Олег Николаевич Целков (1934-2021) – один из ярких представителей московского неофициального искусства конца 1950-1980 годов. В 1949-1953 годах он учился в Московской средней художественной школе, затем в Белорусском театрально-художественном институте в Минске, откуда был исключен с характерной для того времени формулировкой «за формализм». В 1954 году он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, однако уже через год был исключен «за буржуазные влияния». После этого учился на курсе у известного театрального художника и режиссера Николая Акимова в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского. С 1961 года художник постоянно работал в Москве, в 1965 году открылась его первая персональная выставка в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова, а в 1970 – в Центральном Доме архитектора. Выставлялся он также и на групповых выставках, в частности, «Лианозовской группы», однако сам не входил ни в одно из существовавших в то время объединений. В 1977 году Олег Целков эмигрировал из СССР, поселился в Париже. В 1984 году купил старинный крестьянский дом в провинции Шампань, в котором проводил большую часть времени.
Портрет Олега Целкова. Фото Нины Николаевны Аловерт, 1980 г.
В 1977 году под давлением властей Олег Целков вместе с женой Антониной и дочерью Ольгой навсегда покинули Советский Союз. Изначально художник хотел лишь съездить за границу, он получил приглашение из Франции, и знакомый чиновник пообещал оформить семье паспорта на два месяца. Но что-то произошло, и Целковых неожиданно поставили перед выбором: «В общем, так: либо сейчас и насовсем, либо никогда…» Тогда семья приняла решение переехать в Париж. Вначале Целков жил в Париже, позже купил ферму в провинции Шампань, в 300 км от Парижа, где оборудовал мастерскую. Французского гражданства не принял, почти четыре десятилетия оставался апатридом. В июне 2015 года получил гражданство Российской Федерации.
Постер выставки Олега Целкова во Дворце конгрессов.
Париж, 2 – 21 ноября 1976 г.
Олег Целков (1934-2021). Груши. Холст, масло. 81 x 65 см. Аукционный дом Shapiro Auctions,
Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $16.800 дол.
Олег Целков (1934-2021). Человек с ножом и вилкой. 1984 г. Холст, масло. 89 х 120 см.
Коллекция Дениса Химиляйне, Санкт-Петербург.
Олег Целков (1934-2021). Двое (Две персоны). 1984 г. Холст, масло. 81 х 100 см.
Музей современного российского искусства АРТ4, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Пара. 1983 г. Холст, масло. 194,5 х 130 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 50.000 - 70.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Женщина и кот. 1983 г. Холст, масло. 195 х 130 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 25.000 - 35.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Пара. 1984 г. Холст, масло. 195 х 130 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 50.000 - 70.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Три персоны. 1984 г. Холст, масло. 170,2 x 204,8 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г.
Эстимейт $50.000 – 70.000 дол.
Из интервью Олега Целкова: «Меня почему-то многие спрашивают, что это символизирует. Да ничего. У одной тетки ножик, а у другой, смотрите, груша. Им же надо грушу эту разрезать, и больше ничего. А вот видите, другой, лихой такой наездник, у него, конечно, должна быть сабля. Третий пытается ножиком маску с себя снять».
Олег Целков (1934-2021). Прогулка. 1984 г. Холст, масло. 170 х 205,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 40.000 - 60.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Двое. 1985 г. Холст, масло. 130 х 195 см. Tsukanov Family Foundation, Лондон.
Олег Целков (1934-2021). Семья. 1985 г. Холст, масло. 144,5 х 113 см.
Московский Музей современного искусства на Петровке, 25.
И если первая выставка Целкова в 1965 году в Курчатовском институте продержалась два дня, то вторая, в Доме архитекторов, была закрыта через 15 минут: представители КГБ выключили свет и разогнали публику. Затем последовало исключение из Союза художников.
Картина «Семья» Олега Целкова, еще в студенческие годы прослывшего «формалистом», а позже ставшего яркой фигурой неофициальной волны, – лишь один из фрагментов его особого художественного универсума, который расширяется с каждой новой работой. Чрезвычайно своеобразный мир, где почти нет пространственно-временных ориентиров, населяют странные существа-гуманоиды, лишенные пола, возраста, индивидуальных черт. Их одутловатые тела и подслеповатые лица-маски проявляются из однородной тягучей среды тотального мрака, словно жутковатое призрачное видение.
Олег Целков (1934-2021). Большой человек и маленький человек. 1983 г.
Холст, масло. 100 х 65 см. Коллекция Дениса Химиляйна, Санкт-Петербург.
По-разному окрашенное свечение, которое будто бы исходит от персонажей Целкова (он выстраивает свои хроматические экзерсисы при помощи единственного выбранного цвета и его тональных модуляций), может вызвать ассоциации с паранаучной теорией энергетического биополя, подспудно распространявшейся в СССР в 1960-1980-е годы. И хотя есть большой соблазн интерпретировать эти необычные «портреты» лишь как горькую сатиру на покорных советских обывателей – бессловесное и безликое «большинство», – стоит помнить, что голема-двойника можно разглядеть в каждом из нас.
Олег Целков (1934-2021). Трапеза. 1987 г. Холст, масло. 190 х 235 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г.
Лот продан за $93.750 дол.
Олег Целков (1934-2021). Трапеза. 1987 г. Холст, масло. 129,5 x 195,6 см. Аукцион Heritage Auctions,
Даллас, США, 2019 г. Лот продан за $24.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Две четырехголовые женщины (Милитаристы). 1986 г. Холст, масло. 170,5 х 250,5 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2016 г.
Олег Целков (1934-2021). Дамы. 1986 г. Холст, масло. 190 х 235 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г.
Эстимейт GBP 40.000 - 60.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт. 1985 г. Холст, масло. 91,4 х 60,1 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк. Собрание Алекса и Риты Вайнер.
Олег Целков (1934-2021). Трехголовый и кошка. 1987 г. Холст, масло. 162 х 130 см.
Аукцион LiveAuctioneers, Париж, 2023 г. Лот продан за $50.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Пара с ножницами. 1985 г. Холст, масло. 205 х 170 см.
Русский центр искусства, Калининград.
Олег Целков (1934-2021). Обнаженная персона. 1984 г. Холст, масло. 80 х 65 см.
Аукцион LiveAuctioneers.сом, Париж, 2022 г. Эстимейт €15.000 – 20.000 евро.
Олег Целков у своей картины «Город». 1975 г.
Переехав в Париж, Целков своего рыночного статуса не утратил. И потому, что здраво предпочел любым творческим поискам верность узнаваемому имиджу. И потому, что неизбывный запрос на сюрреалистическую жуть имеет не политический, а экзистенциальный характер. Что и доказало уникальное для русского художника вхождение творчества Целкова в голливудскую вселенную: его картины мелькают на стенах квартиры одного из героев «Секса в большом городе».
Евгений Евтушенко: «Жутковатая сила, живучесть есть в этом русском художнике, прошедшем школу магазинных очередей, коммунальных кухонь, битком набитых трамваев, школу страха перед ночным звонком в дверь, школу хрущевских криков на художников, школу разгрома выставки на пустыре бульдозерами при Брежневе, школу не-выпускания за границу, не-выставления и не-покупания картин, школу бесчисленных исключений, запрещений, угроз».
Олег Целков (1934-2021). 1. Женщина и кошка. 1982 г. Холст, масло. 142,2х116,8 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. 2. Женщина и кошка. 1986 г. Холст, масло. 116х89 см. Аукцион LiveAuctioneers.сом, 2019 г. Эстимейт GBP 45.000-60.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). 1. Женщина со свечой. 1987 г. Холст, масло. 146x114 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г. Лот продан за 31.250 фунтов. 2. Точно такая же картина «Женщина со свечой» (Холст, масло. 146х114,5 см.) находится в Музее Анатолия Зверева в Москве, но уже датируется 1988 годом.
Олег Целков (1934-2021). Двое с котом и лимоном. 1988 г. Холст, масло. 173 х 248 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $125.00 – 175.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Женщина с кошкой и бабочкой. 1988 г. Холст, масло. 189,5 х 235 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 100.800 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Четырехголовая женщина и двое мужчин. 1986 г. Холст, масло. 191,4 x 242,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 125.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Обнаженная с тремя лицами. 1980-е гг.
Холст, масло. 101,5 x 76 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2017 г.
Лот продан за $22.500 дол.
Олег Целков (1934-2021). Мужчина и кот. 1989 г. Холст, масло.
Сайт VK (В Контакте), Олег Шурмин.
Олег Целков (1934-2021). Женщина и груша. 1989 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Груша. 1988 г. Холст, масло. 146 х 114 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 30.240 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Манекен. 1988 г. Холст, масло. 130 х 97 см.
Олег Целков (1934-2021). Ваза с грушами. 1988 г. Холст, масло. 60,5 х 60,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2021 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Ваза и фрукты. 1989 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Натюрморт с кувшином. 1984 г. Холст, масло. 81 х 65 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г. Лот продан за $21.600 дол.
Олег Целков, Габриэль Гарсиа Маркес и жена Антонина. Фото из семейного архива Ольги Шмитт.
Литературный круг Целкова. Иосиф Бродский. 1950-1970 гг.
И в Москве, и в Ленинграде Олег Целков дружил с поэтами и писателями. С Евгением Евтушенко и Иосифом Бродским он познакомился в Ленинграде ещё в конце 1950-х гг. Тогда Целков дружил с группой молодых поэтов, которые, как он вспоминает, «часто собирались вместе за бутылкой водки». Среди них были Иосиф Бродский, Анатолий Найман, Евгений Рейн и другие.
В 1960-е в Ленинграде Иосиф Бродский и Олег Целков любили вдвоём заходить в кафе, которое называлось «Уют». Там брали бутылочку вина, недорогую закуску и вели неспешные беседы. Это были не серьезные разговоры об искусстве, а милое времяпрепровождение, болтовня. Заходил Целков и к поэту в гости: «Бывал я в его необычной комнате, в которую нужно было входить через шкаф, служивший дверью: ты открывал дверцу шкафа, переступал и выходил из другой стороны шкафа в его комнату. Он любил все непохожее на общее, любил веселую шутливость».
Олег Целков (1934-2021). С кошкой и стрекозой. 1988 г. Холст, масло. 99,7 x 99,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 32.500 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Висящее лицо и стрекоза. 1988 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Коллекция (зеленая версия). 1988 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $30.000 – 40.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Четыре маски. 1988 г. Холст, масло. 103,5 x 103,5 см. Аукционный дом Bonhams,
Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 27.750 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Коллекционер и коллекция. 1989 г. Холст, масло, 100 x 100 см.
Музей Анатолия Зверева (Музей AZ), Москва.
Олег Целков (1934-2021). Коллекционер и коллекция. 1989 г. Холст, масло. 97 х 130 см.
Аукцион VLADEY, Москва, 2014 г.
Олег Целков (1934-2021). Коллекционер и коллекция (Пять лиц и рука). 1989 г. Холст, масло. 200 х 300 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г.
Олег Целков (1934-2021). Красные головы. 1988 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $35.000 – 45.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Коллекция. 1988 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2022 г. Лот продан за $37.500 дол.
Олег Целков (1934-2021). Коллекция. 1988 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $30.000 – 40.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Красное лицо. 1987 г. Холст, масло. 60 х 60 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 27.000 – 30.000 фунтов.
Олег Целков и Иосиф Бродский.
Однажды во время очередной прогулки, Целков подвернул ногу и слегка прихрамывал. Тогда Бродский решил его проводить до дома. Чтобы как-то подтвердить, что его труды не напрасны, Олег стал прихрамывать ещё больше. И вдруг уже у подъезда Иосиф, ни слова не говоря, взял художника «на закорки» и потащил на себе вверх по лестнице. А жил Целков на шестом этаже без лифта: «Через пару этажей я пришёл в себя от изумления и нежной благодарности и пошёл сам, но Иосиф продолжал помогать мне, поддерживая под руку».
Как вспоминает Целков, в Бродском он сразу почувствовал «родную душу»: они оба не признавали никаких учителей, никаких авторитетов. «Дело все в том, — рассказывает Целков, - что мне было наплевать, выставят ли мои картины, и ему — напечатают ли его стихи. Главное - создать. Такой точки зрения придерживались далеко не все». Олег Целков показывал ему свои картины, и он отозвался о них с восторгом. Когда спустя много лет художник побывал в квартире Иосифа Бродского в Нью-Йорке, то увидел на стене плакат с репродукцией одной из своих картин. Бродский считал Целкова «самым выдающимся русским художником послевоенного периода».
Иосиф Бродский и Олег Целков. Венеция, 1970-е гг.
После эмиграции из СССР Целков и Бродский много раз встречались в Нью-Йорке, в Париже, и даже в Венеции и Турине. Некоторые воспоминания Олега Целкова об этом:
«Однажды, когда я прогуливался по Венеции, меня окликнул Иосиф. Это была случайная встреча. Он предложил сфотографироваться вместе. Мы стояли на знаменитой площади Сан-Марко, окруженные голубями. Фотограф, видимо, специально насыпал им корму. Бродский потом зашел за фотографиями и одну подарил мне. Она сейчас должна храниться в архиве Владимира Марамзина, которому я отдал ее на сохранение, так как сам не имею архива и ничего не сохраняю».
«Как-то в Париже Иосиф вместе с Львом Лосевым и Вероникой Шильц, если мне не изменяет память, пришел ко мне домой есть тещины пельмени с водкой. Я шутя спросил его, способен ли он сочинять экспромты. Он тут же, через пару секунд, на тещиной скатерти написал: «Здесь ел пельмени готовый к измене родины. Иосиф Бродский». Мне эти стишки сейчас, когда его нет, особенно дороги. Бывал я в Париже на его поэтических вечерах. Кстати, он уже не пел стихи, как раньше. А однажды даже читал стихи как прозу, не разбивал на рифмованные строки, не педалировал рифму, а терял ее».
Олег Целков (1934-2021). Мужчина с котом и стрекозой. 1989 г. Холст, масло. 190 х 235 см.
Аукцион LiveAuctioneers.сом, 2010 г. Лот продан за GBP 65.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). С иглой и пуговицей. 1989 г. Холст, масло. 100 x 100 см. Аукционный дом Bonhams,
Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 50.000-70.000 фунтов. Вариант такой же картины есть в ГМИИ им. А.С. Пушкина
в Москве в ОЛК.
Олег Целков (1934-2021). С ножом. 1989 г. Холст, масло. 100 х 100 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.
Олег Целков (1934-2021). Лицо. 1988 г. Холст, масло. 60 x 60 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Лицо с медалью. 1989 г. Холст, масло. 60 x 60 см.
Олег Целков (1934-2021). Коллекция. 1990 г. Холст, масло. Коллекция Елены Белоноговой, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Маски (1). 1990 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Маски (2). 1990 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Маски (3). 1990 г. Холст, масло. Коллекция Елены Белоноговой, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Два бокала для вина.1990 г. Холст, масло. 81 x 65 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2012 г. Лот продан за $21.600 дол.
Слева-направо: Олег Целков, Борис Мессерер, Белла Ахмадулина, Антонина Целкова, Мила Кондырева,
Ксюша и Ольга Шмитт. Квартира Целковых, Париж, 8 марта 1993 г.Фотография Виктора Кондырева.
Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава
Помимо того, что Евгений Евтушенко популяризировал творчество Олега Целкова и буквально привозил к нему покупателей, он ещё водил с ним близкую дружбу. В Москве Евтушенко и Целков жили рядом: «А так как я большой любитель был и выпить, и просто побродяжничать, - вспоминает Целков, - то часто к нему захаживал, а он летом часто приезжал ко мне на канал купаться». В компании у них были и такие литературные знаменитости как Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Василий Аксёнов.
Один из рассказов Олега Целкова о том, как они проводили время в 1960-х:
«Вот одна сценка. Я живу в квартире с родителями и сестрой. В восемь утра – я сплю, мать с отцом собираются на работу, на завод, – раздается звонок. И ко мне в комнату, где я лежу в постели, вваливается следующая компания: Евтушенко, Аксёнов и Окуджава. И какая-то японка, студентка-славистка. Белла Ахмадулина вошла позже – под утро они поехали с какой-то вечеринки на канал купаться, Белла купалась прямо в платье и пришла к моей маме, чтобы та дала ей что-нибудь сухое. При этом они сразу же вытащили три или четыре бутылки вина, потребовали стаканы, и, лежа в постели, я в полном смысле слова принял на грудь».
Олег Целков (1934-2021). Большой и маленький. 1992 г. Холст, масло. 235 х 325 см. (!)
Олег Целков (1934-2021). Лежащая женщина. 1991 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Зеркало. 1990 г. Холст, масло. 97 x 130 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г.
Лот продан за GBP 36.500 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). Голова с вилкой. 1992 г. Холст, масло. 100 х 130 см.
Олег Целков (1934-2021). Музей. 1992 г. Холст, масло. 190 x 235 см. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Младенец из проекта «МОК Олимпийское столетие» 1992 г.
Литография. 90 x 63 см.
Олег Целков (1934-2021). Голова. 1992 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с ножом. 1992 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Бутылка, голова и бокал для вина, 1993 г.
Холст, масло. 100 х 65,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2018 г.
Эстимейт $35.000 – 45.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Лежащая женщина. 1994 г. Бронза. Коллекция Елены Белоноговой, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Некто в цилиндре. 1994 г. Бронза. 27 х 25 х 12 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Некто в кепке. 1994 г. Бронза. 27 х 25 х 12 cм. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков и итальянский художник Ренато Гуттузо.
Продолжение рассказа О. Целкова: «Меня подняли, мы все влезли в Женин «Москвич», один на другого, и куда-то поехали. Окна были задернуты. Когда мы проезжали мимо милиционера, Вася Аксенов громко запел «Хотят ли русские войны?». На всякий случай, чтобы, если милиционер остановит нашу машину, он знал, кого останавливает. Когда мы подъезжали, первым свалился Окуджава, сказал: «Я, ребята, старый и больной – отпустите меня домой!». Его отпустили. Потом мы поднялись к Жене, где Женя свалился с ног, просто заснул. Я его редко таким видел. И тогда я, Вася и Белла пошли добавить в какую-то столовую, где Белла закурила. Было одиннадцать утра. К ней подошел какой-то человек и сказал, что здесь курить запрещено. На что Белла не обратила никакого внимания. Тогда он у нее вытащил сигарету, разразился какой-то скандал, их увели в милицию, а я остался один. Но Белла там познакомилась с милиционером, который потом все время приходил к Жениной жене Гале и Белле – они жили рядом – выпивать».
Олег Целков (1934-2021). Пара. 1995 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Пара. 1990 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Двое с топорами. 1996 г. Холст, масло. 190 х 235 см.
Музей современного российского искусства АРТ4, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Пара. 1995 г. Холст, масло. 275 х 400 см. (!) Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г.
Эстимейт $130.000 - 250.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Спортсмен. 1995 г. Холст, масло. 190 х 235 см. Аукционный дом Shapiro Auctions,
Нью-Йорк, 2016 г. Лот продан за $93.250 дол.
Олег Целков (1934-2021). С зеркалом. 1995 г. Холст, масло. 73 х 92 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd,
Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 25.000 – 35.000 фунтов.
Олег Целков (1934-2021). С зеркалом. 1996 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Забава. 1996 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). Со стрекозами. 1996 г. Холст, масло.
Олег Целков (1934-2021). 1. Рюмка (Рюмка фиолетовая). 2. Рюмка (Рюмка красная). 1997 г. Холст, масло. 2х27х16 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков. 1980-1990-е гг.
Кто-то сказал, что самое трудное в искусстве придумать новый персонаж. В этом смысле персонажи Целкова такое же гениальное открытие, как Дон Кихот или Микки-Маус. «Невиданное доселе племя» – так именует Целков своих уродцев, которых раз увидишь – не забудешь и ни с кем не спутаешь. Монстры Целкова, подобно маньякам из итальянских фильмов ужасов, питали особое пристрастие к колюще-режущим инструментам: ножницам, вилам, топорам, лопатам. Вколачивали в себя гвозди и кромсали мясницкими ножами арбузы. Даже инструменты скульптора казались в их лапах орудиями пыток. Замкнутая, шизофреническая вселенная.
Пока Целков жил в СССР, эту вселенную - хотя он ни в какой диссидентской деятельности принципиально не участвовал и приглашение на «бульдозерную выставку» гневно отверг - трактовали как кафкианский образ царства «советского хама». Целков эту версию поддерживал: дескать, писал «донос в будущее» на советскую реальность. Но если бы это было так и только так, грош цена была бы - в прямом и переносном смысле - его живописи.
Олег Целков (1934-2021). Всадник (Наездник). 1998 г. Холст, масло. 275 х 400 см. (!)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В последние годы жизни, однажды Олег Целков приехал на одну из своих выставок и подарил несколько картин
в Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею и Русский музей.
Олег Целков (1934-2021). У зеркала. 1998 г. Холст, масло. Галерея «Минотавр» (Le Minotaure), Париж.
Олег Целков (1934-2021). Прогулка с ружьем. 1997 г. Холст, масло. 130 х 97 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Прогулка. 1999 г. Холст, масло. 239 x 193 см.
Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). С ножом и колбасой. 1997 г. Холст, масло. 100 x 100 см.
Аукционный дом Duesseldorfer-auktionshaus, Дюссельдорф, 2023 г.
Олег Целков (1934-2021). За столом с картами. 1999 г. Холст, масло. 200 х 170 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.
Олег Целков (1934-2021). С картами. 1999 г. Холст, масло. 97 x 162 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Перевязанная голова.1999 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Перевязанная голова. 1999 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Русский центр искусства. Калининград.
Олег Целков (1934-2021). Кошки. 1999 г. Холст, масло. Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). С кошкой. 1993 г. Холст, масло. 228 x 300 см.
Олег Целков с женой Антониной. 1980-1990-е гг.
Культурологи отмечали, что духовные корни работ Олега Целкова лежат в средневековых мистериях, в страстях Христовых, завершаясь в утопиях Е. Замятина и Дж. Оруэлла, в пластике Фрэнсиса Бэкона. Большое значение в картине имеет цвет: художник удаляет из своей палитры все приглушенные, переходные цвета, используя только насыщенные брутальные краски. Как вспоминает сам художник, «в 1961 году после многочисленных поисков я нашел персонажа или персонажей моих картин…
Этот персонаж представляет собой как бы новую человеческую расу. Он одновременно является гуманистом и антигуманистом, и в нем нельзя разделить эти два начала. Он не добрый и не злой…». Олег Целков стал создавать как бы портреты, однако не портрет отдельно взятого человека, а портрет всеобщий, «всех вместе в одном лице», чтобы, как говорит сам художник, «на лице отпечатались миллионы лет, прожитые человечеством в прошлом». С тех пор мотив «лица-маски» разрабатывался художником во множестве вариаций.
Олег Целков (1934-2021). Двое с лопатами. 2000 г. Холст, масло. 255 x 350 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Дар Ф.Р. Комарова.
Олег Целков (1934-2021). Мертвый и живые. 2000-е гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Театр. 2000-е гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Двое. 2000-е гг. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). С медалью. 1999 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Двое со свечой. 2002 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукцион Hampel, Мюнхен, 2008 г.
Олег Целков (1934-2021). Пара. 2003 г. Холст, масло. 170 х 200 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). Двое с перевязанными лицами. 2002 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). 1. Со свечами на голове. 2000 г. Холст, масло. 70х35 см.
Аукцион Hôtel des ventes de Genève. 2. Портрет с ошейником. 2000 г. Холст, масло. 70х35 см.
Олег Целков на фоне своих «светлых» картин 2001-2002 гг.
В 2002 году коллега-художник Эрик Булатов описал работы Целкова как исходящие «из темных и зловещих вещей, таящихся на дне души любого человека».
Две масштабные персональные выставки Олега Целкова на родине прошли в 2004 году: в Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее. В 2005 году он стал единственным проживающим на Западе художником, удостоенным российской премии «Триумф».
Олег Целков (1934-2021). 1. С пистолетом. Двухсторонняя картина. 2002 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). Без названия (Прогулка). 2000 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Аукцион www.artprice.com, 2016 г. Эстимейт 300.000 евро.
Олег Целков (1934-2021). Двое с зеркалом. 2001 г. Холст, масло. 235 х 190 см.
Русский центр искусства. Калининград.
Олег Целков (1934-2021). Маскарад, 2001 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С вилами. 2001 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С головой на голове. 2002 г. Холст, масло. 100 x 100 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С ножом и разделочной доской. 2001 г.
Холст, масло. 130 x 81 см. Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С зеркалом. 2002 г. Холст, масло. 132 х 83 см.
Аукцион VLADEY, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С ножницами. 2001 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Галерея «Минотавр» (Le Minotaure), Париж.
Олег Целков (1934-2021). 1. С воротником. 2002 г. Холст, масло. 120x60 см. Аукцион VLADEY, Москва.
2. Срезанное лицо. 2002 г. Холст, масло. 70х35 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков. 2000-е гг.
В своих массовых картинах Целков пытается передать ужасы прошлого и утрату индивидуальности. «Если вы посмотрите на историю человечества, то это не история отдельного человека, а история масс, и она вся пропитана кровью, ненавистью и обманом», - говорит он. Целков рассказывает, что его персонажи были порождены той высокой концентрацией зла, в которой он находился в СССР. Создавая их, он как бы смирился с существованием зла, не критиковал его, а возводил в норму – в такую же норму оно было возведено, по мнению художника, при социализме. Но зло существует везде и повсеместно, поэтому в эмиграции сюрреалистический мир «морд» Целкова себя не исчерпал. Каждая картина вроде бы предсказуема – всё те же целковские персонажи, – но сюжет их совершенно неожиданен: каждая картина открывает нам новую грань этого «племени». Британский искусствовед Хьюитт оценил кроваво-красную «Тайную вечерю» Целкова 1970 года наряду с «Герникой» Пикассо, как «самый мощный групповой образ 20-го века», написав: «Его следует купить для нации и повесить в галерее Тейт Модерн».
Олег Целков (1934-2021). Головы с булавкой. 2002 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Четверо с ножом. 2002 г. Холст, масло. Галерея АВА, Нью-Йорк.
Олег Целков (1934-2021). Коллекционер и коллекция. 2003 г. Холст, масло. Коллекция Феликса Комарова.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с медалями. 2004 г. Холст, масло. ММОМА.
Олег Целков (1934-2021). Двое. 2004 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Аукцион
«КупитьКартину» (kupitkartinu.ru), 2004 г. Эстимейт 4.900.000 руб.
Олег Целков (1934-2021). Портрет с медалью. 2004 г. Холст, масло, 100 х 100 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $31.250 дол.
Олег Целков (1934-2021). Двое с медалями. 2004 г. Холст, масло. 81 х 100,5 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2015 г. Эстимейт $35.000 – 45.000 дол.
Олег Целков (1934-2021). Мужчина в шляпе. 2004 г. Холст, масло. 65 x 46 см.
Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $34.375 дол.
Олег Целков (1934-2021). Портрет. 2004 г. Холст, масло. 65 х 46 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.
Олег Целков (1934-2021). С топором. 2004 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Частное собрание.
Олег Целков (1934-2021). С топором. 2004 г. Холст, масло. 100 х 100 см. Аукционный дом Shapiro Auctions,
Нью-Йорк, 2016 г. Лот продан за $34.375 дол.
Олег Целков в своей мастерской у картины «Мертвый и живые». Франция, Шампань, Он-ле-Валь, 2007 г.
В 2010 году, на совместной с тремя другими корифеями нонконформизма выставке Олега Целкова в фонде «Екатерина» в Москве была показана авторская керамика и бронза, узнаваемые «целковские» фигуры и головы.
Летом 2014 года в фонде «Екатерина» прошла большая юбилейная выставка Олега Целкова «Бубновый туз»
ИСТОЧНИКИ
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 65, 70, 83, 100, 170, 273, 362-364, 370, 375, 380, 382.