Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.
Оскар Рабин. Подготовка к пикнику. 1950-е гг. Фото Владимира Сычева.
С 1946 по 1948 год Рабин учился в Рижской Академии художеств. В этот период придерживался строгого реалистического метода, много работал над натюрмортами. В Академии латышские студенты звали его «наш Репин». В 1948 году Сергей Герасимов принял Рабина на второй курс Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. В 1949 году был исключён «за буржуазный формализм», после чего возвратился к своему первому учителю Е. Кропивницкому. Оскар Рабин так описывает этот период: «некоторые студенты позволяли себе даже упражняться в кубистической либо в импрессионистической манере».
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет № 4. 1962 г. Холст, масло. 89 х 112 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылки и фабрика. 1959 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Большая селедка. 1962 г. Холст, масло. 69,5 х 90 см.
Российский аукционный дом, Санкт-Петербург.
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылки, бараки и мостовой кран №2. 1962 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Собор Парижской Богоматери в Лианозово. 1962 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.
Оскар Рабин (1928-2018). База № 50. 1962 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Кафе поэта Сапгира. 1962 г. Холст, масло. 70 х 89 см.
Коллекция Виктора Бондаренко, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Всё для кошек. 1962 г. Холст, масло. 50,2 x 70,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $16.250 дол.
Оскар Рабин (1928-2018). Весенний вид города с сиренью и килькой. 1962 г.
Холст, масло. 70,5 х 51 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Русский городской пейзаж и две луны. 1962 г.
Холст, масло. 100,3 х 80 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Шурин дом (№ 125). 1962 г. Холст, масло. Коллекция Игоря Цуканова, Лондон.
Оскар Рабин с самого начала творчества нумеровал свои картины (№125) и к концу его жизни их число
уже превышало более полутора тысяч.
Оскар Рабин (1928-2018). За окном – город (№ 132). 1962 г. Холст, масло. 80,6 х 109,2 см.
Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Дача с рождественской елкой. 1962 г. Бумага, восковые карандаши, фломастер.
25,3 х 32,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г.
Оскар Рабин (1928-2018). Дача зимой. 1962 г. Бумага, восковые карандаши, фломастер. 25,3 х 30,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
Оскар Рабин (1928-2018). Вертолеты и водопровод. 1962 г. Бумага, цветные карандаши, фломастер.
25,2 x 32,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Лианозовская группа. Вторая слева - Валентина Кропивницкая. Крайний справа - Оскар Рабин.
Начало 1960-х гг.
С 1950 до 1957 года Оскар Рабин работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве «Севводстроя».
В конце 1950-х годов вместе с Е.Л. Кропивницким стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово». Собирались сначала у Кропивницкого и его жены художницы Ольги Ананьевны Потаповой, а затем у Оскара Рабина, переселившегося вместе с Валентиной Кропивницкой в бывший лагерный барак, располагавшийся неподалеку от железнодорожной станции Лианозово. Здесь часто бывали Николай Вечтомов (1923–2007), Лидия Мастеркова (1929–2008), Владимир Немухин (1925-2016), Лев Кропивницкий, сын Евгения Леонидовича, который пришел с войны в 1945-м, через год попал в лагерь и вышел только в 1956-м.
Оскар Рабин (1928-2018). Девушка с цветами. 1962 г. Бумага на картоне, масло. 62 х 82,5 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 7.000 – 9.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Московские чудотворцы №2 и лампа. 1962 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Norton Dodge collection.
Оскар Рабин (1928-2018). Королевство Лианозово. Ст. Лианозово, бар. 2, кв. 2. 1962 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Королевство Англия. Лондон (LONDON - 4-116). 1962 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 96.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Лианозовский дом (Лианозово 13). 1962 г. Холст, масло. 51 х 70,5 см.
Коллекция Дениса Химиляйна, Санкт-Петербург.
Оскар Рабин (1928-2018). London. Время пить пиво. 1962 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 25.000 – 35.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Луна и пять кошек. 1962 г. Холст, масло. 68,5 х 90 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $60.000 – 89.000 дол.
Оскар Рабин (1928-2018). Нижняя Масловка. 1962 г. Холст, масло. 70 х 90,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Московская водка. 1962 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Муха наш враг. Эскиз плаката. 1962 г. Бумага, черный фломастер,
восковые карандаши. 24,7 х 30,7 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт с бутылкой. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, фломастер.
22,2 х 27,3 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт с чайником. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, фломастер.
20,3 х 28,8 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Игорь Холин, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин в Лианозово. 1960-е гг.
По словам Владимира Немухина, все эти художники, не будь они друзьями, были бы противниками в искусстве: «Нас объединяет только несвобода, в ином случае мы были бы врагами, настолько у нас разное понимание искусства и мировосприятие». Вместе с тем большинство художников лианозовского круга были увлечены беспредметной абстрактной живописью, хотя и шли к ней разными путями.
Оскар Рабин, пожалуй единственный в группе, сплавил в своих работах поэтический сюжет и экспрессивную выразительность, свойственные художникам и поэтам лианозовского круга, создав тем самым собственный индивидуальный образный язык.
Однако от живописной, изобразительной составляющей в своем творчестве Рабин никогда не отказывался. Позже он признавался, что ему всегда были близки художники от передвижников до «Мира искусства» — Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Леонард Туржанский.
Оскар Рабин (1928-2018). Пять миллионов мух. 1962 г. Холст, масло. 80,6 х 110 см. Аукцион L-collection.ru.
Оскар Рабин (1928-2018). Пейзаж с продуктовым магазином. 1962 г. Холст, масло. 60,5 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). «Париж - 3 103». 1962 г. Холст, масло. 79 х 99,5 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Половина селедки. 1962 г. Холст, масло. 70,5 х 90 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Притча о серебряном рубле. 1962 г. Холст, масло. Музей Циммерли
(Zimmerli Art Museum). Собрание Нортона Доджа, США.
Оскар Рабин (1928-2018). Стоянка запрещена. 1962 г. Холст, масло.
Оскар Рабин (1928-2018). Сердце и кошка в ночи (Вовка + Клавка = любов). 1962 г.
Холст, масло. 60 х 80 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Любка+Колька=дураки. 1963 г. Холст, масло. 50 x 71 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2022 г. Лот продан за EUR 38.400 евро.
Оскар Рабин (1928-2018). «Строение №150». 1963 г. Холст, масло. Приобретена у художника Эриком Эсториком, продана в 1965 г. В 1965—2012 гг. работа находилась в частном собрании в Великобритании, 27 мая 2012 г. была продана на аукционе MacDougall’s в Лондоне.
В доме у Оскара Рабина (второй справа) в Лианозово. Начало 1960-х гг.
В процессе поиска собственного узнаваемого почерка Рабин двигался именно путем прибавления дополнительного смысла к увиденному. В Москве в Ленинской библиотеке можно было найти хорошие альбомы с репродукциями мировой живописи.
«Так, скопировав левитановскую „Золотую осень“, я пририсовал к картине цветы и лошадей, получилась не знакомая каждому картина, а нечто совсем иное. Подобные вещи я никому не показывал, знал, что Евгений Леонидович будет против, но, чувствуя его правоту, продолжал упрямо делать по-своему».
Художник не создает портретов своих друзей, так же как не пишет просто натюрмортов. На его картинах возникают особые образы, сложно соотносимые с каким-либо определенным жанром. В довершение этого впечатления мастер припечатывает свои картины строгой, словно выведенной по трафарету подписью. Созданные Рабиным произведения, конечно, воспринимались либо как очернение действительности - в его картинах действительно много черного цвета, - либо как социальный протест, что отчасти было условием тонкой игры, затеянной художниками и властью.
Однако было место и более светлым образам. Рабин много писал свою жену Валентину Кропивницкую. Он изображал любимую в образе Симонетты Веспуччи («Автопортрет с женой», 1963), («Моя жена», 1964) и благочестивой Мадонны («Лианозовская Мадонна», ок. 1963) и помещал ее на фоне мрачных советских пейзажей городских окраин.
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет с женой в костюмах ренессансных аристократов.
1963 г. Холст, масло.
Пьеро ди Козимо (1462-1522). Портрет Симонетты Веспуччи. 1480-1490-е гг.
Дерево, масло. 57 х 42 см. Замок Конде, Шантийи, Франция.
Оскар Рабин (1928-2018). Лианозовская мадонна (по картине Лукаса Кранаха
«Мадонна с Младенцем», 1525 г.). 1963 г. Холст, масло. 90,3 х 70,5 см.
Частное собрание.
Лукас Кранах-старший (1472-1553). Мадонна с Младенцем. 1525 г.
Дерево, масло. 58 х 46 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Лита Лианозовская (по картине Леонардо да Винчи
«Мадонна Литта», 1490-е). 1963 г. Холст, масло. Музей ФИНБАН Финляндского
вокзала в Санкт-Петербурге.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна Литта. 1490-е гг. Темпера на дереве,
перенес. Холст. 42 х 33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия (по Тициану). 1963 г. Холст, масло.
Тициан Вечеллио (1488/1489-1576). 1. Венера Анадиомена (Венера выходит из моря). 1520 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 2. Любовь небесная и любовь земная. Фрагмент. 1514-1515 гг. Галерея Боргезе, Рим.
Собственный художественный стиль Рабина оформился в середине 1950-х. Он захотел участвовать в Московской городской выставке в рамках Международного фестиваля молодежи в 1957 году, но не прошел первый отбор. В поисках новых выразительных средств художник обратил внимание на рисунок дочери. Он пишет: «Кате исполнилось семь лет, и она, как и все дети, любила рисовать. Рисовала цветными карандашами все, что видела, — дома, деревья, бабушку с дедушкой. Я подумал: «А что, если увеличить один из ее рисунков и перенести его на полотно! И тогда же я написал картину «Бабушкины сказки»… Для меня подобная живопись, выполненная кистью и мастихином, превратилась почти в игру. Позже я понял, что именно эта игра позволила мне раскрепоститься, освободиться от всего, что сковывало до сих пор».
Оскар Рабин (1928-2018). Три крыши. 1963 г. Холст, масло. 89,5 х 109,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Оскар Рабин (1928-2018). Тадж-Махал. 1963 г. Холст, масло. 68,7 x 91 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 32.500 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Бегство в Египет. 1963 г. Холст, масло. 69 х 89 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Коллекция Леонида Талочкина.
Оскар Рабин (1928-2018). Маленькие бутылки. 1963 г. Холст, масло. 50 х 71 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 15.000 -20.000 фунтов.
Оскар Рабин (1928-2018). Московская особая водка. 1963 г. Холст, масло.
Всеволод Некрасов и Оскар Рабин. Начало 1960-х гг.
В преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) в художественных кругах восторженно обсуждали картины членов «левого крыла» Союза художников. Особое внимание Рабина привлекли работы Юрия Васильева, Андрея Васнецова и Гелия Коржева. Все эти художники вошли потом, как сейчас бы сказали, в топ живописцев официального искусства. Позже в интервью «Новой газете» Рабин признавался, что из современников на его искусство повлияли Гелий Коржев и «суровые».
Размышление над проблематикой, способной привлечь внимание взыскательного жюри, подтолкнуло художника обратиться к социальной теме. Он подробно описал эту «эпопею» в книге воспоминаний «Три жизни», в главе «Да здравствует фестиваль!». «Я стал искать, что бы им могло понравиться. Решил обыграть «социальный» сюжет. Нарисовал «безработного»... Изображённая на другой картине проститутка стояла, опершись о фонарь, и вызывающе курила сигарету. ...Я проституток сроду не видел и думал, что курение сигарет является определяющим признаком их профессии. То, что подобные сюжеты почерпнуты из западной жизни, подразумевалось само собой, ибо кто же у нас не знает, что ни проституток, ни безработных в стране Советов нет. ...Между членами третьего выставкома вновь разгорелись ожесточенные споры по поводу моих работ... В тот же вечер, вернувшись домой, я уничтожил и «Безработного», и «Проститутку»
Оскар Рабин (1928-2018). Памяти Джона Кеннеди. 1963 г.
Холст, масло. 80 х 60,8 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Небрежный натюрморт (Натюрморт с перевернутой иконой). 1963 г. Холст, масло. 90 х 70 см. Аукцион Владей, Москва. Эстимейт EUR 35.000 – 45.000 евро. Картина экспонировалась на первой зарубежной выставке Рабина в Лондоне в Галерее Гросвенор в 1963 г.
Оскар Рабин (1928-2018). Вечерний чай. 1963 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Ромашка и кот. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, фломастер. 25,5 х 32,3 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Оскар Рабин с сыном Сашей, 1960 г. Фото из архива Оскара Рабина.
Благодаря диплому, которым была отмечена монотипия на фестивале, Рабину вскоре удалось, оставив тяжелую работу десятника на Северной водопроводной станции, устроиться в Декоративно-оформительский комбинат, где уже работали Николай Вечтомов, Владимир Немухин и Лев Кропивницкий. Впервые в жизни у Рабина появилась возможность зарабатывать на хлеб с помощью кисти и карандаша и активно включиться в кипевшую в художественных кругах культурную жизнь. Это было время наибольших социальных послаблений хрущевской оттепели. Рабин вспоминает: «Впервые за много лет власти разрешили издать крошечные сборнички стихов Есенина и Ахматовой, разошедшиеся с невероятной быстротой… Люди… перестали бояться говорить о прежде запретных вещах, в области живописи появилась даже какая-то видимость „свободы“».
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет в окне барака. 1963 г. Бумага, фломастер. 17 х 20 см.
Оскар Рабин (1928-2018). Стрекоза над Москвой рекой. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 30 х 40 см.
Частное собрание.
Оскар Рабин (1928-2018). Провода среди зимы (1). 1962 г. Бумага, цветные карандаши, фломастер.
25,1 x 29 см. ГМИИ им.А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин (1928-2018). Провода среди зимы (2). 1962 г. Бумага, цветные карандаши, фломастер.
25,9 x 33 см. ГМИИ им.А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылка в окне. 1963 г. Бумага, карандаш, акварель,
фломастер. 29,5 х 24,6 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Желание вырваться из узкого круга единомышленников и расширить аудиторию не только для себя, но для друзей-художников подтолкнуло Оскара Рабина в мае 1958 года открыть двери своего барака для всех желающих каждое воскресенье. Среди покупателей — первые советские коллекционеры: Г. Костаки, А. Мясников, Е. Нутович, а также иностранные дипломаты и журналисты. Однако первый же иностранный покупатель, американский журналист, был задержан милицией, не успев даже донести картину до дома. В 1960 году Лианозово вошло в черту Москвы, но до этого момента большинство иностранцев не имело права покидать пределы Москвы, посещая квартиру Рабина. С присоединением Лианозова к Москве число иностранных покупателей стало расти. Одновременно началась острая критика Рабина и его окружения в советской прессе. Первым стал фельетон Романа Карпель «Жрецы „помойки № 8“» в Московском Комсомольце: «Не говоря уже о том, что «произведения» Рабина вызывают настоящее физическое отвращение, сама тематика их — признак его духовной убогости».
Фельетон Р. Карпель «Жрецы „помойки № 8“» в газете «Московский комсомолец», 29 сентября 1960 г.
Пресса критиковала Рабина за очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма. «Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности» («Советская культура», 14 июня 1966 г.)
В 1964 году работы Оскара Рабина впервые были представлены на зарубежной выставке. Это произошло в Лондоне, на групповой выставке «Аспекты современного советского искусства». В 1965 году владелец лондонской Grosvenor Gallery Эрик Эсторик организовал в своей галерее первую персональную выставку Рабина. На ней были представлены 70 работ художника. В том же году Рабин с семьей переезжает из Лианозова в Москву.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 71-75, 363-366, 370-375, 377-380 и др.
Отрывок из худож. фильма «Француз», 2019 г. Режиссер Андрей Смирнов.
ПОЗДРАВЛЯЮ МОИХ ПОСТОЯННЫХ И НЕПОСТОЯННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ! ЖЕЛАЮ МИРНОГО НЕБА, ЗДОРОВЬЯ, УСПЕХОВ В БУДУЩЕМ ГОДУ И ПРИГЛАШАЮ В ДРУЗЬЯ ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО АВАНГАРДА И ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИКИ.
С УВАЖЕНИЕМ СЛАВА44.