Олег Целков в своей французской мастерской. Шампань, 2010-е гг.
Фото Николаса Хидиро.
Художественный язык Олега Целкова (1934-2021) включает самые разные составляющие. В 1950–1960-е годы, благодаря эпохе оттепели в культурной политике СССР, Целкову удается открыть для себя зарубежных художников, оказавшихся близкими ему крупными формами и колоритом — Фернана Леже и Диего Ривера. В этот период он даже попадает в закрытые запасники Третьяковской галереи и Русского музея, где знакомится с запрещенным тогда русским авангардом начала XX века, безусловно, оказавшим свое влияние: например, можно вспомнить крестьян на картинах Казимира Малевича. С творчеством Целкова также вполне справедливо ассоциируют знаменитых примитивистов Нико Пиросмани и Анри Руссо. В 1970–1980-х окончательно формируются те черты живописи Олега Целкова, благодаря которым его часто сравнивают с двумя барочными классиками: проявляется пластика объемов, подобная «пышной плоти» на картинах Питера Пауля Рубенса, и глубина «сияющего» и «утопающего» цвета, которому Целков, по его словам, учился у Рембрандта.
Олег Целков у своей картины «Забава». 1996 г.
Несмотря на свою обособленность от мейнстрима, Целков снискал признание и успех при жизни. В 2004 году в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва) прошли его персональные юбилейные выставки. А в 2005-м Целков стал единственным проживающим на Западе русским художником, получившим негосударственную российскую премию «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру. «Я был просто ошарашен и, когда мне сообщили, решил, что кто-то пошутил. Я приехал в свою деревню в Шампани, вошел в дом, и раздался звонок из Парижа. Моя теща сказала, что звонил некто музыкант Спиваков и объявил, что под его председательством Олегу Целкову присуждена премия», — вспоминал художник.
Церемония вручения премии «Триумф». На снимке (слева направо): лауреаты премии - режиссер Марк Захаров,
пианист Михаил Плетнев, режиссер Петр Тодоровский, художник Олег Целков. Москва, 23 января 2006 г.
Олег Целков (1934-2021). 1. Разрезанное лицо. 2005 г. Холст, масло. ММОМА. 2. Портрет. 2005 г.
Холст, масло. 70 x 35 см. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Перед зеркалом. 2003 г. Холст, масло. 89 х 130 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd,
Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 35.000 – 50.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). У зеркала. 2005 г. Холст, масло. Галерея «Минотавр» (Le Minotaure), Париж.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 2005 г. Холст, масло. 200 х 170 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Прогулка. 2005 г. Холст, масло. Картина экспонировалась
на выставке «Олег Целков. Чужой» в филиале Московского музея современного искусства
(ММОМА) на Гоголевском бульваре, д.10 в 2022 году.
Олег Целков (1934-2021). С большой рукой. 2004 г. Холст, масло. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Три маски. 2004 г. Холст, масло. Коллекция Феликса Комарова, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Фигура и бутылка. 2006 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Автопортрет. 2006 г. Холст, масло. 81 x 130,5 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Портрет и пейзаж. 2006 г. Холст, масло. 89 x130 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Олег Целков (1934-2021). Двое. 2006 г. Холст, масло. 97 х 130 см. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с головой. 2007 г. Холст, масло. 97 х 130 см.
Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Эквилибрист. 2007 г. Холст, масло. 130 х 97 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). С канатом. 2005 г. Холст, масло. 46 х 33 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк. Собрание Лео и Юлии Шловски.
Анна Андреевна Ахматова, 1960-е гг. Фото ИТАР-ТАСС
В то время прогулки по мастерским художников стали интеллигентским ритуалом, к примеру взять мастерскую Бориса Мессерера, которая превратилась в сборище московской богемы, и не только московской.
В 1963 году у Олега Целкова в гостях побывала Анна Ахматова, а она вообще редко жаловала своим вниманием художников. Привёл её посмотреть картины друг Олега Анатолий Найман, который был тогда у Ахматовой литературным секретарем. Целков красочно описывает эту встречу:
«Это было ужасно знойным днем: Тушино, июль, жара. Вечером перед этим я довольно крепко выпил, а наутро поел и заснул. Слышу спросонья — в дверь трезвонят. Открываю – Ахматова. Толя с одной стороны под руку, жена Ардова – с другой. Ставлю перед ними только что законченную картину «Групповой портрет с арбузом»: «Присаживайтесь! Смотрите, а я сейчас приду». И взяв какой-то рубль, побежал купить сладенький портвейн «Три семерки». Вернулся и говорю: «Вот, а я вам принёс вино!» Толя Найман говорит: «Я не пью, жарко». Ардовой тоже жарко. Тащу из кухни два граненых стакана. Ахматова же своим сочным, низким голосом, к величайшему моему изумлению, говорит: «Почему же, а я выпью!»
Анна Ахматова и Анатолий Найман. Комарово, 1964 г.
О. Целков: «При этом Ахматову под руки привели, у нее было уже два инфаркта, и мне это очень понравилось. Себе я налил полный, Анне Андреевне - Толя показывает сколько - полстакана портвейна, чокнулись, она сказала: «Ну, за ваши успехи», и выпила залпом эти полстакана. Выдохнула правильно, как мужик у ларька, посидела некоторое время и говорит: «Хорошее вино!». Потом посмотрела на картины и спросила, показав рукой на одну: «Какой породы эти люди?» Я ответил: «Такой же, как цветы». В моем ответе было, что они такие же вымышленные, как и мои натюрморты. Ахматовой мой ответ, как мне показалось, понравился».
Олег Целков (1934-2021). Отражения. 2006 г. Холст, масло. 97 х 130 см. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Отдых (1). 2006 г. Холст, масло. 97 x 162 cм. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Отдых (2). 2006 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Отец и сын. 2006 г. Холст, масло. 97 х 131 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd,
Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 18.000 – 20.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Пара и третий. 2006 г. Холст, масло. 125 х 250 см. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Рабочий (1). 2006 г. Холст, масло. 97 х 146 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd,
Лондон, 2006 г.
Олег Целков (1934-2021). Рабочий (2). 2006 г. Холст, масло. 97 х 146 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd,
Лондон, 2006 г. Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с руками. 2007 г. Холст, масло. 89 х 130 см. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 2007 г. Холст, масло. 97 х 130 см. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с руками. 2007 г. Холст, масло.
Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков и итальянский художник Ренато Гуттузо
Продолжение рассказа О. Целкова про 1960-1970-е гг. в Москве: «Приходили как-то Сикейрос с Гуттузо, потом мы вместе пошли в ресторан. Историю с тем, что они переписали состав моих красок, Женя Евтушенко придумал для красоты – я чего-то такого не помню. Гуттузо жаловался Сикейросу, что был у старого Пикассо, который показывал ему ужасные картины, огромное количество – и все полная дрянь. Один жалуется другому на третьего, а Женя мне переводит! Еще раз я виделся с Гуттузо незадолго до его смерти, мы были у него вместе с Женей. У него был рак печени, и он об этом знал. Он пил довольно много, при мне часто прикладывался, но оставался трезвым, не качался, не был пьяным».
Олег Целков (1934-2021). Лицо и руки. 2007 г. Холст, масло. 130 х 97 см.
Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). За столом. 2008 г. Холст, масло. 80 х 80 см. AI аукцион, лот № 504,
Москва, 2023 г. Цена 5.900.000 руб.
Олег Целков (1934-2021). Зеркало. 2009 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Театр (1). 2008 г. Холст, масло. 185 x 280 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Театр (2). 2008 г. Холст, масло. 97 x 146 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Театр (3). 2008 г. Холст, масло. 97 х 146 см. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Театр (4). 2008 г. Холст, масло. 97 х 162 см. Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). Театр (5). 2008 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Театр (6). 2008 г. Холст, масло. 96,5 x 146 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Театр (7). 2008 г. Холст, масло. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.
Олег Целков (1934-2021). Двое. 2010 г. Холст, масло. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Блюдо. По рисунку 1969 г. 2010 г. Фарфор, надглазурная роспись. 44 х 44 см.
Олег Целков, 2000-е гг. Фотография Константина Кузьминского.
В 2006 году на аукционе MacDougall's в Лондоне была продана картина Олега Целкова «Пять лиц» за 223,1 тысячи фунтов стерлингов — так Целков становится одним из самых дорогостоящих русских художников: «В отличие от других русских художников я до последнего времени в аукционах не участвовал. И неожиданно мои картины удачно продались на Sotheby's. Аукционщики решили, что сумеют на этой волне хорошо заработать. В результате я себя чувствую чеховским чиновником, который пьяненьким попал под лошадь и теперь радуется, что его имя пропечатали в газете».
Олег Целков (1934-2021). Двое с топорами. Конец 2000-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Пытка (1). Конец 2000-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Пытка (2). Конец 2000-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Инцидент. 2010 г. Холст, масло. Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). За столом. 2000-е гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Пара (1). Конец 2000-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Пара (2). Конец 2000-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Пара (3). Конец 2000-х гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). За столом (1). 2010 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). За столом (2). 2010 г. Холст, масло. Lazarev Gallery, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Лицом к рукам (Face à la main). 2011 г. Холст, масло. 89 x 116 см.
IG-Gallery Intelligence, Париж.
Олег Целков (1934-2021). Двое за столом. 2011 г. (?) Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Двое с зубами. 2011 г. Холст, акрил. 89 х 116 см. Аукционный дом № 1,
Москва, 2017 г.
Олег Целков (1934-2021). Лицо фигуры. 2011 г. Холст, масло. 116 x 89 см.
IG-Gallery Intelligence, Париж.
Олег Целков (1934-2021). Ваза (большая). 2011 г. Фарфор, ручная роспись.
44 х 29,5 х 29 см. Частное собрание.
Олег Целков с женой Антониной, художником Андреем Бартеневым и дочерью Ольгой.
Одна из самых ярких выставок Олега Николаевича Целкова была открыта в Санкт-Петербурге в арт-галерее Lazarev Gallery в 2011 году и была названа «Олег Целков. XXI век». Она представляла собой 15 картин, которые были написаны в промежутке между 2000 и 2010 годами. Сам художник рассказал о том, что в России бывает редко. Однако если приезжает погостить, то обязательно не обойдется без подарка. В 2004 году он подарил некоторые картины четырем музеям – Эрмитажу, Третьяковке, Пушкинскому и Русскому музею. Подобные поступки говорят о том, что творцу совсем не тяжело расставаться со своими работами. И сам художник это доказал, сказав о том, что при сожжении творений в пожаре он не будет грустить. Если это происшествие с ними случилось, то оно должно было произойти.
Олег Целков (1934-2021). Игра в карты. 2013 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Мужские туалеты (1). 2013 г. Холст, масло. 97 x 195 см.
Аукцион VLADEY, Москва. Эстимейт 55.000 – 70.000 евро.
Олег Целков (1934-2021). Мужские туалеты (2). 2013 г. Холст, масло. 97 x 195 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Бильярд (1). 2013 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Бильярд (2). 2014 г. Холст, масло. 114 x 195 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Бильярд (3). 2014 г. Холст, масло. 130 x 195 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Двое с иглой. 2014 г. Холст, масло. 97 x 195 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С лопатой и свечой. 2014 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). С вилами и свечой. 2014 г. Холст, масло. 97 x 195 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Трапеза. 2014 г. Холст, масло. 130 x 195 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Тет-а-тет. 2015 г. Холст, масло. 97 x 195 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С запасной головой. 2015 г. Холст, масло. 97 x 195 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Акробаты (1). 2015 г. Холст, масло. 125 x 250 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Эстимейт 40.000 – 50.000 евро.
Олег Целков (1934-2021). Акробаты (2). 2015 г. Холст, масло.
Олег Целков на выставке в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце. В экспозиции было представлено 22 работы знаменитого художника-нонконформиста, две из них – «Двое с лопатами» и «Трапеза» (1987) - автор подарил Русскому музею. Сентябрь 2004 г. Фото Евгения Асмолова на фоне картины «Трапеза».
В 2013-м состоялась ретроспектива в галерее русской живописи ABA (ABA Gallery) в Нью-Йорке, годом позднее - юбилейная выставка «Бубновый туз» в Фонде культуры «Екатерина» в Москве.
Вторая особо яркая выставка была открыта в 2013 году в Нью-Йорке галереей русской живописи АВА. Она представляла собой 48 картин художника Олега Целкова, написанных в период между 1969 и 2010 годами. Владелец галереи Анатолий Баккерман поведал зрителям о том, что с самим художником познакомился в Париже. И эта встреча произошла благодаря известному коллекционеру Александру Глейзеру. К тому времени у Анатолия уже имелось полотно Олега Целкова. Уже тогда он был поражен необычной и яркой подачей, с помощью которой были созданы удивительные маски. Анатолий Баккерман открыл эту выставку с целью донести до зрителей глубокий философский смысл картин удивившего его художника.
Премьера фильма Александра Шаталова «Олег Целков. Я не здешний, я чужой»
Олег Целков (1934-2021). Двое с зеркалом. 2017 г. Холст, масло. 116 х 81 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Едоки сосисок. 2017 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Скульптор и статуя. 2017 г. Холст, масло. 95 х 197 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Голова с руками (1). 2017 г. Холст, масло. 95 х 197 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Голова с руками (2). 2017 г. Холст, масло. 95 x 197 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Операция (1). 2018 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Операция (2). 2018 г. Холст, масло. ММОМА.
Мастерская Олега Целкова. Дом в Сен-Дизье, Франция, 2015 г.
В 2010-е гг. Целков попеременно живет то в Париже, то в загородном доме: «На днях загрузил себе в подвал 400 литров красного вина, чтобы каждый раз не бегать в магазин. Еще 400 литров стоит в моей деревне в сарае, где ко мне наведываются крестьяне. Каждый день приходят люди, и в среднем два с половиной литра вынь да положь!»
Из интервью О. Целкова: «Как вам в разгар пандемии живется в деревушке Он-ле-Валь в Шампани, в которой всего 258 душ? По французским меркам это медвежий угол?
Олег Целков и писатель Виктор Некрасов. Фото до 1987 г.
О. Целков: — Моя деревня соприкасается с другими. Если примерно перевести название Он-ле-Валь на русский, то получится нечто вроде Ивановой речки, или Иванова ручья. Это в предгорьях Вогезов, где когда-то были виноградники, но потом все заросло лесом. Когда Франция дарила Соединенным Штатам статую Свободы (автор - французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди. - «Известия»), ее отливали на чугуно-литейном заводе приблизительно в десятке километров от моего нынешнего дома. Отливали по частям, которые потом собрали в Америке. В этой деревне жили рабочие, от тех времен остались лишь заводские руины. Сегодня это умирающее место. Половина домов развалилась и продается, но люди остаются, им некуда больше деться. Живут на пособие. Получив его, идут в магазин за выпивкой, несмотря на то что дома у всех есть самогонные аппараты. Такой аппарат когда-то стоял и в моем сарайчике, в ту пору гнали 75-градусный самогон из всего, что здесь росло, - груш, яблок, слив и прочего. В деревне поддают, но никогда не видел, чтобы на улице кто-то валялся пьяным или дрался».
Далее следуют ранние, пропущенные и недатированные работы Олега Целкова:
Олег Целков (1934-2021). Концерт. 1960-е гг. Холст, масло. Музей-галерея Евгения Евтушенко,
Переделкино.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с ореолом. 1977 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Фокус-шутка. 1979 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт. 1978 г. Холст, масло. 60 х 100 см. Аукцион Sotby’s, Лондон, 2021 г.
Олег Целков (1934-2021). Маска и рука. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Лицо с ключом. 1989 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Журнал «Третьяковская галерея», 2004 г. № 4 (05).
Олег Целков (1934-2021). Маленький во рту большого (1). 1990 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Маленький во рту большого (2). 1990 г. Холст масло.
Коллекция Феликса Комарова, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Маска (2). Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Падающая маска. Холст, масло.
Художник Олег Целков (справа) со своей семьей возле картины «Красный конь».
Фото ТАСС Виктора Великжанина.
Над одним полотном Олег Целков, стоя за мольбертом по 9 часов в день, работает 2-3 года. Обычно у него в процессе сразу несколько картин: пока слои краски на одной подсыхают, художник продолжает другую. Начинается всё с эскиза на маленьком листке бумаги – намечается контурная композиция простым черным карандашом. Приступая к работе над холстом, Целков уже точно знает, в каком колорите картина будет выдержана. Так как оттенков одного и того же цвета много, то под рисунком эскиза Целков записывает номер и марку каждого тюбика краски. Художник работает не только кистью, он буквально «лепит форму» руками – пальцами и ладонями: растушевывает, высветляет отдельные поля, которые дают фигурам объем.
Олег Целков (1934-2021). Пять масок с рукой. 1989 г. Холст, масло. 190 х 235 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Эстимейт $18.000 – 25.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). С кошкой. 1990 г. Холст, масло. Photo Jean-Luc Maby.
Олег Целков (1934-2021). Кошка. 1988 г. Холст, акрил. 60 х 60 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Пара с кошкой. 1980-е гг. Холст, масло.
Собрание Виктора Бондаренко.
Олег Целков (1934-2021). Мужчина в шляпе. 2004 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Голова, трубка, дым. 1998 г. Холст, масло. 54,4 х 46 см.
Q-ART Gallery, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Курильщик. 1994 г. Холст, масло. 55 х 46 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2023 г.
Лот продан за GBP 22.292 фунтов.
Эрик Булатов, Оскар Рабин, Олег Целков и Владимир Янкилевский на приеме художников-нонконформистов
в Посольстве Российской Федерации. Париж, 2014 г.
Целков был не только выдающимся художником, но и яркой самобытной личностью: сверстники и коллеги открыто называли его гением, но из ленинградской Академии художеств его отчислили после первого курса. В юности он утопил почти все свои картины в Москве-реке, считая их подражательными, а позже создал свой собственный художественный язык и стиль: тот, кто хоть раз видел картины Целкова, узнает их из тысячи. Начиная с 1960-х годов в центре его внимания находился образ толпы, безликой массы, а также «рожи», «морды», «личины», ставшие главными героями полотен художника на долгие годы. Он жил в Париже, путешествовал по всему миру и числился среди друзей Артура Миллера, Анны Ахматовой и Иосифа Бродского. Но он не склонен вспоминать или чрезмерно интеллектуализировать свою жизнь и работу. Навязчивая потребность рисовать доминировала в жизни Целкова, исключая почти все остальное. «Целкову суждено быть признанным величайшим русским художником своей эпохи», - сказал искусствовед Саймон Хьюитт в Huffington Post в прошлом году.
Олег Целков (1934-2021). Двое. Холст, масло. 80,5 х 100 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г.
Эстимейт $150.000 – 200.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Трехголовый. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Куклы. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Без названия (Палец). Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Два лица и фигура. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Фигура. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). С клеткой. 1995 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Голова на инжире. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Завернутый. Холст, масло.
Иосиф Якерсон, Олег Целков, Михаил Шемякин, Эрнст Неизвестный. Фото Аркадия Львова, 1986 г.
В июне 2021 года Целков потерял зрение. В течение всей взрослой жизни Олег Николаевич курил, был поклонником алкоголя и никогда ничем не болел. Михаил Шемякин говорил, что картины Целкова – это гремучая смесь из светотени Рембрандта, пышной плоти Рубенса, помноженных на русское безумие и мощь варварского духа.
«Последний раз, когда я звонил ему в Париж, он с грустью сказал, что, видимо, в последний раз вымыл кисти и покрыл картину лаком, - вспоминает Михаил Шемякин в телефонном интервью Русской службе «Голоса Америки». - Он почти потерял зрение, не видел даже контуры предметов. Он бодрился, говорил, что найдет выход. Заговорили о его творчестве, и он сказал: Мишка, ты знаешь, я ведь всю жизнь писал одну и ту же картину».
Олег Целков и Михаил Шемякин. 2010-е гг.
Олег Целков (1934-2021). 1990 Двое с вилками. 1990 г. Холст, масло. Городской музей Стеделейкмузеум,
Амстердам, Нидерланды.
Олег Целков (1934-2021). С рыбой. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Двое со свечой. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Без названия (Пара). Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Голова с ножом. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Трое с топором. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Без названия (В зеленом). Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). С лопатой. Холст, масло.
Евгений Евтушенко и Олег Целков на выставке «Бубновый туз». Москва, Фонд «Екатерина», 2014 г.
Олег Целков позвонил Евгению Евтушенко, когда тот умирал. Его жена Маша сказала: «Ты можешь с ним попрощаться. Он тебя слышит». Тогда я начал, рыдая, говорить какие-то слова, и вдруг услышал его голос с хрипотцой: «Прощай!» В тот момент особенно остро понял, Женя - исключительно близкий мне человек, несмотря на то, что мы совсем не похожи и по-разному смотрели на многое, в том числе на политику и искусство. Мы с ним родные, кровные братья, которым необязательно заниматься одним делом».
Олег Николаевич Целков с внуком Максимом в своей парижской квартире.
Олег Николаевич Целков умер 11 июля 2021 года в Париже в госпитале Сен-Антуан в возрасте 86 лет. Его похоронили в провинции Шампань, на кладбище близ деревни Он-ле-Валь недалеко от его дома.
«Лежу в земле, не вижу вдаль. Ты упокоил, Он-ле-Валь» — эпитафия Олега Целкова.
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 65, 70, 83, 100, 170, 273, 362-364, 370, 375, 380, 382.